?

"Шри Мадхавендра Пурипад". Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 21. Опубликовано: 20-03-2020, 16:51

Шри Мадхавендра Пурипад

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Из книги «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Глава 2

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

Шрила Мадхавендра Пури явился в XIV веке. До прихода Махапрабху принимают рождение все Его старшие, родители и гуру, являющиеся Его слугами и вечными спутниками.

«Когда бы Шри Кришна ни пожелал низойти на землю, Он прежде всего посылает сюда Своих старших. Это Его отец, мать, гуру и другие личности, которым Он выражает почтение. Он устраивает так, чтобы все они приняли рождение до Него. Мадхавендра Пури, Ишвара Пури, Шачи и Джаганнатха и Адвайта Ачарья – среди тех, кто пришёл в этот мир подобным образом» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.92-94).

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 13.52-56) то же самое описывается следующим образом: «Всякий раз, когда сын царя Враджа решает придти на эту планету, желая осуществить Своё заветное желание, сначала Он посылает на Землю всех, кого почитает старшими. Я попытаюсь вкратце перечислить некоторых из них, так как описать их всех невозможно: Шачи, Джаганнатха, Мадхава Пури, Кешава Бхарати, Ишвара Пури, Адвайта Ачарья, Шривас Пандит, Ачарьяратна, Пундарика Видьянидхи, Харидас Тхакур. Среди них был также житель Шрихатты по имени Упендра Мишра. Он был учёным вайшнавом, богатым и обладающим святыми качествами».

 

Цепь духовных учителей

Шрила Мадхавендра Пури родился в XIV веке. Он являлся гуру в Брахма-сампрадае, которая также известна как Мадхва-сампрадая. Данная сампрадая – одна из четырёх вайшнавских линий (в их числе Шри-, Рудра- и Санака-сампрадаи), очищающих мир в Кали-югу. Линия Мадхвы подробно описана в таких книгах, как «Гаура-ганнодеша-дипика», «Прамея-ратнавали» и работах Гопал Гуру Госвами. Те же самые стихи с некоторыми небольшими отличиями встречаются в «Бхакти-ратнакаре» (5.2149-2162). Ниже приведён вариант из «Гаура-ганнодеша-дипики»:

паравйомешварасйасич чхишйо брахма джагат-патих |

тасйа шишйо нарадо’бхут вйасас тасйапа шишйатам | |

шуко вйасасйа шишйатвам прапто джнанавабодханат |

вйасал лабдха-кришна-дикшо мадхавачарйо махайашах | |

тасйа шишйо’бхават падманабхачарйо махашайах |

тасйа шишйо нарахарис таччхишйо мадхава-двиджах | |

акшобхйас тасйа шишйо’бхут тач-чхишйо джайатиртхаках |

тасйа шишйо джана-синдхус тасйа шишйо маханидхих | |

видйанидхис тасйа шишйо раджендрас тасйа севаках |

джайадхарма мунис тасйа шишйо йад-гана-мадхйатах | |

шримад-вишну-пури йас ту бхактиратнавали-критих |

джайадхармасйа шишйо’бхуд брахманйах пурушоттамах | |

вйасатиртхас тасйа шишйо йаш чакре вишнусамхитам |

шриман лакшмипатис тасйа шишйо бхактирасашрайах | |

тасйа шишйо мадхавендро йад-дхармо’йам правартитах |

тасйа шишйо бхават шриман ишваракхйа-пури-йатих | |

калайамаса шрингарам йах шрингара-пхалатмаках |

адваитам калайамаса дасйа-сакхйе пхале убхе |

ишваракхйа-пурим гаура урарикритйа гаураве |

джагад аплавайамаса пракритапракритатмакам | |

«Брахма, создатель этой вселенной, был учеником Господа духовного мира. Его учеником был Нарада, а Вьяса стал учеником Нарады. Шука был учеником Вьясы, пробудив благодаря ему духовное знание. Мадхвачарья принял посвящение в кришна-мантру от Вьясы. Его учеником был Падманабхачарья, учеником которого был Нарахари, за которым последовал Мадхава Двиджа. Акшобхья был его учеником, затем последовали Джаятиртха, Гьянасинду, Маханидхи, Видьянидхи и Раджендра. Джаядхарма Муни был одним из многих учеников Раджендры и его учениками стали Вишну Пури (автор «Бхакти-ратнавали») и Пурушоттама (любящий брахманскую культуру). Вьяса Тиртха, автор «Вишну-самхиты», был учеником Пурушоттамы. Лакшмипати Тиртха, океан преданности, был учеником Вьяса Тиртхи. Мадхавендра Пури был учеником Лакшмипати, и именно благодаря ему была основана эта религия. Его ученик, санньяси Ишвара Пури, принял настроение супружеской любви, в то время как Адвайта Ачарья [также ученик Мадхавендры] принял настроение служения и дружбы. Гаура принял Ишвару Пури своим гуру, а затем затопил материальный и духовный миры [любовью]». Таким образом, Мадхавендра Пури был учеником Лакшмипати Тиртхи. Учениками Мадхавендры Пури являются Ишвара Пури, Адвайта Ачарья, Парамананда Пури (брахман из области Тирхут), Брахмананда Пури, Шри Ранга Пури, Пундарика Видьянидхи, Рагхупати Упадхьяя и другие. Некоторые говорят, что Нитьянанда был учеником Мадхавендры Пури. А другие – что его гуру был Лакшмипати. Однако в «Према-виласе» сказано, что он тоже является учеником Ишвары Пури.

Бхактивинода Тхакур пишет: «Мадхавендра Пури – известный санньяси из Мадхва-сампрадаи. Его внучатым учеником был Шри Чайтанья Махапрабху. До его явления в линии Мадхвы не было признаков према-бхакти. В его стихе «айи дина-дайардра натха» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.197), можно найти семя религиозных доктрин Чайтаньи Махапрабху». Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада добавляет (конкретизируя): «Мадхавендра Пури был первой ветвью на древе желаний Божественной любви, которая появилась в преемственности Мадхвы. До его появления в линии Мадхвы не было признаков настроения супружеской любви».

 

Мадхавендра и Нитьянанда Прабху

Нитьянанда повстречал Мадхавендру Пури во время Своих странствований по местам паломничества в Западной Индии. Как только они увидели друг друга, их сразу же охватили признаки экстатической любви. Это событие описано в девятой главе Ади-кханды «Чайтанья-Бхагаваты»: «Странствуя, Нитьянанда Прабху внезапно столкнулся с Мадхавендрой Пури. Мадхавендра, как и все его спутники, являлся самим воплощением любви. Он не ел ничего, кроме кришна-расы, и Кришна пребывал в его теле. Адвайта Ачарья являлся его учеником. Способен ли я в полной мере прославить его?

Когда Нитьянанда увидел Мадхавендру Пури, то упал в обморок и от любви какое-то время оставался неподвижным. Мадхава Пури, увидев Нитьянанду, тоже упал в обморок, полностью забыв о себе. Гауранга постоянно повторял, что Мадхавендра Пури – вестник экстатического настроения преданности. Нитьянанда Прабху сказал: «Я обошёл множество святых мест, но сегодня узрел Мадхавендру Пури и, наконец, обрёл истинную награду от посещения святых мест. Подобных признаков любви Я никогда не видел раньше где-либо ещё. Мадхавендра теряет сознание, просто увидев облако в небе». Мадхавендра обнял Нитьянанду Прабху и полил Его своими слезами. Он начал описывать славу Нитьянанды и погрузился в это описание. Он прижал Нитьянанду к груди; слёзы душили его, он не мог произнести ни слова. Он чувствовал столь глубокую любовь к Нитьянанде, что не мог отпустить Его. Наконец он сказал: «Я знал, что Кришна милостив ко мне, ведь Он даровал мне спутника, такого как Нитьянанда. Любой, кто чувствует хотя бы малейшую вражду к Нитьянанде, никогда не станет дорог Шри Кришне, независимо от силы своей преданности» («Чайтанья-Бхагавата», Ади, 9.154-169).

«Бхакти-ратнакара» также описывает славу Мадхавендры Пури. Там говорится, что Нитьянанда относился к нему как к гуру: «Мадхавендра Пури – воплощение экстатической любовной преданности. Все виды совершенства достигаются от одного лишь памятования его имени. Ишвара Пури, Ранга Пури и многие другие его ученики подобным же образом были опьянены вином такой преданности. У Мадхавендры было много учеников по всей Бенгалии и Ориссе, и все они были преданными, утвердившимися в према-бхакти» («Бхакти-ратнакара», 5.2272-2274).

«Несколько дней спустя, в святом месте на западном побережье Индии, Нитьянанда повстречал Мадхавендру Пури. Кто может описать проявления любви, которые возникли при их встрече? Только те, кто был там, могут понять. Мадхавендра считал Нитьянанду другом, равным себе, но Нитай относился к Мадхавендре как к старшему. Мадхавендра сказал: «Я знаю, что Кришна милостив ко мне, ведь Он даровал мне спутника, такого как Нитьянанда». Нитьянанда со своей стороны относился к Мадхавендре исключительно как к гуру» («Бхакти-ратнакара», 5.2330-2334).

 

Гиридхари Гопал

Махапрабху, приняв в Катве санньясу, отправился в Шантипур и провёл некоторое время в доме Адвайты Ачарьи. Затем оттуда Он пошёл в Шри-Пурушоттам, в Пури, выбрав дорогу через Чатрабхог, вдоль берега Ганги. Он путешествовал через Атисар, Панихати и Бараханагар, пока, наконец, не достиг границы королевства Уткала (Орисса) в местечке под названием Вриддхамантрешвара. Нитьянанда Прабху, Мукунда Датта, Джагадананда и Дамодар были вместе с ним. Все они пришли в город под названием Ремуна в округе Баласор и там посетили Божество Кшира-чора-гопинатха.

Затем Махапрабху рассказал Своим спутникам историю Мадхавендры Пури в том виде, как Он слышал её от своего гуру, Ишвары Пури. И также рассказал, как именно Кшира-чора-гопинатх получил Своё имя. Однажды Мадхавендра Пури обходил Говардхан, совершенно опьянённый любовью к Кришне, погружённый в неё. Когда он дошёл до Говинда Кунды, то принял омовение и сел под ближайшим деревом, чтобы совершить вечернюю сандхья-медитацию и необходимые ритуалы. Пока он был занят этим, к нему подошёл юный мальчик-пастушок с горшком молока и спросил с улыбкой: «О чём размышляешь? Почему не просишь, чтобы тебя накормили? Выпей молоко, Я принёс его тебе». Мадхавендра Пури, увидев прекрасного мальчика, был так очарован, что полностью позабыл о голоде и жажде. Он принялся расспрашивать его: «Кто ты? Где ты живёшь? И откуда ты знаешь, что я не ел?» Пастушок отвечал: «Я – пастух, живу в этой деревне. У нас никто не голодает. Любой может утолить голод, собрав милостыню, но если человек ни у кого ничего не просит, то Я Сам приношу ему необходимую пищу. Женщины приходили сюда набрать воды и заметили тебя и то, что ты голодаешь. Они отправили Меня принести тебе молоко. Но Мне уже пора уходить, подходит время доить коров. Я вернусь попозже, чтобы забрать горшок».

Мадхавендра Пури был изумлён, увидев, что мальчик сразу исчез. Выпив молоко, он вымыл горшок и отложил его в сторону, ожидая возвращения мальчика-пастушка. Он сел под деревом и начал воспевать святые имена, а на исходе ночи задремал. Ему приснилось, что юный пастушок подошёл к нему и, взяв за руку, повёл к зарослям кустарника. Гопал произнёс: «Я нахожусь здесь, в этих зарослях. Мне очень некомфортно от летней жары, дождей и зимнего холода. Отправляйся, позови на помощь людей из деревни. Заберите Меня отсюда и поместите на вершину холма. Постройте для Меня укрытие и омойте прохладной чистой водой. Я так долго ждал тебя, гадал, когда же ты, наконец, придёшь послужить Мне. Я ждал твоего любовного служения, чтобы показать Себя и так спасти всю Вселенную. Моё имя – Гопал, поднявший Говардхан. Ваджра, великий внук Кришны, и сын Анируддхи начали поклонение Мне множество лет назад, но Мой севак спрятал Меня тут и бежал, страшась мусульман. С тех пор Я тут. Хорошо, что ты, наконец, пришёл. Теперь, пожалуйста, раскопай Меня».

Когда Мадхавендра проснулся, то заплакал от сильного прилива любви. Он причитал: «Увы! Сам Кришна пришёл ко мне в облике мальчика-пастушка, а я не смог Его узнать!» Но через несколько мгновений он взял себя в руки, чтобы выполнить наставления Гопала. Он принял утреннее омовение, а потом собрал местных и сообщил им: «Гопал, поднявший Говардхан, – Божество этой деревни. Он закопан в этих зарослях. Отправляйтесь за лопатами, нужно выкопать Его и освободить». Деревенские жители с энтузиазмом начали пробираться через заросли и вскоре нашли большое Божество, покрытое землёй и травой. Самые сильные из них подняли Божество и отнесли на вершину холма. Там Его поставили на большой каменный трон. Для того чтобы провести церемонию большой абхишеки, местные брахманы начали фильтровать воду из Говинда-кунды и относить её к месту абхишеки в сотне новых кувшинов.

Когда новости о нахождении Божества, грядущей пудже и абхишеке распространялись, отовсюду слышались звуки, полные радости, музыканты играли на инструментах, люди танцевали и пели. Вся гора была покрыта разнообразными подношениями – гхи, молоком, йогуртом и сандешем – местные жители принесли эти подарки. Мадхавендра Пури сам совершил церемонию абхишеки, омовения. Прежде всего, он согласно установленным правилам очистил тело Божества от налипшей грязи. В писаниях сказано: чтобы очистить тело Божества, следует использовать ячменную муку, пшеничную муку, порошок из растения симплокос (лодхры), а также перемолотые в порошок фисташки, шафран и бобовые. Нужно взять кисточку, сделанную из длинной травы ушира (ветивер) и волос коровьего хвоста. Тело Гопала заблестело от нанесённого масла. А перед этим Его омыли ещё раз – на этот раз панча-гавьей (она состоит из молока, йогурта, топлёного масла, коровьей мочи и коровьего навоза), а затем панчамритой (молоко, йогурт, топлёное масло, мёд и сахар). Всё это описано в шестой главе «Хари-бхакти-виласы»:

татах шанкхабхутенаива кширена снапайет крамат

дадхна гхритена мадхуна кхандена ча притхак притхак

«После этого из раковины омойте Божество молоком, затем йогуртом, затем гхи, далее мёдом и, наконец, сахарной водой» («Хари-бхакти-виласа», 6.30).

Затем Гопала омыли водой из сотни кувшинов. Это была маха-снана. Для неё гхи с водой берут в равных долях, в общей сложности требуется сто мер воды. Одна такая мера составляет примерно два фунта [0.91 кг]. После омовения на Божество вновь нанесли масло, затем омыли из раковины душистой водой [смешанной с сандаловой пастой и цветочными лепестками]. «Хари-бхакти-виласа» предписывает взять для омовения 100 пал воды, 25 – масла для тела, и 2 000 пал для маха-снаны. [Пал – мера объёма, о ней говорится в «Хари-бхакти-виласе», 6.78: «Пять гундж составляют одну масу, 16 мас составляют одну суварну и 4 суварны составляют одну палу»] [«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 4.62, комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Для маха-абхишеки, заключительного омовения Божества, требуется не менее двух с половиной ман – ста десяти литров воды».]

После того, как маха-снана, великое омовение, завершилось, тело Божества осушили тканью, одели в чистые одежды и украсили сандаловой пастой, туласи и цветочными гирляндами. Подобно тому, как Кришна в конце Двапара-юги научил пастухов поклоняться Говардхану, предлагая гору из еды, точно так же в Кали-югу Мадхавендра Пури велел приготовить для Гиридхари Гопала гору разнообразных блюд. Десять брахманов занимались приготовлением риса, ещё пять готовили овощи, пять или шесть пекли разнообразный хлеб. Все эти блюда составляли вместе, и, в итоге, получилась огромная гора. Гору риса окружали множество глиняных горшков с супами, блюдами из овощей, молоком, йогуртом, пахтой, шикхарини (сладкий напиток из йогурта, молока, сахара, камфары и перца), там же были сладкий рис, масло, сливки и многое другое. Когда гора кушаний была готова, Мадхавендра Пури предложил всё это, а также множество кувшинов с водой, Гопалу.

Гопал, который долгое время голодал, съел всё, что Ему предложили. Тем не менее, от Его милостивого прикосновения все горшки наполнились вновь. И один лишь Мадхавендра увидел, как Он сделал это. Затем Мадхавендра предложил Божеству воду для полоскания рта, а потом пан. Далее он провёл церемонию арати, а потом принёс для Гопала новое ложе для отдыха. Когда Гопал, наконец, лёг отдыхать, Мадхавендра Пури накормил прасадом праздника Аннакуты всех брахманов, а затем и всех остальных людей этой деревни – мужчин, женщин и детей.

 По окрестным деревням разнеслась весть, что явился Гопал. Люди из всех деревень по очереди стали ежедневно устраивать пиры в Его честь. «Люди Враджа обладают естественной любовью к Кришне, а Кришна точно так же любит их». Со временем богатые кшатрии построили для Гопала храм и пожертвовали Ему десять тысяч коров. Мадхавендра Пури в течение двух лет оставался там и служил Гопалу, пока в один прекрасный день не увидел сон, в котором Гопал сказал ему, что всё ещё страдает от жары и Ему поможет лишь малайская сандаловая паста. Мадхавендра был вне себя от радости, получив непосредственный приказ Господа. Найдя служителя, который продолжал бы поклонение Господу на должном уровне, Мадхавендра отправился в путешествие на восток, чтобы найти малайское сандаловое дерево. Провинция Малая находится на Малабарском побережье, в штате Керала, на самом юге Индии, на склонах Западных Гхатов. Эту область также называют Нилагири, или Малая Парвата [Малайская гора]. Сандал так тесно связан с этой провинцией, что слово «малайа-джа» («рождённый в Малае») стало синонимом этого ароматного дерева.

 

История Кшира-чора Гопинатхи

Мадхавендра Пури остановился в Шантипуре в доме Адвайты Ачарьи и дал Адвайте Ачарье посвящение. Затем он продолжил свой путь, пока не добрался до Ремуны. Увидев чудесный облик Гопинатхи, Мадхавендра преисполнился любви и стал петь Его имена и танцевать. Он спросил одного из брахманов-служителей Гопинатхи о том, какие блюда предлагают этому Божеству. Брахман ответил: «Вечером мы предлагаем Гопинатхе двенадцать горшочков амрита-кели – сладкого риса, который вкусом подобен нектару полубогов. Этот сладкий рис известен повсюду, как гопинатха-кшира, и нигде во всём мире не найти подношения, равного этому». В этот самый момент слуги Гопинатхи начали предлагать своему Божеству амрита-кели. Мадхавендра подумал, что если бы он попробовал это блюдо, то потом смог бы сам его приготовить и предложить своему Гопалу. Однако от этой мысли ему стало очень стыдно, поскольку желать пищу, предназначенную для Господа – неприемлемо. Посмотрев на церемонию арати, Мадхавендра вышел на улицу и, сев на пустой рыночной площади, стал повторять святые имена. Мадхавендра следовал принципу аячака-вритти, то есть никогда ни у кого не просил пищи, и принимал лишь то, что приходило само. Он мог жить так, потому что никогда не чувствовал голода или жажды. Он постоянно пил нектар премы и поэтому всегда был удовлетворён.

Тем временем пуджари завершил свои обязанности и лёг отдыхать. Во сне к нему пришло Божество и сказало: «Вставай! Открой дверь. Я отложил горшочек кшира для того санньяси. Он спрятан за складками Моего дхоти. Ты не заметил, как Я положил его туда благодаря моей майе. Санньяси зовут Мадхава-Пури, и он сидит на рыночной площади. Быстро возьми кшир и отнеси ему» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.127-129). Пуджари был поражён, увидев такой сон. Он немедленно проснулся, принял омовение, а затем открыл дверь алтаря. В самом деле, за одеждой Гопинатхи стоял горшочек кшира. Пуджари взял горшочек и отправился искать Мадхавендру Пури. Он бродил по рынку и кричал: «Здесь кшир для Мадхавы Пури! Гопинатх похитил его для тебя! Прими этот кшир и насладись им с радостью, потому что во всех трёх мирах нет человека удачливей, чем ты». Услышав это, Мадхавендра подошёл к пуджари и назвал себя. Пуджари отдал ему кшир, а затем упал как палка к ногам Мадхавендры Пури, предлагая свои поклоны. Когда Мадхавендра Пури услышал от пуджари все подробности этой истории, то чувство любви к Кришне охватило его. Он с почтением принял прасад, затем вымыл глиняный горшочек и разбил его на мелкие кусочки, а черепки завернул в свою верхнюю одежду. Впоследствии каждый день он съедал по кусочку этого горшка и испытывал ту же экстатическую любовь.

Зная, что новости о случившемся утром распространятся повсюду, Мадхавендра Пури испугался славы, которая придёт к нему, и людей, которые станут собираться возле него. Поэтому ещё до рассвета он поклонился Гопинатхе и отправился в Пури. Прибыв в Пури, он пришёл в храм Джаганнатхи и, увидев Его, преисполнился экстазом любви. Но слава добралась до Пури быстрее его. Бесчисленное количество людей пришло увидеть его и поклониться. «Природа славы в этом мире хорошо известна. Даже если человек не стремится к ней, она приходит волею судьбы. Мадхавендра Пури страшился славы и бежал от неё, но кришна-према приносит славу тому, кто ею обладает».

Хотя Мадхавендра Пури хотел избегнуть славы, которую пролил на него Кришна, на этот раз сбежать он не мог, ведь ему нужно было найти сандаловое дерево – он поклялся найти его для Гопала. Он обратился к слугам Господа Джаганнатхи в храме и рассказал, зачем ему понадобился сандал. Некоторые из тех, кто имел контакты с царём этих земель, обратились с официальной просьбой собрать сандаловое дерево и камфару для Мадхавендры Пури. Они же договорились, чтобы Мадхавендру Пури сопровождал брахман со слугой, помогая нести сандал. А чтобы он мог избежать таможенных пошлин, ему вручили официальную бумагу с разрешением.

Уже на обратном пути Мадхавендра Пури вновь остановился в Ремуне. И снова он провёл какое-то время, танцуя перед Гопинатхой, совершая киртан, исполненный любви. Снова пуджари передали Мадхавендре Пури прасад, кшир. Ночь он провёл в храме. Во сне ему явился Гопал и сказал: «Слушай, Мадхава, Я получил и сандал, и камфару. Теперь сделай из сандала пасту и нанеси её на тело Гопинатхи. Я неотличен от Гопинатхи, мы суть одно, поэтому если ты предложишь сандаловую пасту Ему, то Я почувствую прохладу. Отбрось все сомнения. Просто поверь и прими Мои наставления. Сделай для Меня сандаловую пасту». Получив во сне такое наставление, Мадхавендра Пури созвал всех пуджари и слуг Гопинатхи и сообщил о том, что ему сказал Гопал. Когда они услышали, что Гопинатха получит сандаловую пасту, то были очень счастливы, потому что уже наступило лето. Мадхавендра попросил двух своих спутников и ещё двух человек каждый день готовить сандаловую пасту. Они оставались в Ремуне, пока запасы сандала не иссякли – его использовали в служении Гопинатхе. В конце лета, с приходом сезона дождей, Мадхавендра вернулся в Пури, где провёл всю Чатурмасью.

 

Чувства Мадхавендры в разлуке

В Пури Мадхавендра проявил образец любви к Кришне. На этот счёт Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати писал: «Чувство разлуки с Кришной, или трансцендентная випраламбха, – единственная практика, благодаря которой душа может достичь совершенства. Материальное чувство разлуки порождает уныние, которое показывает привязанность человека к материи, тогда как уныние, происходящее из чувства разлуки с Кришной, – лучшее доказательство желания доставить удовольствие Его чувствам. Желание доставить удовольствие чувствам Кришны, продемонстрированное Мадхавендрой Пури, великой душой, стоящей у истоков этого движения, – идеальный пример тем, кто хочет служить Господу. В частности, следует отметить, что Махапрабху и Его личные энергии позднее последовали этому примеру, сделав его своим эталоном».

Мадхавендру Пури совершенно не интересовали чувственные наслаждения, а его стремление служить Гопалу было столь велико, что он преодолел тысячу миль пешком по дорогам, полным опасностей. Его готовность принести сандал тем же путём была настолько искренней, что Гопал пролил на него милость. «Гопал велел Мадхавендре Пури принести Ему сандаловую пасту, чтобы всему миру показать глубину его любви. Мадхавендре потребовалось приложить немало усилий, чтобы принести сандал в Ремуну. Но для него это было радостью, а не трудностью. Гопал отдал этот приказ, чтобы испытать его. Всё началось как испытание, но в итоге Господь пролил милость на Своего преданного» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.189).

По своей милости Мадхавендра Пури даровал любовь к Кришне санория-брахману из Матхуры. Он принял пищу от этого брахмана, зная, что тот является вайшнавом. Таким образом, он показал, как должна действовать система дайва-варнашарамы. Согласно Шриле Бхактивиноде Тхакуру на западе Индии представители деловых кругов (вайшьи) подразделяются на несколько каст: агарвалы, канвары [калавары], санвары и т.д. Агарвалы принадлежат к высшему классу вайшьев, а остальные считаются падшими из-за рода своих занятий. Тех брахманов, которые совершают ритуалы для канваров и санваров (торговцев золотом и ювелирными украшениями) называют санория-брахманами. Из-за своего общения с низкой кастой они считаются падшими, их относят к низшей категории, и санньяси отказываются принимать пищу в домах санория-брахманов. Позже Сам Махапрабху между Своими посещениями Каши и Праяга пришёл в дом этого санория-брахмана и принял от него угощение. Он знал, что Мадхавендра Пури был милостив к нему. Таким образом Он явил пример, а также выразил ему уважение как старшему, сказав: «Ты для Меня как духовный учитель, Я же для тебя – ученик, а учителю не подобает кланяться ученику» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.170).

 

Мадхавендра и Ишвара Пури

Есть один последний важный случай в безупречной жизни Мадхавендры Пури. Было два ученика, получивших у него посвящение, – Рамачандра Пури и Ишвара Пури. Из-за неуважения к своему гуру Рамачандра не смог получить его милости, а Ишвара Пури благодаря неуклонной преданности Мадхавендре Пури получил его благословение и, таким образом, смог достичь наивысшего уровня чистой любви к Кришне. Рамачандра не мог понять сладости и превосходства того чувства разлуки, которым обладал его Гурудев, и ему хватило дерзости дать Гурудеву наставление, основанное на знании Брахмана. Мадхавендра Пури очень рассердился и стал полностью игнорировать его. Мадхавендра Пури являлся великим и любящим преданным, но проявил гнев по отношению к своему ученику, когда тот совершил оскорбление. Мадхавендра Пури строго отругал его, используя резкие слова.

«Услышав это наставление, Мадхавендра Пури в великом гневе отругал его, сказав: „Убирайся прочь, прочь, грешный негодяй! Я умираю от горя, что так и не сумел получить милости Кришны и приблизиться к Матхуре, а ты пришёл, чтобы добавить мне боли! Не показывайся мне на глаза, убирайся куда хочешь! Если я умру, глядя тебе в лицо, то приму низкое рождение. Я умираю от боли, не достигнув Кришны, а этот низкий глупец поучает меня, что такое Брахман“» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 3.8.20-25).

В итоге Мадхавендра Пури забрал свои благословения у этого ученика, и у того начали пробуждаться материальные желания. Он стал сухим философом, не интересовался Кришной и принялся критиковать всех, целиком посвятив себя этой критике. Бхактисиддханта Сарасвати Шрила Прабхупада прокомментировал эту историю в своей «Анубхашье»: «Несмотря на то, что Рамачандра Пури видел, как его гуру страдал в разлуке с Кришной, он не мог осознать трансцендентную природу этого переноса эмоций. Он считал своего гуру обычным человеком и посчитал его настроения материальными, решив, что это какой-то материальный недостаток. В результате он попытался объяснить своему гуру ценность познания единства с Брахманом. Мадхавендра Пури отреагировал на глупость своего ученика и пренебрежение наставлениями, и, таким образом, перестал желать ему блага. Он отказался от него и прогнал».

Слово васана («материальные желания») означает стремление к сухой спекулятивной философии. Именно из этого возникает склонность критиковать преданных. С другой стороны, Ишвара Пури не только придерживался наставлений своего гуру, но и служил ему физически. Так он обрёл его милость. Он служил стопам своего духовного учителя и даже своими руками убирал за ним мочу и кал, а также помогал ему памятовать об именах и играх Кришны. Таким образом, он полностью удовлетворил своего учителя. Ишвара Пури служил этому великому человеку, лично убирая за ним испражнения. Он постоянно повторял имя Кришны так, чтобы Мадхавендра Пури мог это слышать, и рассказывал об играх Кришны. Довольный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури обнял его и благословил: «Обрети же богатство любви к Кришне!» С тех пор Ишвара Пури стал океаном любви к Кришне, а Рамачандра Пури превратился в скопище оскорблений. На примере этих двух людей, Ишвары Пури и Рамачандры Пури, можно увидеть, к чему приводит благословение и проклятие великой личности. Мадхавендра Пури через них преподал урок всем. Духовный учитель всего мира, он принёс дар любви к Богу. Он покинул материальный мир, повторяя следующий стих:

айи дина-дайардра натха хе матхура-натха кадавалокйасе |

хридайам твад-алока-катарам дайита бхрамйати ким каромй ахам | |

«О всемилостивый Господь! О правитель Матхуры! Когда же Я снова увижусь с Тобой? Поскольку Я не вижу Тебя, сердце Моё лишилось покоя. О возлюбленный, что Мне теперь делать?» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 8.34).

Когда Махапрабху произносил этот стих, то пьянел от любви. Нитьянанде приходилось держать Его, чтобы Он успокоился.

День ухода Мадхавендры Пури – Шукла Двадаши месяца Пхалгун.

.............................................

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев