?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 278. Опубликовано: 6-11-2019, 16:19

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

 2014г.

Часть 3

Ратха-ятра

Появление Господа и Его свиты

 

Сегодня знаменательный день. Одна из причин, по которой мы посетили Нилачалу, – Ратха-ятра, праздник колесниц. Сегодня у нас есть надежда, что Шри Джаганнатха, Баладева и Субхадра одарят нас своим милостивым взглядом. Возможно, после этого мы сможем в следующей жизни провести этот праздник вместе со Шри Чайтаньей Махапрабху, но сегодня мы намереваемся участвовать в киртане вместе с духовными братьями и сёстрами из Джая Шри Дамодар Гаудия Матха и Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха. Этот киртан во славу Шри Джаганнатхи мы будем проводить под руководством Пуджьяпада Шридхары Махараджа. Он очень замечательно поёт и родом из этих мест.

Утром, выслушав историю из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (аудио-книга), повествующую о танце Господа Чайтаньи во время Ратха-ятры, мы поехали на рикше к главной дороге, ведущей к храму Джаганнатхи. Подъехав к Шри Чайтанья Гаудия Матху, мы увидели, что хотя колесницы уже готовы к движению, тем не менее, они ещё не тронулись со своего места.

Старожилы рассказали нам одну интересную историческую деталь поклонения Господу Джаганнатхе и Его свите. Ранее до храма царицы Гундичи не было дороги. Для того чтобы переместить Божества в этот храм, необходимо было строить шесть колесниц! В старые времена Божества Субхадры, Баладева и Джаганнатхи везли из храма до ближайшей реки Малини на трёх колесницах. После этого три Божества переносили в лодки и переправляли на другую сторону. Потом Божества пересаживали из лодки в другие три колесницы и уже в них доставляли мурти до храма Гундичи.

Через какое-то время река Малини стала мелеть и через неё вскоре сделали мост. Когда она ещё уменьшилась, её попросту пустили по трубам, сделали для неё своего рода коллектор. Весь Пури фактически стоит на Малини. Она течёт под землёй, и город использует её для слива сточных вод и канализации. Потом всё это вытекает в океан, естественно, загрязняя его.

В старые времена служители Господа Джаганнатхи участвовали в Ратха-ятре строго босиком. Божества обычно достигали храма Гундичи за три дня. Сейчас этот переезд занимает один день, хотя колесницы, если будут двигаться непрерывно, смогут доехать до храма Гундичи за три или четыре часа. Только после 1900 года построили дорогу, которая ведёт прямиком до Гундича-мандира. Нынешняя Ратха-ятра будет сто тринадцатой с момента использования трёх колесниц. В ресторане «Wild Grass», который находится на дороге, соединяющей Чакра-тиртха роуд с Грэнд-роуд, висит чёрно-белая фотография, на которой запечатлён фрагмент Ратха-ятры с использованием шести колесниц. Эта фотография доказывает вышеупомянутый исторический факт.

Сегодня мы встретили в Шри Чайтанья Гаудия Матхе Доял-хари Прабху, нашего духовного брата. Он приехал на праздник и поселился неподалёку от нас. Посидев и пообщавшись с ним на ступеньках возле бхаджан-кутира Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа, мы пошли общаться с другими преданными из России. Всем хотелось дождаться, когда колесницы из храма Джаганнатхи начнут движение и подъедут поближе к воротам Шри Чайтанья Гаудия Матха.

Побеседовав, мы решили подняться на крышу Матха, чтобы посмотреть, насколько колесницы приблизились к нам. Оказалось, что они так и стоят на одном месте. Вокруг собралось огромное количество людей. Это было похоже на Индийский океан. Когда подходишь к нему, то видишь, что берега его уходят за горизонт. Точно так же и на главной улице Джаганнатха Пури невозможно было увидеть, где заканчивается и где начинается огромная толпа. В этом священном городе, включая население близлежащих деревень, проживает около двух миллионов человек. Казалось, все они без исключения покинули свои дома и вышли на дорогу, где должны были проезжать три колесницы по направлению к храму царицы Гундичи.

Местная телевизионная компания установила над главной улицей несколько огромных механических движущихся видеокамер, которые должны были транслировать всё происходящее по интернету и телевидению. В связи с этим, представители компании оповестили всех, что нет необходимости выходить на главную улицу и толпиться во время праздника. Несмотря на это, люди заполонили её до отказа. Это естественно, у многих нет денег даже на телевизор. Что говорить об интернете? Льготы телекомпании не остановили людей, привыкших по традиции непосредственно встречать на ногах Баладеву, Субхадру и Джаганнатху. Они привыкли наблюдать Ратха-ятру из толпы, несмотря на жару и опасность быть раздавленным ею.

Будучи некоторое время на крыше, мы наблюдали за происходящим. Люди, в основном, двигались в двух направлениях – к колесницам и от них. Пожарная служба проезжала на большой машине между двумя потоками людей и поливала всех водопроводной водой через сильные распылители. Казалось, что пожарники хотели искусственным дождём умерить пыл всех поющих и интенсивно перемещающихся в разные стороны людей. Одна из целей пожарников была нейтрализовать жару. Солнечные лучи морили людей.

Время от времени в толпе раздавались свистки скорой медицинской службы. Несколько человек с носилками время от времени появлялись и быстро уносили кого-то в сторону из толпы. Пронзительными свистками медики предупреждали всех о своём приближении, чтобы участники Ратха-ятры могли расступиться и оперативно пропустить несущих очередную жертву радостного события. Трудно было сказать, отчего эти люди оказывались на носилках. По всей видимости, причин на то могло быть четыре:

1) обезвоживание, поскольку температура в тени могла достигать сорока градусов;

2) обморок экстатического переживания; кто знает, среди собравшихся могли быть и подлинные садху;

3) можно было легко оказаться затоптанным толпой, поскольку народа было столько, что яблоку негде упасть;

4) можно было получить за наглость палкой по голове от солдат и потерять от этого сознание. Такой толпой управлять не так просто. Чем больше толпа, тем сильнее в ней начинают проявляться животные инстинкты.

В прошлые годы в отсутствии полицейской охраны нередки были и случаи попадания людей под двухметровые колёса гигантских колесниц. Некоторые индусы сами бросались под огромные колёса ратх (колесниц) от безысходности в жизни, в порыве религиозного фанатизма. Подобное происходило и сотни лет назад. Однако подобное действие порицается в традиции Гаудий. Предположительно такие колесницы могут весить более 35 тонн. Из-за актов самоубийства западные люди, посещавшие подобное празднество ранее, стали негативно отзываться о Ратха-ятре. Тем не менее, религиозный фанатизм этого праздника – ничто по сравнению с тем, что устраивали христиане и мусульмане в прошлом под лозунгами праведности, убивая людей тысячами и миллионами в захватнических войнах.

В Пури собралось много солдат регулярной армии и полицейских. Одни занимались регулированием дорожного движения на объездных дорогах, другие отслеживали возможности теракта с целью его предупреждения. Третьи разгоняли толпу людей, которая мешала двигаться колесницам, четвертые следили за порядком в толпе, а иные охраняли важные объекты, стоя у ворот различных зданий. Находясь по периметру колесниц, солдаты внимательно следили за движением людей и не позволяли приближаться близко к ним. Во время такого праздника могло случиться всё что угодно. Было очевидно, что всё в городе работало только на Ратха-ятру.

Постояв на крыше, мы спустились вниз и сели у двери комнаты Шрилы Бхарати Махараджа. Там мы встретились со Шрипадом Сиддханти Махараджем, близким другом Мадхава-прии Брахмачари. Вместе они в прошлом служили Шриле Бхакти Прамоду Пури Госвами Махараджу, а позже нашему Шриле Гурудеву, выпуская книги и выполняя всякую чёрную работу. Вместе они старались глубоко изучать сиддханту. Теперь один из них (Бхактиведанта Сиддханти Махарадж) принял на себя ответственность инициировать неофитов, а второй так и остался брахмачари. Мадхава-прия Прабху ныне занимается служением Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу, набирая текст комментария, который Шрила Бхарати Махарадж даёт на «Шри Чайтанья-чаритамриту». В этом году Шрила Бхарати Махарадж должен его уже закончить.

Бхактиведанта Сиддханти Махарадж приезжал для проповеди к нам в город. Меня в это время не было в санге, поскольку в течение пяти месяцев я проповедовал на Крайнем Севере в Норильске. В этот раз, в Нилачале, я решил с ним познакомиться поближе. Я представился, и Махарадж очень обрадовался, увидев меня. Он благодарил меня в моё отсутствие за то, что я организовал его приезд к нам в город. Однако он никогда раньше не видел меня. Теперь нам удалось встретиться и познакомиться поближе.

Когда мне удаётся встретиться со старшими преданными, я всегда ловлю замечательную возможность пообщаться с ними и обсудить какие-нибудь тонкости духовной философии и практики. Мне всегда хотелось составить многогранное представление о нашей культуре, и поэтому нужно всегда ловить момент. Получив возможность общаться с Махараджем, я задал ему ряд вопросов по теме сваруп (вечных духовных обликов) некоторых учителей нашей парампары. Мы обсудили положение Шрилы Харидаса Тхакура, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Мадхавендры Пури.

Также мы немного поговорили о будущих возможностях его визита к нам в город. Он признал, что наши преданные пожалуй лучше других разбираются в философии Гаудия-сампрадаи. Подобное было отмечено уже в 2007 году Пуджьяпадом Бхактиведантой Падманабхой Махараджем, а также другими санньяси. За три года с момента присоединения к санге Шрилы Нараяны Госвами Махараджа наши преданные преуспели в понимании философии настолько, что наша группа стала лидирующей. Придя в сангу Шрилы Гурудева в 2004 году, я активно занимался с преданными, организуя различные семинары и просто подготавливая лекции по духовной философии и практике. В нашем сообществе получило образование немалое количество преданных, которые за счёт него могли оставаться в сознании Кришны значительно дольше, чем остальные люди в других городах. Так показала статистика. Без знания сиддханты ни повторение мантры, ни служение Божествам не продлятся долго. Так говорил Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Бхактиведанта Сиддханти Махарадж сказал, что был рад говорить в нашей санге на более сложные темы. В других местах ему пришлось говорить о более простых вещах. Он снова и снова благодарил нас с Дхаранидхарой Прабху за то, что мы проповедовали преданным, углубляя их понимание духовного наследия Гаудия-парампары.

Говоря о себе, Махарадж был очень скромен, утверждая, что он занимается ану-киртаной. Ану-киртана отличается от киртаны, если мы говорим о подлинном явлении. Её совершают те, кто не имеет высокой бхакти-адхикары (духовной квалификации). Это повторение истинной киртаны, которую совершают маха-пуруши. Не обладающие премой преданные не в силах совершать истинную киртану. Слово ану – означает «следовать за». Ану-киртана – это одна из форм анугатьи (следования по стопам великих душ). Ану-киртана – это обязанность тех, кто ценит наследие учителей сампрадаи и хочет послужить ему по мере своих сил. И хотя ану-киртана – это обычно разновидность бхакти-абхасы (тени бхакти), тем не менее, она очень важна как для тех, кто ею занимается, так для тех, ради кого она совершается. Благодаря ану-киртане большая часть людей узнаёт о духовной жизни и её основах. Ану-киртана – это обязанность искренних преданных линии Махапрабху.

Рассказывать о духовной жизни и о Боге должен каждый. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж говорил: «Если ты будешь говорить, например, в течение получаса о Кришне, то ты не сможешь (в этот момент) думать ни о чём, кроме Него. В течение получаса ты будешь спасён от мирских мыслей. Если же ты будешь говорить в течение двадцатичетырёх часов, то ты станешь полностью освобождённой душой. Вот ради чего мы должны проповедовать». («Киртана-бхакти»).

Махарадж также сообщил нам о том, что, к сожалению, ещё один санньяси санги Гурудева пал. Раньше он проповедовал в Китае, но теперь он уже нигде не проповедует. Просто ушёл в апа-сампрадаю. Сначала он был священником в какой-то христианской секте, потом ушёл в ИСККОН, потом оставил его и пришёл в Гаудия Матх, а сейчас опять переориентировался. Вот так и мечутся неприкаянные души.

Если даже санньяси не могут сохранять верность своему духовному учителю, то что говорить о простых преданных, оставляющих Сознание Кришны в огромном количестве по всему миру. Многие проявляют интерес к духовности, но, познав его подлинную сущность или попав в какую-нибудь секту, уходят снова в мирскую жизнь. Подлинная вера всегда проверяется в трудные времена.

Пообщавшись с Махараджем, мы всё-таки решились выйти на улицу, чтобы окунуться в бескрайнюю толпу и пройти как можно ближе к колесницам. Они продолжали стоять на месте уже много часов. Мы желали присоединиться к группе киртана Джая Шри Дамодар Гаудия Матха. Однако для реализации этого плана необходимо было как-то найти её в безбрежном океане почитателей Господа вселенной.

Проходя мимо людей, взволнованных священным событием, мы видели множество разнообразных групп каких-то неизвестных нам духовных организаций. Там были представители хатха-йоги, раджа-йоги и многие другие. Что-то похожее на фестиваль Кубха-мелы.

Первой из родственных групп нам попалась санга Шри Чайтанья Сарасват Матха. Они слушали чью-то хари-катху стоя, подняв высоко вверх большой портрет Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа. Также мы заметили несколько разрозненных групп ИСККОН. Некоторых преданных из этих групп мы раньше видели в здании Шри Чайтанья Гаудия Матха и на улице. Пока мы всматривались вдаль и разговаривали, нас внимательно слушал один индийский преданный с вайшнавской тилакой. Неожиданно он обратился ко мне и заговорил на ломаном русском языке: «Здравствуйте. Как ваши дела?» Я ответил, улыбаясь: «У меня всё хорошо». Было видно, что он из ИСККОН, поскольку в этой организации используют нетрадиционные разноцветные мешочки для чёток с различными вышивками. Традиционно в Гаудия Матхе все носят белые мешочки без каких-либо вышивок. Больше наш новый друг ничего не смог сказать. Возможно, его запас русских слов на этом заканчивался. Ничего страшного, приятно было встретиться с единомышленником.

Приблизившись к колеснице Баладева, мы заметили, что неожиданно она поехала в нашу сторону. Думая дождаться её, мы просто стояли на месте. Нам хотелось оказаться как можно ближе к ней. Как только колесница приблизилась к нам на расстояние примерно ста метров, народ, погоняемый палками полиции, резко начал лавинообразно отступать, готовый смести всё на своём пути. Нам не хотелось быть раздавленными, и мы спешно начали двигаться назад. Колесница, проехав тридцать или сорок метров, почему-то остановилась. Также остановились и отступающие люди. Мы могли уже на относительно близком расстоянии созерцать колесницу акханда-гуру – Шри Баладева, старшего брата Кришначандры. Через небольшое время ратха (колесница) снова двинулась вперёд, и индусы опять побежали от неё, готовые затоптать кого угодно. Всё было одновременно опасно и как-то весело. Подобное смешанное чувство наблюдалось не только у нас, но и было проявлено на лицах людей, находящихся непосредственно рядом с колесницей. Двигаться перед колесницей такими перебежками было очень небезопасно.

У Маноуджа есть брат. Как мне показалось, он был двоюродным, поскольку не был похож на Маноуджа. Его духовное имя Сантош дас. Нас удивило, что он оказался учеником Пуджьяпада Ачарьи Махараджа из Шри Чайтанья Сарасват Матха. Ачарья Махарадж является уполномоченным ачарьей всех отделений Шри Чайтанья Сарасват Матха после Пуджьяпада Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Сантош Прабху сказал, что заигрывать с колесницами, приближаясь и убегая, не просто опасно, а очень и очень опасно! В лучшем случае, во время убегания, можно было лишиться своих тапочек, на которые могут наступить бегущие сзади индусы, порвав их. Разноцветные тапочки и сланцы уже валялись под нашими ногами тут и там. Ради безопасности мы решили снова пойти к вратам Шри Чайтанья Гаудия Матха.

Позже мы увидели группу нашего Гурудева и спешно присоединились к ней. Преданные держали в руках три больших портрета нашего духовного учителя. Бхактиведанта Шридхар Махарадж вёл традиционный киртан. В центре организованной им группы танцевал раскрашенный и одетый как Шри Кришна преданный с павлиньим пером на голове. В его руках была флейта. Его движения были очень грациозными, он постоянно играл глазами. Очевидно, что бхакта вошёл в роль.

Неожиданно колесница Баладева двинулась снова к нам. Люди взревели от радости, видя, что она скоро окажется рядом с ними. На нас неожиданно обрушился дождь. Мелкие брызги от подъехавшей пожарной машины долетели до нас. Некоторые люди носили с собой полуметровый баллон с прикреплённым к нему разбрызгивателем. Подходя близко, они в упор направляли свои распылители прямо в лица людей. Несомненно, это освежало в такую жару, однако свои фотоаппараты и видеокамеры следовало тут же прятать от таких благодетелей, чтобы они не испортили аппаратуру.

Во время всех этих омовений иногда казалось, что нам стараются промыть глаза, чтобы мы наконец-то по-настоящему смогли увидеть божественный лик Господа и Его свиты. К сожалению, внешние манипуляции не помогают освободиться от изъянов сознания. Нужно омыть сердце. Поможет только исцеляющий бальзам любви к Богу. Если его нет, будешь духовно слепым из жизни в жизнь даже днём, со стопроцентным зрением и широко открытыми глазами. В «Брахма-самхите», 38 сказано:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь изначальному Господу Говинде, чей прекрасный темноликий образ принца Враджа (Шьямасундары), обладающий непостижимыми достоинствами, всегда созерцают в своём сердце святые души глазами, умащёнными бальзамом премы».

Мокрые и радостные, время от времени мы глядели на колесницу, чтобы не пропустить её очередного рывка вперёд и не лишиться милостивого взгляда Бхагавана. Отойдя немного в сторону, мы дождались, когда колесница поравняется с нами. Все радостно кричали и махали руками, а кто-то молился. Некоторые люди кричали «Харибол! Джая Джаганнатх! Джай!»

Вскоре двинулась колесница Субхадры Дэви. Её ратха была несколько меньше ратхи Баладевы. Самая большая колесница принадлежала Шри Джаганнатхе. Он ехал за колесницей Субхадры. Ятра Шри Кришны несколько задержалась, пришлось подождать примерно двадцать минут, прежде чем она двинулась. Позже и она приблизилась к нам. Все три колесницы, как по плану, обязательно останавливались перед главными воротами Шри Чайтанья Гаудия Матха. На его балконах и крыше всё было заполнено преданными. Как и все, они буквально пожирали своими глазами всё происходящее, снимали на видеокамеры и фотографировали.

Когда-то давно в 1874 году здесь, на Грэнд-роуд, примерно в трёхстах метрах от храма Джаганнатхи во время Ратха-ятры колесница Джаганнатхи так же остановилась аж на три дня! В этом месте находился дом, который арендовал Шрила Бхактивинода Тхакур. В этом доме он жил со своей семьёй. В нём явился на свет его могущественный сын – Бимал Прасад. Бимал Прасад – это детское имя Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Тогда с Божества Джаганнатхи на пятимесячного младенца упала гирлянда. Это было знамение, говорящее о том, что этот ребёнок будет очень великим преданным. Шрила Бхактивинода Тхакур все три дня предлагал Джаганнатхе непрерывный киртан.

Поскольку колесница Господа проезжала ближе к нам, чем предыдущие, нас оттеснили к воротам Матха. Позади нас лежала большая куча мешков с отходами и использованными одноразовыми тарелками. Их выкинули их Матха, чтобы позже отвезти на свалку. Никто не планировал взбираться на неё. Кому охота залезать на кучу мусора? Однако деваться было некуда. Теснимые толпой, мы и ещё несколько человек взгромоздились на неё. Иначе нас бы раздавила отступающая толпа. Но оказалось, что и в этом положении есть свои преимущества! Мы оказались выше, что позволяло нам смотреть на ратху не через головы впередистоящих людей, а с удобного возвышения.

Сдавливаемые со всех сторон, мы подняли фотокамеры и начали снимать, балансируя на ненадёжном основании как акробаты. Со всех сторон люди толкали друг друга. Какая-то местная бабушка не очень была рада тому, что перед ней вдруг сформировался заслон из тел. Он явно мешал ей смотреть на Джаганнатху. Тогда она начала яростно теребить меня сзади за курту (рубаху), крича, чтобы я исчез с поля её зрения. Я был бы не против уважить бабушку, но, оглянувшись, понял, что мне некуда сделать даже единого шага. Не мог же я исчезнуть. Впереди, сзади, слева и справа стояли люди и, естественно, я не мог залезть на них. Даже если бы я присел, то те индусы, которые стояли впереди меня на мешках, не дали бы ей увидеть приблизившуюся колесницу. По-видимому, бабушка желала, чтобы я проявил лагхима-сиддхи (стал легче пера), взмыл в воздух и завис там, пока колесница не проедет. Поэтому, оглянувшись, я сказал бабушке, чтобы она также взгромоздилась на кучу мусора или просто залезла кому-нибудь на плечи. Сомневаюсь, что она поняла меня, так как я не знал её родного языка, но после этого она по милости Господа перестала неистово терзать мою курту и отвлекать от фотосъёмки.

Колесница, почтив храм Шри Чайтанья Гаудия Матха, а вместе с ним и Шрилу Бхарати Махараджа, поехала дальше. Как только это произошло, мы пошли снова внутрь Гаудия Матха. Необычным было то, что в храм желала попасть огромная толпа индусов. Они почему-то неистово кричали и просились войти. Никого из них категорически не запускали. Я подумал, что теперь и нам не светит попасть внутрь. Но произошло странное, всех западных запускали очень легко, как будто они были избранными! Я вспомнил о том, как западных людей не пускают в храм Джаганнатхи, внутрь храма Гундичи и храма, где Рамананда Рай обучал танцам дэви-даси (танцовщиц, служанок Джаганнатхи). Теперь мы оказались в прямо противоположном положении. Вот она гармония! Баланс восторжествовал! Охрана Матха запрещала входить индусам, которые сотнями хотели попасть внутрь и воспользоваться его благами. Их сдерживала большая решётка и охрана. Но мы прошли туда и обратно не один раз и безо всяких препятствий. Всё-таки Кришна действительно равно относится ко всем живым существам, как Он об этом говорит в «Бхагавад-гите», 9.29.

Войдя на территорию храма, мы почти сразу получили даршан Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, который спрашивал девушек из нашего города о том, удалось ли им потянуть канаты колесницы Господа Джаганнатхи. Некоторым из них действительно это удалось сделать. Все были счастливы.

После я принял маха-прасад в Матхе, готовившийся в течение всего дня для всех желающих. Дхаранидхара Прабху отказался от маха-прасада, ссылаясь на нездоровье. Была колоссальная раздача освящённой пищи, какой мне раньше не приходилось видеть. Пищу готовили в огромных баках на больших газовых горелках и после, предложив Господу Джаганнатхе, бесплатно раздавали всем желающим как за пределами Матха, так и внутри его. По некоторым расчётам, которые сделал Дхаранидхара Прабху, за день было роздано примерно более десяти тысяч порций. Это была грандиозная акция! У ворот Матха кормились стоя и сидя множество людей. Горы одноразовых тарелок собирали в большие кучи. В этот день их убрать не успели. Убирали только на следующий день. Местные преданные проделали огромное количество севы. Спасибо им всем за их титанический труд.

Оценивая всё происходившее в Шри Чайтанья Гаудия Матхе, хочется сказать, что он находится в процветании. За всем этим стоят подлинные ачарьи – ныне пребывающий в пракат-лиле (явлен взору обывателя) Шрила Б.В.Бхарати Махарадж и ачарья-основатель Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж. Все преданные в Матхе были очень активны. Каждый знает своё место. Ни один из них не слонялся праздно. Во время пребывания в Матхе создаётся ощущение, что ты действительно пребываешь в санге Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Вот оно, - влияние сад-гуру!

Вся слава Шриле Гурудеву! По его милости Господь предстаёт перед нами.

 29 июня

………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи