Первое знакомство с характером Шрилы Гурудева.



Первое знакомство с характером Шрилы Гурудева
Ари Мардан дас
нама ом вишну-падайа гаура-кришна-прийайа ча
шримате бхактиведанта нарайанайа те намах
Я вновь и вновь предлагаю почтительные поклоны Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, который очень дорог Гаурахари и Шри Кришне, или тому Кришне, который принял образ золотого цвета (Шри Радха-винода-бихари).
рупануга-расаджнайа рага-бхакти-прадайине
вишва-прачаракоттама-йатендрийа намо намах
Он исключительно просвещён во вкусах преданного служения (сева-расе) Шри Кришне под руководством Шрилы Рупы Госвами; он дарует рага-бхакти, присущую Враджу, и он – один из величайших проповедников мира. Я вновь и вновь предлагаю свои почтительные поклоны этому предводителю всех истинных санньяси.
рамана-манджари-намна никунджа-йугаларчане
винода-санга-рангайа дхимате прабхаве намах
Как Шри Рамана Манджари он служит Шри Шри Югала-Кишоре в укромной роще Вриндавана в обществе Шри Виноды Манджари. Я предлагаю мои почтительные поклоны этому высоко просветлённому учителю.
Впервые моё знакомство с именем Шрилы Гурудева произошло благодаря журналу «Вайшнавизм. Открытый форум». Это журнал российского ИСККОН, где создатели этого чтива с важным видом критиковали проповедь Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами, а соответственно и его личность. В то время я не знал, кто такой Нараяна Махарадж. Его имя мне ничего не говорило. Я прочитал о том, как его презентовали для невежественных людей, и не придал особого значения этой статье, мало ли кто в мире искажает учение Шрилы Свами Прабхупады или не согласен с ним. Однако позже, через несколько лет, я встретился с опровержением этой статьи, оно было опубликовано в журнале «Враджа-према», и мне стало понятно, что Шрилу Нараяну Госвами очернили, отчасти не поняв характер его проповеди, а отчасти ради сохранности своего «стада», опасаясь массового бегства неофитов из ИСККОН.
Когда ко мне пришли книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами, я был сражён глубиной презентации сознания Кришны, которое он предлагал. У меня возникло такое ощущение, что со страниц этих книг вещал средневековый садху, подобный Шриле Санатане Госвами или Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Это было как раз то, что я искал. Я нуждался в представлении концепций бхакти-йоги именно в такой аутентичной форме. С адаптированной к современности версией сознания Кришны я был уже хорошо знаком, однако представление традиции Гаудий в подаче Шрилы Нараяны Госвами мне было очень интересным. Я хотел столкнуться именно с тонкостями Гаудия-вайшнавизма, как его знали во времена Махапрабху. И – о чудо – это произошло!
Мне было довольно сложно читать эти книги, поскольку они были концентрированы, наполнены многими деталями и новыми для меня терминами, которых я не обнаруживал ранее в книгах Шрилы Свами Прабхупады. Но именно это мне было и нужно. Позже я обнаружил, что презентация духовного мышления Шрилы Нараяны Махараджа значительно обогатила моё понимание книг Свами Прабхупады. Таким образом, незаметно для себя я утвердил в своём сердце Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа, как своего шикша-гуру, который позже стал для меня дикша-гуру, а Свами Прабхупаду, как однозначно верного своей традиции последователя и подлинного учителя. Шрила Нараяна Махарадж доказал моему разуму, что Свами Прабхупада – маха-бхагавата!
Книги Нараяны Госвами стали моим вдохновением после двух лет некоторого духовного застоя. Поскольку я был лектором в ятре, а также в своей нама-хатте, я начал давать лекции, используя материал, взятый из этих ценнейших книг. Те, кто слушали эти лекции, изумлялись: «Откуда он взял такой замечательный материал?! Мы такого никогда раньше не слышали. Это так вдохновляет и даёт гораздо больше понимания!» Однако я не раскрывал секретов своего вдохновения и тщательно скрывал его источник. Я знал, что если я, будучи в ИСККОН, буду замечен за чтением подобных книг, по меньшей мере, мне запретят читать их, либо лишат права давать лекции. Но чаще таких преданных изгоняли из ИСККОН. Такова была их суровая политика прошлых лет.
Волей провидения моя жизнь естественным образом стала связана со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем. Позже я принял решение стать его учеником и покинуть ИСККОН. Точнее, лидер местной ятры сам отправил нас восвояси вместе с моими друзьями, которым я доверял тайны своего духовного вдохновения. Они также тайком читали книги Шрилы Нараяны Махараджа, которыми я их снабдил. Так Шрила Гурудев буквально незаметно прокрался в мою духовную жизнь, сделав её счастливой.
Позже мне посчастливилось лично наблюдать за сад-ачаром Шрилы Гурудева, и это дало мне новое видение граней его характера. Поскольку книги недостаточно раскрывают природу писателя, предпочтительнее быть ближе к автору. Личное знакомство и непосредственное пребывание с автором дают много того, чего нельзя извлечь из книг. Это легко понять. Например, когда читаешь книги Свами Прабхупады, он предстаёт в одном свете, но когда смотришь его видео, то замечаешь также и другие нюансы.
Я хочу рассказать о трёх коротких фрагментах жизни Шрилы Гурудева, свидетелем которых я был. Это было время моих самых первых встреч с ним. В них Шрила Гурудев явил вдохновляющие качества истинного вайшнава. Каждая содержит отрывки диалогов, которые я слышал непосредственно и, возможно, кому-то будет интересно прочитать их. Все три истории связаны с волгоградским фестивалем 2004 года, где я получил по благословению Пуджьяпад Бхактиведанты Неми Махараджа одновременно и харинаму, и дикшу. Там я и встретился непосредственно со своим учителем лицом к лицу.
В Волгограде был организован фестиваль бхакти-йоги в 2004 году, на берегу реки Ахтубы. Мне посчастливилось наблюдать, как Гурудев проявлял свою строгость и бескомпромиссность в общении со своими последователями и учениками несмотря на их неустойчивость в бхакти и неокрепшую веру в него.
Бхактиведанта Неми Махарадж в течение нескольких лет был ответственен за всю русскоязычную сангу, поскольку он довольно ясно выражал свои мысли по-русски. Если кто-то желал получить посвящение у Шрилы Гурудева, то должен был бы обратиться к Неми Махараджу за правом на получение харинамы или дикши. Обычно они проходили тест, опрос.
Один преданный, приехавший на фестиваль из другого города, решил попросить Гурудева дать ему инициацию без получения санкции от Неми Махараджа. Я предполагаю, что он обращался к нему ранее, но получил отказ. Не знаю, как именно всё у него произошло в жизни, но он пришёл к Гурудеву один, с переводчиком.
Я повторял харинаму на улице. Кто-то из проходящих мимо преданных сказал мне, что Шрила Гурудев сейчас выйдет из комнаты для беседы с преданными. Я сразу же поспешил в тот корпус, где временно проживал Гурудев вместе с Пуджьяпад Мадхавой Махараджем и Враджанатхой Прабху. Быстро поднявшись на второй этаж, я зашёл туда, где должна была состояться встреча. Однако я обнаружил, что пришёл одним из первых. Это обрадовало меня, и, в то же время, я был немного сконфужен, так как подумал, что сейчас в этом месте не должно быть посторонних, поскольку между Гурудевом и двумя преданными уже шла какая-то беседа. Я осторожно прошёл в комнату, ближе к дивану, где сидел Гурудев, ожидая, что в любой момент меня попросят покинуть это место. Однако мне никто ничего не сказал, и это очень обрадовало меня.
Обращаясь к Гурудеву, преданный сказал:
– Гурудев, я приехал издалека, дайте, пожалуйста, мне харинаму. Я уже через два часа должен быть на вокзале, мне срочно нужно ехать домой, у меня уже билет куплен. Меня ждут на работе, я должен приехать домой вовремя, чтобы уже завтра выйти на работу. Я не смогу присутствовать до конца фестиваля и ждать инициации вместе со всеми. Я хотел бы, чтобы Вы уже сейчас дали мне харинама-посвящение.
– Хорошо. Сколько кругов джапы ты повторяешь?
– Я повторяю четыре круга.
– О! Это мало совсем. Тебе необходимо повторять шестнадцать кругов. У тебя есть чётки?
– Да, есть. Я повторяю на них. Вы можете их начитать?
– Это невозможно. Четыре круга – это совсем мало.
– Как только я получу от Вас харинаму, я сразу начну повторять шестнадцать, как Вы просите.
– Почему ты уже сейчас не повторяешь шестнадцать, что тебе мешает?
– У меня очень много работы. Я совсем не успеваю.
– Тогда тебе необходимо как-то находить время и постепенно наращивать количество кругов. Через год, когда я в очередной раз приеду в Россию на очередной фестиваль, ты подойдёшь ко мне, и я дам тебе харинаму. В течение года до нашей встречи утвердись в повторении шестнадцати кругов.
– Но Гурудев, я очень Вас прошу, дайте мне харинаму, я буду очень счастлив получить её от Вас.
– Если я дам тебе харинаму сейчас, у тебя от этого изменяться обстоятельства жизни? Ты оставишь свою работу, и у тебя будет больше времени для джапы?
– Нет, – ответил растерянно преданный.
– Тогда ответь: каким же образом ты станешь серьёзнее относиться к повторению святого имени? Ведь внешне ничего не изменится в твоей жизни. Какой смысл мне давать тебе святое имя, если ты не будешь его повторять?
Преданный печально опустил глаза, у него не было возражений.
– Ты повторяешь шестнадцать кругов? – обратился Гурудев ко мне?
– Я повторяю больше, восемнадцать, – ответил я.
– Как давно?
– Уже лет девять.
– Как тебя зовут? – спросил он снова меня.
– Алексей.
– Вот видишь! – сказал Гурудев, обратившись к просящему харинамы. Повторяй как можно больше. Он (показывая на меня) без посвящения повторяет больше шестнадцати кругов годами. Приезжай в следующий раз на фестиваль, я обязательно дам тебе посвящение.
Растерянный преданный уехал понурый с полученной от Гурудева задачей.
Так я увидел доказательство того, что Гурудев не гонялся за учениками. Он хотел, чтобы ученики соответствовали учителю и следовали должным образом традиции.
Позже от Враджанатхи Прабхуджи я узнал о том, что Гурудев был недоволен тем, что к нему в последние годы его пракат-лилы приводили за посвящением много неквалифицированных людей. Он надеялся на то, что старшие преданные, которые приводили к нему новых людей за харинамой, будут курировать их и заботиться о них. Именно поэтому он закрывал порой глаза на то, что претенденты на ученичество не повторяли шестнадцать кругов до того, как приходили к нему.
Также я хочу рассказать другую историю, произошедшую с одним моим духовным братом, который предстал перед Гурудевом с просьбой получить от него особые, сакральные мантры для индивидуального поклонения Гирираджу Говардхану и Радха-кунде. Было видно, что он уже немало знал и слушал катху в санге Гурудева очень внимательно, понимая те особенности проповеди, которые невозможно было услышать в других русскоязычных Гаудия-вайшнавских сообществах.
Я ещё не слышал о том, как Гурудев противостоял сахаджии. Однако увидел подтверждение этого и услышал своими ушами, что это было частью его сущности. Он был против дешёвого подхода к бхакти.
На этом даршане также было примерно четыре человека, не больше. Воспользовавшись немногочисленной аудиторией, преданный, явившийся к Гурудеву за «сладеньким», хотел получить от него нечто эксклюзивное, чего не имели многие другие, и чего при широкой аудитории не стоило бы просить, дабы не провоцировать на это других просить того же. Вероятно наслушавшись о тонкостях поклонения Шести Госвами Вриндавана, о том, как практиковали знаменитые Гаудия-вайшнавы прошлого, он обратился к Шриле Гурудеву со следующей просьбой:
– Гурудев, можно от Вас получить специальные мантры для поклонения Гирираджу Махараджу и Радха-кунде? Я слышал о том, что ученик должен обратиться за этими мантрами к своему учителю, иначе они не будут иметь силы.
– У тебя есть харинама. Повторяй её как можно лучше.
– Но я уже повторяю её. Я хотел бы практиковать глубже, без Вашего благословения я не смогу это делать, поэтому пришёл к Вам за мантрами.
– Что собой представляет маха-мантра? Что она содержит в себе?
– Это образ Шри Радхи и Кришны.
– Что ещё?
Преданный молчал, ошарашенный неожиданным для него тестом. Он не думал, что его будут спрашивать, подобно школьнику.
– Что содержится в именах Божественной Четы? Что ты видишь в святом имени, когда его повторяешь?
Преданный продолжал молчать, глядя на Гурудева немигающими глазами.
– В маха-мантре есть абсолютно всё! Ты это понимаешь?
– Да.
– Мне кажется, что нет. В мантре, которую ты получил при посвящении, есть и Гирирадж, и Радха-кунда, и Шьяма-кунда, и Манаси-Ганга, гопы и гопи, осенняя и весенняя раса-лила; в ней вся мадхурья Вриндавана! Ты это видишь?
Преданный молчал. Вероятно, он не смотрел на содержимое маха-мантры так глубоко и не думал о том, что вся духовная реальность пребывает в её тридцати двух слогах.
– Когда ты увидишь это, тогда ты поймёшь, что тебе ничего больше не нужно. Просто повторяй маха-мантру, и постепенно все эти реализации придут к тебе так же, как и ко мне. Пока тебе достаточно повторять маха-мантру. Ступай и обрети то, что может дать святое имя.
Я был впечатлён тем, как Гурудев легко осаживает любого, кто пытается залезть без должной адхикары туда, где ангелы ступить не смеют, как говорил об этом Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Гурудев мог быстро оценить духовный потенциал любого человека, за секунды.
Третья история, которую я хочу описать, была тоже необычной для моего восприятия в то время.
Один мой духовный брат забрался в дебри Индостана и, поселившись на берегу реки Гандаки, нашёл там больше десятка шалаграма-шил. Он привёз их все на фестиваль и хотел рассказать о них Гурудеву. Шрила Гурудев распознал его хвастливую природу и захотел немного проучить. Между ними состоялась небольшая беседа. Она также была в кругу всего нескольких человек, и мне посчастливилось быть свидетелем таковой. Каким-то чудом мне удавалось оказаться в нужное время в нужном месте. Преданный, имя которого я не буду называть, обратился к Гурудеву:
– Гурудев, я привёз на фестиваль шалаграма-шилы. Не могли бы Вы их установить?
– Где ты их взял?
– Я ездил в Индию и много бродил по берегам Гандаки.
– Подари мне пару.
– Нет, я не могу, я чуть тело не оставил, пока их искал, там было очень холодно. Это целое приключение, они с большим трудом достались мне.
– Ничего страшного, просто дай мне две шилы.
– Гурудев, эти шилы неразрывно связаны, они как одно целое! Я не могу дать Вам даже одной. Я чуть не умер с голоду, пока их искал.
– Ты думаешь, что видишь реальность. Однако ты ничего не видишь. Я вижу!
После этого Гурудев, будучи недовольным, не захотел дальше продолжать беседу. Я понял, что он буквально просканировал этого преданного и выявил все анартхи в его сердце.
Истинный ученик знает, что его успех в поклонении Бхагавану целиком зависит от милости учителя. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, в хари-катхе «Истинная разлука» сказал: «Без благословений духовного учителя мы не удовлетворим Господа, даже поклоняясь Ему миллионы лет». Это значит, что у нас нет права сказать истинному гуру даже однократно слово «нет», «не согласен» или «не хочу». Перечить гуру значит отрубать себе голову.
Подлинный ученик не определяет себе тип Божества или стандарт поклонения, он не занимается отсебятиной, он всё получает только от учителя, принципиально игнорируя идолопоклонничество. Шрила Бхактивинода Тхакур в работе «Панча-самскара» говорит, что именно гуру своими руками дарует ученику Божества (яга), тем самым санкционируя поклонение мурти. Мурти принадлежат учителю, а не ученику. Гурудев их полноправный повелитель, потому что Шри Кришна полностью вручил Себя ему. Кришна отдаёт Себя Своим любящим чистым преданным. Если ученик думает наоборот, значит, он духовно дезориентирован. У каништха-адхикари, как правило, всё перевёрнуто с ног на голову.
Гурудев обладал очень проницательным взглядом. Я ощутил этот взгляд, когда на волгоградском фестивале сидел непосредственно подле его стоп. Тогда я размышлял над его словами о том, что тело истинного духовного учителя нематериально. Я сидел в полуметре от него и, нагнувшись, рассматривал его загорелые стопы, не веря в то, что вижу сат-чит-ананду. Я до сих пор не могу понять своей удачи. В то время передо мной стояла задача – поверить в силу и могущество своего духовного учителя. До сих пор я стараюсь утвердиться в этом. Только когда придёт ко мне према, у меня не останется сомнений в его трансцендентности.
В то время, когда происходили эти встречи, я не рассматривал Гурудева как святого, я не хотел торопиться, поскольку в жизни уже совершил подобную ошибку однажды. Однако эти первые встречи с ним показали мне, что он не обычный человек. Его характер и качества незабываемы. Он покорял своей неординарностью. То, каким он предстал в описанных выше эпизодах, заставило меня задуматься о природе его вайшнаваты. Слушая его катху и читая его книги, я до сих пор стараюсь понять его непостижимую для материального сознания природу.
Вся слава Шриле Бхактиведанте Свами! Он привёл меня к своему удивительному ученику, который стал для меня учителем и моей надеждой.
Вся слава Шри Гуру-варге! Она позаботилась о моём спасении и послала на Запад проповедников линии Рупы Госвами.
Вся слава Шриле Гурудеву! Он воплотил в себе всё, что приходит к идущему по пути Шри Рупы и Шри Рагхунатхи даса Госвами.
гурум нарайанакхйам там
ванде винода прештхакам
йат пада смрити матрена
дамодара прасидати
Я возношу молитвы Шриле Гурудеву, Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, который безмерно дорог Шри Виноде Манджари. Просто памятуя его лотосные стопы, можно доставить удовольствие Шри Шри Радхе-Дамодаре.
нарайанам прабхум ванде
карунагхана виграхам
рага-марга бхактим даттва
тарайати трибхуванам
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж открывает живым существам путь рага-бхакти, освобождая таким образом все три мира. Ему, олицетворению высшего сострадания, я предлагаю свои почтительные поклоны.
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Я в почтении склоняюсь перед вайшнавами, ибо они подобны древу желаний. Исполненные безграничного милосердия, они спасают падшие души.
……………………………….
Редакция: Ума д.д.