?

«Югаватара».

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 32. Опубликовано: 23-05-2025, 18:48

«Югаватара»

Шрила Бхактивинода Тхакур

«Саджана тошани», Том 8, №7, 1896 год

 

Статья под названием «Югаватара» впервые была опубликована в журнале «Саджана тошани», том 8, №7 в 1896 году. В этом обзоре книги «Югаватара», написанной Нарендранатхой Мукхопадхьяей, Шрила Бхактивинода Тхакур даёт рекомендации по улучшению текста, а затем цитирует отрывок из произведения, описывающий разрушение Бенгалии мусульманским фанатиком Бакхтияром Кхилджи.

 

Великий преданный Шриюта Нарендранатх Мукхопадхьяя Махашая написал книгу «Югаватара». В ней содержится четыреста тридцать четыре страницы. Её язык прост и трогает сердце. Я думаю, что теперь бенгальские женщины смогут без особых усилий прочитать книгу, поняв характер Шри Гауранги. Автор повсюду приводит достоверные утверждения. Чтобы не смущать умы последователей различных доктрин, автор проявил особую осторожность и в сжатой форме рассмотрел спорные темы. Отсутствие в книге индексации разочарует читателя. Другое дело –

это то, что автор собрал всё, что сказал Шри Чайтанья из разных книг, а затем уклонился от того, чтобы предоставить ссылки на источники. Я не могу сказать, почему он доставил столько хлопот. Те, кто описывает характер Шри Чайтаньи, руководствуясь только «Чайтанья-чаритамритой», к сожалению, оставляют в стороне «Чайтанья-Бхагавату», «Чайтанья-мангалу» и другие труды, написанные недавно. Однако, это не цель Нарендры Бабу. Он не сможет дать полное описание Чайтаньи, упуская детали из других текстов. Мы надеемся, что он заполнит этот пробел к моменту публикации второго издания. В этой связи мы считаем, что было бы хорошо, если бы всё, что написали великие преданные, такие как Шри Кришнадас Кавирадж, Шри Вриндаван дас Тхакур, Шри Лочан дас Тхакур, Шри Мурари Гупта и так далее, в отношении Шри Гауранги, можно было бы описать в одной книге, с учётом должного сопоставления событий, в рассматриваемом в отрезке времени и в определённой последовательности. Если существуют какие-то истории, которые не противоречат повествованию вайшнавов, то неплохо было бы их тоже собрать. Если какие-либо описания жизни Махапрабху противоречат описаниям вайшнавских писателей, то вайшнавы не станут включать их в биографию Чайтаньи. В этом отношении «Югаватара» остаётся несколько неполной.

Хотя в контексте вышеизложенного эта книга неполна, тем не менее, она отлично подходит для вайшнавов. Автор честно излагает все темы. Слёзы наворачиваются на глаза, когда читаешь эту книгу.

Автор начинает книгу следующим образом: «Махапрабху Шри Гауранга низошёл в Надию, в Навадвипу, в месте слияния Ганги и Джаланги. Необходимо вкратце описать внутреннее состояние Бенгалии того времени. Задолго до прихода Шри Гауранги провинция Бенгалия, пострадавшая от тирании и преследований мусульманских правителей, находилась в плачевном состоянии. Престиж индуизма был практически утрачен. Святые места были полностью лишены всякого достоинства. Индуистские обычаи в значительной степени находились под влиянием яванов. Вместо традиционной индуистской одежды и украшений люди в основном одевались как яваны. Все новости, обсуждаемые в среде индуистских общин излагались со множеством слов из языка яванов. Бенгалия попала под влияние яванов, находясь долгое время под их властью.

В 1204 году по христианскому календарю Бакхтияр Кхилджи тактично сверг правителя Бенгалии – Лакшманея Сену и сел на трон Бенгалии. Лакшманея Сена был правнуком Баллал Сена и внуком Лакшмана Сена. По христианскому летосчислению Баллал Сена был царём во второй половине XI века. Во время его правления Бенгалия находилась на особом этапе развития. Позже, когда правил его сын Лакшмана Сена, Бенгалия стала процветать ещё больше. Лакшмана Сена носил титул раджьядхираджи (царь царей) и непрестанно правил царством. По христианскому летоисчислению Лакшманея родился в 1124 году. Его царство было последним индуистским королевством Бенгалии.

Когда Бакхтияр Кхильджи вторгся в Бенгалию, уничтожив провинцию Бихар, Лакшманея был уже очень стар. На старости лет он был лишён счастья править царством из-за настойчивого продвижения Бакхтияра (1). Лакшманея не сражался с Бакхтияром. Услышав новости о прибытии Бахтияра, он бежал, покинув столицу со своей семьёй.

Во времена правления династии Сена в Бенгалии было три столицы. Старой столицей был Викрампур, второй столицей была Гауда-нагара, а третьей – Навадвипа. Всякий раз, когда цари хотели остановиться где-либо, они время от времени останавливались в этих трёх столицах. Лакшманея провёл остаток своей жизни в Навадвипе. Во время его правления в Навадвипе произошло значительное улучшение в сфере образования. Он проводил собрания, на которых пандиты обсуждали различные шастры. Брахманы-пандиты счастливо жили под его началом. Бакхтияр выкорчевал корень всего этого счастья. Его внешность была очень уродливой, и его поступки были такими же (2). С тех пор, как Бакхтияр завоевал Бенгалию, в умы людей вселялся страх, лишь от того, что они слышали его имя. Люди использовали его имя тогда, когда хотели напугать мальчиков и девочек. В этом имени было столько ужаса, что дети замирали, услышав его. От этого ужасного образа Бакхтияра на светлую грудь Бенгалии опустилась тьма, которая больше никогда не рассеивалась. Начиная с этого времени и после, положение индусов Бенгалии стало ухудшаться во всех отношениях. Правитель был нечестивцем, поэтому индуистская религиозная жизнь становилась с каждым днём всё более сухой. Наконец, находясь в таком плачевном состоянии от неё осталось только название».

Такая форма построения композиции была принята повсеместно. Что ещё есть в книге, которая стала сокровищем наших сердец? Приложение к книге «Югаватара» написал наш старый друг Шриюта Калимая Гхатак Махашая. Приложение полезно и написано приятно, как леденец. Нет сомнений, что те, кто прочтёт его внимательно, получат особое удовольствие.

....................................................................

Примечание переводчика на русский язык:

1)   Карьера Кхильджи приняла новый оборот, когда он покорил Бихар в 1200 году. Эта попытка принесла ему политическое влияние при дворе гуридского наместника в Дели. В том же году он повёл свои войска в Бенгалию. Когда он подошёл к городу Навадвипа, говорят, что он продвигался так быстро, что только 18 всадников из его армии могли поспевать за ним. Он завоевал Навадвипу у царя Лакшмана Сены в 1203 году. Вскоре Хильджи захватил город Гаур, важное поселение в государстве Сена, и подчинил большую часть Бенгалии.

2)   Мухаммад бин Бакхтрияр Кхильджи был простого происхождения, имел длинные руки ниже колен, невысокий рост и неприятное выражение лица.

 

Перевод на английский язык: Свами Б.В. Гири.

Перевод на русский язык: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

Источник: https://bhaktivinodainstitute.org/yugavatara/

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур