Слава Хари-киртану.



Слава хари-киртану
Ари Мардан дас
2011
В истинном служении Богу всё совершается только в духе полной преданности. Никакая иная деятельность, даже такая как кришна-шравана и кришна-киртана, не может быть названа бхакти, если в сердце у человека нет глубокой религиозной веры.
Тексты священных бхаджанов, которые оставили святые Гаудии, призваны побудить разумного человека лишь к бхакти. Их пение естественным образом сможет помочь развить шаранагати, так как сознательное или даже неосознанное соприкосновение со словами ачарьев и садху приводит человека к обретению бхакти-сукрити (духовного благочестия), а оно, в свою очередь, приближает к осознанному служению Верховному Господу. Такое служение очень быстро продвигает душу к высокой духовной цели.
Слова молитв великих преданных, которые в прошлом являли живой пример према-бхакти, также наполнены возвышенной любовью. В мире духа нет места мирской двойственности, и по этой причине в песнях святых людей заложена лишь любовь к Богу, которая сеет свои семена в мире смертных. Эти семена могут пустить свои всходы в сердцах тех искренних джив, которые устремлены к лотосным стопам Шри Кришны.
Шри Кришна привлечён песенной традицией, пронизанной духом преданного служения, ибо она созвучна по своей природе Его блаженному миру – Голоке. В Его обители всё исполнено утончённости, красоты и сладости. Господь Брахма в «Брахма-самхите» (5.56) озвучил это на заре творения:
друма бхумиш чинтаманиганамайи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийасакхи
«Голока – это земля, покрытая деревьями, исполняющими любые желания, растущими на драгоценных камнях чинтамани. Вода там – чистый нектар! Это великая обитель, где каждое произнесённое слово обращается в песню, каждый сделанный шаг и изящное движение, в танец, а флейта там – возлюбленный друг».
Необходимо желать жить в такой атмосфере. Жить ею в той мере, в какой позволяет духовная пригодность, адхикара. Нужно стремиться туда, где всем вокруг правит волшебная флейта Шри Враджендрананданы. Именно поэтому, исполнение песен преданности приветствуется на всех стадиях и ступенях бхакти. Шри Кришна притягивается ко всему родному, всему, что напоминает Ему о Его доме, поддерживая Его настроение.
Религиозную песенную традицию трудно принять обусловленным сознанием многим душам. Люди пребывают в материальном мире, мире злом и безжизненном. Сознание блуждает по его бесплодной поверхности. Хотя все дживы являются детьми чистого мира, всё же им приходится страдать на чужбине – в мире иллюзий и потерь. Это существование иссушает сердце, делает его чёрствым, безжизненным. Как в таком случае обрести привязанность к сладости песен Враджи, песен, которые наполнены сладостью и нежностью утончённых чувств?
Людские чувства высохли от безбожия, зависти, безумия, вражды и соперничества. Поэтому слова людей тоже стали сухими. Всем известно, что любовь заставляет петь душу, даже если душа испытывает лишь подобие любви, которая доступна в мире зависти и страха. Также и самая великая любовь на свете – любовь к Богу, толкает человека к тому, что он начинает выражать состояние своего сердца через песни. Сердце, любящее Бога, всегда поёт. В таком расположении души думали и общались с Богом все великие святые, чьи сердца были переполнены премой. Тот, кто когда-либо действительно соприкасался со словами песен, наполненными преданностью к Богу, подтвердит, что его сердце начинало наполняться живительным нектаром любви ко Всевышнему. Так сердце становится необычайно мягким, исполненным желаний преданности. Понимая это, становится ясно, почему усердно стремящимся к Богу людям необходимы песни чистой преданности.
Киртаны, аштаки, дашаки, стотры и бхаджаны премика-вайшнавов способны очистить сознание от всего неблагоприятного и пробудить полученные ранее, в прошлых жизнях, бхакти-самскары, - духовные впечатления. Пробуждение таких самскар очень важно. Без него продвижение в духовной жизни будет затруднительным. Без бхакти-самскар преодолеть анартхи очень сложно. Сварупе каждой души свойственна тенденция петь. Поэтому уже сейчас, даже в обусловленном состоянии сознания, обращаясь к бхаджанам, в совершенстве составленным ачарьями прошлого, можно постепенно развить своё духовное тело со всеми свойственными ему бхавами.
Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» писал, что киртан – это очень важная анга бхакти, и она способна очень быстро поднять до возвышенного уровня даже неофита. Сварупе сабара хайа голокете стхити, по своей сокровенной духовной природе Гаудии являются обитателями Голоки, поэтому пение изначально присуще их вечному бытию в духовном мире.
Петь ставы и стути – значит приближаться к культуре духовного мира. Киртан – это священный мост между миром материи и духовным измерением. Песни преданности и любви, несомненно, привлекают Всевышнего Господа, и Он сразу притягивается к тем, кто находит своё прибежище у киртана-дхармы:
париджананурага-вирачита-шабала-
самшабда-салила-сита-кисалайа-
туласика-дурванкулаир апи самбхритайа
сапарйайа кила парама паритушйаси
«Испытывая великую любовь, вознося молитвы, воспевая Твою славу с дрожью в голосе и предлагая Тебе воду, листья Туласи, молодые побеги и свежую траву дурба, Твои преданные доставляют Тебе огромное удовольствие несмотря на то, что Ты полностью самодостаточен и можешь черпать счастье в Самом Себе» (Шримад-Бхагаватам, 5.3.6).
Возвышенные вайшнавы никогда не прекращают своего пения, прославляющего Всевышнего и Его преданных. Они делают это также через проповедь. Даже если они рождаются в материальном мире снова и снова, они славят Господа своего сердца мантрами и киртанами из жизни в жизнь. Таких преданных называют нитйа-йуктопасаками. Так живут только возвышенные садху. Они упоминаются Самим Кришначандрой в чатур-шлоке «Гитопанишад» (9.14):
сататам киртайанто мам
йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа
нитйа-йукта упасате
«Непрестанно воспевая Мои имена, добродетели, образ и деяния, стойко храня обеты и с преданностью падая ниц передо Мной, Мои преданные поклоняются Мне и благодаря этому всегда остаются связанными со Мной».
Киртан – привилегия не только жителей Земли. Жители райского мира также поглощены пением славы Верховного Господа. Как же им пренебречь киртана-дхармой? Ведь небожители не так уж и редко видят Верховного Господа. Он появляется перед ними время от времени, а к некоторым приходит даже каждый день! Чатур-мукха, Брахма, видит Шри Бхагавана много раз в течение своего дня, созерцая в медитации, как Он являет Свои чудесные лилы на благо всей вселенной в разных её частях. Господь Индра периодически сражается вместе с Господом против демонов, которые нагло стремятся захватить власть в обители полубогов. Деваты являются непосредственными свидетелями доблести и милосердия Всевышнего Господа, поэтому они снова и снова совершают киртан:
арштишенена саха гандхарваир
анугийаманам парама-калйаним
бхартри-бхагават-катхам
самупашриноти свайам чедам гайати
«Тысячи и тысячи гандхарвов не переставая поют славу Шри Бхагавану. Это пение чрезвычайно благоприятно для каждого. Хануман, а также Арштишена, правитель Кимпуруша-варши, снова и снова обращают свой слух к этим гимнам» (Шримад-Бхагаватам, 5.19.2).
Какой бы пример возвышенных преданных мы не рассматривали, окунаясь в традицию и историю, все поют славу Всевышнему. Все поколения святых, во все времена, обращались к киртану. Прахлада Махарадж, Шива Махадев, Нарада Муни, великие мудрецы, и даже могучий сын Винаты – Гаруда, каждым взмахом своих чудесных крыльев воспевает вечную славу Богу! Так устроено бытие садху.
Санньяси Тхакур, герой «Джайва-дхармы», благодаря божественному дару, зрит чудо-воспевание. Он восторженно восклицает: «О! Я вижу сияющего Шиву, повелителя полубогов. Он играет на своём небольшом барабане даммару и громко восклицает: „О Вишвамбхара, даруй мне Свои милость и расположение!“ Танцуя как безумец, он теряет сознание и без чувств падает на землю. В другом месте, на Сваргалоке, Индра и его окружение танцуют, полные безграничной радости, и, ликуя, поют: „Джая Гаурачандра! Джая Нитьянанда!“ Даже райские птицы, прыгая на ветках деревьев, в экстазе щебечут: „Гаура! Нитай! Гаура! Нитай!“ Все дживы, переполненные радостью, опьянены сладостным нектаром имён Шри Гауранги. Похоже на то, что сама олицетворённая материальная природа – Пракрити Деви, опьянённая сладостью нектара имён Господа Чайтаньи, наполнила всё вокруг красотой и великолепием! Как же это удивительно!»
Если кто-то достигнет духовного мира после длительных скитаний по миру самсары, то несомненно узрит, что киртана-дхарма вечно присуща всем живущим там существам. Без киртана не проходит и мгновения в вечном мире Господа.
В духовной жизни известен принцип, который получен от махаджан: Господь никогда не появляется вне Своей святой обители. В «Лагху-бхагаватамрите» (1.5.461) утверждается:
вриндаванам паритйаджйа
падам екам на гаччхати
«Господь Шри Кришна ни шагу не ступит за пределы Вриндавана».
Если учесть это важное условие, тогда станет очевидным, что для получения даршана Господа, прежде необходимо поместить себя в настроение этого святого места. Необходимо пригласить Его дхаму в сердце, в ту атмосферу, в которой Он чувствует Себя как дома. Именно по этой причине Шрила Нароттам дас Тхакур в «Лаласамайи-прартхане» (стих 3) прежде, чем встретиться со своим возлюбленным Господом, молится о том, чтобы сначала получить даршан святой земли:
вишайа чхарийа кабе шуддха ха'бе мана
кабе хама херабо шри-вриндавана
«Когда мой ум очиститься от мирских устремлений и тревог? Когда я увижу Шри Вриндаван?»
Получив милость святой земли, несомненно, можно получить возможность лицезреть Господа. Как создать такую благую атмосферу паравйомы, духовного неба в своём сердце? Здесь невозможно обойтись без киртана. Киртан обладает необыкновенной силой не только притягивать внимание Шри Кришны, но и внимание святой дхамы. Помним, что дхама живая и имеет своё олицетворение. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада подтверждает это в своём комментарии на «Шримад-Бхагаватам»: «Слово вайкунтха означает "без тревог". Этим мир Вайкунтхи отличается от полного тревог материального мира. Tам, где Верховный Господь присутствует в образе трансцендентных звуков, царит атмосфера Шри Вайкунтхи. Это атмосфера, где нет страха и тревог, где одно живое существо не боится другого» (4.30.35, комм.).
Духовный мир олицетворён Шри Баладевой. Он слышит бхагават-киртан и проявляется там, где звучит хари-катха и сладостное пение, посвящённое Всевышнему Господу. Шри Баладев и Его экспансии искусны в кришна-киртане. Второе «Я» Кришны совершает кришна-киртан не останавливаясь:
сахасра-вадана вандон прабху-баларама
йанхара сахасра-мукхе кришна-йашодхама
«Я в почтении склоняюсь к стопам тысячеглавого Господа Баларамы. Тысяча Его уст – обитель трансцендентной славы Шри Кришны».
маха-ратна тхуи йена махаприйа-стхане
йашо-ратна-бхандара шри ананта-вадане
«Как бесценные сокровища хранят в самом надёжном месте, так величайшую драгоценность славы Господа Шри Кришны хранит в своих устах Анантадев» (Ш.Вриндаван дас Тхакур. Чайтанья-бхагавата, Ади).
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур учил, что Шри Ананта Шеша, полная часть Господа Баладева, удерживает бесчисленное количество вселенных на Своих головах. Его служение несравненно. Он непрерывно прославляет божественные качества Шри Гауры, Господа своего сердца. Шри Анантадев всегда воспевает «Шримад-Бхагаватам» в присутствии великих мудрецов во главе с четырьмя Кумарами.
Баладев, Ананта-Шеша, шри дхама, проявления в образе шри гуру – едины. Как только какое-либо из этих явлений распространяет себя в этом измерении, тут же возникает и святая атмосфера. Без неё Кришна не проявляется, не дарует Своего даршана. Он там, где абсолютная чистота. Зная эту тайну, целеустремлённые преданные стремятся совершать киртан с желанием получить милость акханда-гуру-таттвы – Баладевы Прабху. Без его милости, без расположения Его истинных представителей, никто не получит даже крупицы кришна-крипы: йасйапрасадан на гатих куто ’пи.
Для тех, кто движим в духовной жизни идеалами Гаудия-сампрадаи, сборники песен святых вайшнавов, бхаджаны и киртаны, стотры и стути, являются ещё одной возможностью привлечь к себе милость Господа и Его чистых преданных. В том месте, где поют песни Гаудия-вайшнавов или святые имена всеблагого Господа, там тотчас же появляется Сам Шри Гаура-Нараяна, Верховный Главнокомандующий, – Шри Чайтанья Махапрабху. Обретя Его расположение, любой преданный сможет обрести лотосные стопы Шри Шри Радхи и Кришны. Позже, такая удачливая джива сама становится объектом киртана даже великих вайшнавов:
вриндатави баху-бхавийа-супунйа-пунджан
нетратитхир бхавати йасйа маха-махимнах
тасйешварах сакала-карма мша-кароти
брахмадайас там ати-бхакти-йутах стуванти
«Совершающий множество духовных подвигов становится достойной личностью для того, чтобы достичь прославляемой в веках обители Вриндавана. Всевышний Господь Сам лично уничтожает все виды кармы того преданного, который много жизней посвящает служению Ему. Даже такие величайшие существа, как Брахма, поют киртан таким преданным» (Шри Вриндавана-махимамрита, 1.40).
Шри Кришна всегда с радостью и готовностью делится личными достояниями со Своими возлюбленными преданными. Он исполнен силы, славы, красоты, знания, богатства и отречения, аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах (Вишну-пурана, 6.5.47). Всё перечисленное проявлено в Нём в неисчерпаемом избытке. Его отречение так ярко выражено, что Он готов делиться всем, что у Него имеется, без остатка. Своим дорогим преданным Он готов пожертвовать даже Себя! Что говорить о славе?! Она сама собой приходит к живым существам благодаря совершаемому ими киртану. Когда дживы отдают себя божественному пению и проповеди, тогда яша – слава, порождаемая Его несравненной красотой, переходит от Него к ним.
Однако не следует думать, что стяжательство славы – это то, к чему следует стремиться, совершая кришна-киртан. Если человек жаждет славы, то даже совершая активно служение, он в действительности не может быть признан чистым вайшнавом. На начальном уровне преданности Всевышнему, когда ложное эго в человеке имеет ещё большую силу, слава может привлекать и даже вдохновлять на служение Абсолюту. Хотя такая преданность может внешне проявляться довольно активно, всё же она не является истинной. Все анги подлинной бхакти чисты. Они свободны от корысти любого типа. Нарада Муни в «Нарада-бхакти-сутрах» (5-6) говорит:
йат прайа на кинчид ванчати на шочати
на двешти на рамате нотсахи бхавати
йат гйатва матто бхавати стабдхо
бхавати атмарамо бхавати
«Человек, занятый чистым преданным служением, не желает каких-либо материальных чувственных удовольствий, он не сокрушается при потерях и ни к чему не испытывает неприязни. Он ничего не использует для своего чувственного наслаждения и не заинтересован в совершении какой-либо материальной деятельности. Тот, кто совершенным образом понял процесс преданного служения Господу, полностью становится поглощённым им. Будучи очарованным этим, он испытывает удовлетворение и счастье, целиком посвящая себя преданному служению Бхагавану».
Получив в этой жизни редкую возможность воспевать бхаджаны и киртаны, радуя своего духовного учителя, следует стараться совершать кришна-киртан без примеси меркантильности. Тогда быстрое развитие в бхакти-йоге становится неизбежным.
Встречая с большой радостью каждую возможность прославить лотосоокого Господа, настоящие преданные объединяются. Воздев руки к небу, они совершают санкиртану, следуя наставлениям Шримана Махапрабху.
чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
«Пусть победа сопутствует повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришна-санкиртана проливает на джив благодатный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Постоянно увеличивая океан духовного блаженства, святое имя Шри Кришны позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте, даёт утешение и очищение душе и телу».
..............................................
Редакция: Латика д.д.