?

Шуддха-бхакти. Према-парамартха. Даша-мула-таттва, часть 5.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 276. Опубликовано: 29-03-2021, 09:53

Философия Гаудия-вайшнавов

Даша-мула-таттва

Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Часть 5

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»

Часть 5

 

Концепция шуддха-бхакти

Мы уже упоминали, что согласно священным писаниям, бхак­ти — это единственный путь достижения Бхагавана. Только бхак­ти может привести дживу к Самому Бхагавану. Только бхакти мо­жет дать дживам возможность получить Его даршан, и только бхакти может покорить Бхагавана, парама-пурушу. Здесь мы обсу­дим внутреннюю природу бхакти.

Давая определение бхакти, Маха-риши Шандилья написал:

са паранурактир ишваре

«Бхакти — это трансцендентная привязанность к Ишвару» («Шандилья-сутра», 1.2).

В «Нарада-панчаратре» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.10) сказано: 

сарвопадхи винирмуктам тат паратвена нирмалам
 хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

«Бхакти — это служение трансцендентными (апракрита) чувствами Шри Кришне, господину всех чувств. Такое бхакти, в котором все усилия направлены на удовлетворение Кришны, сво­бодно от препятствий, создаваемых телом и умом. Это бхакти чи­сто: оно не покрыто кармой, или деятельностью ради её плодов, и гьяной, знанием, ведущим к слиянию с безличным Брахманом».

В «Шримад-Бхагаватам» (3.29.11-12) даётся такое определение бхакти:

мад-гуна-шрути-матрена майи сарва-гухашайе
мано-гатир авиччхина йатра гангамбхасо 'мбудхау
лакшанам бхакти-йогасйа ниргунасйа хй удахритам
 ахаитукй авйавахита йа бхактих пурушоттаме

«Я — высший наслаждающийся, Господь, пребывающий в сердцах всех существ. Когда в человеке пробуждается беспричин­ная и постоянная естественная любовь ко Мне и когда он, едва ус­лышав о Моих качествах, мыслями устремляется ко Мне, как жид­кое масло непрерывной струёй течёт из сосуда или как Ганга безудержно стремится к океану, это называется трансцендентным преданным служением, ниргуна-бхакти-йогой».

Хотя в шастрах даются такие определения бхакти, дорогой спутник Сваям Бхагавана Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами, объединил все существующие определения бхакти и в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхаг, 1.11) дал новое прекрасное описа­ние, которое является самой жизнью и главным сокровищем Гаудия-вайшнавов:

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
 анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Уттама-бхакти — это анушиланам (развитие, культи­вирование) служения Кришне, которое должно совершаться всеми усилиями тела, ума и речи, а также бхавами (духовными настрое­ниями, чувствами) исключительно для Кришны; оно непрерывно, как поток жидкого масла, и в нём нет иных желаний кроме жела­ния удовлетворить Кришну; уттама-бхакти не покрыто кармой, гьяной и проч.».

В этой сутре ясно описаны сварупа-лакшана (главный признак) и татастха-лакшаны (второстепенные признаки) бхакти. Уттама-бхакти значит шуддха-бхакти (чистое бхакти). Карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти не являются чистым бхакти. Цель карма-мишра-бхакти — материальные удовольствия, а цель гьяна-мишра-бхакти — освобождение. Только то бхакти, в котором нет стремления к материальным удовольствиям и освобождению, можно назвать чистым бхакти, и только это бхакти является средством обретения премы к Бхагавану.

Что же это за  бхакти? Мы объясним здесь его главный при­знак (сварупа-лакшану) и второстепенные признаки (татастха-лакшаны). Главный признак чистого бхакти состоит в том, что пре­данный посвящает все усилия тела, ума и речи служению Кришне ради Его наслаждения и развивает любовные чувства (бхавы) по отношению к Нему. Усилия и бхава всегда должны активно слу­жить наслаждению Кришны. Сварупа-лакшана, или главный при­знак бхакти, проявляется у дживы, когда по милости Шри Криш­ны или Его дорогого бхакты в её сварупе проявляется особая функция сварупа-шакти Бхагавана (внутренняя функция энергий хладини и самвит).

Шрила Рупа Госвами описал также два второстепенных призна­ка (татастха-лакшаны) чистого бхакти. Первый заключается в том, что в чистом бхакти нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Все желания, которые отличны от желания развивать свою преданность, противоречат бхакти, и их относят к категории аньябхилашита (посторонние мотивы). Другой второстепенный признак чистого бхакти — это свобода от примесей гьяны, кармы и проч. Развитие знания о един­стве дживы и безличного Брахмана, ежедневное и периодическое выполнение обязанностей категории смарта с целью получения материальной выгоды, а также действия, которые полны безразличия к Бхагавану, например, праяшчитта, изучение атеистической философии санкхья, сухое отречение и т.п. — всё это противоречит бхакти. Только когда преданный, занимаясь служением Кришне ради Его удовольствия, избавляется от противоречащих духу бхакти примесей кармы и гьяны, его служение можно называть шуддха-бхакти.

Садхана-бхакти — это практика шуддха-бхакти, совершаемая под началом шуддха-бхакт после того, как преданный получил посвящение у сад-гуру и услышал от него определённые наставле­ния. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описыва­ет шесть особенностей бхакти:

клешагхни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха
 сандрананда-вишешатма шри кришнакаршини ча са

«Шуддха-бхакти имеет шесть особенностей:

1) клешагхни — оно уничтожает все несчастья;

2) шубхада — дарует абсолютное благо;

3) мокша-лагхутакрит — благодаря ему освобождение ста­новится незначительным достижением;

4) судурлабха — оно нео­бычайно редко;

5) сандрананда-вишешатма — воплощает в себе самую суть блаженства;

6) шри кришнакаршини — привлекает Са­мого Шри Кришну» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.12).

Уже в самом начале садхана-бхакти проявляются первые две особенности — клешагхни и шубхада. На уровне бхавы проявляют­ся мокша-лагхутакрит и судурлабха, а на уровне садхьи (премы) к предыдущим четырём добавляются сандрананда-вишешатма и шри кришнакаршини.

Существуют различные виды клеш (страданий): грех, желание грешить, семя греха (папа-биджа), благочестивая деятельность, же­лание совершать благие поступки и семя благочестивой деятель­ности (пунья-биджа). Первая особенность бхакти — уничтожение всего этого, клешагхни. Вторая особенность — шубхада; она вклю­чает в себя четыре качества:

1) преданного все начинают любить;

2) преданный сам начинает любить каждое живое существо;

3) он становится обителью всех хороших качеств и

4) бхакти дарует преданному ощущение чистого счастья.

Появление первых двух особенностей — клешагхни и шубхада — наблюдается на стадии садхана-бхакти.

Третья особенность бхакти состоит в том, что благодаря ему освобождение для преданного становится чем-то незначитель­ным или даже бессмысленным. Качество судурлабха, «то, что встречается необычайно редко», — это четвёртая особенность шуддха-бхакти. Хотя человек может отказаться от чувственных наслаждений и давно практиковать различные анги бхакти, он, тем не менее, может не обрести бхакти. Эти две особенности — признаки бхава-бхакти.

Пятая особенность состоит в том, что бхакти является вопло­щением самой сути блаженства, а шестая особенность — это спо­собность бхакти привлекать Шри Кришну. Эти две последние особенности являются признаками садхья-, или према-бхакти. Первые четыре признака также свойственны уровню садхья-бхакти. Первый уровень садхья-бхакти называется бхава-бхакти, а её высший уровень именуют премой.

Шрила Рупа Госвами дал такое определение садхана-бхакти:

крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха
 нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата

«Садхана-бхакти — это уровень, на котором преданный с по­мощью своих чувств практикует шуддха-бхакти и благодаря этой практике достигает уровня бхавы. Конечная цель садхья-бхавынитья-сиддха. Иначе говоря, бхава существует вечно, но проявля­ется она в сердце благодаря садхане» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 2.2).

Садхана-бхакти бывает двух видов: вайдхи и рагануга. В вайдхи-бхакти шравана, киртана и другие анги совершаются не из спонтанной любви и желания служить, а из склонности подчи­няться указаниям шастр и из страха перед изложенными в них за­конами. Обязанности, которые предписаны для дживы, в шастрах называются видхи, и когда джива практикует бхакти из страха быть наказанной за невыполнение этих обязанностей, её деятель­ность носит название вайдхи-бхакти.

йатра раганаваптатват правриттир упаджайате
 шасаненайва шастрасйа са ваидхи бхактир учйате

«Бхакти, которым занимаются не из лобхи (сильного жела­ния), а из склонности подчиняться предписаниям шастр, называ­ется вайдхи-бхакти» (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.6).

Существует много анг (составляющих) садхана-бхакти, но в «Бхакти-расамрита-синдху» перечислены основные шестьдесят че­тыре анги, начиная с гуру-падашрая, получения дикши и шикши, служения духовному учителю (гуру-севы) и т.д. Все шестьдесят че­тыре анги естественным образом входят в девять главных анг, упо­мянутых в «Шримад-Бхагаватам». Вот эти девять анг, называемые также навадха-бхакти («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23):

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
 арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам

Некоторые достигают совершенства, практикуя лишь один из этих девяти процессов, а некоторые практикуют несколько анг од­новременно. По сути, высший результат, который приносят эти анги садхана-бхакти, только один — это рати, любовь к Божест­венной Реальности.

Второй вид садхана-бхакти называется рагануга-бхакти. Им занимаются садхаки, которые практикуют шравану и киртану, имея сильное стремление обрести служение Враджендра-нандану Шри Кришне. Рага — это естественная, необычайная погружен­ность в объект своей преданности и сильная привязанность к не­му. Кришна-бхакти, в котором преобладает такая рага, называет­ся рагатмика-бхакти, а то бхакти, которое следует духу рагатмика-бхакти, называется рагануга-бхакти.

Таким образом, вайдхи-бхакти — это преданное служение в соответствии с регулирующими принципами и указаниями шастр, а рагануга-бхакти — это преданное служение, которое представляет собой следование духу рагатмика-бхакти. Ни то, ни другое не является садхья-бхакти: это только садхана-бхакти. Но рагатмика-бхакти, или бхакти вечных жителей Враджа, Матхуры и Двараки, является садхья-бхакти. Бхакти этих нитья-парикаров носит название рагатмика-бхакти. Когда человек читает или слушает об их преданности, и при этом в его сердце пробуждается сильное желание (лобха) самому обрести такое бхакти, он становится достойным практиковать рагануга-садхана-бхакти. Для того чтобы совершать вайдхи-бхакти, нужно об­ладать шастрия-шраддхой, верой в священные писания; а для практики рагануга-бхакти нужно, чтобы пробудилась лобха, сильное желание обрести такую же любовь к Кришне, как у рагатмика-бхакт.

тад-тад бхавади-мадхурйе шруте дхирйадапекшате
натра шастрам на йуктин ча тал лобхотпатти лакшанам
кришнам смаран джанан часйа прештхам ниджа самихитам
тат катха-раташ часау курйад васам врадже сада
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи
 тад бхава липсуна карйа враджа локанусаратах

«Причиной рагануга-бхакти является сильное желание (лобха) обрести бхавы рагатмика-бхакт. Такая лобха не появляется благода­ря следованию указаниям шастр. Чистое желание (вишуддха-лоб­ха) — это стремление погрузиться в настроения рагатмика-бхакт, и оно возникает, когда человек слушает о сладости различных бхав парикаров. Тот, кто развил сильное стремление обрести бха­вы вечных спутников Кришны, согласно своей вечной природе (сварупе), всегда будет оставаться во Врадже в образе садхаки, а в образе сиддхи он будет заниматься преданным служением под руковод­ством ближайших спутников Шри Кришны во Врадже и тех, кто следует им. Одним словом, такие преданные будут слушать, гово­рить и памятовать о лилах Кришны. Таков процесс (садхана-пра­нали) рагануга-бхакти, связанного с Враджем» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, «Садхана-бхакти», 292, 294, 295).

Рагануга-бхакти бывает двух видов:

1) камануга и

2) самбандхануга.

Камануга тоже делится на две категории

А) самбхога-иччхамайи и

Б) тат-тад-бхава-иччхамайи.

Самбхога-иччхамайи-бхакти относит­ся к кели, любовным встречам Шри Кришны и Его возлюбленных. Тат-тад-бхава-иччхамайи — это исключительное желание слу­жить сладостным бхавам Шримати Радхарани в Её служении Кришне.

Здесь мы должны понять, что Шри Чайтанья Махапрабху да­ровал дживам этого мира то особое бхакти, которое пробуждает желание стать раганугой. Он проповедовал лишь бхаджан на пути рага-марга. Если дживе очень повезёт, и она получит возможность общаться с дорогими спутниками Шри Гаурасундара, в её сердце непременно пробудится сильное желание (лобха) обрести настро­ение вечных жителей Враджи. Но до тех пор, пока садхака не по­лучил такую возможность, он должен следовать путём вайдхи-бхакти. Если человек принимает прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, рано или поздно он вступит на путь рага-марга.

Обязанность тех счастливых садхаков, в которых пробудилось сильное желание (лобха) обрести бхавы вечных жителей Враджи, заключается в том, чтобы совершать садхану рагануга-бхакти. Когда в человеке пробуждается такая лобха, он больше не испыты­вает вкуса ни к чему, кроме Бхагавана. Он освобождается от грехов (папа), от благочестивых действий (пуньи), от кармы, акармы и викармы, от сухого знания и сухого отречения, и в нём пробуждает­ся вкус (ручи) к преданному служению Господу. Вот что написал Шрила Рупа Госвами о постепенном развитии бхакти («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 4.25-26):

адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-нивритти сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
 садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

В этом стихе описывается продвижение по пути вайдхи-марга, на котором вначале возникает вера (шраддха), потом происходит общение с садху и избавление от всего нежелательного (анартх) в процессе бхаджана. Сразу после избавления от анартх приходит ништха, затем — ручи, асакти и бхава. В этом постепенном про­цессе бхава остаётся конечной целью (садхьей) на протяжении дол­гого времени.

С появлением лобхи анартхи исчезают очень быстро, посколь­ку преданный больше не желает ничего другого; даже бхава может пробудиться одновременно с этой лобхой. Самое важное на пути рага-марга — не быть подражателем и лицемером. Если предан­ный не заботится о том, чтобы полностью отбросить подража­тельство и лицемерие, его ум придёт в крайнее беспокойство и анартхи начнут расти. В таком состоянии привязанность к мате­риальным чувственным наслаждениям будет ошибочно прини­маться за вишуддха-рагу, и в конце концов влечение к объектам чувств станет настолько сильным, что окажется причиной духов­ного падения.

Садхаки, которые укрылись в сени лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, следуют путем рагануга-бхакти, только имея шуддха-лобху (это уровень минимум мадхьяма-адхикари). Вначале они принимают прибежище у лотосных стоп сад-гуру и, следуя путём вайдхи-бхакти, служат шри виграхе (Божеству Господа). Только потом, общаясь с вайшнавами, выра­жая почтение бхакти-шастрам, проживая в святых местах, где проходили лилы Бхагавана, и непрестанно повторяя святое имя Господа, они начинают служить Кришне на пути бхавы и при этом в глубине сердца, в своей сиддха-дехе, следуют настроениям веч­ных обитателей Враджа. Те из крайне удачливых садхаков, кто ос­тавался в общении с садху и принял прибежище в повторении харинамы, лучшей из анг бхакти, обретают служение Самому Бхагавану.

Для повторения харинамы не существует таких предписа­ний, как дикша и пурашчарья. По мере того как преданный ста­рается избавляться от намапарадхи и превосходит уровень намабхасы, он постепенно достигает уровня непрерывного повторения святого имени. Всё время повторяя его и медитируя на милостивый взгляд Божества (шри виграхи), такой предан­ный непрестанно созерцает шри наму и её образ, рупу. Со време­нем он начинает осознавать качества шри виграхи, образ Господа и Его имя в совокупности. Сразу после этого он начинает раз­мышлять о гуне, рупе и наме вместе с медитацией на лилу, соот­ветствующую его вечной сварупе. Тогда очень постепенно про­является и раса. Появление расы — это высшее достижение. Здесь нужно указать на один особый момент: раса может по­явиться очень скоро, если с самого начала повторения харинамы садхака с огромным желанием стремится к расе и терпеливо ждёт её появления.

 

Любовь к Кришне — высшая цель дживы

Парама-пурушартха (высшая цель жизни) — это према. Премы ищут Брахма, прародитель и творец миров, и Махадев Шива, са­мый могущественный полубог. Даже для освобождённых душ према является самым желанным сокровищем. Она — единствен­ная цель всей садханы и высшее из всего, к чему нужно стремить­ся и что описывают шастры. В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в разделе «Шри Рупа-шикша», Джагадгуру Шри Чайтанья Маха­прабху говорит:

браманда бхрамите конобхагйаван
 джива гуру-кришна прасаде пай бхакти-лата-биджа

мали хоийа коре сеи биджа аропана
 шравана-киртана-джоле коройе сечана

према пхала паки паре мали асвадайа
 лата аваламби мали калпа-врикша пайа

тахан сеи калпа-врикшер коройе сечана
 сукхе премапхала-раса коре асвадана

эито парама-пхал 'парама-пурушартха'
 джанра аге трина-тулйа чари пурушартха

«Бесконечно странствуя по материальному миру, редкая джи­ва в силу великой удачи получает по милости гуру и Кришны бхакти-лата-биджу — семя преданности в виде желания служить Кришне (кришна-сева-васаны). Став «садовником», джива начина­ет поливать это семя водой шраваны и киртаны. Семечко прора­стает и становится ростком, который постепенно проходит через всю вселенную, пробиваясь сквозь её оболочки, а потом минует реку Вираджа, брахмаджьоти и Паравьому (Вайкунтху). В конце концов, этот росток добирается до древа желаний — лотосных стоп Врадженра-нанданы Шри Кришны на Голоке Вриндаване. Там он даёт плод — прему. Когда плод созревает, он падает сюда, в этот мир, и «садовник» теперь может ощутить его вкус. Держась за рос­ток бхакти-латы, он укрывается под сенью древа желаний, лотос­ных стоп Кришны, и непрестанно вкушает сладостную расу этого плода — премы. Такая према для дживы — высшее из всех возмож­ных достижений» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151, 152, 162, 163, 164).

Если сравнить прему с солнцем, то бхава будет подобна лучу этого солнца. Давая определение бхавы, Шри Рупа Госвами пишет:

шуддха-саттва-вишешатма према-сурйамшу самйабхак
 ручибхиш читта-масринйа-крид асау бхава учйате

«Бхакти, которое является воплощением шуддха-саттвы, можно сравнить с лучом солнца премы. Оно растопля­ет сердце различными духовными вкусами и называется бхавой» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 3.1). 

Когда шуддха-саттва в виде бхавы становится зрелой, она про­буждает сильное чувство обладания (мамата) в отношении пред­мета служения и делает сердце необычайно мягким (снигдха). Та­кую бхаву, наделённую сильным чувством маматы, называют премой.

самйак машринитасванто маматватишайанкитах
 бхавах са эва сандратма будхаих према нигадйате

(«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 3.1).

Это можно объяснить следующим образом. Функция самвит самопроявляющейся энергии сварупа-шакти называется шуддха-саттвой. Бхава, наделённая очень сильным чувством маматы к Кришне — это особая функция чит-шакти в её аспекте хладини. Несравненная, удивительная бхава, которая возникает в сердце чи­стой дживы при соединении самвит и хладини, называется вишуддха-премой.

Когда бхава, или рати, представляющая собой росток (анкур) премы, появляется в сердце садхаки, присущая ей природа рождает такое сочетание анубхав (последующих состояний): кшанти — терпение; авьяртха-калатвам — привычка не тратить впустую ни секунды; виракти — неприятие материальных наслаждений; мана-шуньята — отсутствие гордыни и тщеславия; аша-бандха — на­дежда, что Кришна обязательно дарует Свою милость; самуткантха — сильное стремление к цели; нама-гане-сада-ручи — постоянный вкус к нама-киртану; тад-гунакхьяна-асакти — при­вязанность к повествованиям о кришна-лиле и тад-васати-стхале-прити — любовь к местам, где проходили лилы Кришны.

Такая рати является первой стадией премы. Когда рати стано­вится очень глубокой, её называют премой. Рати пробуждается двумя способами:

1) по (беспричинной) милости Шри Кришны или Его бхакт и

2) от погружённости в садхану (т.е. по причине усилий).

В этом мире, как правило, рати появ­ляется в человеке благодаря его погружённости в садхану. Появле­ние рати по одной лишь милости встречается весьма редко.

Рати, возникающая от погружённости в садхану, делится на два вида:

1) рати, возникшая из вайдхи-бхакти-садханы и

2) рати, возникшая из рагануга-бхакти-садханы.

Рати, рождённая из вайдхи-бхакти-садханы, исполнена чувства благоговения перед вели­чием Бхагавана и приводит на Вайкунтху. А рати, появившаяся из рагануга-садхана-бхакти, исполнена чистой любви, характерной для обитателей Враджи, и дарует служение Кришне в Его обители.

Рагатмика-бхакти вечно сияет в сердцах спутников Шри Кришны во Вриндаване. Преданность, которая предполагает сле­дование такому бхакти, называется раганугой. В рагануга-бхакти есть два вида садханы:

1) внешняя и

2) внутренняя.

Внешняя садхана со­стоит из таких процессов, как слушание и воспевание, которые садхака совершает с помощью своего нынешнего физического те­ла. А внутренняя садхана называется манаси-севой, служением Бо­жественной Чете во Врадже, которым садхака занимается на про­тяжении восьми частей дня.

Прити на первой стадии, когда она ещё не является зрелой, просто приносит радость преданному. На этой стадии она называ­ется рати, и обрести её можно в шанта-расе. С появлением рати всё кроме служения Кришне кажется бесполезным. Когда в таком радостном рати появляется сильная мамата, ее называют премой, и эту прему можно обрести в дасья-расе. Та любовь, в которой воз­никает более развитое ощущение доверия и близости и которая становится ещё глубже, несмотря на обстоятельства, способные её разрушить, называется пранаей. Праная наблюдается в сакхья-расе. Когда праная переходит в следующее, удивительное и нео­бычное состояние, её называют ман. А сильная према, которая полностью расплавляет сердце, называется снехой.

Когда снеха насыщена неодолимым желанием, её называют рагой. После появления раги даже миг разлуки невыносим для пре­данного, и в это время даже страдание кажется ему счастьем. Когда в раге предмет любви (самый дорогой и любимый, Кришна) каж­дый раз воспринимается по-новому, такое состояние именуют анурагой. На этой стадии во время разлуки преданный испытывает виспхурти (перестаёт осознавать внешний мир). Когда анурага становится более интенсивной и приходит ни с чем не сравнимое, удивительное состояние, подобное безумию (унмада), его называ­ют махабхавой. Когда появляется махабхава, то во время встречи даже моргание век вызывает невыносимую боль разлуки, а целая кальпа (4,320,000,000 лет) может показаться секундой. В анураге и махабхаве все сочетающиеся изменения, такие, как саттвика и вьябхичари, становятся подобны ярчайшему сиянию (махадипта).

Махабхава — это сущность Шримати Радхики. Каждая часть Её божественного тела соткана из махабхавы. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, которое в сжатой форме описал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур:

арадхйо бхагаван враджеша танайас тад дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан
 шри чаитанйа махапрабхор матам идам татрадаро на парах

«Бхагаван Враджендра-нандана Шри Кришна — мой единственный Господь, которому я поклоняюсь. Его божественная оби­тель, Шри Вриндавана-дхама, достойна такого же поклонения, как и Он Сам. Настроение поклонения Ему, которым проникнуты де­вушки Враджи, превосходит все остальные настроения. Только «Шримад-Бхагаватам» является безупречной шабда-праманой (свидетельством шастр), а према — высшей целью жизни. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого».

.............................................

Редакция: Ари Мардан д.

.: ---