?

Экадаши. Общие правила и рекомендации. Часть 2.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 6003. Опубликовано: 3-12-2011, 11:22

из книги "Харинама, дикша, вайшнава сад-ачар"

Экадаши

Общие рекомендации и правила. Часть 2

 

Если не можете поститься в Экадаши полностью и без воды, то прасад в этот день должен быть довольно простой, лучше один раз в день – для того, чтобы как можно больше времени заниматься шраваной и киртаной.

По строгим стандартам «Гаудия Веданта Самити» (Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа) в Экадаши не следует употреблять в пищу:

баклажаны, помидоры, мёд, цветную капусту, брокколи, болгарский перец;

из бобовых: горох, турецкий горошек (нут), бобы, фасоль и любые продукты, сделанные из бобов или зерна (пападамы, тофу, кофейные напитки);

такие индийские овощи, как: карела (горький лимон), локи, пармал (потол), торой, кунли, бенди, дэта («барабанные палочки»), банановые цветы; а также листья и стебли всех этих овощей;

любые листовые: шпинат, салат, капусту, карри, ним, петрушку и т.д.;

зерно и продукты из него: пшено, овёс, пшеницу, манку, макароны, рис, кукурузу, а также любую муку из злаков и бобовых (рисовую, нутовую, чечевичную и т.д.);

экстракты из кукурузы или другого зерна, а также продукты, приготовленные из этих экстрактов либо смешанные с ними: питьевую соду, пекарский порошок, многие прохладительные напитки, некоторые виды творога, некоторые виды йогурта, карамель, конфеты и т. п.;

масло, выжатое из злаков и некоторых семян: кукурузное, горчичное, сезамовое и т.д., а также продукты, жареные в таком масле, например картофельные чипсы.

В Экадаши можно использовать следующие специи: куркуму, чёрный перец, имбирь и соль, но только из новых, чистых пакетов.

Следующие специи также не следует использовать: сезам, тмин, асафетиду, шамбалу, горчицу, тамаринд, фенхель, калинджи, кардамон, гвоздику, мускатный орех и т.д.

Продукты, которые можно употреблять всегда, даже в Экадаши и в Чатурмасью:

Любые фрукты (свежие и сушеные), любые орехи (включая арахис) и ореховое масло; картофель, тыкву, кабачки, свёклу, огурцы, редис, зелёную папайю, лимоны, авокадо, маслины, кокос, любой сахар; гречневую крупу (но её нужно перед приготовлением тщательно перебрать от зерновых); любые молочные продукты за исключением молока и йогурта в соответствующие месяцы Чатурмасьи.

Перед постом Экадаши не переедают. Если трудно пропустить вечерний прасад, то можно принять немного, чтобы легко переварилось. Если вы переедаете вечером накануне Экадаши, то этот излишек зернобобовых не переварится, и на следующий день греховные реакции войдут в эти непереваренные зернобобовые, оставшиеся в вашем желудке. Поэтому те, кто любит «хорошо поесть перед постом», обманывают сами себя.

С вечера накануне нужно более тщательно почистить зубы, чтобы во рту не оставалось злаков и бобовых. Титхи Экадаши начинаются с восхода солнца и заканчиваются после восхода следующего дня (см. время парана). Но считается, что начало Экадаши – с брахма-мухурты. Поэтому серьёзную ошибку совершает и тот, кто ест рано утром в Экадаши, думая, что оно начинается только с восхода. К тому же принимать пищу до восхода и в сумерки в любом случае считается очень неблагоприятным. Если вы соблюдаете сухой пост без воды (нирджал), то утром в день Экадаши и в Двадаши (до парана) зубы нужно чистить просто водой и пальцем, но так, чтобы не проглотить воду. Если вы не можете поститься в Экадаши полностью, можно пить немного воды. Если не можете и так, то можно выпить сок. Если не можете так, то можно съесть немного фруктов. Если не можете так, то можете поесть ещё и овощи, орехи, молочные продукты. Такой прасад называется анукалпа (то есть, то, что допускается как уступка тем, кто не может поститься полностью). В Экадаши утром по возможности лучше ничего не есть. Всё время стараться посвящать шраване и киртане, увеличить число повторяемых кругов хари-намы. Днём можно принять прасад (анукалпа), который обычно приемлем для Экадаши, и лучше один раз в день, избегая дневного отдыха, постоянно повторять наму и читать священные писания. В Экадаши спать днём не рекомендуется, это считается нарушением обета. Если вы порезались в день Экадаши, и вышла хоть капля крови, это тоже считается нарушением Экадаши. В Экадаши нельзя бриться и стричься. Также не рекомендуется мыться полностью с мылом в день Экадаши, умащать тело маслом и пр. – то есть важно ограничить ту деятельность, которая связана с телом. Ачаман не прерывает пост нирджал, если делать его согласно «Пурохит-дарпане» (то есть капля воды в ладони лишь слегка касается губ, но не принимается внутрь). Утром в день Двадаши после своих утренних духовных обязанностей нужно прервать пост в положенное время (паран) обязательно злаками, если вы в Экадаши принимали прасад или пили воду. Если постились полностью и без воды (нирджал), то пост может прервать вода или фрукты (но лучше всегда прерывать злаками). Если вы соблюдаете Экадаши правильно, вы почувствуете огромное духовное благо, которое приносит соблюдение этого обета. Этот день лучше выделять только для садханы-бхаджана и избегать поездок и других дел. Если вы в дхаме, то в дни поста лучше не покидать храм (кроме парикрамы) и не выезжать из дхамы. В том случае, если вы должны в эти дни делать какое-то тяжелое служение, и вам требуются физические силы, вы можете принимать прасад сколько вам требуется, но если такого служения в этот день нет, то лучше соблюдать пост, как описано выше.

Более высокий стандарт следования Экадаши (который не обязателен для всех, и которому следуют не все ваишнавы) – это соблюдение «правила трёх дней»: Дашами, Экадаши и Двадаши. Все эти три дня считаются священными и особыми, поэтому Экадаши соблюдается вместе с предшествующим Дашами и последующим Двадаши – тогда пост считается завершённым. Основные правила таковы. В день Дашами нужно принять обычный дневной прасад (с зернобобовыми) и потом уже больше ничего не есть и днём стараться не спать. Совершать больше шраванам-киртанам и молиться перед Божеством, прося Гурудева и Господа благословений об успешном совершении обета Экадаши. Согласно «правилу трёх дней» вечером перед постом Экадаши не едят. На следующий день, в Экадаши, целый день ничего не есть и не пить. Все время стараться посвящать шраванам-киртанам, увеличить число повторяемых кругов хари-намы, избегать дневного отдыха, постоянно повторять хари-наму и читать священные писания. Ночью отдыхают, но не слишком долго. (А если взять совсем высокий стандарт следования, то и ночью в Экадаши не спят). Утром в Двадаши после поклонения Господу можно прервать пост в положенное время парана. В Двадаши принимают прасад (зернобобовые) один раз в день, а также воздерживаются от дневного сна, посвящая своё время шраване и киртане. Следует снова отметить, что «правило трёх дней», как и полный пост в Экадаши, необязателен для всех преданных, и что ему следуют по желанию и по способности. Но обязательным условием для Экадаши является воздержание от злаков, бобовых и других запрещённых продуктов, усиленное шраванам-киртанам в этот день и своевременное прерывание поста (паран).

Бытует заблуждение, что если случайно пропустил или нарушил Экадаши, то можно поститься на злаки и бобовые в день Двадаши, и что это будет «то же самое», как пост в Экадаши. Такое мнение надуманно, поскольку экадаши-титхи – это период с определенного до определенного времени, и если это время упущено, его уже не вернёшь – совершена апарадха Экадаши Дэви и Бхагавана. Однако можно поститься в Двадаши в качестве признания своей вины и раскаяния за совершенную ошибку. Это смягчит реакции, но нельзя считать это полностью равноценным посту в день Экадаши. Поэтому никогда не следует пропускать экадаши-титхи.

Дни явления Вишну-таттв (Рам-навами, Нрисимха-Чатурдаши, Джанмаштами, Вамана-двадаши, Нитьянанда-траёдаши, Адвайта-саптами и др.) отмечаются постом с воздержанием от злаков и бобовых, как и в Экадаши. Прасад, который приемлем для Экадаши, в эти дни можно принимать в указанное в календаре время (например, в полдень, после наступления сумерек и т.д.). На следующий день после явления Вишну-таттвы нужно прервать пост (паран) в указанное время. В дни явления Шакти-таттв (например, в Шри Радхаштами, явление Шри Гададхара) и в дни явления и ухода ваишнавов поста нет.

Для прерывания поста (паран) нужно смотреть ваишнавский календарь (панджика) и стандартный отрывной календарь вашего региона, где указано точное время восхода солнца для каждого дня года. Со времени восхода солнца, соответственно вашему региону, нужно прервать пост зерновыми в тот промежуток времени, который указан в панджике.

  Шуддха-экадаши также называют хари-васара, или день Господа Хари. Шуддха-экадаши значит «чистый Экадаши». Он наступает, когда лунные дни (титхи) не накладываются один на другой. Если экадаши-титхи (одиннадцатый лунный день) начинается в период арунодайа, то есть в течение девяноста шести минут до восхода солнца, и заканчивается перед восходом солнца следующего дня, ни на секунду не перекрывая следующие титхи, такой Экадаши называется шуддха-экадаши.

  Однако если дашами-титхи (десятый лунный день) попадает даже на одну секунду в период арунодайа, следующий за ним Экадаши получает название пурва-виддха-экадаши, потому что вначале Экадаши десятый лунный день (дашами-титхи) наложился на одиннадцатый лунный день (экадаши-титхи). В пурва-виддхи-экадаши не надо соблюдать экадаши-врату. В этом случае двенадцатый день (двадаши-титхи) называется маха-двадаши и считается днем, благоприятным для экадаши-враты.

  Если наложение происходит в конце экадаши-титхи, то есть двенадцатый лунный день (двадаши-титхи) наступает до полного завершения предыдущего дня (экадаши-титхи), этот Экадаши называется пара-виддха-экадаши. Такое наложение не препятствует экадаши-врате и его можно соблюдать в экадаши-титхи.

  Чтобы достойно отметить день Господа Хари, накануне надо избегать половых отношений. Затем, в день хари-васары, нужно поститься, отказавшись даже от воды, и бодрствовать всю ночь, совершая непрерывный бхаджан. На следующий день надо прервать пост в положенное время и продолжать воздерживаться от половых отношений. Пост даже на воду (нирамбу-упаваса) означает, что нужно отказаться также от маха-прасада, а иначе нирамбу-упаваса будет нарушена.

  Для тех, кто не способен полностью поститься весь день, в «Хари-бхакти-виласе» (12.97) приводится цитата из «Ваю Пураны», где даётся менее строгое предписание. Там говорится: нактам хавишйаннам. Нактам значит «ночью», а хавишйаннам – «жертвенная пища, дозволенная в определенные религиозные праздники». Под этим выражением надо понимать, что те, кто не способен соблюдать полный пост, вечером могут поесть фрукты или другую подходящую пищу.

  В «Хари-бхакти-виласе» (12.82) приводится ещё одна цитата из «Ваю Пураны» подобного содержания. Там сказано, как соблюдать Экадаши, не имея возможности поститься:

 

упавасе тв ашактасйа ахитагнер атхапи ва

путран ва карайед анйан брахманан вапи карайет

 

«Если брахман, поддерживающий священный огонь, не способен соблюдать пост, он может назначить вместо себя сына или другого брахмана поститься в этот день».

  Полная цитата из «Ваю Пураны», которая приводится в «Хари-бхакти-виласе» (12.97) относительно поста с дозволенной пищей, звучит так:

 

нактам хавишйаннам аноданам ва

пхалам тилах кширам атхамбу чаджйам

йат панча-гавйам йади вапи вайух

прашастам атроттарам уттарам ча

 

  Здесь сказано, что человек может поесть подходящую пищу на ночь. Любые злаки и бобовые исключаются. В пищу годятся только фрукты, кунжут, молоко, вода, очищенное масло, пять даров от коровы или просто воздух. Каждый последующий вид пищи считается лучше предыдущего.

  Согласно «Махабхарате», «Удйога-парве» вода, коренья, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, повеление духовного учителя и лекарство не нарушают обет. Этот стих приводится в «Хари-бхакти-виласе» (12.100):

 

аштаитанйа врата гхнани апо мулам пхалам пайах

хавир брахмана камйа ча гурор вачанам аушадхам

 

  Хари-васара – это не только Экадаши, но и другие священные для ваишнавов дни, а именно: Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-Чатурдаши и Гаура-пурнима. Предписание следовать Экадаши, данное в «Хари-бхакти-виласе», относится как к мужчинам, так и к женщинам всех четырёх варн и ашрамов. Все женщины, будь они вдовы или замужние, должны соблюдать Экадаши. Употреблять в пищу злаки и бобовые в Экадаши считается не меньшим грехом, чем съесть говядину. На каждый месяц приходится по два Экадаши: на одиннадцатый день прибывающей и убывающей луны.

  В «Хари-бхакти-виласе» (12.47) приводится цитата из «Вишну-дхармоттары», где сказано:

 

сапутраш ча свабхарйаш ча сваджанаир бхакти самйутах

экадашйам упавасет пакшайор убхайор апи

 

«Вместе со своей женой, сыновьями и другими членами семьи надо с великой преданностью два раза в месяц поститься в Экадаши».

  В этом стихе слово свабхарйа значит «жена». То есть человек должен соблюдать обет вместе с женой. Другими словами, замужние женщины также должны поститься в Экадаши. Экадаши-врата касается всех без исключения. Пренебрегать Экадаши – великий грех. Есть посты, преследующие другие цели, и замужним женщинам нет необходимости следовать им. Но это правило не касается экадаши-враты. В «Хари-бхакти-виласе» (12.3) говорится:

 

атра врата-стха нитйатвад авашйам тат самачарет

сарва папапахам сарва-ритхадам шри-кришна тошанам

 

«Поскольку экадаши-врата предназначена для каждого, её обязательно надо соблюдать. Благодаря такому обету человек избавится от всех грехов, обретёт все желаемое и доставит удовольствие Шри Кришне».

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи