?

Спорные детали философии, часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 34. Опубликовано: 14-05-2026, 09:55

Спорные детали философии

Беседа Ари Мардана Прабху с

Пуджьяпад Бхактиведантой Неми Махараджем

Кемерово. 2005 г.

Часть 1

 

В один из последних дней пребывания Пуджьяпад Бхактиведанты Неми Махараджа в Кемерово, Ари Мардан Прабху предложил Махараджу разобрать спорные моменты духовной философии, которые он услышал в его проповеди и с которыми был не согласен. Махарадж как всегда, с готовностью встретил это предложение. Предполагалось, что это будет сделать непросто.

 

Ари Мардан д.: Махарадж, в связи с Вашими лекциями в нашей группе, у меня сформировалось несколько вопросов. Есть спорные моменты, которые я хотел бы с Вами обсудить. Мы можем поговорить с Вами, чтобы обсудить эти спорные детали философии?

Ш.Б.Неми Махарадж: Конечно. 

Ари Мардан д.: Концепции, которые я хотел бы обсудить с Вами важны для моего понимания философии и практики сознания Кришны, поэтому я хотел бы обсудить их, пока Вы ещё не уехали в другой город. Если сегодня Вы не сможете, тогда завтра, когда Вы будете уже собираться, у нас не будет времени.

Ш.Б.Неми Махарадж: Давай, давай. Если это важно, тогда необходимо это сделать.

Ари Мардан д.: Вчера, на вечерней встрече с преданными, Вы упомянули про то, что существует градация преданных: каништха-каништха, каништха-мадхьяма, каништха-уттама и так далее.

Ш.Б.Неми Махарадж: Да, я помню.

Ари Мардан д.: Я читал в «Шримад-Бхагаватам» и в других книгах Шрилы (Свами) Прабхупады, про классификацию вайшнавов. У нас есть определение каништхи, мадхьямы и уттамы в комментариях на «Упадешамриту» (1) у  Шрилы Прабхупады. Есть подобные определения и терминология, соответствующая этим уровням в «Бхагаватам» (2). Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами также даёт определения трёх видов преданных в «Чайтанья-чаритамрите» (3), ссылаясь на Чайтанью Махапрабху. Но из какой шастры взята более подробная классификация преданных на девять типов? Откуда у Вас информация про эти типы преданных?

Ш.Б.Неми Махарадж: Я не знаю такой шастры.

Ари Мардан д.: То есть Вы не можете сослаться даже на средневековые работы?

Ш.Б.Неми Махарадж: Нет.

Ари Мардан д.: Почему я спрашиваю? Потому что Шрила Гоур Говинда Свами учил, не верить никому на слово, если проповедник не ссылается на шастру (4). Также наш Шрила Гурудев говорил о важности цитирования (5).

Ш.Б.Неми Махарадж: Я понимаю.

Ари Мардан д.: Вы не подумайте, что я полностью не верю Вашим словам. Наверняка есть какие-то писания, которые содержат информацию об этих ступенях.

Ш.Б.Неми Махарадж: Об этом я услышал со слов нашего Шрилы Гурудева (6). Он не раз использовал подобные термины для определения промежуточных уровней бхакти.

Ари Мардан д.: Я тоже два раза встречал в его книгах такие словосочетания. Однако, мне стало интересно, откуда он это взял?

Ш.Б.Неми Махарадж: Почему это для тебя важно?

Ари Мардан д.: Дело в том, что я планирую детально описать психологию верующих, чтобы было легче определить свой уровень и уровень тех, с кем мы пересекаемся в обществе преданных. Я вижу, что очень многие не имеют ясного представления об этой теме и поэтому при выборе гуру выбирают себе каништха-адхикари вместо маха-бхагават. Я сам попался в такую ситуацию. Вы посмотрите, как много учеников разочаровываются в своих гуру в наше время широкого распространения Гаудия-вайшнавизма! Почему много людей из ИСККОН приходят к Шриле Нараяне Махараджу? Потому что они ошиблись в своём выборе гуру. Одни оставляют своих учителей, а другие продолжают сохранять верность каништха-гуру, веря в то, что их гуру – уттама-адхикари. Разве не так?

Ш.Б.Неми Махарадж: Да, так. Я так же вижу это.

Ари Мардан д.: Ладно, если бы подобные ошибки встречались в одной организации или в одном поколении преданных, но ведь это происходит постоянно во всех вайшнавских организациях! Почему бы тогда не развить эту философию об адхикарах, расписать её подробнее? Слова нашего Гурудева дают отправную точку для этого. Он расписывает детально девять типов преданных. Мне нужно иметь как можно больше ссылок на шастры и работы ачарьев, где они описывают признаки преданных, которые находятся на различных ступенях бхакти. Тогда бы, я либо написал книгу, своего рода методичку об этом, либо я мог бы дать большой семинар с подробным описанием всех трёх адхикар. Ведь у нас никто до сих пор не расписал подобную тему так детально, чтобы можно было успешно определять уровень преданности в том или ином человеке и в себе. Вы встречались когда-нибудь с подобной книгой?

Ш.Б.Неми Махарадж: Есть «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Там можно об этом узнать.

Ари Мардан д.: Я читал эту книгу и даже на её основе давал семинар. К сожалению это было примерно три года назад, когда ни у кого из нас не было диктофона, и я не записал свои лекции. Кстати, там также не упоминается подобная классификация, как каништха-каништха, каништха-мадхьяма и так далее.

Ш.Б.Неми Махарадж: Она подразумевается, но терминов таких там конечно нет. Надо спросить у Шрилы Гурудева. 

Ари Мардан д.: Было бы хорошо.

Ш.Б.Неми Махарадж: Может быть кто-то из наших санньяси про это слышал. 

Ари Мардан д.: Тема интересная. Ведь благодаря ей мы сможем иметь ясное понимание уровней бхакти в деталях. Многие склонны думать о себе как о чистых преданных, но по факту они ошибаются и на деле обманывают окружающих своим амбициозным поведением. Эта ситуация подобна вызову для меня. Я считаю, что я должен с этим разобраться.

Ш.Б.Неми Махарадж: Хорошо. Какой у тебя следующий вопрос?

Ари Мардан д.: Да, следующий. В своей лекции, Вы утверждали, что душа может духовно развиваться, имея лишь человеческий тип тела. Что без тела душа не в силах служить Богу. Я не могу согласиться с этим.

Ш.Б.Неми Махарадж: Но так утверждают ачарьи.

Ари Мардан д.: Я слышал не раз и читал про то, что человекоподобный тип существования благоприятен для духовного развития, и что Веды даны лишь для людей, а не для животных.

И ещё! Я не знаю, являются ли ванары и гаруды относящимися к человекоподобным существам, но известно, что Хануман и Гаруда служат Господу. Также Гаджендра, он не человек, но в «Шримад-Бхагаватам» сказано, что он достиг милости Господа, благодаря своим молитвам, обращённым к Нему. Помню, что Шрила Свами Прабхупада писал, что Богу могут служить даже кошки и собаки, если кормить их прасадом. Ещё сказано в учении о святом имени: если мы будем повторять громко маха-мантру, то благо получим не только мы, но также насекомые, микробы, привидения и так далее.

Ш.Б.Неми Махарадж: Гаруда и Хануман нитья-сиддхи, это не животные. Нитья-сиддхи могут иметь разнообразные формы, даже такие, как у животных.

Ари Мардан д.: Но ведь Гаджендра не был нитья-сиддхой!

Ш.Б.Неми Махарадж: Да, он не нитья-сиддха. Его пример доказателен.

Ари Мардан д.: А жители Гарудалоки? Как я понимаю, они не нитья-сиддхи. Каково их положение?

Ш.Б.Неми Махарадж: Про их духовный уровень мне ничего неизвестно. Что касается кошек и собак, то они не могут осознанно совершать служение Богу, они лишь реализуют свои инстинкты и всё.

Ари Мардан д.: Но ведь они могут набирать сукрити?

Ш.Б.Неми Махарадж: Конечно, бхакти-сукрити. Но их служение – агьята, без понимания. Они не могут совершать садхану осознанно. Если им дать выбор: служить Богу или жить животной жизнью, то они всегда выбирают последнее.

Ари Мардан д.: Это так, но ведь духовно они могут расти, благодаря полученному агьята-бхакти-сукрити. Это же факт?

Ш.Б.Неми Махарадж: Да, несомненно.

Ари Мардан д.: Даже деревья тала, которые обнимал Махапрабху, ушли в духовный мир. Я слышал историю про то, что Шри Чайтанья Махапрабху кормил рыбок в пруду прасадом, и они обрели четырёхрукую форму вишнудутов и ушли в духовный мир.

Щенок Нимая, с которым Он играл в детстве, обрёл прему! Он вышел за пределы своих инстинктов и, оставив тело, ушёл в духовный мир. Когда Шри Чайтанья Махапрабху проходил через лес Джхарикханду, то многие звери, которые слышали Его киртан, присоединились к нему, оставив свою животную природу.

Шри Расикананда, ачарья нашей парампары, инициировал даже животных! Они совершали действия, подобно садхакам (7), обретали чистое сознание. Поэтому, я не согласен с формулировкой, что духовное развитие возможно лишь для тех, кто имеет человекоподобный тип тела.

Ш.Б.Неми Махарадж: Пример щенка Нимая, рыб и слона Расикананды – это пример ахайтуки-крипы. Подобное случается лишь по беспричинной милости Господа и Его великих преданных. Подобные случаи не происходят как нечто обычное или регулярное, это исключение. Даже сейчас, в наше время, если возвышенный гуру покормит со своих рук какое-то животное или даже корову, она, как правило, не проявит признаков полного очищения сознания. Сукрити можно получить, но радикальных изменений вряд ли мы увидим. Мощный духовный скачок в сознании животных может встречаться, однако не часто, а очень и очень редко.

В целом же, я согласен, что надо говорить об этом более корректно. Когда мы встречаем в писаниях утверждение о том, что священные писания и духовная практика не для животных, а только для людей, то под этим подразумевается, что они не могут проявить должной силы разума, чтобы совершать бхакти-садхану. Что касается бхакти-сукрити, то несомненно, оно приходит в их жизнь. Благодаря этому обретению они могут эволюционировать.

Ари Мардан д.: Да, с этим я могу согласиться. Такое объяснение вполне точное. Пойдём дальше? 

Ш.Б.Неми Махарадж: Давай.

Ари Мардан д.: Также я не могу согласиться с утверждением, что в тонких телах, без человекоподобного, грубого тела, невозможно духовное развитие.

Ш.Б.Неми Махарадж: Каковы твои доводы? 

Ари Мардан д.: Прежде всего об этом рассказывается в истории про Дундукари и Гокарну. Вы помните её?

Ш.Б.Неми Махарадж: Да. Во время паломничества по Врадже её рассказывают.

Ари Мардан д.: В этой истории рассказывается про то, что вероломный Дундукари оказался в теле привидения, после того, как его убили проститутки. Он обратился к добродетельному Гокарне, чтобы тот ему помог избавиться от тела привидения. Тогда Гокарна начал рассказывать «Шримад-Бхагаватам» по велению Савитара. Дундукари не имел материального тела, но он смог слушать «Бхагаватам» и прогрессировал в следствии внимательного слушания очень быстро! Он слушал как подлинный садхак! Тем самым он обрёл право уйти вместе с вишнудутами на Вайкунтху. Дундукари в этой истории описывается как пример идеального слушания «Бхагаватам». В связи с этим он обрёл совершенство. Он не имел грубого тела, но всё же смог реализоваться благодаря бхагавата-шраване. Если бы он не смог выполнить это, тогда как он из тела злого духа смог обрести право попасть в духовный мир?

Ш.Б.Неми Махарадж: Хорошо.

Ари Мардан д.: Следующий мой аргумент касается полубогов. Как известно, они находятся в тонких телах, физической оболочки у них нет. Хотя нам известно, что они описаны как наслаждающиеся райскими удовольствиями, тем не менее, я читал, что жители райских миров также совершают киртан, как и люди Земли. Из «Шримад-Бхагаватам» известно, что полубоги периодически возносят молитвы Богу (8). Когда Господь являет Себя во Вселенной, или когда Он одерживает победу, или когда деваты нуждаются в Его помощи, полубоги возносят Ему свои молитвы. Небожители прославляют Его, произносят Его святые имена. Когда Кришна ещё был во чреве Деваки, полубоги вознесли Ему «Гарбха-стути». Как Вы думаете, оставляют ли след эти молитвы в душе полубогов? Возникают ли от них у полубогов благоприятные самскары? Получают ли они бхакти-сукрити?

Ш.Б.Неми Махарадж: Конечно, они обретают благо.

Ари Мардан д.: Но заметьте, у них нет материального тела!

Ш.Б.Неми Махарадж: Но разве такие молитвы пример садханы?

Ари Мардан д.: Это не пример садханы. Садхана – это полное погружение в процесс бхакти, а полубоги часто, после возношения молитв, после того, как Вишну им дарует Свою помощь в битве против демонов, снова погружаются в чувственные наслаждения. Однако, факт остаётся фактом: духовный прогресс становится доступен даже тем, кто не имеет материального тела.

Можно также упомянуть гандхарвов, жителей рая. У них нет грубого тела. Однако в «Бхагаватам» сказано, что они совершают бхагават-киртан (9).

Ш.Б.Неми Махарадж: В своей лекции я имел ввиду, что садханой занимаются только те, кто имеет грубое тело, которое доступно на планетах, таких как Земля.

Ари Мардан д.: Ясно. Если говорить о садхане в тонком теле, то можно вспомнить господа Брахму, живущего на Брахмалоке. Он не имеет материального грубого тела. Об этом неоднократно говорится в бхакти-шастрах. Однако он совершает садхану. Конечно, его акт творения не является ангой бхакти, но зато он творит, удовлетворяя Господа. Ведь он ведом Им в акте творения, совершает своего рода кришна-карму. Также известно, что Брахма всегда медитирует на Господа, поскольку он привязан к Нему. Бхактиведанта Свами Прабхупада многократно называет его великим преданным. Как можно быть великим преданным, не совершая садханы? Брахма постоянно погружён в смысл Вед, и Веды по этой причине являются его атрибутом. Он постоянно произносит гимны Вед. «Брахма-самхита», глава 5 доказывает, что Брахма совершает своего рода садхану. Он даже в своём долгом сне видит Господа, получая от Него инструкции для восстановления вселенной после глобального потопа. И заметьте, у Брахмы нет тела из таких элементов, как у жителей Земли! Также известно, что жители Брахмалоки не склонны к чувственному наслаждению, и только по этой причине они получили право подняться в обитель Брахмы. Некоторые из них даже уходят в духовный мир после того, как их садхана на Брахмалоке становится успешной. Об этом писал Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в своих комментариях (10).

………………………………….

1) «Нектар наставлений», текст 5.

2) «Шримад-Бхагаватам», 11.2.45-47.

3) Санатана-шикша из «Чайтанья-чаритамриты», Мадхья, 22.64-71.

4) «Шрила Гоур Говинда Свами глубоко знал священные писания. Всё, о чём он говорил, он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос, и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, он кричал: "Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания (шастры)» («Парипрашна». Краткая биография).

5) «Шри Чайтанья Махапрабху дал указание Рамананде Райю: "Подтверждай свои слова примерами из шастр. Тогда Я пойму, что твои слова истинны; в противном случае Я не приму твои утверждения". Итак, что же рассказывал Рай Рамананда? Говоря о садхье и садхане, он всегда цитировал шлоки из Вед, Пуран, Упанишад, главным образом «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам», и особенно из «Бхагаватам»» (08.07.1996, Юджин, США).

6) Такие упоминания встречаются во многих лекциях Ш.Б.Нараяны Госвами: 06.07.2010 г. Италия; 14.07.1996. Нью-Йорк, США; 30.07.2000 г. Москва; Журнал «Враджа-према» №1, «Три беседы в Матхуре», 17.04.2000 г. и т.д.

7) Из книги «Жизнь Расикананды», глава 24.

8) «Шримад-Бхагаватам», 10.2.25-42.

9) В «Шримад-Бхагаватам» 5.19.2 Шрила Вьясадев утверждает:

арштишенена саха гандхарваир 

анугийаманам парама-калйаним
бхартри-бхагават-катхам

самупашриноти свайам чедам гайати

«Тысячи и тысячи гандхарвов не переставая поют славу Шри Бхагавану. Это пение чрезвычайно благоприятно для каждого. Хануман, а также Арштишена, правитель Кимпуруша-варши, снова и снова обращают свой слух к этим гимнам».

Санньяси Тхакур, герой «Джайва-дхармы», благодаря божественному дару, видит, как в раю возносят славу Всевышнему. Он восторженно восклицает: «О! Я вижу сияющего Шиву, повелителя полубогов. Он играет на своём маленьком барабане даммару и громко восклицает: „О Вишвамбхара, даруй мне Свои милость и расположение!“ Танцуя как безумец, он теряет сознание и без чувств падает на землю. В другом месте, на Сваргалоке, Индра и его окружение танцуют, полные безграничной радости, и, ликуя, поют: „Джая Гаурачандра! Джая Нитьянанда!“ Даже райские птицы, прыгая на ветках деревьев, в экстазе щебечут: „Гаура! Нитай! Гаура! Нитай!“ Все дживы, переполненные радостью, опьянены сладостным нектаром имён Шри Гауранги. Похоже на то, что сама олицетворённая материальная природа – Пракрити Деви, опьянённая сладостью нектара имён Господа Чайтаньи, наполнила всё вокруг красотой и великолепием! Как же это удивительно!»

10) В книге «Ведическая космология», составленной на основе книг и лекций Свами Прабхупады, цитируются его утверждения: «Обитатели Сатьялоки не имеют грубых материальных тел, которые меняются во время смерти, но они трансформируют (через садхану) свои тонкие тела в духовные и в этих телах вступают в духовный мир. Жители Сатьялоки могут достичь совершенства тремя способами. Добродетельные личности, поднявшиеся на Сатьялоку благодаря своей благочестивой деятельности, после того, как Брахма рождается вновь (если не достиг совершенства в своей предыдущей жизни), становятся правителями различных планет; те, кто поклонялся Гарбходакашайи Вишну, получают освобождение вместе с Брахмой; а чистые преданные Бога без задержки проходят сквозь оболочки вселенной и вступают в духовное царство» (Раздел «Сатьялока»).

«Во время полного уничтожения вселенной Брахма вместе с обитателями Сатьялоки (его обители) отправляется сразу в духовный мир. Это подтверждается в Ведах, в которых говорится: "Во время разрушения вселенной те, кто находятся на Сатьялоке, благодаря своему возвышенному положению возвращаются вместе с Брахмой домой, к Богу"» (Раздел «Сатьялока»).

«На высших планетах, расположенных около Брахмалоки, таких, как Махарлока, Джаналока и Таполока, никогда не прекращается (нирантара, признак совершенного бхакти) прославление Господа Кришны» (Раздел «Таполока»).

 

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи