?

Шримад Адвайта Ачарья. Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 910. Опубликовано: 19-02-2019, 16:58

Шримад Адвайта Ачарья

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Из книги «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Глава 7, Часть 1

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

врадже авеша-рупатвад вйухо йо’пи садашивах

са евадвайта-госвами чайтанйабхинна-виграхах


«Господь Садашива, ранее принимавший участие в играх Кришны во Врадже, теперь явился в играх Гауранги как Адвайта Госвами. Эта его форма неотлична от Шри Чайтаньи Махапрабху («Гаура-ганоддеша-дипика», 76).

йаш ча гопала-дехах сан врадже кришнасйа саннидхау

нанарта шри–шива–тантре бхайравасйа вачо йатха

экада карттике маси дипа-йатра-махотсаве

са-рамах саха-гопалах кришно нритйати йатнаван

нирикшйа мад–гурур дево гопа–бхавабхилашаван

прийена нартитум арабдхаш чакра-бхрамана-лилайа

шри-кришнасйа прасадена дви-видхо’бхут садашивах

экас татра шивах сакшад анйо гопала-виграхах

«Приняв облик мальчика-пастушка, Садашива танцевал во Враджабхуми с Господом Кришной. Вот как это описывает Бхайрава в “Шива-тантре”: “Однажды во время праздника дипавали в месяц Картика Шри Кришна увлечённо танцевал с Господом Баларамой и другими мальчиками-пастушками. Когда Садашива, мой духовный учитель, видел этот трансцендентный танец, Он пожелал стать мальчиком-пастушком и благодаря этому получить возможность танцевать с Кришной”» («Гаура-ганоддеша-дипика», 77-80).

 

Адвайта-таттва

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами описывает онтологическое положение Адвайты Ачарьи:

маха-вишнур джагат-карта майайа йах сриджатй адах

тасйаватара эвайам адваитачарйа ишварах

адваитам харинадваитад ачарйам бхакти-шамсанат

бхактаватарам ишам там адваитачарйам ашрайе

«Адвайта Ачарья — это проявление Маха-Вишну, который творит материальный мир благодаря могуществу майи.  Поскольку он неотличен от Верховного Господа Хари, его называют Адвайтой. А поскольку он проповедует религию преданности, его называют Ачарьей. Он — сам Господь, представший в облике преданного. Поэтому я вручаю себя ему» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.12-13).

Шрила Бхактивинода Тхакур писал: «У майи есть две функции, и Маха-Вишну являет себя двумя способами в соответствии с этими двумя функциями. Когда Он приходит в материальный мир в качестве творца, Он предстаёт в образе Вишну и является действенной причиной этой вселенной (нимитта-карана). Когда Он представляет Собой непроявленную материальную энергию (прадхану), Он предстаёт как Рудра. Также у него есть вторая форма – Адвайта».

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур также писал об Адвайте Ачарье в своей «Анубхашье» (комментарии) к «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 6.12): «Господь Адвайта Ачарья – это Маха-Вишну. Он – Верховный наставник. Деяния Вишну являются всеблагими поскольку Он — хозяин и господин всей вселенной. Он — первопричина всего благоприятного в этом мире... Если человек не может осознать, что трудности, с которыми постоянно приходится сталкиваться в материальном мире, являются благоприятными на том пути, который чист, вечен, полон и свободен, это значит, что он ещё не посвятил себя истинной духовной практике — преданному служению Кришне».

Адвайта Ачарья также известен, как Камалакша:

«Всё благоприятное, что есть во вселенной, пребывает в Адвайте. Он – обитель всех благих качеств. Его деяния – вечный источник всего благополучия в этом мире, и потому его имя – Мангала.

Адвайта — обитель добродетели — является частью (амшей) Маха-Вишну. Поскольку он неотличен от Господа, его полное имя – Адвайта.

Он – духовный наставник всех вайшнавов и самая почитаемая личность во вселенной. Его имя — Адвайта Ачарья — отражает оба этих качества. Поскольку Он — часть тела, или экспансия лотосоокого Верховного Господа, Его также называют Камалакшей» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 6.12, 26. 30-31).

Вриндаван дас Тхакур описывает Адвайту Ачарью как первого среди вайшнавов: «В Навадвипе живёт Адвайта Ачарья — величайший среди вайшнавов и самый удачливый из людей. Он – главный гуру в знании, преданности и отречении. Он учит преданности Кришне, так же как это делал Шанкара» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 2.78-9).

 

Явление Адвайты

Адвайта Ачарья родился в деревне Наваграм недалеко от Силхета (ныне — Бангладеш) на седьмой день растущей Луны месяца Магха. Его отец — Кувера Пандит, брахман из рода Варендра, а мать — Набхи Деви. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (81-85) говорится: «Кувера, царь гухьяков и друг Господа Шивы, явился в играх Господа Гауры как Кувера Пандит, отец Адвайты Ачарьи. Однажды на горе Кайлас, где живут сиддхи и садхьи, Кувера, очень дорогой спутник Шивы, повторял особую мантру, обращённую к нему. Всемилостивый Шива обратился к Кувере: “Я очень доволен тобой и хочу одарить тебя благословением. Проси всё, что пожелаешь”. Тогда Кувера попросил: “О, мой Господь, пожалуйста, стань моим сыном”… Так он обрёл благословение, которое очень сложно получить. Когда пришло время, Кувера по милости Господа Садашивы стал отцом Адвайты Ачарьи».

В «Бхакти-ратнакаре» (5.2041-3) говорится: «Кувера Пандит, преданный Нрисимхадева, жил в деревне Наваграм близ Силхета. Он был в высшей степени удачливым приверженцем пути бхакти и не знал ничего, кроме лотосных стоп Кришны. Его преданную и верную жену звали Набхой Деви. Ей поклоняется весь мир, потому что она — мать Адвайты Прабху».

«На седьмой день растущей луны месяца Магха великий океан радости вышел из берегов. В этот благоприятный момент луна Адвайты снизошла в благословенное чрево Набхи Деви. Пребывая в экстазе, Кувера Пандит раздал пожертвования брахманам и всем нуждающимся. Он очень осторожно вошёл в комнату, в которой проходили роды, и сердце его наполнилось радостью, когда он увидел сияющее лицо своего сына. Все жители деревни поспешили к его дому. По дороге они переговаривались между собой: “Какие же благочестивые поступки совершил этот брахман, что в преклонном возрасте удостоился такого драгоценного сына?” Боги с небес осыпáли всех цветочным дождём. Нет ничего, что могло бы сравниться с этой сценой. Гханашьям воспевает это в высшей степени знаменательное событие, когда вся Земля наполнилась звуками радости» («Бхакти-ратнакара», 12.1759-62).

В «Гаудия-вайшнава абхидхане» говорится, что местом рождения Адвайты является Лаураграм. Там также упомянуто, что Адвайта Прабху покинул Лаураграм и поселился в Силхете, а оттуда перебрался в Шантипур. Также у него был дом в Навадвипе. Его полное имя было Камалакша или Камалаканта Ведапанчанана. Он родился в 1434 году, а ушёл из этого мира в 1559 году в возрасте 125 лет.

Дикша-ученик Джахнавы Маты по имени Нитьянанда Дас писал в своей «Према-виласе», что местом рождения Адвайты Ачарьи является Шантипур. Он упомянул, что Адвайта изучал Веды и другие писания у пандита по имени Шантачарья, который проживал в Пхуллабати (недалеко от Шантипура), и получил от него титул «ачарья». Жизнь Адвайты описана в нескольких книгах на бенгали, таких как «Адвайта-мангала», «Адвайта-виласа» и «Сита-чаритра».

 

Путешествия Адвайты Прабху

Когда Кувера Пандит и Набха Деви оставили этот мир, Адвайта под предлогом совершить сопутствующие этому событию ритуалы отправился в Гайю, а оттуда — в паломничество по всем святым местам Индии. Придя во Вриндаван, он погрузился в поклонение Кришне, и через медитацию смог осознать, что Кришна скоро явится в Навадвипе. Во время своего паломничества он пришёл в Митхилу и там познакомился с поэтом Видьяпати. Эта встреча подробно описана в «Адвайта-виласе». Наконец, Адвайта вернулся обратно в Шантипур, проведя несколько дней в Навадвипе. Жители Шантипура, исстрадавшиеся в разлуке с ним, очень обрадовались его возвращению.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» (86) описывается, что у Адвайты было две жены: одну звали Шри Деви, а другую – Сита Деви. Йогамайя приняла облик Ситы, а Шри – это её пракаш (экспансия).

У Адвайты Ачарьи было два дома: один в Шантипуре, а другой недалеко от Шривасангама в Майяпуре. Его сердце болело, когда он видел, что люди в этом мире обделены преданностью Вишну, из-за чего вынуждены постоянно испытывать материальные страдания. Преисполненный сострадания, он начал обучать «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», разъясняя, что конечная цель всех писаний – посвятить себя преданному служению Кришне. Примерно в то же самое время Говардханадхари Гопал пришёл к Мадхавендре Пури во сне и велел принести Ему сандаловой пасты. Повинуясь Его указанию, Мадхавендра отправился в Джаганнатха Пури по дороге, идущей через западную Бенгалию. Там он на время остановился в доме Адвайты Ачарьи в Шантипуре. Увидев экстаз преданности, переполнявший Мадхавендру Пури, Адвайта Ачарья принял его своим гуру, несмотря на то что сам является экспансией Верховного Господа. Он сделал это, чтобы показать обусловленным душам, насколько важно принять прибежище у истинного духовного учителя.

«Встретившись с Мадхавендрой Пури, Адвайта Ачарья увидел в нем высочайшую прему и ощутил неземную радость у себя в сердце. Поэтому он попросил у Мадхавендры мантру, после чего тот отправился дальше на юг» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.110-111).

«Махапрабху — это ствол дерева преданности, исполняющего желания. Также Он — садовник, который Сам наслаждается плодами этого древа и свободно раздаёт их другим. Хотя посажено дерево было в Навадвипе, оно выросло в Пури Дхаме и Вриндаване, разросшись в целый сад и принеся множество сладких плодов любви. Мадхавендра Пури считается ростком этого дерева, а Ишвара Пури — это первый побег на нём. Благодаря Своим непостижимым энергиям Шри Чайтанья Махапрабху одновременно является садовником при этом древе и его стволом. Сверху этот ствол разделился надвое, образовав две ветви, которыми являются Адвайта Ачарья и Нитьянанда Прабху» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.21).

 

Причина прихода Господа

Шри Кришна Чайтанья, положивший начало движению бхакти, считается его телом, в то время как Адвайта и Нитьянанда – его руки и ноги. Вместе со Шривасом и другими преданными Они явились в этот мир, чтобы проповедовать чистую преданность Господу Хари. Адвайта Ачарья и некоторые другие спутники Махапрабху явились на Землю ещё до Его прихода, и Махапрабху почитал их как Своих старших. Адвайта Ачарья видел, что в этом мире совсем нет преданности Кришне, и греховность века Кали достигла небывалого размаха. Он размышлял: «Чтобы исправить эту ситуацию, частичного проявления Господа будет недостаточно. Мир получит благо, только если Сам Верховный Господь низойдёт на Землю». Поэтому он стал поклоняться лотосным стопам Кришны, предлагая Ему воду Ганги и листья Туласи. Он взывал к Господу, умоляя Его прийти, и слезы любви (према-хункара) катились из его.

«Он громко взывал к Шри Кришне и непрестанно подносил воду Ганги и туласи-манджари, медитируя на Его лотосные стопы. Так он побудил Кришну прийти на Землю… Господь, являющийся хранителем религии, нисходит по воле Своего преданного». («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.108-110)

«Слава всемилостивому Адвайте Ачарье, чей зов заставил Гаурангу прийти в этот мир. Любой, кто примет у него прибежище, обретёт высшую награду – любовь к Шри Чайтанье Махапрабху». («Бхакти-ратнакара», 12.3761, 3764)

«С огромным энтузиазмом он непрестанно служил Шри Кришне, предлагая воду Ганги и туласи-манджари. Погружённый в мысли о Кришне, он поклонялся Ему, громко восклицая Его имя. Эти звуки заполнили всю вселенную и достигли Вайкунтхи. Услышав этот зов любви, Господь Шри Кришна явил себя человечеству, поскольку всегда подчиняется воле Своего преданного» («Чайтанья-бхагавата», 1.2.81-3).

Незадолго до явления Махапрабху в этот мир пришёл Нитьянанда Прабху. Он родился в деревне Экачакра на тринадцатый день растущей Луны в месяц Магх. Он явился в семье Хадая Пандита и Падмавати Деви, даровав им возможность служить Себе в ватсалья-расе. Тем временем у Джаганнатхи Мишры и Шачи Деви родилось восемь дочерей, но все они сразу же умерли. Затем у них родился сын, которого назвали Вишварупой. Он является второй формой Нитьянанды Прабху. Спустя некоторое время, в день полнолуния месяца Пхалгуна, явился источник всех аватар Шри Гаурачандра. Сита Тхакурани с дозволения своего мужа взяла многочисленные подарки и отправилась из Шантипура в Навадвипу, чтобы увидеть этого чудесного ребёнка. Получив Его даршан, она благословила младенца, поместив Ему на голову неочищенный рис и траву дурба.

«Вскоре после рождения Чайтаньи Махапрабху Сита Тхакурани, жена Адвайты Ачарьи, которой поклоняется вся вселенная, с дозволения своего супруга отправилась взглянуть на дивное дитя, взяв с собой разнообразные подарки и подношения («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 13.111).

Адвайта Ачарья открыл в Майяпуре санскритскую школу, где также углублённо изучались священные писания. Каждый день Вишварупа, старший брат Махапрабху, после омовения в Ганге приходил к Адвайте, чтобы послушать катху из его уст. Однажды Адвайта был занят пуджей и попросил Вишварупу вести занятие. Вишварупа стал рассказывать, что преданность Кришне – это конечная цель изучения всех писаний. Услышав такое замечательное объяснение, Адвайта тут же поднялся с того места, где проводил пуджу, и с любовью обнял Вишварупу.

Как-то раз в обеденное время Шачимата отправила маленького Нимая в дом Адвайты Ачарьи отнести Вишварупе прасад. Когда Адвайта Прабху увидел прекрасное лицо Нимая, он был так очарован, что позабыл обо всём на свете. Тем не менее он не смог признать в Нём Высшую Абсолютную Истину — Господа, которому поклонялся.

 

Адвайта проверяет Махапрабху

Когда Гауранга вернулся из Гаи, Его настроение полностью изменилось, что несказанно обрадовало Адвайту, Шриваса и других преданных. Спустя какое-то время Нитьянанда Прабху, завершив Своё паломничество по святым местам, пришёл в Навадвипу и встретился с Нимаем. Однажды Махапрабху объявил о Своём желании провести вьяса-пуджу Нитьянанде. Накануне дня вьяса-пуджы Махапрабху дал всем понять, что Нитьянанда — это Сам Баларама. Затем Он стал выкрикивать имя «Нада, Нада», раскрыв тем самым, что именно Адвайта Ачарья заставил Его прийти на Землю.

«Я возлежал в Молочном Океане, но зов Нады разбудил Меня и привёл сюда» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 9.298).

Когда вьяса-пуджа завершилась, Махапрабху принял настроение Верховного Господа. Он послал Рамая Пандита, брата Шриваса, в Шантипур, чтобы тот привёл сюда Адвайту. Махапрабху велел сообщить Адвайте о Своём Божественном приходе: «Поклоняясь водой Ганги и листьями туласи, Адвайта Ачарья своим зовом заставил Господа Хари прийти на эту Землю. Нитьянанда Прабху тоже явился в Навадвипе. Поэтому Адвайта со своей женой должен немедленно прийти в Шривас-ангам, взяв с собой все параферналии для поклонения Господу». Рамай немедленно отправился к Адвайте, чтобы исполнить волю Махапрабху.

Как только Адвайта услышал, что Махапрабху открыто явил Свою божественную природу, он тут же отправился в Майяпур, взяв с собой жену Ситу и сына Ачьютананду. Однако, вместо того чтобы сразу прийти в дом Шриваса, Адвайта укрылся в доме Нанданачарьи, желая проверить Махапрабху. Он велел Рамаю не говорить пока ничего Махапрабху. Но для Господа, знающего сердце каждого, не составило труда раскрыть хитрый план Адвайты. Махапрабху вновь послал Рамая, на сей раз в дом Нанданачарьи, чтобы привести Адвайту. Видя, что Махапрабху всеведущ, Адвайта избавился от всех сомнений. В сопровождении своей жены, Адвайта пришёл в дом Шриваса и в великом счастье распростёрся перед Господом. Он омыл Его лотосные стопы, а затем совершил поклонение с помощью пяти ингредиентов (панчопачара), повторяя при этом следующую мантру:

намо брахманйадевайа го-брахмана-хитайа ча

джагад-дхитайа кришнайа говиндайа намо намах


«Я выражаю почтение Шри Кришне, которому поклоняются брахманы, благожелателю коров и брахманов, вечному благодетелю всего мира. Я снова и снова выражаю почтение Личности Бога, которого называют Кришна и Говинда» «Вишну-пурана» (1.19.65).

Приняв от него поклонение, Махапрабху велел Адвайте подняться и начать танцевать. Адвайта пустился в пляс и полностью опьянел от своего танца, чем немало удивил всех преданных, наблюдавших за этой сценой.

 

Панча-таттва

Кришнадас Кавирадж Госвами пишет в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

«Адвайта Ачарья — это проявление Господа Чайтаньи, принявшее на себя роль преданного. Три таттвы — Чайтанья Махапрабху, Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху — занимают господствующее положение и повелевают всем сущим.

Один из Них — Махапрабху, а двое других — Прабху. Два Прабху служат лотосным стопам Махапрабху.

Эти три таттвы — Чайтанью Махапрабху, Нитьянанду Прабху и Адвайту Прабху — почитают все живые существа. Четвертую — бхакти-таттву — представляет Гададхар Пандит, который тоже поклоняется Им.

Преданным Господа нет числа, и возглавляет их Шривас Пандит. Эти шуддха-бхакты олицетворяют собой пятую таттву.

Ближайших спутников Махапрабху во главе с Гададхарой Пандитом [таких как Рамананда Рай, Сварупа Дамодара и др.], следует считать проявлением бхакти-таттвы, внутренней энергии Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, гл. 7, 13-17).

Итак, панча-таттва включает в себя Гаурангу Махапрабху, олицетворяющего Собой образ преданного (бхакта-рупа); Нитьянанду Прабху, олицетворяющего Собой форму преданного (бхакта-сварупу) и Адвайту Прабху, который является Самим Маха-Вишну. Однако, поскольку он принимает настроение преданного, его называют бхакта-аватарой, воплощением преданного. Эти три Прабху являются вишну-таттвой, то есть относятся к категории Верховного Господа, поэтому их стопам предлагают листья туласи. Без милости Адвайты невозможно достичь служения Шри Чайтанье и Нитьянанде Прабху.

дайа коро ситапати адвайта госаи

тава крипабале паи чайтанйа-нитаи

«Будь милостив, Адвайта Прабху, супруг Ситы! Лишь по твоей милости я обрету Чайтанью и Нитая» (песня Нароттама даса Тхакура).

Слава Адвайты Ачарьи и его деяния подробно описаны в «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадаса Кавираджа, в «Чайтанья-бхагавате» Вриндавана даса, в «Бхакти-ратнакаре» Нарахари Чакраварти, а также в таких произведениях, как «Адвайта-виласа» и другие. Те, кто желает более глубоко узнать его жизнь, должны обратиться к этим книгам. Здесь же мы можем затронуть лишь отдельные события из его жизни.

 

Адвайта и Харидас Тхакур

Посредством своих игр Адвайта Прабху показывает, что вайшнав достоин всеобщего почитания независимо от своего положения и того, в какой семье он родился. Намачарья Шрила Харидас Тхакур родился в мусульманской семье в деревне Будхана, находящейся в округе Джессор, но позже поселился в деревне Пхулия близ Шантипура, где обрёл близкое общение с Адвайтой Прабху. Он жил в пещере и всегда был погружен в уединённый бхаджан. Это произошло уже после того, как он проповедовал славу святого имени в Чандапуре, в доме Говардхана и Хираньи Манджумадаров, отца и дяди Рагхунатхи даса Госвами. Адвайта регулярно приглашал Харидаса Тхакура в свой дом в Шантипуре принять прасад. Харидас Тхакур каждый раз чувствовал себя очень неловко, однако Адвайта Прабху, учитель всего мира, объяснил, что согласно шастрам накормить такого возвышенного преданного, как Харидас Тхакур, равноценно тому, как если бы он раздал прасад миллионам брахманов. Чтобы показать всем пример, он воздал почести Харидасу Тхакуру, вручив ему тарелку с маха-прасадом, предложенным во время церемонии шраддхи. Согласно обычаю, в определённый день в году для предков проводится жертвоприношение. В этот день вайшнав-домохозяин предлагает Господу разнообразные блюда, после чего приглашает брахманов и вайшнавов почтить прасад. В первую очередь прасад предлагается самому почётному из гостей, и Адвайта Прабху в качестве такого гостя выбрал именно Харидаса Тхакура.

«Адвайта сказал: “Пожалуйста, не смущайся. Я поступаю строго в соответствии с указаниями шастр. Предложить пищу тебе – всё равно, что накормить десять миллионов брахманов”. Так Адвайта Ачарья убедил его вкусить прасад». («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 3.221-222)

«Одной из ветвей древа Чайтаньи является Харидас Тхакур, чьи деяния вызывают нескрываемое восхищение. Божественным качествам Харидаса Тхакура нет числа. Здесь я перечислил лишь некоторые из них. Он был настолько возвышен, что Адвайта Госвами угощал его первым, когда совершал церемонию шраддхи в честь своего отца» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.43-44).

 

Сыновья Адвайты

Хотя у Адвайты Ачарьи, проявления Маха-Вишну, было шесть сыновей, лишь трое из них постигли суть духовной жизни. Старшим среди них был Ачьютананда. Двух других звали Кришной Мишрой и Гопалом Мишрой. Остальные сыновья лишь заявляли о себе, как о его последователях, при этом они не признавали Гаурангу Махапрабху и не испытывали к Нему никакого почтения. Их звали Баларамой, Сварупой и Джагадишем. В связи с этим Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 12.12) приводит пример с рисом, который следует отделить от шелухи.

Бхактисиддханта Сарасвати также пишет в своей «Гаудия-бхашье», комментарию к «Чайтанья-бхагавате» (Антья, 10.162): «Тот, кто почитает Адвайту Ачарью как лучшего среди вайшнавов, несомненно сам является вайшнавом. А тот, кто считает Адвайту Ачарью целью всей религиозной жизни, вишая Бхагаваном, а Шри Чайтанью Махапрабху – его преданным, или ашрая, такой глупец никогда не достигнет лотосных стоп Кришны».

……………………………………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Махешвар д.,

Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев