?

Шри Мадхвачарья.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 180. Опубликовано: 19-03-2021, 15:02

Шри Мадхвачарья
Профессор Нишиканта Саньял

(Шриман Бхакти Шуддхакар)

Из книги «Шри Кришна Чайтанья», Том I

 

Ачарьи-основатели

Вклад Вишнусвами, Нимбадитьи, Рамануджи и Мадхвы, ачарьев-основателей вайшнавских общин (сампрадай) наших дней, в мир теизма настолько ценен, а необходимость знать его настолько велика для должного понимания теологического положения Шри Чайтаньи, что мы завершим наш краткий обзор исторического развития теистической мысли краткой оценкой [философских] систем четырёх великих ачарьев-вайшнавов, предшествовавших Шри Чайтанье.

Необходимость сампрадаи или организованной общины в сфере религии была недвусмысленно признана в шастрах. Шри Вьясадева в «Падма-пуране» в отношении этой темы говорит следующее: «Словесные формулы (мантры), избавляющие от галлюцинаций ума, всегда бессильны, кроме как если произносящий их принадлежит к подлинной духовной общине». В том же авторитетном источнике говорится, что в четвёртую (Кали) эпоху для этой цели по воле Господа четырьмя ачарьями будут основаны соответственно четыре теистических (вайшнавских) общины (сампрадаи). Это не является пропагандой сектантства, но поддерживает принцип сообщества и преемственности в духовной жизни в противовес анархизму. Правильно понятое, оно является методом, которому естественным образом следуют все искренне настроенные личности, предпочитающие действующие законы – анархии, а общество хороших людей – эгоистичному уединению. Эти люди по-настоящему либеральны, не только на словах, но и в своём поведении. Те псевдо-либералы, что позиционируют себя стоящими выше любого класса или общины, – не более чем замаскировавшиеся анархисты. Истинный инстинкт человечества всегда был направлен на фундаментальную необходимость принадлежать к хорошему, то есть должным образом упорядоченному сообществу.

Четыре общины (сампрадаи) железного века [Кали-юги] связаны с древними временами своим признанием скрытого авторитета вечных древних учителей, а именно: Лакшми, Брахмы, Рудры и четырёх Санов (Кумаров) соответственно. Четверо ачарьев-основателей железного века избрали своим делом проповедь взглядов этих изначальных учителей религии. В железный век Шри Рудра – первоисточник учения Шри Вишнусвами; Санака, Санатана, Сананда и Санат Кумары – Шри Нимбарки Свами; Шри Лакшми Деви – Шри Рамануджи Свами; а четырёхликий Брахма – Мадхвы Свами. Лакшми, вечная супруга Вишну, его вечная спутница; Брахма, появившийся из лотоса, растущего из пупка Гарбходакашайи Вишну; Рудра, возникший из второго Пуруши; и четверо Санов, сыновья Брахмы, рождённые из его ума, – таковы в хронологическом порядке их явления первоначальные доисторические учителя, давшие начало четырём общинам:

1) Шри Вишнусвами,

2) Шри Нимбадитья,

3) Шри Рамануджа и

4) Шри Мадхва – таков хронологический порядок явления ачарьев железного века. 

 

Шримат Пурнапрагья или Шри Мадхвачарья

Шримат Пурнапрагья или Мадхвачарья явился в этот мир в 1040 году эпохи Шака в священной тиртхе, известной как Паджака-кшетра в Южной Чаране. До того как он принял санньясу, его звали Васудевой. Шри Васудева происходил из семьи брахмана. Именем его отца было Шри Нараяна Бхатта, он носил фамилию Мадхвагена, связанную с тем, что один из его предков, иммигрант из провинции Ахиччхатра, построил свой дом в центре деревни-поселения. Его мать звали Ведабати или Ведавидья. В возрасте одиннадцати лет, не получив предварительного разрешения своих родителей, Васудева принял отречение аскета, носящего посох (данда-санньясу), от Шри Ачьютапрекши, ученика Шри Прагьятиртхи в линии Гарудабахан, и получил имя Анандатиртха или равнозначное ему – Мадхва. В те времена Ачьютапрекша был ответственным за храм Шри Анантешвары, находившийся в соседней деревне Раджатапитхапура. Согласно последователям Мадхвы в Раджатапитхапуре порядок духовной наставнической преемственности Мадхвачарьи таков:

1) Шри Нараяна как Хамса,

2) четырёхликий Брахма,

3) Чатурсаны,

4) Дурваса,

5) Пашатиртха Яти,

6) Сатьяпрагья,

7) Прагьятиртха,

8) Ачьютапрекша и

9) Мадхва.

Здесь мы не задаёмся целью погружаться в детали его долгого и богатого событиями жизненного пути.

Шримад Мадхва поклонялся Кришне в образе мальчика, чья святая форма, чудесным образом спасённая с тонущей лодки, была торжественно установлена им в Шри Удупи-кшетре, и по сей день принимает поклонение санньяси, его учеников в линии преемственности.

Шри Мадхвачарья обладал могучим телосложением. Дважды он путешествовал в Шри Бадари и посетил все главные тиртхи Индии, в которых проповедовал своё учение и с успехом участвовал в диспутах с ведущими знатоками конкурирующих школ. Шри Мадхвачарья покинул этот мир на 79-м году после своего явления.

Чтобы распространять свои дуалистические теистические взгляды, Шри Мадхвачарья написал множество работ и основал много матхов с организованным служением и поклонением. До наших дней дошли тридцать восемь отдельных работ, вышедших из-под его пера, все на санскрите. Таким образом, объём литературы, ставший блестящим началом, разросся до огромных размеров благодаря последующим добавлениям множества ценных трудов его преемников.

Считается, что учение Шри Мадхвачарьи обобщается в кратком стихе, который последователи школы находят дающим правильное понимание его воззрений. Это выражается следующим образом: «Божественный Вишну превыше всех. Мир существует (сатья). Между Господом, дживой и материей существует пять непреходящих взаимных отличий (двайта). Дживы (индивидуальные души) – слуги Шри Хари. Среди джив существует градация божественной пригодности. Предназначение, соответствующее истинной природе дживы, – освобождение (истинное мукти). Осуществление на практике осознанного назначения согласно истинной природе души достигается через чистую, беспримесную или беспричинную преданность (шуддха-бхакти). Звук (шабда), умозаключение (анумана) и непосредственное восприятие (пратьякша) составляют тройное свидетельство. Шри Хари – единственный Объект, познаваемый посредством совокупности всех писаний; или иными словами: постижение Господа возможно лишь благодаря следованию пути услышанного, пришедшего через откровение звука (шрути)». Все эти взгляды особенно были признаны Шрипадом Баладевой Видьябхушаной в его «Прамея-ратнавали». Это без сомнения устанавливает происхождение Шри Гаудия-сампрадаи, следующей за Шри Кришной Чайтаньей от школы Мадхвы, и подтверждает её раскрывающее смысл название Мадхва-Гаудия-сампрадая (или Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-Сарасват-вайшнава-сампрадая), употребляемое преданными.

Как уже утверждалось, согласно Шри Мадхвачарье Шри Вишну – высшее Существо. Реальность бывает двух видов, а именно:

1) независимая и

2) зависимая.

Вишну – единственное совершенно независимое (сватантра) Существо. Он – обитель (ашрая) безграничных, свободных от изъянов благих качеств. Он – всемогущий самодержец, Он упорядочивает живой и неживой миры. От кончика ногтя до кончика волос Его тело – олицетворённая форма бытия, знания и блаженства (сач-чид-ананда). Он обладает сознанием и наслаждается по Своей истинной природе. Его Личность цельна (пурна). Между Его телом и Ним, как обладателем тела, нет различия (адвая). Его тело (рупа), качества (гуна), деяния (лила) и имя (нама) полностью идентичны. То есть между Его именем, обликом, качествами и деяниями не существует различия. Он вечен (санатанатама), всё упорядочивает, Господь всего, Ишвара (Правитель) даже среди таких личностей как Брахма, Махеша и Лакшми, и по этой причине Он – высшее Божество (Парама-пуруша), то есть Бог всех богов. В любую эпоху в любой стране Он является святой воплощённой формой Владыки всех энергий (сарва-шактиман). Личности, которые обращают внимание на какие-либо различия или различия и отсутствие таковых в имени, облике, качествах и деяниях аватар, а именно Рыбы, Черепахи и других, несомненно, оказываются во власти грубого невежества (тамас). Шри Хари исполнен полного самосознания (чит). Его святой облик обладает руками, ногами, ртом, животом и прочими частями тела, природа которых – чистое блаженство (ананда). Он – источник постоянного творения, поддержания и уничтожения, потока душ (джива-шакти), знания, обусловленности, освобождения и т.д.

Божественный Вишну вечно существует как прообраз всех индивидуальных душ, которые являются Его отделёнными частями. Иными словами, в царстве, исполненном игр чистого сознания, вечно существует бесконечная иерархия индивидуальных джив, от Брахмы до нижайшего насекомого, наделённых материализованными формами принципов бытия, знания и блаженства. Они, не обладающие в полной мере всеми качествами, – двойники соответствующих обликов Вишну, который в Своих вечных и разнообразных обликах является их прообразом. На Вайкунтхе индивидуальные души – это самостоятельные абсолютные отражения соответствующих божественных форм.

Индивидуальные души отличны от Господа. Душа – это воплощение принципов знания и блаженства в незначительной степени, в своей полной мере эти принципы воплощены только в Личности Бога. Материальные тела порабощённых душ не соответствуют их изначальным чистым духовным прообразам, поэтому нельзя делать выводы о природе изначальных форм несвободных душ (баддха-джив), исходя из природы их физических тел. Составные части (амшы) Шри Хари бывают двух видов. Во-первых, это отделённые копии, например, божественные формы Рыбы, Черепахи и прочие. В Своих играх, чтобы свершить такое деяние как творение и т.д., божественный Вишну проявляет Себя в четырёх ипостасях, а именно в образах Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. В образе Прадьюмны Он творит мир, в образе Анируддхи поддерживает, а в образе Санкаршаны уничтожает. В образе Васудевы Он освобождает души. Функции творения и разрушения осуществляются божественным Вишну посредством богов, использующих данную Им власть, или душами высшего уровня, распоряжающимися той же властью. Таким образом, Вишну в образе Прадьюмны наделяет Брахму творческой силой, а в образе Санкаршаны жалует силу разрушения Рудре. Он лично в образе Анируддхи использует силу поддержания, а в образе Васудевы наделяет освобождением. Время от времени божественный Вишну является в этом мире как аватара в формах Рыбы, Черепахи и т.д. В двадцати четырёх формах, таких как Кешава, Васудева и других, Он – Начало, регулирующее богов, которые представляют двадцать четыре принципа вселенной. В пяти образах, таких как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха и Нараяна, Он управляет пятью оболочками. В четырёх образах – Вишвы, Тайджаса, Прагьи и Турии – Он регулирует четыре состояния отделённых душ, а именно:

1) бодрствование,

2) грёзы,

3) сон и

4) свободу.

Будучи Душой и Душой всех душ, Он контролирует грубые и духовные тела в соответствии с истинной природой душ. Как Ананта, проявляясь сполна в каждой душе, он управляет ими. Он первоисточник, который наделяет богов, представляющих принципы вселенной, предприимчивостью и даёт силу разным чувствам. Он не несёт ответственности за похвальные и греховные действия джив, на которые Он толкает их согласно их пригодности (карме) и в осуществление их свободы воли (желаний). Несмотря на то, что в этом мире Он является в различных обликах, таких как Рыба, Черепаха, Человек и других, Его рождения и действия не являются феноменальными, несмотря на их внешний вид, доступный зрению порабощённых джив.

Его аватары бывают двух видов, а именно:

1) воплощения знания и

2) воплощения силы.

Шри Кришна – это проявление божественного познания и силы в познании. В таких божественных обликах как Дханвантари и других проявляется могущество Кришны проливать милость лишь на Своих преданных.

Шри Вайкунтха – вечная обитель Вишну. В начале творения в этом мире появляются парные божественные обители, а именно Белый остров (Шветадвипа) и божественная опора в облике Шри Ананты (Анантасана).

Шри Лакшми – возлюбленная супруга Вишну. Она сопровождает Своего Господа, когда Тот является в этот мир, и связана Своими различными формами с бесконечными соответствующими формами Её Господа. Различные имена Шри Лакшми таковы: Шри, Бху, Дурга, Майя, Джая, Крити, Шанти, Амбхрани, Сита, Дакшина, Джаянти и т.д. В каждом из этих обликов Она обладает особыми функциями. В начале каждого цикла (кальпы) Вишну творит материальную вселенную, используя вечные неодушевлённые силы, что не имеют начала, как материальную причину. Этот мир не является ни несуществующим, ни ложным, ни «преходящим». Различные объекты ограничены в том, что касается продолжительности их существования в конкретных формах, но вечны в том, что касается образующего их принципа.

Существует категорическое различие

1) между индивидуальной душой (дживой) и Богом,

2) между одной индивидуальной душой (дживой) и другой,

3) между материей и Богом,

4) между индивидуальной душой (дживой) и материей и

5) между одной формой материи и другой.

Шри Мадхвачарья признаёт, что эти пять видов различий реальны.

Индивидуальные души (дживы) разделяются на три класса согласно тому, какова их изначальная природа:

1) знание и блаженство;

2) знание и блаженство с примесью страдания и невежества;

3) чистые страдание и невежество.

В начале материального творения индивидуальные души (дживы) наделяются физическими и ментальными телами согласно их действиям (карме) в предыдущем цикле (кальпе). Число индивидуальных душ (джив) бесконечно. Истинная природа души или способность обрести эту истинную природу вечна и неизменно принадлежит всем индивидуальным душам. Это главная причина любых усилий всякой индивидуальной души. Деятельность (карма), хотя и бренна, одновременно вечна в непрерывности своего потока. Прошлые поступки (карма), которым нет начала, – это вторая причина. И третья причина – усилия при совершении новых поступков. Все три причины зависят от Вишну, Господа материальной энергии (майи). Другими словами, Бог отводит индивидуальным душам их мирской путь посредством этих трёх причин, но они не имеют над Ним власти, ибо Он – повелитель материальной энергии (майи). Освобождение (мукти) – это осознание своей истинной природы теми, кто наделён светлыми и просветляющими (саттвичными) качествами. Оно приходит после избавления от влияния условного материального тела благодаря практике преданности (бхакти-садханы). Это не случайное достижение, но утверждение души в своём естественном положении (сварупе).

Две внешних материальных оболочки скрывают подлинную духовную природу души: 

1) оболочка, созданная самой душой, и

2) оболочка, дарованная материальной энергией Бога (майей).

Когда Бог благоволит, Он полностью уничтожает покров невежества, созданный душой, и удаляет ширму материальной энергии (майи). Это дар Господа. Вслед за этим душа получает возможность увидеть своим духовным зрением Высшую Личность, пребывающую в её сердце. Преданность, которая пробуждается после этого блаженного вúдения, – высшая или беспримесная (уттама), она свободна от каких бы то ни было посторонних побуждений в форме физической активности (кармы) и т.д. Лишь благодаря преданности достигается благосклонность Бога (крипа). Это приводит к освобождению (вимукти), то есть достижению стоп Вишну. А затем приходит настоящая, подлинная преданность, которая есть не средство, а цель (према). Начальная стадия этого процесса – с верой слушать (шравана) из уст преданных (садху) слова писаний, прославляющие величие Бога (бхакти-шастр).

Шри Мадхвачарья признаёт три вида доказательств:

1) непосредственное восприятие (пратьякша),

2) умозаключения (анумана) и

3) откровения (агамы).

Последние подразделяются на:

1) писания, не сотворённые никакой личностью (апаурушея), и

2) писания, которые были созданы личностями (пурушея).

К первой группе принадлежат Веды, такие как «Риг-веда», Упанишады, формулы (мантры), которые избавляют от ложной деятельности ума, Брахманы, заключительная часть Веды (паришишта) и др. Ко второй группе относятся истории (Итихасы), дополнительные писания (Пураны), пятиступенчатое знание (панча-ратра) и др. Пураны и другие писания помогают в понимании истинного смысла Вед. Пураны бывают трёх видов, а именно:

1) саттвика,

2) раджасика и

3) тамасика.

Только саттвика-пураны, такие как «Шримад-Бхагаватам» и другие, принимаются как высшее доказательство Истины. Если какие-либо части раджасика-пуран согласуются с утверждениями саттвика-пуран, их также можно признать в качестве доказательств. Те части раджасика-пуран, которые выражают идеи, противоположные саттвичным воззрениям, были предназначены вводить в заблуждение атеистов (даитьев) и не должны признаваться праведными личностями. Тамасика-пураны были составлены, чтобы вводить в заблуждение злонамеренных личностей (даитьев). Все Пураны, если они поддерживают саттвичные взгляды, приемлемы в качестве доказательств.

Также интересны следующие воззрения Шри Мадхвачарьи. Слуга (вайшнав) Вишну, всепроникающего Господа, – самый возвышенный из всех живых существ (джив). Следует поклоняться только Вишну. Любое поклонение другим богам запрещено. Произнесением имени Хари можно достичь всего. Вайшнав, даже если он происходит из семьи чандала, почитаем всеми. Следует служить вайшнаву с усердием и в его адрес нельзя допускать оскорблений. Брахман узнаётся по честности, шудра по двуличности поведения.

Шри Чайтанья – ученик-преемник Шри Мадхвачарьи и, в конечном счёте, Шри Брахмы, изначального основателя, в чью честь община (сампрадая) именуется Брахма-сампрадаей. Порядок духовной преемственности (амнаи) от Шри Брахмы до настоящего времени, как он сохранился в Брахма-Гаудия-cампрадае следующий:

1) Шри Кришна,

2) Брахма,

3) Нарада,

4) Вьяса,

5) Мадхва,

6) Падманабха,

7) Нрихари,

8) Мадхава,

9) Акшобхья,

10) Джаятиртха,

11) Гьянасиндху,

12) Даянидхи,

13) Видьянидхи,

14) Раджендра,

15) Джаядхарма,

16) Пурушоттама,

17) Вьясатиртха,

18) Лакшмипати,

19) Мадхавендра Пури,

20) Ишвара Пури (Адвайта, Нитьянанда),

21) Шри Чайтанья,

22) (Сварупа, Санатана) Рупа,

23) (Джива) Рагхунатха дас,

24) Кришнадас,

25) Нароттам,

26) Вишванатха,

27) (Баладев) Джаганнатха

28) (Бхактивинода) Гауракишор дас Бабаджи,

29) Шри Бхактисиддханта Сарасвати Шри Варшабханавидайитадас.

Все они – парамахамсы и чистые слуги Шри Чайтаньи. Автор этих строк лишён всяких способностей к служению и стремится к тому, чтобы его ум смиренно сосредоточился на лотосоподобных стопах шри гуру Шри Сиддханты Сарасвати Тхакура. Шри Гуру и его спутники одарили меня милостью, хоть я и недостоин её.

Взгляды четырёх основателей-ачарьев соответствующих вайшнавских общин (сампрадай), кратко упомянутые выше, находятся в столь близкой и органичной связи с учением Шри Чайтаньи и друг с другом, что лучше всего показать их отношения в ходе повествования и в соответствующем месте в свете философии Шри Чайтаньи, которая, как я уже заметил, примиряет, гармонизирует и улучшает их. Сейчас для наших целей будет достаточно сказать в отношении этих четырёх школ, что система Шри Чайтаньи, хоть и не тождественна ни одной из них, целиком или частично признаёт особое совершенство каждой в определённых деталях. Так, например, Шри Чайтанья в большей или меньшей мере признаёт идею Мадхвы о том, что вечная особая форма Божества – это воплощение полного бытия, абсолютного знания и все-блаженства (сач-чид-ананда нитья-виграха); постулаты Рамануджи о божественной энергии, принцип чистой недвойственности и принцип Бога, гласящий, что «всё – Его собственность»; а также вечный дуалистический монотеизм Нимбарки, последний из которых был усовершенствован Шри Чайтаньей до подлинно научной истины, учения о непостижимом одновременном различии и единстве.

Шри Чайтанья предпочёл общину (сампрадаю) Брахмы, к которой принадлежал и Шри Мадхвачарья, другим вайшнавским школам и стал её учеником. Это объясняется так: выдвинутое Шри Мадхвачарьей учение о чистом различии, в котором проводится трёхстороннее чёткое и неизменное различие между Богом, индивидуальной душой (дживой) и материальным миром, а также признаётся их вечное отделённое существование, удерживает все индивидуальные души (дживы) очень понятным и открытым образом на большом расстоянии от заражения болезнью абсолютного монизма. Эта противоположная крайность [абсолютный монизм] является эмпирическим отрицанием сути всех теистических идей, лишь выдающая себя за теизм и предлагающая коварные соблазны, которым так легко склонны поддаться большинство мирских людей. Мы вернёмся к этому важному вопросу в подходящей статье.

Именно эмпирики ответственны за происхождение нынешнего представления о том, что теизм – это продукт определённого этапа материальной цивилизации в её прогрессивном движущемся вперёд развитии. В следующей главе нашей целью будет доказать, что подобные воззрения противоположны всему историческому опыту. Без сомнения, верно, что те, кто придерживается идеи откровения, не признают того, что теория эволюции в её нынешнем виде применима в отношении духовных вопросов, потому как она не признаёт существования никакой другой сущности, кроме материи и ума. Между историей духовной эволюции и прогрессом материальной цивилизации существует определённая связь – материальный прогресс лишь приводит к упадку духовности и при этом не является её причиной. Этот прогресс служит одной цели: выявить тот аспект духовной эволюции, который был бы наиболее понятен ей самой на этом этапе. Материалистичные эволюционисты совершенно упускают это различие из виду и делают это не без помощи историков так называемой критической школы, которые предпринимали попытки трактовать духовные события. Трансцендентный аспект теизма – древнейшее из известных истории явлений, и, рассуждая философски (опираясь на традицию), он не мог развиться из эмпирического сознания. 

……………………………………………………………………………………

Перевод: Ниламбари д.д.
Редакторы: Ашутош Кришна д., Традиш д.,

Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи