?

Кто ашчарья и кто дханья?

 (голосов: 4)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2413. Опубликовано: 4-01-2021, 13:15

Кто ашчарья и кто дханья?

«Просветляющее повествование об Удивительном и Непревзойденном»

История подтверждающая верховное положение Шри Кришны

 

Шрила Баладева Видьябхушана проводит анализ, говорящий о том, что, хотя все прямые экспансии Господа полны, среди них особенно выделяется Господь Шри Кришна. Об этом говорится в Шримад-Бхагаватам: эте чамша-калах пумсах кршнас ту бхагаван свайам - «Все экспансии Вишну являются полными частями Господа, но Кришна есть Сам Господь». Господь нисходит в этот мир, принимая различные облики, также и Лакшми неизменно сопутствует Ему, принимая множество обликов вместе с Господом.

 

Далее, Баладева Видьябхушана говорит, что так же, как Кришна - изначальный Господь, Шри Радха является источником всех экспансий Лакшми. Мадхвачарья также даёт интересные объяснения этой темы, в двадцатой главе своей книги-пересказа «Махабхараты». Этот радел «Махабхараты» называется «Дханйашчарйопакхйана». В нём, на примере истории рассказанной мудрецом Нарадой, достоверно описывается верховное положение Господа Кришны, а также возвышенное положение вечной супруги Господа, изначальной Шри Лакшми.

 

 

«Дханйашчарнопакхнана»

Из «Махабхарата-татпарья-нирная» 20.63 — 79

 

(63)

эвам кришне дварака-самстхе гирим бхупа раиватакам самайайух

 дурйодханадйах пандаваш чаива сарве нанадешйа йе ча бхупала-сангах

 

«Однажды во время пребывания Господа Кришны в Двараке, цари из разных частей света собрались на горе Райвате. Среди них были и сыновья Дхритараштры, возглавляемые Дурьйодханой, и братья Пандавы».

 

(64)

атманам тан драштум абхйагатан са кришно гирау райвате дадарша

намас крите сарва-нарендра-мукхйаих кришне ваидарбхйй саха дивйасана-стхе

    

«Эти лучшие из правителей мира пришли повидать Шри Кришну, и Господь явил Себя их зрению, восседая на божественном троне вместе со Своей царственной супругой Рукмини-деви. Все цари тогда предложили Господу Кришне поклоны».

 

(65 – 66).

этйакашан парадах кришнам аха

 сарвоттамас твам твадришо насти кашчит

итй ашчарйо дханйа итй эва гйабда-двайе тукте васудевас там аха

дакшинабхис сакам итй эва кришнам папраччхур этат ким итй сма бхупах

нарайано мунимуче вадети шринудхвам итй аха са нарадо 'пи

     

«В этот момент с небес нисшёл мудрец Нарада и прославил Кришну так: «О Господь, Ты - Верховный и Независимый, никто не может сравниться с Тобой!» При этом Нарада описал божественные качества Кришны лишь в двух словах, он сказал: Ты ашчарья — самый удивительный и Ты дханья - самый богатый, обладатель всего сущего! В ответ Господь Васудева сделал замечание Нараде: «Не только Я Сам таков, но и Мои Дакшины!» Цари тогда спросили Кришну: «Пожалуйста, объясни, что означают эти Твои слова»? Господь Нараяна (Кришна) сказал мудрецу Нараде: «Ты объясни», - и Нарада в ответ поведал следующую историю».

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Вадираджа-Тиртха объясняет расширенный этимологический смысл этих двух слов. В слове ашчарйа буква а означает самантат - непосредственно; шчарйа - означает сукха-чарана-йогйах дживах йасмат правартанте - «достойные души дживы, идущие по духовному пути к вечному счастью, достигают успеха по милости Господа». Слово дханйа означает: Верховный Господь, который поддерживает весь мир и, который не доступен для понимания псевдо-философов.

 

(67-69)

 курмо дришто вишну-падйам майоктас

твам уттамо пасти самас тавети

уче гангим уттамам са джалешам умамуче притхиви-намикам сах

йа мадриша девах capвашac та дхритас тайа пратхитатват притхивйа

шивам шешам гарудам чаха сопи параванат парвата-намадхйан

таир эвахам мат-самаш чаива девйо дхрйанта

итй эва таучире 'тха брахманам эвоттамам аха

со 'пи ведатмикам пракритим вишну-патним

 

«Однажды в водах реки Ганги я увидел божественную черепаху Курму, божество благочестивых деяний. Я тогда сказал ему: „Ты -верховный, нет равного тебе!" («Ты    ашчарья и Ты    дханья!»)

 

Курма ответил: „Хоть я и имею божественные полномочия, мое положение относительно, поскольку я сам живу в водах Ганги и завишу от нее, поэтому богиня священной реки Ганги выше меня».

 

Нарада тогда отправился к Ганге и сказал ей: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!» Ганга ответила: «Я впадаю в океан и океан (бог морей Варуна), будучи моим супругом, несомненно, выше меня».

 

Нарада пришел к океану и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

 

Океан ответил: «Я конечно велик, но даже я покоюсь на Земле (Притхиви), поэтому богиня Земля гораздо могущественнее меня».

 

Второй смысл: «Выше меня богиня Ума, супруга Шивы, которую тоже называют Притхиви. Она поддерживает многих нижестоящих полубогов, подобных мне, Варуне».

 

Нарада отправился к богине Притхиви и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

 

Земля ответила: «Я сама держусь на великих вселенских горах - парватах, поэтому они выше меня».

 

(Второй смысл: Ума сказала: «Я ниже своего супруга Господа Шивы, а также ниже равных ему божеств Шеши и Гаруды. Поскольку они защищают и поддерживают все другие живые существа, их тоже называют парватами (поддерживающими все сущее «горами»)».

 

На обращение Нарады к Шиве, Шеше и Гаруде, те ответили: «Наш отец четырехглавый Господь Брахма выше нас, он божество великого принципа махат-таттвы, из которого изошло все сущее во вселенной».

 

Нарада пришёл к Брахме и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья,

нет равного тебе!»

 

Брахма ответил: «Нет, богиня Вед, экспансия супруги Господа Шри Лакшми выше меня, ибо она моя мать!»

     

ПРИМЕЧАНИЕ: Черепаха, встреченная Нарадой, является олицетворением Пушкары - божества благочестивой кармы, которое управляет островом в космическом пространстве, называемым Пушкара-двипа. Для правильного совершения ведических ритуалов необходимо иметь чистую освященную воду, иначе невозможно следовать даже элементарным стандартам чистоты. Воды Ганга в этом повествовании приняты за идеал священных вод, пригодных для поддержания чистоты следования религиозным принципам. С древних времен последователи Вед селились по берегам священных рек, воду которых они использовали не только для поддержания жизни, но и для совершения благочестивых религиозных обрядов

 

(70)

сайка деви баху-рупа бабхаше йукта йадахам джнена нарайанена

 йаджна-крийаманини тадоттама тат-правешат тадакхйа

 

Нарада обратился к Веда-Лакшми и имеющая множество обликов Лакшми ответила: «Нет, я не верховная в облике Веда-Лакшми. Когда я становлюсь богиней ведических жертвоприношений, я достигаю единения с Гьей (Господом Нараяной) и тогда меня называют Ягья-Лакшми. В её облике я занимаю более высокое положение, вследствие прямой связи с Господом Вишну, через процесс жертвоприношения». Нарада пришел к Ягья-Лакшми и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

 

(71)

вишнв-авишта йаджйа-намни тад-анка-стхита шоче

 кешаво хй уттамо 'лам на тот самаш чадхико 'max 

 кутах сйад рише сатйам нанйатхети сма бхунах

 

Ягья-Лакшми ответила: «Нет, я не верховная, у меня (Лакшми) есть ещё более высокое положение. Когда я сижу на коленях своего божественного Супруга, или же когда я как жена нахожусь слева от Него, то тогда меня называют Дакшина - «та, справа (дакш) от которой находится любимый супруг (ина)» - Верховный Господь Кришна. Положение Дакшины действительно высочайшее среди всех других ипостасей Лакшми».

 

Дакшина-Лакшми в ответ на прославления Нарады сказала: «Мой супруг Кешава (Кришна) воистину Верховный, никто и никогда не может с Ним сравняться, поэтому в абсолютном смысле лишь Он - ашчарья и лишь Он - дханья!»

 

Комментарий Вадираджа-Тиртхи: 

Супруга Господа Шри Лакшми принимает множество образов для служения Господу, тем не менее, во всех своих образах она является одной и той же личностью. Однако с внешней точки зрения разные ее экспансии могут занимать либо более высокое, либо менее высокое положение, в зависимости от того, насколько близко Она находится к личностной форме Господа. Здесь может быть приведен пример царственного принца, который едет на быке, на коне или на слоне. С внешней точки зрения, чем больше животное, тем принц выглядит внушительнее, однако принц всегда остается принцем, независимо от его средства передвижения. Лакшми Вед занимает более отдаленное положение от Господа, поскольку иногда гимны Вед могут воспроизводиться материалистичными брахманами чисто механически или ради соблюдения формальностей мирских ритуалов.

 

Ягья-Лакшми (повелевающая жертвоприношениями) занимает более высокое положение, поскольку все ведические жертвоприношения в конечном счете предназначены для удовлетворения Верховного Господа и потому, при правильном их совершении, Господь Сам проявляется в процессе жертвоприношения, ягьи.

     

Дакшина буквально означает пожертвование, которое получают жрецы по окончании жертвоприношения. Без дакшины ни одно жертвоприношение не может считаться полным или завершенным, такова ее исключительная важность. Жрецы могут совершать жертвоприношение ради обретения мирского благочестия или ради прочих благ, однако дакшина дается ягьяманом (заказчиком жертвоприношения) просто с верой и ради удовлетворения Верховного Господа. Она должна быть отдана без ожидания плодов, ради полного завершения процесса жертвы - ягьи. Кроме того, дакшина является самой приятной завершающей составляющей ягьи, которая приносит жрецам окончательное удовлетворение от совершенного ими служения. Божеством дакшины является непревзойденная верховная богиня Лакшми, которая восседает рядом с Верховным Господом. Дакшина и означает - «Та, справа от которой находится Сам Господь Хари».

     

Помимо утверждения верховного положения Господа и Его супруги, на примере этого повествования можно разобрать другой важный аспект философии Мадхвы, девата-таратамью - градацию божественности, относящуюся к шестой прамее. Идущая по возрастающей, эта градация божеств такова: Пушкара, Ганга, Варуна, Ума, Шива (Шеша и Гаруда). Брахма, Веда-Лакшми, Ягья-Лакшми, Дакшина-Лакшми, Верховный Господь Кришна.

     

Здесь можно также проследить джада-таратамью - градацию среди управляемых этими божествами компонентов материи. Она такова: тело божества благочестия Пушкары (черепахи Курмы) поддерживают священные воды Ганги (без чистой освященной воды невозможно совершать ведические ритуалы, дарующие благочестие). Гангу поддерживают воды океана. Земля поддерживает океан, землю поддерживают вселенские горы, эти горы формирует управляемая Брахмой махат-таттва, суть Брахмы - звуковая вибрация гимнов Вед, суть Вед - жертвоприношение Ягья, самая важная часть Ягьи - пожертвование по ее завершению - Дакшина.

 

(72 — 73)

 тайокто 'хам наватарешу кашчид

вишеша итй эва йаду-правирам

сарвоттамо 'ситй авадам са чаха на кевалам ме 'нкагайах шрийo 'хам

садоттамах ким ту йода ту са ме вамардха-руна дакшина-нйма-дхейа

йасмат тасйа дакшинатах стхито 'хам

тасмйн намни дакшинетй эва са сйат


 

Нарада продолжил: «О цари, по велению Дакшина-Лакшми я пришёл сюда и восславил Шри Кришну из династии Яду, ибо лишь Он - Господь полный во всех Его формах - аватарах.

 

Однако Кришна отметил следующее: «Я Верховный Господь, но, когда Лакшми в облике Дакшины становится левой половиной Моего тела, то в этом положении Она также Верховная по отношению ко всем другим божествам, начиная от Пушкары и вплоть до Ягья-Лакшми. Поскольку Я нахожусь прямо справа от Нее, поэтому Её и называют Дакшиной».

 

(74-75)

 са дакшина-манини девата на сача стхити баху-рупа мад-ардха

вамардхо ме тат-правешто хи тато 'хам сйам ардха-нарайанйкхйах

тадапй асйа уттамо 'хам супурно на мадришах кашчид астй уттамо ва

итй эвавадид дакшинабхис сахети

сарвоттаматвам дакшинанам смаран сах


 

«Имеющая множество обликов Лакшми в своем высшем проявлении является божеством дакшины ведических жертвоприношений, и потому она также носит соответствующее имя - Дакшина. Она входит в левую часть Моего тела и поэтому Меня иногда называют Ардха-Нараяной - Наряной, владеющим лишь половиной Своего тела.

 

Однако даже в таком положении Дакшина-Лакшми ниже Меня во всех отношениях, Я же полный и Верховный Господь, никто не может быть равным или превосходить Меня!»

 

Нарада продолжил: „Вот такой смысл вложил в Свои слова Господь Кришна, сказав, что Он Верховный вместе с Его Дакшинами. В этот момент Он с любовью подумал о верховном положении Своей супруги Рукмини-деви по отношению ко всем, кроме Него Самого"».

 

(76)

 табхиш чаитабхир дакшинабхис саметад

вариштхо 'хам джагатах сарвадаива

мат-самартхйан наша чананта-бхаго

 дакшинанам видйате нарадети

      

Кришна далее сказал Нараде: «Вместе со Своими Дакшинами, ипостасями Лакшми, такими как Рукмини и Сатьябхама, Я вечно занимаю положение Верховного Господа. Все же, если сравнивать могущество Дакшина-Лакшми с Моим личным, Я безгранично превосхожу её».

      

ПРИМЕЧАНИЕ: Говоря «вместе со Своими Дакшинами», Господь использовал грамматическую форму существительного дакшина во множественном числе творительного падежа. Это означает, что когда Лакшми проявляется для личного служения Господу в таких обликах, как Радхарани, Рукмини, Сатьябхама и прочих, все эти ее облики относятся к высшей ипостаси Лакшми, называемой Дакшина.

 

(77)

уктам кришненапратимена бхупа

 анйоттаматвам дакшинанам ча шашват

 сейам бхаишмй кешаво 'йам тасйах

 шрештхах пашйата раджа-сангхах

    

Нарада сказал: «О цари, смотрите же, это дочь царя Бхишмаки Рукмини-деви, которая является вечно верховной богиней Дакшиной, а это Ее непревзойденный супруг Верховный Господь Кешава (Кришна)!»

 

(78)

пратйакшам во вирйам асйапи кунтйа

йудхе 'ртхитах кешаво варйам асйаи

адаршайат пандаван дхартараштран

бхишмо дрона-драуни-крипанса-карнан

нирайудхамш чакра эках кшанена лока-

шрештхан даиватаир апй аджейан

     

«Вы сами стали свидетелями непревзойденной силы Кришны, когда тетя Кунти, мать Пандавов, однажды попросила Его явить Свою полную силу в состязании. В мгновение ока Кришна выбил оружие из  рук всех ста сынов Дхритараштры, а так же из рук Пандавов, Бхишмы, Дроны, Крипы и Ашватхамы. Он сделал это без малейшего усилия, несмотря на то, что все эти лучшие воины мира были столь могущественны, что даже боги не могли бы противостоять им в битве!» 

 

(79 – 80)

вратам бхимасйасти наивабхи-кришнам

ийамити смаджнайа тасйа вишнох чакрамратхасйаграхит         

са пранамйа кришнам са там кешаво 'пахарач ча эвам криданто 'пй

атма-шактйа прайатнам курвантас те виджитах кешавена

     

«Бхима дал обет, что он никогда не вступит в бой против Господа Кришны. Все же, когда Кришна Сам приказал Бхиме выходить на состязание, Бхима из почтения к словам Господа взял в руки колесо от колесницы, но в битву так и не вступил. Тогда, чтобы явить Свою верховную силу, Кришна выхватил это колесо из рук Бхимы и забросил его далеко в сторону. Так некогда все величайшие воины оказались беспомощны в сражении с Господом Кришной».

 

Выслушав эти объяснения мудреца Нарады, все великие цари мира вновь почтительно склонились перед Верховным Господом Кришной. Нарада же, перед тем, как вознестись на планету Брахмы, ещё раз прославил Рукмини-деви и преподнес ей в дар цветок с небесного древа желаний Париджаты.

     

Так верховное положение Господа Шри Кришны описано в трудах Шри Мадхвачарьи.

.....................................................................................

Из книги «Мадхвачарья учитель мира»

Гададхары Пандита даса

.: Наследие сампрадаи » Истории