?

«Радхика-чарана-падма» — Кто не желает поклоняться стопам Шримати Радхики.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1134. Опубликовано: 29-04-2016, 10:42

«Радхика-чарана-падма»
 — Кто не желает поклоняться стопам Шримати Радхики —
 «Гитавали», Шри Радхаштака, песня 1
 Шрила Бхактивинода Тхакур

Комментарий Бхактиведанты Радханти Махараджа

Часть 1

 

Когда миссия Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Шрилы Нараяны Госвами Махараджа ещё только набирала обороты, в городе Кемерово, что находится в Западной Сибири, не было ни одного его представителя. Тогда в городе действовала лишь одна ятра ИСККОН. Первые ученики Шрилы Нараяны Махараджа появились с проповедью в городе лишь в 2001 году. Это были бывшие ученики сложившего свои полномочия гуру Харикеши Махараджа из ИСККОН - Парартха Прабху и Дханурдхара Прабху. Они презентовали миссию Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, а также дали несколько лекций по первым стихам «Упадешамриты» на основе книги «Суть всех наставлений». Через четыре дня они уехали в город Новосибирск для встречи с Вишну-таттвой Прабху. В Кемерово одна из лекций прошла в ИСККОН, а другие лекции проходили в доме Према-бхакти дэви даси и Кришна-гьяна даса.

Как только миссия Гаудия Матха линии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа начала набирать обороты, Шрила Гурудев направил Шриман Урукрама Прабху (Шрипад Бхактиведанту Падманабху Махараджа) курировать новые ятры и нама-хатты, сформировавшиеся в России. Позже к нему присоединился Шриман Гьяна Прабху (Шрипад Бхактиведанта Неми Махарадж).

Вторым приезжим проповедником в шахтёрский город был Шрипад Бхактиведанта Радханти Махарадж. Он приехал в 2003 году. Ари Мардан принял его к себе в гости и организовал проведение нескольких лекций. Талантливый переводчик и рассказчик хари-катхи Шрипад Радханти Махарадж, будучи первым русскоязычным санньяси Шрилы Нараяны Махараджа, дал несколько лекций. Одну из них мы предлагаем вашему вниманию.

 

Ш.Радханти Махарадж: Я приехал для того, чтобы рассказать Вам о том, как должна строиться жизнь настоящих вайшнавов.

Ари Мардан д.: Вы не против, если мы запишем Вашу лекцию на магнитофон?

Ш.Радханти Махарадж: Нет конечно, потом вы сможете распространить эти записи среди своих друзей. Я также привёз Вам книги Шрилы Нараяны Махараджа «Нектар Говинда-лилы» и «За пределы Вайкунтхи». Пока у нас не так много книг Шрилы Гурудева на русском языке, но постепенно мы переведём все его книги. Наши переводчики уже в процессе.

Также у нас есть кассеты с лекциями Шрилы Гурудева. Вы можете приобрести, в том числе, записи лекций Шьямарани диди и Араньи Махараджа. Вы также можете их распространять у себя в городе. В основном, эти лекции для преданных, которые не первый год в сознании Кришны.

 

Ари Мардан д.: Хорошо.

Ш.Радханти Махарадж: Есть ли у Вас предложения в отношении темы лекции? Например, я хотел бы затронуть важную тему для вас всех - гуру-таттву.

 

Ари Мардан д.: Гуру-таттву мы уже обсудили с Вами достаточно подробно вчера. Также, до Вас мы обсуждали эту тему с прошлыми проповедниками. Немало нам в этом помог Дхарма-видуттама Прабху. Он очень детально, на основе лекций Араньи Махараджа, раскрыл эту тему. Мы предлагаем Вам освятить кое-что другое. Когда к нам приезжал Девапрастха Прабху, он немного рассказал нам радха-таттву. Мы до этого совсем ничего не знали о Шримати Радхарани! В ИСККОН не обсуждают эту таттву, и к тому же, у нас совсем нет никаких книг по этой теме. Не могли бы Вы рассказать о Радхарани подробнее? Мы поняли, что без милости Шримати Радхарани милости Кришны нам не видать.

Ш.Радханти Махарадж: Хорошо, но я сомневаюсь, что это подходящая для Вас тема. Гораздо важнее обсудить гуру-таттву, поскольку по всей России эту тему должным образом никто не понимает и поэтому многие преданные прогрессируют очень медленно. Это фундаментальная таттва, без осознания таковой все будут обмануты. Если вы не поймёте признаков подлинного духовного учителя, вы не сможете обрести блага от других таттв. Я Вас уверяю, это самый больной вопрос сейчас в западном обществе вайшнавов.

 

Ари Мардан д.: Пожалуйста, расскажите про Шримати Радхарани. У меня тут находится триста кассет по сознанию Кришны, и ни в одной из них нет лекций, посвящённых Шримати Радхарани. Мы уже читали такие книги по гуру-таттве как «Шри Гуру и его милость» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Свами) и «Гуру-вандана» (Ш.Гоур Говинда Свами). Мы очень мало знаем о Радхарани. Я вчера вечером уже думал о том, что бы предложить Вам, и хотел, чтобы Вы прокомментировали бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Радхика-чарана-падма». Я нигде не видел комментариев на этот бхаджан. Исполняя его, хотелось бы глубоко понимать смысл этой песни, петь с самбандхой.

Ш.Радханти Махарадж: Хорошо. Давайте я посмотрю на него (Взял в руки песенник, погрузился в чтение. Через минуту начал читать развёрнутую мангалачарану).

Меня попросили прочитать и прокомментировать бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Радхика-чарана-падма» из его сборника бхаджанов, известном как «Гитавали». Это первая песня «Радхаштаки». Поскольку этот бхаджан очень возвышенный и глубокий, потребуется много времени, чтобы по-настоящему раскрыть его. Я не планирую раскрывать сокровенные темы в связи с этим комментарием, поскольку эта тема требует серьёзной подготовки. Насколько я понимаю, у вас до сегодняшнего дня ещё не было настоящего общения с рагануга-вайшнавами – вайшнавами, которые идут по пути Шри Рупы и Рагхунатхи, поэтому я не буду погружаться в какие-то тонкости и глубины этой темы. Я сделаю обобщённый обзор. Итак:

 

радхика-чарана-падма, сакала шрейера садма
 джатане дже нахи арадхило
 радха-паданкита-дхама, вриндавана джа’ра нама
 таха дже на ашрайа корило (1)

радхика-бхава-гамбхира - читта джеба махадхира
 гана-санга на коило дживане
 кемоне се шйамананда - раса-синдху-снанананда
 лобхибе буджхоха эка-мане (2)


«Тот, кто не желает поклоняться всеблагим лотосным стопам Шримати Радхики, кто не принимает покровительства Вриндавана-дхамы, украшенной следами Её стоп, кто избегает общения с серьёзными преданными Шримати Радхики, поглощёнными служением Ей, никогда не сможет окунуться в блаженный океан шьяма-расы».

Первая шлока этой песни Шрилы Бхактивиноды Тхакура пересказывает в поэтичной форме знаменитую шлоку Шрилы Рагхунатхи даса Госвами из «Сва-санкалпа-пракаша-стотры», где он прославляет Шримати Радхику и служение Ей:

 

анарадхйа радха-падамбходжа рену-

манашритйа вриндатавим тат паданкам

асамбхашйа-тадбхава гамбхира читтан

кутах шйама-синдхо расасйавагахах

 

«Тот, кто жаждет попасть во Вриндаван, обрести милость Радхики и служение Ей, должен поклоняться местам Её игр со Шри Кришной – прекрасным кунджам Вриндавана, которые хранят пыль с Её лотосных стоп» («Шри Става-вали», «Сва-санкалпа-пракаша-стотра», 1).

В шлоке Шрилы Бхактивиноды Тхакура выражается весь сокровенный секрет духовной жизни  (бхаджана). Это рагануга-бхаджан. Это то, к чему мы должны прийти. Здесь в одной шлоке описан путь Гаудия-вайшнавов. В отличие от других сампрадай, сокровище нашей сампрадаи - это тот великий дар, который принёс Шри Чайтанья Махапрабху. Что это за дар?

 

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах


 («Чайтанья-чаритамрита», Ади. 1.4).

Это шлока представляет собой вступление к «Видагдха-мадхаве» Шрилы Рупы Госвами, в котором он описал своего ишта-девату - Шри Чайтанью Махапрабху. В этой шлоке он прославляет уникальность Шри Чайтаньи и тот великий дар, который Он принёс миру. Он говорит: О, пусть же Шри Чайтанья Махапрабху Шачинандана Гаурахари, сияя блеском расплавленного золота, трансцендентным образом проявится в самой сокровенной части ваших сердец, ибо он принёс в этот мир великий дар, который не приносили многие аватары до Него вот уже миллионы и миллионы лет. В этот мир приходило столько аватар Господа! Матсья, Курма, Нарасимха, Вараха, Рамачандра и многие, многие другие, но никто из Них - даже Сам Кришна, даже Баларама не приносили того, что принёс Шри Чайтанья Махапрабху.

Махапрабху принёс и раздал широко уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам - то, чем наслаждался Сам в Своём бхаджане, играя роль бхакты. Унната означает самая высочайшая раса или шрингара-раса, мадхурья-раса - это раса супружеской любви. Но это не просто унната-раса, потому что унната-раса тоже бывает разная. Царицы Кришны тоже любят Его супружеской любвью. Есть множество женщин в Матхуре, которые влюблены в Кришну. Даже Лакшми служит Кришне в мадхурья-расе. Но здесь речь идёт даже не просто о мадхурья-расе, а об уннатоджвала-расе.

Удджвала означает ослепительно-сияющая. Например, у Шрилы Рупы Госвами есть такое произведение «Удджвала-ниламани». Нила означает синий или голубой, а мани - драгоценный камень. То есть речь идёт о сапфире - прекрасном тёмно-синем камне. Таким образом, это произведение описывает ослепительно-сияющий синий сапфир. О ком идёт речь, я думаю, вы уже догадались (намёк на Кришну). Так вот, удджвала означает ослепительно-сияющий. Дело в том, что есть разные стадии выражения премы. Чем сильнее проявляются в теле преданного признаки экстаза, тем больше от него исходит сияния любви. Под экстазом я подразумеваю ашта-саттвика-викар - когда волосы встают дыбом на теле, слёзы текут из глаз, проявляется дрожь, побледнение покровов тела и т.д. Чем ярче они проявляются, тем более высока степень экстаза любви к Богу, бушующего в душе. Есть разные стадии выражения глубоких чувств к Кришне - такие как тлеющая, горящая, сильно-горящая и, наконец, последняя стадия - ослепительно-сверкающая. Это ступень, когда все восемь признаков одновременно проявляются с огромной силой. Так описывают экстаз махабхавы. Есть разные стадии любви к Богу.

Когда преданный достигает уровня бхавы в материальном мире, то она, проявляясь в концентрированной форме, переходит в прему. В этот момент тело садхаки не выдерживает, и он достигает васту-сиддхи. С этого момента начинается развитие сверхъестественной любви к Богу. Важно понимать, что према (в 9 ступенях бхакти от шраддхи до премы) - это только первая ступень обретения любви к Кришне. В полном смысле слова это даже ещё не любовь. После премы идёт снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава и даже выше! Потом следуют стадии модана, мадана и вот маданакья-махабхава, рудха, адхирудха! Это самые совершенные, самые возвышенные настроения любви к Богу, которые свойственны Шримати Радхарани и Её вечным служанкам  гопи-манджари. В их сердцах отражается всё, что испытывает Шримати Радхарани до мельчайших деталей.

Шри Чайтанья Махапрабху также пришёл для того, чтобы вкусить радха-бхаву - сокровенное настроение Шримати Радхарани. Он, будучи Кришной, никак не мог понять, что в Нём находит Шримати Радхика. Почему  Она сходит от Него с ума? Он знал, что Её любовь к Нему в миллионы раз превосходит Его любовь к Ней, поэтому Он захотел насладиться тремя вещами:

шри радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-

свадйо енадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах

суакхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат

тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух

 

Так сказал Сварупа Дамодара Госвами, а цитирует его Рупа Госвами в своей «Лалита-мадхаве». В кришна-лиле три желания Господа остаются неудовлетворёнными. Во-первых, Кришна хочет знать, что из себя представляет любовь Радхарани. Во-вторых, Он хочет знать, что находит Радхика в Его рупа-мадхури (Его исключительной красоте), которой наслаждается Радхарани, и как Ему Самому насладиться ею. И третье желание – узнать, что за наслаждение и счастье испытывает Радхарани, наслаждаясь Его красотой, и как Ему насладиться тем же. Таковы три желания, возникающие у Господа Кришны. И вот шачи-гарбха-синдхау хариндух – Он является из лона Шачи-маты в облике Гауранги Махапрабху («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).

Суть этих желаний в сердце Махапрабху состояла в том, чтобы осознать счастье Шримати Радхарани, которое приходит к Ней от любви к Кришне. Махапрабху желал познать величие Её любви и, наконец, ту сладость, которую Она испытывает, созерцая Ёго четыре мадхурьи. От всех остальных аватар Сваям Бхагаван отличается четырьмя мадхури.

 

Ари Мардан д.: Речь идёт о четырёх отличительных качествах Кришны, что отличают Его от Нараяны?

Ш.Радханти Махарадж: Да, это вену-мадхури, лила-мадхури, према-мадхури и рупа-мадхури. Способность вкушать сладость этих четырёх проявлений Кришны различна. В шанта-расе она очень слабая, в дасья-расе чуть выше, в сакхья-расе она выше, чем в дасья-расе и шанта-расе, в ватсалья-расе она ещё выше, но никто не может наслаждаться этими четырьмя мутхурьями так как гопи. В действительности никто не может настолько приблизиться  к этим четырём сладостным проявлениям Кришны как гопи Вриндавана, так как Кришна проявляет их в полной мере в облике Нава-кишора.

 

кришнера йатека кхела, сарвоттама нара-лила

нара-вапу тахара сварупа

гопа-веша, вену-кара, нава-кишора, ната-вара

нара-лилара хайа анурупа

 

«Из многочисленных игр Господа Кришны лучше всех Его игры в образе человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он одет как пастушок, в руке у Него флейта, и юность Его не увядает. Кроме того, Он непревзойдённый танцор. Все это как нельзя лучше подходит Его играм в образе человека» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

Нава-кишора, ната-вара, гопа-веша, вену-кара, так Шриман Махапрабху говорил о Кришне. Нава-кишора – вечно юный пастушок, гопа-веша – в одеждах пастушка, ната-вара – он одет как танцор на сцене, вену-кара – он держит в руках прекрасную, чарующую сердца враджаваси флейту. Таким его видят ланеокие гопи. Они в нём видят прекрасного юношу. Их способность наслаждаться этими четырьмя мадхури не знает себе равных. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху хотел насладиться именно этим. Кришна - расика шекхар - эстет, гурман, вкушает только самое сладкое. Он выбирает из всех форм любви к Богу самую сладкую, поэтому он выбирает гопи-прему.

Среди гопи нет никого, кто бы мог сравниться со Шримати Радхарани в способности вкушать сладость Кришны. Она является наиболее совершенной в гопи-преме. Поэтому радха-бхава это то, что стремится обрести Кришна. Другими словами, настроение, которое желает прочувствовать Кришна, свойственно только Шримати Радхарани.

Чайтанья Махапрабху приходит насладиться тремя настроениями. Наслаждаясь Сам, Он раздаёт это настроение всем дживам. Живое существо не способно испытать то, что испытывает Шримати Радхарани. Джива не может уместить в себе экстаз радхика-бхавы. Это по плечу только Шри Кришне. Но джива может испытать экстаз любовного служения лотосным стопам Шримати Радхарани. Если кто-то становится близкой служанкой Шримати Радхарани, то сможет почувствовать, как Шримати Радхарани отражается в сердце. Манджари-бхава. Она возникает, когда преданный стремиться стать служанкой Шримати Радхарани. Это настроение считается самым возвышенным проявлением любви к Богу, которое только доступно дживам.

Шрила Рупа Госвами указывает в шлоке, что Шри Чайтанья Махапрабху принёс не просто уннатоджвала-расу, а уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам. Это очень тонкий момент для нашего осмысления. Шримати Радхарани можно сравнить с лианой, которая обвивает тёмное как дерево тамал тело Кришны. Сама лиана некрасива, если на ней нет листьев, цветов и маленьких манджари. Сакхи  (служанки Шримати Радхики) представляют Её красоту. Если дует ветерок и касается лианы, то она, движимая ветром, начинает раскачиваться. Все листья, цветы и манджари на ней начинают покачиваться в такт с лианой. Это красивая аналогия, она сравнима с мадхурья-лилой Враджендранандана Кришны.

Если Кришна прикасается к Шримати Радхарани, или Она испытывает определённую эмоцию любви к Нему, то все, кто связан с Ней определённого рода дасьей, испытывают эту же эмоцию. Её служанки испытывают всё то, что испытывает Сама Шримати Радхарани. Когда Кришна прикасается к Радхе, целуя Её в губы, на них остаётся отметина, и эта отметина проявляется на губах у всех манджари, которые служат Ей. Настолько глубоко они ощущают всё то, что ощущает их Свамини. Они переживают радхика-бхавы, но через Радху. Это как раз и называется сва-бхакти-шрийа, то есть красота радхика-бхавы.

Кришну зовут расика-шекхарой. Словосочетание расика-шукхар означает, что Кришна является тем, кто наслаждается высшим нектаром расы. Поскольку Кришна расика-шекхар, Он собирает самое изысканное, самое красивое, самое сладостное, и Он точно знает какой тип любви имеет какой вкус. Кришна трансцендентный гурман, наслаждающийся очень тонкими вкусами премы. Его не привлекают вкусы материальных объектов. Он не только расика-шекхар, но и парам-каруна – в высшей степени сострадательный. Это означает, что Он наслаждается экстазом премы и раздаёт её всем по капельке. Душа, которая принимает эту капельку, становиться Его вечным спутником - парикаром Радхи-Кришны. Поэтому в нашей сампрадае те вайшнавы, которые достигают духовного совершенства, обретают две сиддха-дехи. В одной форме они служат лотосным стопам в лилах Чайтаньи Махапрабху, а в другой (форме гопи-манджари) служат Божественной Чете. Это является нашей прайожданой. Шрила Нароттама дас Тхакур поёт («Прартхана», Сакхи-вринде вигьяпти, песня 49, стих 1):

 

радха-кришна прана мора йугала-кишора

дживане маране гати аро нахи мора

 

О Радха, о Кришна! Цель моей жизни - служение Вашим лотосным стопам. Это моя заветная мечта. В жизни или в смерти - это единственное, что остаётся моей целью навсегда. Такова медитация гаудия-вайшнавов.

Слово гаудия на бенгальском языке звучит как гаурия. Это одно из имён Шримати Радхарани. В действительности у Неё тысячи имён. Так говорится в шастрах. И первое из них это Гаури. Вследствие этого, мы - Гаурия-вайшнавы, следуем за Ней, стремимся к служению Ей. Служа Шримати Радхарани, мы обретём всё. Как раз об этом говорится в обсуждаемом нами бхаджане.

В этом стихе, который я только что прочитал из «Сва-санкалпа-пракаша-стотры» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, который является первой шлокой бхаджана Шрилы Бхактивинода Тхакура, говорится анарадхйа радха-падамбходжа рену. Арадхья означает поклоняться, а слово анарадхья указывает на того, кто никогда не поклонялся. Прежде чем объяснить первую шлоку этого бхаджана Шрилы Бхактивинода Тхакура, я переведу вам смысл шлоки Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.

Итак, он говорит здесь: «Если ты не поклонялся пыли с лотосных стоп Шримати Радхарани или пыли земли Враджа, которая отмечена следами Её лотосных стоп, асамбхашйа-тадбхава гамбхира читан, если ты даже делаешь и то и другое, но при этом ты не служишь лотосным стопам великих вайшнавов, которые вкушают глубочайшие любовные чувства Шримати Радхарани….».

Гаудия-вайшнавы испытывают всё, что испытывает Шримати Радхарани. Они приходят в таких формах как Шри Рупа Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Нароттама дас Тхакур и т.д. Все ачарьи нашей сампрадаи находятся в одном настроении. Все они гопи-манджари. От первого до самого последнего*. Рупа Госвами - это Рупа Манджари, Рагхунатха дас Госвами - это Рати Манджари, Санатана Госвами - это Лаванга Манджари, Гопал Бхатта Госвами - это Гуна Манджари, Шрила Бхактивинода Тхакур - это Камала Манджари, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур - Наянамани Манджари, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж - это Винода Манджари и наш Гурудев Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж…. Имя его мы пока умолчим. О его имени и духовном облике знают только те, кто отдал ему своё сердце.

Итак, все ачарьи нашей сампрадаи  приходят из духовного мира для того, чтобы даровать это настроение дживам, потому что они являются слугами Шри Чайтаньи Махапрабху и Радхики. Поэтому Чайтанья Махапрабху и Радхика посылают их в этот мир для того, чтобы исполнять миссию распространения гопи-манджари-бхавы. У Шри Чайтаньи Махапрабху есть миссия, которая заключается в том, чтобы даровать это особое любовное настроение дживам. Поэтому мы прославляем Шрилу Рупу Госвами (Пранама-мантра):

 

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

 

«О, когда же Шрила Рупа Госвами даст мне приют у своих лотосных стоп, ибо он создал в этом мире миссию для исполнения мано-'бхиштам Шри Чайтаньи Махапрабху - сокровенного желания Его сердца».

Что это за сокровенное желание сердца Шри Чайтаньи Махапрабху? Если кто-то думает, что миссия Шри Чайтаньи Махапрабху это лишь установить юга-дхарму, то он глубоко ошибается.

 

Ари Мардан д.: Удивительно, но мы в основном слышим лишь об этой миссии, о другой его роли мы, как правило, ничего не говорим!

Ш.Радханти Махарадж: Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами опроверг это в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Он говорит, что юга-дхарму устанавливает Господь Маха-Вишну - такова его обязанность. Маха-Вишну - это экспансия Господа Кришны.

 

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге

 

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам спускаюсь в материальный мир из века в век» («Бхагавад-гита», 4.8).

Он приходит для того, чтобы установить вечные религиозные принципы, покарать злодеев и защитить праведников. Это не функция Сваям Бхагавана Враджендрананданы Шьямасундары Шри Кришны. Это функции Его экспансий, которые вполне справляются с исполнением административных обязанностей по поддержанию порядка в этой материальной вселенной. По большому счёту, это совершенно не интересует Шри Кришну. Его, в основном, интересует вкушение сладостного нектара божественных игр со Своими вечными спутниками. Когда Он нисходит в облике Чайтаньи Махапрабху, Он не занимается только установлением юга-дхармы, распространением нама-санкиртаны. Юга-дхарма - следствие Его главной миссии. Его основная миссия сформулирована Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами. Он говорит о том, что цель прихода Чайтаньи Махапрабху двойная. Первая внешняя, вторая внутренняя. Цель внутренней - это вкусить настроение Шримати Радхарани, а внешняя цель описывается Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами так:

 

бхакти локе корите прачарана
према-раса-нирйаса корите асвадана
рага-марга бхакти-локе корите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна

 

«Он пришёл, чтобы насладиться всеми расами: шанта, сакхья, дасья, ватсалья и мадхурья. Он вкушает, Он наслаждающийся, а все остальные доставляют Ему наслаждение. Кришна наслаждающийся, в то время как все остальные являются источниками наслаждения для Него, и среди них Шримати Радхика занимает наивысшее положение» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.15-16).

Рага-марга бхакти-локе корите прачарана – Махапрабху принёс человечеству этой планеты рага-марг - метод спонтанного преданного служения. Рага-марг - это настроение враджа-премы, настроение сакхья-премы, ватсалья-премы, дасья-премы и мадхурья-премы. Сам Чайтанья Махапрабху погружён в мадхурья-прему. Те, кто следует по Его стопам, Его близкие спутники, - все они так же погружены в мадхурья-прему и ищут только этого настроения. Когда Махапрабху пришёл в этот мир, Он начал движение, но оно далеко не закончено. Он только заложил основу. Поэтому Шрила Рупа Госвами, который пришёл в этот мир вместе с Ним, даровал человечеству миссию. Он создал особую миссию, которая призвана исполнить сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, даровать миру рага-марг, ведущий к враджа-преме, к обретению мадхурья-бхакти, гопи-премы. Для этого Шрила Рупа Госвами написал множество возвышенных шастр.

Шрила Кави Карнапур описал отношения Шрилы Рупы Госвами и Махапрабху.

 

прийа-сварупе даита-сварупе према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур эка-рупе татана рупе сва-виласа рупе

 

Шрила Рупа Госвами прославляется в наших священных писаниях многочисленными шлоками. Говорится, что он является воплощением бхавы Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху вложил в сердце Шрилы Рупы Госвами всю Свою радха-бхаву. Рупа Госвами является нашим главным ачарьей, поэтому мы являемся рупануга-вайшнавами. Мы те, кто идёт по стопам Шрилы Рупы Госвами и стремится обрести его настроение. Рупануга не означает лишь следование основополагающим принципам духовной жизни, которые он изложил в начале «Упадешамриты»:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишйат

 

«Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, что бы принимать учеников повсюду в мире» («Упадешамриты», стих 1).

Этому пытаются следовать даже имперсоналисты-майявади, даже вайшнавы всех других сампрадай. Уникальность нашей сампрадаи не в этом, а в том особом настроении, которое проповедует Шрила Рупа Госвами. Оно известно как бхава-уласса-рати, гопи-манджари-бхава. Бескорыстная, безраздельная, беззаветная преданность  лотосным стопам Шримати Радхарани. Тот, кто развивает это настроение под руководством явленного в этом мире представителя Шрилы Рупы Госвами, который также совершен как Шрила Рупа Госвами, является рупанугой.

Подлинный представитель Рупы Госвами является вечным спутником Кришны и уполномоченным в данный момент ачарьей миссии Шрилы Рупы Госвами и миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Пребывая на земле, он может даровать это редкое настроение дживам. Вайшнав такого высокого уровня в состоянии поместить это настроение в наше сердце. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур прославляет такого гуру следующими словами:

 

никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа  ванде гурох шри-чаранаравиндам

 

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который в образе прекрасной сакхи обсуждает со своими подругами как лучше устроить любовные развлечения Божественной Четы в рощах Вриндавана. Он необычайно искусен в служении Шри Шри Радхе-Кришне и потому очень дорог Им» («Шри Гурв-аштака», текст 6).

Гуру - это возвышенная душа, он не обычный смертный. Он приходит из духовного мира. Он татрати-дакшйад - гопи-манджари, которая очень искусна. Никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи. Рати-кели означает лилы Радхи и Кришны, полные божественной любви. Такой гуру помогает Радхе и Кришне встречаться друг с другом и устраивает всё сам наилучшим образом для Их встреч в никундже - сокровенной роще Враджа. В этом искусстве он дакшья - очень искусен и необычайно опытен. Шрила Гурудев - сад-гуру, он  очень искусен.

Сад-гуру, в первую очередь, искусен в том, чтобы тайно ускользать из дома, вводя в заблуждение близких родственников и вести Шримати Радхику на ночные свидания с Кришной. Иногда гопи по имени Лалита обучает гопи-манджари и Саму Шримати Радхарани убегать ночью из дома и идти беспрепятственно к Кришне. Тренируясь, гопи берут ведро воды, выливают на землю, которая из-за этого становиться скользкой и грязной. Потом они пытаются быстро пройти по ней так, чтобы не упасть. Ночью очень часто идёт дождь и чтобы не поскользнуться, ступая по мокрой земле, гопи тренируются днём. При этом они разбрасывают везде колючие ветки, поскольку ночью нужно будет проходить по тропинкам, где растёт колючий кустарник. Чтобы не зацепиться, необходимо хорошо тренироваться. Гопи-манджари берут Шримати Радхарани под руку и помогают Ей обходить препятствия. Иногда они устраивают такой тренажёр и тренируются даже с закрытыми глазами. Тот, кто искусен, тот сможет преодолеть подобное препятствие. Дакшья – это обладание искусностью.

 

Ари Мардан д.: Обычно в наших книгах описывается искусность учителей в том, как совершать садхану.

Ш.Радханти Махарадж: Совершенные учителя пребывают на двух плоскостях бытия. Находясь в плоскости Вриндавана в своих совершенных телах, они проявляют искусность совсем иного рода. Я расскажу ещё один пример того, как истинный гуру, являясь вечным спутником Кришны, являет дакшью.

Однажды Шримати Радхика танцевала в раса-лиле с Кришной и вдруг обнаружила, что у Неё нет пояса. Она где-то потеряла Его или забыла. Рупа Манджари обнаружила первой, что на Шримати Радхарани нет пояса, и дала знак краешком глаз своей подруге, своей помощнице. Подружка побежала и нашла пояс, он лежал на земле под кустом. Это был очень красивый поясок с маленькими колокольчиками, которые чрезвычайно красиво звенели при каждом шаге Шримати Радхарани. Когда подруга Шри Рупы Манджари хотела было уже поднять поясок, тот отказался идти вместе с ней.

- «Почему ты не хочешь идти со мной?» - спросила гопи-манджари.

- «Меня бросили здесь - значит я больше никому не нужен, в моём служении, похоже, больше нет смысла. Поэтому какой смысл мне идти с тобой?»

- «Ты нужен, без тебя никогда не получится красивого танца. Ты так прекрасно и мелодично звенишь!» - сказала гопи-манджари.

Тогда поясок согласился, и манджари смогла взять его с собой. Потом, очень искусным образом, пританцовывая, совершая точно такие же па как Шримати Радхарани, кружа вокруг неё, гопи незаметно обвила талию Шримати Радхарани пояском и защёлкнула замочек. Она сделала это так быстро, что этого никто не заметил. Это дакшья.

Есть много других примеров, как гопи помогают Радхе и Кришне встретиться, уводя Кришну от соперниц группы Чандравали и приводя Его к Радхе. Это искусство премы. Гурудев очень искусен в этом, а также в том, чтобы приводить новых гопи-манджари в группу Радхики. Гурудев искусно занимает их в служении Шримати Радхарани. Подлинный представитель Шрилы Рупы Госвами приходит в этот материальный мир для того, чтобы позвать нас с собой и занять в служении Возлюбленной Кришны. Это может сделать должным образом только тот, кто приходит из духовного мира. Обычный садхак не обладает такой потенцией. По этой причине здесь говорится, что если кто-то не служил лотосным стопам таких преданных как никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи, которые вкушают глубочайшие любовные чувства Шримати Радхарани, как он может надеяться на то, чтобы погрузиться в глубокий океан нектара?

Теперь здесь говорится о асамбхашйа-тад-бхава гамбхира четтан. Гамбхира означает глубокий, торжественный, бездонный. Неслучайно так называется комната в доме Чандрашекхары Ачарьи, где жил Шри Чайтанья Махапрабху последние восемнадцать лет Своей жизни. Именно там Он проявил высочайший экстаз махабхавы. Поэтому эта комната называется гамбхира. Так вот здесь речь идёт о том, что если кто-то не служил всем сердцем лотосным стопам преданных, которые являются асамбхашйа-тад-бхава гамбхира четан…. Гамбхира четан означает, что их разум погружён в бездонную глубину радха-премы. Она настолько глубока и бездонна, что нам трудно даже вообразить глубину этого трансцендентного чувства! Те редкие души, враджа-расика вайшнавы, которые в вечной форме гопи-манджари погружены в это настроение, очень глубоко сосредоточены на нём. Радха-према бездонной глубины!

Однажды Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада шёл со своими учениками по берегу моря. Дул ветер и океан был неспокойным. Вдруг поднялась высокая волна и с сильным шумом обрушилась на берег. Шрила Прабхупада повернулся и сказал: «Вот так Шримати Радхарани вздыхает по Кришне в разлуке с Ним». Этот пример является материальным, но Шрила Прабхупада дал нам возможность почувствовать слабую тень того, что такое радха-према. Поэтому те, кто переживают настроение Шримати Радхарани, очень сосредоточены, серьёзны, так как Её любовь необычайно глубока.

 

Конец 1 части

......................................................................

*  С самого начала и до своего божественного ухода Шрила Нараяна Госвами Махарадж учил всех всех санньяси и проповедников, что в линии Шримана Махапрабху, в бхагават-парампаре все учителя имеют одно настроение – гопи-манджари. Шрила Бхактиведанта Свами не является исключением. Эта лекция лишний раз доказывает это.

** Ш.Радханти Махарадж оставил тело несколько лет назад в Индии.

 

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Аударья д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи