?

Два шакала и лев. Часть 5.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 158. Опубликовано: 30-01-2022, 10:21

Два шакала и лев

Истории «Хитопадеши»

Часть 5

 

Плохо придётся тому, кто не умеет отличить истинного друга от мнимого

Как шакал поссорил льва с буйволом

Есть на юге Индии небольшой городок Суварнавати. Жил когда-то в том городке богатый купец, по имени Вардхаман, что значит «Преуспевающий». И хотя был он несметно богат, день и ночь он только и думал о том, как приумножить свои сокровища.

И вот однажды запряг он двух буйволов, Нандака и Сандживака, нагрузил в повозку всякого добра и отправился торговать в страну Кашмир.

Но едва Вардхаман выехал из города, как повстречался ему один его старый знакомый. Увидел этот человек, что Вардхаман едет торговать, и спросил:

Друг Вардхаман, у тебя так много сокровищ, зачем же ты ещё отправляешься торговать? Неужели тебе мало того, что у тебя есть?

О друг, – ответил ему Вардхаман, – тот, кто считает, что знает мало, в своё время обязательно узнает ещё больше, потому что он всегда старается расширить свои знания. Тот же, кто ничего не знает, но в своём высокомерии считает, что постиг все премудрости, так и останется невеждой. Человек никогда не должен бесцельно наслаждаться тем, что у него есть. Вода, по капле падая в кувшин, в конце концов наполнит его до краёв. Так и я понемногу увеличиваю своё богатство, так что в один прекрасный день из маленького оно вдруг станет большим.

Сказав так, Вардхаман поехал дальше. И вот, когда он был уже далеко от своего родного городка, в дремучем и безлюдном лесу Судург, что значит «Труднопроходимый», случилось так, что буйвол Сандживак споткнулся, упал и сломал себе ногу. Очень опечалился Вардхаман, когда увидел, что Сандживак не может подняться на ноги. Выпряг он буйвола из повозки, а сам сел под дерево и стал думать, что ему делать дальше…

Решительный человек всегда найдёт выход из трудного положения.

«Как же мне быть? – думал Вардхаман. – В несчастье никогда не надо терять голову, потому что именно растерянность больше всего мешает делу. Надо немедленно принять какое-нибудь решение».

Подумав так, Вардхаман оставил Сандживака в лесу, а сам поехал в ближайший на пути город Дхарманур. Там он купил себе хорошего, здорового буйвола, запряг его в повозку вместо Сандживака и отправился дальше своей дорогой.

Оставшись один, Сандживак сначала испугался, но всё вокруг было тихо, и скоро он успокоился. Отдохнув и оглядевшись, он поднялся и заковылял на трёх ногах в лес.

Трава в лесу была сочная и вкусная, воды в реке тоже было сколько угодно, так что через несколько дней Сандживак отъелся и стал сильным и крепким. К тому времени и нога его зажила.

Лесом Судург правил лев, по имени Пингалак, что значит «Золотогривый», и в услужении у него были сыновья его главного министра – шакалы Даманак и Каратак. Оба они почти всегда находились при своём господине.

Случилось однажды так, что томимый жаждой лев Пингалак решил сходить к Ямуне напиться прохладной речной воды. И вот, когда подошёл он к берегу реки, где-то совсем неподалёку раздался страшный рёв – словно гром прогремел в джунглях. Пингалак остановился. «Кто это так громко ревёт?» – подумал он.

Незнакомый рёв так напугал льва, что он даже хвост поджал со страху и, не попив воды,- тут же повернул обратно.

Даманак был совсем рядом с Пингалаком и всё видел. Его очень удивило поведение повелителя джунглей, и он спросил своего брата Каратака:

Почему это махарадж Пингалак вернулся домой, так и не попив воды? И посмотри, какой он мрачный.

Эх, брат Даманак, молчи лучше! – ответил Каратак. – Не наше это дело беспокоиться о настроении раджи. Да и вообще мне давно уже надоело служить ему. Ты только подумай, что нам приходится терпеть! Ведь его совершенно не тревожит, как мы живём. А разве это жизнь? Я просто поражаюсь, до чего глупы бывают слуги: ради своего мнимого благополучия они готовы до самой смерти гнуть спину перед своим повелителем; чтобы насладиться счастьем в конце своих дней, они готовы снести горы несчастья. Если бы умный человек приложил хоть половину тех усилий, которые прилагают эти безмозглые дураки, чтобы подольститься к своему повелителю, он обеспечил бы сам себя на всю жизнь и был бы счастлив.

О брат, подумай, что ты говоришь! – испуганно оглядываясь, воскликнул Даманак. – Кого однажды ты согласился признать своим господином, тому надо служить верой и правдой – в этом наша первейшая обязанность.

Нет, – возразил Каратак, – это обязанность главного министра, а не наша. Мы должны делать только то, для чего рождены, и не лезть туда, куда нас не просят, иначе мы можем оказаться в таком же положении, в каком оказалась одна обезьяна, взявшаяся выбивать из бревна клин.

Расскажи, что с ней случилось, брат, – попросил Даманак.

Ну так слушай... – согласился Каратак.

 

Чья работа того и забота

Плохо приходится тому, кто берётся за дело, которого не знает

Жил в стране Магадах один брахман, по имени Шубхадат. Решил он как-то устроить званый обед. Позвал Шубхадат плотников и велел им расчистить в лесу площадку и смастерить на ней столы для гостей и навесы над ними.

И вот однажды, когда плотники, закончив свою дневную работу, ушли домой, прибежала на площадку стая обезьян. Увидели обезьяны брёвна, лежавшие на площадке, и стали по ним прыгать и скакать.

Случилось так, что в одном из брёвен остался клин, которым плотники начали раскалывать бревно, да так и ушли, не кончив работу. Увидела этот клин одна обезьяна и решила вытащить его из бревна. Залезла она между разошедшимися половинками бревна и, ухватившись за клин обеими лапами, стала изо всех сил раскачивать его. Долго она трудилась, стараясь вытащить клин, и наконец ей удалось это сделать. Но едва клин выскочил из бревна, как расщеплённые половинки его сошлись и так придавили обезьяну, что она тут же умерла.

И всё же, – сказал Даманак, когда Каратак закончил рассказ, – слуга должен беспрекословно выполнять всё, что ему скажет хозяин.

Нет уж, – возразил Каратак, – пусть каждый делает только то, что ему положено. Именно поэтому я и говорю: никогда не берись за то дело, которого не знаешь, так как это может принести тебе много неприятностей. Не берись даже тогда, когда хочешь спасти хозяина от несчастья. И если тебя не убедил в этом рассказ об обезьяне, то послушай, что случилось с ослом, который, стараясь спасти хозяйское добро, заревел не вовремя.

 

Не за своё дело не берись

Тот, кто, желая своему ближнему добра, возьмётся за дело,

в котором ничего не смыслит, пользы не принесёт, а сам пострадает

Жил в Варанаси один человек, по имени Карпурапата, и были у него осёл и собака. Случилось так, что однажды ночью забрался к Карпурапате в дом вор. Увидел осёл вора и говорит собаке:

Друг, почему ты не лаешь? Разве не видишь, что в наш дом вор забрался? Ведь твоя обязанность в том и состоит, чтобы охранять хозяйское добро.

Отстань, – огрызнулась собака, – я сама знаю, что мне надо делать! Этот дом именно потому никто не обворовал до сих пор, что я день и ночь охраняла его. А сегодня хозяин забыл о том, что я для него делаю, и даже не накормил меня.

Дура! – рассердившись, сказал осёл. – Какой толк от такого слуги, который, вместо того чтобы работать, когда для этого приходит пора, начинает вспоминать обиды и требовать от своего хозяина платы?

А какой толк от такого хозяина, – возразила собака, – который не заботится о своём слуге?

Ты самая презренная негодяйка, если отлыниваешь от работы, – сказал осёл, – а я хозяину верный слуга. И если ты не хочешь делать своё дело, я сам разбужу хозяина.

Сказав это, осёл заревел что было мочи. Проснулся Карпурапата, разбуженный рёвом осла, и выскочил во двор. Однако вор успел уже убежать, и хозяин, решив, что осёл кричал сдуру, схватил палку и так отдубасил его, что осёл чуть жив остался.

Поэтому-то я и говорю, – продолжал Каратак, – что не следует нам браться не за своё дело. Мы ведь получаем остатки пищи, которую не доел Пингалак, о чём же ещё нам тревожиться?

Ты только и думаешь о том, как бы поесть, – в этом единственная цель твоей жизни! – сердито возразил Даманак – Тебя совершенно не тревожит, что случилось с хозяином, за чьим столом ты ешь. Неужели ты служишь царю только потому, что он тебя кормит? Не к лицу слуге вести себя так по отношению к хозяину. В наших древних священных книгах сказано: «Только тот приносит пользу, кто живёт для других, а не ради своего желудка».

Мы с тобой оба слуги, – сказал Каратак, – так что же мы, по-твоему, должны делать?

Много надо затратить усилий, чтобы поднять на гору камень, спустить же его вниз не стоит никакого труда. Точно так же трудно стать добродетельным, а впасть в порок легко, – молвил Даманак.

Что ты имеешь в виду? – спросил Каратак.

Ты видел, как испугался царь Пингалак? – спросил, в свою очередь, Даманак. – Он даже хвост от страха поджал.

Ну и что из этого? – возразил Каратак.

Какой же ты, однако, непонятливый! – с досадой сказал Даманак. – То, что хорошо выражено словами, поймёт даже глупец, умному же достаточно одного намёка... Ну ладно, так и быть, я тебе всё объясню. Пользуясь тем, что махарадж так испуган, я пойду к нему и хитростью заставлю его делать всё, что захочу.

Брат, – сказал Каратак, – опять ты берёшься не за своё дело. Как бы царь не рассердился на тебя.

Не беспокойся, – ответил Даманак, – всё будет как надо.

Ну что ж, иди, – согласился Каратак. – И пусть сопутствует тебе удача!

Заручившись согласием Каратака, хитрый Даманак отправился ко льву Пингалаку. А Пингалак уже собрал на совет всех своих министров: были тут и медведь, и пантера, и слон, и разные другие звери. Увидел царь Даманака и милостиво разрешил ему присутствовать на совете. Почтительно подполз Даманак к своему повелителю, лизнул ему лапы и смиренно стал в сторонке.

О сын министра, – сказал Пингалак, – давно что-то не видел я тебя на совете.

О махарадж, – сказал Даманак, – я боялся приходить к тебе, ибо сказали мне, что ты почему-то мной недоволен. Но слуга всегда должен быть поблизости от своего повелителя, поэтому я и пришёл сюда, чтобы служить тебе верой и правдой. Ведь и маленькая соломинка может иногда пригодиться, а я всё же живое существо с четырьмя лапами. Что из того, что я презренный шакал?

Достойный Даманак, – возразил Пингалак, – в чём дело? Ты сын моего первого министра. Кто запрещал тебе приходить сюда? Я ценю твою службу. Говори, что тебя тревожит?

Увидев, что махарадж действительно рад его приходу, Даманак распростёрся перед ним и сказал:

О мой повелитель, соблаговоли выслушать меня и ответить на один вопрос, иначе я не смогу найти себе покоя!

Отойдя с Даманаком в сторону, Пингалак сказал:

Ну, спрашивай. Что ты хочешь знать?

О махарадж, скажи мне, почему ты вернулся с реки, так и не утолив жажды?

Ты ошибаешься, сын министра, – хмуро возразил Пингалак. – Я не помню такого случая.

Повелитель, я твой верный слуга, и ты смело можешь довериться мне. Если ты скажешь мне, я, может быть, смогу доказать тебе свою верность и чем-нибудь помочь. Конечно, если я недостоин твоего доверия, тогда другое дело...

Задумался Пингалак.

Ты прав, – сказал он наконец. – Тебе я, пожалуй, могу довериться. Но ты должен поклясться, что сохранишь это в тайне.

Клянусь своей жизнью, о мой повелитель! – почтительно склонившись, воскликнул Даманак.

Ну ладно, слушай... В наш лес пришёл какой-то могущественный и сильный зверь. Сегодня утром я слышал его рёв – он подобен грому. Каким же должен быть он сам, если у него такой грозный рёв? Весь день я сегодня думал, что мне делать, и решил как можно скорей оставить этот лес и перебраться в какой-нибудь другой.

О махарадж, – сказал Даманак, – мы с Каратаком тоже слышали этот ужасный рёв. Тут есть над чем подумать. Но стоит ли так поспешно принимать решение? Что ты будешь делать, когда покинешь лес?

Я поселюсь в соседнем лесу и начну готовиться к войне, – ответил Пингалак. – Придёт время, и я уничтожу этого зверя. Пока он жив, я не могу быть спокоен.

О махарадж, – возразил Даманак, – кто мог дать тебе такой совет? Как можно уйти из родного леса?

Дорогой друг, – сказал лев Пингалак, – от страха я совсем не знаю, что делать. Не поможешь ли ты мне чем-нибудь?

«Не будь он так испуган, – подумал про себя Даманак, – разве сказал бы он мне о том, что хочет уйти из этого леса?»

Если ты прикажешь, махарадж, – сказал он, – я постараюсь всё уладить и заставлю этого зверя заключить с тобой мир.

Если ты сделаешь это, я назначу тебя своим первым министром, – пообещал обрадованный Пингалак.

Мой повелитель, пока я жив, тебе не о чем беспокоиться, – сказал Даманак, – но позволь мне взять в помощь Каратака.

Пингалак щедро наградил обоих братьев, и они ушли, пообещав уладить всё дело.

Когда они остались одни, Каратак сказал Даманаку:

Брат, нехорошо мы поступили, взяв такой богатый подарок за одно лишь обещание! Сможем ли мы его выполнить?

Уж лучше помолчи, брат, если ничего не понимаешь, – смеясь, ответил Даманак. – Я знаю, кого испугался царь. Ведь это ревел буйвол, а буйволы – наша пища. Что же его бояться?

Как, ты знал о том, что это буйвол, и ничего не сказал нашему повелителю?! – воскликнул Каратак.

О брат, ты слишком наивен, – снова засмеявшись, возразил Даманак. – Разве получили бы мы такие подарки, если бы я сразу же рассеял страх нашего повелителя? Слуга должен держать своего господина в постоянной тревоге, иначе он окажется в таком же положении, в какое попал один кот.

А что случилось с котом? – спросил Каратак.

А вот послушай... – сказал Даманак.

 

Дело делай, да и о себе думай

Главная забота слуги – внушить своему господину, что без него ему никак не обойтись.

На севере Индии, в пещере на горе Арбудашикхара, жил лев, по имени Махавикрам, что значит «Отважный». И вот поселилась в его пещере мышь. Стоило льву лечь в пещере отдохнуть после обеда, как мышь вылезала из своей норы и принималась грызть львиную гриву. Так она и жила спокойно и беззаботно, а лев ничего не замечал.

Но вот однажды лёг он, как всегда, спать и только было задремал, как мышь вылезла из поры и забралась в его гриву. Почувствовал лев, что кто-то копошится у него в гриве, и тряхнул головой. Испугалась мышь, выскочила из гривы и юркнула в свою нору. Увидел её лев и удивился. «Чего это она копошилась тут?» – подумал он и взглянул на свою гриву. Только сейчас заметил он, что половина гривы у него отъедена.

Ужасно разгневался лев и решил тут же наказать свою обидчицу. Кинулся он к норе, но сколько ни пытался просунуть свою огромную лапу в мышиную норку, ничего у него не выходило. Тогда решил он обмануть мышь. Лёг он на другой день в пещере и притворился спящим, и только вылезла мышь из норы, как лев вскочил и накрыл её лапой. Но маленькая мышка быстро прошмыгнула у него меж когтей и опять скрылась в норе.

Ещё больше рассердился лев. Стал он тут думать, как ему избавиться от такой неприятной соседки. Думал он, думал, да так ничего и не смог придумать. С тех пор потерял лев сон и покой. До того дошло, что он даже в пещеру заходить боялся.

И вот однажды, когда бродил он грустный по лесу, случилось ему подойти к одной деревне. Выглянул он из леса, посмотрел на деревню и хотел уже повернуть обратно, как вдруг видит – сидит на дереве кот. И тут-то пришла льву в голову счастливая мысль. «Как это я сразу не подумал об этом! – сказал себе лев. – Вот кто выручит меня из беды».

Обрадовался лев и побежал в лес. Убил он там жирного оленя и снова вернулся к деревне. Подошёл лев к дереву, на котором сидел кот, и окликнул его. Увидел кот льва и так испугался, что чуть с дерева не упал. Едва удалось льву успокоить его и убедить подойти поближе. Накормил лев кота вкусным оленьим мясом и уговорил пойти жить к нему в пещеру. А за это лев обещал всю жизнь кормить кота до отвала.

С того дня не знал кот заботы: каждый день носил ему, лев свежее мясо, вёл с котом приятные беседы и даже разрешал ему играть своим хвостом.

Почуяла мышь, что в пещере поселился кот, и уже не отваживалась больше вылезать из норы. Успокоился и лев. Теперь он уже не боялся, что мышь отгрызет ему гриву, и спокойно спал в своей пещере. Однако мышь изредка попискивала, и лев знал, что она ещё здесь. И чем чаще она пищала, тем больше лев приносил коту вкусного мяса.

Так бы и прожил кот всю свою жизнь припеваючи, если бы умнее был.

Со временем мышь так одурела от голода, что, позабыв о коте, вылезла из норы. Тут-то глупый кот поймал её и съел.

Прошло несколько дней. Мышь перестала пищать, и тогда понял лев, что кот убил мышь. Лев успокоился и перестал носить коту мясо. Терпел, терпел кот и скоро так отощал, что, испугавшись, как бы не умереть ему с голоду, убежал обратно к себе в деревню.

– Поэтому я и говорю, – продолжал Даманак: – если слуга хочет жить припеваючи, он должен держать своего господина в постоянной тревоге.

Согласился с ним Каратак, и они оба отправились к Сандживаку.

И вот вышли они на поляну, на которой пасся Сандживак. Важно выпятив грудь, уселся Каратак под деревом, а Даманак подошёл к Сандживаку поближе и сказал:

Эй, буйвол, слушай меня! По повелению махараджа из махараджей Пингалака я назначен хранителем этого леса, а это вот его главный военачальник Каратак. Его милость Каратак приказывает тебе немедленно пойти к нашему господину и поклониться ему в ноги или сейчас же убираться из этого леса. И помни: наш господин очень вспыльчив и приходит в ярость из-за малейшего пустяка. Если ты будешь медлить, и не знаю, что он с тобой сделает.

Выслушав Даманака, Сандживак, который не знал обычаев этой страны, подошёл к Каратаку, почтительно поклонился ему и сказал:

Привет тебе, главный военачальник! Что прикажешь?

Ты что, буйвол, – надувшись от гордости, произнёс Каратак, – не слышал разве, что сказал тебе Даманак? Если хочешь жить в этом лесу, иди и поклонись в ноги нашему господину.

Какому господину? – удивился Сандживак.

Нашему господину – махараджу из всех махараджей льву Пингалаку, – сказал Каратак.

От страха Сандживак чуть не лишился чувств.

О мудрый Каратак, – заикаясь и дрожа всем телом, пробормотал он, – я пойду, но сначала обещай, что ваш господин ничего мне не сделает...

Глупый буйвол! – ответил Каратак. – Чего ты так испугался? Наш господин – самый могущественный изо всех львов. Он считает оскорблением для себя убивать таких, как ты, травоядных животных.

Послушался Сандживак и пошёл ко льву.

Приблизившись к логовищу льва, Каратак и Даманак приказали ждать их возвращения, а сами отправились к Пингалаку.

Ну как, видели вы его? – спросил Пингалак, когда шакалы подошли к нему.

Да, махарадж, мы видели его, – ответил Даманак, – это буйвол, и ты не ошибся, он действительно очень сильный. А сейчас он пришёл с нами и хочет тебя видеть. Но успокойся, пожалуйста, махарадж, и не бойся его. У него и в самом деле очень грозный рёв, однако никогда не надо пугаться звуков – ведь сами по себе они никакого вреда не приносят. Говорится же: никогда не пугайся того, что слышишь, пока не узнал, что от чего происходят. Так всегда поступала одна женщина и заслужила этим всеобщее уважение.

А как это случилось? – спросил Пингалак.

И вот что рассказал Даманак...

……………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Истории