?

Почва для размышлений. Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи. Часть 7.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 344. Опубликовано: 23-03-2020, 12:51

Почва для размышлений

Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи

Часть 7

 

«Только непривязанные личности (мукты) должны сохранять и защищать общество, или этим должна заниматься организация, действительно распространяющая чистое знание о преданном служении. Но в обществе или организации, где полно так называемых непривязанных, лицемерных людей, которые ради обретения славы и выгоды используют внешние символы отречения (бахирвасу, данду и т.п.), а внутренне полны животных пристрастий, порождённых гунами страсти и невежества, никто не может проповедовать. Более того, видя корыстную жизнь этих личностей, люди начинают пренебрегать их наставлениями. В обществе или организации, созданной неквалифицированными отреченцами, процветает скрытая греховная деятельность, которая ведёт к оскорблениям. Такое греховное и оскорбительное общество не может распространять знание о шуддха-бхакти или нести благо человечеству» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из выступления Ш.Шьяма даса Бабаджи, опубликованного в журнале «Бхагавад-дхарма», спецвыпуск 2010г.).

 

«Семена греха, порочные желания и невежество – три причины заточения дживы в этом материальном мире» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).

 

«Действуя в этом мире, люди иногда понимают, что они делают, а иногда – нет. Понимающие достигают успеха, лишённые понимания обречены на провал» (Шрила Вьясадева. «Шримад-Бхагаватам», 10.24.6).

 

«Большинство людей в наше время – это искатели комфорта. "Можете упростить религию – отлично, а иначе – оставьте её", – такова их логика» (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава. Письмо к ученикам от 4.7.1961г.).

 

«Нельзя сказать «плохой гуру». Это противоречие. Единственное, что нужно, – постараться понять, что представляет собой истинный гуру (уттама-вайшнав). По определению истинный гуру – это тот, кто просто говорит о Боге, и ни о чём другом. Если он говорит о ерунде, он не гуру. Гуру не может быть плохим. …. Слово гуру (в шастрах или хари-катхе святых) означает «истинный гуру»» (Ш.Бхактиведанта Свами. «Наука самоосознания», Святые и мошенники).

 

«Мы совершаем много видов деятельности в преданности. Мы принимает мантра-инициацию от гуру-брахмана из авторитетной сампрадаи. Ежедневно украшаем своё тело двенадцатью знаками тилаки и поклоняемся Шри Кришне. Мы соблюдаем обет в экадаши, воспеваем святое имя или памятуем о Боге согласно своим возможностям. Мы даже посещаем святые места, такие как Шри Вриндаван, но к несчастью мы невнимательны и совершаем оскорбления лотосных стоп Бхакти Деви. Далеко не факт, что Шри Кришна будет счастлив, если мы будем просто выполнять все виды служения после принятия посвящения. Только тот, у кого есть непоколебимая вера (ништха) в беспримесное преданное служение (шуддха-бхакти), может удовлетворить Господа» (Ш.Бхактивинода Тхакур. Из журнала «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г. Выступление Ш.Шьяма даса Бабаджи Махараджа).

 

«Хотя демоны под влиянием тама-гуны могут проявлять большое мастерство и изворотливость, слуги вишуддха-саттвы (чистого духовного существования) не подвержены запугиваниям и продолжают с особой убеждённостью, бесстрашно следовать наставлениям Хари, гуру и вайшнавов. Никогда не отклоняйтесь» (Ш.Б.Прагьяна Кешава, письмо к ученику от 31.3.1965г.).

 

«Нам следует попытаться освободить всех наших близких от чар иллюзии и направить их к Богу. До поры до времени мы не будем выказывать им своего задушевного понимания, поскольку это лишь сильнее запутает эти падшие души в сетях иллюзии. Но даже если, находясь под чарами майи, они заполонят всю Землю и райские миры своими громкими протестами, призывающими нас оставить свои усилия в служении Хари, мы никогда не перестанем нести им послание амриты (слова бхакти-шастр)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Если вы даже физически находитесь рядом с великим преданным (уттама-адхикари), но не следуете его учению, то вы ничего не получите из его сердца. Анугатья (следование по стопам садху) не зависит от того, разрешено ли вам находиться вместе со святым или нет. Главное в общении с садху – это следовать его наставлениям, его учению» (Ш.Б.Вигьяна Бхарати Махарадж. Чандигарх, Картика 30.10.2013 г.).

 

«Если кто-либо проявляет любовь и преданность своему духовному учителю, но при этом пренебрегает поклонением и любовным служением ишта-деватам, то его учитель не примет такое выражение любви и преданности, определив такую «севу» как просто обман» (Ш.Шьям дас Бабаджи. Из журнала «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г.).

 

«Лока-самграхера таре крама-патха чхаде нашуддха-вайшнавы не делают послаблений в строгой практике преданного служения ради привлечения последователей» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. "Пракрита-раса-шата-душини", 56).

 

«Гаудия Матх не имеет ничего общего с тысячами религиозных сект. Гаудия Матх не желает ни благоденствия, ни разорения для этого мира подобно благотворительным или террористическим организациям. Гаудия Матх не приносит ни благо, ни зло, если рассуждать об этом с позиции мирских удовольствий. Гаудия Матх не проявляет нежность или жестокость подобно мирским матерям, не защищает и не наказывает подобно мирским отцам, не выступает как друг или враг подобно мирским братьям» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Не способные принимать священные писания достойны сожаления. Те, кто придерживаются наставлений писаний, – бесценны» (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава. Письмо к ученикам от 4.7.1961г.).

 

«Мы пытаемся дать людям представление о том, что такое настоящее бхакти, но зачастую видим, что не можем помочь им. У них сентиментальные представления и эмоции, которые могут исчезнуть в любое мгновение. Мы должны постараться войти в настоящее бхакти, а не просто играть в игрушки на берегу реки из мирских сентиментов» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, 21.08.1999г., Матхура).

 

«Высшая Истина (сатья) распространяется двумя способами:

  • позитивным, или методом прямой поддержки, и
  • негативным, или методом противодействия (критики, опровержений).

Истину невозможно постичь полностью, полагаясь лишь на позитивный метод. Порой метод противодействия ещё сильнее, чем позитивный метод, он превозносит и прославляет Высшую Истину, делая её сияние явным для всех» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

 

"Если у вас есть богатство, какие-либо способности, и вы сполна счастливы, то тогда рядом с вами будет множество людей, сотни и даже тысячи. Однако когда вы страдаете и плачете, то рядом не окажется никого. Это правило в материальном мире" (Ш.Б.Вигьяна Бхарати Госвами, январь 2014г., речь во время Вьяса-пуджи Ш.Б.Нараяны Госвами).

 

«Всё, что помогает или мешает телесным или психическим удовольствиям, не имеет ничего общего со служением Адхокшадже (Богу); это служение акшадже (эгоизму). Человек получает телесное удовольствие, находясь на свежем воздухе, созерцая безоблачное небо. Беспокойный ум наслаждается, когда ему дозволяется беспрепятственно скитаться повсюду, подобно неукротимому коню, упиваясь красотами природы, и поглощать незабываемые впечатления, как мёд из пышно цветущих рощ поэзии. (В то же время) Отвращение от всех видов удовольствий – это всего лишь обратная сторона стремления к наслаждениям. Поэтому ни наслаждения, ни отказ от них не могут выступать в качестве служения Адхокшадже» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из 1 номера журнала "Гармонист", XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Образование является целью, а не степени или звания. Степени (упадхи) – это болезнь (вьядхи). ... Неспособность служить Хари, гуру и вайшнавам определяет любые знания в категорию невежества и гарантирует неизбежное падение таких учеников. Знание – одно, а звание – другое» (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава, письмо к ученику от 18.12.1964г.).

 

«В наши дни многие так называемые последователи Шри Чайтаньи Махапрабху проповедуют чхала-дхарму (ложную религию) под именем Гаудия-вайшнавизма. Наша цель – сохранить подлинную суть вишуддха-чаитанья-вани и представить её наилучшим образом» (Ш.Б.Вигьяна Бхарати Махарадж, введение к «Вишуддха-чайтанья-вани»).

 

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур порицает глупцов, которые, якобы движимые состраданием и «одинаковым ви́дением», считают, что человек, лишённый веры, тоже предан Верховному Господу, и навязывают харинаму, святое имя Бога, тем, кто относится к Нему оскорбительно» (Комм. к «Шримад-Бхагаватам», 11.2.46. ББТ).

 

«Джива, покрытая множеством анартх, не может приблизиться к пониманию славы Вишну и вайшнавов. Даже когда такие люди пытаются прославлять их, они получают как неизбежный результат – оскорбление. Тем не менее, если человек признаёт свою недостойность и смиренно, в молитвенном настроении, прославляет шуддха-вайшнавов, то они прощают любые недостатки» (Ш.Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, введение к «Чайтанья и Его спутники»).

 

«Гаудия Матх не имеет и не может иметь никакой связи с личностью, которая ведома стремлением к обману и, подчиняясь Гаудия Матху (прикрываясь им), желает использовать трансцендентное знание в корыстных целях. Сделать вид принятия посвящения и на самом деле достигнуть трансцендентного знания – это не одно и то же» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из лекции Ш.Шьяма даса Бабаджи. Журнал «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г.).

 

Несовершенное повторение намы подводит к шуддха-наме: «Благодаря нама-апарадхе и намабхасе достигается как бхога (мирские наслаждения), так и мукти (свобода от страданий) в виде предотвращения всех бедствий и несчастий. К тому же благодаря им (т.е. намабхасе и нама-апарадхе) обретается вечное благо, которое в сотни тысяч раз больше, – распускается лотос вечного бытия дживы и проявляется шри нама (чистое имя Бога)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из 1 номера журнала "Гармонист", XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Разве проповедь ведётся только ради того, чтобы дать инициацию? Прежде всего, задачей проповеди должен быть акцент на собственном поведении, только таким образом можно изменить сердца других людей, чтобы они оставили свою обычную склонность наслаждаться мирским. Именно так ученики постепенно осознают важность посвящения в харинаму. Лишь тогда их стоит инициировать. Это и будет настоящим служением сампрадае. Иначе будет совершено девятое оскорбление, нама-апарадха, – учить неверующего человека славе святого имени, а проповедник (дающий инициацию) превратится в пратиштхаша-ками – жаждущего славы и почёта. Чтобы поддерживать чистоту хари-бхаджана каждому нужно быть осторожным, свободным от жажды славы и почёта. В противном случае, процесс посвящения в харинаму не будет иметь цену» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, из журнала «Бхагавад-дхарма», спецвыпуск от 2010г.).

 

«Гаудия Матх утверждает, что такие понятия, как «единение» и «вселенская любовь», пока они находятся под влиянием физической и психической дхармы, – всего лишь ограничения (анартхи, майя), подобно таким словам как акаш-кусум («цветок в небесах»). Человек обретает внутреннюю гармонию лишь тогда, когда прочно утверждается в дхарме души (т.е. в кришна-бхакти)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Сражайтесь сильно и свирепо с продажностью и искажениями через философские дебаты, своим личным примером и делами. Нрисимхадев одарит вас могуществом и огромной силой. Никогда ни при каких обстоятельствах не принимайте поражения» (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава Госвами, письмо к ученику от 31.3.1965г.).

 

«Жизни святых, исполненные сладости любовного служения, наиболее дороги Гаурасундаре. Не изучив их историю и биографии, мы не сможем постичь природу преданного служения» (Ш.Б.Прамод Пури Госвами Махарадж, из предисловия к книге «Чайтанья: Его жизнь и спутники»).

 

«Двитийад ваи бхайам бхавати, страх – главный признак жизни, в которой нет места Богу» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

 

«Я верю, что благодаря испытанию, которое устроил Бхагаван, вы сможете, без всякого сомнения, прогрессировать. Невзгоды – главная основа успеха. Нерешительный человек смотрит на трудности, как на несчастье, пытается предотвратить их или обойти. Сильный человек, наоборот, сталкиваясь с невзгодами, видит в них источник всего благоприятного и приветствует их (преодолевая). Так, сознавая, что невзгоды – это твоя удача, крепко обними её, и ты победишь» (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава, письмо к ученику от 31.3.1965г.).

 

«Всё, что делается в этом мире, в той или иной степени осквернено гунами материальной природы, поэтому любая деятельность, кроме служения Господу, является греховной» (Ш.Бхактиведанта Свами, комм. на «Шримад-Бхагаватам», 3.25.10).

 

«Что можно сказать об убийстве коров? Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что человек может уничтожить всю брахманду (вселенную), всё мироздание, включая коров, брахманов и садху. Человек может уничтожить всё мироздание и, тем не менее, ничего тем самым не сделать (пребывая на духовном уровне) и поэтому не столкнуться с последствиями своего поступка. Такая позиция возможна. Пытайся достичь именно этого осознания. Но даже это положение не является высочайшим. Ты должен превзойти и эту позицию. Самоотрицание. Не позволяй себе быть членом этого физического мира, где присутствует так называемое хорошее и плохое» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Пробуждение души. Пять типов отношений с Абсолютным благом и красотой»).

 

«Враждебные, негативные обстоятельства, которые воспринимаются мною негативными и враждебными, мы должны встречать дружелюбно, не видеть в них врага. Следует понимать, что стоим лицом к лицу с другом, не врагом. Мы должны приветствовать, встречать любые негативные обстоятельства в этом настроении, тогда перемена наступит немедленно. В таком случае негативные обстоятельства обратятся в свою противоположность. Это величайшее, высочайшее лекарство – рассматривать опасность как друга» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж).

 

«Даже гуляя, тихо повторяйте Харе Кришна, Харе Кришна. Также если вы едете в автобусе, тоже повторяйте. Повторяйте, когда делаете что-либо руками, когда отдыхаете или ложитесь спать. Даже в вашей ванной комнате во время принятия ванны вы можете петь мантру. Таким образом, на повторение святых имён Бога, Кришны, и Его энергии, Хары, нет ни запретов, ни ограничений. В этом процессе нет потерь, но есть очень большая выгода, которая явится трансцендентной реализацией» (Ш.Бхактиведанта Свами, письмо к Минору, Кенджи, от 22.04.1970г.).

 

«Чистый преданный понимает, что было бы глупо под предлогом «одинакового ви́дения», (считая всех подлинными слугами Господа Хари), заводить знакомство со злобными и завистливыми людьми» (Комм. на «Шримад-Бхагаватам», 11.2.46, ББТ).

 

«Места, где живут шуддха-вайшнавы, где они всегда воспевают харинаму и обсуждают лилы Бхагавана, считаются шри дхамой. Я не могу думать о них по-другому. Эти места являются частичным проявлением вечных святых обителей. Шри Вишну пребывает в сердце каждой дживы и в каждом атоме, поэтому любое место является шри дхамой. В тот день, когда милость шри гурудева проявляется в сердце, человек обретает такое видение» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

 

«Склонность защищать вещи может быть использована в служении Кришне. ... Мы должны пытаться, насколько это в наших силах, должным образом хранить вещи, предназначенные для служения Кришне и заботиться о них. Исключительно с целью служения Кришне» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Пхалгу-вайрагья и юкта-вайрагья», 1983.02.13).

 

«Вам лучше не устраивать больших программ. Пусть ваша программа остаётся скромной. В бхакти не должно быть огромных программ. Скромная программа лучше. Мы устраиваем все эти чудовищные шоу только для того, чтобы привлечь публику» (Письмо Ш.Бхактиведанты Свами к Ямуне д.д. и Динатарини д.д., от 13 января 1976г.).

 

«Невозможно по-настоящему отречься от мира, не имея отвращения к материальной деятельности и не осознав, насколько мешает она духовному совершенствованию» (Ш.Бхактиведанта Свами, комм. на "Чайтанья-чаритамриту", Мадхья, 16.238).

 

Шри Чайтанья сказал:

марката-ваирагйа на кара лока декхана
йатха-йогйа вишайа бхунджа' анасакта хана

«Не выставляй напоказ свою преданность Богу и не демонстрируй своё отречение подобно обезьянам. Показное отречение от мира никому не нужно. Пока не пришёл твой срок (зрелость), наслаждайся материальным миром (объектами), как полагается, но не привязывайся к нему» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 16.238).

 

дживана-нирвахе ане удвега на дибе
пара-упакаре ниджа-сукха пашарибе

«Для поддержания собственной жизни не причиняй беспокойства другим. Для блага других о счастье своём позабудь» (Ш.Бхактивинода Тхакур: «Гитавали», 14.3.4).

 

«Ни один вайшнав первой (уттама-адхикари) или второй категории (мадхьяма-адхикари) никогда не завидует другим живым существам, однако в силу горячей любви к Верховному Господу вайшнавы гневаются, когда кто-то оскорбляет Его. К тому же, понимая волю Господа, (чистый) вайшнав проводит различие между живыми существами в зависимости от их положения. Считать такого вайшнава-проповедника обычным завистником или называть сектантом, ссылаясь на то, что он провозглашает чистое преданное служение самым возвышенным из всех методов духовного просветления, – значит демонстрировать свой материалистический образ мыслей, называемый ваишнаве джати-буддхих или гурушу нара-матих. По законам природы из-за такого оскорбительного отношения к вайшнавам человек попадает в адские условия существования» (Комм. на «Шримад-Бхагаватам», 11.2.46, ББТ).

 

«В каком бы положении я ни находился, именно в этом положении я и должен пытаться изо всех сил стараться использовать себя, свой потенциал в служении Господу. Я не стану тратить энергию и силы на изучение того языка или этого языка, не стану заниматься сбором средств, думая, что когда я выучу, соберу, то тогда и буду служить. Нет, это будет напрасной тратой времени. Потому что нет конца всяческим неблагоприятным положениям или обстоятельствам, будь то изучение языка или приобретение богатства или развитие физической силы. Нет конца всем этим попыткам или усилиям. Не трать свою энергию. Где бы ты ни находился, насколько в твоих силах, задействуй себя в полной мере в севе» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар, «Пробуждение души. Пять типов отношений с Абсолютным благом и красотой»).

 

«Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. Вайшнавы-неофиты (каништха-адхикари) и вайшнавы, стоящие на средней ступени (мадхьяма-адхикари), тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчёт в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни. Вот почему так важно принять в качестве духовного учителя преданного уттама-адхикари» (Ш.Бхактиведанта Свами, комм. на «Упадешамриту», 5).

 

«Кришна всегда будет санкционировать проблемы, потому что они на самом деле благоприятны. Если проблемы не будут приходить к нам, мы станем высокомерными. Мы обладаем некоторой независимостью и можем использовать её правильно, а, может, нет. Когда Кришна видит, что мы используем её неправильно, то Он пошлёт нам проблемы. Тогда мы вспомним о Нём, и снова будем стараться задействовать свободу воли в правильном направлении. Дживе трудно всегда помнить о своей нитья-дхарме и Бхагаване, и поэтому иногда должны приходить подобные напоминания от Бога» (Ш.Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж, из цикла лекций о шаранагати).

 

«Если у вас имеется тилака и кантхи-мала, это ещё не значит, что вы принадлежите к движению сознания Кришны. Атрибуты может носить любой мошенник. Вы должны знать философию. Вы обязаны уметь отвечать на любые возражения. Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур пел песню, рассказывающую об этих обманщиках. Он пишет: «Эй ото ек калир чела – вот слуга Кали Махараджа». – Какой слуга? – «Нате тилак голай мала – у него есть тилака и голай-мала, вот и всё». При этом он не знает философию. Если у вас на теле просто тилака и кантхи-малы, вы пока ещё не настоящий слуга, вы некомпетентны» (Ш.Бхактиведанта Свами, лекция 04.06.1976г.).

 

«Преданный: Если учителя уже нет на планете, а ученик ещё не освободился из плена майи, достаточно ли ему читать книги учителя или он всё равно должен слушать шабда-брахму (живой звук от воспринимаемого чувствами совершенного гуру)?

Ш.Гоур Говинда Свами: Да, слушать лучше, это более действенно (чем чтение). Книги тоже вам помогут, но вы всё равно должны слушать. Иначе вы не сможете достичь совершенства» (Ш.Гоур Говинда Свами, "Парипрашна", Глава 8).

 

«Мы должны разоблачать ложь. Это наш долг. Мы должны бросить вызов всем этим негодяям-лжецам и разоблачить их. Нам нужно продумать, как это сделать, – разоблачать (опровергать) то, что вводит людей в заблуждение, что сбивает их с толку. Мы должны заниматься этой проблемой. Мы не должны закрывать глаза на эту ложь. Нам нужно что-то делать. Нам следует бросить им вызов, бороться с ними и разоблачать их. Это должно стать нашим занятием. Поклонение Кришне – наше сокровенное, внутреннее занятие. Наша внешняя деятельность должна заключаться в том, чтобы развенчать ложь. Думайте, как встретиться с ними (несущими ересь), как их разоблачить. Берите их за горло. Мы не обычные свами и садху – мы дадим людям то, о чём они позабыли» (Ш.Бхактиведанта Свами, утренняя прогулка, 3.05.1973, Лос-Анджелес).

 

«Шуддха-бхакта (уттама-адхикари) может появиться где угодно, в том числе за пределами Индии. .... Мы в Индии можем всё полностью потерять, но где-то за рубежом может найтись тот, кто всё восстановит. Это возможно. Сейчас это возможно» (Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, ответ на письмо: «Может ли джива в женском теле достичь Господа за одну жизнь?»).

...............................................

Компиляция ссылок: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи