?

Эссе по первой главе «Бхагавад-гиты». Ума дэви даси.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 100. Опубликовано: 29-03-2020, 09:54

Эссе по первой главе «Бхагавад-гиты»

Ума дэви даси

 

 «Бхагавад-гита» является небольшой частью древнего ведического эпоса «Махабхарата». «Махабхарата» относится к такому разделу Вед, как итихасы – это историческая хроника событий, происходивших 5000 лет назад и более на территории Земли. Она предназначена для людей, не обладающих большим разумом, к этой категории относились шудры, женщины и дети. Неразумным людям сложно воспринимать абстрактную философию. Сюжет «Махабхараты» очень яркий, захватывающий и запоминающийся, поэтому понятен людям, не склонным к изучению упанишад и «Веданты». Наставления, которые можно обнаружить там, в основном, относятся к такому разделу Вед, как карма-кханда. Однако «Бхагавад-гита», хоть и является частью «Махабхараты», – исключение из этого правила. Есть четыре вида ведических писаний, предназначенных для изучения в каждом из четырёх укладов жизни в рамках варнашрамы. Брахмачари изучают самхиты, грихастхибрахманы, ванапрастхиараньяки, а санньясиупанишады. «Бхагавад-гиту» называют «выжимкой из упанишад», а также «Гитопанишадой». Она наполнена глубочайшей духовной философией.

Первая глава «Бхагавад-гиты» вводит нас в контекст повествования. Первую часть первой главы условно называют «Обзор армий». Изучая её, мы попадаем прямиком в самую кульминацию «Махабхараты», на арену разыгравшихся страстей, – Курукшетру. Перед нами две армии. Одна представляет интересы Дурйодханы, вторая – Пандавов. Дурйодхана – частичное воплощение Кали Махараджа, а потому обладает типичным демоническим сознанием. Являясь искусным политиком, он предусмотрел и сделал всё от него зависящее ради своей победы.

апарйаптам тад асмакам балам бхишмабхиракшитам

парйаптам тв идам этешам балам бхимабхиракшитам

«Наши силы неизмеримы, и нас надёжно защищает дед Бхишма, тогда как силы Пандавов, которых защищает Бхима, весьма ограничены» («Б.-г. 10.1).

Дурйодхана, кажется, предусмотрел всё. На его стороне сражалась лучшая во всех мирах армия Самого Господа Нараяны, величайшие воины, маха-ратхи, готовы были отдать за него жизнь. Он потратил много усилий на то, чтобы склонить их на свою сторону, используя интриги, обман и дипломатию. Однако Дурйодхана не учёл самое главное – интересы Бога, и потому в его душе не было мира и спокойствия. Так происходит в жизни всех безбожников. Как бы они ни старались, изображая собой всемогущего Бога, они всегда встречают сопротивление собственной души, природа которой – служение Господу. Действуя вопреки своей природе, человек становится несчастным. «Наше истинное благо заключено в Вишну, или Кришне. Забыв об этом, обусловленная душа страдает в материальном мире» (комм. Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа на «Б.-г.», 1.31). Такая личность обречена на поражение, предзнаменования которого мы видим ещё до начала битвы.

«Уже с самого начала становится ясно, что подобно тому, как на рисовом поле выпалываются все сорняки, так и на священном поле Курукшетра, где находится Отец религии Шри Кришна, будут вырваны сорняки, подобные сыну Дхритараштры, Дурйодхане, а истинно религиозные люди во главе с Юдхиштхирой одержат победу милостью Господа» (комм. Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа на «Б.-г.», 1.1).

Вторая часть первой главы называется «Сомнения Арджуны». Арджуна – вечный спутник Шри Кришны. Попав под влияние йога-майи, он начинает разыгрывать потрясающий спектакль на благо всех разумных живых существ. Мы должны хорошо понимать, что, показав слабость, несвойственную такому возвышенному преданному, каким он является, он создал условия для проявления наставлений Шри Кришны. «Господь, который пребывает в сердце каждого живого существа, управляет его чувствами. Однако степень Его вмешательства зависит от того, в какой мере человек предался Ему; что же касается чистых преданных, то Господь лично направляет деятельность их чувств и руководит ею. Здесь, на поле битвы Курукшетра, Господь непосредственно (Сам) руководит трансцендентными чувствами Арджуны…» (комм. Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа на «Б.-г.», 1.15). На его примере мы можем видеть, как нужно взаимодействовать с духовным учителем, какие вопросы задавать ему и в каком настроении.

Далее Арджуна перечисляет причины, по которым не хочет сражаться. Во-первых, это сострадание. Он не хочет убивать своих учителей и родственников. Вторая причина также говорит о его благочестии. Он не сможет наслаждаться плодами победы в этой войне и царством, так как она будет омрачена убийством людей, которых он любил. Третья причина – это разрушение устоев семьи. Арджуна знает писания. Ему известно, что с убийством старших общество ждёт деградация. Четвёртая причина – это страх совершить грех. Арджуна добродетелен, грех противен ему. И пятая причина – нерешительность. Он совсем запутался и нуждался в руководстве, поскольку Кришна всё же призывал Своего друга к войне. «Будучи чистым преданным Господа, Арджуна не испытывал желания сражаться со своими братьями и кузенами, но был вынужден выйти на поле боя из-за упрямства Дурйодханы, который и слушать не хотел о мирных переговорах» (комм. Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа на «Б.-г.», 1.22).

 

Согласно Ведам существуют две категории людей – суры (божественные натуры) и асуры (демонические натуры). Мы видим, что Дурйодхана – яркий представитель асуров. Он безбожник. Более того, он бросает вызов Самому Богу, противостоит Ему. Арджуна, напротив, находится в дружеских отношениях с Господом, он ищет у Него защиты, прибежища. В этом и заключается главное их отличие. В нынешнюю эпоху, Кали-югу, в обществе, как мы видим, преобладает демоническое сознание. Начиная делать первые шаги в духовном самоосознании, ещё не впитав настроение святых учителей, люди также переносят свои привычные, мирские представления в духовную жизнь. Вернее, это даже не их представления, а то, что навязано атеистическим обществом. Все слышали такие выражения – «ты сам творец своей судьбы», «всё в твоих руках» и т.д. Людей с самого детства приучают думать о себе как о теле, надеяться только на себя, всё приспосабливать к телесным потребностям, действовать во благо своего материального тела и эгоизма. В лучшем случае, можно услышать призыв к патриотизму, к отождествлению себя с семьёй, Родиной, национальностью или ещё какой-то группой людей, что является формой расширенного эгоизма. Большинство неофитов даже в незначительной степени не обладают качествами истинного ведического ученика. Чтобы понять, какими качествами должен обладать потенциальный ученик, нужно внимательно проанализировать поведение и настроение Арджуны. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж в своём комментарии на 1.46 говорит: «Столь добрый и великодушный человек, который к тому же занимался преданным служением Господу, достоин того, чтобы получить духовное знание».

Однако сами по себе положительные в мирском смысле качества ещё не являются чем-то значимым. Святой Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж говорит, что, если человек не предан Господу, то он не может обладать никакими хорошими качествами. Все эти качества материальны, а, значит, так же подвержены разрушению и имеют временную природу, как и всё материальное. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в своём комментарии на «Б.-г.» 1.28 приводит цитату из «Шримад-Бхагаватам», 5.18.12:

йасйасти бхактир бхагаватй акичана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

«В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?»

Однако если человек служит Богу, но не обладает благочестивым характером, то постепенно в нём будут проявляться все благоприятные качества, будет открываться истинная вечная природа души. Арджуна не только обладал благоприятными качествами, но также служил Богу. Это значит, что его продвижение в духовной жизни будет стремительным, что мы и увидим в последующих главах. Семена, посеянные его учителем, упадут на благоприятную почву.

Из этой главы мы можем понять, что главная и единственная составляющая успеха в духовном совершенствовании – это быть на одной стороне с Богом. Если мы будем действовать в согласии с Его интересами и наставлениями, то мы, как и Арджуна на поле боя, обречены на победу.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи