?

Шри Рамануджачарья.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 206. Опубликовано: 17-02-2021, 09:58

Шри Рамануджачарья

Профессор Нишиканта Саньял

(Шриман Бхакти Шуддхакар)

Из книги «Шри Кришна Чайтанья», Том I 


Шри Рамануджа явился в 938 году эры Шака в деревне Шрипарамбаттур или Шри Махабхутапури, находящейся примерно в сорока двух километрах к западу от Мадраса, в семье брахмана дравида. До того как он стал отшельником с тройным посохом (триданди-санньяси), он носил имя Лакшмана. Лакшмана Дешика принял отречение (санньясу) в Кондживераме на берегу Анантасара, взывая к милости Шри Ямуначарьи. Вскоре он стал главой вайшнавской общины (сампрадаи) Шри, центр которой располагался в Шри Рангаме.

Он странствовал по всей Индии, посещая Кашмир, Бенарес, Пури и другие места, утверждая идею панчаратрики (системы пятиступенчатого знания) во всех важных религиозных центрах. Здесь мы не намерены углубляться в подробности его удивительной духовной карьеры.

Шри Рамануджа – автор многочисленных работ, важнейшие из которых – «Веданта-сара», «Веданта-дипа», «Ведартха-самграха», «Гита-бхашья», «Шри-бхашья» и другие. В общине Рамануджи каждый ученик был обязан пройти пять ступеней процесса очищения, панча-самскару(1). Последователи Рамануджи считали, что даже знатный брахман, если он не прошёл этот очистительный процесс, является таким же неприкасаемым, как худший из чандалов; напротив, чандал, очистившийся должным образом, считался носителем высшей святости. В общине Рамануджи поклоняются исключительно Вишну, поклонение же всем другим богам полностью запрещено. В этой общине также принят институт отречения тройного посоха (триданда-санньяса).

Шри Рамануджа придерживался взглядов, известных как дифференциальный монотеизм (вишиштадвайта-вада). Формально в письменной форме эти взгляды были утверждены в его комментарии на «Брахма-сутру», известном как «Шри-бхашья».

Систему Шри Рамануджи можно изложить следующим образом. Верховный Брахман един. Однако Брахман – единственный (ади), равного которому нет (асама), – обладает качествами (гуна). Сознательное начало (чит) и несознательное (ачит) – Его качества (лакшана) и тело (рупа). Как сознательное начало (чит), так и несознательное (ачит) бывают двух видов – грубого и тонкого. Тонкое сознательное (чит) и несознательное (ачит) начала – это причины, которые обращаются в следствия: грубые формы знания (гьяна) и незнания (агьяна). В Брахмане, представляющем Собой недвойственное знание (адвая-гьяна) и являющемся единственной как действенной, так и материальной Причиной, существуют качества, соответствующие таким действиям. Качества следует рассматривать как определяющие их обладателя. Таким образом, самосознание (чит) и отсутствие сознания (ачит) – это качества, присущие деятельности Брахмана как Причины.

Тело находится в зависимости от своего обладателя, который использует его и управляет им. Также оно является тем, посредством чего познаётся его обладатель. Недвойственный Брахман – основа как сознания (чит), так и неосознанности (ачит). Он наслаждается ими и управляет. Он, причина, проявляет их как Свои следствия. Индивидуальные души (дживы) не различаются на души девов [богов], людей и так далее. Душа получает индивидуальное тело согласно своим поступкам и наслаждается им. Таким образом, души создают видимые различия между телами. Таким образом, тела девов, людей и прочих – не более чем последствия различных действий души. Тела, которыми обладают девы, люди и другие, – это проявление видоизменений или качеств души. Тело соотносится с индивидуальной душой (дживой) так же, как индивидуальная душа (джива) соотносится с Высшей Душой.

Теория дифференциальной недвойственности признает три категории:

1) самосознающее начало (чит), то есть индивидуальная джива;

2) несознательное начало (ачит), то есть материя;

3) Бог (Ишвара), Повелитель как духа (чит), так и материи (ачит), Он высшая Личность, Нараяна. Эта идея категорически отрицает следующее: абсолютную двойственность (кевала-двайта-ваду), абсолютную недвойственность (кевала-адвайта-ваду) и качественную двойственную недвойственность (вишишта-двайта-адвайта-ваду).

Сознательное начало (чит), то есть индивидуальная душа (джива) крайне мала (ану). Она лишь часть (амша) Целого, Обладателя частей (амши), то есть Брахмана. Писания прямо и недвусмысленно говорят, что подобная незначительность – особое качество души. Она – неотъемлемая часть Брахмана, так же как тело души является неотъемлемой частью индивидуальной души или так же, как свечение является неотъемлемой частью или качеством огня или Солнца; или как свойство некоего вещества является его неотъемлемой частью.

Индивидуальные души бывают трёх видов:

1) обусловленные (баддха),

2) освобождённые (мукта) и

3) вечно освобождённые (нитья-мукта).

Истинная природа души – бытие (сат) и блаженство (ананда), и она способна познать саму себя.

Что касается несознательного начала (ачит), то согласно Раманудже оно лишено способности познавать и подвержено преображению. Оно бывает трёх видов:

1) чистое (например, объекты на Вайкунтхе),

2) смешанное, то есть наделённое тремя материальными качествами (гунами), и

3) невещественное, или время.

Шри Нараяна – Бог. Он отличается как от сознательного начала (чит), так и от несознательного (ачит), как вещество отличается от своих качеств. Он – единственная причина творения, поддержания и уничтожения духовного (чит) и материального (ачит) миров, а также прекращения цикла рождений (самсары). Он свободен от любого несовершенства (адоша), исполнен бесконечных благих качеств. Он – всепронизывающий Дух, трансцендентный Брахман, трансцендентный Свет, трансцендентное Существо, Высшая Душа, единственный Субъект всех писаний и высший Наставник всех сердец.

В природе Бога выделяется пять составляющих, а именно:

1) изначальная Реальность (пара-таттва);

2) принцип расширения (вьюха-таттва), необходимый для созидания, поддержания, разрушения, защиты обусловленных джив, проявления милости поклоняющимся, а также проявленный как Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха;

3) принцип происхождения определённого положения (вибхава-таттва), выражающийся в проявлении аватар – таких, как Рама, Нрисимха и других;

4) внутренний руководитель (антарьями-таттва), проявленный в качестве:

а) Высшей Души, которая пребывает в сердцах Своих слуг, а также

б) Нараяны и Лакшми, пребывающих в сердцах просветлённых;

5) принцип проявления в символе (арча-аватара) в качестве смешанного воплощения (шри виграха) святого имени, формы и так далее, которому поклоняются Его слуги в соответствии со своими склонностями. Он кажется несведущим, будучи всезнающим; бессильным, будучи всесильным; нуждающимся в помощи, хотя Его желания всегда сполна осуществлены; нуждающимся в защите, будучи защитником; и слугой Своих преданных, будучи их Господином.

Преданность (пара-бхакти) – это правильное поклонение Богу. Она несёт высшую радость (парамананда). Это единственное, что необходимо. Это особое знание, которое вызывает неприязнь ко всему остальному. Бог доступен душе, исполненной чистой преданности(2).

…………………………………………….

1)     Шрила Бхактивинода Тхакур описал панча-самскару вайшнавской традиции в своей статье «Панча самскара»: http://shastra-yogapith.blogspot.com/2015/11/blog-post_8.html

2)     Описанные формы знания, как корневые истины, также объяснены Шрилой Баладевой Видьябхушаной в его «Прамея-ратнавали», а также Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его «Даша-мула-таттве», «Джайва-дхарме» и других его трудах. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж также дал подробное описание основных истин Вед. Найти книгу с описанием мула-таттв в изложении Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами можно по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/12-biografiya-bhaktipragyany-keshavy-maharadzha.html

 

Перевод: Ниламбари д.д.

Редакторы: Ашутош Кришна д., Традиш д.,

Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи