?

Шри Сварупа Дамодар Госвами.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 210. Опубликовано: 18-01-2022, 07:50

Шри Сварупа Дамодар Госвами

Краткая биография

 

 Шри Сварупа Дамодар – вечный спутник Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, нитья-парикар. О нём известно не так много. Прежде его звали Пурушоттама Ачарья, он жил в Навадвипе под руководством Шри Чайтаньи. Об этом в исторических хрониках сказано так («Ч.-ч.», Мадхья, 10.103):

пурушоттама ачарйа танра нама пурвашраме
навадвипе чхила тенха прабхура чаране.

«Он никогда не расставался с Махапрабху. Когда Шри Чайтанья проявлял Свою лилу принятия санньясы, Сварупа Дамодара стал подобен безумцу и, уйдя в Варанаси, также принял санньясу от одного санньяси по имени Чайтанья Нанда».

прабхура саннйаса декхи унматта хана
саннйса грахана каила варанаси гийа

«Зрелище того, как Махапрабху принимал санньясу, едва не свело с ума Пурушоттама Ачарью. Он немедленно отправился в Варанаси, чтобы сделать то же самое, что и Махапрабху» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.104).

нишчинте кришнабхаджиба эи та каране
унмаде карила тенха саннйаса грахане

«Он жаждал поклоняться Шри Кришне так, чтобы ничто не мешало ему, и потому, как безумец, не думая о последствиях, отрёкся от мира» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.107).

саннйаса карило шикха-сутра-тйага-рупа

йога-патта на нила, нама хаила сварупа

«Он сделал всё как положено: обрезал прядь волос на затылке и снял упавиту (шнур брахмачари). Но он не стал одевать шафрановые одежды, не взял титула санньяси и остался, как и был - наиштхика-брахмачари» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.108).

чаитанйананда гуру танра аджна дилена танре
веданта падийа падао самаста локере

«Его санньяса-гуру сказал ему, что ему следует изучить «Веданту» самому, а также обучать ей других».
Его имя было Сварупа (имя брахмачари). Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада в комментариях на «Чайтанья-чаритамриту» (Мадхья, 10.102) пишет в связи с этим фактом следующее: «Сварупа – это одно из имён, которые носят брахмачари в сампрадае Шанкарачарьи. В соответствии с ведическими традициями существует десять титулов санньяси. Если брахмачари прислуживает санньяси, носящему титул Тиртха или Ашрам, сам он получает имя Сварупа. Пурушоттама Ачарья принял санньясу от санньяси, носившего титул Тиртха. Хотя имя Сварупа он получил, когда был брахмачари, он не стал его менять после санньясы. После санньясы он мог бы именоваться Тиртха, но он оставил имя, которое было у него, когда он был брахмачари».

По сути, он формально не принимал санньясы, он просто отрёкся от мирской жизни. Он не хотел отягощать себя соблюдением всех условностей. Он пренебрёг формальностями санньясы, желая только служить Кришне. Это суть духовной жизни.

После этого по приказу своего гуру он отправился к Шриману Махапрабху. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет в «Чайтанья-чаритамрите»:

ара дине аила сварупа дамодара
прабхура атйанта марми, расера сагара

«Однажды Сварупа Дамодар, будучи близким другом Махапрабху и океаном нектара преданности, пришёл в Джаганнатха Пури к лотосным стопам Махапрабху. Увидев, что Махапрабху принял санньясу, он стал подобен безумцу и также принял санньясу в Варанаси» (Мадхья, 10.102).

Хотя его образованность практически не имела предела, он почти не разговаривал с другими и предпочитал оставаться в одиночестве.

парама виракта тенха парама пандита
кайа-мане ашрийачхе шри-кришна-чарита

«Сварупа Дамодара был очень строг в своём отречении от мира и очень учён. Он был истинным пандитом. Всем сердцем и душой он принял покровительство Верховной Личности Бога, Шри Кришны» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.106).

пандитйера авадхи, вакйа нахи каро сане
нирджане рахайе, лока сабан ахи джане

«Никто не мог превзойти Сварупу Дамодару в учёности, но он никогда и ни с кем не общался. Он просто жил в уединении и никто не знал где он» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.110).

 Поэтому очень немногие осознавали его действительное положение. Он был полностью сведущ в понимании трансцендентного вкуса преданности Шри Кришне, и его тело было целиком поглощено любовным служением Ему:

кришна-раса-таттва-ветта, деха – према-рупа
сакшат махапрабхура двитийа сварупа

«Он был олицетворением расы и таттвы. Он был прямым представителем Махапрабху, Его вторым проявлением» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.111).

грантха, шлока, гита кеха прабху-паше ане
сварупа парикша каиле, пачхе прабху шуне

«Если кто-либо хотел показать Махапрабху какую-нибудь книгу, стих или песню, которую он сам сочинил, всё это вначале показывалось Сварупе Дамодару. Лишь после этого Махапрабху соглашался слушать эти произведения» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.112).

бхакти-сиддханта-вируддха, ара расабхаса
шуните на хайа прабхура читтера улласа

«Если эти произведения содержали какие-то противоречия возвышенной позиции бхакти, определённой писаниями, тогда слушание их не могло бы стать источником трансцендентного блаженства для Махапрабху» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.113). Поэтому Сварупа Дамодар лично проверял написанное, и лишь то, что было безупречно, могло быть предоставлено Махапрабху. Всё что мешает бхакти считается нечистым. Это утверждал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Путём расабхасы идут многие религиозные группы, и обычные люди часто преклоняются перед их представителями. Но важно понимать, что эти люди не считаются чистыми вайшнавами. Сварупа Дамодар даже не позволял им встречаться с Махапрабху.

видйапати, чандидаса, шри гита-говинда
эи тина гите кара на прабхура ананда

«Он часто цитировал «Шри Гита Говинду», Чандидаса и Видьяпати, чтобы доставить трансцендентное наслаждение Шри Чайтанье Махапрабху» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.115).

сангите – гандхарва-сама, шастре брихаспати
дамодара-сама ара нахи маха-мати

«В музыке и пении он был подобен гандхарву, а в знании шастр – Брихаспати. Никто не мог сравниться с ним в учёности» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.116).

 Он необычайно дорог Шри Адвайте и Нитьянанде Прабху, он – душа и жизнь таких преданных, как Шриваса и др.

Когда Сварупа Дамодар прибыл в Пури из Каши (Варанаси), он процитировал следующую речь, которая опиралась на одно особое произведение, во славу Махапрабху: «О океан милости, Шри Чайтанья Махапрабху! Да прольётся на нас благодать Твоей милости, которая без труда рассеивает все скорби и наполняет всё чистотой и блаженством. Воистину Твоя милость пробуждает духовное блаженство и затмевает любые материальные наслаждения. Она устраняет все противоречия, которые существуют между различными шастрами. Твоя благодатная милость порождает в сердце духовные вкусы и потому заставляет сердце ликовать. Твоя исполненная радости милость неизменно вдохновляет на преданное служение и возвеличивает супружескую любовь к Богу. Так пусть же по Твоей неизъяснимой милости в моём сердце пробудится трансцендентное блаженство» («Шри Чайтанья чандродая-натака», 8.10).

утхана махапрабху каила алингана
дуи-джане премавеше хаила ачетана

«Шри Чайтанья поднял Сварупу с пола и обнял его. В приливе экстатической любви они оба потеряли сознание» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.120).

После этого Махапрабху сказал («Ч.-ч», Мадхья, 10.22.122):

туми йе асибе, аджи свапнете декхила
бхала хаила, андха йена дуи нетра паила

«Сегодня во сне Я видел, что ты пришёл ко Мне. Без тебя Я чувствую Себя как слепец. Когда Я вновь обретаю возможность общаться с тобой, то как будто обретаю способность видеть, это чувство делает Меня безгранично счастливым».

Сварупа Дамодара ответил: «Прабху, пожалуйста, прости меня. Оставив Тебя и убежав в Варанаси, я совершил огромную ошибку. У меня нет даже следа на привязанность к Твоим лотосным стопам, и, в действительности, я стал великим грешником, оставив Тебя и уйдя так далеко. Я отказался от общения с Тобой, но Ты не отказался от меня. Набросив на мою шею верёвку милости, Ты вернул меня обратно к Своим лотосным стопам» («Ч.-ч»., Мадхья, 10.123-125).

Затем Сварупа Дамодар поклонился божественным стопам Нитьянанды Прабху, и Нитай в ответ в порыве любви обнял его. Потом уже Сварупа поприветствовал в соответствии с этикетом Джагадананду, Мукунду, Шанкару и Сарвабхауму Бхаттачарью. Также он вознёс молитву у стоп Парамананды Пури, а тот в ответ обнял его, преисполненный экстатической любовью.

Услышав эти слова от Сварупы Дамодара, сказанные с таким смирением, Махапрабху снова обнял его и сказал: «Кришна очень добр. Он милостиво позволил нам снова быть вместе».

Махапрабху не отпускал Сварупу Дамодару от Себя. Какие бы особенные экстатические эмоции не проявлял Господь, Сварупа Дамодар всегда вёл киртан в этом особенном настроении.

К тому времени из Видьянагара в Южную Индию прибыл Шри Рамананда Рай (проявление Вишакхи гопи). Таким образом, они оба: Сварупа Дамодар и Рамананда Рай – усиливали экстатическое настроение Махапрабху, воспевая и декламируя различные стихи. В течении дня Махапрабху был погружён в игры санкиртаны со Своими преданными, а ночью Он вкушал нектар экстатической любви к Шри Шри Радхе и Кришне в обществе этих двоих Своих ближайших спутников. Так же, как Лалита и Вишакха были наиболее близки со Шримати Радхарани, Сварупа Дамодара и Рамананда Рай были близки со Шри Чайтаньей Махапрабху.

В Пури Сварупа Дамодара жил в местечке Сатасан Мат. Оно находится около бхаджан-кутира Шрилы Бхактивиноды Тхакура, у океана в Сварга Дваре. Махапрабху поручил ему заботиться о Шриле Рагхунатхе дасе Госвами и наставлять его. Он дал много духовного понимания Шриле Рагхунатхе дасе Госвами и был всегда сердечно расположен к нему. Именно по этой причине Рагхунатху прозвали Сварупера Рагху.

 Сварупа Дамодар в играх Шри Шри Радхи и Кришны является Лалитой Дэви. В апракат-лилу он ушёл на второй день убывающей луны в месяц Асар.

……………………………………………………….

Компиляция материала: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев