?

Вьяса-пуджа.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1076. Опубликовано: 29-01-2017, 18:14

Вьяса-пуджа

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Репортаж из Вриндавана, Джагад Мохини д.д.

Гопинатх-бхаван

27.1.2017г.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна, уважаемая Джагад Мохини диди. Я знаю, что в день Вьяса-пуджи нашего Шрилы Гурудева Вы были в Гопинатх-бхаване. Пожалуйста, расскажите, как проходила праздничная программа.

Джагад Мохини д.д.: В Гопинатх-бхаване программа началась в начале одиннадцатого утра, но рано утром программа была в Рупа-Санатана-матхе. В Гопинатх-бхаване она носила более официальный характер, потому что пригласили санньяси и брахмачари из разных матхов Вриндавана. Возглавлял собрание Ачьюта Бхатта-лал Госвами, известный во Вриндаване пандит и вайшнав. Катха была, главным образом, на хинди, но поскольку в аудитории было много англоговорящих преданных, предоставили слово также Шрипад Триданди Махараджу и Кишори-мохану Прабху. Я предлагаю Вам текст их выступления.

 

 

Шрипад Триданди Махарадж

 

Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моего дорогого духовного учителя Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, а также всей гуру-варге. В этот благословенный день его явления я приветствую всех гостей на этом празднике.

Мы собрались здесь сегодня, чтобы прославить эту замечательную личность, его удивительные качества и исключительную роль в Гаудия-сампрадае, а также неизмеримый вклад в миссию Шримана Махапрабху по всему миру. Мы стали свидетелями того, какой огромной духовной силой он обладал, каким необыкновенным напором. Эта сила стала отражением его духовной практики, а также милости Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. На примере этой возвышенной личности мы поняли, в чём заключается принцип гуру: Шрила Гурудев постоянно плакал и молился об обретении севы своему гуру. У нас должна быть такая же твёрдая вера. Особенно ясно было видно, как он относился к принципу гуру (гуру-таттве) в дни явления и ухода великих ачарьев.

Во время своих проявленных игр Шрила Гурудев объездил мир тридцать три раза. Я как-то раз его спросил: «Гурудев, Вам нравится путешествовать?» Он тут же ответил: «Я ненавижу это». Можете себе представить, на какие жертвы он шёл ради нас?!

Однажды Гурудев повторил слова своего Гурудева о том, что чистый вайшнав приходит в этот мир для того, чтобы проявить лучшие качества в каждом человеке, увидеть исключительные особенности каждого. Наш Гурудев обладал этой уникальной способностью увидеть чистоту нашего сердца, несмотря на всю его скверну, так, чтобы она в нас преобладала.

Гурудев также опубликовал много литературы Гаудиев, оставив неизгладимый след во тьме Кали-юги, которая за прошедшие 5000 лет набрала невиданные обороты, неся человечеству неизбежную деградацию. Он говорил: «Бег времени можно измерять скоростью деградации». Только милость наших ачарьев может уменьшить и избавить людей от страданий, которые лишь усиливаются с каждым днём. И тот факт, что он покинул нас, не означает, что поток его прервался – его ученики продолжают его миссию проповеди по всему миру.

Однажды ученики спросили: «Что является признаком того, что самбандха с гуру развивается?» Он ответил: «Насколько ученики испытывают благодарность за то, что гуру дал им». И мы видим, что Гурудев дал нам не только много книг, — он отдал ученикам своё сердце. Иногда мы путешествовали с Гурудевом 365 дней в году, и каждый из этих дней был праздником. Враджанатха Прабху однажды сказал, что Гурудев дал харинаму сотням тысяч людей. Все они, получив от него этот импульс, передадут его другим. Как повлиял Гурудев на жизнь людей? Это можно понять, уже лишь взглянув на эти цифры. Я не говорю уже обо всех построенных им храмах: Говардхан, Навадвипа, Матхура, Вриндаван, Дели, Пури и теперь в Бангалоре. Тем самым он обеспечил преданных необходимыми условиями для духовной практики.

Но самым большим вкладом Шрилы Гурудева была проповедь рага-марга. Чтобы объяснить эту тему, Гурудев снова и снова рассказывал о том, что существует градация бхакт от Вайкунтхи до Голоки, сердцем которой является Врадж, и что лучшими бхактами являются гопи Враджа, первая из которых – Шримати Радхика.

Сколько раз Гурудев заставлял нас повторять за ним, словно санкалпу: «Я хочу стать палья-даси Шримати Радхики». Это совсем не малая вещь. Если подумать, то до прихода Махапрабху даже Джаядева Госвами не осмелился закончить стих:

смара-гарала-кханданам мама шираси манданам

                                     дехи пада-паллавам ударам                                          

«О Шримати Радхика! Я горю в огне разлуки. Будь милостива ко Мне, и укрась Мою голову пылью со Своих лотосных стоп. Это избавит Меня от жгучего яда любви!» («Шри Гита-Говинда», 10.8).

Так что Кришне Самому пришлось закончить эту шлоку, пока Джаядева Госвами ходил совершить омовение в реке. Если Джаядева Госвами даже один раз не осмеливался написать это, то Шрила Гурудев говорил об этом каждый день. Это была его индивидуальная особенность, и именно поэтому в Уччха-гаоне (место рождения Лалиты-деви во Врадже) ему было присвоено звание Юга-ачарьи. Почему? Потому что в нынешние времена гопи-бхава стала его главным посланием. По этому случаю, к нему пришло много сахаджия-бабаджи, многие из которых считали, что Радха и Кришна женаты, то есть находятся в  свакия-бхаве. Шрила Гурудев избавил их от этого заблуждения, раскрыв сиддханту паракии.

Паракия-бхава – это то, ради чего пришёл Шриман Махапрабху. Однако для большинства людей это абсолютно непонятно, как Кришна может иметь близкие отношения с кем-то, помимо Своих жён. Это не такая простая истина. Даже Дживе Госвами пришлось говорить о ней в своих книгах скрытым образом, но наш Гурудев не боялся и не стыдился говорить открыто. Этим он отличался от всех остальных лидеров Гаудия Матха. Он часто говорил, что Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и Бхактиведанте Свами Махараджу пришлось «расчищать джунгли», но у него (Гурудева) нет на это времени. Он говорил: «У меня слишком мало времени, за которое я хочу раздать бесценный дар». Это то, чему он посвятил свою жизнь. Своим ученикам и всему миру он раскрыл раса-таттву. Конечно, вместе с этим он обсуждал все остальные таттвы, потому что он владел всеми истинами – все таттвы живут в гуру. Но главной из всех он считал именно раса-таттву.

В действительности, в настоящее время мало кто осмеливается и способен говорить на эту тему должным образом, потому что такая катха должна быть подкреплена собственным бхаджаном. Бхаджан Гурудева был настолько глубоким и полным, что он мог дать нам эту истину. И теперь ответственность его последователей и учеников заключается в том, чтобы передать его послание дальше.

Раса-таттве посвящены последние 15 глав «Джайва-дхармы». Шрила Гурудев  считал «Джайва-дхарму» самой главной книгой Гаудия-вайшнавов. Он говорил, что если исчезнут все остальные шастры, но останется только «Джайва-дхарма», её будет достаточно. Я помню тот момент, когда эта книга впервые вышла на английском. Мы пришли к Гуредеву в комнату, он взял эту книгу и сразу пошёл к алтарю, чтобы предложить ее своему духовному учителю. С большой радостью он сказал: «Посмотри, теперь у нас есть эти наставления на английском».

Он установил превосходство поклонения лотосным стопам Шримати Радхики — то, ради чего пришёл Шриман Махапрабху. Об этом редком даре никто не знал во все предыдущие юги: в Сатья-югу поклонялись Параматме, в Трета-югу совершали ягьи и т.п. Более того, Шриман Махапрабху приходит только раз в день Брахмы. Нама-санкиртанадхарма Кали-юги, преданные всегда знали о нама-санкиртане, но только Махапрабху принёс святое имя, наполненное премой – любовью Шримати Радхарани. Таким образом, наш возлюбленный Шрила Гурудев был воплощением учения Гаурахари.

Он учил нас этому на практике, проводя ежегодные парикрамы по Навадвипе и, конечно, по Вриндавану, а также каждые три года по Пури. На протяжении практически шестидесяти лет он неизменно вёл Враджа-мандала-парикраму. Я помню, что иногда у нас было до двадцати автобусов преданных со всего мира. Сколько времени и сил он тратил на то, чтобы создать для парикрамы необходимые условия и облегчить людям трудности быта, а в конце всегда просил прощения у нас за неудобства. Он делал всё для того, чтобы люди могли приехать и погрузиться в океан хари-катхи, которую он давал. Тем самым он давал нам возможность на собственном опыте практиковать восьмой стих «Упадешамриты»:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги-джананугами

кхлам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджи, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить всё своё время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием святых имён и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом заключается суть всех наставлений».

Как возможно практиковать рага-марг, если Вы никогда не были во Вриндаване? Гурудев ездил по всему миру, чтобы пригласить преданных на парикраму по Враджу и дать им возможность практиковать рага-марг, согласно этому наставлению Шрилы Рупы Госвами.

Что он дал нам за все эти годы? Глубочайшую сиддханту, а также оставил глубокие впечатления в сердце о враджа-преме и враджа-дхаме — то, что составляло саму жизнь для Шри Чайтаньи Махапрабху. И в этом заключается уникальный вклад Шрилы Нараяны Госвами Махараджа.

 

 

Кишори-мохан Прабху

 

Приход Шри Чайтаньи Махапрабху имел как внутренние причины, так и внешние.

према-раса-нирйаса карите асвадана

рага-марга бхакти локе карите прачарана

расика-шекхара кришна парама-каруна

эи дуи хету хаите иччхара удгама 

«Господь пожелал явиться в этот мир по двум причинам: Он хотел познать сладость любовных отношений с Богом и научить людей преданному служению Богу, основанному на спонтанной любви. За это Его называют исполненным величайшей радости и самым милостивым» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.15-16).

Чтобы понять внутренние причины Его прихода, мы должны понять этот стих. Он желал насладиться любовью Шримати Радхики, но что Он дал нам? Это путь рага-марга. Наш Шрила Гурудев хотел дать этот особый дар, который принес Шриман Махапрабху. Раз Махапрабху хотел дать это всем без исключения, значит, у каждого из нас есть способность воспринять его дар. Что было сокровенным желанием Махапрабху?

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах 

«Пусть же этот Господь, сын Шримати Шачи-деви, полностью завладеет вашим сердцем. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости явился в век Кали, чтобы дать миру то, чего до Него очень долго не давал никто: манджари-бхаву, личное сокровенное служение Шримати Радхике» (Шрила Рупа Госвами, «Шри Видагдха-Мадхава»).

Вот что Махапрабху хотел дать этому миру. В чём заключается красота настроения служения Шримати Радхики? Сва-бхакти шрийам. В этом и заключалась гоура-вани прачарине, которое хотел дать Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада. Гурудев всегда цитировал шлоку из «Чайтанья-манджуши» (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур):

арадхйо бхагаван враджеша-танайас-тад-дхама вриндаванам

рамйа качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита

 шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан

шри-чаитанйа махапрабхор матам идам татрадаро нах парах

 «Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель. Она почитается так же, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и “Шримад-Бхагаватам” безупречно и наиболее авторитетно доказывает это. А наивысшая цель жизни – это кришна-према. Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы доверяем только ему и не принимаем никакое другое мнение, отличное от него».

В чём заключалась особенность Шрилы Рупы Госвами? В том, что он исполнил сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху. А также Шрила Рупа Госвами исполняет желания того, кто исполняет желания Шримана Махапрабху. Вся наша гуру-парампара, и Шрила Нараяна Махарадж в том числе, вслед за Рупой Госвами исполняют сокровенное желание Шримана Махапрабху.

Шрила Рупа Госвами явился в этот мир установить паракия-расу. Через какое-то время она исчезла, и тогда пришёл Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и установил её снова. После этого она снова исчезла на долгое время, и тогда Гурудев, как сам говорил, пришёл исполнить волю Шрилы Рупы Госвами, как это до него делал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Единственным желанием его было – установить рага-марга-бхакти по всему миру. Он говорил, что это предназначено не только для людей Индии, но и для джив всего мира. Что является целью и источником вдохновения на этом пути? Радха-дасья – служение Шримати Радхике, в этом заключается дар всей нашей парампары и Махапрабху.

Как сказал ранее Шрипад Триданди Махарадж, Гурудев пришёл не для того, чтобы «расчищать джунгли». Он не хотел тратить на это время, он явился ради проповеди рага-марга. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур незадолго до своего ухода сказал: «Я всегда хотел проповедовать именно рага-марга-бхакти, особенно рупануга-бхакти, но мне пришлось потратить всё своё время на то, чтобы вырубать джунгли заблуждений». И наш Гурудев, помня эти слова Ш.Бхактисиддханты Сарасвати, говорил, что джунгли уже расчищены. «Если я не буду сейчас говорить о рагануга-бхакти и рупануга-бхакти, они просто исчезнут из нашей Гаудия-сампрадаи».

Зачем приходил Шрила Гурудев? Дать миру то, что давал Махапрабху и Шрила Рупа Госвами. Гурудев не был молчалив, он отстаивал свою точку зрения, мнение рупануга-гуру-варги. В наши дни появились те, кто считает, будто Шрила Гурудев в своей проповеди пользовался какой-то техникой, чтобы привлечь как можно больше людей (КБМ), но это оскорбление, потому что Гурудев говорил только о том, что исходило непосредственно из его сердца. Он был истинным представителем всей гуру-парампары, Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами.

Каждый год он приглашал в Рупа-Санатана Гаудия Матх сахаджия-бабаджей и бросал им вызов: «Я расскажу Вам, в чём заключается послание Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами». Именно поэтому о нём говорили, что он симха-гуру (учитель, подобный льву). «Кришна-прити – это наша цель!» — говорил Шрила Гурудев. Проповедуя эти возвышенные истины, он вместе с тем закладывал мощный фундамент таттва-сиддханты. Он желал, чтобы в нас пробудилась жажда обрести бхакти к лотосным стопам Возлюбленного Шримати Радхарани.

Вместо того, чтобы учить нас разного рода запретам как способу избавления от анартх, Гурудев дал нам другой метод: слушай и помни сладостные лилы Кришны, твоё сердце наполнится ими, и тогда в нём не останется и тени анартх. Если ты уже освободился от всех анартх, стань гуру и давай посвящения, но главное, чтобы в твоём сердце развивалась привязанность к лотосным стопам Кришны. Это единственное, чего он желал.

Шрила Гурудев раскрыл так много истин: гуру-таттва, вайшнава-таттва, майя-таттва, кришна-таттва, джива-таттва – не осталось ничего, что он не объяснил. Он дал нам все главные шлоки и главные шастры, чтобы защитить нас от сентиментальности и выдумок. Он дал нам мощный фундамент бхакти-шастр. Чтобы пройти по пути рага-марга, такой фундамент необходим. Таким образом, он дал нам понимание сиддханты, раса-вичар и расу как таковую.

Однажды Гурудев сказал: «Я тот, кто возвращает сердца к жизни». Он ездил по всему миру и собирал тех, у кого сердце было разбито, кто утратил веру и запутался. Он говорил: «Их сердце подобно разбившемуся горшку. Я езжу из города в город, из деревни в деревню и всем говорю: «У кого разбитый горшок – приходите ко мне, я склею его и, более того, наполню его нектаром». Это и есть шри гуру. Это его самое большое желание. Такова милость и сострадание нашего Гурудева, Парам-Гурудева, всей гуру-варги и, в конце концов, Самого Кришны. Он говорил: «Я обращаюсь ко всем, у кого разбитый горшок. Приходите ко мне, это бесплатно. Я наполню его нектаром». А потом, посмотрев на сидящую перед ним аудиторию, он говорил: «Но никто ко мне не приходит. И раз так, то я закрою свою лавку и отправлюсь в другое место». Такой у нас Шрила Гурудев. Он пришёл излечить наши разбитые сердца и наполнить их нектаром, сделать их ароматными и сладкими, чтобы предложить своему Гурудеву, всей гуру-парампаре и, в конце концов,  Радхе и Кришне. Вот что он дал нам. Шрила Гурудев киджай!

 

Ари Мардан д.: Спасибо большое за такие прекрасные слова. Было ли что-нибудь вечером в этот же день? Чем завершился этот знаменательный день?

Джагад Мохини д.д.: Да, вечерняя катха проходила уже в тесном кругу учеников Шрилы Гурудева, для которых его наставления, воспоминания о нём остаются не только основой их бхаджана, но единственным содержанием жизни. В день ухода Шрилы Гурудева, 16 декабря, такая катха шла утром и вечером на протяжении трёх дней. Находясь среди них, можно почувствовать, как глубока их любовь к Гурудеву и разлука с ним. Всякий раз на таких встречах мне кажется, будто одно большое солнце Гурудева разделилось на множество маленьких частей и теперь живет в сердце каждого его ученика. И когда они собираются вместе и говорят о Гурудеве, то это солнце проявляется снова. Вечерняя катха в день Вьяса-пуджи была такой же.

 

Ари Мардан д.: Кто был ведущим на этих собраниях? Кому давали слово?

Джагад Мохини д.д.: Такие встречи носят совсем неформальный характер, и напоминают воспоминания о любимом отце в кругу семьи. Многие вспоминали, как впервые встретились с Гурудевом. Например, Джанаки диди была директором гурукулы в Бомбейском ИСККОНе, когда Шрила Гурудев приехал туда защитить ИСККОН в суде от претензий сына Шрилы Прабхупады на собственность общества. Узнав, что приехал садху из Вриндавана, Джанаки диди решила встретиться с ним. Она узнала у слуги, что он любит кушать, приготовила это и передала ему. Гурудеву понравилась её еда, и она решила приготовить для него ещё раз и пригласить к себе в гурукулу. Гурудев пришёл и тогда же сказал ей: «Зачем ты живёшь в Бомбее? Езжай во Вриндаван». Это стало началом её бхаджана во Вриндаване, когда она стала не только готовить для Гурудева, но и петь песни на враджа-бхаше и хинди. Вы знаете, Шрила Гурудев очень любил фольклор Враджа.

Кишори-мохан рассказал, как впервые встретился с Гурудевом в храме ИСККОН, когда ему было десять лет. Он учился в гурукуле Бхактиведанты (ИСККОН), и его одноклассник, с которым он даже не был дружен, вдруг схватил его за плечи и сказал: «Ты знаешь, кто к нам сегодня приедет в храм? Это необыкновенный санньяси! Представляешь, он индус с голубыми глазами! Это так круто! Ты обязательно должен быть в храме с 11-ти до половины 12-го». Кишори-мохан рассказывал: «У нас в это время шёл урок санскрита с очень строгим учителем, но я в нужный момент попросился в туалет. Зажав в кармане пять рупий для охранника, который стоял на воротах гурукулы, я убежал в храм и спрятался за колонной. Оттуда я увидел Нараяну Махараджа, который стоял ко мне спиной и долго разговаривал с кем-то из санньяси. Больше всего на свете мне хотелось разглядеть его голубые глаза, и я изо всех сил тянулся вверх, стараясь не потерять его из виду. Мне пришлось долго ждать, и вдруг он повернул голову и через всю толпу посмотрел прямо мне в глаза. Я застыл на месте в полном потрясении. Его глаза были действительно голубыми, но более того, они были какими-то неземными. Мне казалось, он пронзил меня насквозь своим взглядом и, как я думаю сейчас, тогда он отметил меня. У меня была обрита голова, как у всех мальчиков в гурукуле, но после этого случая, у меня появилась надо лбом прядь белых волос, по которой Гурудев всегда находил меня в толпе и велел садиться на лекции прямо перед ним и петь бхаджаны».

Вриндавана-виласини диди, ученица Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, рассказывала, что все пять лет после того, как она присоединилась к Шриле Прабхупаде в Америке, она только распространяла книги в аэропортах и никогда не имела опыта личного общения со Шрилой Прабхупадой. Конечно, она слушала его лекции в храме и черпала в них много наставлений лично для себя, но близких, как мы говорим локик-самбандха-вад, отношений у неё не было. И она вспоминала, что когда она вместе с нашим Шрилой Гурудевом прибыла в Москву в 2000 году и сидела у него в комнате вместе с парой других преданных, Гурудев неожиданно спросил её: «У тебя было близкое общение с твоим дикша-гуру?» Она ответила: «Нет, Гурудев». И тогда Гурудев ей ответил: «Я дам тебе то, на что у Свамиджи не хватило времени».

Потом Кишори мохан стал вспоминать о том, как он делал Гурудеву массаж. «Моя мама сказала Гурудеву, что я хорошо делаю массаж, и меня пригласили к нему в комнату. А мы с Судеви тогда только поженились, и сразу после свадьбы я отправил её в Америку, а сам поехал с Гурудевом. Вдвоём с ещё одним преданным мы приступили к массажу. Обычно в это время Гурудев лежит в медитации, повторяя ставы и стути, но мы, не подозревая об этом, разминали его тело и разговаривали о том и о сём, особенно я. Вдруг Гурудев открыл глаза и сказал мне: «Ты можешь закрыть рот?» Я, конечно, тут же замолчал и продолжил массаж. Но тут мои мысли улетели к моей жене. Я подумал: «Где она? Как? Скучает ли по мне?» Тут Гурудев снова открыл глаза и сказал: «Что, твоя жена зовёт тебя?» Я был потрясён, не знал что делать. Если рот можно закрыть, то что делать с мыслями? И тогда я тоже стал петь мантры и шлоки про себя, пока делал Гурудеву массаж. Позже кого-то ещё порекомендовали Гурудеву для массажа, и он строго спросил его: «Ты знаешь, как делать массаж?» А потом, показывая на меня, добавил: «Спроси Кишори-мохана, он тебя научит».

Там было ещё много других, кто делился воспоминаниями. Я постараюсь собрать аудио записи этих встреч, чтобы перевести их и довести до наших читателей. Двиджа-кришна прабху был личным поваром Шрилы Гурудева на протяжении многих лет, и всё это время вёл дневник, Вичитри диди тоже за свои восемнадцать лет пребывания с Гурудевом написала двадцать пять толстых тетрадей дневника, Шашикала диди и другие. Мне тоже предложили поделиться своими мыслями о Шриле Гурудеве.

Ари Мардан д.: Спасибо Вам!

Джагад Мохини д.д.: Харе Кришна, успехов Вам.

 

 

Ниже мы публикуем выступление Джагад Мохини диди

 

Я благодарю всех присутствующих за предоставленную мне возможность послушать прославления Гурудева в этот день и предложить собственное пушпанджали его стопам. Здесь прозвучало много интересных мыслей, воспоминаний и впечатлений, которые поддерживают во мне память и преданность Шриле Гурудеву. Мне хотелось бы поделиться с вами и своими мыслями.

Я пришла к Гурудеву в конце 1999 года после глубокого кризиса, который разразился в ИССКОН в связи с падением Харикеши Свами. Для русских преданных это был шок невероятного масштаба, потому что это был первый случай с Гуру, которого почитали как чистого преданного, как это написано в книгах Шрилы Прабхупады, а он вдруг оказался совсем не чистым. Это было очень тяжело пережить — большое испытание веры. В таком разбитом, раздавленном состоянии я впервые приехала в Индию, во Вриндаван, к Шриле Нараяне Махараджу, потому что у меня было чувство доверия к нему и надежда.

Я знала, что он был близок с Прабхупадой. Обращаясь к нему за помощью, я знала, что не уйду от Прабхупады слишком далеко, а иначе мне было очень страшно. Я сравнила бы своё состояние тогда со смертельно раненой птицей с переломанными крыльями. Но очень скоро, я даже не заметила каким образом, я снова стала летать. Не знаю, как это произошло. На сердце не осталось даже шрамов, а в памяти  и следа, казалось, это даже было не со мной. 

В то время много людей обращалось к помощи Шрилы Нараяны Махараджа не только из России, но и по всему миру — на Западе кризис падения гуру давно стал обычным делом. Хотя они были к этому более привычными, чем мы, но точно так же нуждались в поддержке и с надеждой ехали в Индию.

Мы были первыми русскоговорящими преданными в окружении Шрилы Гурудева и испытывали тяжёлый культурный и языковой барьеры. Даже зная английский, было очень трудно понимать язык Гурудева, находиться в тех условиях, в которых он давал хари-катху, понять его учение, построить с ним отношения и научиться служить  ему.

Вот это всё было большим препятствием, не давало приблизиться к Гурудеву и его понять. И тогда все стали говорить о том, что в его окружении нужно найти шикша-гуру. На самом деле, Гурудев в это время сам говорил о важности шикша-гуру, поэтому было чувство, что он перекладывает часть ответственности за вновь пришедших на своё ближайшее окружение, на тех, кто служил ему на протяжении десятков лет. Естественно, мы с надеждой смотрели на Премананду Прабху, Аранью Махараджа, Бон Махараджа, Шридхару Махараджа, Кришна-прию — старших, мечтая построить с ними близкие отношения и учиться у них. С ними это казалось понятнее и легче.  Все старались общаться с ними, а не с Гурудевом. Мы думали: «Боже мой, Гурудеву уже семьдесят девять лет, он в любой момент может уйти»,  и страшно завидовали тем, кто пришёл к Гурудеву ещё ребёнком, как Тиртха Махарадж и остальные брахмачари, выросшие в Матхе. Нам казалось, что они по-настоящему счастливые люди. Их пример — идеал, к которому нужно стремиться,  поэтому прямо сейчас нужно найти такого же великого человека, как наш Гурудев, сосредоточиться на отношениях с ним, пока вокруг него ещё никого нет и можно обеспечить себе духовное будущее и здоровье, защититься от стресса, потерянности и одиночества. Я помню, как Гурудев в узком кругу иногда спрашивал кого-нибудь: «Какая у тебя цель?» И одна девушка ответила ему: «Стать брахмачари в Матхе в следующей жизни». Гурудев сердито возразил: «Нет! Надо молиться о том, чтобы стать палья-даси Шримати Радхики!»

Это была величайшая и глубочайшая иллюзия, в которой пребывало большое количество людей. Все днём с огнём искали себе шикша-гуру. Я не была исключением и пыталась построить отношения с кем-то ещё, несмотря на то, что рядом был Гурудев, который давал хари-катху. Но отношения мы строили не с ним, а с кем-то из его окружения, потому что это было проще. Эти преданные заботились о нас, когда мы приезжали на парикраму, кормили, отвечали на вопросы, улыбались, помнили нас, а к Гурудеву, казалось, невозможно было приблизиться. Сначала с ними складывались личные отношения, а потом возникала привязанность, и совершенно незаметно получалось, что сердце принадлежит уже не Гурудеву, а  кому-то ещё. 

Казалось, что хари-катха одна и та же, потому что Гурудев всегда их поднимал во время лекции, предлагал говорить и слушал внимательно, поправлял. Тем не менее, это был общий поток хари-катхи Шрилы Гурудева, в котором тонули все ошибки, недостатки людей, которых мы пытались абсолютизировать.

Мне в жизни сильно повезло, потому что моё пробуждение произошло по милости Гурудева, когда он ещё был с нами. Я, как и многие, пребывала в эйфории так называемых близких отношений и личного общения со своим шикша-гуру. Практически из одиннадцати лет общения с Гурудевом пять я потеряла на то, чтобы строить отношения не с маха-бхагавата-вайшнавом, а с кем-то ещё. Здесь некого винить. Себя я тоже не могу винить. Гурудев впоследствии объяснил мне: «С тобой это произошло, потому что грязь в сердце мешала увидеть истину». Это была привязанность не к Гурудеву, а к кому-то ещё. Но, казалось бы, что в этом плохого? Почему это должен быть только Гурудев?

Любой, кто искренне пытается служить Кришне, допустим, даже на уровне мадхьяма-адхикари, не имеет полной чистоты сердца. Мы кладём к его стопам свою преданность, но он не вполне понимает, что с нею делать, а даже если и понимает, то у него не хватает сил передать её всю до конца Радхе и Кришне, ничего не оставив себе. То, что он принимает какую-то часть вашей любви к Кришне на собственный счёт, потом  причиняет нам боль. Момент пробуждения, т.е. разочарования, неизбежен, то есть потеря веры неизбежна, — это только вопрос времени. Насколько такой гуру использует вашу веру для себя, ровно настолько он разрушит вашу веру и причинит боль. Общение с маха-бхагаватой, таким как Шрила Нараяна Махарадж, — это тот прохладный дождь, который гасит пылающий огонь материальных желаний, материального существования и материальных привязанностей, то есть, наоборот, избавляет от боли.

Нужно знать цену привязанности. Мы хотим думать, что любовь прекрасна и не сразу понимаем,  насколько она эгоистична с обеих сторон. Через какое-то время происходит столкновение эго, и это причиняет боль. Единственный случай, когда любовь и привязанность не приносят боли, — это когда она направлена на абсолютно чистый, трансцендентный объект. Если это не Сам Кришна, то истинный гуру. Когда Гуру свободен от эгоизма, то, принимая обращенную к нему и Кришне любовь, пусть даже совсем маленькую, он передаёт её Радхе и Кришне, и тогда по этому каналу мы получаем ответную любовь Радхи и Кришны, которая охлаждает огонь, в котором мы находимся.

Бескорыстие Гурудева по отношению ко всем дживам, которые приходили к нему, — это открытие, откровение истинной любви, которую он давал нам. Он дал нам возможность обрести этот опыт, понять, что такое бывает. Все мы пытаемся найти идеальную, настоящую любовь. Мы не знаем, что это такое, и, как ни пытаемся, каждый раз наступаем на грабли. Единственный случай, когда любовь не приносит боли, так это в отношениях с такой личностью, как Гурудев, с маха-бхагаватой, уттама-адхикари, потому что он свободен от эгоизма. Что это значит? Не то, что он ничего не требует от вас (как-раз-таки он требует очень многого), но он априори так любит вас и относится к вам с таким снисхождением, что его практически невозможно ни обидеть, ни оскорбить, если не делать это специально. Я помню, он сказал нам как-то: «Когда ребёнок только рождается в семье, от него одни беспокойства: он только кричит, писает и какает родителям в руку, но это не мешает им очень сильно любить его». Мы пришли к нему, потому что он искал нас по всему миру, привёл во Врадж, оставил около себя и стал учить, хотя мы ничего не понимали. Почему он делал это, когда сам уже достиг вершин бхакти и был в таком преклонном возрасте? Потому что он знает о нас нечто большее, чем мы знаем о себе, и любит нас больше, чем мы можем это осознать.

Те, кто не находится на этом уровне, неизбежно будут причинять страдания другим, потому что волей-неволей они, во-первых, передают нам долю своих анартх, невежества и заблуждений, потому что мы верим им, и они отдают нам то, что у них есть. Наверное, они искренне хотят нам помочь, но они не в силах. Они могут помочь ровно настолько, насколько помогли себе, и принесут нам вреда настолько, насколько не смогли помочь себе. Я получила свою пощёчину, которая пробудила меня ото сна и сентиментальности. Слава Богу, это произошло уже в 2003 году. Тогда я пришла к Гурудеву и сказала: «Гурудев, что это было? Как же так?»  Сейчас, когда прошло столько лет, иногда я думаю о том, что из этих коротких одиннадцати лет с Гурудевом я потеряла так много времени даром. С другой стороны, возникает чувство глубокой благодарности за то, что он позаботился обо мне, вовремя дал необходимый опыт, когда ещё находился здесь, рядом. Когда ребёнок хочет засунуть руку в вентилятор, его любящий отец выключит вентилятор и даст ему возможность почувствовать, как замедляющиеся лопасти бьют по руке. Это больно, но руку не отрывает. Так что все это стало уроком для меня.

Сейчас я наблюдаю, как многие ученики Гурудева допустили, что кто-то вытеснил из их сердца Гурудева и занял его место. Это произошло с ними потому, что они находятся в иллюзии, не понимают, какое им выпало счастье. Они не осознали до конца, с кем имели дело. Для собственного душевного и физического комфорта они отдали сердце кому-то, помимо Гурудева. Он стал для них просто портретом на алтаре, объектом поклонения, но не личных отношений. Любят теперь они кого-то ещё в надежде, что их садхана, их нынешняя преданность обеспечит им гладкую дорогу прямиком туда. На самом деле, они не понимают, что единственный, кто обладал силой передать их преданность лотосным стопам Радхи и Кришны и привести в свою кунджу, был только их сад-гуру, который дал им дикша-мантры и который привязал их к себе пуповиной. Нет никого другого, кто сделал бы это. Он взял за тебя ответственность, но если ты сам больше не держишься за него, если ты сам выпустил руку из его руки, то он не сможет тебе помочь. Гурудев говорит: «Если ты не можешь открыть своё сердце даже своему Гуру, тебе никто не поможет, даже Кришна».

Сегодня я думаю, что мне на редкость повезло получить такую прививку. Было очень больно открыть глаза и посмотреть на истину, прочувствовать всё на собственной шкуре. Это было интенсивно, казалось, я не смогу пережить. Но это защитило меня от обмана и слабостей людей корыстных от религии, даже когда сами они не подозревают об этом. Я знаю, что эта прививка будет действовать не только до конца этой жизни, но и во всех следующих, пока Гурудев не выведет меня за пределы этого мира и не приведёт туда, где он ждёт меня, чтобы нам больше никогда не расставаться. У меня нет оснований сомневаться в нём. Я помню, как он сказал, когда мы с ним были в Явате, в доме Джатилы-Кутилы и Абхиманью: «Если Радхика привела нас даже в это сокровенное место, то, несомненно, Она позаботится о нас и дальше».

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью