?

Окна в духовный мир. Часть 3.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 140. Опубликовано: 13-10-2022, 18:23

Окна в духовный мир

Шримати Шьямарани даси

Часть 3

В сборнике использованы различные выступления Шримати Шьямарани (Джадурани) даси, посвящённые её творческому пути под руководством духовного учителя, в том числе семинар 16.06.2005 в Баджере (США).

 

Вену-гита

В 1996 году я закончила эту картину, и её напечатали на обложке книги Шрилы Гурудева. Это была первая «Вену-гита», которая вышла на хинди. Вторая книга, на английском, была выпущена в 2000 году, в ней была уже другая картина – я исправила в ней кое-что, немного переписала её, чтобы сделать лучше.

Оригинал картины находится у Вриндавана Прабху на Гавайях, потому что Гурудев останавливается у него надолго, по нескольку месяцев в году. «Вену-гита» висит там, в комнате Гурудева.

«Вену-гита» является частью «Шримад-Бхагаватам». Вы наверняка читали 21 главу 10 Песни, либо книгу «Кришна» Шрилы Свами Прабхупады. Может быть, вы читали первое издание лекций Гурудева по «Вену-гите», а может быть, даже изданный на английском перевод «Вену-гиты» с хинди.

Я не могу вам описать, насколько сокровенна эта картина. Гопи находятся не в лесу. Они дома и глубоко скорбят, поскольку все остальные жители Вриндавана – олени, коровы, Ямуна, облака, Говардхан, камни, телята, полубоги, жёны полубогов и девушки пулинди – имеют доступ к общению с Кришной. «А мы, гопи, сидим дома и боимся порицания со стороны общества, мужей, и никогда не обретём общения с Кришной». Но они всё же имеют общение с Ним – такова природа махабхавы (випраламбхи и паракии).

Гопи обладают такой сильной любовью к Кришне, что считают, что все остальные обладают такой же. Они видят Шри Кришну постоянно – это анурага, при этом они думают, что никогда раньше Его не видели! Каждое мгновение даршана как в первый раз, в духовной реальности невозможно устать (переесть, насладиться вдоволь). Прабхупада говорил, что каждое мгновение в духовном мире новее предыдущего. Гопи скорбят и прославляют всех обитателей Вриндавана.

Во рту у коров трава, услышав флейту Кришны, они перестают её жевать, трава вот-вот выпадет у них изо рта. Они навострили уши и слушают чарующий звук флейты.

Интересно, что Гурудев позировал, показывая даже коров! Он рассказывал, какими должны быть их уши: они должны быть подняты, как чаши, потому что принимают в себя нектар звуков флейты Кришны. Её сладостный звук – сердце Кришны, входит через уши прямиком в сердце. Слыша его, коровы, испытывающие ватсалья-бхаву, обнимают Кришну в своём сердце.

У телят изо рта течёт молоко, они тоже с упоением слушают флейту, забывая проглотить молоко матери. Телята тоже погружаются внутрь, теряя внешнее сознание (бахир-даша).

Шрила Гурудев сказал, что Баладев должен идти впереди, потому что Он старший, подобно отцу. Хоть Он и пастушок (сакхья-раса), всё же Он обладает также ватсалья-бхавой, поскольку Он старший и не должен находиться рядом с Кришной (когда Он увлечён мадхурьей). По этой причине Баладев уходит вперёд, оставляя Кришну в середине пастушеской процессии, за Баладевой следуют другие старшие пастушки. Но Он порой оглядывается назад.

Я спросила Гурудева, почему Он держит в руке воловий рожок?! Это же рог быка! Разве этот атрибут не получен путём насилия? Гурудев ответил: «Нет, это не рог быка. Рожок лишь напоминает воловий рог, на самом деле он искусно сделан из листьев». Поэтому посмотрите: рожок здесь зеленоватого цвета.

Жёлтые цветы за ухом у Кришны тоже пришли в картину из описаний Гурудева. Он объяснил нам, как выглядят цветы карника. Они похожи на колокольчик. Гурудев закладывал их то за одно ухо, то за другое, и при этом он поворачивался в разные стороны. Положение цветов за ухом Кришны зависит от того, где именно находятся гопи. Кришна всегда показывает им разнообразные знаки, цветок – это тоже знак для них. Он всегда старается привлечь девушек знаками (например, цветами).

У Кришны есть две верёвки. Одна в волосах, чтобы связывать коровам ноги, вторая – лассо (на шею), чтобы они стояли смирно. Также верёвки предназначены для того, чтобы сказать гопи: «Я хочу связать также и вас». Конечно, Он этого не делает, это просто идея, несущая внутренний смысл (связь любовью). Во всём, что делает Кришна, есть некий внутренний смысл.

Внизу изображены воды Ямуны. Гопи скорбят, что не могут предложить Кришне цветы, а Ямуна своими волнами, как руками, предлагает Шри Кришне свои цветы. Её воды закручиваются вокруг стоп Кришны. Вода предлагает Ему поклоны. Гурудев на это тоже указал.

В середине картины изображены олени. На первой версии картины, в книге на хинди, вы увидите, что олени расположены несколько по-другому. Гурудев сказал мне: «Расположи оленей так, чтобы чёрный стоял позади золотого». Чёрный – это самец, а золотой — самка. Гопи скорбят, что их мужья не выпускают их из дома. Если у вас (женщин) есть мужья, (у мужчин) жёны, или даже друзья и родственники, вы понимаете, как это тяжело. Итак, гопи скорбят: «Наши мужья стоят с палками, и мы не можем выйти». А мужья олених думают: «Моя жена более продвинута (в привязанности к Кришне), чем я, поэтому мы будем просто следовать за своими жёнами, они намного ближе к Кришне. Мы будем просто следовать по их стопам». Гопи скорбят, что мужья олених следуют за своими жёнами, а мужья гопи – нет, они против встреч гопи с Кришной.

В книге было описано павлинье перо Кришны, сказано, что оно подобно радуге. Я принесла с Лой Базара веер из перьев павлина и попросила Гурудева показать, как именно Кришна вставляет перо Себе в волосы. Павлинье перо находится сбоку в Его причёске, и Он смотрит на Радхарани.

Рядом с Радхарани стоит гопи, она держит Радхарани сбоку за талию и поэтому сбоку на поясе видны её три пальца. В 1995 году в Дели, я заканчивала писать картину и вскоре должна была уехать. Это был тот раз, когда Гурудев обманул меня, я уже рассказала об этом. Тогда я указала Гурудеву на гопи, держащую Радхарани за талию, и спросила его: «Всё ли в порядке?» Гурудев ответил: «Да, потому что Её подруга думает, что если она не будет поддерживать Радхарани за талию, то талия не удержит веса плечевого пояса, настолько она тонкая! Когда Радхарани видит Кришну, то начинает покачиваться, постепенно теряя равновесие, от этого Она может даже упасть. Поэтому Её подруга поддерживает Её за талию». Именно по этой причине манджари делают для Радхики пояс из цветов, они хотят, чтобы талия Радхарани не сгибалась.

Некоторые мальчики-пастушки находятся впереди Шри Кришны, а те, что идут позади (для них Гурудев тоже позировал), они кричат: «Кришна, Кришна, посмотри на нас! Смотри, что мы делаем!» Они играют, хотят, чтобы Кришна подождал их. Таким образом, образуется пространство между теми мальчиками, которые идут позади, и теми, которые ушли вперёд.

Тем временем гопи, находясь в своих домах, погружены в свой бхаджан, в мантру, которая описывает Кришну в лесу. Мы знаем её. Это не просто мантра.

Существует пять стадий в повторении маха-мантры и, в особенности, гаятри-мантры. Мантра – это не просто молитва, а, прежде всего, Божество мантры. Божество – это Сам Шри Кришна во Вриндаване. Мантра гопи содержит в себе всё, о чём они поют. Они входят в эту мантру, погружаются в неё и попадают в лес, в сокровенную кунджу.

Один из стихов («Шримад-Бхагаватам», 10.21.7) гласит: акшанватам пхалам идам – «Любой, у кого есть глаза, не найдёт лучшего зрелища. Совершенство для глаз – видеть Кришну и Балараму». Гопи стараются скрыть факт того, что интересуются лишь Кришной, поэтому они говорят и о Балараме, чтобы их никто не критиковал. Совершенство для глаз – видеть Кришну и Балараму, которые идут через лес и играют на флейтах. Более глубокий смысл, данный нашими ачарьями и который дал нам Гурудев, таков: совершенство для глаз – видеть Шри Радху и Кришну, это более глубокий смысл. Сначала – это Кришна и Баларама, потом – просто Кришна, если это настроение гопи, а Радха и Кришна – это уже настроение гопи-манджари. Совершенство для глаз – видеть Радху и Кришну!

На картине нет других гопи, есть только Радха и Её помощницы. Они обмениваются взглядами – таково совершенство для глаз. Глаза того, кто не видел этой картины, кто не видел, как они обмениваются взглядами, совершенно бесполезны, и головы тоже бесполезны, в жизни без этого нет никакого смысла. Настоящий бхаджан – это думать, плакать: «Пока я не обрету такого даршана, моя жизнь бессмысленна». Если вы посмотрите на эту картину в большом формате, то поймёте, что картина постоянно привлекает взор.

 

«Гита-Говинда»

Все предыдущие картины были уже закончены. Мы в то время были в Малайзии. Гурудев велел тогда мне уже перестать рисовать до конца жизни. Он сказал: «Это тебя разрушит, всё из-за химических испарений». Тогда я перестала писать. Но прошло три года, и Гурудев сказал: «Я готовлю «Гита-Говинду» на хинди. Мне нужны рисунки к каждой главе. У нас есть бенгальские рисунки, которые были нарисованы прежде. Но они нарисованы очень плохо и неправильно: иногда на фигурах нет одежды, – а это полностью неприемлемо. К тому же, часто неясно, что именно происходит на их картинках».

Гурудев велел мне взять старые иллюстрации и использовать их как основу для новых. Затем он поехал в одну страну, а я в другую. Я не видела Гурудева месяцами, но всё это время рисовала.

У меня было английское издание «Гита-Говинды». Я решила спросить: «Можно ли пользоваться такой книгой?» Гурудев ответил: «Нет, не надо. Она тебе не поможет». Однако я решила, что, может быть, немножко можно кое-что из неё использовать. Так, видя перед собой бенгальские рисунки, а потом читая ту книгу, я смогла хотя бы предположить, что именно мне нужно было рисовать. У меня получились красивые рисунки, которые, как я полагала, иллюстрировали главы «Гита-Говинды».

Через месяц я встретилась в Лос-Анджелесе со Шрилой Гурудевом. Но ему ничего из нарисованного мною категорически не понравилось.

Потом наступило очень трудное для меня время. Каждый раз, когда я шла к Гурудеву, он почему-то шёл в другом направлении. Каждый раз, когда я показывала ему свою очередную работу, он был полностью недоволен. Я всё больше и больше расстраивалась из-за этого. Я старалась, использовала даже чернила, но ему опять ничего не нравилось. Потом, в конце концов, что-то стало получаться.

Можно сказать, что Гурудев размешивал сливочное масло на огне. Оно должно было превратиться в гхи. Но масло (то есть я) совершенно не знало, что с ним делают. Управлял всем только он. Всё кипело, варилось, вся грязь и примеси выходили из него. Только он знал, что именно происходит во время этого процесса.

Большинство из этих картин созданы в переездах, в путешествиях из одной страны в другую. Чаще в поездках с Гурудевом, но порой и без него. Иногда я рисовала в Баджере, иногда в Лос-Анджелесе, иногда в какой-то другой стране, потом в Индии. Постепенно всё обретало необходимый образ. Когда я показала Гурудеву последний вариант, он полностью отличался от бенгальского оригинала, на котором Кришна выглядел шестилеткой, а героине, которая находилась с Ним, было будто глубоко за пятьдесят. На том первоначальном рисунке не было никакого леса, сцена происходила перед домом, на ступеньках, а за дверью зияло пустое пространство. Очевидно, это был очень плохой рисунок.

Во время долгого даршана в Нидерландах Шрила Гурудев дал мне указание поместить Их в уединённое место в лесу. Я спросила, что там происходит. Он ответил: «Кришна знает, что Радхарани идёт с горшком за водой на Ямуну. Он оказывается у Неё на пути, с чувством одиночества смотрит на Неё и говорит: «О, вижу, у Тебя два таких тяжёлых горшка, может быть, Тебе помочь?» Она отвечает Ему: «Нет, спасибо. Я целомудренная домохозяйка, а Ты просто беспутный мальчишка»».

На другом рисунке Кришна скорбит в разлуке с Радхарани, а сакхи старается успокоить Его, чтобы Он почувствовал присутствие Радхарани, с которой вскоре сможет встретиться.

В бенгальских оригиналах, которые дал мне Гурудев, у каждой картинки были заголовки, и Гурудев растолковал их мне.

На следующем рисунке, уже в окончании книги, Божественная Чета, наконец, встречается. Это очень интересный рисунок, мы использовали бенгальскую репродукцию, но мне было очень трудно понять, что на ней происходит. Когда рисунок был уже готов, я показала его Гурудеву, это было в Англии, в Бирмингеме. Показав рисунок, я спросила: «Мне кажется, этот рисунок не в вашем настроении. Радхарани выглядит так, как будто подчиняется Кришне, а Кришна будто занимает более высокое положение». Тогда Гурудев отреагировал: «Нет-нет-нет, всё совсем не так. Радхарани отдыхает на ноге Кришны и говорит Ему: «Ты снова собираешься Меня оскорбить?» Кришна отвечает Ей: «Нет, не буду! Обещаю!» – «Действительно?» – «Правда!» Так что Она не занимает подчинённое положение, просто они так беседуют».

А это – сакхи, которая успокаивает Шримати Радхику в разлуке. Тогда Гурудев сказал, что хочет собрать команду художников (как Шрила Прабхупада), чтобы они помогали писать эти картины. В каждой стране мы встречали новых художников, которые были полностью неопытными и ничем подобным раньше не занимались. Но Гурудев вдохновил их быть участниками большого проекта, внося свою лепту, и писать картины, в том числе чернилами. Так что в создании этих рисунков участвовало очень много преданных.

На одном из рисунков Кришна умоляет Радху о милости. Там то же настроение, что и на картине «Сева-кундж». Когда эта картина была почти готова, Гурудев поднял её вверх и сказал, что приглашаются все, кто может помочь в написании картин. Это было на Картику, в 2003 году.

«Гита-Говинда» вся состоит из бесед. Это разговоры между Шри Радхой и Её сакхи, Кришной и Его подругами, Радхой и Кришной. Там есть даже Кришна, который общается с Радхой, которой там в действительности нет. Почему? Потому что Он пребывает в состоянии разлуки и видит Её спхурти.

На одном рисунке сакхи говорит: «Кришна, кажется, Ты пытаешься убить Радхарани, Она так сильно страдает в разлуке с Тобой. Она даже готова умереть, если Ты сделаешь что-то не то», – сакхи всячески ругает Кришну.

На другом рисунке разлуку испытывает Радхарани, а Кришна приходит к Ней как спхурти, видение, которое неотлично от Него.

Дальше, на следующей иллюстрации, Радхарани притворяется, что не хочет идти встречаться с Кришной, а Её сакхи настаивает и практически насильно тащит Её на встречу, говоря, что Он умрёт, если Она не явится к Нему. Гурудев говорил мне, что все эти лилы происходят на Радха-кунде и днём.

На следующей картинке всё выглядит так, будто Они счастливо идут вместе через лес. Но Гурудев объяснил мне, что на самом деле Радхарани внезапно понимает: «Мне не стоит быть здесь. Это нецеломудренно! Ты распутник!», – а Кришна старается Её удержать. Она всегда всё усложняет Ему. Ничего в Их жизни не бывает просто. Кришне в миллионы раз приятнее, когда приходится преодолевать проблемы и препятствия.

Когда чёрно-белые рисунки для «Гита-Говинды» на хинди были готовы, Гурудев сказал: «Возможно, вот эти три иллюстрации выглядели бы лучше, если бы их нарисовать в форме картин». Я, конечно же, отреагировала: «Это зависит от вас». И он попросил: «Если можешь, сделай из них картины. Отдай рисунки другим преданным, чтобы они помогли». Так мы приступили к этим трём картинам.

 

1.Манини Радха

Картина «Манини Радха» была готова к Картике. Гурудев сказал: «Она выглядит как пака-бриджабаси. Истинная девушка Враджи. Её рука – идеальна. Она занята как раз тем, что сделала бы девушка в мане – скребёт ногтями землю, злясь». Даже ямочка на локте на этой картине появилась благодаря Гурудеву. Игра, которая тут происходит, подобна той, что была явлена в Сева-кундже. Этой лиле посвящена целая глава в «Гита-Говинде».

 

2. Джая Шри

Когда картина «Джая Шри» была уже наполовину готова, мы продемонстрировали её Гурудеву. Это было в Хьюстоне, мы показывали её на фотокамере. Гурудеву понравилось, он сказал: «О, Радхарани такая красивая!»

Гурудев хотел, чтобы мы сделали чоли Радхарани синим, потому что Она покрыта цветом Кришны. Я попыталась сделать чоли синим, но, поскольку было уже довольно поздно что-то исправлять на полотне, весь синий цвет просто ушёл вглубь холста, буквально исчез, ничего не вышло. Тогда Гурудев сказал: «Хорошо, оставь чоли красным, но измени оттенок, сделай его другого оттенка, чем юбка». Поэтому на картине такие цвета.

Вкратце об истории, которая тут показана.

В «Гита-Говинде» этому посвящена целая глава. После того, как Кришна обидел Радхарани на танце раса, окружив Себя множеством гопи, Радхарани ушла. Он немедленно преисполнился раскаяния и начал искать Её. Это одна из тем «Гита-Говинды». Он кинулся искать Её, чувствуя Себя очень плохо из-за того, что обидел Её. Кришна всё больше и больше погружался в разлуку, печаль и горе захлестнули Его. Именно тогда Он начал видеть Её, это видение то появлялось, то исчезало.

Бхавука, например, Шрила Рагхунатха дас Госвами, молится и плачет: «Когда же Шримати Радхарани позволит мне служить Ей?» Он перебирает в памяти при этом разные ситуации. Например, ситуация, когда Шри Кришна расписывает стопы Радхики, а Она, стремясь увеличить жажду Кришны, говорит: «О, Он – плохой художник, новичок, он плохо умеет украшать. О, Рати, сделай это сама, забери у Него немедленно кисть». Тогда Рати Манджари слегка отталкивает Кришну в сторону. Теперь Кришна полностью беспомощен, в этот момент Он оказывается полностью под контролем манджари. Кришна беспокоится и уже не может за Себя постоять. Кисточка в Его руке дрожит, поэтому Он «плохо рисует». Когда Рати забирает у Него кисточку, Он растерянно думает: «Ты забираешь Моё служение…». Он выглядит беспомощным и уже не может вернуть это служение Себе. Очень аккуратно и внимательно Рати начинает расписывать, украшая стопы Радхики.

Внезапно исчезает краска, исчезает Радха, вся сцена тоже исчезает, и Рагхунатха дас Госвами обнаруживает себя в одиночестве на берегу Радха-кунды. Он начинает плакать и кататься по земле. Тогда из него вырывается стих, вследствие чего к нему приходит уже следующее видение.

Даже на уровне бхава-бхакти есть небольшие препятствия, чтобы видеть Кришну(1), когда вы переходите из внутреннего сознания к внешнему, и вновь к внутреннему, и наоборот. На уровне премы эти препятствия исчезают. Есть множество препятствий во всём, что находится ниже уровня премы, включая этот материальный мир. А там, в духовном мире, в преме, когда джива достигает уровня васту-сиддхи, – приходит полное совершенство. Кусочки этого полного совершенства, его отражения, проявляются здесь. Как, например, шраддха – начало бхакти, без шраддхи не будет премы. Подобно этому существует шраддха, ведущая к маданакья-преме(2), и есть ништха, ведущая к этому же уровню.

Итак, Кришна погрузился в разлуку и начал видеть прекрасный облик Радхи. Это видение появлялось и исчезало. Он чувствовал Её присутствие. Но, даже созерцая этот облик, Он начинал думать, что умрёт от разлуки, и тогда всё исчезало. Однако после этого Ему приходило сразу другое видение.

Описание этой сцены в «Гита-Говинде» не соответствует картине. Точная сцена такова: Кришна настолько погружён в видение, что входит в него. Он забывает, что Радхарани с Ним нет, потому что сейчас Он здесь, с Ней, в Своей разлуке. Точно так же преданный совершает бхаджан и полностью погружается в бхаджан, в мантру.

В «Гита-Говинде» это описано следующим образом. «Шри Кришна описывает Своё состояние разлуки: «Всё, что Я чувствую в разлуке с Радхой, Она тоже должна чувствовать. Сколько беспокойства и печали Она должна чувствовать в связи с этим! Моё состояние – причина этой боли. Из-за Меня Она так сильно страдает! Когда Я встречу Её вновь, то даже не знаю, как Она отреагирует, насколько Она будет разгневана, ревнива и ранена всем этим? Интересно, что Она говорит Своим близким подругам? Должно быть, Она обвиняет Меня: «Он так жесток и бессердечен!». Но Я скажу Ей тогда при встрече: «О Радха, без Тебя Моё богатство, друзья, коровы и дом – всё это кажется совершенно незначительным»».

Кришна воображает Себе разговор с Радхой так же, как это делают некоторые озабоченные люди в этом мире, но почему? Потому что джанмадйасйа йатаха(3) – всё, что здесь есть, имеет причину и полноту в Боге. Это бхаджан. Бхаджана-крия. Бхаджана-крия начинается здесь и уже не останавливается в высших сферах.

«Мои мысли сосредоточены на разгневанном лице Радхи. Оно подобно красному лотосу, а Её чёрные изогнутые брови подобны рою жужжащих чёрных шмелей. Сейчас Я могу осознать непосредственное и постоянное присутствие Шри Радхи, и могу обнять Её в храме Своего сердца. Почему Я бессмысленно скорблю о Ней и почему постоянно ищу Её, брожу из леса в лес?»

В разлуке, в глубине Своего сердца, Кришна обретает спхурти Радхи. Он думает: «Я вижу Её здесь, в Своём сердце, так зачем же тогда Я скорблю?» При этом Он продолжает скорбеть, потому что не в силах найти Её в лесу. «О Радха, Я отвернулся от Тебя, чтобы поиграть с другими враджа-гопи, и Твоё сердце теперь исполнено ревности, поскольку Ты считаешь Себя более достойной(4). Ты огорчена, потому что Я так Себя повёл, и теперь Ты куда-то пропала. Если бы Я знал, где Ты, то коснулся бы Твоих стоп и умолял бы о прощении. Я вижу, что Ты исчезаешь и появляешься. Почему бы Тебе меня не обнять, как Ты делала это прежде, под влиянием Своей любви?» Таким образом, разлука и встреча идут рука об руку.

«О прекраснейшая! Пожалуйста, прости Меня. Я никогда больше так не поступлю. Пожалуйста, покажи Мне Своё лучезарное лицо! Я измучен любовью к Тебе».

«О Ананга, бог любви, ты так мучаешь Меня. Ты думаешь, что Я – Господь Шива? Почему ты так жесток?(5) Это не царь змей Васуки на Моей шее, а ожерелье из стеблей лотоса. Это не яд Калакута в Моём горле, а отсвет гирлянды из синих лотосов. Это не пепел на Моём теле, а сандаловая паста. Прочь отсюда, ты взял Меня на прицел по ошибке, так что перестань поражать Меня своими ужасными стрелами».

Кришна сходит с ума. На этой картине он так поглощён безумной разлукой, что полностью живёт в Своём видении. Он – адвая-гьяна-пара-таттва, Он один такой, и поэтому Его мысли не отличны от Него Самого. То, о чём Он думает, – это также реальность. Он приходит в то место, где Радха обычно набирает воду. Он знает, что Она должна туда рано или поздно прийти. Он говорит: «О Радха, Я вижу у Тебя два больших тяжёлых горшка. Тебе помочь их донести до дома?» – «Нет, спасибо. Меня не интересуют распутники. Я – целомудренная замужняя девушка».

В каждой картине заключено множество удивительных игр.

После того, как Кришна старается утешить и успокоить Радхарани, а Она отвергает Его, Он уходит, а Она после этого скорбит. Происходят тысячи, миллионы разных божественных игр, бесконечное количество интерпретаций в одном и том же сюжете. Она сидит у Радха-кунды или в кундже.

 

3. Радха одна 

Кришна как-то обидел Радхарани, потому что вокруг Него было очень много других гопи. Она ушла и теперь скорбит в Своей кундже, а Он не приходит на встречу с Ней. Она сидит на берегу Радха-кунды и думает: «Кришна пришёл ко Мне, это было так прекрасно – лотосные глаза, слёзы. Он испытывал жгучую разлуку и умолял простить Его, просил Меня, чтобы Я была милостива к Нему, но Я прогнала его прочь, отвергла…. Теперь какой смысл в Моей жизни, молодости, красоте всех этих украшений? В них нет никакой ценности, если Он не смотрит на них».

Радхарани представляет Себе, как говорит со Своей сакхи. При этом Она не говорит ни с кем, а просто думает об этом. В воображении Она посылает Свою сакхи привести к Ней Кришну, потому что Она не может без Него жить даже мгновения: «Пусть даже Он обидел Меня, Я не могу жить без Него, поэтому, пожалуйста, приведи Его скорее сюда». Сакхи уходит, но вскоре возвращается. Что бы сакхи ни сказала, Радхарани представляет, что та имеет в виду одно: «Я хотела привлечь Кришну, но Он не интересуется Тобой. С Ним сейчас рядом много других гопи». Радхарани представляет это и думает, что сейчас какая-то прекрасная юная гопи общается с Кришной. А другая гопи в это время делает что-то для Них, а Кришна делает что-то ещё, и говорит так-то и так-то, а теперь они улыбаются.

На самом деле, когда Радха скорбит подобным образом, Она просто вспоминает Свои игры с Кришной. Радхарани думает об этом всё больше и больше, и это начинает происходить на самом деле(6). Она переживает это так же, как и Кришна, полностью утопая в разлуке. При этом Он не приходит к Ней, потому что не может. Почему? Потому что Он потерялся, где-то скитается. Или Он упал под влиянием ашта-саттвика-бхав, когда невозможно пошевелиться, это состояние похоже на смерть. Так порою Он переживает разлуку с Радхой, а Она – разлуку с Ним. Переполненные такими чувствами, Они не могут встретиться. Она бежит Ему навстречу, но не может пошевелить ногами.

Поэтому Она просит сакхи привести Его, однако сакхи этого не могут сделать. Радхарани представляет Себе общение со Своими сакхи. Так Она переживает близость с Кришной, воображая, что она происходит с другой гопи. Одновременно при этом Она чувствует разлуку со Своим возлюбленным, ощущая экстаз маданакья-махабхавы.

Итак, Она здесь одна, сидит у Радха-кунды. Радха-кунда, как мы знаем, неотлична от Радхарани. Её эмоции вечны, и воды кунды такие же вечные. Она говорит: «О, Мои красота и юность совершенно бесполезны, потому что Хари не пришёл в кунджу к назначенному времени. Моя подруга меня обманула. У кого же Мне теперь принять прибежище!? О, сакхи, ты говорила, что сразу же приведёшь Его ко Мне. Ты сказала, чтобы Я просто подождала в этом месте. Но даже ты обманула Меня! Ты сказала, что вернёшься в рощу до восхода луны, но луна уже высоко на небе!»

Радха и Кришна – это единственная реальность. Земля, луна, шмели и всё остальное проявляются из Радхи и Кришны, как и весь Вриндаван. Арадхья вриндаван, эта земля достойна поклонения наравне с Кришной, потому что всё происходящее на ней вдохновляет Божественную Чету на разнообразные лилы.

Кришна сравнивается со шмелём, потому что шмель, взяв нектар с цветка, сразу  улетает прочь, забыв о нём, будто тот и не существовал вовсе. Оставив прежнее место, он летит к другому цветку. Кришна такой же, как шмель, поэтому Его зовут Мадхусудана. Луна во Вриндаване существует только ради божественных игр. Там не нужна обычная Луна. В «Гите» говорится, что в той обители нет нужды в свете Луны или Солнца.

«Моя юность и красота бесполезны. Без служения Гурудеву моя жизнь не имеет смысла. Только когда ты почувствуешь подобную разлуку и свою бесполезность по отношению к Гурудеву, только тогда ты сможешь осознать подобное чувство в отношениях Радхи и Кришны». Так говорил Гурудев, желая подвести нас к этому выводу.

«Моя юность и красота бесполезны, потому что если бы они имели какую-то ценность, то Он наверняка был бы здесь. Я сижу в глухом лесу, тёмной ночью, в надежде встретить Своего возлюбленного. Куда мне теперь идти? Лучше уж сразу умереть. Сколько подобных мучений Я смогу ещё вынести?»

Я не буду читать полное описание этой книги. Вы можете прочитать её сами в подробностях, потому что не всё в ней предназначено для публичного чтения и обсуждения.

Меня спрашивали про цвет сари Радхи. Это цвет анураги, она символизирует огромную привязанность. Мы советуемся с Гурудевом во время рисования и используем разные оттенки красок. Иногда оттенки зависят от света луны: где-то светлее, когда луна полная, но важно, чтобы никто не увидел Радху, когда Она идёт на свидание. В тёмную ночь Она носит тёмное, тёмно-синее, украшения из сапфиров, использует множество украшений на лице, но такие, чтобы слиться с тёмной ночью. Чтобы никто Её не смог увидеть, когда Она пойдёт через лес. Когда приходит время джулан-ятры, Она одевается в пять разных цветов.

В Малайзии во время разговора с Гурудевом он сказал: «Эти картины настолько ценные!» Теперь вы можете понять, почему это так. Ведь они изошли из самого сердца Шрилы Гурудева.

Относительно «Сева-кунджи» он говорил: «На самом деле, они пришли не из моего сердца, а из сердца Шрилы Рупы Госвами. Точнее, даже не из сердца Рупы Госвами – из сердца Самого Кришны, потому что это Он думает: «О, я должен что-то сделать». Но если быть ещё более точным, это не сердце Кришны. Всё это – сердце Шримати Радхики, потому что Она вдохновляет Кришну мыслить определённым образом»(7). Но для этого мира эта картина изошла из сердца Шрилы Гурудева.

Итак, в Малайзии Гурудев сказал: «Эти картины настолько ценные, дурлабха, в течение столь долгого времени они были недоступны, а теперь они проявились». Я постоянно думала, что же он имел в виду, и уже в Австралии задала ему вопрос: «Что Вы имели в виду, говоря, что картины были недоступны? Вы не хотели бы, чтобы они были доступны? Эти игры слишком сокровенные? Кому мы можем их передавать (и показывать на картинах)?» Гурудев ответил: «Любому, кому они нравятся, можете их давать. Потому что шраддха, вера, делает духовные предметы и объекты ценными. Верующие люди их, несомненно, оценят».

……………………………………….

1)   Это не указывает на то, что Шрила Рагхунатха дас Госвами был бхава-бхактой. Находясь в роли садхака, практикующего бхакти, разыграв благодаря Йога-майе наравата-лилу, он действовал как бхава-бхакта и порой терял видение духовных лил Кришны. В действительности, исходя из того, что он является нитья-парикаром, пришедшим из духовного мира, он никогда не покидает вечных игр Радхи и Кришны. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада писал: «Не все Шесть Госвами являются вечными спутниками Кришны. Только Рупа и Рагхунатха. Ты знаешь, что существует два вида живых существ: нитья-мукты, вечные спутники Господа, и нитья-баддхи, вечно обусловленные души. Материальное проявление – это шанс для вечно обусловленных душ вернуться домой, к Богу, но когда они уже вернулись, разницы между теми и другими нет. … Таким образом, все Шестеро Госвами становятся вечными спутниками Кришны» (Письмо к Шьямарани д.д. (Джадурани д.д.), сентябрь 1967г.).

2)   Высшим выражением махабхавы является маданакья. У маданакья-махабхавы есть сварупа – она никогда не успокаивается, никогда не удовлетворена, всегда полна утканты (надежд), полна вьяграты (нетерпеливости), и они увеличиваются с каждым моментом – это называется высшей стадией маданакья-махабхавыпрема-виласа-вивартой. Этого чувства нет ни в ком, кроме Шримати Радхики. Однажды посреди раса-лилы Радхика покинула её несмотря на то, что там присутствовали миллионы и миллионы гопи. Таким образом, раса-лила закончилась. Почему? Потому что даже если собрать всех остальных гопи вместе, то их совокупное настроение не сможет полностью удовлетворить Шри Кришну, только маданакья-махабхава в своём высшем проявлении, према-виласа-виварте, может принести Кришне наивысшее счастье. Детально с этой темой можно ознакомиться по ссылке:

http://sampradaya.ru/current/article/2112-mahabhava-gopi.html

3)   «Веданта-сутра», 1.2: «Бог – Тот, кто всё творит, поддерживает и уничтожает».

4)   Это не означает, что Радха исполнена эгоизма. Суть понимания Своего превосходства у Неё в следующем: Она считает, что только Она может радовать Кришну непревзойдённым образом. Она не думает эгоистически о Своей исключительности, Она думает всегда только о счастье Кришны, забыв о собственном наслаждении.

5)   Когда-то Ананга, полубог вожделения, пытался соблазнить Шиву, выстрелив в него из своего лука цветочными стрелами. Камадев хотел, чтобы Шива смог возжелать свою супругу Дургу.

6)   Воображение или представления Радхи так же реальны, как воображение и представления Кришны. Все Их мысли проявляются. Это одна из причин расширения Их мадхурья-лилы.

7)   В согласии с таттвой всё, что делает Кришна, что Он говорит и о чём думает, возможно только благодаря Его внутренней энергии, которую олицетворяет Шри Радхика.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д.,

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи