?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 44. Опубликовано: 6-11-2019, 16:23

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

 2014г.

Часть 3

Ратха-ятра

30 июня – 1 июля

Яшоданандана дас Брахмачари и его благословение

Мадхава-прия Брахмачари

 

Сегодня нас пригласили в гости Маноудж и его брат Сантоша. Они предложили нам отобедать в честь нашей дружбы в их ресторане. Пообщавшись во время обеда, мы лучше узнали друг друга. Оказалось, что Сантоша Прабху недавно ездил в Россию к русским преданным из ИСККОН в Иркутск, Томск и Екатеринбург. Его пригласили к себе лидеры ятр, чтобы он поучил преданных готовить традиционные вегетарианские блюда, распространённые или популярные в Пури. Также он известен своим знанием Аюр-веды, акупунктуры, массажа и хатха-йоги. Воистину универсал!

Он рассказал о своей поездке в Россию, о том, что его, несмотря на принадлежность ко Шри Чайтанья Гаудия Матху, приняли хорошо. «Мы все в одной линии» – сказал он, «мы в одной семье». Это было правильное понимание, поскольку мы все базируемся на одном учении и идём к одной цели, кришна-преме. Странно, что в ИСККОН многие не могут понять этого. Это же так очевидно.

После званого обеда Сантоша Прабху пригласил нас утром посетить его занятия по йоге. Также он намеревался протестировать нас, определить дошу (конституцию) тела и немного полечить, если в этом будет необходимость. Мы согласились и назначили время встречи. Было очень приятно развивать дружбу с человеком, которому чужд фанатизм и который ко всему подходит с головой. Если подобный ему человек узнает, где проповедует Гаудия-вайшнавский святой, то он непременно обратиться к нему, не думая, что скажут в его организации. Жаль, что в русскоязычном Чайтанья Сарасват Матхе много инакомыслящих. В индийской санге Матха Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа, к счастью, нет такого сектантства.

Хочу отвлечься на другие мысли.

В этом мире всё двойственно. Если привести к возвышенному ачарье очень много новых людей, то, несомненно, у многих из них будет возможность получить от него много милости. И то, главное – даже не получить, а унести. В то же время, во что превратится разросшаяся организация? Как правило, после этого лекции маха-бхагаваты будут ориентированы в своём послании на большинство новых людей, и, таким образом, более развитые ученики снова будут слушать катху об основах духовной жизни, хотя им уже будет необходимо получать более глубокие знания и наставления. Именно поэтому количество в этом случае будет подавлять качество, что невыгодно для быстрого духовного роста.

А что если в санге вообще нет старших, и она состоит только из новичков? Такое было в истории. Что мог дать Шрила Бхактиведанта Свами за несколько лет значительному большинству своих учеников в личных наставлениях? Только основы философии и практики. А ведь часть его учеников даже не встречались с ним и не общались лично! Некоторые просто получили от него по три-пять писем, и на том спасибо. Обучиться за короткий срок для преобладающего большинства людей невозможно, либо неэффективно. Так и произошло с большинством учеников Прабхупады. Те, кто практикует по пятнадцать или двадцать лет подтвердят это, зная, что даже двух или трёх десятков лет не хватает многим для того, чтобы очень хорошо продвинуться к уттама-бхакти (чистому бхакти). Именно поэтому Шрила Гурудев говорил о Прабхупаде, что из сострадания к западным людям Свамиджи кормил их «детским питанием», давал всем общие идеи на языке каништха-адхикари. Это было нужно, чтобы его могли понять даже те, у кого мало бхакти-сукрити.

Несомненно, самые глубокие концепции также были упомянуты Бхактиведантой Свами в его лекциях и книгах. Но разворачивать их он не планировал. Иначе это могло бы породить много сахаджийства. Отчасти оно и так возникало в ИСККОН, как в его присутствии, так и после его ухода. О последнем пишет Сатсварупа дас Госвами в книге «Нама-хатта. Темы для обсуждения». По причине недопонимания разных концепций в ИСККОН поначалу даже не понимали отличие рагануги от рагатмики. Путали при переводах в книгах эти понятия (В «Нектаре преданности», «Учении Господа Чайтаньи» и т.д.). Некоторые после ухода Свами Прабхупады вообще даже не желали вносить в перспективы рагануга-бхакти! Подобное идёт вразрез с учением парампары и рупанугатьи (движения по стопам Ш.Рупы Госвами), и потому вызвало возмущение в Матхе Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, который всегда презентовал миру Шрилу Свами Прабхупаду как рупанугу (последователя Ш.Рупы Госвами). Что говорить, ведь Прабхупада таковым всегда и являлся. В те годы, когда поднималась эта тема, стало ясно, что ученики Прабхупады в ИСККОН не понимают настроения Прабхупады и принижают его положение, несмотря на присутствие изысканных прославлений иного рода. Многие возвышенные темы для мадхьяма-адхикари и для уттама-адхикари Прабхупадой развёрнуты не были. Причина тому – широко разросшееся общество неофитов. Поэтому нужно было «кипятить молоко», обучать новобранцев. Однако не везде это было и не везде, где было, удавалось.

Я лично наблюдал за глубиной хари-катхи Шрилы Гурудева, которая менялась в зависимости от того, насколько разрасталось его сообщество. Было время, когда у Шрилы Гурудева было мало учеников. Преимущественно они имели за спиной по пятнадцать или двадцать пять лет духовной практики. Это давало им возможность слушать очень возвышенные темы. Но когда появилась армия новых преданных, не знающих даже кто такой Кришна, тогда темы лекций были упрощены. Первые ученики Гурудева старались привести к нему как можно больше желающих настоящей духовной жизни. Однако вместе с этим они были вынуждены в некотором смысле из-за этого пожертвовать собственным развитием, разжижая сангу.

Ради справедливости следует также отметить, что были нередки и случаи, когда Гурудев в присутствии большинства неквалифицированных преданных давал лекции для старших вайшнавов, о чём заранее предупреждал. Но часть неофитов, рьяно практикующих не зная меры, тоже посчитали себя старшими и начинали говорить о возвышенных темах, тем самым впадая в сахаджийство. Так или иначе, Шрила Гурудев старался балансировать и приводить всё в гармонию. В мире двойственности это крайне сложно. Он желал, чтобы и старшие и младшие получили своё. В этом отношении это была даже более сложная задача, чем у Свами Прабхупады, в сообществе которого были лишь неофиты. Исключение составляли единицы, такие как Шрила Гоур Говинда Свами и ему подобные.

Вечером мы снова оказались в Гаудия Матхе Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа. Шёл дождь, улицы были непривычно пустыми. Несмотря на пасмурное небо, температура была плюс тридцать градусов. Главная дорога, Грэнд-роуд, была просто усеяна рваными тапочками, оставшимися от паломников и участников Ратха-ятры. Они валялись всюду, через каждые полтора-два метра. Подобно тому, как море выносит на берег различные предметы, так же и праздник Ратха-ятры вынес и разбросал повсюду дешёвую обувь разного размера. Некоторые малоимущие индусы собирали её для себя, пытаясь найти одинаковый размер или пару. Возможно, этот факт и не заинтересовал бы чистых преданных, поскольку всё земное их уже не интересует, но для обывателя происходящее было запоминающимся и удивительным.

Когда-то давно главные участники Ратха-ятры проводили её босиком. Аскезой они выражали свою веру. Теперь другие времена, все обуты. Но, похоже, Джаганнатху это не устраивает. Он разул тысячи и тысячи людей, сделав часть их обуви непригодной для использования. Уцелевшая обувь как раз и станет трофейной для малоимущих. Обувные фабрики торжествуют, к ним снова придёт много клиентов. Не желающие делиться избытком обуви с нищими, созерцая Ратха-ятру, были вынуждены поделиться ею со многими, кто в ней нуждался.

Воздух был необычайно влажным. Мы прошли в зал, где обычно давал лекции Шрила Бхарати Махарадж. Он пришёл несколько позже обычного и дал лекцию, описывающую гундича-марджану, а также важность служения вайшнавам. Вайшнава-сева была очень частой темой его катхи. Получив вдохновение от его лекции и законспектировав для себя важные моменты, мы проводили Шрилу Бхарати Махараджа к его комнате и поклонились ему в благодарность за полученное вдохновение.

Одна наша духовная сестра подошла к нам и сказала, что здесь в соседней комнате живёт очень старый вайшнав по имени Яшоданандана Брахмачари. Ему было, как и Бхарати Махараджу, уже далеко за восемьдесят лет. Этот брахмачари принял от Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа кшетра-санньясу. Кшетра-санньяса – это тип отречения, при котором вайшнав отказывается покидать определённое святое место, совершая в нём свой бхаджан. Мы отправились с Дхаранидхарой Прабху посетить его, предложить ему пранами (деньги) и выразить своё почтение. Он всю свою жизнь посвятил Матху, даже не думая жить по мирским законам.

Зайдя в комнату, мы увидели очень старого и худого вайшнава. Рядом с ним сидел мужчина-грихастха, вероятно служивший ему. Мы пожертвовали Яшоданандане Прабху деньги. Он благословил нас, и первое что сказал, чтобы мы шли к храму Гундичи немедленно. Он хотел, чтобы мы увидели там Господа Джаганнатху. Мы сказали, что нас туда не пустят, поскольку мы западные люди. Но он утверждал, что сейчас Божество не стоит в храме, а находится неподалёку от него, поэтому нам следует поскорее ехать туда и увидеться с Ним.

Несмотря на позднее время и желание уже идти в свой номер, прислушавшись к старшему вайшнаву, мы сели на рикшу. Приехав к храму, мы увидели полицейских, охранявших огромные колесницы. Ратхи взмывали своими острыми куполами на высоту многоэтажного дома. Колесницы освещались мощными прожекторами и выглядели очень и очень красиво в темноте. Повсюду было много людей и торговых лавок. Сейчас должна начаться церемония перенесения Божеств в храм Гундичи. Большое количество служителей храма, танцующих с гонгами, громко и ритмично били по ним. Звучало это очень необычно и, в то же время, красиво. Господа Баладеву уже занесли внутрь храма. Нам не удалось увидеть, как это произошло. Наступила очередь Субхадры Дэви.

У меня возникло ощущение, что я провалился в какое-то далёкое прошлое. Ритуал на фоне звёздного неба. Людей удерживали солдаты в военной форме. Служивые оцепили периметр и охраняли праздничную церемонию от возможного срыва или беспорядка. Внутри расхаживал мужчина с огромной золотой палицей на плече. Он был одет как Хануман и выглядел очень реалистично. Вместе с пандами он создавал впечатление, будто мы попали в ведические времена. Казалось, что я нахожусь в каком-то неземном измерении. Всё очень масштабно!

 Слуги Шри Джаганнатхи взяли большие чемоданы, Божеств. Поклажу занесли в храм Гундичи. Слуги Шри Субхадры махали огромными цветными веерами, приветствуя Богиню. Народ, наблюдавший за всем происходящим, ликовал. Ощущение праздника пронизывало до глубины души. Когда Субхадра Дэви ехала на колеснице вчера, я не смог разглядеть её, также как и многие другие наблюдавшие. Но теперь, когда Её божественное тело подняли на руки силачи храма Джаганнатхи, я смог увидеть Её. Хотя это на самом деле было не так важно. Важнее – быть увиденным Ею. Если Она одарит Своим взглядом человека, то он проснётся для подлинного бхакти. Без милости Субхадры Дэви, Йога-майи, милость Кришны получить невозможно.

Я был очень и очень благодарен Яшоданандане Брахмачари за то, что он послал нас сюда. Его сострадательные глаза были такими привлекательными, что хотелось смотреть на них, не отрываясь. Его лицо так оживлялось, когда мы произносили имя Джаганнатхи! Казалось, что для него нет никого дороже в жизни, кроме этого Божества и Его имени. Щуплое тело старца хотелось защищать от всего неблагоприятного. Он уже не мог разогнуться в пояснице, и поэтому ходил, согнувшись пополам и опираясь на свою трость. Делал он это необычно, коротенькими перебежками, быстро семеня ногами, балансируя, чтобы не упасть.

Время от времени он приходил послушать хари-катху Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. В одной руке он держал спасительную трость, а в другой чётки. Прячась в уголке во время лекции, он подсаживался в стороне от всех и тихонько слушал, не привлекая к себе внимания. Потом, никем не замеченный, покидал натья-мандир (территорию для слушания лекций, пения киртана и танцев). Трудно было представить, сколько нужно жизней, чтобы развить подобное настроение, в котором никак не просматривалось ложное эго. Глядя на него, сердце плакало. Не от сострадания, а от некой божественной благодати, которой он был наполнен. Как мало людей, вызывающих такие чувства. Многие люди к старости становятся невыносимыми. Этот брахмачари – Божье создание, олицетворение тринад апи…. (подлинного смирения).

Образ Шрилы Рагхунатхи даса Госвами всплыл у меня в памяти, когда я очень близко сел возле этого удивительного преданного. В сердце возникло желание узнать о нём как можно больше и прославить его духовные достижения, поведав о нём всему миру. Как жаль, что многие святые остаются за пределами земной славы. Они, несомненно, обретут вечную славу в мире Бога. Но как же жалко, что люди, движимые грехами, останутся вне божественной милости, если не узнают о таких святых, если не будут славить великих слуг Господа Джаганнатхи!

Вся слава Шриле Гурудеву! Если бы не он, трудно представить, где бы мы сейчас были.

30 июня

 

 

Всю ночь шёл дождь. Иногда гремела гроза, сверкали молнии. Утром воздух был напитан влагой и озоном. Мы снова поехали на даршан к Шриле Бхарати Махараджу, однако из-за плохого самочувствия он не стал давать утреннюю лекцию.

Тем не менее, мы получили крупицу маха-прасада и увидели его, выходящего из комнаты. Поклонившись ему, мы направились к базару, который находился возле храма Джаганнатхи, чтобы набрать аюр-ведических препаратов для своих друзей и родственников.

В обед мы встретились снова с Сантошем Прабху и его братом Маноуджем. В этот раз мы очень долго обсуждали фито-терапию с применением местных растений. Оказывается, в Пури имеется свой ботанический сад, вход в который для каждого бесплатный. В присутствии опытного человека можно в этом саду немного обучиться распознавать те или иные растения, которыми пользуются издревле для лечения. Применяя местные травы, можно лечить болезни во время паломничества.

Сантоша Прабху обещал нам показать в ближайшем лесу некоторые лекарственные растения и деревья. Я уже давно хотел узнать о них подробнее, поскольку не один год интересовался народными методами лечения. Также были интересны и ядовитые растения. От Сантоши Прабху я узнал, что почитаемый издревле баньян (ашваттха) очень ядовит. Если человек съест даже четверть листа, то это может закончиться для него летальным исходом. Теперь мне стало понятно, почему это дерево так долго может жить. Ведь паразитирующие на растениях насекомые не могут питаться ядами. Согласно уверениям Сантоши Прабху в Индии растёт огромное количество ядовитых трав и деревьев. Поэтому больше семидесяти процентов флоры неприменимо в пищу.

 Вечером на лекцию Шрилы Бхарати Махараджа пришёл Рамачандра Прабху, лидер-грихастха (домохозяин), глава делийского храма Шрилы Гурудева. Он известен как хороший проповедник. Я помню его, когда посещал Враджа-мандала-парикраму, он всегда сидел в первых рядах возле Гурудева и всегда активно задавал вопросы по сиддханте . Как-то после парикрамы по Вриндавану, в 2006 году, мы заезжали из Рупа-Санатана Гаудия Матха в его храм. Был праздник, приезжал Шрила Гурудев. После триумфального киртана был очень роскошный маха-прасад, много блюд и сладостей.

Прослушав лекцию, Рамачандра Прабху поклонился Шриле Бхарати Махараджу и передал ему свои пожертвования. Махарадж принял его поклон и благословил жестом. Вот ещё одно доказательство для нас, что Шрила Бхарати Махарадж является на сегодня одним из самых возвышенных вайшнавов. Старший ученик нашего Гурудева ведёт себя по отношению к Бхарати Махараджу как младший.

Сегодня во время хари-катхи Шрила Бхарати Махарадж акцентировался на танце Господа Шри Чайтаньи во время Ратха-ятры. Обсуждая каждое слово стихов из «Чайтанья-чаритамриты», он давал обширные комментарии. Когда он говорил, то буквально чеканил каждое слово. Его речь усиливала веру в то, что ты, выбрав эту традицию, не ошибся. Было видно, что он вкладывает душу в смысл сказанного. В другое время или в других обстоятельствах он был гораздо спокойнее. Иногда даже казалось, что его наполняет совершенное беспристрастие, безмятежность. Однако во время лекций он говорил с очень большим воодушевлением и чувством, наполняя силой каждую произнесённую фразу. Ему нравилось проповедовать. Его слуги заботились о его здоровье и поэтому всегда лимитировали его выступления. Это было так же, как Пуджьяпад Бхактиведанта Мадхава Махарадж останавливал Шрилу Гурудева ради сохранения его сил и здоровья. Если бы не слуги Шрилы Бхарати Махараджа, то он мог бы говорить очень долго. Я не видел, чтобы он давал катху без вдохновения. Несмотря на слабость в теле и очень преклонный возраст, сила его голоса потрясала.

Шрила Бхарати Махарадж говорил, всегда цитируя шлоки (санскритские стихи) и паяры (бенгальские стихи). Несмотря на очень преклонный возраст, его память была замечательной. Было видно, что он посвятил много времени своей жизни изучению и запоминанию шастр. Мой духовный брат, Враджа-вилас Прабху, когда посетил Бхарати Махараджа первый раз, сказал мне после поездки: «Иногда я слушаю старших учеников нашего Гурудева и мой ум напрягается, верно ли они говорят или нет? Я не доверяю всем подряд. Однако когда я слушаю Шрилу Бхарати Махараджа, я принимаю всё, что он говорит. В его словах у меня нет сомнения. На Махараджа можно полностью положиться».

Время от времени, Бхарати Махарадж приводил различные истории, иллюстрировавшие его хари-катху. Он действительно проявлял замечательную пандитью (учёность).

Слуга Шрилы Махараджа, Мадхава-прия Прабху, является очень талантливым в служении старшим. Когда он переводил его ответы во время обеденных или утренних даршанов, то делал это так замечательно, что лучше трудно было представить. Он очень корректен, внимателен, ответственен, тактичен, строг, серьёзен, действовал и говорил всегда очень обстоятельно.

Отвечая на вопросы преданных, Шрила Бхарати Махарадж говорил на хинди. Мадхава-прия Брахмачари переводил ответ Бхарати Махараджа на английский язык и, прежде чем это сделать, он обсуждал свой перевод и дополнения к нему с Бхарати Махараджем. Только после этого Мадхава-прия Прабху, стоя на коленях (!) возле ачарьи, в течение часового даршана детально отвечал на поставленные вопросы, расширяя ответ Бхарати Махараджа в два раза или даже шестикратно. Было видно, как Мадхава-прия, слушая Махараджа, глубоко погружался в его настроение. Их взаимодействие было идеальным и показательным для всех.

Мадхава-прия Прабху не заигрывал с ачарьей, играя на публику, как иногда это делают переводчики или некоторые личные слуги. Он вёл себя как подлинный ученик, идеально соблюдая духовную субординацию. Как же редки такие севаки! По его поведению было видно, что он не позволял себе излишне отдаляться от Шрилы Бхарати Махараджа, но и не фамильярничал с ним. В шастрах сказано, что с гуру нужно вести себя именно так: не приближаться слишком близко, но и не отдаляться от него далеко. Если человек будет поступать иначе, тогда его постигнет гибель. Только решение самого учителя может изменить это правило ради блага ученика. Совершенный учитель должен сам определять дистанцию между ним и учеником. Если ученик берёт в этом инициативу на себя, тогда он совершит оскорбление учителя.

Мадхава-прия Брахмачари не выставлялся перед публикой, демонстрируя степень своей удачи или учёность. Он никогда не заигрывал с преданными ради популярности своей персоны. Он был внимателен ко всем и, в то же самое время, всегда держался на безопасной дистанции, не позволяющей кому-либо паразитировать на его личности. Данное его настроение не было искусственным, это была его естественная природа духовного аристократа. Он никогда не шатался без дела и не проявлял праздности. Думаю, что он мог бы быть примером идеального ученика. Скорее всего, он таковым и является. Сейчас он дышит служением Махараджу. В этом заключается его нынешняя жизнь.

Очень хорошо в Чайтанья Гаудия Матхе построена забота о прихожанах. В храме для удобства матхаваси имеется лифт. Любой человек может получить воду не только из-под крана, но также бутилированную, высокого качества. Подобную воду у нас на Западе можно получить в офисах. В храме имеется многоэтажная гостиница с комнатами, где установлены кондиционеры. К сожалению, всех паломников она не может вместить, когда наступают праздники. Чувствуется, что местом управляют единые по духу люди.

Вся слава Шриле Гурудеву! Являя святость, он развивал у нас интуитивную способность видеть таковую у других.

1 июля

……………………….

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи