Лживые обвинения или: «Благодарны за хороший ответ...»
Лживые обвинения
или: «Благодарны за хороший ответ...»
Из журнала учеников
Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Враджа-према» №1 (стр. 247-258).
Ответ на статью Равиндры Сварупы д. (члена Джи-Би-Си) «Taking Srila Prabhupada Straight», в которой он допустил оскорбительную критику Его Божественной Милости Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
Вступление: Арундхати деви даси
На протяжении семи лет я переводила книги Шрилы Прабхупады в русском ББТ. В прошлом году во Вриндаване, в месяц Карттик, мне посчастливилось встретить Шрилу Нараяну Махараджа, что произвело на меня очень сильное впечатление. Я ничего не знала о какой-либо пропаганде против него но, впоследствии, до меня стали доходить сведения о том, как по всему миру — через интернет, почту, факс, бюллетени и на досках объявлений в храмах — распространяется материал Равиндры Сварупы Прабху, направленный против Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Это обеспокоило меня, также как и многих других преданных. В сердце мы чувствовали, что все эти обвинения вымышлены, но у нас ещё не было конкретной информации, и мы не знали, что делать в этой связи.
Однако недавно в Россию стали приезжать ученики Шрилы Нараяны Махараджа, чтобы принять участие в подготовке первого в России фестиваля Шрилы Нараяны Махараджа на предстоящей неделе. Некоторые из них дали мне хорошие материалы, отвечающие на статью Равиндры Сварупы Прабху. Мне особенно понравился один из них. Я даже не могла вообразить, что можно написать лучше, и самым подходящим местом для публикации этого материала я посчитала «Ви-Эн-Эн». Этот сайт славится своим умеренным подходом к различным философским и духовным вопросам, поскольку представляет их с разных сторон и разных точек зрения.
Автор нижеследующего материала – ученик Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами и преданный ИСККОН, пожелавший остаться инкогнито.
«А если сказать правду...»
Год за годом в публикациях ИСККОНа появляется письмо Равиндры Сварупы Прабху, несмотря на то, что оно наполнено различными всем известными измышлениями. Данный материал не является философским опровержением статьи Равиндры Сварупы Прабху (которую, кстати, трудно назвать философской), но скорее попыткой исправить ложные толкования определенных исторических фактов. Чтобы показать степень искажения информации, сначала я приведу эти ложные заявления, а потом достоверное описание того, как всё было (или есть) на самом деле.
В данном материале я привожу ложные утверждения Равиндры Сварупы Прабху относительно Шрилы Нараяны Махараджа, однако я делаю это не только в защиту Махараджа. Скорее, я хочу показать, как распространяется заведомо ложная информация, и как люди, словно стадо овец, слепо принимают её. Хотя я очень уважаю Шрилу Нараяну Махараджа, тем не менее, я не считаю себя его последователем, и меня не очень беспокоит какую позицию по отношению к Нараяне Госвами Махараджу занимает мой читатель. Мне всё равно, желаете вы общаться с ним или нет, и считаете необходимым высказываться в его защиту или против него. Меня волнует только истина. Любое непредвзятое исследование покажет, что Равиндра Сварупа неосторожно провозглашает то, чего на самом деле не было. Независимо от того, что человек думает о Нараяне Махарадже или о ком-либо другом, безрассудное распространение лжи ради того, чтобы ввести других в заблуждение, является крайне предосудительным.
1) «Нараяна Махарадж заявляет, что он — преемник Прабхупады (А.Ч. Бхактиведанты Свами)».
Где и когда Нараяна Махарадж всерьёз говорил о том, что он «установленный наследник Шрилы Прабхупады» и «уполномоченный ачарья ИСККОНа»? Когда Нараяна Махараджа что-либо говорит, перед ним столько же микрофонов, сколько было перед Шрилой Прабхупадой. Его слова постоянно публикуют в книгах и брошюрах и посылают в интернет. Даже если он говорил что-то подобное в частной беседе, всё равно должно быть какое-то подтверждение этому. Равиндра Сварупа не приводит ни одной цитаты по этому поводу из книг Нараяны Госвами Махараджа, из его лекций, или из какого-либо другого источника. Это потому, что такого подтверждения просто не существует. Тем не менее, он пишет об этом так, будто это само собой разумеется, и люди просто бездумно принимают данное мнение.
Я наблюдал за Нараяной Махараджем в течение многих лет. Я провёл бесчисленные часы в беседах с ним и его ближайшими последователями, и мне довольно хорошо известно, что он говорит на людях и в частных беседах. Я никогда не слышал, чтобы он намекал на то, что он считает себя преемником Прабхупады или ачарьей ИСККОНа, или же надеется стать таковым. Если он так говорил, почему подобные прямые заявления не известны тем, кто близко общается с ним? Равиндра Сварупа ссылается на данное утверждение как на общепринятый факт и основывает на нём большую часть своей критики. Однако сам Нараяна Махарадж не считает себя «официальным ачарьей ИСККОНа», это нужно принять во внимание, и тогда обвинение Равиндры Сварупы отпадает само собой.
2) «Нараяна Махарадж в своей проповеди ориентируется на преданных ИСККОН».
Равиндра Сварупа утверждает: «В своих проповеднических турах Нараяна Махарадж ориентируется исключительно на прихожан ИСККОНа». Но, извините, какие прихожане ИСККОНа есть в Мауи? Или в Бэджере? А как насчёт сельской местности Голландии? А Юджин в штате Орегон? А северное побережье Оаху? Или вообще большая часть мест, которые он посещает? Разве можно заметить большие скопления «прихожан ИСККОНа» в прибрежной полосе Сан-Франциско, или во всей Индонезии, в Сингапуре и т.д. (где Махарадж останавливается вообще вдали от каких-либо центров ИСККОНа)?
Равиндра Сварупа заявляет, что Нараяна Махарадж намеренно «ориентируется исключительно на прихожан ИСККОНа». Нетрудно посмотреть регулярное расписание поездок Нараяны Махараджа, чтобы увидеть, что Равиндра Сварупа ошибается. На самом деле Махарадж почти не принимает участия в составлении своих турне. Когда преданные из любого места просят его приехать, естественно, он старается им помочь. Как правило, он едет туда, где его ждут и куда постоянно приглашают, и обычно он останавливается вдали от центров ИСККОН.
Равиндра Сварупа заявляет, что Нараяна Махарадж опускается до такой мелочной вредности, что намеренно «проводит долгие недели» в Хьюстоне, чтобы досадить Тамал Кришне Махараджу [т.к. это его зона].
Интересно, знает ли Равиндра Сварупа о том, что Нараяна Госвами Махарадж перенёс тяжёлую операцию на сердце, и что одна из лучших в мире кардиологических клиник находится в Хьюстоне? Известно ли ему, что специалисты этой клиники бесплатно лечат Махараджа всякий раз, когда он приезжает в Хьюстон? Несмотря на это, Махарадж остаётся в Хьюстоне не дольше, чем в других местах своего турне. В любом случае индийцы, живущие в Хьюстоне, всегда приглашают Нараяну Махараджа в свой город и ждут его, чего не скажешь о Тамал Кришне Махарадже.
3) Церемония самадхи для Шрилы Прабхупады
Нараяна Махарадж напомнил об этом (т.е. что он провёл для Шрилы Прабхупады церемонию самадхи), когда стали утверждать, что он не имеет никаких связей со Шрилой Прабхупадой. При этом Нараяна Махарадж вовсе не говорит, что он «унаследовал» вьясасану Шрилы Прабхупады. Он просто хочет показать, как Прабхупада доверял ему и ценил. Он ни в коем случае не утверждает, что по этой (или какой-либо другой) причине все мы должны предаться ему как ачарье, которого Прабхупада оставил после себя. Наоборот, Нараяна Махарадж проповедует, что преданный становится гуру только благодаря своим качествам.
4) Сахаджия
Равиндра Сварупа говорит, что наставления Нараяны Махараджа не соответствуют учению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и сродни тому, что проповедовал Ананта Васудева или отклонившиеся бабаджи. Но Нараяна Госвами Махарадж досконально знает все подробности печального ухода и отклонений от сиддханты Ананты Васудевы, поскольку брат духовного учителя Нараяны Махараджа в своё время последовал за Ананта Васудевой. Суть в том, что Нараяна Махарадж вслед за Шрилой Бхактипрагьяной Кешавой Махараджем (своим гуру) с глубоким пониманием шастр выступает против подобной апасиддханты.
Если вы считаете, что в невежественном заявлении Равиндры Сварупы есть доля истины, я советую вам почитать небольшую книгу Шрилы Нараяны Махараджа «Гаудия-вайшнавизм против Сахаджии». Она представляет собой замечательную критику того, что практикуют сахаджия-бабаджи, написанную в точном соответствии со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Он также написал ещё одно более детальное опровержение практики сахаджиев, которое издано на английском («Прабандха-панчакам»). Нараяна Госвами Махарадж славится тем, что постоянно бросает вызов бабаджи, которые отвергают учение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Я сам видел, как они буквально разбегаются в страхе, когда Махарадж посещает Радха-кунду.
Равиндра Сварупа заявляет, что Нараяна Махарадж «проповедует то, что сам не получил от своего гуру —Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа». Но если положение Шрилы Нараяны Махараджа так сильно отличается от положения его гуру, почему многочисленные ученики Шрилы Б.П.Кешавы Махараджа в течение последних почти шестидесяти лет почитают его как одного из самых выдающихся учеников своего Гурудева и прекраснейшего проповедника? Неужели Равиндра Сварупа знает настроение Шрилы Б.П.Кешавы Махараджа лучше, чем его ближайшие ученики? Совершенно очевидно, что он знает об этом очень мало.
«Обвинения» Равиндры Сварупы строятся на его теории о том, что Нараяна Махарадж попал под влияние вриндаванских бабаджи, когда на время «ушёл из Матха от своего гуру». Единственное, что Равиндра Сварупа может иметь ввиду, это случай, произошедший более 40 лет назад, когда Махарадж недолго жил на Говардхане. Он ушёл на Говардхан, чтобы не принимать участия в разногласиях, возникших среди учеников Кешавы Махараджа в его отсутствие. Один бабаджи на Говардхане предоставил Нараяне Махараджу место в своем ашраме, пока тот ожидал указаний своего гуру, Шрилы Кешавы Махараджа. Естественно, Шрила Нараяна Махарадж был благодарен этому человеку за его доброту, но между ними никогда не было ничего подобного шикше. Вскоре Ш.Б.П.Кешава Махарадж послал кого-то за своим учеником, Нараяной Махараджем, прося его вернуться в Кешаваджи Матх в Матхуре и продолжить своё служение, что тот и сделал без промедления. Вот и всё, конец истории. Равиндра Сварупа позволяет себе дикие выдумки, но Нараяна Махарадж ни в то время, ни в последующие годы не принимал бабаджи в качестве своих шикша-гуру, «расика-гуру» и что-нибудь подобное. Фактов, которые могли бы подтвердить такое глупое обвинение, не существует.
5) Проповедь и нирджана-бхаджан
Равиндра Сварупа заявляет, что Нараяна Госвами Махарадж «видит огромную разницу между проповеднической деятельностью движения санкиртаны и уединённым бхаджаном». Но это не соответствует истине. Подумайте сами: если бы он действительно проповедовал преимущественно уединённый бхаджан, почему он сам провёл большую часть своей жизни (особенно последние годы, обычно предназначенные для личного бхаджана) в активном служении, без устали путешествуя, проповедуя и составляя комментарии к священным писаниям? Если он проповедует то, в чём обвиняет его Равиндра Сварупа, почему он занимает своих последователей активным служением и проповедью, а не нирджана-бхаджаном? Кроме того, Нараяна Госвами Махарадж не «отвергает распространение книг, как деятельность более низкого порядка». Подобно Шриле Прабхупаде, Шри Чайтанье Махапрабху и всем ачаръям нашей преемственности, Шрила Нараяна Махарадж утверждает, что если вы не развили чистого духовного сознания, никакая деятельность не станет бесплатным билетом к Богу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в своей «Упадеша-вали»: «Проповедь без правильного поведения — это просто карма-йога». Шрила Прабхупада снова и снова подтверждает это: «Если вы продаёте книги, но не знаете, что в них написано, это превращается в фарс» (Письмо от 16 июня 1972 г.). Он говорил: «Наша миссия — спасти мир проповедью послания Кришны, но более высокое достижение, самое высокое достижение — спастись самому» (Письмо от 9 января 1973 г.).
Нужно время, чтобы понять то, что имеет в виду Нараяна Махарадж — одной-двумя строками не объяснишь. Но в целом, он предупреждает преданных об опасности погрузиться в мирское или возгордиться своими достижениями в проповеди и утратить сознание Кришны. Напоминая об этом, он не намерен устроить «саботаж» проповеди, в чём обвиняет его Равиндра Сварупа. Нараяна Госвами Махарадж не пытается приостановить проповедь, наоборот — он вдохновляет проповедовать, но на другом уровне — более чисто и успешно.
6) Обман
Равиндра Сварупа обвиняет Шрилу Нараяну Махараджа в обмане и нечестности. Он приводит утверждение Махараджа о том, что его «не пустили» в Хьюстонский храм ИСККОН. Однако, Равиндре Сварупе неизвестно, что Махарадж имел в виду не первое, а второе посещение Хьюстона, на следующий год. В первый раз Хьюстонский храм действительно принял Махараджа, как это описывает Равиндра Сварупа. Никто не говорил, что это было не так. Однако, когда Махарадж приехал туда на следующий год, руководство храма заявило, что его совсем не ждут. Махарадж, рассказывая об этом случае, говорит, что его туда «не пустили». В его словах не было обмана, но Равиндра Сварупа поспешно делает наихудшее заключение, не зная истинных фактов.
Если кто-то, читая в книге Нараяны Госвами Махараджа прекрасные описания извилистой Ямуны, искривленного дерева тамал, изогнутого в трёх местах тела Кришны, делает вывод, что таким образом Махарадж пытается оправдать действия злостных обманщиков — это явно плод воспаленного воображения. Очевидно, здравый смысл покинул Равиндру Сварупу, раз он позволяет себе высказывать подобные «подозрения».
Шрила Нараяна Махарадж никого из своих последователей не учил «быть обманщиком», чтобы «обрести квалификацию жить во Вриндаване». Никто из последователей Махараджа не считает, что «он имеет право обманывать их». Шрила Прабхупада тоже приводил пример «верёвки и змеи», как это делает Нараяна Госвами Махарадж [это пример того, как гуру говорит ученику, что это веревка, а в следующую минуту – что это змея].
7) Женщины
Утверждение Равиндры Сварупы о том, что за Шрилой Нараяной Махараджем в Матхуре «ухаживают две девушки «кумари» — абсурдно, как если бы кто-то заявил, что за Шрилой Прабхупадой «ухаживала» Говинда даси или другие его ученицы. Я знаю этих двух женщин, которых имеет в виду Равиндра Сварупа, уже много лет. Это две возвышенные преданные, безукоризненно следующие принципам вайшнавизма. В Кешаваджи Гаудия Матхе поддерживаются необычайно высокие стандарты этикета поведения преданных и уровня сознания Кришны. Тот, кто какое-то время провёл рядом с Шрилой Нараяной Махараджем, прекрасно знает, что 24 часа в сутки его окружают безупречные брахмачари. Он не только никогда не бывает с женщинами наедине, его вообще трудно увидеть одного. Когда же, спрашивается, эти две так называемых «кумари» могли прокрасться или пробиться сквозь заслон слуг-брахмачари, чтобы «поухаживать» за восьмидесятилетним Махараджем?
Всего, о чём говорит Равиндра Сварупа, не было и в помине. И подтверждает это тот факт, что двери Кешаваджи Гаудия Матха всегда широко открыты для всех, и у Нараяны Махараджа просто нет личной жизни. Каждый может зайти к нему в комнату в почти любое время суток 365 дней в году. И за последние полстолетия никто из санньяси, духовных братьев Махараджа, никто из старых брахмачари всех Гаудия Матхов, никто из тех, кто хорошо знает его, не усомнился в его положении санньяси. Однако Равиндра Сварупа безо всяких оснований вдруг решил, что Шрила Нараяна Махарадж отклоняется от своих обетов санньяси.
8) У Нараяны Махараджа нет вкуса к «Бхагавад-гите»?
Если у Нараяны Махараджа нет вкуса к «Бхагавад-гите», почему несколько последних лет он посвятил подготовке и изданию комментариев к «Гите» Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Бхактивиноды Тхакура? Если он не любит Пури, почему он ежегодно по несколько недель проводит в Пури, почему в его Матхе поклоняются на алтаре Божеству Джаганнатхи? Если у него нет любви к Господу Раме, почему он часто и вдохновенно рассказывает рама-лилу? И, наконец, если он не любит Господа Нрисимху, почему он время от времени рассказывает преданным о качествах Прахлады (Прахлада-чарита), повторяет Нрисимха-мантры и с огромной радостью празднует Нрисимха-чатурдаши? Сотни преданных много раз были тому свидетелями. Но не Равиндра Сварупа, который делает свои выводы на основе сплетен и цитат, вырванных из контекста наставлений Шрилы Нараяны Махараджа.
9) Шрила Прабхупада — «гуру более низкого уровня»?
Равиндра Сварупа обвиняет Нараяну Махараджа в том, будто Махарадж сказал, что «Шрила Прабхупада был гуру более низкого уровня». Снова возникает простой вопрос — откуда Равиндра Сварупа взял это? Никаких цитат. Никаких доказательств. Никаких подтверждений. Ничего! А в действительности, всё как раз наоборот. Шрила Нараяна Махарадж постоянно говорит о том, что Шрила Прабхупада дал людям основы философии, а также различные видхи (правила и предписания); кроме того, что он раскрыл высшую сиддханту и сам находился на высочайшем уровне сознания Кришны.
Вот несколько слов Шрилы Нараяны Махараджа, описывающих славу Шрилы Прабхупады: «Он осуществил предсказание, что святое имя Кришны будут петь в каждом городе и деревне по всему миру. Мы вечно благодарны ему за этот огромный вклад. В действительности, я не способен прославить его, поскольку он был рагануга-бхактой на самом высшем уровне мадхурья-расы. Этот уровень очень трудно оценить и понять. Крайне редко встречаются люди, обладающие качествами этого уровня. Их истинная природа (не то внешнее, что мы видим), которую они стараются скрыть, необычайно эзотерична, её невозможно понять мирским умом и разумом» (Из лекции Шрилы Нараяны Махараджа во Вриндаване). Разве так говорят о гуру «более низкого уровня»? Совершенно очевидно, что Равиндра Сварупа знает очень немного о том, что в действительности думает и говорит Шрила Нараяна Махарадж. Равиндра Сварупа постоянно пытается напрасно его обвинить.
Почему же Равиндра Сварупа исказил факты? Возможно, он воспользовался ложной информацией. В противном случае его порядочность оказывается под большим вопросом (также как порядочность тех, кто повторяет подобные сплетни).
И в заключение, я хотел бы сказать следующее: я пишу не только об одном конкретном человеке, но о принципе в целом. Я хочу, прежде всего, подчеркнуть факт использования ложной информации, а не то, как я отношусь к Шриле Нараяне Махараджу, или как вы к нему относитесь. Письмо Равиндры Сварупы является примером серьёзной ошибки, когда человек пишет о том, чего не знает и публикует это. Наверное, настало время руководствоваться истиной, точностью и прилежным рассмотрением фактов, особенно когда мы публично описываем поведение вайшнавов. Мнение о Нараяне Госвами Махарадже или другом вайшнаве не должно основываться на сплетнях.