Биография Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Часть 1.
«Рупануга-вайшнава-ачарьи»
Четыре рупануга-вайшнава-ачарьи Шри Гаудия-сампрадаи
Их наставления, особенность их великодушия и описание божественных событий их жизни
Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж
Перевод с издания на хинди
Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
Часть 1
Мы смиренно предлагаем эту книгу нашему возлюбленному Шриле Гурудеву, Нитья-лила-правишта Ом Вишнупаду Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, который всегда посвящал каждое своё издание своему Гурудеву, Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, со следующими словами: «Посвящается моему святому учителю Шри Гаудия-веданта-ачарье Кешари Нитья-лила-правишта Ом Вишнупаду Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, лучшему из десятого поколения потомков бхагават-парампары Шри Кришна-Чайтаньи Махапрабху, а также основателю «Шри Гаудия Веданта Самити» и её филиалов по всему миру.
Пранама-мантра
Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу
ванде хам шри гуру варам шри рупануга праварам
враджа раса расикам ча нарайанам там прапаннам
Я вручаю себя и возношу молитвы величайшему божественному учителю Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу. Он лучший среди последователей Шрилы Рупы Госвами и рупануга-гуру-варги, он непрерывно вкушает сладчайший нектар враджа-расы.
шри гуру чаранам ванде рамана прештхайа бху тале
рупануга бхактидам ча крипа мурти нарайанам
Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Он необычайно дорог Шри Рамана-бихари. Само воплощение милости, он щедро дарует сокровище рупануга-бхакти.
сева кундже врадже рамйе говардхана гирау сада
радха-кунде расананде тат тат сева прадайакам
Шрила Гурудев вечно пребывает в прекрасной Сева-кундже Враджи, на Гири Говардхане и Радха-кунде. Купаясь в блаженстве сладостной расы, он дарует служение Радхе-Кришне в качестве Их служанки.
гурум нарайанакхйам там ванде винода прештхакам
йат пада смрити матрена дамодара прасидати
Я возношу молитвы Шриле Гурудеву, Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, который безмерно дорог Шри Винода Манджари. Просто памятуя его лотосные стопы, можно доставить удовольствие Шри Шри Радхе-Дамодаре.
Пранама-мантра
Шри Шримад Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу
намо садджана севака садджана прештхайа бхутале
шри шримад бхактиведанта вамана ити намине
Я предлагаю свои пранамы Шри Шримад Бхактиведанте Вамане Госвами, который также известен как Шри Саджжан Севак, дорогой слуга всех святых людей этого мира.
майапура дхама прештха гаудийа ваишнава севака
тринад апи шри виграха бхактиведанта вамана
Шри Майяпур-дхама очень дорога Шриле Бхактиведанте Вамане Госвами, а он очень дорог Майяпуру. Он – слуга всех Гаудия-вайшнавов и воплощение смирения, как объяснял Махапрабху: «Тринад-апи-суничена – быть ниже пучка соломы на улице».
шри винода нароттама нарахари прийатама
шри веданта бхагавата шад госвами сухрид ча
Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж очень дорог Шри Винода Да Прабху, Нароттамананде Брахмачари и Нарахари Сева Виграхе Прабху. Он помогает преданным понять «Веданту» и «Шримад-Бхагаватам», утверждая эти писания в их сердцах. Благодаря своей близкой дружбе с Шестью Госвами Вриндавана он всегда сосредоточен на их идеях и, таким образом, раскрывает и устанавливает их концепции для всех джив.
гаура бхавамайа тану удджвала-раса бхавака
бхактиведанта вамано рага бхакти правартака
Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж настолько погружён в гаура-бхаву, что цвет его тела подобен цвету тела Гауранги. Он всегда погружён в уннато-уджвала-расу, и распространяет анурагамайи-бхакти.
Пранама-мантра
Шриле Саччидананде Бхактивиноде Тхакуру
намо бхактивинодайа сач чид ананда намине
гаура шакти сварупайа рупануга варайа те
Я предлагаю пранамы тебе, Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур, величайшему из рупануг и личному проявлению шакти Шри Гауранги [Гададхары Пандита].
вишвешу чаитанйа катха прачари
махатмйа шамси гуру вайшнавам
нама грахадарша иха смритих ким
читте бхавед бхактивинода девах
Когда же эта божественная личность, Шрила Бхактивинода Тхакур, распространивший послание Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру, который провозгласил славу шри гуру и вайшнавов и продемонстрировал идеальный метод повторения шри намы, навсегда поселится в моём сердце?
Подношение
Эта книга появилась по милости моего почтеннейшего духовного учителя Нитья-лила-правишта Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, который всегда стремится увеличить счастье своего Гурудева Шрилы Прабхупады (Сарасвати Тхакура).
Опираясь на наставления четырёх ачарьев и особенно на ачинтья-бхеда-абхеда-сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху (философские принципы, основанные на одновременном единстве и различии между Шри Кришной и Его энергиями), он раскрыл неверные представления в линии мышления Шанкарачарьи. Он доказал, что они полностью противоречат «Веданте» и естественному комментарию к ней – «Шримад-Бхагаватам». Расчищая путь чистой бхакти от шипов и проявляя первозданную, чистую линию бхакти, он постоянно приносит великое счастье Шриле Прабхупаде. Эта книга, явленная милостью Шрилы Гурупада-падмы, теперь предлагается его рукам.
Введение
По беспричинной милости и вдохновению Парамарадхья Гурупад-падмы Нитья-лила-правишта Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа читателям представляется эта книга, озаглавленная как «Рупануга-вайшнава-ачарьи». Эта книга содержит особенности наставлений Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджа и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупады. Она также заключает в себе их бесценный вклад. В этой книге подробно описывается трансцендентная жизнь наших ачарьев. Поэтому я считаю, что мне очень повезло представить эту книгу благословенным читателям.
После публикации биографии Шрилы Гуру Махараджа, в которой содержатся его бесподобные наставления и материалы, в день его столетия (1998 год) у меня появилось сильное желание издать книги о жизни и учении Парам-гурудева Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, Паратпара-гурудева Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджа, Парам-паратпара-гурудева Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Парамештхи-гурудева Шрилы Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа. Хотя я был полностью поглощён проповедью послания Шри Чайтаньи Махапрабху, но всё же я не мог сдержать своего желания опубликовать такую книгу. Сегодня очень благоприятный день, потому что я исполнил своё желание. Поэтому считаю, что я очень удачлив!
Благодаря особым благословениям моего Парамарадхьи Шрилы Гурудева, получив его милость, я начал работу по изданию этой книги в прошлом году. Хотя жизнь и наставления четырёх сварупа-рупануга-ачарьев подробно описаны во многих книгах, изданных на бенгали, хинди и английском языках, я попытался исполнить сокровенное желание моего гуру Махараджа, представив эту книгу, которая является беспрецедентным собранием особенных наставлений, вкладов и деяний наших ачарьев в сжатой форме. Линия рупануг будет сохранена благодаря тщательному изучению этой книги.
Я твёрдо верю, что, приняв образ жизни и учение наших Гаудия-ачарьев, преданные, обладающие верой, обретут квалификацию для обретения своего духовного положения. Изучая их жизни, искренние садхаки станут сведущими в садхане, и, в результате, они утвердятся на пути преданного служения.
Следуя наставлениям наших предшествующих ачарьев, Гаудий, являющихся последователями Шри Сварупы Дамодары Госвами и Шрилы Рупы Госвами, обучаясь у них на основе их ачара, придёт осознание, как гуру-варга полностью проявляется в рупанугатье. Шрила Рупа Госвами был описан Шрилой Кави Карнапуром Госвами в следующей шлоке:
прийа-сварупе дайита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур эка-рупе
татана-рупе сва-виласа-рупе
«Шрила Рупа Госвами, чей дорогой друг – Сварупа Дамодара, полностью подобен Шри Чайтанье Махапрабху, он очень и очень дорог Господу. Будучи воплощением экстатической любви Шри Чайтаньи Махапрабху, Рупа Госвами очень красив. Он очень тщательно следовал принципам, провозглашённым Господом, и был квалифицированной личностью, чтобы правильно толковать лилы Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху распространил Свою милость на Шрилу Рупу Госвами, чтобы он мог служить, даровав миру трансцендентную литературу».
Эта книга была составлена на основе эссе, опубликованных в «Шри Саджджана Тошани» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а также в еженедельном журнале Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Гаудия» и «Даиник надия пракаш». Эта книга также была составлена из эссе, написанных моим Гуру Махараджем и моим уважаемым духовным братом Шрилой Бхактиведантой Ваманой Махараджем. Я молю Шри Шри Гуру-Гауранга-Гандхарвика-Гиридхари, Шри Шри Радха Винода-бихариджи, чтобы Они даровали Свои благословения всем преданным, которые помогли составить и издать эту книгу.
Я твёрдо верю, что эта книга принесёт большое удовольствие Шриле Гурудеву и гуру-варге. Эта книга будет очень уважаема в собрании обладающих верой, искренних преданных. Усвоив наставления этой книги, читатель обретёт способность преодолеть все препятствия, возникающие на пути преданного служения. Таким образом, он получит право войти в царство рупануга-бхаджана.
Пусть читатели примут суть этой книги и оставят без внимания любые ошибки, которые остались незамеченными во время компиляции и публикации.
Молящийся о милости Шри Хари, Гуру и вайшавов,
Триданди-бхикшу
Шри Бхактиведанта Нараяна
Явление Бабаджи Махараджа
Вступление
Шри Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж предположительно явился в этом мире в 1764 году, в королевской семье Самбхрант в деревне Мандалакара, Тангаил, что находится в округе Мьеменсингх современного Бангладеш. Некоторые считают, что он явился в деревне Тадаса, округа Пабна в Бангладеше, в семье варендра-каястх. До сегодняшнего дня нет достоверной информации или заслуживающих доверия рассказов о его отце и матери, а также о годе, дате, и других деталях, связанных с его рождением.
В каком бы месте или в какой бы семье не явился Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, в реальности он – вечно совершенный спутник Бхагавана, а также проявленная форма Шри Чайтаньи Махапрабху. Он полностью осознал философские истины ученической линии Шри Сварупа-рупануг, являясь сарвабхаума (императором) вайшнавов. Он – вечный, достойный поклонения господин Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Исполненный величайшего энтузиазма проповедовать послание Бога, Бабаджи Махарадж – генерал в армии нама-санкиртаны, а также драгоценный камень среди лебедеподобных чистых преданных (парамахамс), находящих радость в проповеди. Шри Врадж и Шри Навадвипа дхама – его вечные места обитания.
Формальное посвящение
Пребывая в своём предыдущем ашраме (домохозяина), Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж разыграл лилу принятия формального посвящения, став инициированным учеником Шри Расабихари Госвами, потомка Шри Нитьянанды Прабху и обитателя провинциального округа Пурулия. У Шри Расабихари Госвами был один ученик, покойный независимый правитель Трипура Ишаначандра Маникья Бахадур. По сегодняшний день Шри Расабихариджи – Божествам, которым поклонялся Шри Расабихари Госвами, служат в его королевском дворце.
Приход в Шри Враджа-мандалу
Изучая историю жизни Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, можно понять, что даже до своего прихода в Шри Враджа-мандалу, он уже был одним из величайших преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. И всё же, желая обрести общество преданных, в полной мере следующих стандартам поведения и учению Шримана Чайтаньи Махапрабху, он пришёл во Вриндаван.
Общение с вишуддха-рупануга-ачарьей
По воле божественного провидения Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж пришёл в Шри Враджа-мандалу и получил общение бхагаваты, Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа. Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж являл лилу ачарьи, в то же время он безукоризненно следовал настроению линии Шрилы Рупы Госвами, проповедуя его учение. Встретив Шрилу Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа, сердце Шрилы Бабаджи Махараджа, сгоравшее от желания получить общение рупануга-вайшнавов, обрело желанный покой. Именно от него Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж получил знание о глубокой практике и философских истинах бхаджана Гаудия-вайшнава-сампрадаи.
Парамахамса-веша
Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж начал заниматься искренним служением своему Гурудеву, днём и ночью присматривая за всеми его нуждами. Он оставался под полным руководством Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа в течение долгого времени, проживая на берегу Шри Сурья-кунды, где он и являл идеальный пример садхана-бхаджана. Видя его искреннее старание в служении, а также не имеющую себе равных любовь к Шри Гауранге Махапрабху, Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж дал ему одежды отшельника (парамахамса-вешу), даруя таким образом в высшей степени большую удачу обитателям этого мира.
Краткая история жизни Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа,
веша-гуру Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа
Когда Шриле Мадхусудану дасу Бабаджи Махараджу было всего двенадцать лет отроду, один преданный дал мальчику шри харинама-маха-мантру, вместе с восемнадцатислоговой шри кришна-мантрой. Хотя Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж начал воспевание мантр в таком раннем возрасте, всё же позже, став взрослым, он сокрушался: «О, какой же я неудачник! Мне ничего не известно о том, как именно воспевать харинаму и кришна-мантру! Я даже не знаю имени моего Гурудева, который дал мне мантру! Я его больше никогда в жизни не видел! У меня никогда не было возможности служить ему, что уж говорить о получении наставлений. Из-за отсутствия гуру-севы и наставлений моего гуру, моя жизнь пройдёт напрасно. Чего я добьюсь, не зная смысла моих мантр и гуру-парампары?»
Погружённый в такие мысли, он пришёл в Шри Враджа-мандалу искать своего Гурудева. Он прожил некоторое время в Камьяване, а затем в поисках своего учителя отправился в путешествие по многим другим местам Шри Враджа-мандалы. Однако будучи неспособным исполнить своё желание, Мадхусудан чувствовал себя подавленным. Он ощущал себя лишённым как общения со своим Гурудевом, так и знания о процессе воспевания мантры. Тогда, намереваясь покончить с собой, он привязал к шее большую шилу Гирираджа Говардхана и прыгнул в Шри Радха-кунду. Однако в ту же секунду Богиня Шри Радха-кунды, Сама Шримати Радхика, вместе с Её возлюбленным Шри Кришной подняли его со дна Своими руками и положили на берег. Затем Они написали на листьях тала имя его Гурудева, его гуру-парампару, как воспевать данные ему мантры, а также о многом другом. Положив эти листья возле Мадхусудана, Они исчезли. Так по беспричинной милости Шри Шри Радха-Кришны ему было явлено, кто его духовный учитель. Его Гурудев, Шри Уддхава дас, был последователем в линии рупануга-вайшнавов Шрилы Баладевы Видьябхушаны Прабху. Следуя цепи ученической преемственности и доктрине Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнавов, Шри Уддхава дас был всегда занят шри-рупануга-бхаджаном.
В скором времени Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж поселился в чистом месте игр на берегах Сурья-кунды, в кундже под названием Мадана-рана-ватика, в пяти милях на север от Шри Радха-кунды. Однажды, когда Шрила Бабаджи Махарадж сидел в своей бхаджана-стхали, его трансцендентному взору открылись игры холи во Врадже. Наблюдая за ними, Шрила Бабаджи Махарадж вошёл в эти игры в своей совершенной духовной форме (нитья-сварупе). Находившиеся неподалёку люди увидели, как его одежды стали разноцветными, обсыпанными разными красками, а также они стали источать приятный аромат. Услышав удивлённые возгласы людей, Шрила Бабаджи Махарадж снова возвратился во внешнее сознание. С той поры Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж прославился на Сурья-кунде как сиддха-бабаджи.
Также достоверно известно, что каждый день, когда бы Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж ни объяснял смысл «Шримад-Бхагаватам» в своём бхаджана-кутире на Сурья-кунде, туда приползал питон, чтобы послушать его. Когда Бабаджи заканчивал, питон предлагал ему дандават-пранамы и уползал восвояси.
Шрила Бабаджи Махарадж обычно ежедневно омывался в Шри Сурья-кунде. Однажды ночью Шримати Радхарани явилась ему во сне и сказала: «На дне этой кунды находится Гиридхари-шила со знаком Моей короны, отпечатавшимся на ней. Вытащи эту шилу и поклоняйся ей». Когда Шрила Бабаджи Махарадж проснулся на следующее утро и вспомнил свой сон, то ощутил огромное удовлетворение в сердце. Следуя указанию Шримати Радхарани, он вытащил шилу из Сурья-кунды, и хотя навскидку шила весила примерно 80–100 килограммов, когда Шрила Бабаджи Махарадж её нёс, она стала легче цветка. Шрила Бабаджи Махарадж начал ежедневное поклонение ей.
По сей день шиле, которой служил Шрила Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж, а также нама-брахману, именам Бхагавана, которым он поклонялся, таким как «шри харе кришна» и «шри харибол», написанным на дереве, служат в храме на берегах Шри Сурья-кунды. Самадхи Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа и его древний бхаджана-кутир также находятся там. День ухода Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа отмечают на Сурья-кунде на Аграхаяна-шуклаштами, или восьмой день светлой половины месяца сентябрь-октябрь.
Гаура-бхакта Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж
Получив парамахамса-вешу, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж путешествовал по различным местам Шри Враджа-мандалы и Шри Гаура-мандалы. Таким образом, он принёс благо миру и увеличил красоту и великолепие этих мест. Бабаджи Махарадж воспринимал Шри Гаура-мандалу и Шри Враджа-мандалу неотличимыми друг от друга. Так же, как качества Шри Кришны проливаются подобно потокам дождя на преданных, которые поклоняются Ему, все качества Шри Гаурахари, такие как глубокий вкус к воспеванию харинамы и качества, о которых говорится в третьем стихе «Шикшаштаки», были проявлены в Шриле Бабаджи Махарадже. Сами эти качества стали благословенны, когда обрели приют лотосных стоп Шрилы Бабаджи Махараджа.
Уход Шри Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа
Когда пришло время, по воле Бхагавана Шри Мадхусудан дас Бабаджи Махарадж явил лилу своего ухода. Вместе со своими духовными братьями Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж поместил Гурудева в самадхи на берегу Сурья-кунды. С этого момента он начал проводить большую часть времени на Сурья-кунде. Иногда он на какое-то время уходил в Шридхам Навадвипу, а затем опять возвращался на Сурья-кунду.
Его проповеднические игры как ачарьи
Бхагаван Шри Гаурасундара принимает поклонение и служение тех, кто отрекаются от всего, ищут исключительное прибежище у Него и дают обет проповедовать Его послание. Некоторые люди из ложной скромности считают себя низкими и падшими, тем самым думая о себе, что они – возвышенные вайшнавы. Чтобы защитить свой притворный бхаджан, они иногда думают: «Если я начну принимать учеников, мой бхаджан будет разрушен». Однако их так называемое смирение на самом деле исполнено гордыни. Отставив в сторону эту откровенную наглость, следует исполнять функции шри гуру, обучая методу смиренного воспевания шуддха-намы как на личном примере, так и посредством проповеди. Таким образом, мирской престиж в форме волн чувственного наслаждения не окажет на преданного никакого влияния.
Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, а также другие чистые преданные оставили свои наставления в написанных ими книгах, в то время как Шрила Нароттам Тхакур, Шрила Мадхвачарья, Шрила Рамануджачарья и другие приняли множество учеников. Многие глупцы стали оскорбителями лотосных стоп истинных акинчана-вайшнавов, думая, что проповедническая деятельность препятствует ангам бхакти и является всего лишь волнами чувственного наслаждения. Следуя возвышенному и милостивому настроению вышеперечисленных вайшнава-ачарьев, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж следовал наставлению Шри Чайтанья Махапрабху:
йаре декха таре каха кришна упадеша
амара агйайа гуру хана тара’ эи деша
«Обучай каждого, кого встретишь тому, чему учил Кришна. По Моему приказу стань гуру и освободи всех там, где живёшь».
Таким образом всем, кто бы ни пришёл к Шриле Бабаджи Махараджу по собственному желанию, Бабаджи сразу же начинал рассказывать хари-катху. Многие преданные привлеклись Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем, видя его не имеющую себе равных анурагу по отношению к Шри Гаурасундаре, а также его непостижимый энтузиазм в практике и проповеди учения Шри Чайтанья Махапрабху. Эти преданные приняли прибежище у Шрилы Бабаджи Махараджа, и, когда они проводили свои дни в состоянии великой отрешённости от всего мирского под его опекой, их жизни озарили удача и успех. Многие домохозяева также следовали наставлениям Шрилы Бабаджи Махараджа.
Строгое следование методу рупануга-бхаджана
Даже когда Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж ругал кого-то, то всё равно оставался беспристрастным. Наставления, которые он давал во благо души, порою были колкими или даже резкими. Бабаджи Махарадж долгое время прожил, приняв прибежище на берегах Шри Радха-кунды. Следуя методу рупануга-бхаджана, он ежедневно занимался служением Шри Радха-Говинде посредством нама-бхаджана. Шрила Бабаджи Махарадж оставался в этом мире целых 142 года, постоянно совершая кришна-киртану, а также вдохновляя других воспевать шри харинаму. Единственная сиддханта, которую Бабаджи Махарадж принимал, заключалась в том, что практика всех анг бхакти должна сопровождаться воспеванием святых имён Господа, он никогда не соглашался с какой-либо иной концепцией.
Он совершал хари-киртану в настроении глубоко переживаемой разлуки с Господом и наставлял других делать то же самое. Он никогда не поощрял притворную практику «полного погружения в нама-бхаджан», занимаясь которым, притворщики наслаждаются в своём уме, а также никогда не поддерживал лицемерную концепцию уединённого бхаджана. Воспевая исключительно маха-мантру, сошедшую из лотосных уст Шримана Махапрабху и состоящую из шестнадцати имён, и которые можно разделить на тридцать два слога, он никогда не потакал нама-апарадхи (оскорбителям намы), воспевающим спекулятивные, воображаемые современные мантры, полные расабхасы и идущие вразрез с сиддхантой.
Следуя наставлениям Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, рупануга-садхаки никогда не исполняли расабхаса-киртан, не говоря уже о нама-апарадхе вместо шуддха-намы и нама-киртана. Человек может воспевать с верой или полностью игнорировать воспевание, однако, если он не может отказаться от нама-апарадхи и считает оскорбительное воспевание шуддха-намой, – это совсем другая история. Защищать дурные привязанности или поддерживать одно из десяти оскорблений святого имени, в то же время по глупости считая свою харинама-киртану успешной, – самообман. Шрила Бабаджи Махарадж не терпел ничего, идущего вразрез с сиддхантой или имеющего даже небольшую примесь расабхасы.
Наставления Шрилы Бабаджи Махараджа
профессиональным чтецам «Бхагаватам»
Погружённые в блаженство бхаджана в Шри Вриндаване Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж и его не имеющие других желаний спутники с преданностью совершали нама-бхаджан в обществе парамахамс. Однажды, движимый желанием жить в святом месте в обществе брахманов, во Вриндаван пришёл один учёный знаток санскрита. Он был известным профессиональным оратором из Катвы – места, где Махапрабху явил лилу принятия санньясы. Профессия его заключалась в декламировании «Бхагаватам», и за это он получал плату. Прибыв во Вриндаван, учёный начал объяснять «Шримад-Бхагаватам» с целью накопить богатство, заслужить почести и славу. Иными словами, декламируя «Бхагавата Пурану», на самом деле он был поглощён набиванием желудка и другой материальной деятельностью. Видя это, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж и другие бхаджанананди-вайшнавы оставались равнодушными к его объяснениям «Шримад-Бхагаватам», который является венцом всех священных писаний.
Один джентльмен спросил Бабаджи Махараджа, почему тот был не склонен слушать его чтение. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж ответил: «Человек, устраивающий бизнес на пересказе и толкованиях «Бхагаватам», – оскорбитель святого имени. Из его уст исходит вовсе не прославление Шри Кришны – трансцендентного, не воспринимаемого чувствами Господа. Человек, который продаёт свой киртан и чтение «Бхагаватам», просто чтобы набить желудок или удовлетворить язык, достоин большего осуждения, чем танцующая проститутка. Не может быть и речи о том, чтобы слушатели оратора-бизнесмена обрели какое-либо благо. Напротив, слушая вновь и вновь нама-апарадху, исходящую из уст такого человека, дживы оступятся и в результате начнут развивать веру в объекты наслаждения, а не в Шри Кришну. Лицемерное шоу позже узурпирует положение честного искреннего бхаджана, и, в результате, дживы не обретут ничего хорошего».
К счастью, удачливый оратор остался доволен резкими и правдивыми речами Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, хотя ему было не очень приятно их слышать в свою сторону. Скорее он понял, что так проявляется милость Бабаджи Махараджа. С того самого дня он знал, что делать бизнес на декламировании «Бхагаватам» достойно осуждения, и потому отказался от этого. Приняв милость Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, этот удачливый оратор позже стал парама-бхагавата-вайшнавом. Живя в Шри Вриндаване, он выражал почтение даже ослам, собакам, и собакоедам. По милости отречённых преданных от наглости, причиной которой были его каста, классовая принадлежность и образование, не осталось и следа.
Конец 1 части
…………………………………………………………
Перевод на русский: Рамана Манджари д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж