?

Если гуру не достиг совершенства.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1514. Опубликовано: 27-07-2013, 16:45

Если гуру не достиг совершенства

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

И Шримати Джадурани дэви даси

Из книги «Шри Гуру – сама моя жизнь»

 

тасмад гурум прападйета

джиджнасух шрейа уттамам

шабде паре ча нишнатам

брахманй упашамашрайам


Шрила Б. Нараяна Госвами Махарадж: «Тот, кто искренне хочет обрести истинное счастье, должен искать bona fide (подлинного, истинного) духовного учителя и получить у него посвящение. Отличительное качество bona fide духового учителя заключается в том, что он осознал суть писаний и способен убедить в этом других. Великих личностей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших всё материальное, считают истинными духовными учителями» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.21).

 

Представим, что человек, к несчастью, получил посвящение у гуру, который не является маха-бхагаватой, то есть этот гуру не осознал истин, явленных в писаниях. Слово шабде указывает на слова шастр, таких, как Веды, Упанишады и так далее, а также — святое имя. Слово паре указывает на Кришну.

 

У несовершенного гуру нет осознания Кришны: Его имён, славы, как это описано в шастрах. Он — каништха-адхикари, но может считать себя настоящим гуру. У каништха-гуру много мирских желаний: желание почёта, славы, денег и так далее, но к несчастью может так произойти, что кто-то получил у него харинаму и дикшу.   

 

Можно ли сказать, что строки писаний прославляющие качества гуру относятся также и к этому гуру? Должен ли ученик слушаться его и предаваться ему, как этого требуют шастры? Должен ли он  безоговорочно следовать такому гуру? Можно ли получить коровье молоко от осла или найти сладкие манго на терновнике? Что делать ученику, имея такого несостоявшегося учителя?     

 

Джадурани д.д.: Шрила Гурудев попросил меня ответить на поднятый им вопрос. Шастры провозглашают славу гуру и призывают вручить себя ему. Следует ли предаваться тому гуру, который несовершенен и у которого нет качеств сад-гуру (подлинного учителя)?  

 

В стихе тасмад гурум прападйета называются три качества, которыми должен обладать истинный гуру. Он должен услышать шабда-брахман, трансцендентный звук (святые имена и наставления шастр) от своего сад-гуру, истинного духовного учителя, и осознать его послание. Истинный гуру осознал всё, что написано в шастрах, и в полноте постиг славу святого имени. Он не повторяет нама-апарадху или нама-абхасу. Он повторяет шуддха-наму и, следовательно, является шуддха-бхактой. 

 

Есть три типа преданных:

 

1) каништха-адхикари,

2) мадхьяма-адхикари и

3) уттама-адхикари.

 

Даже у преданного мадхьяма-адхикари знание шастр несовершенно. Он многое знает, но недостаточно глубоко, что бы в его сердце проявилась према. Поэтому стих тасмад гурум прападйета не приложим к нему. В этом стихе описывается  сад-гуру, который в совершенстве знает науку о Шри Кришне. 

 

В одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что уттама-адхикари гуру — это   преданный, который абсолютно непоколебим в знании шастр и способен убедить в этом знании других. Это и есть сад-гуру. О том же говорится  в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

 

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кришнататтваветта, сеи ‘гуру’ хайа


«Неважно,  брахмансанньяси  или  шудра  —  если человек познал науку о Кришне, он может быть духовным учителем» (Мадхья, 8.128).    

 

Тот, кто связан по рукам и ногам, не может развязать другого (известная фраза со слов Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады). Для этого он должен стать совершенно свободным. Мало знать хорошо шастры, нужно ещё полностью отрешиться от материальной жизни. Это третий признак гуру, описанный в стихе тасмад гурум прападйета. У настоящего гуру нет ни беспокойств, ни стремления к материальному счастью. Такого гуру называют вимала вайшнав, или чистый вайшнав. Только по милости такого вайшнава можно достичь совершенства в бхакти, поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур  в своих молитвах Враджендра-нандане Шри Кришне учит нас, как взывать к милости Всевышнего. В своей песне «Вимала вайшнава» он молится: кандийа кандийа — «Я живу в лесу  Годрумы и только плачу. О Враджендра-нандана, я живу лишь надеждой обрести Твою милость».

 

О какой милости говорит Тхакур Бхактивинода (стих 1)?

 

хари хари кабе море ха’бе хена дина, вимала вайшнаве,

рати упаджибе, васана хаибе кшина

 

«О, Хари! О, Враджендра-нандана! Когда наступит тот счастливый день и в моё сердце войдет рати, глубокая любовь и привязанность к лотосным стопам чистых сердцем вайшнавов? Тогда я буду с почтением служить им, и все мои материальные желания и анартхи, — особенно вожделение и гнев — навсегда оставят меня».

 

«Прошу, даруй мне милость и позволь развить рати, сильную любовь и привязанность к вимала вайшнаву», — Шрила Бхактивинода Тхакур молит о любви к такому гуру.

 

Предположим, кто-то принял искреннего, но не достигшего самоосознания гуру, а позже встретил чистого преданного и понял, что его гуру несовершенен и не обладает качествами сад-гуру. Он идёт к своему гуру и говорит: «Я встретил чистого преданного. Пожалуйста, благословите меня общаться с ним». Если гуру отвечает: «Да, иди, а я последую за тобой», — то ученик, продолжая почитать своего гуру, может принять полное прибежище у гуру более высокого уровня. Если же его гуру говорит: «Нет, ты должен следовать только моим наставлениям», — в таком случае его нужно немедленно отвергнуть. В «Шри Бхакти-сандарбхе» (Ануччхеда 238), Шрила Джива Госвами говорит, что если гуру завидует возвышенному вайшнаву, его следует немедленно оставить и найти маха-бхагавата-вайшнава гуру.   

 

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что произойдет, если гуру является вимала вайшнавом: васана хаибе  кшина  — «благодаря привязанности к такому шуддха-бхакте, к вимала вайшнаву, исчезнут   все  мои материальные желания  и  анартхи». Есть четыре вида анартх согласно «Бхакти-расамрита-бинду» Шрилы Рупы Госвами:

 

1)      заблуждения в сиддханте и не знание таковой (сварупа-бхрама),

2)      оскорбления (апарадхи),

3)      жажда материального наслаждения (асат-тришна) и

4)      слабость сердца (хридая-даурбалья) в форме зависти, желания почета и славы, а также склонности к греху.

Избавиться от всех анартх можно только по милости вимала вайшнава, только если мы любим его и привязаны к нему — гуру-девататма, если он для нас дороже жизни.

Что произойдет потом?

 

антаре бахире, сама вйавахара

амани манада ха’бо

кришна санкиртане, шри кришна смаране,

сатата маджийа ра’бо


«Когда моё сердце освободится от двуличия, мои мысли и чувства не будут расходиться с поступками. Сознавая своё ничтожество, я буду выражать всем глубочайшее почтение, не ожидая почтения в ответ. Постоянно танцуя и воспевая святые имена, я буду всегда погружён в памятование прекрасных игр Шри Кришны» («Вимала вайшнава», стих 2).

 

Человек не сможет продвигаться, общаясь с вишайи,  теми, кто погрязли в удовлетворении чувств, а также   с оскорбителями вайшнавов. Шастры предписывают избегать общения с вишайи, имея ввиду не только непреданных. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит нам отказаться даже от такого общения и принять прибежище у вимала вайшнава. Так мы научимся различать уровни преданных и почитать их согласно их духовному уровню. Мы будем почитать их, не ожидая почтения к себе. Тело будет продолжать действовать по привычке, а мы тем временем будем помнить о Радхе и Кришне. Мы будем повторять святые имена Кришны, и Его игры непрерывным потоком будут литься в наше сердце — как водопад или мёд из сосуда.

 

В этом стихе Шрила Бхактивинода Тхакур учит нас, как молиться и о чём. Он говорит: «Я живу только ради этой милости». Любовь и привязанность к истинному гуру безошибочно подскажет   нам, что отвергнуть, а что принять. Мы будем естественным образом принимать всё благоприятное и, не задумываясь, отвергать всё не благоприятное. В момент смерти мы счастливо покинем тело, только памятуя о Шри Кришне. Шрила Бхактивинода Тхакур завершает песню словами: «О Враджендра-нандана Кришна, я живу лишь надеждой обрести Твою милость — полюбить такого вимала вайшнава».

 

бхакативинода, эи аша кори,

босийа годрумабане

прабхукрипа лаги, вйакула антаре,

сада канде сангопане


«Бхактивинода, проживая в одиночестве в лесах Годрумы, плачет и в волнении возносит молитву: Я живу лишь надеждой, что Враджендра-нандана Шри Кришна одарит меня Своей милостью» («Вимала вайшнава», стих 5).

 

Шрила Б.Нараяна Госвами Махарадж: Нужно понять, что крайне редко в этом мире можно встретить преданных уттама-адхикари (обладающих према-бхакти), мадхьяма-уттама-адхикари и даже мадхьяма-мадхьяма-адхикари. Следовательно, возможность обрести столь возвышенного гуру очень редка. Что нам в таком случае делать? Нужно принять такого гуру. Если гуру не достиг уровня шабде паре ча нишнатам, то есть не осознал истин, описанных в Ведах, Упанишадах и других  шастрах, но глубоко верит в своего   совершенного гуру и искренне и полностью следует ему, тогда даже если он мадхьяма-адхикари — не отвергайте такого гуру. Если он всегда служит своему маха-бхагавата гуру и послушен ему как внешне, так и внутренне — не отвергайте его. Оставить гуру можно только при условиях, описанных Шрилой Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе»:

 

аваишнава-мукходгирнам

путам хари-катхамритам

шраванам наива картавйам

сарпоччхиштам йатха пайах


«Не следует слушать о Кришне от невайшнава. Если жало змеи коснётся молока, оно станет ядовитым. Подобно этому рассказы о Кришне из уст не вайшнава становятся ядом».

 

Если ваш гуру не служит своему гурудеву, не следует процессу, который тот ему дал, и его гурудев не доволен им — в этом случае можно отвергнуть такого учителя. Однако если гуру является мадхьяма-адхикари, если он искренен, предан полностью своему гуру и следует по его стопам, тогда он постепенно станет уттама-адхикари, и нам не следует отвергать его. Но что делать, если наш  гуру несовершенен и не может рассеять все наши сомнения в сознании Кришны? Ему следует предложить пранамы и спросить разрешения общаться с преданным маха-бхагаватой. Ученик может спросить: «Могу ли я пойти к Шриле Дживе Госвами?» — или: «Можно мне пойти к Шриле Рупе Госвами?» — или: «Можно мне пойти к возвышенному вайшнаву (например, проповедующему ныне)?» Если гуру отвечает: «Нет, нельзя», — тогда оставьте такого гуру. Но если он говорит: «Конечно, можешь идти, и я тоже пойду», — тогда это достойный гуру. Кроме того, учитель, который отправляет своего ученика за наставлениями к более возвышенному гуру, тоже может быть уттама-маха-бхагаватой, поскольку есть разные уровни маха-бхагават, и такого гуру, конечно же, отвергать нельзя. Шрила Нароттама дас Тхакур был учеником Шрилы Локанатхи даса Госвами, но получил от него разрешение принять прибежище Шрилы Дживы Госвами; Шри Хридой-чайтанья тоже позволил своему ученику Шриле Шьямананде Прабху принять прибежище Шрилы Дживы Госвами (один маха-бхагавата мог дать санкцию на общение с другим маха-бхагаватой).  

 

Есть три уровня преданных, которые могут быть названы сад-гуру:

 

1)      бхагават-паршада-дехапрапта,

2)      нирдхута-кашайа, и

3)      мурччхита-кашайа.

 

Человеческая жизнь — редкий дар, не тратьте попусту своё время жизни.

 

лабдхва судурлабхам идам бахусамбхаванте

манушйам артхадам анитйам апиха дхирах

турнам йатета на патед анумритйу йаван

нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат


«После бесконечной  череды рождений и смертей джива обретает редкое человеческое тело, которое, хотя и бренно, даёт возможность достичь высшего совершенства. Поэтому разумный человек старается как можно быстрее достичь высшего совершенства жизни, пока его тело, готовое умереть в любой момент, не упало  замертво. В конце концов, чувственное наслаждение доступно даже существам в самых отвратительных   формах жизни, тогда как сознание Кришны доступно только человеку» («Шримад-Бхагаватам» 11.9.29).

 

Старайтесь искренне следовать всему, что вы услышали, и постепенно вы разовьете сознание Кришны.

 

Перевод: Раса-синдху д.

Редакция: Раса-синдху д., Джагат-мохини д.д., Ари Мардан д.

Корректоры: Раса-синдху, Сангита-мадхава д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж