?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 428. Опубликовано: 27-11-2019, 16:41
Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

 2014г.

Часть 3

Ратха-ятра

Подлинное посещение дхамы

5 июля. Фрагмент 2

 

Ответ Шрилы Бхарати Махараджа был очевидным ударом в нос тем анадхикари (не имеющим бхакти-адхикары), которые, не понимая духовного учения Гаудий, бахвалятся своими частыми «посещениями» святых мест. Их одураченное невежеством эго утверждает, что поездки в дхаму возвышают их над всеми остальными, теми, кто не имеет средств или (и) способностей жить в святых местах. В действительности, если бы хвастуны совершили подлинное паломничество по святым землям Гаудий, то обрели бы смирение и любовь к Бхагавану. Према естественным образом приходит к тем, кто воистину посещает святые места. Об этом Шри Нитьянанда Прабху в «Навадвипа-дхама махатмье», 5.93 сказал так:

пхалгуна-пурнима дине дже каре бхрамана

панча-кроша бхакта-саха пайа нитйа-дхана 

«Тот, кто в день Гаура-пурнимы вместе с преданными пройдёт путь в пять крош вокруг Антардвипы, обретёт вечное сокровище кришна-премы».

Это утверждение касается не только парикрамы по Навадвипе (или Антардвипе). Любое подлинное соприкосновение со святой землёй дарует прему. Касаясь обители любви, мы обретаем силу и энергию святого места, его любовь. Но вместо этой любви выскочки, эксплуатирующие славу дхамы, привозят гордыню и самодовольство. Это говорит о том, что они даже не прикоснулись к обители Бога. Если они и ездили куда-то, то не ради севы, садху-санги и обретения любви к Богу, а ради дешёвого самоутверждения в среде наивных людей. Садху-санга дарует совершенство отречения, самозабвения, скромности и привязанности к Всевышнему. Тот же, кто, посещая садху, слушает свой дурной ум и аханкару, возвращается с дхамы лицемером и обманщиком. Так он становится хуже, чем был.

За время своего пусть и небольшого двадцатилетнего духовного опыта я заметил, что в сердце у многих, «посещающих святую дхаму» или даже живущих в ней, обнаруживаемы посторонние мотивы, которые заносят их попутным ветром в Индию. Некоторые преданные искренне поделились ими со мной сами и поэтому список этих мотивов, я прилагаю ниже. Раскрою тем самым потайные планы ложного эго маскирующегося под душу. Для блага нас всех, сделаю неблагодарную работу.

Итак, вот что многие (каништха-адхикари) думают перед поездкой в святую дхаму.

1) Надоело работать в миру и платить большие деньги за всё. Хочу пожить в дхаме, не работая, за маленькие деньги (оплата еды и комната в ашраме). Хоть отдохну немного.

2) Индия наполнена особым этносом, хочу на это посмотреть. Люблю экзотику и всякую подобную атрибутику. Там магазины такие интересные! В них столько всего необычного. Надо бы походить, купить что-нибудь для себя и родных.

3) Хочу прикоснуться к древним камням, люблю историю, древность и (или) средневековье.

4) Дома всё опостылело, рутина уже достала. Хочу новых впечатлений, видеть никого не желаю, надоели все.

5) Хочу, чтобы меня уважали. Пусть знают, что я ездил к гуруджи, жил в храме, много видел, долго жил в дхаме (ашраме).

6) Мне нравится дух авантюризма и приключений, люблю путешествовать и заводить новых друзей, особенно среди иностранцев.

7) Хочу соединить приятное с полезным – дешёвый отпуск на юге в компании благостных людей.

8) Люблю манго, папайю, дешёвые фрукты и тростниковый сок. Преданные всегда накормят экзотическим прасадом, особенно в праздники!

9) Хочу много солнца и тепла, замёрз дома. В нашем городе зима по полгода длится.

10) Индия – это мой последний шанс, сколько можно мучиться, совершая бхакти дома. В Индии всё придёт само собой и быстро. Там даже сон к дандавату (поклону Богу) приравнивается! Устал напрягаться, можно же проще всё получить и быстрее.

11) Хочу замуж за преданного, и лучше за индуса. У них бхакти в крови пульсирует. Тогда мой прогресс будет однозначно стремительным. Все местные – бестолочи.

12) Устала дома постоянно готовить пищу, надоели дети, муж и домашние обязанности, хочу на парикраму, там о нас позаботятся гуру и старшие.

13) Я верю в чудеса. Слышал, что Индия это страна чудес! Даже Иисус туда ездил! Хочу видеть всё своими глазами. Хватит уже книжки читать про это.

14) Мне срочно нужны сиддхи (сверхспособности), давно мечтаю о них. Аштанга-йога зовёт! Надо погрузиться в медитацию вместе с индийскими йогами. Индия – страна йогов.

15) В Индии наверняка на меня снизойдёт просветление. Я знаю, что те, кто оттуда возвращается, все дают посвящения. Хочу быть гуру... ну… хотя бы среди дилетантов, наивных девочек и бабушек.

16) Желаю примелькаться перед уважаемыми вайшнавами. Может быть, они, когда приедут в наш город на проповедь, прославят как-нибудь меня перед теми, кто меня уже не уважает в ятре. Подружиться со старшими преданными будет просто здорово. Когда они приедут к нам на проповедь, увидимся с ними снова в России, они узнают меня, обнимут, похлопают по плечу, улыбнутся на худой конец, и тогда все поймут, что я что-то собой представляю.

17) Считаю, что бхаджан может быть только в Индии. Бхакти нельзя совершать тут, надо ехать туда. Только в дхаме можно совершать настоящее преданное служение.

18) Надо бы съездить, прикупить там всякой атрибутики и одежды, чтобы потом втридорога продать в России. Глядишь, заработаю на этом, и не придётся работать на кармической работе. Главное, чтобы другие не додумались об этом. Не люблю конкурентов.

19) Поеду, полечусь. Надо за здоровьем следить. В Индии знатные аюр-ведические врачи живут. Там настоящая медицина, не то что тут у нас.

20) Надо бы поехать и сходить к астрологу. Нужно знать, что на роду написано. Может быть, даже поучусь астрологии.

21) Поеду с местной группой, хочу походить по разным сектам. Может быть, что-нибудь для себя подходящее найду. С этими кришнаитами что-то неладное, какие-то они не такие. Но с ними можно уехать в Индию, заодно поискать какую-нибудь организацию для себя.

22) Смотрела много индийских фильмов, плакала, а в Индии так ни разу и не была. В кино так красиво поют и танцуют, все такие милашки. Хочу туда, к ним.

Все эти идеи можно разбить на четыре категории:

  • исходящие от желания бхукти (чувственного наслаждения);
  • исходящие от желания мукти (освобождения и разочарования в жизни);
  • исходящие от желания сиддх (мистической силы);
  • исходящие от желания дёшево получить духовные результаты.

Возможно, список из двадцати двух пунктов кого-то расстроит и обличит. Как бы то ни было, важно преследовать истинные цели парикрамы, которые даны нам в сат-сампрадае, а не прикрываться ими, преследуя свои.

Для закрепления обсуждаемой темы предлагаю подумать над важными цитатами из наших шастр.

В «Навадвипа-дхама-махатмье» Шрила Бхактивинода Тхакур писал:

“кинту кармабандха-краме джива майа-ваше

навадвипа-дхаме прапанчика бхаве паше” (4.91)

«Джива, привязанная к плодам своей деятельности (каништха-адхикари), находится во власти майи и воспринимает Навадвипа-дхаму как обычное место».

В «Падма Пуране», Уттара-кханде говорится:

ата эвоттара-кханде-

матхурайам пракурванти пури-садхарани-дришам

йе нарас те апи виджнейах папа-рашибхир анвитах

«Те, кто считают Матхуру обычным мирским городом (даже проживая в нём), - величайшие грешники».

“сарва навадвипа хайа чинмайа-пракаша

«(Земная) Навадвипа всецело трансцендентна» (4.88).

Можно ли трансцендентное (духовное) видеть материальным зрением? Нет. Об этом сказано также в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234.

«Навадвипа-дхама-махатмья»:

“бхагйакраме садху-санге премера удайа

хайа джабе, табе декхе ваикунтха чинмайа” 

«Джива, которой посчастливилось общаться с настоящими святыми (маха-бхагаватами), обретает любовь к Богу (прему) и тогда она (воистину) видит Навадвипа-дхаму как проявление духовного мира» (4.92).

Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «Места, где живут шуддха-вайшнавы, где они всегда воспевают харинаму и обсуждают лилы Бхагавана, считаются шри дхамой. Я не могу думать о них по-другому. Эти места являются частичным проявлением вечных святых дхам. Шри Вишну пребывает в сердце каждой дживы и в каждом атоме. Поэтому, любое место является шри дхамой. В тот день, когда милость шри гурудева проявляется в сердце, человек обретает такое видение».

гунатитам парам брахма вйапакам враджа учйате

саданандам парам джйотир муктанам падам авйайам

«Парабрахман находится за пределами материальных гун благости, страсти и невежества и в то же время пронизывает каждую частичку вселенной, поэтому Его называют враджем. Его ослепительная сияющая обитель это воплощение сач-чид-ананды и потому не подвержена разрушению. Это прибежище парама-расик, освобождённых душ (а не садхаков и тем более каништха-адхикари)» («Сканда Пурана»).

Если человек плохо старается, продолжает сохранять анартхи в сердце, то он не в силах будет жить в дхаме. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, в одной своей хари-катхе в Матхуре, в 1994г как то сказал: «Мы совершаем харинама-санкиртану, пребываем в святом месте и слушаем «Шримад-Бхагаватам», но на самом деле мы всего этого не делаем. Зачастую мы лишь делаем вид, что следуем наставлениям шастр. Мы даём лекции по «Бхагаватам», наставляем других, но не можем самих себя оградить от вайшнава-апарадхи».

татрасйах папа-харитвам ади-варахе

вимшатир йоджанам ту матхурам мама мандалам

йатра татра наро снато мучйате сарва-патакаих

В «Ади-вараха Пуране» сказано: «Моя обитель Матхура по площади занимает двадцать йоджан. Человек, живущий там, освобождается от всех грехов».

падме нирмана-кханде

парамананда-кандакхйам маха-патака-нашанам

самаста-духкха-самхантри-джива-матра-вимуктидам

В «Падма Пуране», Нирвана-кханде сказано: «Вриндаван переполнен духовным блаженством. Он разрушает величайшие грехи, уничтожает все страдания и дарует высшее освобождение (прему)».

Как же возможно после реального посещения святого места сохранить в сердце наклонности к греху, если паломничество или дхама-васа избавляет от них всех? Скорее, человек попросту не доехал до дхамы. О том же говорят и стихи из «Матхура-махатмьи» Шрилы Рупы Госвами (шлоки 4-6, 15-17, 22 и др.).

Представляет интерес также цитата из книги «Гауранга. Послание любви» (стр. 21): «Во исполнение великого замысла Всевышнего тень иллюзии сокроет вечную обитель Господа Чайтаньи от глаз безбожников, потому что сердца их чужды любви к Богу. Эта иллюзия столь могущественна, что (даже) проживая в исполненном трансцендентной славы городе и с уверенностью думая: «Я в Навадвипе (Пури, Вриндаване)», — они будут далеки от неё»

Можно родиться на территории святой земли и всю жизнь думать, что тебе повезло. Однако без правильного умонастроения дхамаваси (жителя дхамы) и без санкции самой дхамы этот человек будет бесконечно далёк от неё. Кто-то говорит, что он посещает или посетил дхаму. При этом он не удосуживается упомянуть слушателям о том, пропустила ли его святая земля к себе или нет. Как правило, все «посещающие» дхаму не нуждаются в каких-либо санкциях. Они подобны управляющим богам, которые по своей воле направляются туда, куда захотят. Можно ли проявить своеволие в отношении путешествия в святые места? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада пишет (Из книги «Навадвипа. Паломничество в святую дхаму»): «Духовное царство, дхама, – это духовная Личность, которая обладает полной властью, позволяющей пропускать вперед или останавливать дживу в её попытках служения Богу».

Некоторые преданные задают вопрос: «Можно ли сомневаться в том, что умирающий в святом месте человек, автоматически уйдёт в духовный мир?» Ответ таков: адхикара определяет результат. Также нужно сначала войти в духовную обитель, чтобы в ней оставить тело. Если нет духовных сил, нет чистоты в бхакти, нет милости свыше, тогда такого человека ждёт самсара. Несомненно, он получит лучшее рождение, но в самсаре. В доказательство этого ориентируемся на стих из «Гиты», 6.41: прапйа пунйа-критам локан….

В своей другой хари-катхе Шрила Сарасвати Прабхупада пишет о посещении и постижении святой земли. В частности, он рассказывает о Матхуре. Не имеет большого значения, говорим ли мы о ней, Врадже или Пури. Главное, что объединяет эти святые измерения, – это то, что их постижение идентично. Необходимо иметь шуддха-бхакти-адхикару, а не просто билет в Индию и деньги. Это становится понятным, когда мы изучаем цитаты, посвящённые различным святым местам. Слова Шрилы Сарасвати Тхакура были опубликованы в книге «Священный месяц Картика», стр. 7-9). Обратимся к ним.

«Не опрометчиво ли предполагать, что любой человек может жить в Матхуре (т.е. в святом месте), точно так же, как он жил бы в ином месте материального мира? Чтобы обрести священное право поселиться в Матхуре, необходимо общаться с садху (шуддха-бхактой), повторять святое имя, слушать «Шримад-Бхагаватам» и с трансцендентной верой (парамартхика-шраддхой) поклоняться лотосным стопам Божества».

Соблюдая правила проживания в святом месте, а также проявляя шат-шаранагати, шесть признаков предания, человек может по милости садху и йога-майи войти в мир дхамы. Кто-то может думать, что одной преданности хватит, чтобы войти в дхаму и получить даршан её святых мест. Это мысли дилетанта. В «Ади-вараха Пуране» сказано:

на тат-пунйаир на тадж-джнанаир

на тапобхир на тадж джапаих

на лабхйам вивидхаир йаджнаир

лабхйам мад-анубхаватах

«Ни с помощью каких-либо методов, ни благодаря духовному знанию, ни с помощью аскез, ни повторением мантр на чётках, ни совершением жертвоприношений, но лишь благодаря Моей (Бога) милости человек может достичь Матхуры».

шри-вишнох крипайа нунам татра васо бхавишйати

вина вишнох прасадена кшанам экам на тиштхати

«Только по милости Господа можно поселиться в Матхуре. Без Его крипы никто не может остаться в дхаме даже на одно мгновение».

Далее Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада пишет: «Возможность жить в Матхуре (святой дхаме) – высочайшая цель всех наших усилий в преданном служении».

Кто-то заявляет с гордостью, что он живёт в святом месте. Но значит ли это, что этот человек уже достиг высочайшей цели всех усилий в бхакти? Если так, то его изображение уже должно стоять на алтаре, в одном ряду с представителями бхагават-парампары, а сам он имеет силу обратить любого человека в вайшнава и поэтому должен проповедовать по всему миру, поскольку познал всю полноту Божьей милости.

Прабхупада продолжает: «Врата вечной Матхуры открываются лишь перед теми, кто служит Кришне с чистой любовью и преданностью (премой, достижимой лишь единицами среди садхаков). Матхура – это измерение чистого духовного бытия, в котором Кришна являет Свой вечный образ. Он доступен лишь для сознания чистых преданных, охваченных настроением совершенного служения Ему (бхава, према). Матхуре присуща природа абсолютной духовной свободы волеизъявления. Мы можем эксплуатировать (наслаждаться) привычную среду нашего обитания, но если жить в Матхуре, сохраняя дух наслаждения, нам не удастся ощутить Матхуру истинную, духовную, которой поклоняются вечно.

…. Познание бытия Матхуры не относится к числу относительных методов, доступных для материального уровня бытия. Чистое познание заключено в самой Матхуре. Познание Матхуры и сама Матхура — неотделимы друг от друга.

… Жители Матхуры – слуги Кришны. Здесь нет тех, кто не служил бы Ему, и в ней всё занято служением Ему. Все ощущения в Матхуре связаны с Кришной и со служением Ему. «В Матхуре каждое растение, каждая травинка выше меня. Любое существо здесь – человек, животное или растение – слуга Кришны и мой Гуру». Только после того, как человек придёт к такому пониманию, он сможет поселиться в Матхуре. Право именоваться жителем Матхуры обретает тот, кто способен служить всем вечным спутникам Кришны в Матхуре – на родине Кришны».

Спросите того, кто утверждает, что живёт в святой дхаме или посетил её: «Как на практике ты реализовал знание, что любая травинка святой дхамы выше тебя? И каковы твои доказательства, что трава дхамы служит Кришне? Чему тебя обучили кусты дхамы в служении Бхагавану?» Скорее всего, ваш вопрос для большинства останется непонятым. Если так, то человек, посетивший дхаму, даже не коснулся её. Что говорить об искусстве служения вечным спутникам Бога?! Дай Бог, чтобы эти «проживающие» или «посещающие» дхаму, хотя бы вспомнили их имена. Обучая нас, ачарьи беспощадно и справедливо уничтожают поверхностное восприятие сат-чит-ананды (вечности, знания и блаженства) и всего того, что слагают эти энергии.

Возможно, эти высказывания кого-то опечалят. Помню, как Шрила Бхарати Госвами Махарадж сказал две лекции назад о том, что его не особо беспокоит, кто будет счастлив, а кто нет, слушая его хари-катху и его ответы на вопросы. Его цель – служение Гурудеву (Ш.Бхакти Дайита Мадхаве Махараджу). Если его учитель будет счастлив, тогда и Шрила Бхарати Махарадж будет доволен. Даже если вся вселенная будет против его неприятных, но наполненных истиной слов, это не поколеблет его в служении посланию ачарьев и им самим. Другими словами говоря, есть те, кто находится над ним, а есть те, кто под ним. Мнение тех, кто ниже, не беспокоит его верность правдивому слову. Главное – это нести настроение тех, кто повелевает нами, кто над нами.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды сказал: «Льстец не гуру и не проповедник». Это настроение мне очень нравится. Не могу принять настроение тех, кто лебезит перед учениками или теми, кого хотят завербовать в ученики.

После лекции вечером мы пошли в местную лавку, чтобы приобрести большие мурти Господа Джаганнатхи, Господа Баладева и Субхадры. Также нам удалось приобрести большое полотно с расшитым изображением лика Господа Джаганнатхи.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он раскрыл нам природу святых мест и их славу! Он дал нам понимание дхама-васы.

5 июля

……………………..

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи