?

Туласи. Базовый общеобразовательный курс. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 366. Опубликовано: 1-03-2020, 03:16

Туласи

Базовый общеобразовательный курс

Ари Мардан дас

Часть 3

 

При сборе листьев нужно преимущественно использовать правую руку, в редких случаях можно левую, когда нужно что-то придержать. Но в целом, всё нужно стараться делать правой рукой. Бывает, что приходится пересаживать Туласи, тут никуда не денешься, придётся использовать левую руку, но в целом, нужно стараться касаться её только правой рукой. Таков этикет.

Когда собираете листья, то следует дополнительно произносить соответствующие мантры, которые произносят при сборе листьев, такие как туласи-амрита-джанмаси. В этих мантрах говорится о том, что мы просим у неё прощение за то, что причиняем беспокойство или боль, срывая листья для подношения. Старайтесь придерживаться правильного умонастроения. Туласи не принадлежит нам, скорее мы себя считаем её собственностью. Мы поклоняемся Туласи и живём ради её счастья. Взамен, она сделает всё, чтобы сделать счастливыми нас.

Если мы приносим Туласи домой, то фактически, мы заносим в дом Божество, с этого дня начинается обряд поклонения, приобщение к традиции поклонения. Обычно поклонение Туласи предпочтительнее совершать до того, как человек начинает поклоняться Божествам, арча-виграхе. Например, после поклонения Туласи в течение года, человек уже сможет понять, сможет ли он нести стабильную ответственность, регулярно поклоняясь Божествам. Если сможет, тогда можно будет позже принять брахманическое посвящение и получить от гурудева Божества Ишта-дэват и благословения на поклонение Им.

Теперь поговорим о некоторых деталях ухода и туласи-севы.

Не выбрасывайте веточки Туласи, оставшиеся после того, как Туласи «покидает», условно говоря, «оставляет тело». Как я уже говорил, тонкие веточки можно использовать для изготовления фитилей, можно для этого использовать засохшие листья. Ни в коем случае нельзя их выбрасывать. Если Туласи «покинула тело», нужно убедиться в этом, потому что бывают случаи, когда она заболевает или по каким-то негативным причинам сбрасывает все листья. Кажется, что это конец, но мы должны убедиться в этом. Какое-то время нужно продолжать поливать растение. Поскольку бывает так, что Туласи снова начинает расти. Такое уже встречалось у некоторых преданных.

Кстати говоря, Туласи размножается как семенами, так и черенками, но последнее встречается очень редко. Обычно преданные её распространяют семенами. Семенами раздавать Туласи лучше. Не нужно самим сначала проращивать семена, а потом раздавать растение. Так не нужно делать. Нужно давать семена, иметь какой-то семенной фонд, но лучше, если этот фонд будет не из Индии, а местный, от тех растений, которые уже привыкли к местным условиям – влажности, освещению, атмосфере, световому режиму, – они более адаптированы, более живучи.

Раздавайте семенами. Когда человек не доглядел, не успел собрать манджари и предложить их Божествам, в таких случаях семена могут высеяться сами. Тогда прорастёт много побегов рядом с основным кустиком. Их тоже нужно раздавать преданным, иначе корневой системе Туласи будет тесно в ограниченном пространстве горшка. Старайтесь не допускать самосева. Если он происходит, это явный признак того, что вы не регулярно предлагаете манджари Божеству. Не ленитесь и будьте внимательны, каждый день, кроме двадаши, собирайте листья и манджари. Это часть туласи-севы.

Что делать, если в горшке появились маленькие ростки рядом с основным кустиком? Вы не можете их просто продёргивать, прореживая, как морковку или сорняки на грядке и потом выбрасывать, совершая насилие над Туласи. В крайнем случае, если вы делаете так, зная, что нет преданных, которые хотели бы приобрести молодые побеги Туласи, тогда нужно предлагать эти побеги на алтаре Господу вместе с бхогой.

Предлагать лучше нераспустившиеся бутоны. Нужно внимательно следить за состоянием Туласи, замечать самое начало появления цветов. Предлагать бутоны мурти – это самое лучшее, затем идут цветы, потом свежие листья, потом сухие листья, потом ветви.

Ради организации семенного фонда, вы можете специально вырастить одну веточку, дождаться вызревания на ней семян, а затем аккуратно, чтобы они не потерялись, поскольку они очень маленькие, нужно их собрать и хранить. У меня были семена, которые хранились двадцать лет. Я их отдал преданным, и они их высеяли. Всхожесть была хорошая почти у всех семян. Не позволяйте семенам падать в разные стороны, ухаживайте за Туласи каждый день. Каждое её семечко – это ещё одна Туласи, которая может спасти какого-нибудь человека из самсары.

Потом вы можете раздать семена преданным, а Туласи сама будет выбирать, к кому явиться, а к кому нет. Если она прорастёт, значит, она выбрала преданного и хочет теперь дать ему свою милость. Если она не проросла, надо работать над своей адхикарой и поклоняться временно фотографии (алекхья) Туласи. Это проще. Теперь надо молиться и попробовать посеять семечко Туласи только через какое-то время. Возможно к следующей весне, либо через месяц, после того, как человек, быть может, изменится внутренне и начнёт лучше повторять мантру или, возможно, он примет какие-то новые обеты, тогда Туласи передумает и придёт в его дом.

Туласи может жить в наших условиях, вне Индии, от полутора года при неважном уходе, до пятнадцати лет. Я помню, как первая Туласи, которая пришла ко мне домой, жила четыре года, потом ушла. Но, в целом, нужно стараться ухаживать за Туласи так, чтобы она как можно дольше была в доме. Если вы безответственно будете относиться к ней, то будете повинны в её уходе. Это очень нехорошо скажется на духовной жизни. Служение ей – это служение вайшнаву. Вы не можете пренебречь потребностями чистого преданного, если он оказался в вашем доме. Пренебрежение – апарадха.

У вас тут холодно, следите за тем, чтобы холод от окна не заморозил корни Туласи. У вас большие и резкие перепады температуры в городе, и вы можете не успеть среагировать и не заметить, как мороз заморозит растение. Будьте внимательными. Избегайте туласи-апарадх. Если заводите Туласи, вы должны понимать, что нужно выделять ей определённое количество времени и сил каждый день. Если за ней ухаживать, тогда она всегда будет у вас аккуратной, красивой, всегда будет в порядке, здоровая, будет полностью удовлетворена вашей севой и условиями жизни, которые вы предоставляете.

Туласи дарует свои листья для того, чтобы мы могли их предлагать Кришне. Она буквально жертвует собой, своим телом, отдавая для пуджи и арати листочки и манджари. Мы должны помнить о её предназначении и ни в коем случае не выбрасывать листья, а также древесину, даже если Туласи уже ушла. Из основного ствола можно сделать чётки. Если не хватает для изготовления 108 бусин, не проблема. Со временем, если у вас появится новый кустик Туласи, после её ухода у вас появится ещё один ствол. Из ствола или из крупных веток делают чётки. Из веточек поменьше, можно сделать кантхи-малы. Если не можете сделать кантхи-малы, тогда попробуйте сделать какое-то украшение из этой древесины и предложите Кришне.

В «Хари-бхакти-виласе» описывается, что можно делать украшения из Туласи и носить их. Ношение не должно быть направлено на эксплуатацию Туласи, на моду или что-то подобное. Только в правильном настроении мы можем носить кантхи-малы и украшения из Туласи. Мы соприкасаемся с Туласи в настроении смирения, с пониманием того, что мы – её слуги. Можно делать серьги из древесины Туласи, это описывается в «Хари-бхакти-виласе», я зачитаю вам об этом. Не сжигайте попусту древесину и листья Туласи, её части – это объекты поклонения, с помощью них нужно одухотворять свою жизнь. Не нужно упускать этой возможности, избавляясь от веточек Туласи, возможно скопившихся у вас.

Если сами не в силах применить то, что дарует Туласи, тогда отдайте всё что от неё осталось пуджари. Он во благо всех применит и листья и ветви. Может быть, вы просто сделаете какую-то гирлянду из цветов или запашистых листьев, а также нанижете на неё бусины Туласи. После этого такую гирлянду можно предложить Божествам. Такая гирлянда будет очень дорогой для Кришны! Веточки можно использовать также в поклонении Божествам, когда вы будете делать для Них кантхи-малы. На Чайтанью Махапрабху и на Нитьянанду Прабху также надевают туласи-малу.

 

Преданный: А если я не квалифицирован поклоняться Туласи, могу ли я отдавать собранные листья тем, кто квалифицирован?

Ари Мардан прабху: Конечно, даже если вы просто растите Туласи, но отдаёте её листья и ветви другим преданным, то это очень хорошо. Я также раздавал преданным свежие листья Туласи, но не по причине неспособности предлагать их на алтаре, а потому что у меня было много порой свежих листьев. Зная, что другие поклоняются также дома у алтаря, я им давал листья для пуджи. В «Гаруда Пуране» сказано:

йасйарамодбхаваих патраис туласи-самбхаваир харих

пуджйате кхага-шардула тридашам пунйам апнуйан

«О Гаруда, человек, срывающий листья Туласи из своего сада и дающий их тому, кто поклоняется Хари, – обретает четверть блага, даруемого поклоняющемуся».

кришначанартхам бхикшунам йаччханти туласи-далам

анйешам апи бхиктанам йанти тат парамам падам

«Те, кто даёт листья Туласи для пуджи отречённым санньяси или другим бхактам также достигают высшей обители» («Хари-бхакти-виласа», 7.323).

Снова давайте окунёмся в туласи-махатмью, прославление Туласи.

В «Падма Пуране» сказано: «Тот, кто ежедневно поклоняется Господу Кришне, предлагая ему листья Туласи, обретает плоды всех аскез, благотворительности и жертвоприношений, он освобождается от всех видов предписанной для карми деятельности и постигает смысл священных писаний».

Дальше в «Падма Пуране» говорится: «Тот, кто с почтением предлагает Господу листья Туласи, освобождает всех своих предков из царства рождения и смерти. Тот, кто помнит о славе Туласи или рассказывает о ней другим, тот никогда не родится вновь».

Вот такая сила у Туласи Махарани, великой царицы Вриндавана!

Когда Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж узнал, что западные преданные, его ученики, имеют Туласи у себя в доме, он сказал: «Если у вас есть Туласи, значит, у вас будет всё хорошо, даже не сомневайтесь в этом». Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж очень любил Туласи Дэви. Преданные видели, как ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж поклоняется Туласи, со слезами на глазах. У меня есть фотографии. Махарадж очень глубоко осознаёт её роль в преданном служении! Отношение наших святых к Туласи очень вдохновляет нас. Возникает сильное желание служить Туласи дома. Когда видишь, как великие вайшнавы поклоняются богине Туласи, поневоле проникаешься пониманием, насколько Туласи весома в духовной жизни. Она – источник многих благословений.

В «Падма Пуране» сказано: «Тот, кто наносит на тело землю, взятую у основания дерева Туласи, и поклоняется Божеству, с каждым днём обретает результат ста дней поклонения». То есть, если осталась земля после того, как Туласи ушла, то её ни в коем случае нельзя выбрасывать. Вы можете коснуться её, растереть в пыль, нанести на тело и начать поклоняться Богу. Один день за сто! Благодаря такой земле, вы можете в сто раз увеличить результаты своего поклонения Божеству! Прожив одну жизнь, вы можете совершить столько поклонения, сколько обычно совершают за сто жизней!

В «Брихад-нарадия Пуране», из беседы между Господом и Маркандеей Риши, мы узнаём: «Тот, кто предлагает поклоны Туласи, как только видит её, кто украшает свои уши серьгами, сделанными из дерева Туласи, несомненно считается вайшнавом. Тот, кто чувствует удовлетворение, вдыхая аромат Туласи, кто украшает свой лоб тилакой из земли Туласи, также считается вайшнавом».

Мы обсуждали в прошлый раз, что тилак можно наносить гопи-чанданой, глиной Радха-кунды, земля из-под Туласи также может быть использована для нанесения тилака.

Теперь о чётках. Кое-что я уже рассказывал о них во время лекции, посвящённой непосредственно джапе и харинаме. Это было, когда мы обсуждали: что такое джапа, что символизирует мешочек для джапа-малы, и какие требования предъявляются к тому, кто повторяет святое имя Господа. В той лекции я рассказывал вам кое-что и сейчас повторяться не буду. Но хочу повторить важный момент: чётки из Туласи не показывайте посторонним людям, это наш духовный секрет. Не нужно провоцировать внимание к себе, ходить с чётками напоказ перед всеми, не нужно выставлять свою веру на обозрение. Раньше, когда у людей нашей страны не было никакого представления о сознании Кришны, можно было привлекать к себе, одеваясь как вайшнав. Сейчас, когда репутацию сознания Кришны испортили фанатики, сектанты, а также недалёкие критики из других религий, лучше не провоцировать людей на оскорбления в вашу сторону. Не нужно молиться напоказ. Это этикет, прописанный в «Хари-бхакти-виласе».

Конечно, можно сделать исключение с целью проповеди, если вы убеждены, что она будет успешной. Тогда вы можете быть на виду с мешочком. Также в исключительных случаях, при досмотрах в полиции и т.д. Если от вас требуют представители власти – это другое дело, нет смысла скрывать что-либо от них.

Бывают такие случаи, когда мы предлагаем какие-то параферналии у алтаря, и вдруг чего-то не хватает! Мы спохватываемся, но уже поздно. В этом случае снова спасёт Туласи! В нашей школе учат: если есть какой-то недостаток в поклонении, не хватает какого-то элемента, то можно заменить его листом Туласи. Об этом мы узнаём в «Туласи-махатме», в разделе «Агастья-самхита». В нём говорится: «О Господь Рамачандра, если нет чего-то желаемого для предложения Бхагавану, то человек должен заменить это подношение предложением листа Туласи».

Например, у вас здесь часто может во время пуджи не хватать цветов. Можно, конечно, и купить их, но вдруг у вас не будет денег, или человек получает маленькую зарплату и живёт в условиях Крайнего Севера, что ему делать? Он может просто предложить лист Туласи, и это заменит все цветы, какие только возможно найти во вселенной. Проблема решается в один момент.

Следующее, о чём мы сегодня поговорим – это кантхи-малы. Преданные носят кантхи-малы, этим они отличаются от верующих других конфессий. Вайшнавы всех сампрадай используют кантхи-малы из Туласи. Помните, как переводится слово «кантхи-мала»? Кантха – шея, а мала – гирлянда. Гирлянда на шее. Если кто-то носит кантхи-малы из Туласи, тот этим действием отменяет все виды покаяния. Цитата, доказывающая это, находится в «Хари-бхакти-виласе», Санатана Госвами цитирует: «Нет необходимости совершать покаяние для человека, носящего кантхи-малы из Туласи, он не оскверняется ни на одной из стадий своей жизни. Шри Хари пребывает на теле человека, шее и руках, украшенных изделиями из Туласи. Просто видя Туласи, кантхи-малы на шее человека, ямадуты убегают от него прочь. Человек, путешествующий повсюду с Туласи и кантхи-малой, больше не боится несчастных случаев, плохих снов или оружия».

Видите, какая сила?! У того, кто действительно носит кантхи-малу, удивительный характер. Обращаю Ваше внимание на важную деталь: ношение Туласи – это не формальность, это дух и качество вашего бхакти. Покаяние – это праяшчитта, искупление греха.

В «Ману-самхите» и в других шастрах есть описание различных форм искупления тех или иных грехов. Говорится, что если человек в присутствии брахманов плюнул в их сторону, выражая им своё презрение, ему следует отрезать губы, или если он испражняется перед ними, как животное, желая этим оскорбить их собрание и то место, где они собрались, то ему следует вырезать сфинктер. Так сурово искупали грех в прошлом. Покаяние подразумевает также скорбь. Однако если преданный верен Туласи, если он проявляет искренность в служении Кришне, если он носит Туласи на шее, ища у неё прибежище, то он не нуждается в праяшчитте, он получает защиту через кантхи-малы, украшения из Туласи и джапа-малу. Я зачитаю вам описание очень необычной милости Туласи, которую можно обрести даже при сознательном совершении греха. Очень необычно, когда милость Туласи освобождает даже от осознанно совершённых грехов.

Теперь кое-что о шраддхе. Я имею в виду обряд питри-шраддхи. Это своего рода поминки, когда почитают ушедших, усопших предков. Этот обряд используется также в Гаудия-вайшнавизме. Что касается Туласи, то во время обрядов питри-шраддхи никогда её не используют. Есть только один вариант: если вы совершали обряд и осквернились по тем или иным причинам, тогда нужно после исполнения обряда очиститься водой, в которой находятся листья Туласи. Однако Туласи в самом обряде не применяют. Питри-шраддха считается одним из нечистых обрядов, так как он связан с миром мёртвых, поэтому Туласи не используют в нём.

Если преданный решил пригласить Туласи домой, то, прежде всего, он должен осведомиться о правилах ухода за ней. Это нужно сделать до того, как вы её садите. Следует знать, что делать, если нужно совершить поклонение, туласи-пуджу, или у Туласи появятся какие-то болезни. Мы обсудили четыре доступных всем действия. Полив, молитва, поклон, парикрама. Это минимальное, что может делать севак. Преданный должен быть готов к тому, чтобы жертвовать своим временем каждый день, пока Туласи будет находиться у него дома. Если он готов жертвовать временем и силами ради того, чтобы служить Туласи, тогда он может, изучив рекомендации по выращиванию Туласи, по её защите, по поклонению ей, завести её. Если он не готов делать это, то лучше не рисковать, потому что лень и пренебрежение станут причинами оскорбления. Мы же пришли в бхакти не для того, чтобы накапливать апарадхи.

Теперь я хочу зачитать очень необычные ссылки, которые содержатся в «Хари-бхакти-виласе» и которые собраны Шрилой Санатаной Госвами из разных шастр:

«Поклонение Господу без Туласи не считается поклонением. Омовение Господа без Туласи не считается омовением. Пища, предложенная Господу без Туласи, не считается съеденной Господом и напиток, предложенный Господу без Туласи, не считается выпитым».

В «Падма Пуране» говорится: «Жизнь, юность, богатство того, кто не предлагает Господу Хари Туласи в благоприятные дни, такие как Акшая-тритья и экадаши в месяц Вайшакха, становятся бесполезными. Такой человек не обретёт благ ни в этой жизни, ни в следующей».

Сегодня благоприятный день – экадаши, в этот день особенно благоприятно предлагать Господу подношения с листьями Туласи.

В «Сканда-пуране» говорится: «О Нарада, благо, достижимое тем, кто поклоняется Господу Кешаве с предложением всех видов цветов и листьев, может быть достигнуто просто поклонением Ему с предложением всего лишь одного листика Туласи».

Какие существуют священные растения, используемые в ритуалах: сандал, цветы амалаки, дерево пипал, баньян, малати – все, что существуют, все вместе взятые могут быть заменены просто одним листиком Туласи. Господь будет намного более доволен этим, чем всем остальным. Вот насколько ценна Туласи Дэви для нас и для Него.

В «Вайшакха-махатме», разделе «Падма Пураны», говорится: «Даже Господь Ананта неспособен сосчитать блага, которых достигает поклоняющийся Господу Мадхаве с предложением листьев Туласи. Это благо больше, чем от предложения цветов лотоса и малати».

Это тоже священные, почитаемые на востоке растения, ими поклоняются Бхагавану. Малати значит «жасмин». Вы помните, у Шримати Радхарани есть гирлянда из жасмина. Наш Гурудев также очень любил гирлянды из жасмина, но нет более высоко ценимой, чем гирлянда из Туласи. Туласи выше и значимей всех.

Здесь упоминается Господь Ананта. Кто-нибудь знает, почему? Дело в том, что на Ананта-Шеше возлежит Господь Вишну. Так вот, когда Господь Вишну отдыхает на его клобуках, то есть на его теле, то Ананта-Шеша повествует Господу о Его деяниях. Он Ему пересказывает разные истории о Нём, как Они вместе с Вишну являли Себя во многих-многих Вселенных. В шастрах описывается, что между ними существует своего рода соревнование: один постоянно совершает игры, а другой их без остановки описывает. У Ананта-Шеши тысячи и тысячи голов, и всеми устами Он произносит разные истории, бесконечное число историй. Он это делает всю вечность и не устаёт. Тем не менее, Ананта-Шеша не может полностью описать то благо, которое получает преданный, поклоняясь Богу листьями Туласи. Это значит, что это благо безгранично. Именно поэтому его невозможно описать. Те, у кого есть Туласи, – спасены.

Следующая цитата взята из «Падма Пураны», в ней говорится:

шримат-туласйарчайате сакрид дхарим

патраих сугндхаир вималаир акхандитаих

йас тасйа папам пата-самстхитам прабхур

нирикшайитва мриджате свайам йамах

«Бог смерти и повелитель грешников – Ямараджа, прощает грехи, совершённые сознательно или неосознанно, тому, кто однажды поклонялся Господу, предлагая Ему ароматные, чистые и неповреждённые листья Туласи».

Представляете, даже сознательно грешащий человек может быть спасён! Ямарадж лично придёт, чтобы встретиться, простить и снять с него всю ответственность за совершенные в прошлом грехи. Но здесь есть нюанс, несмотря на то, что кажется, будто спасение обеспечено и можно делать всё, что хочется, – это не так. У каждого человека есть какие-то слабости и недостатки, имеются неблагоприятные самскары. Если человек сознательно грешит и не знает о том, что Туласи может нейтрализовать любые грехи – он избавится от них. Однако, если человек, зная о славе Туласи грешит, и снова и снова совершая грех, надеется, что Туласи его спасёт, то этого не произойдёт. Мы уже говорили об этом ранее.

Говорится, что тот, кто повторяет харинаму на чётках из Туласи, многократно увеличивает результаты своих усилий в бхакти. В зависимости от того, из чего сделаны чётки, эффект повторения джапы может быть значительно увеличен. В шастрах описываются чётки из полудрагоценных камней, даже из бриллиантов, из золота, из серебра, из рудракши. Повторение джапы на разных видах чёток, увеличивает её эффективность, но если человек повторяет на чётках из Туласи, то эффект харинамы многократно превосходит все другие результаты джапы, выполняемой на других видах чёток. Через этот факт также можно понять силу и могущество Туласи. Туласи – это Йога-майя в своей полностью проявленной силе.

Это не просто какой-то символический кустик, который растят преданные у себя на подоконнике и иногда ему кланяются. Туласи – это олицетворение спасения и божественной любви, гарантия освобождения и милость Радхарани, Бхакти Дэви. Тот, кто с верой подходит к поклонению Туласи, даже если совершает грехи сознательно, потому что пока не в силах отказаться от них, – обретёт успех в духовной жизни. Постепенно такой человек обретёт силу и станет чистым преданным. Даже если он совершает грехи в процессе духовной жизни, всё будет прощено, но при условии, что он поставил в своей жизни только одну цель – прийти к Богу, развив любовь к Нему. Это главная цель жизни.

Такой преданный никогда не рассчитывает на то, что Туласи его спасёт, хотя и знает о её очищающей силе. Он ни в коем случае не пытается использовать Туласи, чтобы избавляться от последствий своих регулярно совершаемых греховных поступков. Он знает, что как только он начнёт проявлять настроение наглого эксплуататора божьей милости, то Туласи сразу же откажется помогать ему. Понимаете этот момент? Только при правильном отношении Туласи согласна простить сознательные грехи и уничтожить их. Это готов сделать также и Ямарадж, потому что он чистый преданный Бога, который приходит в игры Самого Кришны и конечно же знает о силе и славе Туласи. Он сопровождает Кришну наряду с другими Его вечными спутниками, приходящими из духовного мира. Ямарадж также присоединяется к ним, чтобы получить как можно больше блага в общении с ними. Он всегда ищет возможность служить Богу. Как только неофит начнёт эксплуатировать Туласи, он не получит спасение ни от Ямараджа, ни от Туласи, ни от кого.

Это как одно из десяти оскорблений намы – совершать сознательно грехи, рассчитывая на то, что святое имя тебя спасёт. Так же и с Туласи. Это подобно Шри Чайтанье Махапрабху. Он очень и очень милостив, это факт. Его обитель также настолько милостива, что даже когда ты там спишь, то она принимает твой сон как поклонение, как дандават, хотя ты даже не думаешь о том, чтобы кому-то кланяться во сне. Однако, ни дхама, ни Чайтанья Махапрабху, ни святое имя, ни Туласи, никто не спасет человека, если он бессовестный лицемер, упорно не желающий расставаться с грехом. Успех ждёт только искреннюю душу.

Если ты настолько слаб, что совершил грех, то должен скорбеть о наличии своей слабости. Но веря в то, что Туласи спасёт, ты должен оставаться верен делу служения Туласи, а не её эксплуатации. Если ты верен служению Туласи так же, как верен джапе, несмотря ни на что, даже если сложно, всё равно ты повторяешь святое имя, тогда всё будет хорошо. Следует понимать, что рано или поздно грех уйдет из сердца, если в нём есть искренность и целеустремлённость. Вы можете видеть это в комментариях на «Бхагавад-гиту», 9.30. Даже если человек совершает грех, из слабости, случайно, то такой преданный всё равно, даже Самим Кришной почитается как святой, главное – быть верным духовному пути, быть честным, целеустремлённым и смиренным.

Следующая цитата из «Сканда Пураны»:

ким каришйати самрушто йамо апи саха кинкараих

туласи-далена девешах пуджито йена духкхана

«Даже если Ямарадж и его слуги в ярости, они не смогут причинить вреда человеку, который поклоняется с листьями Туласи Господу».

Даже ярость Ямараджа никак не сможет повлиять на человека! Сам Господь запретил приближаться ямадутам к тем, кто почитает Туласи и поклоняется ей. Если мы носим кантхи-малы из Туласи не для того, чтобы наслаждаться их красотой, а из почтения к Туласи, признания её своей повелительницей, зная, что она защитит при любых обстоятельствах, то она дарует прему, любовь к Богу.

Следующая цитата из «Агастья-самхиты»:

на тасйа нарака-клешо йо арчайет туласи-далаих

папиштхо вапи апапиштхах сатйам сатйам на самшайах

«Греховен или праведен человек, если он поклоняется Господу Вишну с листьями Туласи, несомненно, он не познает адских мучений, я обещаю это».

И последняя цитата, которую я хотел прочитать, взята из «Сканда Пураны». Там сказано: «Предложение листьев Туласи и манджари голове Господа Кришны дарует большее благо, чем пожертвование миллиона золотых монет. Что говорить о потере времени при посещении святых мест для того, кто поклоняется Божеству Господа со свежими листьями Туласи?».

Если человек поклоняется арча-виграхе листьями Туласи, то оно даст больше результата, даже чем посещение святых мест, которое в этом случае рассматривается как банальная потеря времени. Когда я узнал о славе Туласи Махарани, то постарался сразу, как только приехал во Вриндаван, перед самым началом парикрамы, приобрести благовония, в состав которых входят листья Туласи. Когда я приобрёл большую пачку таковых, то носил её во все святые места, в которые нас приводил Шрила Гурудев. Как только я приходил в какое-нибудь святое место, то сразу же поджигал благовоние и предлагал его. Обычно на обстоятельное проведение пуджи во время парикрамы нет времени. Если мы приходили в какое-то место, то старшие вайшнавы сразу начинали давать лекцию. Поэтому я очень быстро поджигал благовоние и предлагал Господу. Таким образом, я старался как можно больше увеличить своё духовное благочестие.

При любых условиях, где бы вы ни оказались, нужно помнить о том, что Туласи – это идеальный проводник к Кришне. Ничто не может так эффективно приблизить к Нему, как Туласи, Йога-майя.

Ещё одну цитату я приготовил для вас из «Агастья-самхиты»: «Тот, кто поклоняется Господу Хари три раза в день с предложением тысяч голубых лотосов в течение ста лет, не обретает благо, которого достигает поклоняющийся Господу с листьями Туласи».

Хотя лотос является символом чистоты и божественности, тем не менее, Туласи превосходит даже лотос.

Есть ещё кое-какие моменты, связанные с погребальными церемониями. В шастрах утверждается, что если тело умершего человека сжигают, положив на древесину Туласи, или кидают в погребальный костёр хотя бы одну веточку, то душа этого человека освобождается от всех грехов. И если Господь захочет, то такой человек уйдёт даже в духовный мир, каким бы он ни был при жизни. Такая сила милосердия становится возможной, когда Господь выбирает тех, кого выбирает Туласи Дэви.

Умирающему человеку или уже умершему кладут лист Туласи на язык и в правую руку, даже если не сжигают тело. Также усопшему надевают на шею кантхи-малы. Принцип простой: если душа обусловлена, значит, она отождествляет себя с телом, и потому есть возможность повлиять на душу через тело. Соприкасаясь листьями или ветвями Туласи с телом умершего, вы можете повлиять на его судьбу. Опять же напоминаю, в момент смерти, при похоронах это приемлемо, но, как только начнётся обряд поминок, – всё, Туласи не используется.

Теперь запишите вопросы к экзаменам по нашей сегодняшней теме. Их будет всего четыре:

  • Что означает имя Туласи?
  • Какие блага обретает человек, который поклоняется Туласи?
  • Каковы обязанности того человека, у которого дома растёт Туласи?
  • Как использовать Туласи после того, как она уходит, «покидает тело»?

 

На этом всё. В пятницу у нас последняя лекция, и мы готовимся к экзамену. Суббота у нас выходной день, используйте это время для подготовки. Понедельник – день явления Господа Чайтаньи. После этого у нас будет два дня на экзамены.

……………………………………………………

Транскрипция: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ума д.д., Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи