?

Раса-лила катха. Для кого и когда. Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1165. Опубликовано: 12-04-2016, 11:46

Раса-лила катха. Для кого и когда

(Из журнала учеников «Враджа-према» №2)

 Часть 1

 

хари хе!

шри рупа-госаи шри-гуру-рупете

шикка дило мора кане

джано мора катха намера кангала

рати па’ бе нама-гане

кришна-нама-рупа-гуна-сучарита

парама джатане кори’

расана-манасе корахо ниджога

крама-видхи анусари’

 

«О мой Господь Хари! Шри Рупа Госвами, придя в образе духовного учителя, сказал мне такие слова: «Попытайся понять, о чём я говорю, о молящий о даре святого имени. Если ты поймёшь моё послание, в тебе разовьётся привязанность к воспеванию харинамы. Следуя всем правилам и предписаниям шастр, внимательно занимай свой язык и ум слушанием и воспеванием кришна-намы, кришна-рупы (образа Господа), кришна-гуна-сучарита (Его трансцендентных качеств и прекрасных лил). Но делай это, следуя процессу постепенного развития, как рекомендуют писания» (Шри Саччидананда Бхактивинода Тхакур, сборник «Шаранагати», глава «Бхаджана-лаласа», девятая песня).

 

К Его Божественной Милости Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу приходят многие люди — кто из любопытства, кто с желанием получить серьёзное духовное руководство. Кто-то получает у него шикшу, иной принимает посвящение в харинам и дикшу. Некоторые преданные родом из северной Индии (хиндустани) — из Матхуры и Дели, другие – из Бенгалии и Ориссы. Есть уроженцы с Запада, а кто-то — российских корней. К нему приходят ученики Шрилы Шридхары Госвами Махараджа, Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами, Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами, приходят преданные из ИСККОНа, у которых гуру пал или отклонился от чистого бхакти. Приходят и совершенно разочарованные во всём люди, и, наоборот,— те, кто ощущает огромное вдохновение в бхакти. Наконец есть преданные с большим стажем, пытающиеся совершать процесс садхана-бхакти уже тридцать лет, а есть совсем новички, которые никогда не были ни в ИСККОНе, ни в Гаудия Матхе и имеют очень отдалённое представление о том, что такое преданное служение Кришне и кто такой Шри Чайтанья. У Шрилы Нараяны Госвами Махараджа нет «типичной» группы учеников. То, что объединяет всех нас, — стремление к Истине, к чистой преданности и желание следовать по стопам шуддха-вайшнава, вечного спутника Господа, который способен даровать искренним людям кришна-прему.

Шрила Нараяна Махарадж, будучи ачарьей, посвятил всю свою жизнь проповеди послания Махапрабху, занимает в Гаудия Матхе не совсем обычное положение, и о нём можно услышать самые разные мнения. Причина кроется в том, что он играет особую роль в нашей Гаудия-Сарасват-сампрадае — чаще, чем другие, он напоминает слушателям о существовании рагануга-бхакти, пытаясь помочь более старшим ученикам в понимании концепции «Рупануга», учения Шрилы Рупы Госвами в его изначальном виде, будучи свидетелем того, как у современных последователей Гаудия-вайшнавизма зачастую наблюдаются отклонения или в материализм, или в представление, что «мы можем ограничиться только ваидхи-бхакти и нам больше ничего не нужно».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж учит нас пониманию главной и высшей цели философии Гаудиев и тому, насколько важно помнить о ней в своей садхане и стараться избегать того, что мешает её достижению. Однако нельзя забывать что он даёт наставления о постепенном развитии садханы в достижении враджа-бхакти и о правильном подходе и отношении к ней. Другими словами, он приводит к гармонии две крайности — с одной стороны, сосредоточение лишь на процессе ваидхи-бхакти, сухом следовании правилам и предписаниям шастр, и с другой стороны — тенденция к сахаджии, пренебрежение предписаниями ваидхи и поверхностное восприятие рагануга-бхакти.

 Предосторожность в принятии пути рагануга-бхакти очень необходима. Она необходима как вакцина от болезни, которая называется «подражательство». Дело в том, что среди некоторых последователей Шрилы Нараяны Госвами Махараджа наблюдается определённое недопонимание бхакти-садханы. Некоторые почему-то вообразили, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж говорит только на темы раса-лилы, гопи и Манджари, и хочет, чтобы его ученики слушали только об этом. К такому пониманию слов духовного учителя может прийти человек, не слишком внимательно слушающий его наставления и не слишком прилежно изучающий писания, книги Шести Госвами, наставления Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Такие преданные хотят слушать только одну часть наставлений, а другую — игнорировать, и поэтому в них может проявляться склонность к сахаджии. Однако, если мы хотим обрести настоящее према-бхакти, а не её подделку, необходимо следовать наставлениям Гурудева и Гуру-парампары как они есть, а не как нам хочется их понимать. И даже у тех, кто не воспринимает Гурудева таким образом, порой возникают сомнения о соотношении ваидхи- и рагануга-бхакти и практической стороне дела.

Статья адресована также и возможным оппонентам, ведь далеки от реальности представления о том, что Шрила Нараяна Махарадж говорит только о раса-лиле (и причём обязательно «неквалифицированным слушателям»). К сожалению, многие желают пребывать в таком заблуждении. Лекции Шрилы Нараяны Госвами Махараджи регулярно публикуются на открытых интернет-сайтах и в журналах вайшнавских обществ, прежде всего «Гаудия Веданта Самити», и любой может увидеть, что в этих лекциях нет ничего «запретного» или чересчур «сокровенного».

Не секрет, однако, что среди его последователей порой появляются некоторые люди склонные к сахаджии (слава Богу, их меньшинство). Не обретя ещё необходимой квалификации (адхикара), они считают, что уже готовы для рагануга-бхакти и поэтому совершают самостоятельные попытки «пролезть» в сокровенные темы и попрактиковать «раганугу». Это происходит не по вине Гурудева, так как наш духовный учитель постоянно предупреждает о пагубности подобных неавторитетных попыток. Такие преданные есть не только в санге Шрилы Нараяны Махараджа, но и в любых других вайшнавских обществах. Считать их «представителями» Гурудева было бы ошибкой, так же как по ним судить об Гурудеве, ведь они в действительности не следуют наставлениям своего Гуру и не понимают их.

Есть и такие, кто принимает посвящение лишь формально, сознавая это и не желая устанавливать настоящую связь с духовным учителем. Такие «ученики» являются просто бременем на его плечах. При любой церкви или мечети всегда приживаются безумцы и юродивые, но мы же не будем обвинять в этом Иисуса Христа или пророка Магомета. Также никто не будет обвинять, например, Шрилу А.Ч.Бхактиведанту Свами Прабхупаду или Шрилу Шридхару Госвами Махараджу, что некоторые из их учеников оказались просто «прохожими», а некоторые отклонились с пути чистого бхакти, будучи неспособными следовать их наставлениям.

У каждой дживы есть качество сватантра, небольшая независимость, которую она может использовать правильно или злоупотребить ею. Отсутствие ясности в понимании слов духовного учителя следует устранить, обратившись к таттва-сиддханте и к авторитетному постепенному процессу садханы (крама-патх). Духовный учитель может иногда затрагивать в своих лекциях возвышенные темы, связанные с рагануга-бхакти, для того, чтобы его более зрелые ученики имели представление о том, к чему нужно стремиться в садхане. Гурудев объясняет, как, совершая процесс садханы, постепенно подняться к этим возвышенным целям. Всё, что говорит чистый преданный, духовный учитель, нужно слушать с почтением. Таким образом, о рагануга-бхакти, о гопи и манджари-бхаве можно и нужно слушать от чистых преданных, свободных от анартх. И также условием является наличие у слушателей веры в Кришну, шраддхи. Если же такие возвышенные темы начинают обсуждать между собой каништха-адхикари, не имеющие достаточно шраддхи и шаранагати, то такие беседы авторитетной хари-катхой назвать никак нельзя, и кроме апарадх они ничего не могут принести. Тот, кто ест зелёные, несозревшие плоды, ничего не получит, кроме расстройства желудка.

Вопрос «когда можно начать рагануга-бхакти» довольно непростой, ведь каждый человек уникален. Внутренняя духовная жизнь сугубо индивидуальна — она может обсуждаться только между гуру, учеником и Бхагаваном. Однако для того, чтобы мы смогли лучше разобраться в данном вопросе, постараемся представить здесь важнейшие наставления нашей гуру-варги — в первую очередь слова самого Шрилы Гурудева, Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджи, и ачарьев Шри Гуру-парампары. Важно принимать все наставления духовного учителя и гуру-варги, а не только их часть. В противном случае мы рискуем впасть в грех следования логике «ардха-кукутти-ньяя» (принимать лишь ту половину курицы, что несет яйца, и отвергать другую половину, которую нужно кормить).

В этом материале будет часто встречаться выражение «начинающий преданный». Кто-то может подумать: «Ну, это не обо мне, я ведь уже так давно в сознании Кришны... Это о каких-то новичках...» Шрила Гурудев сказал по этому поводу следующее (25 апреля 2001): «Несмотря на то, что человек мог получить посвящение от Шрилы Бхактиведанты Свами тридцать лет назад, он может всё еще быть каништха-адхикари (начинающим, незрелым преданным), а не мадхьямой. Иначе не было бы столько смуты и падений ...И поскольку они каништха-адхикари, они не хотят слушать никого, кроме своего гуру. Но чтобы развиваться, они должны слушать».

 

Следование ваидхи-бхакти —  неотъемлемая часть процесса

 

С самого начала своей проповеди в западных странах Шрила Гурудев постоянно предупреждал своих учеников о том, что нужно проявлять осторожность в отношении возвышенных тем мадхурья-расы и строго учитывать свой адхикар (духовную квалификацию). Я хочу привести несколько примеров такого наставления из хари-катхи Шрилы Гурудева. Вот что он говорил на день ухода Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады на Варшане, 14 ноября 1996 года: «Шрила Свами Махарадж пришёл не только для того, чтобы дать рагануга-бхакти, но прежде всего рупануга-бхакти. Однако в то время он не мог дать это своим ученикам, потому что они ещё не были готовы к восприятию. В настоящее время я прилагаю столько усилий, чтобы привести вас на более высокий уровень, но всё равно лишь очень немногие из вас могут что-то понять. Очень немногие. А двадцать пять лет назад, когда Шрила Свами Махарадж ездил в Америку проповедовать, он хотел дать людям рагануга-бхакти, то видел, что никто из его учеников совсем не обладает необходимой квалификацией. Не правда, что он пришёл в этот мир, чтобы проповедовать только ваидхи-бхакти. Все ачарьи в нашей Гаудия-миссии были рупанугами. <...> Как же Свами Махарадж мог иметь своей целью лишь ваидхи-бхакти? Он пришёл проповедовать то же послание, что и Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Рупа Госвамипад. Он пришёл не только ради ваидхи-бхакти, хотя на нашем уровне это именно тот процесс, которому мы пока должны следовать (although at our stage this is the process that we have to perform). Ваидхи-бхакти всё для нас устроит само по себе. Бхакти — это не просто некое качество. Бхакти не является нирвишеша, чем-то безличным. Бхакти — это личность, и према-бхакти может управлять Самим Кришной. Эта бхакти управляет и Кришной, и Радхикой. Она может сделать так, что Кришна будет танцевать, и Радхика тоже, и все гопи. Бхакти сама танцует и заставляет танцевать всех вокруг вместе с ней».

* * *

Этой теме Гурудев посвятил свою хари-катху и 07.06.01 в Голландии, «Нама-апарадхой легко получают деньги»: «Когда мы воспеваем святое имя через силу, с помощью ума, это просто звуковая вибрация. Это не чистое святое имя. Однако, хотя это ашуддха-нама (у кого-то намапарадха, у кого-то намабхаса), тем не менее, наши Госвами говорят, что такое воспевание также является частью процесса бхакти. Существует два вида садханы ваидхи-бхакти-садхана (садхана в следовании предписаниям шастр) и рагануга-бхакти-садхана (когда преданным движет стремление следовать по стопам враджаваси). Когда мы занимаем язык и все чувства преданным служением (в процессе ваидхи), это также можно назвать бхакти. Хотя это ещё не само бхакти, но процесс ваидхи тоже является частью бхакти.

...Иногда я прошу кого-нибудь из брахмачари подготовить всё необходимое для агни-хотры, и хотя эти приготовления ещё не являются самой агни-хотрой, тем не менее это неотъемлемая часть её, так как все эти вещи приносят и расставляют именно для проведения агни-хотры. Точно так же, когда мы совершаем садхану, преданное служение с помощью этого материального тела и чувств, это тоже можно назвать бхакти. Объясни это.

Шрипад Аранья Махарадж: Гурудев привёл этот пример для того, чтобы показать, что садхана сама по себе ещё не является бхакти, поскольку бхакти — это вритти (функция, проявление) сварупа-шакти. Если у преданного не начинает проявляться бхава, его деятельность нельзя назвать бхакти в строгом смысле этого слова. Крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха («Бх.-Р.-С.»,1.2.2) [садхана — это то, что приводит к проявлению бхавы]. Тем не менее, Шрила Рупа Госвами относит садхану к области бхакти, поскольку очень важно совершать её для того, чтобы установить основу, на которой сможет проявиться сварупа-шакти-вритти, другими словами бхава-бхакти».

* * *

Из комментария Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады «Анувритти» к 8-му стиху «Упадешамриты»: «Когда преданный, следующий пути ваидхи-бхакти, оставляет все свои многочисленные материальные желания и совершает бхаджан строго в соответствии с наставлениями шастр, сад-гуру и вайшнавов, в его бхаджане появляется ручи (глубокий вкус). При появлении такого ручи он оставляет путь ваидхи и вступает на путь рагануга-бхакти».

* * *

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит в «Кальяна-калпатару» (раздел 3 «Уччхаваса», вторая песня «Гуна-киртана»):

 

виддхи-марга-рото джоне свадхината-ратна-дане

рага-марге корайа правеш

 

«Тот, кто старательно и с верой следует ваидхи-бхакти, постепенно обретает сокровище духовной свободы и вступает на путь рага-марга».

* * *

На день ухода Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами (1995 г., Матхура) Шрила Гурудев дал необычайно важные наставления: «...Нам нужно постараться когда-нибудь войти в обитель рагануга-бхакти, но мы не должны подражать, имитировать. Если мы занимаемся подражательством, всё будет испорчено, поэтому нам следует быть очень осторожными и не вести себя как сахаджии, которые понимают рагануга-бхакти по-своему. Шрила Рагхунатха дас Госвами молится в «Вилапа-кусуманджали» о том же самом бхакти, что и Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Санкалпа-калпадруме». Но нам нельзя пытаться сразу прыгнуть в океан «Говинда-лиламриты» — иначе мы духовно погибнем, пропадём. Продолжая строго следовать ваидхи-бхакти, мы должны медленно, но верно, входить в мир рагануга-бхакти. Рагануга-бхакти — это конечная цель, но к ней следует приближаться очень осторожно, следуя всем основным принципам, которым учили Прабхупада Сарасвати Тхакур и Свамиджи (Шрила Бхактиведанта Свами)».

* * *

Из хари-катхи Гурудева 1995 г. (сборник «Прабандхавали», глава «Бхаджана-рахасья»): «Рагатмика-преданные — это те, кто обитают в духовном мире, а те, кто следуют за ними, находясь ещё в этом мире, называются рагануга-преданными. Бхактивинода Тхакур говорит, что рага проявится через деятельность в преданном служении. Медитация рагануга-преданного не противоречит следованию предписаниям ваидхи-бхакти. Отличие состоит только в настроении, чувстве. Преданный, который обрёл лобхамайи-бхакти (преданность, наполненную желанием служить Кришне в настроении враджаваси, лаулйам), продолжает следовать всем правилам и предписаниям преданного служения. Махапрабху дал такое наставление Рагхунатхе дасу Госвами:

 

бахйа антара ихара дуи то’ садхана

бахйе садхака-дехе коре шравана-киртана

моне ниджа-сиддха-деха корийа бхаван

ратри-дине коре врадже кришнера севан


(«Ч.-ч», Мадхья, 22.156-157)

«В рагануга-бхакти преданное служение совершают и внешне, и внутренне. Даже если преданный уже достиг совершенства, внешне он всё равно должен следовать правилам садханы, таким как слушание и воспевание. А в своём духовном теле он день и ночь служит Кришне во Вриндаване». Бхактивинода Тхакур пишет, что если садхака с великой верой совершает нама-санкиртану двадцать четыре часа в сутки, все его анартхи исчезнут. По милости Кришны в нём проявится бхава, и бхаджан станет для него легким и естественным. Это сравнивается с восходящим солнцем в садхане преданного». Таким образом, тот кто действительно обрёл лаулйам (лобху), всё равно продолжает следовать правилам ваидхи-бхакти - что уж говорить о том, кто ещё не развил его в себе.

* * *

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада (1932 г.): «Мне хорошо известно, что вы ещё не готовы слушать об этом, но тем не менее нам следует знать, что в царстве бхакти существует такой духовный идеал, ради обретения которого необходимо сначала совершать анартха-нивритти.

...Тот, кто повторяет харинаму уже 15-20 лет, должен знать об этом [то есть такие преданные могут начать слушать о рагануга-бхакти]. Начинающим преданным нет необходимости слушать об этих темах — они всё исказят в своём понимании. Об этих темах могут слушать только уважаемые (вишишта) преданные, в которых есть дух служения (севонмукха). Это не для всех. И также говорится «апона бхаджана котха на кохибе джотхатотха» — «Не раскрывайте свой бхаджан другим». Если вы пренебрегаете этим указанием предыдущих ачарьев, вы можете навсегда упасть из царства преданного служения (бхаджана)».

 

Принятие прибежища в святом имени


Шрила Гурудев (18.11.01, Говардхан): «Нама очищает наше сердце, сознание. По-настоящему оно очищает сердце, когда мы следуем процессу — принимаем сад-гуру, получаем посвящение, служим ему в настроении вишрамбха-гуру-сева. Наши анартхи уходят, и мы осознаём свои отношения с гуру и Кришной. Таким образом нама может оказать наибольшее воздействие. Без этого процесс очищения не будет столь же сильным. Нужно устранить из сердца всё нежелательное — начиная с вожделения. ...Святое имя всегда чисто, шуддханам, но когда наше воспевание намы покрыто анартхами — это или намапарадха, или намабхаса ...Через воспевание святого имени мы обретаем самбандху».

* * *

Шрила Гурудев (20.11.01, Варшана): «Не отвлекайтесь во время повторения намы. В течение одного часа или двух-трёх-четырёх часов сидите на одном месте (это должно быть спокойное, тихое место) и повторяйте харинаму. Если результат не приходит быстро, все равно продолжайте. Старайтесь слушать все слова маха-мантры и медитировать на них. Это называется мантра-чинтан. Старайтесь следовать процессу, который объясняет Бхактивинода Тхакур - пяти составляющим садханы. Постарайтесь понять значение мантры, кто является Божеством мантры (ишта-дева), какие у вас отношения с Ним. Божество — мой защитник, спаситель, Тот, кто поддерживает. Во время опасности не нужно беспокоиться, нужно думать: «Мой Прабху, мой Господь позаботится обо всём» ...Прапатти — осознание того, что я всегда падший, никчёмный, дина-хина. Шаранагати, атмани-веданам».

* * *

Из лекции Шрилы Гурудева на день ухода Шрилы Сарасвати Тхакура (1995г.): «Шакти харинамы подобно лунным лучам, которые раскрывают лотос нашего сердца. Цветок лотоса постепенно начинает раскрываться, то есть мы проходим через стадии ништхи, ручи, асакти и приходим на уровень бхавы. Когда лотос полностью раскрылся, это уровень премы. Но для того, чтобы шакти харинамы проявилось, нужно отвлечь свои мысли от материальной жизни. Два меча не могут быть в одних ножнах. Майя и бхакти не могут соседствовать в нашем сердце».

* * *

О том, что харинама-санкиртан выше смаранам, Шрила Гурудев пишет в книге «За пределы Ваикунтхи» (3 гл.): «В нашей сампрадае есть многие люди, которые считают, что нужно оставить все другие методы, кроме дхьяны (медитации). В качестве лучшего метода для развития рагануга-бхакти они рекомендуют смаранам — медитировать на игры Кришны и памятовать о Его аштакалия-лиле. Однако здесь Шрила Санатана Госвами устами Гопа-кумара и четырёхруких вечных спутников Нараяны говорит, что санкиртан — это лучший метод из всех существующих. Почему? Наш ум очень беспокоен, он не может усидеть на месте. Конечно, если человек способен медитировать на игры Кришны ни на что не отвлекаясь, это хорошо. Но вряд ли найдётся человек с умиротворенным умом. Поэтому для нас есть только один метод: эвам-вратах сва-прия-нама-киртйа / джатанураго друта-читта уччаих («Ш.-Б.», 11.2.40). Громко пойте святые имена Бхагавана, воспевайте Его образ, качества и игры так, чтобы ваше сердце плавилось от любви».

* * *

То же самое Гурудев пишет и в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху-бинду»: «В Кали-югу совершение любой анги бхакти должно сопровождаться харинама-санкиртаной. Шрила Санатана Госвами говорит, что харинама-санкиртана — это самая важная из всех анг бхакти, таких как смаранам и др. Манйамахе киртанам эва саттамам («Бр.Бхаг.», 2.3.148)».

* * *

Парампуджьяпад Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, святой вайшнав, который вошёл в нитья-лилу в возрасте ста двух лет, любил повторять: «Просто примите полное прибежище в святом имени – тогда будет меньше суеты и беспокойств и больше пользы» (less commotion and more promotion...).

* * *

Из хари-катхи Шрилы Гурудева (27.06.97, Франция): «...Сильный вкус к киртану. Вы слышали о том, что такое «нама-гане сада ручи»? Это один из признаков того, кто достиг бхава-бхакти. Нама-гане сада ручи лойа кришна-нам. «Преданный хочет постоянно воспевать харинама маха-мантру, поскольку имеет вкус к святому имени» («Ч.-ч.», Мадхья, 23.32).

* * *

Из хари-катхи Гурудева (07.06.01, Голландия): «Благодаря настоящей дикше, «ди» — дивья-гьянам - придёт понимание глубоких отношений с Кришной. В этот момент ученик познает все таттвы — кришна-таттву, джива-таттву, майа-таттву, бхакти-таттву. В результате «кша», всё дурное — оскорбления, анартхи, мирские привязанности, чувственное наслаждение и т.д., - уйдут из нашей жизни благодаря могуществу святого имени. Шрила Рупа Госвами говорит в «Намаштаке»: апаити нама спхуранена тат те... Это должно быть настоящее святое имя. Другими словами - шуддха-нама, чистое имя, произносимое без оскорблений. Если чистое имя не приходит и вы повторяете намабхасу, а особенно намапарадху, то вам придётся принимать на себя все результаты своей прарабдха-кармы. И с другой стороны, когда приходит чистое имя, это называется спхуранена.

Спхуранена — это когда Кришна открывается через Свое имя. Майявади тоже воспевают Харе Кришна, но они отправляются в ад. Карми тоже поют имя Господа, но с желанием получить богатство, славу и престиж. Тот же, кто воспевает святое имя следуя руководству очень квалифицированного гуру, вайшнава, сможет развить высшее качество воспевания намы. В противном случае святое имя исполнит ваши материальные желания, а бхакти не придёт».

* * *

Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж (из «Упадешавали»): «Киртанам является наилучшей и самой полной ангой бхакти». «Нама-бхаджан без оскорблений, то есть громкий киртан чистого святого имени, неотличен от лила-смараны».

* * *

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада (из «Упадешавали»): «Правильная шравана осуществляется через киртану, и это впоследствии сделает человека способным практиковать смарану. Только тогда возможно совершать непосредственное служение аштакалия-лиле Шри Радха-Кришне в каждой из восьми частей дня».

В своей песне «Вайшнава ке?» он говорит: киртоно прабхаве смарано хоибе / се кале бхаджано нирджоно самбхаво — «Внутреннее памятование приходит благодаря силе киртана, и только тогда будет возможно уединённое служение, нирджан-бхаджан».

Шрила Сарасвати Тхакур подчёркивал, что практика уединённой преданности, смарана или нирджан-бхаджан, в отрыве от всего окружающего совершенно невозможна для начинающих садхаков.

* * *

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад (из хари-катхи в Бакхрабаде 5 апреля 1926 г.): «В этом мире рупа-гуна-лила Бхагавана стали недостижимы для отвернувшихся от Него джив по их собственной вине. Как же можно достичь Его, легко и счастливо? Об этом говорит Шри Рупа Госвами Прабху: только предавшись наме. Живя в полной зависимости от святого имени, джива постепенно получает откровение рупы-гуны-лилы Бхагавана. Возлюбленный слуга Шри Рупы, Шрила Джива Госвами Прабхупада, говорит [в «Крама-сандарбхе»]: пратхамам намнах шраванам антахкарана-шуддхи... Бутон премышри нама. Постепенно распускаясь, Он показывает, что Он и есть рупа, гуна, парикара-ваишиштхья (Его неповторимые спутники) и лила. Открывшись полностью, Он показывает душе, достигшей васту-сиддхи, Свой сварупа-вилас — непредсказуемую, вечную игру Своего очарования.

Нет другого пути, нет другой садханы, кроме принятия святого имени ...В повторении намы — но не намапарадхианартхи уходят. Когда анартхи ушли, рупа, гуна, парикара-вайшиштхья и лила Бхагавана сами являют себя в чистом сердце. Только тогда, всем своим сердцем взмолившись о высокой сияющей расе, мы становимся действительно и безусловно достойными читать «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани». ...Часто, считая Гопиджанаваллабху — Шри Радха-Говинду, Господа Шри Рупы Прабху, — ограниченной вещью материального мира, мы совершаем апарадху.

Из-за намапарадхи нама не приходит, нет намы — не восходит према, и мы не видим эту четырежды сладостную улыбку Шри Кришны (мадху-гандхи мриду-смитам). Чтобы не совершать апарадху, мы должны выслушать «Десять апарадх» от Шри Гурупада-падмы. Пренебрежительность, этот демон, топит нас в гибельном океане принижения личности гуру, и поэтому повторение намы превращается в химеру. Тот, у кого материальные представления о шри наме, не способен старательно повторять святое имя ...Кроме служения шри наме у нас нет иного дела. Покуда есть анартхи, воспевать наму не получается. Выходит едва ли не сплошная намапарадха, и только изредка, по счастливой случайности, может проявиться намабхаса. Прежде всего надо освободиться от анартх, направить на это свои силы. Анартхи проходят, когда джива искренне взывает к Бхагавану, и другого выхода нет. Харер нама харер нама харер намайва кевалам / калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха ...Будьте милостивы, чтобы однажды, видя, с какой жаждой вы совершаете севу, служение, я благодарил бы Бога за свою удачу».

* * *

Шрила Гурудев (02.07.2000, Уэльс, Англия): «Если у вас нет веры в святое имя, в гуру и Кришну, как я смогу вам помочь? Если вы не хотите совершать преданное служение — Бога ради. Делайте глупости для своего чувственного наслаждения. Что я могу поделать? Но если вы хотите быть вечно счастливыми, у вас должна быть сильная вера в кришна-наму».

Конец 1 части

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи