?

Шри Джаядева Госвами. Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 389. Опубликовано: 7-03-2020, 05:52

Шри Джаядева Госвами

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Из книги «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Глава 1

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

Шрила Джаядева Госвами явился либо в одиннадцатом, либо в двенадцатом веке эры Шака. Существуют различные мнения относительно места его рождения. Большинство придерживается того, что он родом из деревни Кендубилва, ныне относящейся к району Бирбхум [штат Западная Бенгалия]. Другие считают, что он родился в Ориссе или на юге Индии. Кендубилва находится примерно в 20 милях к югу от Сиури на берегах реки Аджая. В «Гаудия-вайшнава-абхидхане» говорится, что Джаядева нашёл свои Божества Радхи-Мадхавы в водах той реки. Также там сказано, что он жил и поклонялся в храме Шивы, известном как Кушешвара, который тоже находится на берегах реки Аджая. Его отца звали Бходжадева, а мать – Вама Деви.

 

Жизнь Джаядевы в Чампа Хати

Долгое время Джаядева жил в Навадвипе, это было во времена правления царя Бенгалии, Лакшмана Сены. Дом Джаядевы находился недалеко от царского дворца. В то время главным учёным царя был Говардхан Ачарья. В бенгальском словаре Ашутош Деба говорится, что Джаядева был придворным поэтом Лакшмана Сены. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в своей «Навадвипа-дхама-махатмье», что Лакшман Сена пришёл в восторг, услышав гимн Джаядевы, в котором прославлялись десять воплощений, – «Дашаватара-стотру». От Говардхана Ачарьи царь узнал, что этот гимн составлен Джаядевой и стал жаждать встречи с ним.

Инкогнито он отправился в дом Джаядевы и, увидев его, обнаружил, что Джаядева обладает качествами очень сильной духовной личности. Очень впечатлённый и привлечённый им, царь открыл Джаядеве свою личность и пригласил его жить в царский дворец. Джаядева вёл очень отречённую жизнь и поэтому не хотел жить в дворцовой роскоши. Он ответил царю, что хочет жить в Джаганнатха Пури. Лакшмана Сену обеспокоило намерение Джаядевы. Он сразу же предложил ему поселиться в деревне Чампа Хати, сказав, что это место для него подойдёт. Также царь пообещал, что больше никогда не увидится с ним. Джаядева согласился, и тогда Лакшман Сена построил для него домик в деревне, известной прежде как Чампака-хатта.

Раньше там был прекрасный сад из деревьев чампа, этими цветами торговали на деревенском рынке. Как раз в этой деревне ещё в Сатья-югу одному спутнику Махапрабху, Двиджа Банинатху, пришло видение – он увидел Господа в образе брахмана, и цвет Его кожи был подобен цветку чампа. Когда Джаядева поселился здесь, то и ему было видение. Ему явились Радха-Мадхава, он увидел, как они соединились вместе и приняли образ Гауранги Махапрабху золотистого цвета чампы. Господь даровал Джаядеве это видение, а затем велел отправиться в Джаганнатха Пури. Хотя Джаядеве было грустно покидать будущую обитель Господа Чайтаньи, он подчинился приказу Господа и отправился в Пури.

Говорится, что он стал поэтом при дворе царя Ориссы. Остаток своей жизни он провёл в обители Господа Джаганнатхи. Здесь он написал трансцендентную поэму в чувстве разлуки, известную как «Гита-Говинда» или «Аштапади». Когда Махапрабху пришёл к Джаядеве в его видении в Навадвипе, то сказал, что, явившись на Землю, Он примет санньясу, отправится в Джаганнатха Пури, и насладится там «Гита-Говиндой» Джаядевы.

Калькуттский Басумати Сахитья Мандир выпустил «Гита-Говинду» Джаядевы. И в предисловии к этому изданию, в главе под названием «Жизнь Джаядевы», указаны другие сведения. «Накануне мусульманского господства над Дели, царь Маникья Чандра приказал написать книгу „Аланкара-шекхара“. В ней сказано, что Джаядева являлся придворным поэтом царя Ориссы. Шридхар дас, сын одного из главных придворных Лакшмана Сены, включил в свою антологию, названную „Садуктикарнамритой», множество стихов Джаядевы, ссылаясь при этом на произведение „Амиябха-кавья“». В одной древней рукописи «Гита-Говинды» в колофоне [данных об авторе] сказано: «Джаядева был великим поэтом времён царя Лакшмана Сены».

 

Женитьба Джаядевы на Падмавати

Считается, что Джаядева был обязан жениться на Падмавати по приказу Джаганнатхи. В «Вишвакоше» эта история рассказана следующим образом. Жил-был брахман, у которого не было детей. Много лет он поклонялся Джаганнатхе в надежде обрести сына. В конце концов, у него с женой родилась дочь, которую они назвали Падмавати. Когда она достигла брачного возраста, брахман привёл её к Джаганнатхе с тем, чтобы предложить дочь Его лотосным стопам. Когда Джаганнатха увидел их, то сказал брахману: «У меня есть слуга, его зовут Джаядева. Он отказался от семейной жизни и посвятил себя повторению Моих имён. Выдай свою дочь за него».

Брахман отвёл дочь к Джаядеве и попросил его на ней жениться. Однако Джаядева не желал вступать в брак, и поэтому не соглашался ни при каких условиях. Тогда брахман сказал, что этот брак устроил Сам Джаганнатха, и, ничего больше не говоря, оставил дочь и ушёл. Джаядева был совершенно не готов к такому и сказал девушке: «Скажи, куда ты хочешь  пойти, я тебя отведу туда. Но здесь ты остаться не можешь». Падмавати начала плакать и произнесла: «Мой отец привёл меня сюда, чтобы выдать замуж за тебя, как велел Джаганнатха Дев. Ты – мой муж, ты всё для меня. Если ты меня не примешь, тогда я паду к твоим стопам и умру. Ты – моя единственная надежда, мой господин». Услышав такую искреннюю мольбу, поэт и учёный Джаядева не смог оставить Падмавати. Так он стал семейным человеком.

 

Господь помогает Джаядеве написать «Гита-Говинду»

Он начал поклоняться Божеству Нараяны и в волнах любви, которую он испытывал к Нему, начал писать «Гита-Говинду», содержащую ни с чем не сравнимую амброзию. Говорится, что хотя все описания настроений и чувств появились в «Гита-Говинде» благодаря Джаядеве, он остановился, когда решил описать, как Кришна пал к стопам Радхарани, умоляя Её о прощении, а Она сердилась, что Он обманул Её. В тот день Джаядева вышел из дома принять омовение в океане, и к нему в дом пришёл Сам Господь Джаганнатха под видом Джаядевы. Он открыл рукопись и завершил незаконченный стих «смара-гарала-кханданам мама шираси манданам», дописав слова «дехи пада-паллавам ударам» («Укрась своими святыми стопами Мою голову, и это избавит от яда любви в разлуке», «Гита-Говинда», 10.8).

Падмавати была очень удивлена тем, что её муж так быстро вернулся после омовения. Она спросила: «Что ты тут делаешь? Ты же ушёл всего минуту назад». Джаганнатха под видом Джаядевы отвечал ей: «Я кое о чём вспомнил по дороге. Испугался, что забуду, и поэтому вернулся записать». Вскоре после того, как Джаганнатха ушёл, вернулся настоящий Джаядева. На этот раз Падмавати ещё больше удивилась, увидев мужа. Она сказала: «Ты же только что отправился принять омовение! Ещё несколько минут назад ты что-то писал в своей рукописи, а потом ушёл. Как же ты мог так быстро омыться и придти назад? Я начинаю задаваться вопросом – кто это приходил и кто тогда ты?» Джаядева был достаточно умён, чтобы догадаться, что произошло. Он пошёл посмотреть на свой незавершённый текст и увидел слова, написанные Самим Господом. Всё его тело покрылось мурашками, слёзы потекли из глаз. Он позвал Падмавати и произнёс: «Ты так удачлива! Твоя жизнь достигла успеха. Тебе повезло увидеть Самого Господа! А я такой падший, что не получил подобной возможности».

 

Любовь Джаганнатхи к «Гита-Говинде»

Есть легенда, которую рассказывают в Джаганнатха Пури. Жила-была дочь цветочника, садовника. Она выучила «Гита-Говинду» и пела её время от времени с большим чувством. Её пение привлекло Джаганнатху. Он стал ходить её слушать, и возвращался в храм лишь после того, как она заканчивала петь. Однажды, когда царь Ориссы пришёл увидеть Божество, то заметил, что тело Господа покрыто пылью, и все Его одежды в колючках. Он спросил пуджари о причине того, почему Господь находится в столь растрёпанном виде, но никто не мог объяснить, как это вышло. Слуги Божества даже испугались, что их накажут.

Но той же ночью Джаганнатха явился царю во сне и объяснил, что никто не виноват в том, что в тот день Он был так испачкан. Просто он ходил послушать дочь садовника, а все те пыль и колючки – из сада. Царь был очень удивлён, узнав во сне об этом. Тотчас он велел послать за дочерью садовника и доставить её к царскому двору на паланкине. Расспросив её, он принял решение, что ей следует петь для Джаганнатхи прямо в храме, а не вынуждать Господа покидать храм и пачкаться. С тех времён девушки, называемые «дева-даси», были заняты в храме пением «Гита-Говинды» для удовольствия Джаганнатхи.

Множество других удивительных и чудесных событий окружали жизнь Джаядевы Госвами. Он всегда служил своим Божествам Радхе и Мадхаве в трансе божественной любви. Говорится, что точно так же, как преданный посвящает себя Господу, так же и Господь посвящает Себя своему преданному.

Однажды Джаядева покрывал крышу соломой под неумолимым полуденным солнцем. Джаганнатха увидел, что Его преданный испытывает дискомфорт и решил помочь ему быстрее закончить работу. Он стал подавать ему верёвку, необходимую для перевязывания соломы, забирал готовые связки и раскладывал их по крыше. Джаядева думал, что ему помогает Падмавати. Но когда он спустился с крыши, закончив всё гораздо раньше, чем ожидалось, то никого не увидел. Он стал расспрашивать жену, но та ответила, что всё это время была занята совсем другими делами. Джаядеве стало интересно, что же такое произошло. Он зашёл в комнату Божеств и увидел руки Мадхавы, черны от соломы. Это повергло его в большое изумление, он понял, что Сам Мадхава пришёл помочь ему с починкой крыши. Он упал ниц перед Господом и начал плакать.

 

Махапрабху высоко ценит «Гита-Говинду»

«В последние двенадцать лет Своих лил Махапрабху был погружён в настроение Радхи и постоянно вкушал этот тайный дух любви. В это время он наслаждался песнями из «Гита-Говинды». Днём и ночью Господь говорил так, как будто он был Радхой, встретившей Уддхаву. Также Он наслаждался поэмами Чандидаса, Джаядевы и Видьяпати» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 13.41-42).

«Махапрабху никогда не нравилось слушать книги или стихи, противоречащие сиддханте, а также Он не любил расабхасы – ненадлежащего смешения чувств преданности. Было заведено, что Сварупа Дамодар Госвами изучал все литературные труды, чтобы выяснить, правильны ли содержащиеся в них заключения. Лишь после этого он позволял им быть услышанными Господом. Шри Сварупа Дамодар делал Махапрабху счастливым, исполняя песни Видьяпати, Чандидаса и «Гита-Говинду» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.113-115).

«Сварупа Дамодар пел песни, которые отражали возникавшие настроения Господа, а Рамананда Рай в это время выбирал стихи из Видьяпати, Чандидаса и «Гита-Говинды. Неожиданно Шри Чайтанья Махапрабху вернулся во внешнее сознание и попросил Сварупу спеть какую-нибудь песню, исполненную сладости. Тогда Сварупа запел одну из песен Видьяпати, а затем стихи из «Гита-Говинды», которые высоко ценил Господь» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 17.62).

чандидаса, видйапати, райера натака-гити,

карнамрита, шри-гита-говинда

сварупа-рамананда-сане, махапрабху ратри-дине,

гайа, шуне — парама ананда

«Днём и ночью Махапрабху в упоении слушал песни Чандидаса, Видьяпати и пьесы Рамананды Рая, а также «Кришна-карнамриту» и «Гита-говинду» в обществе Сварупы и Рамананды» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 2.77).

 

Джаядева и разбойники

В другой раз Джаядева захотел устроить для своих Божеств, Радхи и Мадхавы, фестиваль, но ему не хватало денег. Он решил отправиться в путешествие, чтобы, используя свой поэтический талант, собрать какие-то средства. На обратном пути его остановили разбойники, которые не только украли все его деньги, но и отрубили ему стопы и кисти рук, а потом бросили умирать в колодец. Несмотря на боль, Джаядева стал громко взывать к Господу, повторяя Его имена. Так прошло целых три дня.

Той дорогой случилось ехать царю со своей охотничьей экспедицией. Царь услышал из высохшего колодца звуки святых имён. Любопытствуя, он подошёл к нему и, увидев Джаядеву в тяжёлом состоянии, ужаснулся. Он велел достать его со дна и привезти во дворец. Там его стали лечить. Под присмотром царицы к Джаядеве постепенно возвращалось здоровье. И царь, и царица были очень очарованы тем, как сладко Джаядева пел «Гита-Говинду», а также святыми качествами, которыми он обладал. Они немедленно послали за Падмавати и привезли её во дворец. Царь и царица получили посвящение у Джаядевы и стали слушать от него о Шри Кришне, делая свою жизнь успешной благодаря служению Господу и вайшнавам.

Однажды напавшие на Джаядеву разбойники, одевшись преданными, пришли в царский дворец в качестве гостей. И, хотя Джаядева узнал их, из-за их внешнего вида он воздал им почести и устроил им надлежащий приём. Разбойники, однако, не поняли всепрощающей и великодушной природы Джаядевы. Поэтому, опасаясь, что их схватят и накажут, посчитали лучшим быстрее уйти, не приняв царского гостеприимства. Джаядева понял их страх и попросил царя дать им большую сумму денег и в сопровождении охраны отправить их в путь. Отойдя на некоторое расстояние от дворца, разбойники сказали страже, которая сопровождала их: «Дальше с нами не идите, не нужно, но мы бы хотели, чтобы вы передали царю наш секрет. До того, как стать вайшнавами, мы служили одному правителю, который по очень веской причине приказал нам казнить вашего священника, Джаядеву. Тогда мы отрубили ему ладони и стопы, оставив умирать. Когда мы пришли во дворец, он увидел нас и очень испугался, что его тайна выйдет наружу. Именно поэтому он дал нам много денег и попросил побыстрее нас уйти».

Услышав это, мать-Земля не смогла вынести такой великой лжи, она разверзлась и поглотила всю банду воров.

Когда-то гуру демонов Шукрачарья посоветовал Бали Махараджу не отдавать обещанные Ваманадеву три шага земли. Тогда Бали ответил, что он внук Прахлады Махараджа, поэтому не может повести себя подобно скупцу, забирая уже данное слово. Ведь он объявил о раздаче пожертвований и в подтверждении этого произнёс такие слова:

на хй асатйат паро ’дхарма ити ховача бхур ийам

сарвам содхум алам манйе рите ’лика-парам нарам

[Мать-Земля сказала:] «Нет большего безбожия, чем ложь. Я могу выдержать любую тяжесть, но не человека, который лжёт непрестанно» («Шримад-Бхагаватам», 8.20.4).

Богиня Земли не смогла вынести разбойников, этих грешных лжецов, и поэтому поглотила их. Они оскорбляли великого преданного Господа и так нашли свою погибель в недрах земли. Царские стражники были поражены, увидев своими глазами, как разбойники были наказаны за оскорбление Джаядевы. Вернувшись в царский дворец, они рассказали обо всём, чему стали свидетелями. Царь стал расспрашивать Джаядеву об этих разбойниках и так узнал всю историю целиком. Джаядева произнес: «О царь! Святой не мстит тем, кто сотворил над ним зло. Он пытается удовлетворить их вежливым поведением. Но несмотря на это, Господь по Своей безупречной воле заставляет злодеев страдать от последствий совершённых грехов. Так Он поступил и на этот раз».

 

Проверка Падмавати

Жена Джаядевы стала близкой подругой царицы. В те времена был обычай, согласно которому жена добровольно умирала вместе со своим мужем (сати). У царицы умер брат, и она очень огорчалась, что её невестке придётся умереть вместе с мужем на погребальном костре. Тогда Падмавати сказала царице: «В тот момент, когда муж умирает, тело верной жены покидает весь её жизненный воздух». Услышав такое, царица решила проверить Падмавати. Однажды она сообщила Падмавати, что её муж, Джаядева, внезапно умер. Как только эта новость вошла ей в уши, Падмавати немедленно рассталась с жизнью. Это потрясло царицу. Чувствуя себя виновной в этой смерти, она громко закричала. Царь пошёл к Джаядеве и стал умолять его вернуть жизнь в тело его жены. Великий преданный Джаядева прошептал Падмавати на ухо имя Кришны, и она сразу же открыла глаза, как будто просто проснулась. Увидев подобное проявление славы Джаядевы и Падмавати, царь с царицей, а также все их придворные и слуги, поклонились их лотосным стопам.

 

Джаядева отправляется во Вриндаван

Как-то Джаядева пожелал увидеть Вриндаван. Он простился с царём и царицей, и, взяв с собой своих Божеств, Радху и Мадхаву, отправился в долгий путь. Оказавшись во Вриндаване, он стал служить Божествам возле Кеши Гхата. Когда обитатели дхамы услышали, как Джаядева сладостно поёт «Гита-Говинду», они были восхищены, а один торговец построил для его Божеств огромный храм. Говорится, что Джаядева много лет жил во Вриндаване, а затем вернулся на родину, в Кендубилву. Каждый день он совершал долгие прогулки к Ганге, чтобы принять омовение. Однажды, по какой-то причине, он не смог этого сделать, и богиня Ганга была так милостива к нему, что лично пришла в деревню Кендубилва, чтобы Джаядева мог принять омовение в её водах.

 Говорится, что он умер в Кендубилве, и каждый год поныне в этом месте устраивают большой фестиваль в его честь, в первый день месяца Магха. Но существуют разные мнения относительно того, где Джаядева провёл свои последние дни. Некоторые говорят, что это было в Пури, другие – что он вернулся в Кендубилву, а третьи утверждают, что он отправился во Вриндаван. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур высказывал мнение, что Джаядева умер в Джаганнатха Пури. Хотя некоторые утверждают, что Джаядева вернулся в Кендубилву, чтобы провести там свои последние дни, нет никаких указаний на то, что его Божества, Радха-Мадхава, были отвезены туда. На самом деле, через некоторое время после смерти Джаядевы царь Джайпура отвёз эти Божества в место, называемое Гхати, и Им по-прежнему поклоняются в районе Джайпура. День ухода Джаядевы – шестой день убывающей луны месяца Пауш.

…………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев