?

Заметки об экадаши. Часть 3.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 2623. Опубликовано: 3-12-2011, 11:33


Заметки об экадаши.

Часть 3

 

  Не следует проводить кремацию в Экадаши, или в маха-двадаши, по возможности следует отложить её на следующий день.

***

  Согласно лунному календарю опасными для зачатия считаются следующие дни: Пурнима (полнолуние), Амавасйа (новолуние), Аштами (восьмой день, как после полнолуния, так и после новолуния), Экадаши (11-й день) и Чатурдаши (14-й день). В эти дни тело слабеет, что может отрицательно сказаться на будущем ребёнке. И хотя тело в Экадаши может наоборот набирать активность, этот день не следует посвящать мирскому, так как в этот день активен Марс, и поэтому все недуховные начинания будут разрушены.

***

С точки зрения «Аюр-веды», каждый может соблюдать диету, рекомендованную на Экадаши. Сейчас на многих сайтах, посвященных здоровью, рекомендуют следовать посту в Экадаши. Это идеально – поститься в Экадаши. Физиологический смысл поста на Экадаши в том, что обычно в этот день тело очень активизируется. Чтобы противостоять этой чрезмерной активности, преданные постятся, что помогает обуздать свои чувства. В этом мире есть очень много людей, которые заботятся о своём здоровье и регулярно соблюдают различные диеты. Таким людям можно просто объяснить, что Экадаши – самый лучший день для поста.

***

  В арчану также входит соблюдение Джанмаштами, поста на Картику, соблюдение поста на Экадаши, омовение в месяц магха и проч. Божествам Шри Шри Гаура Нитай предлагаются новые брахманические шнуры, бхога, которая приемлема в Экадаши, включая мангала-сладости в Двадаши.

***

  Священный шнур (брахманскую упавиту) можно менять, только если он порвался или развязался, а также после посещения погребальной церемонии или затмения. Обычно его меняют раз в месяц на полнолуние, на праздник или в каждый Экадаши.

***

    Шрила Гаура-кишора всегда соблюдал строгий пост на Экадаши, отвергая даже воду. В другие дни он часто ел высушенный дробленый рис, замоченный в воде, вместе с чили, а иногда просто землю с берега Ганги. Его отречение не было искусственным, но было признаком безразличия к мирскому существованию.

***

  Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в Экадаши обычно постился без воды (нирджала).

***

  Главный принцип Экадаши – не просто поститься, а пыта­ться увеличить свою веру и любовь к Говинде. «Истинная цель соблюдения поста в Экадаши – уменьшить до минимума потреб­ности тела и занять всё своё время в служении Господу, повторяя святые имена Бога или совершая иное подобного рода служение. Во время поста самое лучшее – помнить игры Говинды и постоянно слушать Его святое имя». (Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, «Нектар преданности», стр. 91).

  «Что касается обетов и повторения хари-намы, которые ты принял, то я думаю, что это очень хорошо. Однако тебе не следует браться за то, что ты не сможешь выполнить. Нет необходимости поститься один раз в неделю. Два раза в месяц, в дни Экадаши, будет достаточно. Кроме того, есть другие специальные дни поста.

  Духовное осознание зависит от аскез и обетов, однако в этот век, по милости Кришны и Господа Чайтанйи нам не следует принимать очень строгие епитимьи, так как мы не способны выполнить их. Выполнение существующих правил и предписаний достаточно для обычного человека. Однако то, что ты увеличил ежедневное количество кругов до 25, очень хорошо»  (Шрила Бхактиведанта Свами. Лондон, 11 ноября 1969 г., письмо ученику).

***

  В ваишнавском календаре указано много постов, например, Экадаши, а также дни явления и ухода Господа и Его преданных. Их цель – уменьшить количество жира в организме, чтобы человек не спал больше положенного и не становился ленивым и апатичным в своём стремлении к божественному. Из-за переедания человеку приходится спать больше, чем необходимо. Человеческая жизнь предназначена для аскезы, а совершать аскезы – это значит ограничивать себя в сексе, еде и т.д. Это позволит человеку сберечь время для духовной деятельности и очиститься снаружи и внутри. Только так можно очистить свои тело и ум.

***

  «Духовный учитель – это преданный Кришны, который несёт вдохновение, исходящее от Кришны. Таковы два аспекта Гурудева. В одном из этих аспектов он ваишнав, а гуру – это вдохновлённая сторона ваишнава. В дни поста, такие как Экадаши, сам он не принимает злаков и бобовых. Он ведёт себя как ваишнав, но его ученики предлагают зерновые изображению своего гуру на алтаре. Даже в дни поста ученики предлагают зерновые своему духовному учителю» (Бхакти Ракшак Шридхара Махарадж).

(Другими словами, мы подносим Божестивенной Чете злаки через гуру, как это делаем в обычные дни).

***

сататам киртайанто мам, йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа, нитйа-йукта упасате

(«Бхагавад-гита», 9.14)

 

Кришна сказал: «Независимо от благоприятных или неблагоприятных времени, места и обстоятельств они прославляют Мои имена, образ, качества, игры и окружение. Им нравятся Мои черты и привычки. Они признают, что Я источник всех Своих ипостасей, строго следуют правилам преданного служения: повторяют Моё святое имя и соблюдают пост в дни Экадаши. Занимая себя разными видами служения, преданные вступают со Мной в вечные взаимоотношения».

***

«Шримад Бхагавад-гита махатмья»

 «Человек, изучающий «Шри Гиту» во время святых дней, особенно в дни поста, известные как Экадаши, независимо от того, бодрствует ли он или спит, движется или неподвижен, никогда не будет побеждён своими врагами» («Шри Ваишнавия-тантра-сара», текст 20).

***

мадхава-титхи, бхакти-джанани,

джатане палана кори

кришна-басати, басати боли,

парама адаре бори

 

  «Святые праздничные дни, такие как Джанмаштами и Экадаши – это мать преданности для тех, кто с почтением относится к ним. С благоговением и любовью я избрал местом своего жительства святые места игр Шри Кришны» «Шаранагати», «Шуддха-бхаката-чарана-рену», 2 стих).

***

  Может возникнуть вопрос: какое нам дело до того, что Рупе Манджари 13 лет 6 месяцев и 1 день? Или что Каустури Манджари носит одежду цвета горного хрусталя? В действительности, всё это имеет отношение к экадаши-бхаве, одиннадцати видам настроений манджари. Медитация на вечную форму манджари способствует развитию определённого настроения преданного. Также следование Экадаши по правилам Гаудий дарует экадаши-бхаву.

***

Одна обезьяна каждое утро приходила во двор, садилась на манговое дерево со сложенными ладонями и слушала лекцию Шрилы Прабхупады, а когда лекция заканчивалась, она уходила.

  Говорят, что был один слон, который постился на каждый Экадаши. Такие случаи время от времени бывают во Вриндаване.

***

Правила соблюдения поста Экадаши описаны в двенадцатой и тринадцатой виласах «Хари-бхакти-виласы» Санатаны Госвами. Санатана Госвами говорит, что Экадаши должны соблюдать все люди (чтобы называться людьми) в возрасте от восьми лет до восьмидесяти. Так что если вы попадаете в этот возрастной промежуток, поститесь во имя Господа Хари.

  Там же написано (со ссылкой на «Нарада Пурану»), что лучше совокупляться с собственной матерью, есть говядину, пить алкоголь и убивать, чем принимать в пищу злаки и бобовые в день Экадаши!

Далее там говорится:

 

самайасйа махарогад духкхинам сарва дехинам

екадашим упавосо'йам нирмитам парамаушадхам

 

 «День Экадаши был создан как самое могущественное лекарство (парама-аушадхам), излечивающее от материальной болезни, которая вынуждает человека находиться в материальном теле и подчиняться материальному уму» («Хари-бхакти-виласа» 12.110 таттва-сагара).

 

тават папани дехе'смин тиштханти мануджадхипа

йават на упавашет джантух падманабха динам шубхам

 

«О царь, пока человек не станет соблюдать пост в Экадаши, все грехи останутся в его теле» («Хари-бхакти-виласа» 12.114 «Нарада Пурана», Васиштха Муни).

***

Шрила Санатана Госвами не рекомендует даже чистить зубы в день Экадаши – это нужно сделать вечером предыдущего дня. Он также советует принимать пищу только один раз в предыдущий день, Дашами.

  Ещё одна рекомендация: никому не говорите о том, что вы поститесь в этот день – делайте это незаметно, не напоказ. Аскеза может явиться причиной гордыни. Но главное то, что Экадаши – это хари-васара, День Господа Хари. Это день, который мы должны целиком, по мере наших сил, посвятить Богу.

  ***

Шуддха-экадаши начинается за 96 минут до восхода солнца в одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. Однако если Дашами, предыдущий день, длится хотя бы на секунду больше, то пост нужно соблюдать на следующий день – маха-двадаши. Когда Экадаши перекрывается с Дашами, поститься НЕЛЬЗЯ. В «Сканда Пуране» сказано, что сто сыновей Гандхари были убиты на Курукшетре, потому что она соблюдала пост на Экадаши, которые перекрывались с Дашами. И наоборот, когда Экадаши перекрывался с Двадаши – поститься нужно, потому что оба эти дня очень благоприятны для поста. В Экадаши, который перекрывается с Дашами, постящийся человек подвергается демоническому влиянию, а постясь на маха-двадаши, он приближается к Господу Хари.

  Если мы не можем поститься полностью, то рекомендуется принимать пищу только один раз, во второй половине дня, ближе к вечеру. В соответствии с «Махабхаратой», пост на Экадаши не прерывают: вода, корнеплоды, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, приказ гуру и лекарство.

***

С материальной точки зрения экадаши-титхи управляется Марсом и неблагоприятен для многих видов мирской деятельности. Поэтому карма-канда Вед предписывает пост, джапу и другие виды благочестивой деятельности.

***

Если в течение дня вы заняты очень интенсивной проповедью или другим важным служением, то вы можете и не держать полный пост. То же относится к больным, кормящим матерям или к тем, для кого полный пост больше доставит беспокойств, чем поможет сосредоточиться на Кришне. В таком случае преданные соблюдают пост на злаковые и бобовые продукты. Не следует принимать также семена горчицы, шамбалы и порошковую асафетиду, которую иногда производители смешивают с мукой.

***

В Экадаши можно предлагать Божественной Чете злаки и бобовые, но вкушать такой маха-прасад нельзя – следует отложить его на следующий день.

***

Во время Экадаши светлой половины месяца надо медитировать на 12 святых имён Господа Вишну, повторяя «ом кешавайа намах» и другие мантры, регулярно произносимые преданными Господа при нанесении священной глиной тилаки на разные части тела. Во время Экадаши тёмной  половины месяца преданный должен медитировать на 16 святых имён четверичной экспансии Всевышнего Господа и на их полные последующие части. Преданный должен повторять «ом санкаршанайа намах», «ом говиндайа намах» и т.д. (см. «Чайтанья-чаритамриту», Мадхья-лила, 20.195-197).

/p

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи