?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 64. Опубликовано: 10-10-2019, 16:39

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

 

Введение

Путешествие в священный Джаганнатха Пури оказалось для меня несколько спонтанным. Мой духовный брат, Дхаранидхара Прабху, позвонил мне и предложил посетить это древнее место паломничества. Я подумал, что это было бы замечательно для поддержания духовного вдохновения, и поэтому сразу согласился. Я совсем недавно вернулся с Крайнего Севера, из места, расположенного на шестьдесят девятой параллели Земли. Там в благодарность за духовную помощь преданные пожертвовали мне некоторую сумму, которая на пятьдесят процентов покрыла расходы на дорогу. Как часто говорят преданные: «Кришна всё даёт, поддерживает существование каждого». Это правда, главное – совершать севу.  

Ранее я не раз посещал Вриндаван. Но мне также хотелось побывать в том месте, в котором рекомендуют оказаться прежде посещения священной земли Враджендра-нанданы Кришны. Обитель Шри Джаганнатхи подготавливает сердце к правильному восприятию сладостных враджа-лил Бхагавана. Джаганнатха Пури – это обитель потрясающих сознание игр Шри Чайтаньи Махапрабху – маха-ваданьяя-аватары, бесконечно милостивого Господа. Садхана-дхама, место возвышенной духовной практики Шримана Махапрабху, наполнено благословениями для тех, кто посещает его ради обретения духовного совершенства, бхагават-премы. Несомненно, побывать в Джаганнатха Пури – подарок Самого Господа.

Поскольку эта книга описывает наше путешествие, я считаю, что должен немного познакомить читателей с её героями. Вероятно, слово «герои» будет здесь высокопарным. Самыми главными персонажами этой книги являются святая дхама, Господь Джаганнатха и Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. Именно ради них мы отправились в это паломничество. Известное с древнейших времён Божество Шри Кришны, святые тиртхи (места) и Шрила Бхарати Махарадж являются моими главными вдохновителями в этой поездке. Особенно дорог мне Шрила Бхарати Махарадж, поскольку именно благодаря ему я смог почувствовать, что моё духовное развитие активно продолжается после ухода моего Гурудева. Тем не менее, о своём спутнике, сопровождавшим меня в паломничестве, я расскажу немного ниже.

Дхаранидхару Прабху я знаю уже семнадцать лет. Мы с ним начинали практиковать бхакти-йогу в другой Гаудия-вайшнавской организации. После того, как наши гуру пали, мы начали искать не просто учителя, а совершенного представителя Бхагавана. Судьба свела нас обоих, и мы нашли прибежище у Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Шрила Нараяна Махарадж стал для меня тем учителем, который дал мне духовный заряд на многие годы. Обучение у гуру такого уровня гарантирует бесконечную перспективу. Теперь, после его божественного ухода, произошедшего в 2010 году, я чувствую, что при его жизни я успел взять от него только самую малую крупицу его милости. Именно ему я обязан тем, что продолжаю духовную практику год за годом, уже больше двадцати лет. Именно своему Гурудеву я желаю посвятить эту скромную книгу как подношение. Пусть все мои незначительные усилия будут возложены к его божественным лотосным стопам.

Дхаранидхара Прабху пришёл ко Шриле Нараяне Госвами Махараджу за посвящением раньше меня на восемь лет. Его первый духовный учитель пал в 1998 году, оставив тысячи своих учеников в полном недоумении и хаосе. Дхаранидхара Прабху после этого не желал больше совершать ошибок в выборе гуру. В связи с этим, он нашёл прибежище у совершенного учителя, который обещал всем своим ученикам и последователям, что никогда не падёт. Это обещание он сдержал.

Я так же оказался обманутым собственным слепым выбором духовного поводыря. Мой бывший учитель погрузился в политику и начал безосновательно критиковать святых Гаудия Матха, поэтому я и начал искать совершенного проводника к Богу. Тогда встреча со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем вывела меня из глубокого застоя и ложного чувства успешности в своей духовной жизни за десять лет пребывания в сознании Кришны. Когда начинающий преданный находится не под должным руководством, он часто начинает думать о себе как об образованном или преуспевающем вайшнаве. Однако встреча с настоящим садху всё расставляет на свои места. Живое общение со святыми дарует ясное понимание собственной адхикары.

Когда Дхаранидхара Прабху принял Шрилу Нараяну Госвами Махараджа как своего гуру, тот был уже известен как именитый вайшнав с глубоким пониманием вайшнавской таттва-сиддханты и расы. Дхаранидхара Прабху вместе с первыми русскими преданными, которые так же, как и он, искали подлинного садху, обратились через своего посланника ко Шриле Нараяне Госвами Махараджу за прибежищем. В ответ Шрила Нараяна Махарадж отправил им свой окрыляющий ответ. Находясь в Пури, я прослушал это аудио-письмо Шрилы Гурудева, обращённое к русским преданным, и транскрибировал его. Ниже я предлагаю этот текст.

«Мой дорогой Дханурдхар (раннее имя Дхаранидхары Прабху), мой дорогой Раса-синдху, мой дорогой Игорь и моя дорогая Ольга! Мои сердечные благословения всем вам!

Я счастлив был услышать о вас от Ананта-Кришны Прабху. Вы очень хорошие преданные. Примите мои сердечные благословения.  

Повторяйте:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

Будьте очень сильными преданными. Когда я приеду (в Россию), постарайтесь встретиться со мной. Тогда мы индивидуально всё (ваши просьбы) обсудим. Я помогу вам стать bona-fide-преданными (подлинными учениками). Повторяйте святое имя, памятуйте о Кришне, читайте книги Свамиджи (Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады), а также мои. Вы должны также слушать хари-катху, игры Кришны от Ананты Прабху. Также я посылаю к вам своего представителя – Шри Урукрама Прабху (в будущем Пуджьяпада Падманабху Махараджа). Таким образом, мы вместе поможем вам во всём. Мои сердечные благословения вам. Вы должны быть чистыми и очень сильными преданными» (1999г., март, Навадвипа, Девананда Гаудия Матх).

Получив это послание после Гаура-пурнимы, Дхаранидхара Прабху отправился осенью на встречу со своим будущим духовным учителем. 27 октября, 1999 года, в Шри Рупа-Санатан Гаудия Матхе он получил дикшу от Шрилы Нараяны Махараджа в комнате, которая ныне известна как его бхаджан-кутир.

Автор этой книги получил посвящение во время вайшнавского фестиваля, состоявшегося в конце лета в Волгограде, в 2004 году, на территории бывшего пионерского лагеря, на берегу реки Ахтуба. Там он по рекомендации Пуджьяпада Неми Махараджа получил одновременно и харинаму, и дикшу. В то время было инициировано около двухсот преданных. Дхаранидхара дас Брахмачари был одним из ассистентов Шрипад Араньи Махараджа, который очень красиво, со всеми деталями, проводил ритуал духовного посвящения. На том фестивале также присутствовали Бхактиведанта Падманабха Махарадж, Бхактиведанта Мадхава Махарадж, Шриман Враджанатха Прабху, Шримати Шьямарани диди и другие уважаемые старшие проповедники. Так мы оба были приняты Шрилой Гурудевом в его школу шуддха-бхакти.

Данная книга излагает хронологию событий, свидетелями и участниками которых мы являлись. Некоторая часть книги посвящена нашим мыслям и переживаниям. Часть книги описывает не только внутреннюю сторону нашей духовной жизни и философию вайшнавов, она также является хронологией историй и встреч, происходивших во время нашего пребывания в дхаме. Также в ней можно встретить интересные моменты, касающиеся истории и культуры поклонения Господу Джаганнатхе. Всё духовное, что происходило с нами во время поездки, несомненно, станет очень дорогим для нас через много лет.

Когда кто-то из наших духовных братьев или сестёр посещает святую землю, то по возвращении у них интересуются, как прошла поездка. Что там происходило? Кого ты там видел? Что ты услышал нового из хари-катхи? Как на тебя повлияло паломничество? Предвидя эти вопросы, я хотел ответить на них, предоставив эту рукопись. Поэтому уже со второго дня пребывания в Джаганнатха Пури я взялся записывать всё то, что смог понять, вспомнить или увидеть. Если кому-то будет интересно заглянуть в нашу жизнь во время паломничества, – добро пожаловать. Пусть читатели не судят строго за недостатки этой незначительной работы. Я надеюсь, что книга немного поможет понять читателям нюансы духовной жизни вайшнавов, их культуру и этику. Если хоть кому-то эта книга сможет немного помочь, я, несомненно, буду счастлив. И пусть простят меня за отнятое время те, кто не сможет найти в ней что-то ценное для себя.

Старающийся служить шри гуру и парампаре

Ари Мардан дас

 

 

Часть 1

Дни паломничества

 

Джаганнатха являет Себя по собственной милости тем, кто ищет Его в своём сердце и кто преисполнен духовного сукрити (благочестия). Если джива (живое существо) по милости садху (святых) станет обладательницей некоторого количества бхакти-самскар (духовных впечатлений), тогда у неё появляется способность лицезреть Повелителя мира – Господа Джаганнатху. Однако если живое существо будет даже переполнено всеми видами мирского благочестия, не имея духовной благодати в сердце, оно будет видеть и знать всё что угодно, но не будет приближено к божественному миру Нилачалы, к Господу Джаганнатхе, перед лотосными стопами которого простирается бесконечность.

Прибыв в этот удивительный город, мы поселились возле маха-тиртхи (великого священного места) Индийского океана, где проводил Свои возвышенные лилы Шри Чайтанья Махапрабху. Ведомый божественными и сокровенными расами (вкусами), Он преумножил святость той обители, которая была священна многие тысячелетия до Него. Именно это стало привлекать паломников в Пури со всего мира. Теперь люди других стран имеют возможность осознанно поклониться дарам Шри Гауранги. Многие паломники, обладающие верой в линии Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи, развивают в своём сердце ананья-бхакти (бескорыстную и безраздельную любовь к Богу). Пилигримы, ищущие милости, устремляются регулярно туда, где можно легко обрести её, благодаря Шри Чайтанье Махапрабху. Он явлен здесь в образе Самого Джаганнатхи. Также в этом месте можно встретиться с теми садху, которые являют идеал шуддха-бхакти (чистой любви к Богу). Всё это привлекло и меня в это священное место, о котором я слышал ещё с самого начала своего знакомства с сознанием Кришны.

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, ныне являющийся одним из самых признанных и почитаемых святых, регулярно посещал Нилачалу. Он постоянно приглашал преданных провести с ним время в дхаме. Согласно его наставлениям, паломничество следует совершать только тогда, когда тебя приглашает святой. Услышав о том, что Шрила Махарадж пребудет снова в Пури, мы устремились к нему, минуя тысячи километров пути на самолёте и желая побывать там, где он будет давать свою хари-катху. Непосредственное общение с гуру очень благоприятно для тех, кто желает очень быстро двигаться в преданном служении. Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж писал: «Увидеть Господа можно, лишь слушая трансцендентный звук (шрутекшита-патхах). Духовный учитель - это проявление Господа, поэтому и Его можно воспринять только через божественный звук» (2002 г. Журнал «Rays of The Harmonist»). 

Учение Сарасват-сампрадаи утверждает, что в возвышенном преданном Бога заключены все конечные истины шастр и вся полнота духовного богатства. Посещая таких святых как Шрила Бхарати Махарадж, можно обрести результаты поклонения, достигаемые паломничеством по всем святым местам мироздания!

Не в меньшей степени нас влекло также место, где провёл свою антья-лилу (уход в апракт) наш возлюбленный духовный учитель – Нитья-лила правишта Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Он приблизил нас к миру враджа-бхакти и даровал бесценные благословения, защищающие на духовном пути.

И я, и Дхаранидхара Прабху получили от нашего Шрилы Гурудева благословение на занятие литературной деятельностью. Поэтому мы стараемся служить Гурудеву и гуру-парампаре (цепи ученической преемственности), занимаясь переводами статей, книг, лекций и выпуском их на русском языке. Также мы занимаемся проповеднической деятельностью все годы своего пребывания в традиции бхакти. Каждый из нас пишет статьи.

 

***

Прилетев из Москвы и выйдя из здания аэропорта Бхуванешвара – города, являющегося обителью Господа Шивы, мы погрузились в океан раскалённого воздуха, температура которого достигала в тени плюс тридцати градусов по Цельсию. Раскрыв двери выхода из аэропорта, мы буквально занырнули в тропический климат, как будто в русскую баню. Жара и влажность мгновенно окутали нас. Сев в такси, мы за полтора часа доехали до солнечного Джаганнатха Пури. Рассматривая по дороге местные достопримечательности, мы не заметили, как добрались до места назначения. В этот день в главном храме Шри Джаганнатхадева проходила снана-ятра. Это праздничный день установления Божества. При установлении мурти (изваяния) Джаганнатхи на алтаре в согласии с древней традицией проводят ритуальное омовение тела Господа. Мы очень желали оказаться в этот момент рядом с Господом Джаганнатхой, но, к сожалению, это омовение по традиции проводится в храме. Тех, кто не родился в теле индуса, в мандир (храм) не пускают. Когда же наступит тот день, когда это правило изменится? Нам пришлось только медитировать на омовение Божеств, вспоминая, как обычно омывают виграху (изваяние) Шри Шри Гаура-Нитая и Шри Шри Радхи и Кришны.

Получив по милости Шрилы Гурудева и Шрилы Бхарати Махараджа возможность поселиться в святом месте, после изнуряющей дороги мы совершили омовение и переоделись в вайшнавскую одежду. Памятуя о том, кто ведёт нас по пути к Богу, мы, прежде всего, решили посетить то священное место, где оставил этот мир наш Шрила Гурудев. Мы прочитали свои гаятри-мантры и вышли на улицу. Солнце уже село, и мы отправились по направлению к храму, в котором Шрила Гурудев вошёл в самадхи. Этот храм называется Джая Шри Дамодар Гаудия Матх. Когда мы вошли, в храме находился пуджари (служитель алтаря) и неизвестный нам Прабху. Вечернее арати уже прошло, и скоро должна была начаться лекция. В этот промежуток времени мы и попали в храм.

Поклонившись большому изображению Шрилы Гурудева и прочитав ему пранама-мантры, мы подошли к алтарю и предложили свои поклоны прекрасным Божествам. На алтаре находились большие Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы. Также там было несколько шалаграма-шил, Говардхана-шила, Божества Шри Шачинанданы Гаурахари и Шри Шри Радха-Винода-бихари. Также там находились Божество Чакры и изображения гуру-парампары, которые обычно можно видеть на алтарях нашей линии.

Дхаранидхара Прабху, пообщавшись на английском языке с одним местным преданным, узнал о расписании программ, проходящих в Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе. Ему рассказали о том, что скоро в это место приедут старшие ученики нашего Гурудева и будут давать лекции, посвящённые Ратха-ятре, а также лилам Господа Джаганнатхи. Мы намеревались посетить утренние мангала-арати, и также лекции проповедников школы Шрилы Гурудева.

После того, как мы почтили основной алтарь, мы поднялись выше, на второй этаж. Там находилась известная комната Шрилы Гурудева. В ней он вошёл в вечные игры Божественной Четы. Для нас важно было получить благословения на предстоящую парикраму, которую мы решили пройти, посетив святые места игр Шри Чайтаньи Махапрабху и Его вечных спутников. Мы обнаружили, что теперь у этой комнаты появилась очень красивая новая входная дверь. Она была резная, и на её поверхности было вырезано множество фигур преданных.

Пройдя внутрь комнаты, мы встретили там одного молодого Прабху, который пригласил нас войти и предложить своё почтение стопам великого ачарьи. Мы поклонились кровати Шрилы Гурудева, на которой стояла большая фотография Шрилы Нараяны Госвами Махараджа в рамке. Также рядом можно было видеть красиво обитое кресло – асану, перед которой в деревянном ящичке со стёклами находились сандалии Шрилы Гурудева. Прабхуджи, что пребывал в этой комнате до нас, вышел. Мы подошли к ящику и, открыв его, получили даршан пыли лотосных стоп Гурудева, приняв её на свои головы и грудь. Отсутствие кого-либо в этот момент рядом с нами позволило нам погрузиться в очень личную атмосферу. Гурудев рядом. Ситуация дала нам возможность открыть своё сердце без какого-либо стеснения. Это божественный дар Провидения.

Сев рядом с креслом, на котором также находилась большая рамка с фотографическим изображением нашего гуру, Дхаранидхара Прабху начал произносить полную мангалачарану. Я тут же подхватил, и мы нараспев произнесли её полностью. Прочитав пранама-мантры, мы, не торопясь, медитируя на смысл, пропели Шри Гурв-аштаку Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Это было благоприятное начало нашего путешествия по обители Господа Джаганнатхи.

Шрила Гурудев очень любил произведения Шрилы Вишванатхи Чакраварти. Им он посвятил часть своей жизни, переводя их на хинди. В Индии на сегодня местным правительством утверждены два языка, которые признаются государственными, – это хинди и английский. Шрила Гурудев обладал знанием обоих языков, и поэтому активно проповедовал на них послание Шри Чайтаньи Махапрабху и своего духовного учителя – Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Шрила Гурудев хотел перспективной проповеди, которая могла бы быть полезной как можно большему количеству людей. Гурудев предсказывал, что его труды будут полезны многим поколениям Гаудия-вайшнавов. В этом он был очень похож на Бхактиведанту Свами Шрилу Прабхупаду, предсказавшего, что его произведения будут вдохновлять людей десять тысяч лет.

Возвращаясь из храма-гостиницы, мы решили подойти ближе к берегу Индийского океана. Было уже очень темно. Солнце село. Было очень сложно разобрать дорогу к маха-тиртхе. При более близком приближении всё сильнее и отчётливее до нас стал доноситься шум прибрежных волн. Это было похоже на то, как некое преогромное существо глубоко и мерно дышало в темноте. Не видя перед собой ничего, мы двигались навстречу к чему-то живому. Приблизившись ещё, мы ощутили прибрежный бриз и увидели огромный массив воды, который дышал словно живой. Мелкие брызги орошали лицо. Казалось, что перед нами шевелится огромнейшее титаническое существо. Волны, достигавшие в высоту до метра, накатывали к побережью, и белёсая мелкая пена расползалась по песку на несколько метров.

Подойдя ближе к океанскому массиву, мы сняли обувь, намереваясь коснуться вод океана и почтить его. Неожиданно одна из огромных волн очень близко подошла к нашим ногам. Немного присев, мы тут же коснулись руками воды прежде, чем она достигла наших ног, и поместили капли солёной воды себе на голову в знак величайшего почтения. Духовная традиция учит, что сначала следует касаться священных вод руками и головой, а после уже заходить в них. Я принял также несколько капель воды с правой ладони в рот, совершая ачаман (очистительный обряд), и почувствовал лёгкую солоноватость океана. Как приятно было находиться в этом святом месте!

На безоблачном небе сияла полная золотая луна и, поблёскивая отражением в волнах, создавала невообразимую красоту. Освещая поверхность бушующих волн, она делала океан прекрасным. Я запечатлел эту красоту в своём сердце. Лучи луны играли на волнующейся поверхности океана. Стоя возле него, я вспоминал о том, как Шри Чайтанья Махапрабху неоднократно омывался полтысячелетия назад в этих водах. Теперь мы так же, как и Он, находимся в этом месте, на том же берегу. Пребывая в божественном трансе, Махапрабху принимал воды океана за Ямуну и поэтому погружался в них, испытывая разлуку с Вриндаваном. Именно в эти воды Он вошёл однажды навсегда, оставив этот мир до следующего дня Брахмы, завершив Свою бхаума-лилу (земную игру). Так гласит одно из преданий, которое описывает Его уход.

Существует ещё две истории Его божественного ухода из этого мира. Одно из преданий гласит, что Он покинул людей, войдя в воды Индийского океана. Именно поэтому этот океан является маха-тиртхой. Не раз этих вод касались величайшие аватары, которым поклоняются миллионы людей этого мира. Игры Шри Рамачандры и Шри Кришны также связаны с этим огромным водным массивом. Господь Рамачандра строил мост через этот океан, а Дваракадиш Кришна построил на берегу этого океана Свою столицу. Океан является живым свидетелем божественного присутствия знаменитых экспансий Бога, приходивших на Землю. Он снова и снова касался Их лотосных стоп. Теперь он смиренно пытался доползти своими волнами до наших ног, подмывая под ними песок. Мы недостойны такого почитания, мы не можем видеть Бога непосредственно, как видел бог океана. У нас нет такой удачи, но, соприкасаясь с этими водами, мы однажды обретём то, что обрели они.

Так прошёл очень запоминающийся первый день нашего присутствия на земле Нилачалы. В предвкушении предстоящей парикрамы мы вернулись в «Сапфир-отель» («Sapphire hotel»), что соседствует непосредственно со Шри Гопинатх Гаудия Матхом. Этот Матх славен своим ачарьей. Это Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, знаменитый ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. В этом районе, Чакра-тиртхе, мы намеревались пополнить своё духовное благочестие и обрести духовные гадха-самскары, которые могли бы ещё сильнее удерживать нас в русле Рупа-Рагхунатха-патха (пути Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами).

Гадха-самскары очень проникающи, поскольку духовны. Они рождаются из переживаний, накапливающихся во время духовного опыта живого существа. Дух всепроникающ. Его влияние невозможно уничтожить мирскими силами. Поэтому он гадха – обладает силой проникать глубоко. Именно он участен в спасении дживы из океана самсары (круговорота рождения и смерти).

Вся слава Шриле Гурудеву! Своим присутствием и наставлениями он дал нам возможность обрести гадха-самскары.

13 июня.

 

 

На следующий день мы приходили в себя после непрерывного тридцатишестичасового путешествия. Поспать в дороге нам фактически не удалось. На следующий день мы планировали посетить храм Господа Вселенной и предложить Ему наши дандават-пранамы. Джаганнатха Пури своего рода столица Джаганнатхи. Однако Ему принадлежит не только Джаганнатха Пури или Земля. Слово джаганнатха означает повелитель всей вселенной, джагат. Но и это не всё. Ему принадлежат все вселенные, которые вышли из трансцендентного тела Маха-Вишну! Джаганнатха – это единый для всех живых существ Бог. Ему поклоняются и мусульмане, и христиане, и все, кто практикует какую-либо истинную религию. С точки зрения таттвы (истины), Джаганнатха – это Нараяна.

йатах прасута джагатах прасути

«Нараяна – изначальный источник всех вселенных» («Нараяна-упанишад» 1.4). 

Первая половина жизни Брахмаджи, олицетворения раджо-гуны, находится под управлением Нила-Мадхавы. Нила-Мадхава является Самим Шри Кришной. Это Божество, которому хотел поклоняться миллионы и миллионы лет назад земной раджа (царь) Индрадьюмна. Трансцендентное тело Дваракадиш Кришны являет Собой Божество Нила-Мадхавы. Речь идёт не о том Кришне, который явился в конце прошлой Двапара-юги. Это та аватара Кришны, которая приходила гораздо раньше. Божество Шри Кришны почитаемо во всех трёх мирах. Как только началась вторая парартха, вторая половина жизни Брахмы, её управляющим Божеством стал Сам Шри Джаганнатха. Именно к Нему мы решили добраться на второй день своего пребывания в святом месте.

Приняв прасад (освящённую пищу) во второй половине дня, мы отправились на даршан к храму Джаганнатхи. Прежде мы посетили Божество, которое могут посещать все люди мира. Имя этого мурти (изваяния) – Патита-павана Джаганнатха. Мы знали о том, что нас ждёт возможность возносить молитвы лишь снаружи врат главного храма в Пури. Однако у нас есть возможность совершить и парикраму вокруг него. Нам, имеющим представление о сути каждой анги (виде) бхакти, этого было вполне достаточно для того, чтобы не чувствовать себя ущемлёнными. К сожалению, это был предел наших возможностей и мечтаний на данный момент. Мы могли рассчитывать только на это, пребывая в телах, которые не проходят в местном главном храме фэйс-контроль. Но ничего, есть предсказания о том, что Джаганнатха скоро станет доступным для всех паломников. Когда-то это непременно произойдёт.

Каждая часть бхакти, которая была описана расачарьей (учителем науки о духовных настроениях) Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», содержит в себе и другие части преданного служения. Это делает полноценной каждую из них, если стараться выполнять её должным образом (ахаитукйапратихата, непрерывно и бескорыстно). Любая форма бхакти, практикуемая должным образом, содержит в себе полноту, поэтому в ней есть и киртана (воспевание) и смарана (памятование), и арчана (поклонение), и другие анги бхакти. Поэтому, планируя обойти вокруг храма с Божеством, а также направляя к Нему свои молитвы, мы надеялись обрести плоды его даршана.

Санскритское слово даршан указывает на возможность лицезреть, видеть. Однако согласно высокому и чистому смыслу этого слова, согласно вайшнава-бхаше (толкованию шуддха-вайшнавов), всё выглядит несколько иначе. Можно даже сказать – наоборот. Люди, не имеющие непосредственного осознания своей сварупы (подлинного духовного предназначения), не могут обладать подлинным видением. Подлинным видением обладает только Бог и Его паришады (спутники). Они видят всё и всех в истинном свете, в то время как баддха-дживы (обусловленные материальной природой души) лишь думают о том, что зрят, опираясь на ограниченные майей чувства. Поэтому, если сказать точнее, нашей задачей было появиться перед божественным взором Господа, который был явлен нам в образе храма.

Господь являет Себя в образе параферналий, собственных украшений, алтаря, своего флага, а также храма. Всё это непосредственная собственность и проявление Всевышнего. Шри Баладев проявляет всё вышеперечисленное ради служения Кришне. Такая собственность является частью Его трансцендентного тела. А это подразумевает, что видение всего того, что непосредственно связано с Ним, и есть в определённом смысле созерцание Его Самого. Например, если кто-то видит флаг Господа Джаганнатхи на вершине купола Его мандира (храма), то это значит, что такая душа уже получила даршан Шри Джаганнатхи. Для тех, кто не понимает принципов абсолютной природы духовного мира и его обитателей, это очень сложно понять. Всё в духовной сфере – ачинтья (непостижимо).

Также важно знать, что Господь зрит даже через стены Своего обиталища, поскольку Он всемогущ. По этой причине, мы могли надеяться на то, что Господь Вселенной будет рад нашему появлению рядом с четырьмя вратами Его храма, даже несмотря на то, что мы не в силах были видеть Его своими несовершенными глазами.

Планируя начать парикраму, мы начали искать мото-рикшу (водителя, извозчика). По дороге мы встретили двух наших духовных сестёр. Они тоже приехали из нашего города ко Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу. Мы спланировали доехать до храма вместе. Как будто намеренно рикша высадил нас раньше времени. Похоже, Господь желает, чтобы мы хотя бы часть пути прошли пешком. Это не расстроило нас, поскольку благоприятно прилагать собственные усилия на пути к храму Господа. Это понимание присутствует как в вайшнавской, так и в христианской традиции.

Через несколько минут ходьбы мы увидели часть храма и чакру (боевой диск Вишну) с флагом над его куполом. Шри Чайтанья Махапрабху, приближаясь к храму Шри Джаганнатхи и увидев сначала эти символы над куполом, совершал полный поклон. В наших условиях это было сделать очень проблематично, поскольку мы шли по проезжей части и мимо нас постоянно сновали мото-рикши, мотоциклисты, автомобили, большое количество пешеходов и велосипедисты. В отличие от мусульман, которые в назначенный час могут начать молиться в любом месте и при любых обстоятельствах, мы стараемся соблюдать кала-деша-патру (место, время и обстоятельства). Поэтому мы решили совершить поклон в непосредственной близости у храма.

Рядом с джаганнатх-мандиром располагался большой базар. Его длина составляет почти три километра. Он гораздо больше, чем Лой-базар во Вриндаване. На нём можно купить фрукты, овощи, сладости, духовную атрибутику, традиционную одежду, украшения, сувениры и многое другое. Огромное количество людей создают шумную атмосферу вокруг древнего вайшнавского храма. Тут и там снуют мотоциклисты и велосипедисты. Большое количество малоимущих индусов ожидают пожертвования от проходящих мимо людей. Воздух наполнен очень шумными сигналами проезжающих мотоциклов и криками озабоченных торговцев. В центре всего этого величественно возвышается храм Господа Джаганнатхи. Честно говоря, до поездки в Нилачалу я представлял этот храм больше, но он оказался компактнее.

Приблизившись к Львиным вратам, которые являются главными, мы сняли обувь и предложили полный дандават (поклон). Было не очень удобно сделать это даже в этом месте из-за большого скопления людей. Однако мы, несмотря на это, выполнили желание своего сердца и поклонились всегда улыбающимся Божествам с огромными глазами. Храм имеет четверо врат: Львиные, Слоновьи, Лошадиные и Тигриные. У врат стоит вооружённая охрана в тёмно-зелёных мундирах из нескольких человек. Хотя наши православные храмы не охраняют так тщательно, тем не менее, в Индии беспокоятся о терактах, которых в наше время стало много по всему миру. К тому же следует заметить, что посещающих храм Джаганнатхи гораздо больше, чем христиан в русских православных храмах.

Настало время парикрамы, обхода вокруг храма. Традиционно мы должны были обойти вокруг него четыре раза. Это было немного трудно сделать для моего духовного брата из-за его слабого здоровья, но он решился на это ради духовного блага, и мы начали обход, взяв в руки свои чётки из Туласи. Обход совершается традиционно по часовой стрелке. Во время него верующий должен быть повёрнут правым плечом к объекту почитания. В этом отношении уместно вспомнить слово дакшина. Термин дакшина указывает на правую (дакш) сторону от Повелителя (ина). Дживы этого мира относятся к категории татастха-шакти (пограничной энергии). Шакти (энергия и её воплощения) всегда должны пребывать слева от Господа. Именно поэтому Лакшми, Дурга, Сита и Шримати Радхика всегда находятся на изображениях с левой стороны от Бхагавана. Точно так же и мы, будучи экспансиями шакти, обязаны пребывать по левую сторону от Бога, а значит быть повёрнутыми к Нему своей правой стороной.

Обходя вокруг храма, мы стали медитировать на его Божества – это Чакра, Субхадра, Баладева и Джаганнатха Свами. Хозяин всех миров. Подлинный духовный учитель, сад-гуру, является представителем всех четверых. Это бесспорно, поскольку Шри Кришна в «Шримад-Бхагаватам», Одиннадцатой песни сказал: ачарйам мам виджанийан – «Подлинный гуру – неотличим от Меня».

Шрила Гурудев является представителем Чакры (боевого диска). Чакра дарует сударшану – чистое и глубокое видение, своим сиянием она озаряет всё вокруг. Также она является оружием Бхагавана, способным победить любую враждебную силу. Поэтому Чакра помогает устранить всё неблагоприятное на пути к Богу, уничтожая анартхи (препятствия, дурные качества). Сад-гуру (совершенный учитель) так же, как и Чакра, наделяя ученика самбандха-гьяной (духовным знанием, связующим с Богом), даёт обучающемуся настоящее видение, которое позволяет понимать всё в истинном свете и впоследствии видеть Бога. Такое знание защищает ученика от всех проблем и анартх, если дивья-гьяну воспринять сердцем. Гуру приходит сражаться за души в этот мир, проясняя всё.

Также сад-гуру представитель Субхадры Дэви, сестры Шри Кришны. Подлинный учитель осуществляет некоторые функции Субхадры. Она – проявление йога-майи в Джаганнатха Пури и частичное проявление Шримати Радхики. Совершенный учитель также связывает своего ученика со Шри Бхагаваном, как это делает любая экспансия йога-майи. Истинный гуру для того и приходит в материальный мир из духовного, чтобы соединить заблудшие души с Кришной.

Bona fide (истинный) гуру также является проявлением Баладевы. Баладева – это источник всех сил, Он дарует духовную мощь, балу. Так же и шри гуру дарует силу для совершения бхакти. Учитель наделяет ученика сукрити (духовным благочестием) и утсахой (вдохновением), которые поддерживают в совершении бхаджана. Так учил нас Шрила Гурудев:

 гуру-чарана-камала бхаджа ман

гуру-крипа вина нахи кои садхан-бал,

бхаджа мана бхаджа анукшан

«О ум, поклоняйся лотосным стопам Гурудева. Без милости Гурудева у нас нет сил для садханы. Поэтому, о ум, каждое мгновение поклоняйся и служи ему» («Гуру-чарана камала бхаджа ман», стих 1).

Также шри гуру – это проявление Самого Господа Джаганнатхи. Это утверждают все священные писания. Также об этом сказано в нашей парампаре Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами:

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане

гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане

«Согласно шастре совершенный дикша-гуру – это кришна-рупа (форма Господа), поскольку в облике гуру Шри Кришна одаривает Своей милостью преданных» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.45).

 Так, обходя вокруг Божеств прибрежного города, охраняемого Хануманом – шуддха-бхактой (чистым вайшнавом) Шри Рамачандры, мы почитали своего духовного учителя. Молясь во время джапы Божествам главного мандира этого священного города, мы просили Их благословить нас на посещение святых мест и беспрепятственное служение Шри Шачинандане и Его божественной свите.

Закончили парикраму мы тогда, когда уже начало смеркаться. Так мы провели сандхью, священное время, в которое рекомендуется совершать духовную практику. Сандхья должна чтится. Не только Гаудии учитывают сандхью, но и представители других истинных религий. Нам оставалось надеяться, что Гопешвара Махадев остался нами доволен, поскольку Он в образе Бхутанатхи (повелителя привидений) отслеживает то, чем занимаются дживы в сандхьи. Если они практикуют бхакти, то Шива остаётся ими доволен. Он благословляет их на дальнейшие достижения в садхане (практике бхакти). Если же живые существа не желают почитать время сандхьи, тогда в них вселяются духи и привидения. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам», Третьей Песни, в главе «Неурочная беременность Дити».

Вся слава Шриле Гурудеву! Он заменил нам всё в этом мире, устраняя дефицит любого рода! Тот, кто находится с сердцем, не нуждается ни в чём.

14 июня.

………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи