?

Шримад Адвайта Ачарья. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 773. Опубликовано: 19-02-2019, 17:06

Шримад Адвайта Ачарья

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Из книги «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Глава 7, Часть 2

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

Господь «наказывает» Адвайту

В «Чайтанья-бхагавате» упоминается, что Махапрабху лично обучал Адвайту правильному пониманию наставлений «Бхагавад-гиты»: «Вишвамбхара объяснил Адвайте суть «Гиты», устранив все препятствия, которые сдерживали истинное понимание бхакти» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 10.166).

Замечательная лила была явлена Адвайтой, чтобы показать обусловленным дживам, сколь благоприятно быть наказанным Господом, духовным учителем или возвышенным вайшнавом. Поистине удачлив тот преданный, которого отчитывает его гуру. Бхактивинода Тхакур написал следующий комментарий в своей «Амрита-праваха-бхашье», комментарию к «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Адвайта Ачарья был духовным братом Ишвары Пури, гуру Махапрабху. По этой причине Махапрабху всегда относился к Адвайте как к Своему духовному учителю, в то время как Адвайта считал себя слугой Махапрабху. Адвайта очень страдал от подобного почтительного отношения к себе со стороны Махапрабху. Поэтому он придумал план, как заставить Господа милостиво наказать его. Он вернулся в Шантипур и стал рассказывать нескольким неудачникам о превосходстве философского постижения Абсолютной Истины. Когда Махапрабху узнал об этом, Он жутко разозлился и тут же отправился в Шантипур, чтобы устроить Адвайте хорошую взбучку. Получив такое «наказание» от Махапрабху, Адвайта стал танцевать от радости, приговаривая: «Сегодня исполнились все мои желания! Прежде Махапрабху был скуп со мной и обращался как со старшим. Но теперь Он поступил со мной так, будто я его слуга или ученик. Тем самым Он пытался спасти меня от ереси майявады». Когда Махапрабху понял, что всё это было подстроено Адвайтой, Он смутился, но внутренне был очень доволен Своим слугой».

«Господь Чайтанья почитал Адвайту Ачарью Своим духовным учителем, что очень огорчало Адвайту Ачарью Прабху. Поэтому однажды Адвайта Ачарья стал объяснять путь философских поисков истины, и Господь, в гневе обрушился на Него, внешне проявив к Нему неуважение. Адвайта Ачарья очень обрадовался этому. Поняв причину Его поступка, Господь смутился, но все же даровал Адвайте Ачарье благословение»  («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 17.66-68).

«Махапрабху всегда относился ко Мне с глубоким почтением, что делало меня несчастным. Поэтому я решил, что отныне стану давать лекции по «Йога-васиштхе», объясняя, что мукти – высшая цель человеческой жизни. Тогда Господь разозлится и непременно накажет меня», — так Адвайта Ачарья объяснил свой поступок.

 

Шачи-деви и Адвайта

Адвайта Прабху испытывал огромное сострадание к обусловленным душам века Кали, и за это Махапрабху очень любил его. Господь наказал даже родную мать, когда однажды она упрекнула Шри Адвайту. Таким образом Он предупредил всех преданных об опасности оскорбления вайшнава. Если даже Шачимата, само олицетворение материнской любви и проявление Мамы Яшоды, была наказана за оскорбление вайшнава, то какой шанс избежать наказания у остальных? Также с помощью этой лилы Махапрабху дал всем понять, что человек может освободиться от вайшнава-апарадхи только если попросит прощения у того вайшнава, которого он оскорбил.

Обучаясь у Адвайты Прабху, Вишварупа пришёл к выводу о том, что этот мир – временное пристанище, и единственный долг каждого разумного человека — поклоняться Верховному Господу. В итоге Вишварупа решил покинуть отчий дом и принять санньясу.

Огорчённая уходом сына, Шачимата прекрасно знала, какую роль в этом сыграл Адвайта. Однако (зная, что он вайшнав) она боялась нанести ему оскорбление. Мать Шачи утешала себя тем, что с ней остался Нимай. Однако, когда она увидела, что Он тоже стал регулярно посещать Адвайту, забывая обо всём на свете и даже о собственной жене, Шачи очень испугалась. Она подумала, что хотя имя «Адвайта» указывает на то, что объединяет людей, на самом деле Адвайта разлучает людей друг с другом, поэтому такое имя не очень подходит для него. Гораздо лучше ему подошло бы имя «Двайта».

«Этот пожилой госаи зовётся Адвайтой, но в действительности он – Двайта.  Один мой сын, прекрасный, как луна, уже покинул дом. Теперь я вижу, что из-за него могу лишиться второго сына. Никто не сжалится надо мной. Я одна в этом мире. Для всех остальных он Адвайта, но для меня он – майя (двайта)» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 22.114-116).

Вот так из-за любви к своему сыну Шачимата в уме критиковала Адвайту. Никто не знал об этом, кроме её сына, который находится в сердце каждого и является обителью для всех живых существ. Однажды Махапрабху в доме Шриваса явил маха-пракаша-лилу, позволив всем собравшимся преданным видеть Свой Божественный облик в течение 24 часов. Во время этой лилы Он исполнил желание каждого преданного. Тогда Шривас спросил, может ли и Шачимата получить благословение, обретя такое божественное видение. На это Махапрабху ответил: «Моя мать совершила оскорбление Адвайты, поэтому она не достойна узреть этот Мой облик».

Когда преданные передали Матери Шачи слова её сына, она немедленно отправилась к Адвайте и стала молить его о прощении. Услышав слова раскаянья Шачи Деви, Адвайта стал прославлять её, ибо она носила в своём чреве Самого Верховного Господа. Он вновь и вновь прославлял её, пока наконец не потерял сознание от переполняющей его любви. Воспользовавшись выпавшей ей возможностью, Шачи Деви взяла пыль с его лотосных стоп и таким образом освободилась от оскорбления.

Махапрабху был очень доволен Своей матерью и открыл ей Свой Божественный облик.

Ещё один важный урок можно извлечь из этой лилы: вайшнавы никогда не гордятся своим положением. Хотя из лона Матери Шачи явился Сам Господь Гаурахари, она никогда не гордилась этим. Поняв, что совершила оскорбление, она сразу же, без колебаний, отправилась к Адвайте и стала молить его о прощении.

 

Господь приходит в Шантипур

Где бы ни проходило совместное воспевание святых имён — в доме Шриваса, на улицах Навадвипы или вдоль берегов Ганги, — Адвайта всегда был рядом с Махапрабху.

«Все вместе в великой радости пели имена: “Кришна, Рама, Мукунда, Мурари, Ванамали!” Обнимая Нитьянанду и Гададхара, Адвайта, подобно льву пробегал из стороны в сторону» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 23.29-30).

«Господь, танцуя, шествовал вдоль берегов Бхагиратхи (Ганги), и все, кто был рядом с Ним, воспевали имена Хари. Адвайта Ачарья шёл впереди, танцуя в экстазе в небольшой группе преданных» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, Мадхья, 23.202-3).

После того, как Махапрабху принял санньясу, Он исполнился любви к Кришне и сразу же решил отправиться во Вриндаван. Однако Нитьянанде Прабху хотелось, чтобы все жители Навадвипы могли получить даршан Махапрабху. Для этого Нитьянанда решил привести Махапрабху в Шантипур, для чего подговорил нескольких местных мальчиков-пастухов [чтобы те подтвердили, что это Ямуна] и хитростью привёл Его на берег Ганги недалеко от Шантипура. Увидев Гангу, Махапрабху решил, что перед Ним Ямуна, и сразу же пришёл в экстаз. Тем временем Адвайта, узнав, что Нитьянанда привёл Махапрабху на берег Ганги, тут же отправился туда на лодке, захватив с собой для Махапрабху новые одежды. Гауранга был крайне удивлён, увидев перед Собой Адвайту. Он никак не мог понять, как тот узнал, что Он сейчас во Вриндаване. Адвайта ответил, что куда бы ни пошёл Махапрабху, — там и есть Вриндаван. Также он упомянул, что западный поток Ганги – это, по сути, Ямуна. Постепенно Махапрабху осознал, что Его ввели в заблуждение, и сейчас Он находится на западном берегу Ганги напротив Шантипура. Адвайта уговорил Его принять омовение и облачил в новые одежды. Затем он отвёл Махапрабху в свой дом, где Господь оставался на протяжении нескольких дней.

Когда Шачимата и другие жители Навадвипы узнали, что Гаурахари остановился в доме у Адвайты, они тут же пришли повидаться с Ним. Видя его в одеждах санньяси, они почувствовали радость, смешанную с тоской от предстоящей разлуки. Сита Тхакурани приготовила несметное количество блюд и подала их на цельных листьях банановых деревьев. Пока Махапрабху и Нитьянанда принимали все эти многочисленные угощения, Адвайта Прабху развлекал Их сладкими речами и шутками. Эта беседа подробно описана в «Чайтанья-чаритамрите», в третьей главе Мадхья-лилы. Также Махапрабху отведал всё, что приготовила Мама Шачи, стараясь хоть как-то облегчить её страдания, вызванные Его уходом. Эта спонтанная встреча преданных переросла в грандиозный фестиваль, а дом Адвайты превратился в Вайкунтху.

«Все пели святое имя Хари и танцевали. Так дом Адвайты Ачарьи превратился в Вайкунтху» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 3.156).

 

Адвайта идёт в паломничество в Пури

Когда этот фестиваль завершился, Махапрабху попрощался со всеми преданными и отправился в Нилачалу (Пури), чтобы жить там согласно воле Своей матери. Адвайта и жители Навадвипы вновь погрузились в океан разлуки со своим Господом. Описываемые события происходили в 1510 году. Это было примерно за три года до того, как преданные Навадвипы впервые отправились в Пури во время Чатурмасьи, чтобы повидаться с Ним на празднике Ратха-ятры.

«В первый год Адвайта и другие преданные отправились в Нилачалу увидеть лотосные стопы Махапрабху. Они приняли участие в Ратха-ятре и затем оставались там на протяжении четырёх месяцев, с счастливо проводя время в совместном воспевании и танцах. Когда настало время расставаться, Господь пригласил всех каждый год приходить сюда на праздник Ратха-ятры. Так было положено начало ежегодному паломничеству в Пури для того, чтобы встретиться с Господом» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.46-49).

Первые шесть лет после принятия санньясы Махапрабху провёл в путешествиях (паломничество во Вриндаван и по Южной Индии), а последующие восемнадцать лет непрерывно находился в Пури. В первые шесть лет бенгальские преданные, прежде чем отправиться в Пури, всегда сперва выясняли, находится ли Он там или нет. Но в последующий период, когда Махапрабху постоянно находился в Пури, ежегодные путешествия преданных к Нему стали регулярной практикой.

«После того, как Махапрабху вернулся из Вриндавана в Пури, больше Он уже никогда не покидал это место на протяжении последних 18 лет Своей жизни. Каждый год преданные из Бенгалии приходили встретиться с Господом и оставались там четыре месяца сезона дождей» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.249-50).

«Все слуги Махапрабху – Адвайта, Нитьянанда, Мукунда, Шриваса, Видьянидхи, Васудева и Мурари, каждый год отправлялись на встречу с Господом и оставались в Пури четыре месяца. Господь в течение этого времени наслаждался многочисленными играми со Своими преданными» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.255-6).

«Вновь подходило время Ратха-ятры и преданные отправились в ежегодное паломничество в Нилачалу. Они следовали приказу Господа каждый год приходить на праздник Ратха-ятры. Все преданные во главе с Адвайтой Ачарьей отправились в Нилачалу» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 8.4-6).

Адвайта Ачарья каждый год отправлялся в Пури и оставался там на протяжении четырёх месяцев, принимая участие в лилах Махапрабху, таких как уборка храма Гундича, водные игры в Нарендра-сароваре, Ратха-ятра Джаганнатхи и других. Ачьютананда — лучший из сыновей Адвайты — тоже был там. Об этом свидетельствует тот факт, что его имя упоминается в качестве лидера шестой группы киртана во время Ратха-ятры. Другой сын Адвайты, Гопал Мишра, также есть в этом списке. Сам Адвайта был главным танцором в первой группе киртана, которую возглавлял Сварупа Дамодара.

На третий год жёны всех преданных из Бенгалии пришли вместе с мужьями и принесли с собой многочисленные дары для Махапрабху.

«Сначала Адвайта пришёл в дом Шачи-маты, чтобы попрощаться с ней, а затем отправился в путь со всеми собравшимися преданными. Они взяли с собой множество различных блюд, которые, насколько им было известно, нравились Махапрабху. Всю дорогу они совершали киртан, очищая всё на своём пути. Обитатели трех миров очищались, слыша их радостное пение “Хари! Хари!” В состоянии духовного экстаза они отправились в путь, чтобы увидеться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Их сопровождали жёны и сыновья, а также слуги и служанки» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 8.39-43).

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, гл. 12) Кришнадас Кавирадж описал лилу, связанную с сыном Адвайты Гопалом Мишрой. Адвайта и Махапрабху были очень рады видеть глубокую погружённость Гопала, когда тот пел и танцевал перед ними. Однажды, во время уборки храма Гундича, Гопал Мишра внезапно упал без сознания, и Адвайта, испугавшись за его жизнь, взял неподвижное тело себе на колени и стал произносить мантры Нрисимхе. Но, несмотря на все его старания, ему никак не удавалось вернуть Гопала в чувство. Все преданные начали оплакивать его, однако Махапрабху, уносящий страдания Своих преданных, коснулся груди Гопала и сказал: «Вставай, Гопал, повторяй “Хари Хари!”» Гопал тут же пришёл в себя и вскочил на ноги. Все преданные вздохнули с облегчением. В великой радости они стали воспевать имена Господа.

 

Камалаканта Вишвас

У Адвайты Ачарьи был ученик по имени Камалаканта Вишвас. Он написал царю Пратапарудре, что Адвайта – это сам Верховный Господь, и попросил у царя денег для него. Когда Махапрабху услышал об этом, Он разозлился на Камалаканту и запретил ему бывать в Гамбхире. Камалаканта был очень огорчён таким наказанием, но Адвайта объяснил ему, что быть наказанным Махапрабху — это великая удача.

Шрила Бхактивинода Тхакур комментирует эту историю из 12 главы Ади-лилы: «Сначала Камалаканта доказал, что Адвайта – Верховный Господь, а затем от имени Адвайты попросил денег у царя. Этот поступок очень не понравился Махапрабху. Хотя Адвайта Ачарья – сам Бог, в этом мире он играет роль обычного человека, чтобы показать пример другим. Для ачарьи просить царя простить ему долг является большим позором. Следует полностью оставить желание материального, а если стремление к материальному доходит до то, что человек просит у царя освободить его от долгов, духовная жизнь такого человека будет полностью разрушена. Все цари по своей природе очень материалистичны. Если принять пищу от материалиста, ум осквернится, и в таком состоянии уже невозможно помнить о Кришне. Вся жизнь такого человека пройдёт впустую. Поэтому такие просьбы о подаянии запрещены, особенно для тех, кто выполняет роль ачарьи. Обязанность ачарьи – обучать людей воспевать святые имена. При этом он не должен брать деньги за такое обучение, а иначе он станет оскорбителем святого имени. Тот, кто даёт наставления о святом Имени, зарабатывая на этом, навлечёт на себя позор, и его репутация будет полностью разрушена».

 

Адвайта готовит для Махапрабху

Другие лилы

Однажды Адвайта пригласил Махапрабху к себе на обед. На этот раз Адвайта сам готовил, а его жена помогала ему: собирала необходимые продукты и чистила овощи. У Адвайты было тайное желание: накормить Махапрабху, когда Он был один, без посторонних. Как раз так случилось, что в тот день погода испортилась и налетела буря. Все санньяси, которые обычно приходили вкусить прасад вместе с Махапрабху, на сей раз не пришли. К великому удовольствию Адвайты на сей раз Махапрабху пришёл один. Адвайта прославил бога Индру, который, будучи слугой Кришны, исполняет желания Его преданных. Махапрабху знал сердце Адвайты и прославил его следующим образом: «Сам Кришна исполняет твои желания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Индра также слушается твоих приказов” («Чайтанья-бхагавата», Антья, 9.60-72).

Махапрабху прославил Адвайту и описал его божественную природу: «Адвайта Ачарья – это сам Верховный господь. Я очистился благодаря общению с ним. В преданности Кришне и в знании писаний нет никого, кто был бы равен Ему. Поэтому его называют Адвайтой Ачарьей. По его милости даже млеччхи становятся преданными Кришны. Разве сможет кто-то описать силу Его любви к Господу?» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 7.17-9).

По милости Махапрабху Рупа и Санатана могли встретиться в Пури с Адвайтой и Нитьянандой. Махапрабху попросил их, чтобы они одарили Рупу и Санатану своими благословениями. Рагхунатха дас Госвами по милости Адвайты Прабху получил остатки прасада Махапрабху. Адвайта любил Рагхунатху, потому что его отец, Говардхана Мишра, искренне служил ему.

«Отец Рагхунатхи, Говардхан, всегда с готовностью служил Адвайте Ачарье. Поэтому Адвайта Ачарья был очень доволен им и всей его семьёй. Пока Рагхунатха дас гостил у Адвайты Ачарьи, тот милостиво кормил его остатками трапезы Господа Чайтаньи. Так пять или семь дней Рагхунатха дас служил лотосным стопам Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 16.225-226).

Вот слова Махапрабху, в которых Он прославил Адвайту, когда тот собирался покинуть Пури вместе с другими преданными: «Ачарья Госай пришёл сюда, чтобы одарить Меня своей милостью. Я связан его любовью и никогда не смогу отплатить ему за его любовь» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 12.70).

 

Загадка Адвайты

Вернувшись из Пури в Навадвипу, Адвайта Ачарья повстречался там с Джагаданандой Пандитом, которого ранее Махапрабху отправил туда. Адвайта был очень счастлив обрести общение с ним. Когда Джагадананда наконец попросил разрешения у Адвайты Прабху вернуться в Нилачалу, Адвайта передал с ним для Махапрабху загадочное сообщение. Разгадать смысл этого сообщения не мог никто, кроме Махапрабху. Сообщение было следующим: «Адвайта передавал Господу, что предлагает сотни и тысячи поклонов Его лотосным стопам.  После этого он обратился к Махапрабху с такими словами.: “Скажи этому безумцу, что все здесь уже обезумели, как и Он Сам. Скажи, что рис на рынке больше не пользуется спросом. Скажи, что все обезумевшие стали больше ни к чему не пригодны. Скажи Ему, что данное послание Ему передаёт другой такой же безумец”» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 19.19-21).

Бхактивинода Тхакур объясняет эту загадку следующим образом: «Скажи Махапрабху, что все тут уже опьянели от любви к Кришне, и потому на рынке любви никто больше не покупает рис кришна-премы. Скажи Махапрабху, что безумцы (аулы) настолько опьянены любовью, что уже больше не выполняют своих материальных обязанностей. Скажи Махапрабху, что Адвайта говорил это, полностью опьянённый премой. Суть этого сообщения заключается в том, что цель, ради которой Махапрабху пришёл на Землю, уже достигнута. Теперь же Господь может поступать так, как пожелает».

 

* * *

Сарвабхаума Бхаттачарья также написал несколько поэм, прославляющих Адвайту: «Адвайта-двадаша-нама-стотру», «Адвайта-аштаку» и «Адвайта-аштоттара-шата-нама-стотру».

Адвайта, аватара Маха-Вишну, явился в этот мир на седьмой день растущей Луны месяца Магха. Этот титхи также известен как Адвайта-саптами.

……………………………………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Махешвар д.,

Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев