Сын Бога.



Сын Бога
Ответ на утверждение, что Иисус не является сыном Бога
Утверждение: Иисус Христос не был сыном Божьим, за ним закрепили этот "титул" в 325 году нашей эры на первом Никейском соборе при императоре Константине, и победило это решение за счёт небольшого количества голосов. В интернете эту информацию стали чистить в последние годы, но в научных трактатах полно ссылок на это. Причём не в трактах научного коммунизма советской эпохи, а в трудах зарубежных учёных, в странах, где атеизм в принципе особо не приживался. Факт есть факт – нельзя опираться на Библию.
Ари Мардан д.: Иисус в любом случае является сыном Бога. Хотя в это понятие может вкладываться и узкий смысл, если это оценивать с точки зрения бхакти-шастр. Например, в «Джайва-дхарме» сказано, что разные проявления Бога порождают разные виды душ. Если их классифицировать на основные две категории, то одни из них являются баддха-дживами (обусловленными душами), а другие нитья-сиддха дживами (всегда совершенными душами). Однако когда баддха-джива обретает совершенство, то она признаётся почти идентичной нитья-сиддха дживам. Поэтому, хотя все живые существа без исключения являются детьми Бога, тем не менее, подлинным сыном является тот, кто полностью послушен воле Бога-Отца. Исключительное сыновье положение Иисуса подчёркивается тем, что он является полностью предавшейся Богу душой.
ким тайа крийате дхенва йа на догдхри на гарбхини
ко ртхах путрена джатена йо на видван на бхактиман
«Какая польза от коровы, которая не даёт молока? Какая польза от сына, который не стал ни учёным, ни преданным Всевышему?» («Нити-шастры»).
В то же время положение предавших Бога людей трудно назвать родственным по отношению к их вечному и истинному Отцу. Истинный сын – это продолжатель дел Отца. Если сын не радует отца, тогда он не путра (сын), а мутра, – подобен бесполезной моче, которая, скапливаясь в мочевом пузыре, приносит много беспокойств:
ко риртхах путрена джатена йо на видванн на дхармиках
канена чакшуша ким ва чакшух пидайва кевалам
«Какая польза от сына, если он лишён знаний и благочестия? Он подобен незрячему глазу, который бесполезен и причиняет боль» («Чанакья-сара-санграха», 7).
Сыновьями можно назвать всех джив. Таково понимание ведантистов, и это становится понятно из слов Самого Шри Кришны («Бхагавад-гита», 14.4): ахам биджа прадах пита – «Знай же, о сын Кунти, Я – отец, дающий семя». Подобная мысль имеет своё продолжение в словах Шрилы Бхактивиноды Тхакура («Нитьянанда Махаджан»): кришна мата, кришна пита, кришна дхана-пран – «Кришна мать, Он отец и сама жизнь». Поскольку все живые существа порождены Богом, Он автоматически будет являться Отцом всех джив, независимо от того, как мы посмотрим на положение Иисуса или на искажение основных, ныне признанных текстов христиан. Иисус в любом случае проявлен Творцом, а значит он сын.
Когда вайшнавы желают определить, искажён ли тот или иной текст шастр или нет, то они пользуются преимуществом – это очень большое количество ведических произведений. Например, допустим, что кто-то исказил истину о Боге и недавно приписал, что Бог является конечной целью всех ведических писаний. Например, в «Шри Чайтанья-чаритамрите», которая была написана Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами примерно 500 лет назад, сказано:
мукхйа гауна вритти кимва анвайа вйатиреке
ведера пратиджна кевала кахайе кришнаке
«Неважно, понимает ли человек Веды прямо или косвенно, окончательный вывод ведического знания указывает только на Шри Кришну» (Мадхья, 20.146).
С объективной точки зрения мы имеем право усомниться в этом утверждении и проверить, правда ли это? Может быть, это выдумки последователей Шри Чайтаньи Махапрабху? Что мы будем делать в таком случае? Мы обратимся к более ранним писаниям, которых, к счастью, очень много, для того, чтобы найти там эту же мысль. Открываем «Бхагавад-гиту», 15.15 и видим следующий текст:
кришна увача:
ведайш ча сарваир ахам эва ведйо
«Кришна сказал: Цель всех Вед познать Меня».
А что если и «Бхагавад-гита» тоже была переписана, и эта мысль была искусственно вставлена? Обратимся к следующему произведению. Например, к работе, которая признаётся безоговорочно всеми школами ведического происхождения, – к «Брахма-сутре». Тексты этой шастры признаны всеми и в отношении их аутентичности никто не спорит. Поэтому они не вызывают сомнений. Когда эта Сутра была составлена, о Гаудия-вайшнавах никто даже не знал, поскольку они появились лишь через четыре с половиной тысячи лет. Что же сказано в этой Сутре уже в самом начале?
атхато брахма джигйаса
джанмадйасйа йатах
шастрайонитват
татту саманвайат
«Кто такой Бог? Это Тот, кто создаёт, поддерживает и разрушает. Его постигают через шастры. Он главная тема содержания «Веданты», поскольку Он главная цель Вед» («Брахма-сутра», 1.1.1-4).
Итак, мы видим, что Бог в разных произведениях признан главной целью Вед. Поэтому, мы уже не будем в этом сомневаться.
Теперь, используя этот метод, подойдём к исследуемому вопросу о положении Иисуса Христа как сына Бога. В Евангелие от Матфея, 4.3 сказано, что он – сын Бога: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».
Мы можем усомниться в том, что Иисус действительно Сын Бога и что его положение искусственно завышено или определено неадекватным образом. Обратимся к тем текстам, которые считаются в некоторых глобальных школах христианства неаутентичными или непризнанными. Их называют апокрифическими. Хотя, например православная школа не желает их признавать, тем не менее, посмотрим, как в них определяется положение Иисуса. Описывается ли он апокрифами как сын Бога?
Ознакомившись с апокрифами, многие стали считать, что они не только расширяют христианскую мысль, но и приводят к более ясному пониманию исторических событий, происходивших в далёком прошлом. Через изучение апокрифов также можно прийти к пониманию того, что именно могло быть искажено в Ветхом или Новом заветах.
Поскольку упомянутые события по предполагаемому искажению идеи о сыновнем положении Иисуса происходили в 325 году нашей эры на первом Никейском соборе при императоре Константине, то некоторые ранние свитки, обнаруженные в пещерах долины, возле мёртвого моря, датируются даже дохристианским периодом. В близлежащих районах долины Наг-Хаммади, в конце 1945 года, были обнаружены рукописные свитки, которые содержали важные сведения о том, что происходило в те далёкие времена и какие идеи витали в головах людей того времени.
Я хочу акцентировать снова внимание читателей на том, что предполагаемое искажение теории о сыновнем положении Иисуса было якобы явлено в 325 году нашей эры, а свитки нашли в 1945 году и написаны они были задолго до средних веков. Теперь через призму этого понимания, посмотрим на некоторые идеи апокрифических писаний, которые я процитирую ниже.
Обратимся к Фрагменту кумранского текста о Мессии. Он назван «Сын Божий» или «Арамейский апокалипсис» (4Q psDan d). В одной из кумранских рукописей, называемой «Арамейский Апокалипсис» и палеографически датируемой последней третью I века до нашей эры, то есть временем вторжения в Иудею римлян, о Мессии говорится: «[... ве]ликим Он (Мессия) будет назван, и Его именем Он (Мессия) будет наречён. Сыном Бога Он будет называться, и Сыном Всевышнего они назовут Его. Подобно видению кометы, таким их царство будет; (несколько) лет они будут царствовать над землёй и всё будут попирать; народ будет попирать народ, а город – (другой) горо[д], покуда не встанет Он с Богом, и всем Он (Мессия) даст покой от меча».
Итак, мы видим, что уже в те далёкие времена было позитивное предсказание о том, что Иисус будет назван сыном Бога. Это определение не опровергается как еретическое, а приветствуется.
Только ли этот фрагмент говорит о том, что Иисус – сын Бога? Нам нужно представить ещё источники апокрифического характера.
В «Евангелие Марии Магдалины», 2.52 мы находим следующий текст: «Только Сын Божий – Господь наш Христос мог Родиться от Матери Святой и остаться Сыном Божьим».
Глава 3.19 сказано: «Так говорил Христос, Сын Божий, пришедший нас спасти».
В «Евангелие Преображения» сказано: «Возденьте руки горе и сотворите знамение с поклоном низким. Се, Иисус, Сын Божий простерт к вам и приемлет Души праведных в Лона превечные Свои на Брак».
Также можно рассмотреть некоторые фрагменты «Евангелия от Иуды», фрагмент о евхаристии в кодексе XI, 43-44, который сохранился очень плохо; название дано издателями на основе реконструкции текста XI, 43: «[Мы] благодарим [Тебя, мы совершаем евхари]стию, Отец, [вспоминая о] Твоем Сыне [Иисусе Христе, ибо они] вышли».
Также III, 68-69: «Эту книгу написал великий Сиф письменами за сто тридцать лет. Он положил её на горе, называемой Хараксио, чтобы в конце времён и сроков, по воле Саморождённого Бога и всей полноты, по дару любви неисследимого, немыслимого Отца, она вышла и явилась роду нетленному святому великого Спасителя и тех, кто обитает с ними в любви, с великим незримым вечным Духом, и Его единородным Сыном, и светом вечным, и Его великой нетленной супругой, и нетленной Софией, и Барбело, и всей полнотой в вечности. Аминь».
В «Апокрифе Иакова» Иисус говорит о себе: «Следовательно, верьте в меня, братья мои; поймите, что существует Великий Свет. Отец же не нуждается во мне, ибо не отец нуждается в сыне, но сын нуждается в отце, тем не менее, я иду к Нему. Ибо Отец Сына не нуждается в вас».
«Евангелие Истины» вторит: «Отец открывает свои глубины. Ныне же его глубины суть Дух Святой. Он открывает то, что сокрыто в Нём – то, что сокрыто в Нём, суть Сын Его, – чтобы через Милости Отца Эоны могли бы познать его и перестать трудиться в поисках Отца, (начать) отдыхать в нём (в Сыне), зная, что это – (окончательный) отдых».
В «Трехчастном трактате» сказано (Раздел «Сын и церковь»): «Ибо, подобно тому, как Отец есть Единство и как он открыл себя как Отец себе одному, так же и Сын открылся как Брат только самому себе, в ознаменование того факта, что он не порождён и лишён порождения. Он наслаждается собою вместе с Отцом своим, и наделяет сам себя Славою, и Честью, и Любовью».
В «Апокрифе Иоанна» Иисус сам о себе говорит: «Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Это так: не будь малодушным! Я тот, кто с вами всё время. Я – Отец, я – Мать, я – Сын. Я незапятнанный и неосквернённый. Ныне Я пришёл наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя ... о совершенном Человеке».
Можно привести цитаты и из других апокрифических высказываний. Их достаточно много. Совершенно очевидно, что руки исказителей не могли бы дотянуться до древних рукописей, написанных на папирусе, и не смогли бы приписать в них что-то или вычеркнуть. Никто из людей средних веков не в силах был исказить множество апокрифических писаний, которые были составлены 1000 или 2000 лет назад, и которые были найдены в большом количестве совершенно нетронутыми европейцами. Напомню, эти рукописи нашли в 1945 году. Поэтому сама идея о том, что библейские Евангелия были искажены, когда признали Иисуса сыном Бога, скорее всего обычный миф, цель которого – отвлечь людей от вечных истин, посеять сомнения в писаниях. Одна из задач демонов – уничтожить веру в священные письмена. Они делают это осознанно и спланировано, вводя мир в заблуждение. Но мы не должны быть глупцами, чтобы вестись на их происки.
Однако то, что касается самого факта искажения других мест Библии или даже ведических произведений, не вызывает сомнений, поскольку этому есть свидетельства и доказательства. Как бы то ни было, любое искажение или даже любую мысль надо анализировать и стараться увидеть её естество, так же, как я проанализировал идею об Иисусе, занимаясь объективным исследованием. Либо можно обратиться к настоящим святым за разъяснением любого вопроса. Подлинные садху не совершают ошибок, которые делают обычные люди.
Мы имеем парампару, где все проповедуемые истины выверены веками и поколениями святых, эти истины доказаны и сохранены в нетронутом состоянии. Такова одна из задач сампрадаи – цепи ученической преемственности. Там же, где нет таковой, можно легко ввести любую ложную идею, выдавая её за истину. Этим и пользуются нечистоплотные толкователи и умники всех мастей. Именно поэтому в «Падма Пуране» сказано: сампрадайа-вихина йе мантрас те випхала матах – истина может быть постигнута только в сат-сампрадае. Также в сампрадае нас святые учат, какими методами нужно пользоваться, чтобы найти истину.
Для поиска истины мы можем пользоваться методом сверки, анализируя общепризнанные идеи, которые можем находить в других религиях. Сравнительное религиоведение также может помочь найти истину.
Что касается определения положения Иисуса Христа на Западе, то не всё, что там говорят, мы должны перенимать. Например, там существует даже версия о том, что Иисус является грибом. Поэтому то, что кто-то думает и спекулирует на Западе, не имея человеческой веры в Бога, мало кому интересно, особенно это неинтересно людям, которые глубоко погружены в духовную традицию.
…….
Редакция русского языка: Ума д.д.