?

Окна в духовный мир. Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 96. Опубликовано: 12-04-2022, 13:09

Окна в духовный мир

Шримати Шьямарани даси

Часть 1

В сборнике использованы различные выступления Шримати Шьямарани (Джадурани) даси, посвящённые её творческому пути под руководством духовного учителя, в том числе семинар 16.06.2005 в Баджере (США).

 

Сева-кундж

В 1993 году Гурудев меня неожиданно спросил: «Можешь нарисовать моё сердце?»

Это было на втором этаже Матха, в Матхуре. Он показал мне очень большую картину в индийском стиле и сказал: «Я заплатил за неё 3 000 рупий. Но это не то, чего я хочу. Мне это не нравится. Радхарани выглядит слишком взрослой. Пропорции неправильные. Я хочу, чтобы ты всё исправила».

Во время дальнейшей беседы с Гурудевом выяснилось, что если в этой картине исправить что-то одно, остальное только ухудшится. Поэтому придётся исправлять всё целиком.

Я начала делать наброски, а Гурудев говорил: «Нет, Радхарани выглядит неестественно: слишком тяжёлой, слишком старой». Так, с самого начала всё происходило под прямым руководством Шрилы Гурудева. Гурудев сказал: «Это не картина, это арча-виграха. И её стоимость – лакхи, лакхи долларов, её цена бесконечна, ей нет цены». Она изошла из его сердца.

Каждый раз, когда я смотрела на эту картину, она выглядела по-другому: совсем не такой, как я её писала. Она менялась сама собой, лица двигались. Я писала картину четыре месяца, по многу часов в день. Когда работа близилась к завершению, Гурудев позвонил мне во Вриндаван из Матхуры и сказал: «Везде, где найдёшь место, нужно положить тени. Это манджари смотрят, наблюдают и ждут, когда смогут войти внутрь и совершить служение. Просто видя экстатические проявления Радхи и Кришны, слушая Их беседу, манджари знают в точности, когда наступит нужный момент и им можно будет войти и помочь Кришне в Его служении Радхарани».

Видите, сбоку стоят сосуды и тарелочки, а в них параферналии – кумкума, агуру, тамбула. Всё это Кришна будет подавать Шримати Радхике. И манджари знают точно момент, когда нужно войти и подать что-то или принести дополнительные предметы, когда Кришна будет поклоняться Радхарани, как Своему Божеству.

Итак, через четыре месяца, когда картина была почти закончена и я дописала манджари, мне казалось, что я разместила их так, как сама посчитала возможным. Тогда я спросила Гурудева:

 – Это моё воображение?

 – Нет, – ответил он, – это Йога-майя. Всё правильно.

 – Могу ли я кому-нибудь рассказать о том, кто они? – поинтересовалась я.

 – Нет, они должны сами это понять через свой бхаджан, – ответил Гурудев.

Как только на картине появились манджари, картина начала двигаться сама в правильном направлении. Это говорит о том, что лишь по милости манджари можно вступить в служение Шри Шри Радхе-Кришне.

Потом, в самом конце, когда работы оставалось на несколько дней, Гурудев попросил нарисовать два очень важных медальона, ожерелья Радхи и Кришны. Это камень Каустубха на груди Кришны, о котором говорят, что его сияние сильнее, чем миллионы солнц, и он имеет цвет радуги. А на шее Шримати Радхики – знаменитый камень Сьямантака, который был на голове демона Шанкхачуды. Когда Кришна захотел отдать его Радхарани (и при этом не ранить ревность других гопи), Он отдал его Балараме, потому что Баларама знает сердце Кришны. Баларама передал камень Мадхумангалу, тот отдал Лалите, а Лалита вручила Радхике. Так Кришна смог избежать будущих возможных «происшествий». Сьямантака тоже яркий, как тысяча солнц, и наполнен всеми цветами радуги.

Я привозила картину Гурудеву каждые два-четыре дня. Иногда для этого я брала старую рикшу. Картина ведь очень большая, пять футов длиной, в деревянной защитной раме. Я ставила её на повозку рикши. Так, каждые два или четыре дня мы путешествовали из Вриндавана в Матхуру, чтобы получить дальнейшие инструкции и руководство от Шрилы Гурудева. Когда Гурудев давал лекции в Бомбее, мы возили картину в Бомбей. Повсюду, чтобы он мог продолжить создавать эту картину. В Бомбее Гурудев попросил добавить бели, джули и цветы жасмина в волосы Радхике.

В самом конце, когда мы уже обсуждали медальоны, я спросила:

 – Я не понимаю, эта картина заняла у меня пять месяцев! Все предыдущие картины для Би-Би-Ти времён Шрилы Прабхупады занимали около месяца, а во время марафонов – до двух недель. Почему эта картина требует так много времени? Я каждый день пишу по пятнадцать часов, и так почти пять месяцев?!

  – Предыдущие картины ты создавала по своему желанию, – ответил Гурудев, – а эта создаётся по моему. Мне приходится проталкивать своё желание через твоё. Поэтому всё так долго.

Шрила Гурудев проявил эту картину из своего сердца. Все детали этой виграхи появились под его руководством, включая прозрачную багрянистую рубашку Кришны. Гурудев сказал, что когда молодой человек надевает прозрачную рубашку, то выглядит очень красиво.

 

Гурудев ввёл туда Радху и Кришну

Он велел мне купить картинку за одну рупию. В течение многих лет вриндаванский художник старался создать эту картину. Эта картина в традиционном стиле находится там, где проходит раса-лила Радхи и Кришны – в тысячелетнем Сева-кундже во Вриндаване. Это место находится недалеко от нашего Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха, в котором сейчас на втором этаже располагается эта виграха. Гурудев провёл прана-пратиштху, которую обычно проводят для установления Божеств. Он установил эту виграху, то есть картину, а также Рупу Манджари и Рати Манджари, с арати, киртаном, мантрами. С тех пор эта картина является Божеством. На первом этаже Матха располагаются Шри Шри Радха-Винода Бихариджи. Им регулярно проводят арати, укладывают спать, будят и предлагают бхогу. Когда картина была закончена, Гурудев велел перенести её в комнату на втором этаже Матха и устроить там алтарь. Он велел найти оленя в натуральную величину, павлинов, устроить там лес с висящими лианами. Там лежат браслеты, духи – всё, как это находилось бы в Сева-кундже и Нидхуване.

Итак, у меня была эта маленькая картина вриндаванского художника. На ней всё было не так, как хотел Гурудев. Радхарани смотрела в другую сторону, причём смотрела на Кришну с улыбкой, а это не является настроением нашей гуру-парампары. Гурудев сам стал позировать, изображая Кришну и Шримати Радхику.

Беседы с Гурудевом, о которых я говорю, происходили в 1993 году. Я их так хорошо помню, потому что мы их записывали, а потом транскрибировали. Так что наша работа с хари-катхой началась ещё в те годы. Как вы знаете, ещё есть картины Рупы Манджари и Рати Манджари, которые стоят по обеим сторонам картины Сева-кундж. Беседы, которые касаются манджари, тоже записаны на плёнку. Все детали этой виграхи пришли от Шрилы Гурудева, из его участия и слов.

Что касается двух попугаев, которые сидят на ветвях: это Шука и Сари. Их беседа записана в «Говинда-лиламрите». Вкратце: Шука говорит о превосходстве Кришны над Радхарани, а Сари рассказывает о превосходстве Радхики. В конце концов, они приходят к компромиссу, что вместе Они – Верховные.

По обеим сторонам трона Шри Шри Радхи-Кришны находятся большие деревца туласи. Также Гурудев попросил нарисовать большие деревья кадамба, увитые лианами.  Это символ уддипаны Радхи и Кришны: Кришна хочет, чтобы Шримати Радхика была как лиана, а дерево кадамба – это Он Сам.

Гурудев сказал, что здесь, в этой сцене, происходят лакхи и лакхи, бесчисленное множество разных игр. Но одна из игр такова: Кришна беспокоится, что основное настроение Радхарани – вамья-бхава, желание перечить Кришне. Когда Она находится в другом настроении и соглашается с Кришной, то Ей это не приносит наивысшего счастья. Поэтому Кришна стал думать, что же делать, как привести Её в состояние Её основного настроения. Поэтому Он притворился, будто совершил оскорбление и опоздал. Кроме опоздания, Он притворился, будто думает о Чандравали, смотря на Радхарани. И сказал: «О, моя дорогая Чандра…анани» Чандра-анани означает «та, чьё лицо прекрасно как миллионы лун», а Чандравали означает «подобная луне лиана». Таким образом, Кришна сослался на соперницу, хоть она и является экспансией Радхарани, в любом случае.

Из-за одного лишь опоздания Кришны Радхарани желала отвергнуть Его. Теперь же, тем более, Она отвергла Его полностью, сказав: «Ты можешь возвращаться обратно. Я не хочу больше с Тобой никаких отношений. Теперь Я вижу, почему на Твоём лице такие яркие краски – красная, пурпурная. Ты выглядишь как нил-рудра». Нил означает «пурпурный», а рудра – Господь Шива. «Ты прямо как Господь Шива, пурпурно-синий. Наверное, Ты был с какой-то другой гопи, и поэтому у Тебя остались на лице эти знаки».

Что же произошло на самом деле? Шри Кришна был настолько погружён в мысли о Радхарани, что растерялся и совершенно забыл, кто Он. Кришна – пара-таттва, Абсолютная Истина. Всё пребывает в Нём, всё исходит из Него. При таком превосходстве, когда Он смотрит на Радхарани, то совершенно забывает, кто Он. Он полностью теряет Себя, погружаясь в мысли о Ней. Поскольку Он – Абсолют, то неотличен от Своих мыслей, и мысли о Ней проявляются в Его теле. Таким образом, это Её подводка и Её помада оставили следы на Нём, из-за Его поглощённости мыслями о Ней.

Радхарани говорит:

 – Я знаю, откуда эти отметины. Возвращайся обратно, откуда пришёл!

  – Он опоздал всего на одно мгновение! – убеждает Её Лалита. – Он не думает ни о ком другом, а рядом с Тобой Он тем более не вспомнит никакую другую гопи.

Наконец, после убеждений Своих сакхи, Радхарани соглашается:

 – Хорошо, Я прощаю Его. Но Он должен попросить прощения и служить Моим стопам. Он обязан теперь украсить Мои стопы.

Кришна очень рад такому решению, ведь это и было Его желанием! Он берёт кисточку с краской – перо павлина, или мягкую щёточку, и пишет Своё имя у Неё на стопах. Вы можете увидеть Его имя на Её лотосных стопах – по краешку, от пальцев до пяточки. Потому что Он знает лучше, чем кто-либо ещё, что нама и нами – одно и то же. «Я и Моё имя – неотличны друг от друга. Поэтому Я помещаю Свои имена на Её стопы, чтобы они пребывали там вечно».

Как только Он прикасается к Ней, Его сердце немедленно начинает интенсивно биться, руки – дрожать. Так получается художественный орнамент, а не то, что Он хотел написать. Получается рисунок. Поэтому Гурудев попросил сделать на картине не просто буквы, а орнамент. Представляете, пишет Сам Бог! Пишет, и дрожит в экстазе. Какое произведение искусства получается!

Кроме всего прочего, Гурудев вручил мне картинку с изображением рисунков на руке Радхики. Картинка была из его книги. Один из его брахмачари оперативно сделал ксерокопию. Видите знаки на Её руке? Гурудев попросил не наносить всё подряд, потому что картина будет выглядеть слишком перегруженной. Он сказал: «Пусть останутся только несколько знаков, так будет красиво». Поэтому, если вы подойдёте ближе, то увидите некоторые благоприятные знаки на ладонях Радхарани.

Иногда Радхарани может догадаться, что Кришна где-то близко, потому что весь лес становится сапфирового цвета от сияния тела Кришны. Кришна может также узнать, что Радхарани где-то поблизости: потому что всё становится золотым. Таким образом, Вриндаван зелёный, потому что зелёный – это сочетание Их сияния, синего и жёлтого. По этой же причине Гурудев попросил добавить на Её лицо немного синего цвета, отражённого от кожи Кришны, а также немного Её золотого цвета, на Его лицо. Так что, если вы посмотрите поближе на картину, вы это увидите.

В материальном мире солнце – золотое, земля – зелёная. Связано ли это с играми Радхи и Кришны? Гурудев сказал: «Чем больше ты узнаёшь об играх Шри Шри Радхи и Кришны, тем больше понимаешь, что всё, всё в этом материальном мире – ни что иное, как искажённое отражение Их игр». Когда вы находитесь в каком-то тёмном месте, а потом выходите на солнечный свет, смотрите на синее небо, вы ощутите огромную радость. Почему? Потому что видите солнце.

Мы были в комнате Гурудева, он сказал: «Посмотри на картину». На картине я увидела солнечный зайчик: солнечное отражение от окна соседнего здания. Диаметр вселенной сорок миллионов миль, в десять раз больше оболочки земли. Затем вода, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго. За пределами всего этого – брахмаджьоти. Дальше – Вайкунтха и Голока Вриндавана. Таким образом, солнце, отражающееся в этой вселенной – лишь отражение брахмаджьоти, которое находится за пределами всех этих оболочек. А брахмаджьоти – это просто отсвет тела Кришны. Мы видим солнце и испытываем радость. Просто представьте, насколько счастливы парикары, когда видят Кришну и Радху, какую они чувствуют радость! Таким образом, всё это исходит от Них.

Радхика придерживает вуаль рукой и смотрит сквозь неё, потому что гопи очень целомудренны, и одновременно очень открыты. Вуаль прозрачная, Радхика отворачивается от Кришны и отвергает Его. Но при этом смотрит на Него уголком глаз. Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит, что от одного Её мимолётного взгляда Кришна выпускает из рук флейту, Его питамбара соскальзывает с плеч, Он роняет павлинье перо, Он после этого уже готов потерять сознание и иногда даже падает. Что уж говорить о том, когда Радхика смотрит на Него прямо.

Гурудев говорит, что это кила-кинчита-бхава, сочетание, казалось бы, противоположных настроений. Одновременно присутствуют слёзы и улыбка, стыдливость и радость. Оба, Радха и Кришна, испытывают кила-кинчита-бхаву.

На небольшом подносе лежит тамбула, или пан. Он сделан из листьев, внутри – специи. Однажды я спросила Гурудева: «Разве Радхика и другие гопи принимают листья бетеля? Ведь это интоксикация, и в Индии от этого зубы краснеют. Зачем Радхе и Кришне принимать наркотик? Чтобы увеличить прему? Люди в материальном мире делают так. Зачем они пьют медовуху и вино из сока разных фруктов?» Гурудев ответил, что они не пьянеют от бетеля и от вина. Потому что бетель и вино – родом из лесов Вриндавана. Леса Вриндавана — эманация Их собственной премы. Таким образом, Их према, маха-бхава и маданакья-бхава уже являются высочайшим экстазом. Према – высочайший опьяняющий экстаз, состоящий из экстаза, увеличивающийся в бесконечное количество раз. Хоть он и является бесконечным, всё равно он усиливается каждое мгновение. Они просто используют всевозможные вещи, такие как бетель, как предлог. Потому что всё существующее – это только Радха и Кришна, Шакти и Шактиман. Они распространяют Себя во всё остальное, чтобы расширить Свои лилы.

Кришна исполняет три Своих желания. Он настолько переполнен Её любовью, Её способностью ощутить в Нём то, что он Сам не может ощутить, Её счастьем, что приходит как Шри Чайтанья Махапрабху. Иногда Он смотрит в зеркало или на Своё отражение в колонне и настолько очаровывается Своим видом, что это Его желание многократно усиливается. Он хочет ощутить любовь, которую испытывает Шримати Радхика. Это заставляет Его прийти как Чайтанья Махапрабху, и тогда Его желания полностью исполняются. Он испытывает все Её настроения. Он не может стать Радхикой, но Он может испытать Её маданакья-махабхаву в полной степени. Стать Ей Он не может, Она всегда – отдельная личность и наблюдает за всем этим, как Гададхара Пандит. Это примерно так же как мы, например, хотим обрести настроение своего Гурудева. Мы принимаем на себя это настроение, но при этом это настроение принадлежит только Гурудеву, а не нам.

Шрила Гурудев сказал: «Когда ты закончишь эту картину, Сева-кундж, то обретёшь очень много реализаций!» С последним мазком я выдохнула и подумала: «О! Я, вроде бы, там же, где и была раньше, до того, как начинала писать картину. Так не честно!» Я отправилась к Гурудеву и пожаловалась. Но до этого подумала: возможно, так случилось потому, что я пересказывала всё, что говорил мне Гурудев, не тем людям? Может, всё это были секреты? И он ответил: «Да, я положил сокровища в шкатулку. А ты её раскрыла, и всё улетело». Теперь я понимаю, что нужно было искать людей, которые являются саджатия, одинаково мыслящих, и что, вероятно, я получила реакции за это. Ведь я рассказывала о бхаве картины всем подряд: и виджатия – тем, кто мыслит противоположно, и тем, кто равнодушен. Всем. Я поступала, как это было при Прабхупаде. Думала, что тут, с Гурудевом, будет так же. И вот, задумавшись о том, что уже должна была бы стать другой, всё же оказалась прежней. Я осознала, как же сильно я ошиблась. Теперь я осторожна, ищу только тех людей, которые саджатия.

Итак, Гурудев сказал, что эта картина будет знаменита на весь мир. Так и произошло.

После того, как Сева-кундж был готов, Гурудев сказал мне, что в Шри Рупа-Санатана Гаудия Матхе с двух сторон от картины присутствуют пустые места, и он хочет, чтобы там стояли манджари – Рупа и Рати.

 

Манджари

Шрила Гурудев сказал, что манджари – не (обычные) дживы, а кайя-вьюха-рупа, проявление тела Радхики. Они проявление Её различных настроений. Разные манджари – проявления различных комбинаций Её настроений.

 

Рупа Манджари 

Гурудев объяснил мне, что именно происходит в кундже. Он сказал, что Рупа Манджари стоит у входа в кунджу, а внутри кунджи – Радхарани. Она одна погруженная в ман. Кришны там нет, и Она ждёт Его. Она приказывает гопи-манджари не пускать Его, если «эта чёрная змея придёт сюда». Она просит об этом не Лалиту, не Вишакху, а именно манджари. Потому что Кришна их ни при каких обстоятельствах не сможет переубедить, а Лалиту и Вишакху – может.

Рупа стоит и ждёт у входа в кунджу, как охранник. Если Кришна придёт, она отошлёт Его прочь. Когда Он приходит, очень тихо, ступая как кот, с чадаром вокруг шеи (это знак смирения и извинения), то перед тем, как Его пропустить, Рати, или Рупа, или их помощницы, скажут Ему: «Перед тем, как войти, ответь: откуда Ты явился? Потому что мы не пропустим чёрную змею». Никто не может обмануть манджари. Никто такого гуру обмануть не может, даже Сам Кришна!

Кришна рассказывает и при этом даже ничего не выдумывает: «Я шёл сюда, но Меня утащили Бхадра (или Шайбья), Меня силой увели, против Моей воли!» Манджари бескомпромиссно отвечает Ему: «Ладно, тогда просто возвращайся, откуда пришёл. Я тебя не пропущу». Кришна вынужден пасть к стопам манджари, плакать и умолять. В одной песне Рупы Госвами есть молитва о том времени, когда «Кришна пал бы к моим стопам, умоляя Его впустить и помочь рассеять ман (гнев) Радхарани, чтобы потом увидеть Её».

Когда я писала эту картину, то мне не давала покоя одна мысль. Тогда я задала Гурудеву вопрос: «О чём мне думать, когда я буду это рисовать?» Гурудев произнёс именно эту молитву Шрилы Рупы Госвами, о которой я рассказала. Другая молитва – из «Уткалика-валлари». Это тоже произведение Шрилы Рупы Госвами: «Когда же Радхика скажет: „Не пускай эту чёрную змею, Субала-сакху. Он может прийти даже в облике женщины. Ты должна Его распознать. И покрой свои чёрные волосы белыми цветами, потому что ничто чёрное не должно проникнуть в Мою кунджу“».

В руке Рупы Манджари – чамара, чтобы отгонять комаров и мух. А также она стоит на страже кунджи. Если Радха и Кришна внутри вдвоём, она стоит снаружи с чамарой и ждёт, зная точный момент, когда нужно будет зайти и начать оказывать служение Божественной Чете. Гурудев объяснил мне, как украсить кунджу, дверной проём, какой нужен цвет и всё остальное.

Я привозила ему картину, и он говорил: «Не делай её похожей на американку. Не рисуй американскую одежду. Изобрази роскошные одежды гопи, гопи-дресс». Я сделала Ей длинную гирлянду, и Гурудев показал, как должна ложиться на одежду эта гирлянда, показал на своём теле. Так что вы видите гирлянду на всех этих местах.

Манджари охраняют вход в кунджу. Иногда в кундже находятся Радха и Кришна, и поэтому они не пускают никого. А иногда в кундже одна Радхика, и они не пускают даже Кришну в неё. Они стоят на страже. Радхарани им сказала: «Чёрная змея, Субал-сакха придёт, не пускайте Его внутрь». Когда Кришна приходит с опозданием, Ему очень стыдно, а манджари говорят Ему: «Если не расскажешь нам, где был, мы Тебя не пустим». Кришна вынужден пасть к их стопам и смиренно умолять, только тогда они Его пропускают. Либо происходит другая игра, когда манджари по-прежнему стоят у входа в кунджу, но приходят Лалита или Вишакха и спрашивают их, можно ли войти.

В то время к Гурудеву приходил Тамал Кришна Махарадж (инициирующий гуру ИСККОН). Я в тот момент показывала Гурудеву картины с Рупой и Рати. Тамал Кришна заметил, что я нарисовала кольцо у Неё в носу слишком большим. Оно закрывает почти пол-лица! Тогда мы спросили Гурудева, обязательно ли рисовать это кольцо. Гурудев ответил: «Без кольца в носу никто не может быть гопи». И рассказал одну игру о важности таких колец.

Радхарани находится в мане и отказывается говорить с Кришной. Она сидит и нанизывает гирлянду. Кришна стоит и ждёт, когда Она поднимет Свои глаза на Него. Потому что «если Она посмотрит вверх и увидит Меня, то тогда можно будет начать разговор с Ней. Моё лицо наверняка очарует Её». Но Она не поднимает взгляда. Он ждёт и ждёт, очень долго. Просто стоит там, всё больше расстраиваясь. Она в Свою очередь становится от этого всё больше и больше счастлива, понимая, что Он находится в Её власти. От этого Она начинает улыбаться, не в силах сдержать Свою улыбку. В такие моменты Она прикрывает лицо рукой, притворяясь, что поправляет кольцо в носу, и продолжает заниматься гирляндой. Таким образом, всё это – параферналии Её маданакья-махабхавы к Кришне.

 

Рати Манджари 

Шрила Гурудев отметил, что Шри Рати Манджари не достаточно закрыта, и мы добавили ей вуаль, которая спускается ей на плечи. Она также стоит, как страж, с рукой на поясе. Она ожидает служения, держит на руке поднос. На нём сандаловая паста, кумкума, агуру, мускус, всевозможные благовония.

Манджари ничего не покупают, они всё делают вручную. Гурудев говорил, что в служении Божествам лучше делать все подношения самим. Манджари сами делают чернила, чтобы писать послания на листьях лотоса и потом передавать посланцам. Чтобы получить чернила, они выжимают сок цветов. Они самостоятельно изготавливают ароматный агуру и сандаловую пасту, а также кастури – олений мускус.

Я спросила: должна ли я положить к стопам манджари пыль чинтамани. Чинта – о чём бы вы не подумали, вы сразу же это получаете, потому что чинтамани исполняет любые желания. Поэтому я спросила: «Под ногами Рати мне нарисовать траву или песок чинтамани?» Гурудев ответил: «Изобрази траву. Потому что их ножные колокольчики намного могущественней в том, чтобы радовать Кришну и очаровывать Его, чем любая пыль чинтамани. Ножные колокольчики изготовлены из чинтамани, но их могущество происходит не из драгоценности камня, а из шарма, которым они обладают».

Я спросила Гурудева: «О чём думают Рупа и Рати?» Он ответил, что они очень счастливы, что привели Кришну к стопам Радхарани. Им удалось вывести Кришну из кунджи Чандравали, и сейчас Кришна внутри кунджи Радхики служит Ей. Конечно же, существует бесчисленное множество игр во Врадже и это лишь одна из них.

Итак, манджари приходят к Кришне, когда Он находится в кундже Чандравали и говорят Ему: «О Кришна! Случилось нечто ужасное. Во Вриндаване появился огромный демон в облике быка. Он хочет съесть Твоего маленького телёнка. Если Ты немедленно не придёшь и не спасёшь его, то он погибнет». Тогда Кришна говорит: «О, Я только убью демона и немедленно вернусь!», и убегает прочь. Манджари после этого приводят Его в кунджу Радхики. По дороге Кришна теряет сознание, теряет равновесие, потому что испытывает чувство разлуки и понимает, куда Его ведут. Чтобы удержаться на ногах, Он кладёт руку на плечо посланнику. Иногда этот посланник – воздух, а иногда – манджари. Когда Кришна опаздывает, Вринда, управляющая всем, даже воздухом, приказывает воздушным посланцам найти Кришну и вернуть Его обратно. Воздух, ветер могут принять образ посланца, неся с собой аромат Радхарани. Тогда они отправятся через горы, через море, в глубокие джунгли, куда никто другой не пройдёт, чтобы найти Кришну. Кришна кладёт руку на плечо ветру. Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: «Когда же я смогу увидеть это и увести Кришну из кунджи».

Шрила Гурудев сказал, что манджари смотрят друг на друга, это время – ночь, Радха и Кришна в кундже. Манджари смотрят друг на друга, полностью счастливые, поздравляя друг друга с тем, что успешно свели вместе Радху и Кришну.

 

Две другие гопи

По сокровенным причинам у нас нет транскрипций бесед, касающихся двух других гопи. Но немного я всё же расскажу. Это – Винода Манджари и «Любая другая манджари», таковы точные слова Шрилы Гурудева.

………………………………………………..….

Перевод и транскрипция: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: ---