Шуддха-бхакти. Према-парамартха. Даша-мула-таттва, часть 5.
Философия Гаудия-вайшнавов
Даша-мула-таттва
Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Часть 5
Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»
Часть 5
Концепция шуддха-бхакти
Мы уже упоминали, что согласно священным писаниям, бхакти — это единственный путь достижения Бхагавана. Только бхакти может привести дживу к Самому Бхагавану. Только бхакти может дать дживам возможность получить Его даршан, и только бхакти может покорить Бхагавана, парама-пурушу. Здесь мы обсудим внутреннюю природу бхакти.
Давая определение бхакти, Маха-риши Шандилья написал:
са паранурактир ишваре
«Бхакти — это трансцендентная привязанность к Ишвару» («Шандилья-сутра», 1.2).
В «Нарада-панчаратре» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.10) сказано:
сарвопадхи винирмуктам тат паратвена нирмалам
хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате
«Бхакти — это служение трансцендентными (апракрита) чувствами Шри Кришне, господину всех чувств. Такое бхакти, в котором все усилия направлены на удовлетворение Кришны, свободно от препятствий, создаваемых телом и умом. Это бхакти чисто: оно не покрыто кармой, или деятельностью ради её плодов, и гьяной, знанием, ведущим к слиянию с безличным Брахманом».
В «Шримад-Бхагаватам» (3.29.11-12) даётся такое определение бхакти:
мад-гуна-шрути-матрена майи сарва-гухашайе
мано-гатир авиччхина йатра гангамбхасо 'мбудхау
лакшанам бхакти-йогасйа ниргунасйа хй удахритам
ахаитукй авйавахита йа бхактих пурушоттаме
«Я — высший наслаждающийся, Господь, пребывающий в сердцах всех существ. Когда в человеке пробуждается беспричинная и постоянная естественная любовь ко Мне и когда он, едва услышав о Моих качествах, мыслями устремляется ко Мне, как жидкое масло непрерывной струёй течёт из сосуда или как Ганга безудержно стремится к океану, это называется трансцендентным преданным служением, ниргуна-бхакти-йогой».
Хотя в шастрах даются такие определения бхакти, дорогой спутник Сваям Бхагавана Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами, объединил все существующие определения бхакти и в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхаг, 1.11) дал новое прекрасное описание, которое является самой жизнью и главным сокровищем Гаудия-вайшнавов:
анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама
«Уттама-бхакти — это анушиланам (развитие, культивирование) служения Кришне, которое должно совершаться всеми усилиями тела, ума и речи, а также бхавами (духовными настроениями, чувствами) исключительно для Кришны; оно непрерывно, как поток жидкого масла, и в нём нет иных желаний кроме желания удовлетворить Кришну; уттама-бхакти не покрыто кармой, гьяной и проч.».
В этой сутре ясно описаны сварупа-лакшана (главный признак) и татастха-лакшаны (второстепенные признаки) бхакти. Уттама-бхакти значит шуддха-бхакти (чистое бхакти). Карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти не являются чистым бхакти. Цель карма-мишра-бхакти — материальные удовольствия, а цель гьяна-мишра-бхакти — освобождение. Только то бхакти, в котором нет стремления к материальным удовольствиям и освобождению, можно назвать чистым бхакти, и только это бхакти является средством обретения премы к Бхагавану.
Что же это за бхакти? Мы объясним здесь его главный признак (сварупа-лакшану) и второстепенные признаки (татастха-лакшаны). Главный признак чистого бхакти состоит в том, что преданный посвящает все усилия тела, ума и речи служению Кришне ради Его наслаждения и развивает любовные чувства (бхавы) по отношению к Нему. Усилия и бхава всегда должны активно служить наслаждению Кришны. Сварупа-лакшана, или главный признак бхакти, проявляется у дживы, когда по милости Шри Кришны или Его дорогого бхакты в её сварупе проявляется особая функция сварупа-шакти Бхагавана (внутренняя функция энергий хладини и самвит).
Шрила Рупа Госвами описал также два второстепенных признака (татастха-лакшаны) чистого бхакти. Первый заключается в том, что в чистом бхакти нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Все желания, которые отличны от желания развивать свою преданность, противоречат бхакти, и их относят к категории аньябхилашита (посторонние мотивы). Другой второстепенный признак чистого бхакти — это свобода от примесей гьяны, кармы и проч. Развитие знания о единстве дживы и безличного Брахмана, ежедневное и периодическое выполнение обязанностей категории смарта с целью получения материальной выгоды, а также действия, которые полны безразличия к Бхагавану, например, праяшчитта, изучение атеистической философии санкхья, сухое отречение и т.п. — всё это противоречит бхакти. Только когда преданный, занимаясь служением Кришне ради Его удовольствия, избавляется от противоречащих духу бхакти примесей кармы и гьяны, его служение можно называть шуддха-бхакти.
Садхана-бхакти — это практика шуддха-бхакти, совершаемая под началом шуддха-бхакт после того, как преданный получил посвящение у сад-гуру и услышал от него определённые наставления. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает шесть особенностей бхакти:
клешагхни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха
сандрананда-вишешатма шри кришнакаршини ча са
«Шуддха-бхакти имеет шесть особенностей:
1) клешагхни — оно уничтожает все несчастья;
2) шубхада — дарует абсолютное благо;
3) мокша-лагхутакрит — благодаря ему освобождение становится незначительным достижением;
4) судурлабха — оно необычайно редко;
5) сандрананда-вишешатма — воплощает в себе самую суть блаженства;
6) шри кришнакаршини — привлекает Самого Шри Кришну» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.12).
Уже в самом начале садхана-бхакти проявляются первые две особенности — клешагхни и шубхада. На уровне бхавы проявляются мокша-лагхутакрит и судурлабха, а на уровне садхьи (премы) к предыдущим четырём добавляются сандрананда-вишешатма и шри кришнакаршини.
Существуют различные виды клеш (страданий): грех, желание грешить, семя греха (папа-биджа), благочестивая деятельность, желание совершать благие поступки и семя благочестивой деятельности (пунья-биджа). Первая особенность бхакти — уничтожение всего этого, клешагхни. Вторая особенность — шубхада; она включает в себя четыре качества:
1) преданного все начинают любить;
2) преданный сам начинает любить каждое живое существо;
3) он становится обителью всех хороших качеств и
4) бхакти дарует преданному ощущение чистого счастья.
Появление первых двух особенностей — клешагхни и шубхада — наблюдается на стадии садхана-бхакти.
Третья особенность бхакти состоит в том, что благодаря ему освобождение для преданного становится чем-то незначительным или даже бессмысленным. Качество судурлабха, «то, что встречается необычайно редко», — это четвёртая особенность шуддха-бхакти. Хотя человек может отказаться от чувственных наслаждений и давно практиковать различные анги бхакти, он, тем не менее, может не обрести бхакти. Эти две особенности — признаки бхава-бхакти.
Пятая особенность состоит в том, что бхакти является воплощением самой сути блаженства, а шестая особенность — это способность бхакти привлекать Шри Кришну. Эти две последние особенности являются признаками садхья-, или према-бхакти. Первые четыре признака также свойственны уровню садхья-бхакти. Первый уровень садхья-бхакти называется бхава-бхакти, а её высший уровень именуют премой.
Шрила Рупа Госвами дал такое определение садхана-бхакти:
крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха
нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата
«Садхана-бхакти — это уровень, на котором преданный с помощью своих чувств практикует шуддха-бхакти и благодаря этой практике достигает уровня бхавы. Конечная цель садхья-бхавы — нитья-сиддха. Иначе говоря, бхава существует вечно, но проявляется она в сердце благодаря садхане» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 2.2).
Садхана-бхакти бывает двух видов: вайдхи и рагануга. В вайдхи-бхакти шравана, киртана и другие анги совершаются не из спонтанной любви и желания служить, а из склонности подчиняться указаниям шастр и из страха перед изложенными в них законами. Обязанности, которые предписаны для дживы, в шастрах называются видхи, и когда джива практикует бхакти из страха быть наказанной за невыполнение этих обязанностей, её деятельность носит название вайдхи-бхакти.
йатра раганаваптатват правриттир упаджайате
шасаненайва шастрасйа са ваидхи бхактир учйате
«Бхакти, которым занимаются не из лобхи (сильного желания), а из склонности подчиняться предписаниям шастр, называется вайдхи-бхакти» (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.6).
Существует много анг (составляющих) садхана-бхакти, но в «Бхакти-расамрита-синдху» перечислены основные шестьдесят четыре анги, начиная с гуру-падашрая, получения дикши и шикши, служения духовному учителю (гуру-севы) и т.д. Все шестьдесят четыре анги естественным образом входят в девять главных анг, упомянутых в «Шримад-Бхагаватам». Вот эти девять анг, называемые также навадха-бхакти («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23):
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам
Некоторые достигают совершенства, практикуя лишь один из этих девяти процессов, а некоторые практикуют несколько анг одновременно. По сути, высший результат, который приносят эти анги садхана-бхакти, только один — это рати, любовь к Божественной Реальности.
Второй вид садхана-бхакти называется рагануга-бхакти. Им занимаются садхаки, которые практикуют шравану и киртану, имея сильное стремление обрести служение Враджендра-нандану Шри Кришне. Рага — это естественная, необычайная погруженность в объект своей преданности и сильная привязанность к нему. Кришна-бхакти, в котором преобладает такая рага, называется рагатмика-бхакти, а то бхакти, которое следует духу рагатмика-бхакти, называется рагануга-бхакти.
Таким образом, вайдхи-бхакти — это преданное служение в соответствии с регулирующими принципами и указаниями шастр, а рагануга-бхакти — это преданное служение, которое представляет собой следование духу рагатмика-бхакти. Ни то, ни другое не является садхья-бхакти: это только садхана-бхакти. Но рагатмика-бхакти, или бхакти вечных жителей Враджа, Матхуры и Двараки, является садхья-бхакти. Бхакти этих нитья-парикаров носит название рагатмика-бхакти. Когда человек читает или слушает об их преданности, и при этом в его сердце пробуждается сильное желание (лобха) самому обрести такое бхакти, он становится достойным практиковать рагануга-садхана-бхакти. Для того чтобы совершать вайдхи-бхакти, нужно обладать шастрия-шраддхой, верой в священные писания; а для практики рагануга-бхакти нужно, чтобы пробудилась лобха, сильное желание обрести такую же любовь к Кришне, как у рагатмика-бхакт.
тад-тад бхавади-мадхурйе шруте дхирйадапекшате
натра шастрам на йуктин ча тал лобхотпатти лакшанам
кришнам смаран джанан часйа прештхам ниджа самихитам
тат катха-раташ часау курйад васам врадже сада
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи
тад бхава липсуна карйа враджа локанусаратах
«Причиной рагануга-бхакти является сильное желание (лобха) обрести бхавы рагатмика-бхакт. Такая лобха не появляется благодаря следованию указаниям шастр. Чистое желание (вишуддха-лобха) — это стремление погрузиться в настроения рагатмика-бхакт, и оно возникает, когда человек слушает о сладости различных бхав парикаров. Тот, кто развил сильное стремление обрести бхавы вечных спутников Кришны, согласно своей вечной природе (сварупе), всегда будет оставаться во Врадже в образе садхаки, а в образе сиддхи он будет заниматься преданным служением под руководством ближайших спутников Шри Кришны во Врадже и тех, кто следует им. Одним словом, такие преданные будут слушать, говорить и памятовать о лилах Кришны. Таков процесс (садхана-пранали) рагануга-бхакти, связанного с Враджем» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, «Садхана-бхакти», 292, 294, 295).
Рагануга-бхакти бывает двух видов:
1) камануга и
2) самбандхануга.
Камануга тоже делится на две категории
А) самбхога-иччхамайи и
Б) тат-тад-бхава-иччхамайи.
Самбхога-иччхамайи-бхакти относится к кели, любовным встречам Шри Кришны и Его возлюбленных. Тат-тад-бхава-иччхамайи — это исключительное желание служить сладостным бхавам Шримати Радхарани в Её служении Кришне.
Здесь мы должны понять, что Шри Чайтанья Махапрабху даровал дживам этого мира то особое бхакти, которое пробуждает желание стать раганугой. Он проповедовал лишь бхаджан на пути рага-марга. Если дживе очень повезёт, и она получит возможность общаться с дорогими спутниками Шри Гаурасундара, в её сердце непременно пробудится сильное желание (лобха) обрести настроение вечных жителей Враджи. Но до тех пор, пока садхака не получил такую возможность, он должен следовать путём вайдхи-бхакти. Если человек принимает прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, рано или поздно он вступит на путь рага-марга.
Обязанность тех счастливых садхаков, в которых пробудилось сильное желание (лобха) обрести бхавы вечных жителей Враджи, заключается в том, чтобы совершать садхану рагануга-бхакти. Когда в человеке пробуждается такая лобха, он больше не испытывает вкуса ни к чему, кроме Бхагавана. Он освобождается от грехов (папа), от благочестивых действий (пуньи), от кармы, акармы и викармы, от сухого знания и сухого отречения, и в нём пробуждается вкус (ручи) к преданному служению Господу. Вот что написал Шрила Рупа Госвами о постепенном развитии бхакти («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 4.25-26):
адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-нивритти сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах
В этом стихе описывается продвижение по пути вайдхи-марга, на котором вначале возникает вера (шраддха), потом происходит общение с садху и избавление от всего нежелательного (анартх) в процессе бхаджана. Сразу после избавления от анартх приходит ништха, затем — ручи, асакти и бхава. В этом постепенном процессе бхава остаётся конечной целью (садхьей) на протяжении долгого времени.
С появлением лобхи анартхи исчезают очень быстро, поскольку преданный больше не желает ничего другого; даже бхава может пробудиться одновременно с этой лобхой. Самое важное на пути рага-марга — не быть подражателем и лицемером. Если преданный не заботится о том, чтобы полностью отбросить подражательство и лицемерие, его ум придёт в крайнее беспокойство и анартхи начнут расти. В таком состоянии привязанность к материальным чувственным наслаждениям будет ошибочно приниматься за вишуддха-рагу, и в конце концов влечение к объектам чувств станет настолько сильным, что окажется причиной духовного падения.
Садхаки, которые укрылись в сени лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, следуют путем рагануга-бхакти, только имея шуддха-лобху (это уровень минимум мадхьяма-адхикари). Вначале они принимают прибежище у лотосных стоп сад-гуру и, следуя путём вайдхи-бхакти, служат шри виграхе (Божеству Господа). Только потом, общаясь с вайшнавами, выражая почтение бхакти-шастрам, проживая в святых местах, где проходили лилы Бхагавана, и непрестанно повторяя святое имя Господа, они начинают служить Кришне на пути бхавы и при этом в глубине сердца, в своей сиддха-дехе, следуют настроениям вечных обитателей Враджа. Те из крайне удачливых садхаков, кто оставался в общении с садху и принял прибежище в повторении харинамы, лучшей из анг бхакти, обретают служение Самому Бхагавану.
Для повторения харинамы не существует таких предписаний, как дикша и пурашчарья. По мере того как преданный старается избавляться от намапарадхи и превосходит уровень намабхасы, он постепенно достигает уровня непрерывного повторения святого имени. Всё время повторяя его и медитируя на милостивый взгляд Божества (шри виграхи), такой преданный непрестанно созерцает шри наму и её образ, рупу. Со временем он начинает осознавать качества шри виграхи, образ Господа и Его имя в совокупности. Сразу после этого он начинает размышлять о гуне, рупе и наме вместе с медитацией на лилу, соответствующую его вечной сварупе. Тогда очень постепенно проявляется и раса. Появление расы — это высшее достижение. Здесь нужно указать на один особый момент: раса может появиться очень скоро, если с самого начала повторения харинамы садхака с огромным желанием стремится к расе и терпеливо ждёт её появления.
Любовь к Кришне — высшая цель дживы
Парама-пурушартха (высшая цель жизни) — это према. Премы ищут Брахма, прародитель и творец миров, и Махадев Шива, самый могущественный полубог. Даже для освобождённых душ према является самым желанным сокровищем. Она — единственная цель всей садханы и высшее из всего, к чему нужно стремиться и что описывают шастры. В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в разделе «Шри Рупа-шикша», Джагадгуру Шри Чайтанья Махапрабху говорит:
браманда бхрамите конобхагйаван
джива гуру-кришна прасаде пай бхакти-лата-биджа
мали хоийа коре сеи биджа аропана
шравана-киртана-джоле коройе сечана
према пхала паки паре мали асвадайа
лата аваламби мали калпа-врикша пайа
тахан сеи калпа-врикшер коройе сечана
сукхе премапхала-раса коре асвадана
эито парама-пхал 'парама-пурушартха'
джанра аге трина-тулйа чари пурушартха
«Бесконечно странствуя по материальному миру, редкая джива в силу великой удачи получает по милости гуру и Кришны бхакти-лата-биджу — семя преданности в виде желания служить Кришне (кришна-сева-васаны). Став «садовником», джива начинает поливать это семя водой шраваны и киртаны. Семечко прорастает и становится ростком, который постепенно проходит через всю вселенную, пробиваясь сквозь её оболочки, а потом минует реку Вираджа, брахмаджьоти и Паравьому (Вайкунтху). В конце концов, этот росток добирается до древа желаний — лотосных стоп Врадженра-нанданы Шри Кришны на Голоке Вриндаване. Там он даёт плод — прему. Когда плод созревает, он падает сюда, в этот мир, и «садовник» теперь может ощутить его вкус. Держась за росток бхакти-латы, он укрывается под сенью древа желаний, лотосных стоп Кришны, и непрестанно вкушает сладостную расу этого плода — премы. Такая према для дживы — высшее из всех возможных достижений» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151, 152, 162, 163, 164).
Если сравнить прему с солнцем, то бхава будет подобна лучу этого солнца. Давая определение бхавы, Шри Рупа Госвами пишет:
шуддха-саттва-вишешатма према-сурйамшу самйабхак
ручибхиш читта-масринйа-крид асау бхава учйате
«Бхакти, которое является воплощением шуддха-саттвы, можно сравнить с лучом солнца премы. Оно растопляет сердце различными духовными вкусами и называется бхавой» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 3.1).
Когда шуддха-саттва в виде бхавы становится зрелой, она пробуждает сильное чувство обладания (мамата) в отношении предмета служения и делает сердце необычайно мягким (снигдха). Такую бхаву, наделённую сильным чувством маматы, называют премой.
самйак машринитасванто маматватишайанкитах
бхавах са эва сандратма будхаих према нигадйате
(«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 3.1).
Это можно объяснить следующим образом. Функция самвит самопроявляющейся энергии сварупа-шакти называется шуддха-саттвой. Бхава, наделённая очень сильным чувством маматы к Кришне — это особая функция чит-шакти в её аспекте хладини. Несравненная, удивительная бхава, которая возникает в сердце чистой дживы при соединении самвит и хладини, называется вишуддха-премой.
Когда бхава, или рати, представляющая собой росток (анкур) премы, появляется в сердце садхаки, присущая ей природа рождает такое сочетание анубхав (последующих состояний): кшанти — терпение; авьяртха-калатвам — привычка не тратить впустую ни секунды; виракти — неприятие материальных наслаждений; мана-шуньята — отсутствие гордыни и тщеславия; аша-бандха — надежда, что Кришна обязательно дарует Свою милость; самуткантха — сильное стремление к цели; нама-гане-сада-ручи — постоянный вкус к нама-киртану; тад-гунакхьяна-асакти — привязанность к повествованиям о кришна-лиле и тад-васати-стхале-прити — любовь к местам, где проходили лилы Кришны.
Такая рати является первой стадией премы. Когда рати становится очень глубокой, её называют премой. Рати пробуждается двумя способами:
1) по (беспричинной) милости Шри Кришны или Его бхакт и
2) от погружённости в садхану (т.е. по причине усилий).
В этом мире, как правило, рати появляется в человеке благодаря его погружённости в садхану. Появление рати по одной лишь милости встречается весьма редко.
Рати, возникающая от погружённости в садхану, делится на два вида:
1) рати, возникшая из вайдхи-бхакти-садханы и
2) рати, возникшая из рагануга-бхакти-садханы.
Рати, рождённая из вайдхи-бхакти-садханы, исполнена чувства благоговения перед величием Бхагавана и приводит на Вайкунтху. А рати, появившаяся из рагануга-садхана-бхакти, исполнена чистой любви, характерной для обитателей Враджи, и дарует служение Кришне в Его обители.
Рагатмика-бхакти вечно сияет в сердцах спутников Шри Кришны во Вриндаване. Преданность, которая предполагает следование такому бхакти, называется раганугой. В рагануга-бхакти есть два вида садханы:
1) внешняя и
2) внутренняя.
Внешняя садхана состоит из таких процессов, как слушание и воспевание, которые садхака совершает с помощью своего нынешнего физического тела. А внутренняя садхана называется манаси-севой, служением Божественной Чете во Врадже, которым садхака занимается на протяжении восьми частей дня.
Прити на первой стадии, когда она ещё не является зрелой, просто приносит радость преданному. На этой стадии она называется рати, и обрести её можно в шанта-расе. С появлением рати всё кроме служения Кришне кажется бесполезным. Когда в таком радостном рати появляется сильная мамата, ее называют премой, и эту прему можно обрести в дасья-расе. Та любовь, в которой возникает более развитое ощущение доверия и близости и которая становится ещё глубже, несмотря на обстоятельства, способные её разрушить, называется пранаей. Праная наблюдается в сакхья-расе. Когда праная переходит в следующее, удивительное и необычное состояние, её называют ман. А сильная према, которая полностью расплавляет сердце, называется снехой.
Когда снеха насыщена неодолимым желанием, её называют рагой. После появления раги даже миг разлуки невыносим для преданного, и в это время даже страдание кажется ему счастьем. Когда в раге предмет любви (самый дорогой и любимый, Кришна) каждый раз воспринимается по-новому, такое состояние именуют анурагой. На этой стадии во время разлуки преданный испытывает виспхурти (перестаёт осознавать внешний мир). Когда анурага становится более интенсивной и приходит ни с чем не сравнимое, удивительное состояние, подобное безумию (унмада), его называют махабхавой. Когда появляется махабхава, то во время встречи даже моргание век вызывает невыносимую боль разлуки, а целая кальпа (4,320,000,000 лет) может показаться секундой. В анураге и махабхаве все сочетающиеся изменения, такие, как саттвика и вьябхичари, становятся подобны ярчайшему сиянию (махадипта).
Махабхава — это сущность Шримати Радхики. Каждая часть Её божественного тела соткана из махабхавы. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, которое в сжатой форме описал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур:
арадхйо бхагаван враджеша танайас тад дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан
шри чаитанйа махапрабхор матам идам татрадаро на парах
«Бхагаван Враджендра-нандана Шри Кришна — мой единственный Господь, которому я поклоняюсь. Его божественная обитель, Шри Вриндавана-дхама, достойна такого же поклонения, как и Он Сам. Настроение поклонения Ему, которым проникнуты девушки Враджи, превосходит все остальные настроения. Только «Шримад-Бхагаватам» является безупречной шабда-праманой (свидетельством шастр), а према — высшей целью жизни. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого».
.............................................
Редакция: Ари Мардан д.