?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 371. Опубликовано: 10-10-2019, 17:00

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

 

На следующее утро мы встали в четыре часа и посвятили его обсуждению будущих перспектив в духовном развитии. Нас тревожило то, что в связи с уходом нашего духовного учителя в нитья-лилу (духовный мир) его сообщество фактически полностью расслоилось. Многие санньяси не желали сотрудничать друг с другом. Причин на то у них было огромное множество. Многие потеряли веру в своих духовных братьев из-за ошибок, которые те совершали, находясь под влиянием маха-майи. Одни в связи с этим, опираясь на рекомендации садху, снова искали покровительства истинного духовного учителя, другие решили эксплуатировать сообщество Шрилы Гурудева и имитировать положение истинных учителей бхакти. Кто-то, недолго думая и объединившись с единомышленниками, начал формировать свою секту, стремясь к полной независимости и нарушая указания своего Гурудева. Кое-кто, видя, как ложные амбиции и время разрушает единство, отошёл в сторону и стал совершать индивидуальный бхаджан для того, чтобы не расстраивать себя стандартно для эпохи Кали сложившейся неразберихой. Всё это привело к апарадхам, игнорированию друг друга, духовным и нравственным падениям, а также к пренебрежению истинами бхакти-шастр.

Младшие ученики Шрилы Гурудева не смогли самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации и просто слепо шли за своими кумирами. Некоторые из них ушли в майю, увидев, как пали идеалы. Кто-то надолго завис в наблюдательной позиции. Так естественным образом сформировалось много подгрупп. Некоторым новоявленным гуру, ищущим власти и почестей, это было на руку. Значительная часть учеников Гурудева при его жизни не изучали должным образом философию сознания Кришны и его наставления. Расслоение, которое затронуло сообщество Гурудева, было естественным продолжением невежества масс. Устоять в преданном служении после всего этого было нелёгкой задачей. Некоторые преданные, входящие в нашу местную сангу (сообщество), отсоединились от неё, создав свои подгруппы. Позже эти подгруппы начали увядать. Некоторые новообразованные фракции, состоящие из недавно пришедших преданных, наоборот, стали обретать самостоятельность и набирать опыт. Одна из небольших, но перспективных групп была ориентирована на Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа.

Час за часом мы обсуждали наши перспективы, которые могли быть приемлемы в вышеописанной ситуации. Я отметил для себя, что каждое десятилетие в сознании Кришны подводит к определённым рубежам, при которых следует серьёзно пересматривать своё положение, а также положение группы, сформированной, когда мы только-только пришли к лотосным стопам Шрилы Гурудева. Это очень удивительно, когда ты видишь, что ежегодно жизнь в духовном сообществе подводит тебя всё к новым и новым прозрениям и более глубокому осознанию. Духовная жизнь не может перейти в вялотекущее состояние, если ты постоянно находишься в активном служении шри гуру и вайшнавам. С каждым годом приходится познавать себя. Даже если тебе кажется, что ты пребываешь в неблагоприятных для духовного роста обстоятельствах, всё не так. Бог нередко определяет то, что происходит вокруг тебя и с тобой. За это я очень благодарен всем пробам и ошибкам, всем как достойным преданным, так и тем, которые только считаются таковыми.

Нет смысла жаловаться на неблагоприятные условия для духовного роста. Нет смысла думать о том, что тебя окружают недостойные люди, тем более, если учитывать, что мы всегда достойны того, что с нами происходит. Есть смысл только работать над своим шаранагати (преданностью). Если нет шаранагати, всё будет вкривь да вкось. Если оно есть, то всё, что относится к этому миру, не имеет значительной роли. Ни люди, ни их поступки, ни их слова. Тот, кто живёт под Богом, зрит Его, всегда убеждаясь в Его благорасположенности. Тот, кто живёт под влиянием своего эго, закапывается в проблемах и часто винит всех окружающих. Воистину, шаранагати – это божественная панацея от всех проблем.

Обсуждая со своим духовным братом происходящее, мы размышляли над тем, как нам продолжать укреплять свою веру, используя то, что мы уже имеем и то, что у нас осталось. Проживая вдвоём в съёмной комнате, мы никому не мешали. Вечером мы отправились в Джая Шри Дамодар Гаудия Матх. Мы специально поселились в том районе, где находился именно этот Матх. Для учеников Гурудева это особое место. Здесь завершалась пракат-лила (видимая материальными глазами) нашего Гурудева. Мы перед ним в неоплатном долгу. Даже после его ухода мы хотели встречаться с теми, кто живёт по стандартам киртана (прославления Бога) и арчаны (богослужения), установленными им. В разных матхах неодинаковые стандарты. Любой из них важен для матхаваси (жителей храма), поскольку стандарты поклонения устанавливали ачарьи. Нам же хотелось быть с теми, кто совершает утренние и вечерние арати по правилам, установленным Гурудевом.

В Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе мы могли видеть нашего Шрилу Гурудева на большой вьяса-асане каждый день. Это укрепляло нас в нашем служении ему и его посланию, которое было неотличимому от учения всех ранних возвышенных ачарьев. В этом Матхе также ожидался приезд его старших учеников, санньяси, которые по приезду планировали дать свои лекции. Мне хотелось взять интервью у некоторых из них для нашего сайта sampradaya.ru. Также нам было интересно узнать о том, как всё-таки старшие ученики Шрилы Гурудева видят будущее сообщества, которое им создано.

Все перечисленные планы были вторичными по отношению к главному: мы ожидали приезда Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа. Этот вайшнав, будучи обладателем подлинной гурутвы (духа совершенного духовного учителя), мог очистить собой любое место. Подобные преданные нередко посещают святые места ради собственного очищения. Однако следует знать, что возвышенные вайшнавы не нуждаются в очищении, совершенные души своим присутствием сами могут очистить любое святое место:

тиртха павитра карите каре тиртха-бхрамана
сеи чхале нистарайе самсарика джана

«Великие святые ходят по местам паломничества для того, чтобы очистить их. По этой причине они посещают многие тиртхи (святые места) и освобождают бесчисленные обусловленные души».

Несмотря на это, ко Шриле Бхарати Махараджу нет у всех единого притяжения. Некоторые люди, рядящиеся в вайшнавские одежды, завидуют ему, и запрещают своим ученикам посещать его лекции, даже несмотря на то, что он не даёт посвящений и является признанным маха-бхагаватой (совершенным преданным). Лидеры-сектанты очень боятся потерять своих последователей, приносящих им деньги и славу. Организаторы некоторых современных сект понимают, что если их ученики посетят Шрилу Бхарати Махараджа, то они уже не вернутся. Этот страх лишь подтверждает факт того, что Бхарати Госвами Махарадж является совершенной душой. Именно от такого вайшнава можно получить подлинное посвящение, видвадруддхи-дикшу, которая является абсолютно необходимой для духовного развития. Формального посвящения, анустаник-дикши, недостаточно.

Нас приятно удивило то, что в Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе время от времени преданные включают Интернет, благодаря которому они слушают регулярно лекции Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа. Нас также пригласили присоединиться к ним, пока Махарадж ещё не приехал в Пури.

Приятно видеть, что учение Шрилы Гурудева действительно работает. Гурудев призывал не обращать большого внимания на формальные стороны вайшнавизма. Он всегда хотел, чтобы мы зрели суть и знали сиддханту (совершенные выводы Вед). Буквоеды попадают в ловушки проформы, в то время как опытные преданные, наделённые бхакти-сукрити, устремляются к самому главному, даже если при этом им придётся пренебречь второстепенными правилами и мнением корыстолюбивых зазывал, не обладающих сат-адхикарой – духовной чистотой сердца. Невежественными людьми легко управлять и, к сожалению, такие манипуляции совершаются в современных сообществах бхакти-йоги, где правят лидеры-сектанты.

Истина, так же, как и её подлинные слуги, ведут всех к обладателям бхакти-сиддхи. Бхакти-сиддхи – это духовные совершенства, которые можно обнаружить только у редких душ. Эти сиддхи (совершенства) обретаются баддха-дживами в течение не одной жизни, посвящённой Богу. Высшая сиддха – это према (любовь к Богу). Тот, кто наделён таким совершенством, совершает подлинную киртану, смарану, джапу и все остальные анги бхакти. От подобных совершенных вайшнавов и следует учиться этим ангам бхакти. Именно поэтому Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада написал в комментарии, в «Нектаре наставлений» (Глава 5) следующее: «Следует всегда искать общества уттама-адхикари, строя свои отношения с ним на шести принципах (дадати пратигрихнати и т.д.). В сущности, такого продвинутого вайшнава, уттама-адхикари, следует принять своим духовным учителем».

Для того чтобы выполнить подобное важное наставление, нужно пожертвовать всем, даже если необходимо, то и указаниями своего не достигшего совершенства гуру. Такая принципиальность позволит ученику доказать Господу, что он не на словах желает обрести подлинную преданность Его лотосным стопам. Высокие обретения на пути к Богу требуют самых радикальных форм отречения. Отрекаться следует решительно от всего, над чем властно время.

В Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе мы увидели четверых русских преданных. Одну преданную я знал уже пять лет, это Гуна-мала диди, бабушка из Новосибирска. Другая, как только увидела меня, сразу назвала моё духовное имя, что меня немало удивило, поскольку последний раз я общался с ней мимолётно в матхурском Кешаваджи Гаудия Матхе в 2011 году. И хотя я с ней тогда не смог должным образом поговорить, тем не менее, как она сказала, я оставил в её памяти глубокий след, когда в 2009 году во время Враджа-мандала-парикрамы, встретившись с ней первый раз, я рассказал ей о природе безраздельной преданности Кришне на основе стиха – анйабхалашита-шунйам из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11.

Также там была ещё одна незнакомая мне русская преданная из Канады, которую я не знал. Четвёртый преданный из Петербурга по имени Рама-канта Прабху. Его немного знал Дхаранидхара Прабху, поскольку Рама-канта Прабху активно посещал парикрамы, проводимые Шрилой Гурудевом. Все они были учениками Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Таковых в наше время становится всё меньше и меньше. Это обусловлено разочарованием, которое возникло у людей по вине старших санньяси, не оправдавших надежд Шрилы Гурудева. Они стали действовать независимо, без подобающего вайшнавского смирения. Очень многие торопились стать гуру после ухода Гурудева.

Когда духовный учитель уходит, его уход становится очень серьёзным испытанием на веру и верность. Многие из его учеников, кто раньше лишь на словах души не чаял в нашем учителе, читая по шестьдесят четыре круга джапы на чётках ради честолюбия и статуса, кто хорошо пел и танцевал, теперь находятся где-то за пределами активного бхакти. Среди тысяч инициированных людей, больше девяноста процентов теперь находятся за пределами активного служения. Как бы то ни было, Шри Кришна обязательно даст им следующий шанс, ведь они подали заявку на веру и верность.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он успешно протестировал своих учеников после своего ухода.

15 июня.

 

 

Утром следующего дня мы отправились на мангала-арати в Джая Шри Дамодар Гаудия Матх. К сожалению, тенденция опаздывать к началу церемонии поклонения наблюдается и в Индии. Когда мы пришли на утреннюю программу, у алтаря присутствовало всего два человека, а к окончанию программы в алтарной комнате было тринадцать человек. Хоть этот Матх небольшой и новый, тем не менее, мало кто озабочен пунктуальностью.

Если говорить об общем количестве человек в тех или иных Гаудия Матхах или даже отделениях ИСККОН, то можно заметить, что это количество вовсе не превышает того, которое мы можем наблюдать в России на программах в нама-хаттах (домашних проповеднических центрах). Обычно можно обнаружить не более десяти-пятнадцати человек. Это приводит к мысли, что у русских не всё так плачевно, как может показаться. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что нет ни одной религии во все времена, в которой бы при увеличении количества адептов сохранилось качество практики. Качество всегда против количества. Погоня за количеством всегда оборачивается потерей качества. Лидер, гоняющийся за количеством и не понимающий этого, как правило, поверхностный человек.

Как только закончилась утренняя программа, мы поклонились Шримати Туласи и Шриле Гурудеву и отправились на парикраму. Дхаранидхара Прабху повёл меня по тем местам, которые он сам проходил под руководством Шрилы Гурудева в прошлые годы. Первый раз он посетил парикраму по Джаганнатха Пури в 1998 году. В 2001 году Шрила Гурудев собрал группу примерно из трёхсот человек. Среди них было не более тридцати русских.

Выйдя из Матха, прежде всего мы сняли обувь и подошли к вратам храма Чакра-тиртхи. В этом месте мы помолились божеству Чакры, прося о том, чтобы она защищала нас в первый и последующие дни паломничества, а также даровала подлинное видение (сударшана). Поблизости был маленький храмик Шани Дэва (Сатурна). Он также является преданным Господа и управляющим божеством планеты. Он второй Ямарадж, который судит джив при жизни, очищая их перед анта-калой, смертью. Шани – слуга Господа Нрисимхадэва. По этому случаю мы, взяв с собой песенники, исполнили бхаджан (песню), который написал Шрила Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-бхава-таранге». Это пять молитв, обращённых к Шри Нрисимхе – э душта хридайе кама ади рипу чхайа.

 Помолившись Шри Нрисимхадэву, мы пешим ходом направились к самадхи (усыпальнице) величайшего нама-ачарьи (учителя киртана) Шрилы Харидаса Тхакура. До места его погребения нужно было пройти несколько километров. Ступая по прибрежной зоне величайшего из океанов, повторяя святое имя, мы двигались, омываемые время от времени его тёплыми волнами, минуя прилипчивых торговцев жемчугом и поддельными кораллами. Временами по песчаной дороге, усеянной ракушками, нам попадались жители Пури, вышедшие рано утром из своих домов на берег океана, туристы из других городов Индии, приехавшие на Ратха-ятру, а также маленькие крабы, которые шустро выбегали из своих песчаных норок по каким-то своим нуждам. Местные рыбаки отправлялись за уловом.

По дороге мы решили немного отдохнуть. Присели на лавочки, которые были установлены одним из прибрежных отелей. К нам подошёл торговец вайшнавской атрибутики. Он начал показывать различные круглые декоративные изображения Господа Вишну, Шри Кришны и Шри Джаганнатхи, навязчиво предлагая их купить. Мы отрицательно мотали головой, не желая приобретать что-либо у него, так как за двадцать лет у нас накопилось слишком много подобного добра.

 На одном из них была изображена вселенская форма, явленная Богом. Он показал её нам и сказал, что это даша-аватара, десять самых знаменитых аватар, прославленных в «Гита-Говинде» Шрилы Джаядевы Госвами. Однако, приглядевшись, мы увидели, что там среди многих рядов голов были головы Ханумана, Ганеши и каких-то мудрецов. Мы сказали ему, что это не даша-аватара, как он думает, а вират-рупа, вселенская форма Бхагавана. Недовольный, он стал спорить с нами, не соглашаясь с нашим мнением. Тогда мы стали приводить ему список тех проявлений Бога, которые входят в перечень даша-аватар. Мы их знали фактически наизусть, он же не мог привести никаких доказательств со своей стороны. Когда подошёл другой торговец, торговавший жемчугом, то он подтвердил наше мнение, опровергнув своего соотечественника. Но даже после этого, торговец атрибутикой остался при своём мнении.

К сожалению, многие индусы уже утратили понимание своей традиции, и теперь даже западные преданные могут лучше разбираться в духовных вопросах. Западные вайшнавы вполне могут быть достойными носителями традиций древней Бхарата-варши (Индии).

Приближаясь к намеченному месту, мы увидели красивый памятник Шри Гауранги с поднятыми вверх руками. Вот тут местные вайшнавы преуспели. У нас в России пока нет подобных постаментов такой величины. Махапрабху тянет обе руки вверх. В «Чайтанья-чаритамрите», Антья-лиле, Он утверждает юга-дхарму (предписанный определённой эпохе метод самоосознания).

сарва-локе матта каила апана-самана
преме матта лока вина нахи декхи анна

«С помощью движения санкиртаны Господь свёл с ума весь мир. Все люди стали такими, как Он Сам. Мы не найдём никого, кто не опьянел бы от Его движения санкиртаны». 

Сфотографировав Его мурти, мы продолжили свой путь. Я подумал, что это очень хорошо, что на земле, где прожил восемнадцать лет Шри Чайтанья Махапрабху, Его чтят как величайшего святого и как Самого Бхагавана. Об этом должны знать все, не только те, кто чтят Его в нашей парампаре.

Добравшись до самадхи-мандира знаменитого Гаудия-вайшнава Шрилы Харидаса Тхакура, мы вошли внутрь. Это было достаточно вместительное помещение. Двое пожилых преданных пели святые имена, подыгрывая себе на мриданге (барабане) и караталах (маленьких цимбалах). Это создавало соответствующую атмосферу для поклонения Харидасу Тхакуру. Мы опустили свои пожертвования на поддержание этого святого места. Сбоку находились мурти Шри Нитьянанды Прабху, Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Адвайты Ачарьи, трёх проявлений Бхагавана.

Мы отошли в сторону от певцов, присели в уголке и, достав «Шри Гаудия гити-гуччху», спели «Джая джая харинам» и «Нама-санкиртану». Когда мы уже заканчивали петь последний бхаджан, к нам подошёл местный преданный с вайшнавской тилакой (священным знаком) на лбу серого цвета и начал подпевать, зная этот бхаджан наизусть. Не мудрено, ведь «Нама-санкиртану» пел Сам Махапрабху! Прекрасная традиция –присоединяться к киртану! Она вдохновляет всех.

Как приятно было прославить бхаджанами святое имя Господа, которому полностью посвятил свою жизнь святой Харидас, избранник Гауранги. Шри Гауранга признал Харидаса выдающимся учителем, обучающим правильному пению святых имён Шри Кришны. Спасибо тем преданным, которые привили нам вкус к воспеванию и обучили петь гимны и стотры (молитвы). С этими навыками мы теперь можем чувствовать себя в традиции, полезными для самих себя. Хочется пожелать всем преданным не лениться и учиться петь священные бхаджаны, которые ценят Гаудии.

В Антья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты» сказано, что Гауранга Махапрабху провозгласил: «Тот, кто возле самадхи Харидаса Тхакура будет воспевать Святое Имя, очень скоро обретёт благосклонность Самого Шри Кришны».

Следующим пунктом нашего паломничества был Нилачала Гаудия Матх, принадлежащий «Гаудия Веданта Самити». Он был построен в пятидесятых годах Парам-гурудевом Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем. В Матхе установлено его мурти. Сам Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами установил там Божества Шри Шачинанданы Гаурахари и Шри Шри Радха Винодбихари-джи. Когда мы зашли в это место, один из санньяси (монахов) этого храма пел паяры (бенгальские стихи) из какого-то бенгальского вайшнавского произведения. Увидев нас, он крикнул пуджари (служителю алтаря), чтобы нам открыли Божества для даршана. Мы присели с Прабху на ступеньках храма, и уже через несколько минут нас позвали на даршан к Божествам. Мы подошли к Ним и предложили свои пранама-мантры, поклоны и пожертвования. Также нам удалось сделать несколько фотографий Божеств. Было необычайно приятно находиться там, где жил и проповедовал духовный учитель нашего Шрилы Гурудева.

Мы немного посидели на ступеньках храма и обсудили историю взаимоотношений между Гаудия-вайшнавскими миссиями. Когда-то со стороны этих ступеней был виден океан, и наш духовный учитель, сидя на них, созерцал волны маха-чаранамриты – океана, который стал таковым от прикосновения к телам Харидаса Тхакура и Махапрабху. В его волнах омывались множество раз трансцендентные тела многих садху. Для божества океана, такой контакт с садху – духовное блаженство!

Пурушоттам Гаудия Матх был следующим местом, которое мы должны посетить. Земля Джаганнатха Пури называется также Пурушоттама Дхама. Это место называется так, потому что Господь Кришна является высочайшим (уттама) Пурушей, Маха-Пурушей. Бог – Верховный наслаждающийся, Он властвует над всеми обычными пурушами, живыми существами.

 Увидев нас, в этом месте также открыли Божества Шри Шри Радха-Говинды и Шри Шачинанданы Гаурахари. Нам повезло. Было необычайно приятно, что нас принимали и шли навстречу, позволяя видеть мурти Божественной Четы. Проживая в Западной Сибири, порой осознаёшь свою незначительность и никчёмность. Даже не верится в то, что ради таких незначительных душ служители такой возвышенной традиции откроют алтарь с самым дорогим, что есть на нём. Когда это происходит, то действительно начинаешь понимать, что милость Бога реально существует! Она доступна каждому. Гурудев о нас действительно заботится, где бы он ни был. Те места, где поклоняются Божествам сотни и тысячи лет, становятся в некотором смысле доступными, и это изумляет. Всё это становится возможным по милости вайшнавов и духовного учителя. Шафрановые одежды по сей день уважают в Индии. Мой духовный брат был облачён в таковые, и поэтому это является также одной из причин того, что к нам отнеслись с уважением. Слава вайшнавской культуре!

Мы поклонились Божествам. Возле алтаря сидел брахмачари и делал гирлянды из свежих цветов для Божеств. Мы подошли к нему и спросили, приемлемо ли для нас перед алтарём спеть «Прабхупада-падма ставу»? Было видно, что он понимает название бхаджана и знает его, но, похоже, он плохо знал английский язык и поэтому не понял нашего вопроса. Так или иначе, мы поняли по его положительной реакции, что если мы споём этот бхаджан, то это не будет вызывающе для данной ситуации, даже не смотря на то, что в храме почти никого не было. Вероятно, все отдыхали или были заняты севой (служением).

Мы сели перед алтарём и спели бхаджан, который написал Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Эту ставу (молитву) настоятельно рекомендовал нам петь по утрам наш Шрила Гурудев, и мы его уже один раз спели сегодня утром в Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе. Однако, поскольку Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был основателем Пурушоттама Гаудия Матха, нам хотелось прославить этого величайшего ачарью нашей парампары одной из самых лучших молитв. Эта молитва тронула до слёз Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, когда он услышал её в первый раз, и поэтому нам было известно его отношение к ней. Служить настроению святых – это одна из обязанностей учеников. Сарасвати Тхакур – наш духовный прадед.

Спев бхаджан, мы увидели приближающегося к нам молодого грихастху (семейного человека) в белых вайшнавских одеждах с подносом в руке. На подносе он нёс нам угощение – расагулы. Расагулы – это белый пористый сладкий шарик, считающийся одной из лучших сладостей в Индии. Угостив нас прасадом, он сказал «Харибол!» и молчаливо удалился в свою комнату. Мы решили покинуть алтарную, держа прасад в правой руке, поскольку не следует принимать освящённую пищу, не будучи совершенным преданным, непосредственно перед открытым алтарём.

В целом можно было сказать, что это был очень красивый небольшой храм, с ухоженной пышной Туласи во дворе. Она росла в горшке, который имел форму розового полураспустившегося лотоса. Перед тем, как войти в храм, мы совершили парикраму вокруг неё с мантрами, которые обычно произносят во время почитания и поклонения этому священному базилику. Мне очень понравилась атмосфера этого места. Хотелось пожить тут и послужить в этом храме.

К сожалению часто можно обнаружить, что во многих храмах к пришлым паломникам относятся несколько прохладно. Вероятно, это обусловлено тем, что слишком часто к ним захаживают гости. Мой духовный брат сказал, что жители храмов Пури думают о том, что Господь, так или иначе, решит всё за них. Мало где можно было получить тёплый приём, радушное общение и проповедь. Нам с готовностью открывали Божества, но не проявляли активности во взаимоотношениях. Если такое будет принято, и западные последователи будут перенимать подобное настроение, глядя на своих индийских духовных братьев, то Гаудия-вайшнавизм, скорее всего, останется привилегией интровертов и молчунов. Можно сказать совершенно очевидно, что дух проповеди и дружелюбное отношение к новым людям – это редкий фактор, который даже чаще можно обнаружить в России. Хотя и в России не всё в этом отношении гладко. Если мы будем более персональны и открыты во взаимоотношениях друг с другом и прихожанами, то это позволит распространяться Гаудия-вайшнавизму лучше, нежели даже в Индии. С другой стороны, широкое распространение всегда ведёт к разжижению качества. Может по этой причине местные вайшнавы в Пури несловоохотливы?

Наш путь лежал в дом Джагадананды Пандита. Когда мы вошли внутрь, на полу перед алтарём вальяжно на животе лежал хозяин этого места. Он же по совместительству был пуджари. Очень полный и неповоротливый, он походил на зажиточного человека. Скорее всего, он охлаждал живот, прижимаясь им к покрытой кафельной плиткой полу, чтобы пища в нём лучше переваривалась. Именно эта причина сформировала особую традицию в ряде мест Индии. В стране жарко, и индусы ищут способ поднять огонь пищеварения. Иногда они ходят с голым животом, задрав свою майку до уровня груди. Если пузо большое, это легко сделать. Подобное можно было видеть и во Вриндаване. Если тело будет пребывать в жаре, постепенно огонь пищеварения в нём начнёт угасать, так как организм, чувствуя большую температуру снаружи, автоматически понижает её изнутри. Зачем вырабатывать дополнительное тепло, если внешняя температура воздуха уже большая? Организм балансирует, пытаясь действовать экономно и гармонично с внешней окружающей средой. Но есть одна проблема. Это приводит к тому, что пища перестаёт перевариваться. Ради того, чтобы поднять огонь в желудке, некоторые люди просто охлаждают поверхность живота, задрав майку, хотя многие предпочитают усилить огонь пищеварения, добавляя в пищу много перца чили.

Итак, теперь мы в гостях у Джагадананды Пандита, прямо в его доме! Джагадананда Пандит является очень дорогим спутником Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Кришнадас Кавирадж в «Шри Чайтанья-чаритамрите», 10 главе Ади-лилы, в текстах 21-22, пишет о нём:

пандита джагадананда прабхура прана-рупа
локе кхйата йенхо сатйабхамара сварупа

«Шестая ветвь на древе Господа Чайтаньи – это Джагадананда Пандит, которого величали сердцем Господа. Он считается воплощением Сатьябхамы [одной из главных жён Господа Кришны]».

притйе карите чахе прабхура лалана-палана
ваирагйа-лока-бхайе прабху на мане какхана

«Джагадананда Пандит [будучи воплощением Сатьябхамы] всегда стремился окружить Господа Чайтанью удобствами, но, поскольку Господь был санньяси, Он не принимал дорогих подарков, которые приносил Ему Джагадананда Пандит». 

дуи-джане кхатмати лагайа кондала
танра притйера катха аге кахиба сакала

«Иногда казалось, что они ссорятся по пустякам, но эти ссоры были проявлением их любви друг к другу».

Кстати! Несмотря на то, что Кришнадас Кавирадж пишет о Джагадананде Пандите как о царице Двараки, тем не менее, сам Джагадананда Пандит выразил себя как будто иначе. Он показал в своей книге «Према-виварта», глава 2, что ему близко настроение радха-дасьи (служения Шри Радхике). Он приводит свой диалог с Махапрабху: «Однажды Господь в шутку сказал мне: «Ты долгое время был одной из главных цариц в Двараке, а я просто нищий попрошайка. Почему ты служишь Мне? Ты можешь найти сотни таких же отречённых, как Я». Я ответил: «Оставь, пожалуйста, Свои притворство и обман. Почему бы Тебе не сказать, что я простая служанка лотосных стоп Шримати Радхарани. Ты украл сияние тела моей дорогой госпожи Радхарани. Поэтому Ты вор, и я обязан поймать Тебя и вернуть назад в страну Враджи. Моё единственное желание - служить Шримати Радхарани, а Ты хочешь отослать меня за тридевять земель, в далёкую Двараку. Вот как Ты вероломен! Я хорошо знаю, какой ты отрешённый санньяси. На самом же деле Ты просто хочешь обманом лишить нас возможности служить лотосным стопам Радхарани, чтобы Самому служить Ей».

В связи с этим наш Гурудев больше склонялся к тому, что Джагадананде Пандиту ближе настроение радха-дасьи. Иногда так бывает, что гопи Враджи одновременно служат Бхагавану как в свакия-расе (законных супружеских отношениях), так и в паракия-расе (незаконных любовных отношениях). Пример тому – Радхарани.

Только я начал сетовать на имперсональные отношения, как Господь отреагировал на это. Настоятель этого места оказался более чем радушным и простым человеком. Он очень приветливо встретил нас, встав с пола и начал сразу рассказывать о взаимоотношениях Махапрабху и Джагадананды Пандита. Он рассказал историю того, как Джагадананда Пандит хотел предложить Шри Чайтанье горшок редкого сандалового масла. Махапрабху не принял это подношение, и тогда Его слуга позволил себе разгневаться на Него. Шриман Махапрабху принял этот гнев с любящим сердцем, поскольку Джагадананда Пандит был антаранга-парикаром, личностью, входящей в ближний круг Махапрабху.

В правом углу комнаты, в которой происходило поклонение, стояли два раскрашенных изваяния величиной с человеческий рост. Одно изображало Шри Чайтанью Махапрабху, а другое Джагадананду Пандита. Джагадананда Прабху протягивал к Махапрабху свои руки с горшком масла, а Махапрабху двумя руками показывал Своему преданному, что не собирается принимать от него подношение, следуя высоким обетам отречения. Согласно истории, после отказа Джагадананда с обидой закрылся от всех на три дня. Махапрабху чувствовал зависимость от Своего преданного и извиняющимся тоном стал просить Джагадананду выйти из заточения и приготовить Ему прасад. Господь всегда выражал Свою зависимость от бхакт, поэтому бхакти – это самый возвышенный образ жизни. Махапрабху стучался в закрытую дверь Джагадананды и местный пуджари нам показал ту самую дверь, которой касалась рука Гаура-аватары! Это чудо – касаться такой реликвии и видеть её!

Пуджари рассказал нам, что у него имеются серебряные капсулы-кавачи, в которых находятся маленькие кусочки Туласи и песчинки прасада, добытые из сердца Господа Джаганнатхи. Речь идёт о набхи-брахмане, сакральном внутреннем Я Божества. Он показал нам эти кавачи и предложил приобрести себе. Я выбрал маленькую серебряную кавачу и пожертвовал ему четыреста рупий.

 Он угостил нас прасадом. Это была упма (солёная манная крупа) со специями, а также дал почтить листья Туласи, которые недавно он предлагал на своём алтаре, где красовались Шри Шри Радха-Гиридхари.

Также он нам предложил красный метровый флаг с храма Господа Джаганнатхи. Такой флаг называется Джаяпатак. На флаге красовались символы луны и солнца. Флаг символизирует победу и защиту, как днём, так и ночью. Мы отказались от него, поскольку недавно нам уже дарил подобный флаг на всю ятру (сообщество) Лалит Мохан Прабху. Ему удалось приобрести подобный жёлтый стяг в Джаганнатха Пури в 2012 году. Он пожертвовал за него большую сумму и привёз в Россию. Этот флаг был несколько метров длиной. Я разрезал его и положил его фрагменты в рамки альбомного формата вместе с фотографией Шри Джаганнатхи, где также было изображение его храма и лица тоскующей по Кришне Радхарани на голубом небе. Сделав сорок копий таких картин, я раздарил их всем желающим преданным нашей ятры. Часть этих картин я подарил преданным Новосибирска и Норильска, которые помогали мне в моей проповеди.

Приняв прасад от Шри Шри Радхи-Гиридхари, мы сделали ачаман и двинулись дальше, к дому, где раньше жил знаменитый Шри Сварупа Дамодар. Там мы получили даршан Божеств Радхи-Шьямасундары. Дхаранидхара Прабху почувствовал вдохновение кратко рассказать об этом святом, который был очень близок Шри Чайтанье Махапрабху. Шрила Кришнадас Кавирадж пишет о нём следующее:

сварупа-госани — прабхура ати антаранга

тахате джанена прабхура э-саба прасанга

«Сварупа Госвами – самый близкий спутник Господа. Поэтому ему хорошо известны все намерения Махапрабху».

После многих лет духовной практики становится трудно поверить в то, что сейчас ты находишься в тех местах, которые уже более половины тысячелетия почитаются как священные, и их описание вошло в классическую литературу традиции Гаудия-вайшнавов. В этих местах Господь и Его спутники являли столько замечательных лил, чудес и духовных подвигов! Насколько каждый из нас удачлив, никто даже не догадывается. Объём спящего в сердце бхакти-сукрити не может быть легко осознанно. Это сукрити ждёт своего часа и проявляется благодаря нашим духовным намерениям и решительности, которые стимулируются милостью великих святых и Господа. Всё, что необходимо человеку, устремлённому к садхане (полноценной практике бхакти), – просто решительно идти вперёд, не останавливаясь и всегда уповая на милость Шри Бхагавана.

Следующее место парикрамы, которое у нас было запланировано на сегодня, был дом Чхота Харидаса. Мы легко добрались до него и получили даршан Божеств Шри Шри Кришна-Баларамы. Это большие мурти, которым примерно пятьсот лет назад поклонялся Чхота Харидас. В этом небольшом храме мы предложили свои дандаваты и пранамы. У входа сидел маленький старичок миловидного вида со знаками вайшнавского тилака на теле. Он был какой-то очень погружённый в свои неведомые нам раздумья. Мы положили свои пожертвования в специальный ящик и спросили у него: «Вы не против, если мы споём «Даша-аватара-стотру» Джаядевы Госвами?» Он был совсем не против. Он встал, чтобы не мешать нам молиться, и удалился. Мы пропели этот бхаджан из «Гаудия гити-гуччхи» и, дождавшись дедушку, задали ему некоторые вопросы. Они были связаны с жизнью Чхоты Харидаса. Он сказал, что знает не так много, и предложил задать эти вопросы пандиту дома Джагадананды Пандита, который мы только что посетили.

Если верить старцу, то становится очень жаль, что те, кто ухаживают за святыми местами и поклоняются Божествам, очень мало знают о Них. Хотя не исключено, что хозяин дома просто проявил смирение. Нам снова оставалось довольствоваться хари-катхой (духовными повествованиями) нашей бхагават-парампары и тем, что мы получили от нашего Гурудева. Вся слава подлинным хранителям духовного наследия и истории! Благодаря сампрадае (духовной цепи ученической преемственности), мы можем иметь доступ к сокровищам прошлого, настоящего и будущего. Слово сампрадая означает «передавать полностью». Вся полнота (самьяк) высшей истины приходит к ученику только благодаря милости тех гуру, которые являются истинными преемниками духовного знания.

Дхаранидхара Прабху, как ведущий парикраму, рассказал историю про Чхоту Харидаса, покончившего с собой, утратив по ошибке милость Господа Гауранги. Однако даже после своей смерти он приходил к Шриману Махапрабху и пел для Него. Так он был прощён Господом. Эта лила Гауранги описана в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Шрила Бхарати Махарадж посвятил как-то одну свою хари-катху этой теме. Мы опубликовали её на сайте под названием: «Ошибка Чхоты Харидаса». Сутью этой лилы является то, что людям, принявшим отречение, не следует близко общаться с женщинами, даже под предлогом преданного служения. Это может стать причиной падения. Пренебрегая этим правилом и не извлекая урока из истории со Чхотой Харидасом, некоторые санньяси и брахмачари различных вайшнавских организаций, включая санньяси Гаудия Матха, пали. Каждые два года приходят известия о том, что тот или иной санньяси пал, вступив в незаконную связь с женщиной. Это говорит о том, что даже тридцать или сорок лет духовной жизни не имеют большого значения, если она поверхностна, и таттва-сиддханта не пропущена человеком через призму личного опыта. Если человек полностью не вручил себя духовному учителю, не обладает должным шаранагати (преданием), то он остаётся каништха-адхикари, склонным в любой момент подвергнуться соблазнам и пасть. Даже если преданный получил посвящение в отречённый образ жизни, даже если он многократно общался с возвышенными маха-бхагаватами и родился на святой земле Навадвипы или Вриндавана, всё это может быть незначительным, если нет шуддха-бхакти-адхикары. Бхакти выше формальностей. Бхакти приходит по своей собственной воле, а не благодаря внешним достижениям дживы. Общаться по-настоящему с сад-гуру, значит обрести качества сад-гуру. Качества сад-гуру, адхикара чистого вайшнава, не позволят совершить грех.

Чхота Харидас был чистым вайшнавом. Махапрабху избрал его для назидания всем потомкам, которые желают понять высоту чистого преданного служения, уттама-бхакти. Урок Чхоты Харидаса для всех садхаков, без исключения.

Храм Мадана-Мохана был предпоследним местом нашего сегодняшнего паломничества. В этом месте находился бхаджан-кутир (строение для совершения уединённой практики) Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Все, кто практикует Гаудия-вайшнавизм в линии рупануг (последователей Шрилы Рупы Госвами), обязаны знать этого святого. Он считается одним из самых величайших ачарьев этой традиции и её гордостью. Он явился вместе с Рупой Госвами из духовного мира. Его беспримерное служение Господу не имеет себе равных. Его духовный подвиг неповторим. Рагхунатха дас Госвами – воплощение любви к Шри Радхе и Кришне. Прожив шестнадцать лет в священном Пури вместе со Шриманом Махапрабху, он стал свидетелем множества Его игр. Позже, присоединившись к Шри Рупе Госвами, он показал идеальный пример рупануга-бхакты. Рупанугатья – это практика, которая основывается на учении Шрилы Рупы Госвами с устремлением обрести его настроение служения в играх Божественной Четы Вриндавана. Тот, кто следует по стопам Шрилы Рупы Госвами в своей садхане (регулируемой практике), именуется рупанугой.

В этом месте, где усердно практиковал Шрила Рагхунатха дас Госвами, я предложил спеть «Шат-госвами-аштаку»: кришноткиртана-гана-нартана-парау премамритамбхо-нидхи…. После неё мы также спели «Лаласамаи прартхану»: гауранга болите хабе….

После этого к нам подошёл один грихастха, житель этого места, ухаживающий за бхаджан-кутиром Шри Рагхунатхи даса. С ним у нас состоялась длительная беседа о важности изучения вайшнавской литературы. Особенно он рекомендовал изучать «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту» и «Крама-сандарбху» Шрилы Дживы Госвами. Также он рекомендовал изучать работы Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и в особенности его комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». По этому списку рекомендованной литературы я понял, что он является Гаудией, поскольку эти работы очень ценятся в Гаудия-сампрадае. Дхаранидхара Прабху сказал ему, что Шрила Гурудев перевёл на хинди много работ Шрилы Вишванатхи Чакраварти и что часть из них уже переведена на русский язык. Также мы пожаловались вайшнаву-грихастхе на то, что русскоязычные переводчики не очень расторопны в переводе вайшнава-шастр. В ответ на это грихастха рекомендовал нам изучать санскрит и бенгали.

Последнее место, куда мы зашли, был Матх Шри Руп Сиддханти Госвами Махараджа, великого ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шри Руп Сиддханти Махарадж был известным пандитом и писал изысканные и глубокие комментарии на священные писания. Данный Матх, как и все те святые места, куда мы заходили, находился на дороге, по которой Махапрабху ежедневно ходил к океану совершать омовения. На этом пути, в разных его местах, совершали свой манаси-бхаджан сапта-риши. Манаси-бхаджан – это практика медитации, во время которой верующий практикует не внешне, а с помощью своего сознания. Сапта-риши – это великие вселенские мудрецы. В их число входят те, кто перечислены в Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» (13.5):

 кашйапо 'трир васиштхаш ча вишвамитро 'тха гаутамах

джамадагнир бхарадваджа ити саптаршайах смритах

«Кашьяпа, Атри, Васиштха, Вишвамитра, Гаутама, Ямадагни и Бхарадваджа были известны как семь мудрецов».

Каждую манвантару (эпоху Ману) на роль семи мудрецов приходят новые личности. Сейчас идёт седьмая манвантара, она управляема Ваивасвата Ману. Ману – это прародители живых существ и, в том числе, человечества. В следующей, восьмой манвантаре, на роль семи мудрецов придут личности, перечисленные в следующем стихе «Бхагаватам»:

галаво диптиман рамо дрона-путрах крипас татха

ришйашрингах питасмакам бхагаван бадарайанах

име саптаршайас татра бхавишйанти сва-йогатах

иданим асате раджан све сва ашрама-мандале

«О, Царь, в восьмую манвантару такие великие личности, как Галава, Диптиман, Парашурама, Ашваттхама, Крипачарья, Ришьяшринга и наш отец Вьясадева, воплощение Нараяны, станут семью мудрецами. Ныне все они живут в своих ашрамах» (8.13.15-16).

Пройдя по святым местам до того, как началась жара, мы поспешили домой, сев на мото-рикшу. Приятно, что наша парикрама была в крайней степени неспешной. Не нужно было глохнуть от зашкаливающих рупоров киртаний (певцов), совершать поклоны, не понимая толком, куда ты пришёл в спешке. Эта проблема была в прошлом связана с тем, что большие группы паломников очень неповоротливы. Их нужно быстро рассадить для слушания хари-катхи (лекции), поднять всех после лекции, чтобы идти дальше, и при этом нужно успеть за неделю посетить как можно больше святых мест. Всё это создаёт некоторый хаос и неразбериху. Уходит много времени на внешнюю организацию и остаётся мало времени на осознание сути хари-катхи. Когда парикраму проводит русскоязычный лидер с небольшим количеством людей, то уже нет нужды тратить время на слушание англоязычной или хиндуязычной версии катхи, при этом толкаться, не имея возможности должным образом поклониться Божествам. В спокойных условиях легко можно совершить пуджу, киртан или правачану (обсуждение). Сейчас у нас всё степенно, с осмыслением и возможностью задавать вопросы ведущему, если что-то не понимаешь.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он всегда милостив и постоянно ведёт своих учеников к совершенству. Он делает это как прямо, так и косвенно.

16 июня

………………………..

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи