?

Явление Шри Адвайты Ачарьи.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 118. Опубликовано: 28-02-2023, 17:50

Явление Шри Адвайты Ачарьи

 Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Австралия, Перт, 31 января 2001г.

 

Адвайта Ачарья, неотличный от Маха-Вишну, бросает взгляд на упадана-пракрити, изначальную энергию, первопричину материального творения. Под Его взглядом из упадана-пракрити проявляются двадцать четыре материальных элемента. Каковы эти элементы? Пять грубых элементов (панча-бхута), пять объектов чувств (тан-матра), пять познающих органов чувств (гьянендрии), пять действующих органов чувств (кармендрии), ум (мана), разум (буддхи), ложное эго (аханкара) и непроявленное состояние трёх гун материальной природы (авьякта) [Это объясняется в «Бхагавад-гите», 13.6.]. Итак, благодаря взгляду Адвайты Ачарьи, или Маха-Вишну, упадана-пракрити порождает все эти элементы.

Маха-Вишну (так же известному как Каранодакашайи Вишну) достаточно только пожелать, чтобы пракрити (материальная энергия) начала творить. Лишь благодаря этому она приходит в движение. Таким образом, для творения необходимы пуруша и пракрити, Верховный Повелитель (Маха-Вишну) и Его материальная энергия. Пракрити не может действовать независимо, сама по себе. Только по желанию Каранодакашайи Вишну она смешивает элементы в определённых пропорциях, после чего из неё рождаются бесчисленные вселенные.

Как возникает Шамбху (проявление Господа Шивы)? Какова Его таттва? Он появляется как результат взаимодействия Верховного Господа и преобразующей субстанции [по аналогии с закваской – прим. переводчика], представляющей собой смесь тьмы (тамо-гуны), мельчайших частичек татастха-шакти и в очень незначительной степени компонентов духовной энергии (чит-шакти): знания (самвит) и блаженства (хладини) [Это объясняется в «Брахма-самхите», 5.45, комм.]

Господь Шри Кришна – изначальный Господь, из которого появляется Баладев Прабху. Из Баладевы – Мула-Санкаршана в Двараке, а из Него – Маха-Санкаршана на Вайкунтхе. Тот в свою очередь распространяет Себя в Каранодакашайи Вишну. Каранодакашайи Вишну появляется исключительно с целью сотворения материального мира. Он желает: «Пусть возникнет материальный мир». Майя – это Его энергия желания (иччха-шакти), которая по своей природе не является чистой, поскольку желание направлено на материальное (иллюзорное) творение.

Мула-Санкаршана, Маха-Санкаршана и другие подобные Им воплощения никак не связаны с материальным творением. Однако Каранодакашайи Вишну желает участвовать в его проявлении и потому бросает взгляд в сторону майи. Каранодакашайи Вишну относится к категории вишну-таттвы, и в этом смысле Он чист. Однако, в то же время, Его таттва не является вечной и абсолютно чистой, поскольку в Нём присутствует желание творить материальный мир. Он существует только ради сотворения материального мира, который появляется из реки Вираджа на стыке духовного и материального мира. Только в этом Его функция. Он не является нитья-таттвой, Он не проявление вечной Истины (1). Вечно существует Маха-Санкаршана и другие, но не Каранодакашайи Вишну.

Итак, Он пожелал [творить] и взглянул на майю. Желать [в данном случае] означает «взглянуть на». Такое желание служить ради творения и есть нимитта-карана, действенная причина материального мира. Однако желание творить само по себе не является абсолютно чистым. Желание творить – это абхаса (тень), или подобие Его изначального желания [служить Кришне]. Это и есть Шамбху-линга. Тень шакти Маха-Вишну на Вайкунтхе известна как Рама-деви, Она известна как пракрити. Итак, тень Рама-деви, шакти Маха-Вишну, и тень [желания] Самого Маха-Вишну соединяются, благодаря чему происходит творение.  

Когда Маха-Вишну (Каранодакашайи Вишну) желает сотворить материальный мир, [в результате чего Шамбху-линга] соединяется с Майей (тенью Рама-деви), тогда рождается Брахма (с длинным «а» на конце). Брахма бывает двух типов: один – это Хираньягарбха Брахма, который является непосредственной экспансией Гарбходакашайи Вишну и подобен Самому Вишну, а другой – Вайраджа-джива Брахма, который является дживой, живым существом, и который соответствует четырёхглавому Брахме в нашей Вселенной [Это также объясняется в «Шримад-Бхагаватам», 5.20.44, в комментарии Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа]. Из этих двоих Хираньягарбха Брахма выше по своему положению (по таттве) и подобен Гарбходакашайи Вишну. Он побуждает Вайраджа-джива Брахму действовать, исполняя возложенные на него обязанности.

Маха-Вишну выступает в двух ипостасях: как нимитта-карана, и как упадана-карана. Нимитта-карана (действенная причина) – это Сам Каранодакашайи Вишну, а упадана-карана (вещественная причина) – это Адвайта Ачарья, который бросает взгляд на упадана-пракрити, непроявленную материальную природу [энергию, из которой проявляются все материальные элементы]. Благодаря этому образуется двадцать четыре материальных элемента. Каранодакашайи Вишну желает, чтобы эти элементы проявились и образовали бесчисленные материальные вселенные.

Адвайта Ачарья – это часть части части части Нитьянанды Прабху. Тем не менее, в играх Шри Чайтаньи Махапрабху Они часто затевают шуточные ссоры (как будто на равных). Шрила Адвайта Ачарья относится к категории вишну-таттва, а Нитьянанда Прабху – повелитель всей вишну-таттвы. Внешне выглядит, будто Они ссорятся, однако на самом деле Они скрытым образом прославляют друг друга, раскрывая божественную природу друг друга.

Сегодня день явления Адвайты Ачарьи. Он необычайно могуществен. Об этом говорит тот факт, что Ему удалось призвать в этот мир Самого Шри Чайтанью Махапрабху! Если бы не Он, то совсем неясно, когда именно явился бы Шриман Махапрабху. Кришна в любом случае собирался прийти сюда в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Однако, если бы Он явился по Своей воле, Он мог сделать это в любое время, например, в конце Кали-юги. Но Адвайта Ачарья призвал Его, предлагая Ему листочки Туласи, которые сами по себе также обладают огромным могуществом. Предложив листья Туласи и воду Ганги, Адвайта Ачарья взывал к Кришне: «Приди немедленно, а то Я проявлю четыре руки и разрушу весь этот мир!» В конце концов, он услышал голос с небес: «Не беспокойся, очень скоро Я приду».

Шрипад Мадхава Махарадж: Кришна пришёл, поскольку испугался, что Адвайта может разрушит этот мир.

Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами): После этого очень скоро Кришна пришёл сюда в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы явить здесь Свои игры. Именно по этой причине Адвайту Ачарью называют Гаура-ана Тхакур, что означает: «Тот, кто привёл Чайтанью Махапрабху». Его также называют Нада, или «Тот, кто способен поколебать трон Кришны». Адвайта Ачарья взывал: «Пожалуйста, приди! Пожалуйста, приди!», и тогда Кришна явился в этот мир. Адвайта Ачарья Прабху киджая! Джая хо!

Шьямарани даси: Гурудев, вы сказали, что желание Каранодакашайи Вишну сотворить этот мир было не вполне чистым, и потому Он не пурна-таттва, не чистая таттва.

Шрила Гурудев: Он не является чистой таттвой, подобно Нараяне, Баладеве Прабху или Кришне. Хотя все Они относятся к вишну-таттве, эти три Вишну (пуруша-аватары), которые участвуют в создании, поддержании и разрушении этого мира, не являются чистой таттвой. Правильнее было бы сказать, что нечистой является не Их таттва, а Их действия и желания [связанные с материальным творением]. Когда материальный мир перестаёт существовать, Кширодакашайи Вишну входит в Гарбходакашайи Вишну, а Гарбходакашайи Вишну – в Маха-Вишну (Каранодакашайи Вишну). Адвайта Ачарья также входит в Маха-Вишну. Всё творение растворяется в Маха-Вишну, а Маха-Вишну – в Маха-Санкаршане (становясь маха-самашти).

Дхриштадьюмна дас: В одной из своих лекций, опубликованной в книге «Прабандхавали», вы объяснили, что нимитта-карана, действенная причина, сравнивается с судьёй, который поручает полицейскому схватить преступника. Полицейский тут выступает в качестве упадана-караны, вещественной причины. Но ведь причина происходящего – это действия самого преступника. Является ли тот факт, что живые существа хотят наслаждаться, причиной, по которой Кришна проявляет это творение? Или же сначала Он желает проявить творение, а затем живые существа…

Шрила Гурудев: лока-ват лила-кайвалйам – «Почему бы Ему не явить подобные лилы?» («Брахма-сутра», 2.1.34) Ничто не происходит без Его воли. Он Сам желает проявить те лилы, в которых дживы забывают Его. А иначе, вечная чистая джива никогда не смогла бы забыть Его, даже находясь в положении татастхи. Даже там она чиста. Как она может забыть о Кришне? Ведь всё происходит по Его желанию.

В «Джайва-дхарме» Враджанатх спрашивает у своего гуру:

– Кажется, будто Кришна немилостив. Почему Он так поступает?

Его гуру отвечает:

– Почему Кришна не может устроить такую лилу? Это одна из Его многочисленных лил. Не будь её, Кришна не был бы полон Сам в Себе. Поэтому она должна была произойти.

Когда Шри Адвайта Ачарья был ещё ребёнком, он был чрезвычайно красив, с глазами, подобными лепесткам лотоса. Однажды отец пошёл вместе с ним в храм Дурги со множеством рук и с гирляндой из черепов демонов. В храме собралось много людей, включая царя, который глубоко почитал эту богиню и поклонялся ей.

Отец Адвайты Ачарьи молился богине, сложив ладони, но его сын Камалакша (детское имя Адвайты Ачарьи), которому было около пяти лет, не предложил ей пранамы. Увидев это, царь очень расстроился и обратился к отцу Камалакши:

– Твой ребёнок – атеист. Он не оказывает должного почтения Дурга-деви. Почему ты не обучил его этому?

Отец Камалакши сказал сыну:

– Почему ты отказываешься делать это? Вырази ей почтение хотя бы для того, чтобы исполнить желание царя.

Так все его убеждали снова и снова, пока, наконец, Камалакша не объяснил:

– Если я стану предлагать ей пранамы, она взорвётся, словно бомба, и разлетится на мелкие кусочки.

Про себя Он думал: «Я её вечный муж. Жена не может допустить, чтобы муж предлагал ей пранамы».

Затем вслух он сказал:

– Она не сможет вынести мои пранамы.

Но Его отец настаивал:

– Сделай это хотя бы один раз.

Подчинившись уговорам, Камалакша предложил свои пранамы, и тут же статуя Дурги с оглушительным треском разлетелась на множество кусков. Царь и его отец с ужасом подумали: «Кто Он такой?» Но даже после этого они ничего не могли понять.

Согласно ведической культуре брахманы считаются высшим сословием в обществе. В то же время, мусульман все считают изгоями, низшим классом, потому что они едят мясо коров и занимаются другими недозволенными видами деятельности [В ведической культуре убийство коров и быков приравнивается к убийству своей матери или отца]. Однако Харидас Тхакур, хотя и вырос в мусульманской семье, всегда повторял святые имена и помнил о Кришне, поэтому Адвайта Ачарья испытывал к нему огромное уважение.

Однажды Адвайта Ачарья совершал обряд шраддхи в честь Своего умершего отца. На этой церемонии принято делать подношение Тхакураджи (Божествам), а затем следует предложить прасад самому почитаемому гостю. Это должен быть наиболее образованный, старший по возрасту и всеми уважаемый человек. Множество первоклассных брахманов и высокообразованных учёных собралось у Адвайта Ачарьи. Все ждали, когда он выберет кого-то из них. Те, кого обычно чествовали на подобных мероприятиях, были уверены, что Адвайта обратится именно к ним.

Шрипад Мадхава Махарадж: Они с нетерпением ждали: «Он должен выбрать именно меня. Он должен выбрать именно меня». Но Он так никого из них и не выбрал.

Шрила Гурудев: Он вышел за ворота своего дома и, увидев поблизости Харидаса Тхакура, пригласил его к себе. Однако тот наотрез отказывался заходить в дом. Адвайта Ачарья буквально силой заставил его войти. Там он усадил Харидаса на почётное место и первому предложил прасад. Перед всеми собравшимися Он прославил Харидаса Тхакура такими словами: «Накормить тебя – это гораздо более ценно и принесёт мне гораздо больше плодов, чем если бы я накормил миллион возвышенных брахманов».

Харидас Тхакур был очень смущён тем, что ему оказывают такую честь, но Адвайта Ачарья настаивал на  своём. Только чтобы доставить ему удовольствие, Харидас принял подношение.

Брахманы были в полном недоумении. Они думали: «Что за глупость такая?! Наверное, Адвайта Ачарья сошёл с ума. Он что, совсем разум потерял?! Зачем он привёл сюда этого мусульманина, который ест мясо коров?!»

Затем они обратились к Адвайте Ачарье:

– Если ты ведёшь Себя подобным образом, мы немедленно уйдём отсюда. Мы отвергнем Тебя и навсегда исключим из касты брахманов.

На что Адвайта Ачарья ответил:

– Мне всё равно, что вы думаете. Я поступаю абсолютно правильно. Харидас Тхакур – чистый преданный. Он не индус, не мусульманин, не брахман, не кшатрий и не вайшья.

Махапрабху научил нас:

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро

нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир ва

кинту продйан — нихила-парамананда — пурнамритабдхер

гопи-бхартух пада — камалайор даса-дасанудасах

[«Я не брахман, я не кшатрий, не вайшья или шудра. Я также не брахмачари, не домохозяин, ванапрастха или санньяси. Я – слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, возлюбленного гопи. Он – океан нектара и источник всеобщего трансцендентного блаженства. Он исполнен всего великолепия» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 13.80)].

Адвайта Ачарья продолжал:

– В мире нет никого более чистого и возвышенного, чем чистый преданный (шуддха-вайшнав), который всегда помнит о Кришне и повторяет Его имена. Я думаю, что во всей вселенной нет никого более достойного, чтобы принять это подношение, чем Харидас Тхакур. Вот почему Я пригласил его. Если хотите, можете уходить отсюда.

Когда брахманы покинули дом, до них стало доходить, что на самом деле Адвайта Ачарья прав. Поэтому они вернулись и попросили у Харидаса Тхакура прощения.

Шрипад Мадхава Махарадж: Когда они покинули дом, кто-то напомнил им: «Разве вы не слышали о том, как божество Дурги раскололось, когда Он, будучи ещё маленьким мальчиком, предложил ей пранамы? Вы знаете, кто он такой? Он никогда ни в чём не ошибается. Если вы пойдёте против него, вся ваша династия будет разрушена».

Шрила Гурудев: Джагай и Мадхай были известны по всей Навадвипе своим ужасным поведением. Однажды Нитьянанда Прабху позвал с Собой Харидаса Тхакура, чтобы пойти к ним и попросить их повторять святое имя Господа. Харидас Тхакур предупредил Нитьянанду Прабху:

– Ты что такое придумал?! Они же могут напасть на нас и избить до смерти. Имея дело с этими демонами, Ты играешь со смертью!

– Я хочу проверить, действительно ли Нимай Пандит – это Сам Кришна, и посмотреть, насколько Он могуществен, – ответил Нитай. – Он приказал нам ходить повсюду и призывать всех повторять имена Кришны. Он сказал мне: «Если кто-нибудь не будет повторять или не последует Твоему наказу, я возьму Свою чакру и отрублю ему голову». Я хочу проверить, сдержит ли Он Своё слово или нет. Я думаю, что эти двое – самые подходящие кандидаты для такой проверки.

 С такими словами Он решительно направился к этим двум братьям, в то время как Харидас Тхакур держался позади, приговаривая:

– Ты можешь идти. Я с Тобой не пойду.

Подойдя к ним, Нитьянанда Прабху крикнул:

– Эй, Джагай, Мадхай, повторите Харе Кришна хотя бы раз.

Двое братьев уставились на Нитьянанду Прабху своими красными от алкоголя глазами, а затем кинулись на Него, чтобы побить.

Харидас Тхакур и Нитьянанда Прабху бросились наутёк. Харидас Тхакур не мог бежать так же быстро, как Нитьянанда Прабху. Он тяжело дышал, стараясь не отставать. Двое пьяниц бежали вслед за ними, пока, наконец, не добежали до развилки дорог. Не зная, по какой дороге побежали Нитьянанда и Харидас, они решили прекратить погоню. Так Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур были спасены.

Увидев их, Адвайта Ачарья спросил у Харидаса:

– Отчего это ты так запыхался?

Харидас ответил:

– О, наша жизнь была в большой опасности! Я предупреждал Шрипада (Нитьянанду Прабху), чтобы Он не приближался к Джагаю и Мадхаю, но Он посчитал их самыми подходящими кандидатами для обретения милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Он не послушался моего совета. Подойдя к ним, Он сказал: «Вы должны повторять: харе кришна, харе кришна, кришна кришна, харе харе, харе рама, харе рама, рама рама, харе харе. Но они тут же кинулись на нас, и нам пришлось убегать, спасая свою жизнь. Они хотели нас убить, но, так или иначе, по милости Господа Кришны нам удалось спастись. Нитьянанда Прабху бегает быстрей меня, поэтому я оказался в гораздо более опасном положении.

Выслушав Харидаса, Адвайта Ачарья сказал:

Не общайся с Нитьянандой. Никогда не доверяй Ему. Эти двое – пьяницы, и Он тоже пьяница. А Нимай Пандит… О, это самый большой пьяница! Что-то мне подсказывает, что завтра эти четверо пьяниц будут сидеть вместе, пить и танцевать. Не ходи с Ним. А иначе твоя жизнь будет в опасности.

Харидас Тхакур улыбнулся и сказал:

– О, Прабху, не пытайся меня обмануть. Я знаю, что лишь благодаря одному желанию Нитьянанды Прабху они уже будут освобождены. Всё остальное – это лишь формальность. Несомненно, они освобождены – точно так же, как верёвка: когда она сгорает, она всё ещё выглядит как верёвка, хотя от неё остался один лишь пепел.

На следующий день Нитьянанда Прабху и Харидас снова отправились проповедовать вместе. Таким образом, Адвайта Ачарья в шутливой форме прославлял Нитьянанду Прабху.

Адвайта Ачарья Прабху киджая!

Ситанатха, муж Сита-деви, киджая!

Гаура-ана Тхакур киджая!

Камалакша Прабху киджая!

Любовные ссоры Адвайты Ачарьи с Нитьянандой Прабху киджая!

……………………………………..

1) Если Господь Шри Кришна больше не желает создавать материальный мир, тогда Его проявление, известное как Маха-Вишну, уходит в непроявленное состояние, известное, как маха-самашти. Если Кришна желает вновь проявлять материальные вселенные, тогда из маха-самашти проявляется вновь Маха-Вишну для того, чтобы выполнить это желание. Поэтому проявление Маха-Вишну не вечно, но вечно Его бытие, которое то проявляется, то уходит в непроявленное состояние.

 

Перевод: Махешвар д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж