Что представляет собой истинная рагануга-бхакти.



Что представляет собой истинная рагануга-бхакти
Према Прайоджан Прабху
Часть 1
Данная статья написана как ответ на недавние злонамеренные нападки последователей некоторых бабаджи с Радха-кунды, направленные против искренних преданных в семье Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Цель этой статьи – выявить исторические искажения и философские отклонения, неоднократно используемые с целью принизить подлинность практики рагануга-бхакти в духовной семье Шрилы Прабхупады, а именно в различных ветвях Гаудия Матха и ИСККОНа.
Утверждения данной статьи не предназначены принизить или недооценить любого вайшнава или вайшнавскую традицию. Наше искреннее желание заключается в том, чтобы во всех ветвях семьи Шри Чайтаньи Махапрабху воцарилась гармония и любовь. Данная статья признаёт, что к рагануга-бхакти можно обратиться различными способами, но вместе с тем утверждает, что служить (Кришне, Богу) в своей сиддха-дехе, находясь на стадии анартха-нивритти, с онтологической точки зрения абсолютно невозможно.
Вопрос: Когда начинается рагануга-бхакти? Одни говорят, что она может начаться в любой момент, а другие – только на уровне ручи. И те и другие цитируют шастры. Как разрешить столь противоречивые мнения?
Ответ: Разница между вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти заключается только в правритти, мотивации. Если ваше служение вызвано приверженностью предписаниям шастр, то это вайдхи-бхакти, а если — лобхой, непреодолимым желанием приобрести сладостное настроение спутников Шри Кришны, то это называется раганугой. Последняя мотивация может проявиться в любой момент и на любом уровне по милости чистого вайшнава (шуддха-бхакты).
ваидхи бхактир бхавет шастра бхактау чет сйат правартакам
рагануга сйач чед бхактау лобха ева правартаках
«Когда преданность вызвана предписаниями шастр, это называется ваидхи-бхакти, когда же она вызвана лишь духовной жадностью, то это называется рагануга-бхакти» («Рагавартма-чандрика», 1.3).
Одна из главных ошибок большинства людей заключается в том, что они думают, будто рагануга-бхакти означает лишь служение в сиддха-рупе. Это ложное представление опровергает выше приведённый стих Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Служение в сиддха-дехе – лишь часть рагануга-бхакти. Даже если вы не знаете свою сиддха-деху, но ваше желание (правритти) слушать (шравана) и повторять (киртана) вызвано желанием обрести настроение спутников Шри Кришны, таких как Шри Рупа Манджари, то это рагануга-бхакти, пусть и на начальной стадии. Тот факт, что вы не осознали свою сиддха-рупу, ещё не означает, что вы ограничены лишь вайдхи-маргом. Те, кто говорит так, просто не знают таттву. Это зависит только от характера мотивации вашей практики.
Помимо ошибки недопонимания того, что рагануга-бхакти зависит исключительно от правритти, люди часто делают и другую ошибку. Поскольку лобха может проявиться в любой момент и на любой стадии благодаря милости, они думают, что первое проявление лобхи автоматически делает человека способным к медитации на сиддха-рупу. В действительности, лобха должна постепенно достичь зрелости, пока не достигнет уровня сиддхи (полностью зрелой).
Лобхотпатти-кале шастра-йуктй-апекша на сйат, сатйан ча тасйам лобхатвасйаивасиддхех: «Проявившаяся лобха не должна зависеть от предписаний шастр и каких-либо причин. Если такая зависимость имеет место, значит, лобха ещё не полностью утвердилась (асиддхи)» («Рагавартма-чандрика», 1.5).
Уттама-бхакти имеет три составляющих: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Только уттама-адхикари (то есть тот, кто находится на уровне ручи) способен совершать уттама-бхакти. В этом заключается смысл выражения «уттама-адхикари» – адхикари (кандидат) для уттама-бхакти. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает это в своей «Бхакти-таттва-вивеке»: «Только когда ручи (вкус) к бхакти развивается, проходя через последовательные стадии садху-санги, практики бхаджаны, анартха-нивритти и наконец принимает форму ништхи, он превращается в шуддха-ручи. Таким образом, шраддха — это категория, отдельная от бхакти. Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» — тасмач шраддха на бхактй ангам кинту каманй асамартха видват тавад ананйатакхйайам бхактав адхикари-вишенанам эва: «Следовательно, шраддха является не составной частью бхакти, а необходимым условием для шуддха-бхакти. Человек обретает эту адхикару, когда становится безразличен к материальной деятельности».
«Даже получив сампрадаика-дикшу, то есть посвящение в подлинной ученической преемственности, человек не в состоянии войти в уттама-бхакти, о которой шла речь выше, пока не станет уттама-адхикари. До этого момента его бхакти можно назвать бхакти-абхасой» («Бхакти-таттва-вивека»).
Этот принцип относится как к вайдхи-бхакти, так и к рагануга-бхакти. Таким образом, истинная практика уттама-бхакти начинается с ручи, даже несмотря на то, что лобха в своей асиддха (незрелой форме) может проявиться в любой момент по милости. Только когда лобха становится полной на стадии ручи, человек способен вступить на путь рагануга-садханы, описанный Шрилой Рупой Госвами. Эту же идею весьма красноречиво высказал и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур:
са ча лобхо рага вартма вартинам бхактанам гуру-падашрайа лакшанам арабхйа свабхишта васту сакшат прапти самайам абхивйапйа йатха йатхатма паримриджйате'сау мат пунйа гатха шраванабхидханаих, татха татха пашйати васту сукшмам чакшур йатхаиванджана сампрайуктам. ити бхагавад уктер бхакти хетукантах карана шуддхи таратамйат прати динам адхикадхико бхавати.
«Шри Кришна объясняет в «Шримад-Бхагаватам» (11.14.26), как лобха преданного на пути раги постепенно растёт день ото дня соразмерно чистоте его читты. Эта лобха развивается с начальной стадии вручения себя лотосным стопам гуру и до того уровня, когда преданный внутренним взором начинает созерцать свой желанный объект (то есть каким образом выбранный им вечный спутник с любовью служит Шри Кришне): 'йатха йатхатма паримриджйате'сау мат пунйа гатха шраванабхидханаих, татха татха пашйати васту сукшмам чакшур йатхаиванджана сампрайуктам — «Чем больше читта очищается в процессе слушания и воспевания, тем более человек становится способен воспринимать тонкую духовную реальность подобно тому, как глаза начинают видеть всё лучше и лучше в процессе лечения специальной мазью» («Рагавартма-чандрика», 1.8).
Теперь особое внимание обратите на следующее предложение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура: удбхуте тадрише лобхе шастра даршитешу тат тад бхава прапти упайешу…правриттих сйат. — «Когда лобха достигла описанного выше уровня, человек обращается к методам, которые позволяют ему достичь желанной бхавы, как это сказано в шастрах» («Рагавартма-чандрика», 1.9).
Здесь Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что сердце должно быть очищено в процессе слушания и повторения до такого состояния, когда человек внутренне уже понимает (видит, осознаёт), каким образом избранный им спутник Кришны служит Ему. Только тогда его лобха становится зрелой, то есть не теоретической. Человек не может испытывать сильное желание к тому, опыта чего у него нет. Если у вас нет опыта того, как манджари служат Шри Радхе-Кришне, то, как вы можете говорить, что по-настоящему жаждете этого? Если вы скажете: «Я читал об этом в шастрах», — это означает, что ваша жажда всё ещё зависит от шастр и мотивирована ими. Заметьте, что Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур использует глагол удбхуте в прошедшем времени — «Когда жажда пробудилась». Прошедшее время указывает на завершённое действие. Иными словами говоря, «когда лобха окончательно пробудилась, как это описано в предыдущем абзаце». В наши дни многие бхакты пытаются начать следовать стиху сева садхака рупена сиддха рупена чатра хи, обладая полусырой лобхой или даже меньше — теоретической жаждой, и, в конце концов, все приходят к губительному результату.
Последовательность должна быть таковой: благодаря слушанию (шраване) и повторению (киртане) человек достигает ништхи. На уровне ништхи в очищенной читте проявляются нама, рупа и гуна Шри Кришны (См. «Сарартха-даршини», 3.25.25). Этот опыт пробуждает вкус. На уровне ручи в очищенной читте проявляются имя, рупа, гуна и парикары Шри Кришны. Только когда бхакта обретает некоторое понимание спутника, за которым он хочет следовать, он действительно может практиковать стих:
кришнам смарам джанам часйа прештхам ниджа самихитам
тат тат катха раташ ча сау курйад васам врадже сада
«Преданный должен помнить своего дорогого Кришну и вечно свободного бхакту, которого выбирает по собственной воле. Ему следует всегда жить во Врадже и быть привязанным к темам, касающимся Кришны и этого любимого бхакты» («Б.-р.-с.», 1.2.249).
Рагануга-бхакти — это не воображение (игра ума). Поглощённая процессом смараны на этого спутника, читта человека постепенно становится всё больше и больше привязана (асакти) к нему и в конце концов преобразуется в такую же, как у этого спутника, согласно принципу логики кита-бхринга-ньяя (когда червь превращается в шмеля, потому что всё время думает о нём). Этот пример приводит Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» (ануччхеда, 319), когда говорит о могущественном эффекте погруженности:
китах пешаскрита руддхах кудйайам там анусмаран |
самрамбхам-бхайа-йогена виндате тат-сварупатам ||
эвам кришне бхагавати майа-мануджа ишваре |
«Червь, пойманный шмелем, из страха постоянно думает о своём поработителе и постепенно приобретает образ, подобный его образу. То же можно сказать и о медитации на Шри Кришну, Верховного Господа».
Шрила Джива Госвами приводит этот пример в той части «Бхакти-сандарбхи», где излагает философскую основу процесса рагануга-бхакти. Конечно, в рагануга-бхакти человек сосредоточен больше на спутнике Шри Кришны, чем на Самом Шри Кришне. В результате этого естественным образом проявляется сиддха-рупа преданного. Об этом пишет Шрила Рупа Госвами:
кришнам смарам джанам часйа прештхам ниджа самихитам
тат тат катха раташ ча сау курйад васам врадже сада
«Преданный должен помнить своего дорогого Кришну и вечно свободного бхакту, которого выбирает по собственной воле. Ему следует всегда жить во Врадже и быть привязанным к темам, касающимся Кришны и этого любимого бхакты» («Б.-р.с.», 1.2.249).
Вот каким образом бхакта обретает сиддха-рупу. И тогда он легко и естественно может следовать стиху из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.295:
сева садхака рупена сиддха рупена чатра хи
тад бхава липсуна карйа враджалоканусаратах
Именно таким образом наши Госвами ясно представили процесс рагануга-бхакти для тех, кто желает пройти постепенный процесс очищения и обрести сопутствующие внутренние откровения. Традиционно роль гуру в этом заключается в том, чтобы давать руководство и подтверждать. Нынешний сценарий, когда сиддха-деху насильственно «скармливают» начинающему бхакте, каништха-адхикари, не имеет никакого отношения к изначальным наставлениям и практике Госвами Вриндавана.
Бхакти дарует сиддха-рупу по самой своей природе. Невозможно искусственно навязать духовное отождествление дживе, покрытой анартхами. Шри Чайтанья Махапрабху Сам учил этому Шрилу Санатану Госвами, объясняя ему знаменитый стих «атмарама»:
бхактира свабхава, брахма хаите каре акаршана
дивйа деха дийа карайа кришнера бхаджана
«О Санатана, внутренняя природа бхакти заключается в том, чтобы отвлечь человека от безличного Брахмана. Бхакти естественным образом даёт садхаке духовное тело и даёт ему служение Шри Кришне» («Ч.-ч.», Мадхья, 24.110).
Тот, кто не верит в эти наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, попросту не имеет веры в святое имя из-за бесчисленных оскорблений.
Приведём из «Бхакти-сандарбхи» ещё ряд доказательств того, что ручи является начальным уровнем для рагануга-садханы в уттама-бхакти. Заметьте, что все эти доказательства приводятся из части, посвящённой рагануга-бхакти, поэтому когда бы здесь не использовалось слово «ручи», оно подразумевает ручи (вкус), пробудившийся от осознания того, каким образом вечные спутники служат Кришне.
тасйа тадриша-рага-шудхакаракарабхаса-самулласита-хридайа-спхатика
манех шастради-шрутасу тадришйа рагатмикайа бхактех парипатишв апи ручир джайате
«Когда бхакта слышит из шастр о служении вечных спутников, в чистом кристалле его сердца отражаются луноподобные лучи их раги, которые пробуждают у него ручи (вкус) к их способам служения. Бхакти, наполненная этим вкусом, именуется рагануга-бхакти» («Шри Бхакти-сандарбха», 310).
Обратите внимание, что здесь вкус к методам служения спутников подразумевает некоторый анубхути (опыт) лил. Поскольку этот опыт приходит в определённой последовательности (крама), это предполагает, что преданный последовательно получил какой-то опыт намы, рупы, гуны, парикаров и лилы и потому почувствовал вкус к деятельности парикаров в лиле.
атаевасйа джанма-лакшанам бхакти-вйатирекенаниатранабхиручитвам итй ади джнейам
«Поэтому, когда приходит ручи в рагануга-бхакти, этот вкус отличается отсутствием вкуса ко всему, что не связано с бхакти» («Бхакти-сандарбха», 310).
santata-tad-bhaktyunmukhatakara-tadrsa-ruci –
«Такой ручи (вкус) побуждает человека находиться в состоянии непрерывной сосредоточенности на преданном служении» («Бхакти-сандарбха», 312).
тато ручер виралатвад уттарабхавенапи йадаикантикитвам…
«Этот естественный вкус исключительно редок, поэтому если человек считает себя утвердившимся в особой преданности, но при этом не имеет почтения к священным писаниям, это значит, что его непоколебимость в преданности — просто притворство» («Бхакти-сандарбха», 312).
тадриша-ручимати ту тайаива ручйа двиштатвад
апунарбхавади анандасйапи ванчха насти,
ким ута парама-гхринаспадасйа викарманандасйа,
атас татра свата эва на правриттих
«Преданный, обладающий таким ручи, не имеет желания даже к блаженству освобождения, потому что этот вкус преданности порождает отвращение к этому. Что тогда говорить об отвратительных удовольствиях нерелигиозной деятельности?» («Бхакти-сандарбха», 312).
нана викшепавати ручйабхавена рагатмика бхакти-шаилим анабхиджанати
«В отсутствие ручи человек не может сосредоточиться и таким образом понять методы служения вечно освобождённых преданных» («Бхакти-сандарбха», 312).
Заметьте, что здесь Шрила Джива Госвами говорит, что в отсутствии вкуса читта будет слишком обеспокоена, чтобы уловить отражение природы рагатмика-бхакти. А в таком случае как человек сможет следовать по стопам рагатмика-бхакты? Только с помощью собственного фантазирования. Поэтому так называемая садхана подобных неофитов — лишь самообман. Они пытаются понять высочайшие произведения наших Госвами, не имея базы в таких основополагающих книгах Гаудий как «Брихад-бхагаватамрита», «Бхакти-расамрита-синдху» и «Шат Сандарбхи». Это в высшей степени неуважительно по отношению к Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами и Шриле Дживе Госвами.
Вопрос: У меня была беседа с одним своим старым другом, который сначала был учеником Шрилы Прабхупады, а теперь стал учеником Бабаджи N с Радха-кунды. Он так много всего мне поведал. Он сказал, что мы, преданные в линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, то есть в Гаудия Матхе, по определению не можем иметь сиддха-деху, потому что мы не следуем древней традиции, когда сиддха-деху даёт гуру во время посвящения, описанной в «Джайва-дхарме». Так ли это?
Ответ: Такой древней традиции, при которой сиддха-деху даёт гуру во время посвящения, не существует. Метод бхаджаны, имеющийся у Бабаджи N, представляет собой довольно новое учение, которому никогда не учил ни Шри Чайтанья Махапрабху, ни Шесть Госвами, ни Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана или Шрила Бхактивинода Тхакур.
Дикша была описана в «Хари-бхакти-виласе», «Сат-крия сара-дипике», «Шри Бхакти-сандарбхе», «Прамея-ратнавали», «Нарада-панчаратре» и так далее, и ни в одной из этих книг нет упоминания о том, чтoбы гуру давал сиддха-деху. Пожалуйста, попроси своего старого друга привести хоть одну цитату из подлинной шастры. Фраза «сиддха-пранали» вообще не существует нигде в шастрах.
Бабаджи N следует методу бхаджаны, введённому Сиддха Кришна дасом Бабаджи и изложенному в его книгах «Шри Гаура-Говинда-лиламрита-гутика» и «Бхаванасара-санграха» (написанной в 1878 г.). В биографии Сиддха Кришна даса Бабаджи, опубликованной Бабаджи N, написано, что Лалита Сакхи и Санатана Госвами лично предстали перед Сиддха Кришна дасом Бабаджи на берегу Манаси-Ганги и благословили его «учить НОВОМУ методу бхаджана, благодаря которому все преданные с легкостью достигнут совершенства». Этот метод подразумевает помнить множество карт, изображающих план большого дома Джатилы в Явате, дворца Нанды Махараджи в Нанда-граме, Вришабхану Махараджа на Варшане, со всеми их многочисленными комнатами, кладовками, комнатами для слуг, гостей и так далее. Наши Шесть Госвами и Ачарьи никогда не давали ничего подобного.
Более того, во время дикши Бабаджи N даёт двадцать четыре мантры, из которых только две передавались в его дикша-парампаре. Остальные двадцать две были представлены в этой линии шикша-гуру по имени Шри Кришна Чайтанья дас Бабаджи в 1937 году. И большинство из этих мантр невозможно найти ни в одной шастре. Таким образом, можно сказать, что 92% мантр, которые получает ученик Бабаджи N, были представлены в его линии только в 1937 году, а сам метод их бхаджана был создан в 1878 году. Я не собирался критиковать эту традицию или преуменьшить эффективность их практики. Я просто указываю, что нельзя говорить, что они следуют древней и неизменной традиции, потому что это ложь. Большая часть их практики, описанной выше, — недавняя с исторической точки зрения.
В то же время процесс дикши в линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура подробно изложен Шрилой Гопалом Бхаттой Госвами, Шрилой Дживой Госвами, Шрилой Санатаной Госвами, Шри Кави Карнапуром, Шрилой Баладевой Видьябхушаной и другими. Наша традиция ничем не отличается от той, что была лично установлена Госвами и включает элементы, которым следовал Шри Чайтанья Махапрабху, поскольку она строится на принципах Панчаратры. В Гаудия-вайшнавизме слово дикша указывает на панчаратрика-дикшу как это объяснил Шрила Джива Госвами в своей «Бхакти-сандарбхе» и «Крама-сандарбхе», давая комментарий на «Шримад-Бхагаватам» 7.5.23:
арчана марге шраддха чет, ашрита мантра гурус там-вишешатах приччхет йадйапи шри бхагавата мате панчаратради ват арчана маргасйа-васйакатвам насти, тад винапи шаранапатти адинам екатаренапи пурушартха сиддхер а-бхихитатват, татхапи шри наради вартманушарадбхих. критайам дикшайам арчанам авасйам крийетаива. пара-двара тат сампаданам вйавахара ништхатвасйаластвасйа ва пратипадакам. тато шраддха майатвад дхинам ева тат мантра дикшадй апекша йадй апи сварупато насти татхапи прайах свабхавато дехади самбандхена кадарйа силанам викшипта читтанам джананам тат тат шанкочи каранайа шримад риши прабхритибхир атрарчана марге квачит квачит квачит качин марйада стхапиташти. татра тат тад апекша насти; рамарчана чандрикайам винаива дикшам випрендра пурашчарйам винаива хивинаива нйаса видхинадж апа матрена
«Если вайшнав-садхака развивает веру в путь арчаны, который предназначен для последователей системы панчаратрика, то он должен во всех подробностях расспросить об этой практике у панчаратрика-гуру, который дал ему мантру. Говорится, что человек может достичь совершенства даже без арчаны, если следует любому из девяти процессов преданного служения, которому предшествует вручение себя. Поэтому, хотя по мнению «Бхагаватам», нет необходимости в арчана-марге, который является единственным видом практики для последователей системы панчаратрика, если человек получил посвящение у гуру-вайшнава, который идёт по стопам таких личностей, как Шри Нарада (который тоже был панчаратрика), он должен посвятить себя арчане Господу Вишну с мантрами, которые он получил у своего духовного учителя.
Вовлечение других людей в процесс арчаны по собственному усмотрению лишь говорит об отсутствии убежденности или лени в отношении собственных обязанностей. Поэтому вовлечение других людей в арчану по собственному усмотрению есть признак безверия и потому неприемлемо. Хотя бхагавата-вайшнав на самом деле не нуждается в панчаратрика-мантра-дикше, панчаратрика-мудрецы, подобные Шри Нараде, в некоторых местах отметили важность арчаны, чтобы помочь людям обуздать распущенный нрав или беспокойный ум. В арчане и так далее нет никакой необходимости, как об этом говорится в «Рамарчана-чандрике»: «О лучший из брахманов, даже без дикши, пурашчарьи и ньяса-видхи — просто повторяя мантры Верховного Господа — человек достигает совершенства».
В истории Гаудия-сампрадаи не существует такого понятия, как сиддха-пранали-дикша. Это относительно новая мода. Всякий, кто не согласен с этим, должен привести хотя бы одно доказательство из шастр, но все эти люди молчат. И это потому, что их вера — лаукика-шраддха, вера, основанная на слухах. Они верят в то, что говорят в их секте, даже если в шастрах этому нет никаких оснований (подтверждений).
Сторонники сиддха-пранали часто пытаются выразить признание Шрилы Бхактивиноды Тхакура и его произведений, таких как «Джайва-дхарма», чтобы придать легальный статус своим заблуждениям в глазах вайшнавов, связанных с Гаудия Матхом и ИСККОНом. Однако так называемая «древняя традиция» давать сиддха-пранали во время дикши не поддерживается в «Джайва-дхарме». Тот, кто делает подобные утверждения, ни разу не потрудился систематическим образом изучить «Джайва-дхарму». В главе 21 Виджая Кумар и Враджанатха получают дикшу в форме Гопала-мантры. Там ничего не говорится о сиддха-пранали. Позже, когда они почитают маха-прасад, они получают непосредственный даршан Шри Чайтаньи Махапрабху и всех Его спутников в Шриваса Ангаме и плачут в духовном восторге. Через пять дней они вернулись к своему гуру. Вот отрывок из их разговора:
Бабаджи: Сын мой, ты должен внимательно рассмотреть свою свабхаву, и тогда ты увидишь соответствующий тип преданности, к которому ты склонен. Определённый вкус (ручи) пробудится согласно твоей внутренней свабхаве, и ты должен стремиться к расе, обозначенной этим вкусом. Определить свою расу можно лишь по своему ручи. Если ты испытываешь вкус к пути раги, тогда ты должен вести себя в соответствии с этим ручи; до тех пор, пока не пробудилась склонность к пути раги, тебе следует просто выполнять принципы вайдхи-бхакти с твёрдой верой.
Виджай Кумар: Прабху, я изучал «Шримад-Бхагаватам» долгое время, и я слушал кришна-лилу при любой возможности. Когда бы я ни размышлял о кришна-лиле, в моём сердце пробуждается сильная бхава служить Божественной Чете подобно Лалите деви.
Бабаджи: Не стоит продолжать. Ты — манджари (юная служанка) Лалиты деви. Какое служение тебе нравится?
Виджай Кумар: Я хочу, чтобы Шримати Лалита деви позволила мне делать гирлянды из цветов. Я буду собирать красивые гирлянды из прекрасных нежных цветов и отдавать их Лалите Сакхи в лотосные руки. Она посмотрит на меня по-настоящему милостивым и полным любви взглядом, а потом наденет эти гирлянды Шри Шри Радхе и Кришне на шею.
Бабаджи: Я даю тебе благословения, чтобы ты обрёл совершенство в цели, которой посвящена твоя садхана.
Когда Виджай услышал полное любви благословение Бабаджи Махашаи, он припал к лотосным стопам своего учителя и заплакал. Видя его состояние, Бабаджи сказал: «Продолжай практиковать рагануга-садхана-бхакти с такими же чувствами, но внешне веди себя согласно правилам вайдхи-садхана-бхакти, на регулярной основе.
Как видите, учение Шрилы Бхактивиноды Тхакура фундаментально отличается от версии сиддха-пранали, созданной Бабаджи N, по многим причинам. Основные отличия заключаются в следующем:
- Бабаджи N настаивает, что сиддха-рупу нужно давать каништха-адхикари (начинающим) на уровне бхаджана-крии. Виджай Кумар и Враджанатха, услышав наставления своего гуру в сиддха-рупе, получили даршан Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников в Шриваса Ангаме. Но неужели вы думаете, что при этом они находились на уровне бхаджана-крии, оставаясь покрытыми анартхами и не имея ништхи или ручи? Поэтому пример «Джайва-дхармы» вовсе не оправдывает дачу сиддха-рупы преданным находящимся на уровне каништха.
- Бабаджи N учит, что у дживы нет сварупы. Он объясняет, что гуру в своём трансе видит образ, который уже существует на Голоке Вриндаване, и описывает его дживе, у которой нет собственной внутренней формы. Это полностью отличается от мнения Шрилы Бхактивиноды Тхакура, который постоянно подчёркивает во всех своих книгах, что сварупа души — это вечная потенция, заложенная в ней. Поэтому в приведённых выше отрывках из «Джайва-дхармы» гуру не то чтобы даёт сварупу душе, у которой нет внутреннего отождествления, а вдохновляет своего ученика протестировать собственный внутренний ручи (вкус). А затем он даёт лишь некоторые советы, чтобы подчеркнуть уже пробудившийся у него опыт.
- Далее, он не говорит Виджай Кумару, какое служение совершать, но спрашивает его, к чему у него в процессе бхаджана проявилась склонность. Поэтому концепции, представленные в «Джайва-дхарме», полностью отличаются от учения Бабаджи N.
- Некоторые, поддерживая идею давать сиддха-пранали преданным каништха на уровне бхаджана-крии, приводят пример Санньяси Тхакура, который уже в первой главе «Джайва-дхармы» узнал своё духовное имя. Однако этот аргумент более чем нелеп, потому что Санньяси Тхакур был парамахамсой на уровне освобождения даже прежде, чем встретил своего гуру. Так что подобное сравнение неуместно.
- Приведём отрывок из «Харинама-чинтамани» Шрилы Бхактивиноды Тхакура:
«Если предпочтения (в духовном отождествлении) преданного разнятся, то гуру может вносить изменения. Однако если ученику это не нравится, он должен открыто сказать об этом духовному учителю и объяснить ему, чего именно он хочет. Гуру подумает над его пожеланиями и даст ему другое отождествление. Также, если ученик хочет, гуру раскроет ему своё собственное отождествление» (15.72-73)
Примечание: Когда духовный учитель рассматривает личные духовные наклонности ученика, ученик должен помогать своему учителю, рассказывая ему о своих предпочтениях. До тех пор, пока гуру со всей ясностью не видит наклонности ученика, его наставления не являются безупречными. Наклонности, сформировавшиеся у человека благодаря его добродетельным поступкам как в этой, так и в предыдущих жизнях, и называются ручи, вкус. Однако эти наклонности являются неотъемлемой частью души (её сварупы). Если человек не склонен к шрингара-расе, но испытывает склонность к настроению слуги (дасья) или друга (сакхья), то это означает, что гуру будет наставлять его соответствующим образом.
Очевидно, что давать сиддха-пранали на уровне, предшествующем ручи, ништхе или даже анартха-нивритти, как это делают некоторые гуру, недопустимо с точки зрения Шрилы Бхактивиноды Тхакура, потому что Шрила Бхактивинода Тхакур считает, что гуру не может направлять духовное развитие ученика, у которого ещё не проявился внутренний ручи.
В «Бхаджана-рахасье» (1.10) Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет, как стихи «Шикшаштаки» обозначивают стадии бхаджана:
чари шлоке крамашах бхаджана паква кара
панчама шлокете ниджа-сиддха-деха бара
аи шлоке сиддха-дехе радха-падашрайа
арамбха карийа краме уннати удайа
чхайа шлока бхаджите анартха дуре гела
табе джана сиддха-дехе адхикара хаила
адхикара на лабхийа сиддха-деха бхаве
випарйайа буддхи джанме шактира абхаве
«Поэтому, если человек с верой следует второму, третьему и четвёртому стихам «Шикшаштаки», то его бхаджан постепенно достигает зрелости (ручи). На этом уровне человек может совершать свой бхаджан с чувствами, выраженными в пятом стихе (асакти) и размышлять о своём совершенном духовном теле (сиддха-дехе), которое развивается постепенно благодаря тому, что он принял особое прибежище у лотосных стоп Шримати Радхики. Постоянно продолжая бхаджан таким образом, он избавляется от всех анартх и обретает должные качества, чтобы постичь свою сиддха-деху. До тех пор, пока присутствуют анартхи, постичь свою сиддха-деху невозможно. Разум тех, кто пытается медитировать на сиддха-деху, не имея должной квалификации, деградирует под влиянием возрастающих авидьи (невежества), асмиты (ложного эго), раги (мирских привязанностей), двеши (ненависти) и абхинивеши (страха смерти). Поскольку их бхаджан не имеет достаточной поддержки со стороны внутренней энергии, сварупа-шакти, он полностью рушится».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что любые попытки использовать имя Шрилы Бхактивиноды Тхакура в поддержку практики Бабаджи N давать сиддха-пранали преданным каништха, просто бесчестны.
Шесть Госвами никогда не практиковали сиддха-пранали, также как и подлинные ачарьи в нашей линии. Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет в «Манах-шикше» (Стих 1):
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
«О мой дорогой брат, мой глупый ум, держа тебя за стопы, я молю тебя сладкими словами. Пожалуйста, оставь гордыню и поскорее обрети глубокую привязанность к своим дикша-мантрам, святым именам Верховного Господа и прибежищу Шри Шри Радхи-Кришны, вечно юной Божественной Четы Враджа».
И в «Шри Мукта-чарите»:
«Я кланяюсь моему Гурудеву, по чьей безграничной милости я обрёл лучшее из святых имён и дикша-мантру».
Если бы Шрила Рагхунатха дас Госвами получил от своего гуру сиддха-пранали или экадаша-бхаву во время посвящения, он упомянул бы об этом в своих молитвах. Но несмотря на то, что Шесть Госвами, Шри Кави Карнапур, Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Баладева Видьябхушана много писали на тему рагануга-бхакти и как служить в сиддха-дехе, они нигде не говорили о сиддха-дехе, которую даёт гуру во время дикши. Все они следовали примеру Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху получил хари-нама мантру и Гопала-мантру. Под воздействием этих двух мантр он достиг совершенства. Шри Кришна появился в этом мире в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы показать, как идти по пути чистого бхаджана (апани ачати бхакти сикхаиму сабаре — «Я всех буду учить пути бхакти на собственном примере» («Ч.-ч.», 1.3.20)). Если бы Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы мы получали сиддха-пранали во время дикши, Он бы показал этому пример.
Так мы показали (доказали), что система бхаджана, которой обучал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, продолжает изначальную древнюю традицию Гаудия-сампрадаи, тогда как система, которой обучает Бабаджи N, представляет собой намного более позднее явление, возникшее в конце 19-го века. Любой, даже мало сведущий в этом вопросе человек, согласится, что об этом говорят все доступные доказательства — как логические, так и шастрические.