?

Кришна-таттва (Наука о Шри Кришне). Часть 2.

 (голосов: 3)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1109. Опубликовано: 20-11-2017, 16:55

Кришна-таттва

(Наука о Шри Кришне)

Часть 2

 

Вопрос: Почему именно «Кришна» – священное имя Бога... Я знаю, что это единственный путь, знаю, что достаточно сегодня просто воспевать Его имя ... Некоторые говорят, что это странно, чтобы Бог всех богов и всех религий, был таким странным, синим человеком, индийцем, один для всей планеты...

Я ищу свой костыль по дороге к Богу… и не могу его взять...

 

Ари Мардан д.: Теперь снова вернёмся к  вопросу: «синий человек индиец…»

Бог не человек, а человек – не Бог. Это нужно понять очень хорошо. Нам нет нужды поклоняться человеку, поскольку люди несовершенны. Если кто-то считает, что Бог – это человек или индиец, тогда ему срочно нужно поменять свою религию и обратиться к Богу истинному. Не поклоняйтесь Кришне-индусу, поклоняйтесь Шри Кришне Бхагавану, единому Господу для всех живых существ.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет в комментарии на «Бхагавад-гиту», 9.11: «Ясно, что Верховный Господь, хотя и имеет человеческий облик, не является обыкновенным человеком. Господь, управляющий созиданием, сохранением и уничтожением материального космоса, не может быть обыкновенным человеком. Однако есть немало глупцов, которые считают Кришну просто могущественным человеком, не более того. …

Хотя Он не относится к числу обычных людей, глупцы смеются над Ним и считают Его человеком. Тело Господа названо здесь манушим, поскольку Он действует как обыкновенный человек, друг Aрджуны, воин и дипломат, участвующий в битве на Курукшетре. Во многих ситуациях Он ведёт Себя как обыкновенный человек, но на самом деле Его тело – воплощение вечного блаженства и абсолютного знания (сач-чид-ананда-виграха). Это подтверждают и другие ведические писания. Сач-чид-ананда-рупайа кришнайа – «Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, Кришной, воплощением вечности, блаженства и знания» («Гопала-тапани-упанишад», 1.1). В Ведах приведены и другие описания. Там экам говиндам – «Ты - Говинда, дарующий блаженство коровам и чувствам». Сач-чид-ананда-виграхам: «Тело Твоё духовно, вечно, исполнено знания и блаженства» («Гопала-тапани-упанишад», 1.35)».

Принимают ли истину о Кришне как о Боге, а не как о человеке, только в ИСККОН? Нет. Она универсальна. В Гаудия Матхе придерживаются такого же мнения. Мой духовный учитель, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж пишет в «Пракашика-вритти: «Шри Кришна – источник всех вишну-таттв. А безличное сияние (нирвишеша брахман) описано в Упанишадах как сияние тела Кришны. Параматма, пронизывающая вселенную, является Его частичной экспансией, а Шри Нараяна, повелитель Вайкунтхи, – свамша-виласой, экспансией, существующей для определённых игр. Все аватары исходят только из Шри Кришны, владыки владык и высшей духовной Реальности. Шри Кришна – повелитель всех существ и безраздельный владыка всех вселенных. Он всеведущ (сарва-гья), всемогущ (сарва-шактиман) и необычайно сострадателен (маха каруника). Просто пожелав, Он может сделать что угодно, и тем не менее, когда Он являет людям Свой чарующий человеческий образ, самые глупые из людей относятся к Нему непочтительно. Такие глупцы считают Его образ Васудева-нанданы или Яшода-нанданы Кришны таким же материальным и смертным, как тело обыкновенного человека. Они думают, что тело Кришны преходяще. Им кажется, будто есть некая атма, которая пребывает в Его теле и занимает положение Параматмы. Так могут думать только глупцы, ибо в шастрах сказано, что тело Кришны является сач-чид-анандой и неотлично от Него Самого. Тому есть множество подтверждений из шастр:

1) ом сач-чид-ананда-рупайа кришнайа («Гопала-тапани Упанишад», 1.1) – «Давайте же размышлять о Шри Кришне, чьё тело вечно, исполнено знания и блаженства».

2) там экам говиндам сач-чид-ананда-виграхам («Гопала-тапани-упанишад», 1.35) – «Только Он, Говинда, обладает вечным телом, исполненным знания и блаженства».

3) дви-бхуджам мауна-мудрадхйам вана-малинам ишварам («Гопала-тапани-упанишад», Пурва-кханда, 12-13) – «Господь носит гирлянду из лесных цветов и играет на флейте, изящно слагая пальцами мауна-мудру.

4) ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда виграхах («Брахма-самхита», 5.1) – «Кришна – это Сам Верховный Господь, Ишвара. Его тело вечно, исполнено знания и блаженства».

5) апашйам гопам анипадйаманама («Риг-веда», 1.22, 1.66.31) – «Я увидел мальчика, который явился в роду пастухов и над которым смерть была не властна».

6) гудхам парам брахма манушйа-лингам («Бхагаватам», 7.15.75) – «Верховный Господь скрывает Себя, принимая облик, подобный человеческому».

7) сакшад гудхам парам брахма манушйа-лингам («Бхагаватам», 7.15.15) – «Бог – Сам Высший Брахман, но Он сокрыт, ибо выглядит как человек».

8) йатраватирно бхагаван параматма наракритих («Бхагаватам», 9.23.20) – «… и тогда всесовершенный Господь низошёл в этот мир в образе человека»».

До моего учителя этому учил в бхагават-парампаре и Шрила Бхактивинода Тхакур. От имени Кришны он даёт такие объяснения: «Глупые люди считают Мой божественный образ, сач-чид-ананда-мурти, подобным человеческому; они думают, будто Я получил это тело, подчинившись законам материальной природы. Они не в силах понять, что Я в этой же самой сварупе – в этом пленительном человеческом образе – повелеваю всеми существами. Поскольку они неправильно понимают, что такое духовная реальность (т.е. обладают авидват-пратти, неверным пониманием), они переносят свои ограниченные представления на Меня. Те же, кто обладает развитым пониманием этой истины (видват-пратти) и у кого есть доступ в сферу духовного, способны осознать, что Мой образ является нетленной сач-чид-ананда-таттвой».

До Шрилы Бхактивиноды Тхакура той же самой идее учил и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в середине семнадцатого века. В «Бхавануваде» он писал: «Арджуна мог сказать: «Это правда, что Ты – никто иной, как Каранодакашайи Махапуруша, чьё тело является сач-чид-анандой, кто пронизывает бесчисленные вселенные и кто творит каждую из них с помощью Своей пракрити. Однако есть люди, которые, увидев Тебя в человеческом обличье, в образе сына Васудевы, не признают Твою верховную власть». В ответ Господь произносит этот стих. «Они насмехаются надо Мной только потому, что не знают высшей природы Моего человеческого образа, который по сварупе (внутренней природе) превосходит даже образ Каранодакашайи Вишну (Творца материальной вселенной)».

Таким образом из поколения в поколение все учителя учили тому, что Кришна не человек, а Сам Бог. Согласовано ли их учение с мнением Самого Бога? Что о Себе говорит Сам Кришна? Как Он относится к тем людям, которые считают Его человеком?

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам.

«Когда Я нисхожу в этот мир в человеческом образе, глупцы – обладатели мирского разума – пренебрегают Мной, считая Меня человеком, ибо не могут понять, что Я по природе Верховный Владыка всех существ» («Бхагавад-гита», 9.11).

Конечно, можно подумать, что этот перевод сделан последователями Кришны и поэтому сомнителен. На самом деле, тот, кто обладает знанием санскрита, сам может проверить аутентичность перевода, сделанного Гаудия-вайшнавами. Но возможно, что кого-то может удовлетворить иной перевод, который был сделан вне школы Гаудий. Тогда мы можем обратиться к альтернативному переводу этого стиха с санскрита, который сделал академик АН ТССР – Б.Л.Смирнов: «Безумные презирают Меня, принимающего человеческий образ, не ведая Моей Высшей Сути, Великого Владыки существ».

Обратимся теперь к переводу А.Каменской: «Безумцы презирают Меня, когда Я облекаюсь в человеческий образ, не ведая Моей высшей природы, великого Владыки всего сущего».

Итак, Гаудия-вайшнавы перевели текст также, как это сделали другие переводчики, не имеющие отношения к традиции Шри Чайтаньи Махапрабху.

Кришна имеет нечеловеческую природу, Он принимает временно облик обыкновенного человека, желая для некоторых остаться неузнанным. Такова была Его игра. Об этой игре упоминается в «Шримад-Бхагаватам», 1.3.37:

на часйа кашчин нипунена дхатур аваити джантух куманиша утих

намани рупани мано-вачобхих сантанвато ната-чарйам иваджнах

«Глупцы со скудными знаниями не способны постичь трансцендентную природу форм (тела), имён и деятельности Господа, играющего как актёр на сцене. Они не могут выразить их ни в своих умозрительных рассуждениях, ни в своих речах».

Так уж выходит, что Кришна скрыт от духовно невежественных людей, и поэтому они ошибочно считают, что Он просто знаменитый или великий человек. Кришна Сам говорит о том, что он представляет Собой тайну, которую можно разгадать, лишь обладая трансцендентным пониманием:

нахам пракашах сарвасйа, йога-майа-самавритах 

мудхо’йам набхиджанати, локо мам аджам авйайам 

«Я не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны. От них Я скрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что Я – нерождённый и непогрешимый» («Бхагавад-гита», 7.25).

Кришна – Бог. Я доказывал это в следующих двух лекциях:

Семинар «Причины неудовлетворения в бхакти», «Я не могу поверить, что Шри Кришна и Шри Чайтанья – Бог»: http://sampradaya.ru/current/audio/2910-prichiny-neudovletvoreniya-v-bhakti-chast-27-ari-mardan-prabhu-ya-ne-veryu-chto-krishna-i-chaytanya-bog.html.

Семинар «1 ступень вайшнавского образования», «Кришна Верховный Господь»:

http://sampradaya.ru/current/audio/2058-1-stupen-vayshnavskogo-obrazovaniya-krishna-verhovnyy-gospod.html.

Если прослушать вышеуказанные две лекции, то, опираясь на шлоки из священных писаний, можно ясно понять со слов полубогов, святых, мудрецов, Самого Бога, что Шри Кришна – изначальный Всевышний Господь. Поскольку Он – Бог, следовательно, было бы совершенно нелепо приписывать Ему ещё и национальность. Являясь среди разных народов, Он порой кажется разным, но эти отличия для базового духовного понимания непринципиальны. Существует только один Бог, являющий Себя во множестве обликов, эканека сварупайа. Так учат священные Веды.

Имя «Кришна», как и Сам Кришна не относится к Индии. Санскритское слово кришна существовало ещё до того, как появилась Индия в её известном для всех понимании. Сам санскрит пришёл на землю как дар богов, о чём говорит термин деванагари, принадлежащий этому языку. Когда Кришна пришёл на территорию современной Индии, она называлась Бхарата-бхуми. Поэтому Кришна не индус и все человекоподобные существа, включая индусов, русских, и других, произошли от Кришны как изначальной причины всех причин.

Если кто-то в Индии склонен изображать Кришну как индуса, это ещё не значит, что Он действительно так выглядит, или что Он – индус. К сожалению, сейчас существует много спекулятивной иконографии, которая сбивает обычных людей с толку. Не следует опираться на неё в формировании своего представления об образе Бхагавана. Лучше для этого изучать священные писания, где Сам Бог (Вьяса и другие) описывает Себя в подробностях. Если обратиться к шастрам, описывающим лицо Шри Кришны, можно заметить, что ни один человек на Земле не имеет подобных пропорций. Таким образом, станет совершенно ясно, что Кришна вовсе не индус.

Давайте для полноты понимания, рассмотрим качества этого «индуса», опираясь на священные писания, также, как христиане или мусульмане рассматривают качества Бога, опираясь на «Коран» и «Библию».

В «Шримад-Бхагаватам», который ныне доступен вместе с санскритскими шлоками русскоязычным читателям, и который посвящён Кришне, мы находим подробное описание Его качеств. Прежде всего Кришне посвящена Десятая Песнь, поэтому обратимся к этой части «Бхагаваты». Как известно, любой объект познаётся путём исследования его качеств. Также и мы, изучая качества Кришны, попытаемся понять, кто Он.

Во второй главе «Бхагаватам», полубоги возносят молитвы Кришне, который явился в этот мир. Они говорят:

сатйа-вратам сатйа-парам три-сатйам

сатйасйа йоним нихитам ча сатйе

сатйасйа сатйам рита-сатйа-нетрам

сатйатмакам твам шаранам прапаннах

«О Господь, Ты никогда не нарушаешь Своих обетов, которые всегда совершенны, ибо все Твои решения безупречно правильны и никто не может воспрепятствовать их осуществлению. Ты присутствуешь на всех трёх стадиях космического проявления, то есть при создании, при поддержании и при уничтожении материального мира, и потому Ты — Высшая Истина. Только тот, кто никогда не отступает от истины, способен снискать Твою милость — для лицемеров она недостижима. Поскольку Ты — действующее начало, подлинная суть всех составляющих мироздания, Тебя называют антарьями, внутренней силой. Ты ко всем относишься одинаково, и Твои наставления даны для всех, на все времена. Ты — источник всякой истины» (текст 26).

бибхарши рупанй авабодха атма  кшемайа локасйа чарачарасйа

саттвопапаннани сукхавахани  сатам абхадрани мухух кхаланам

«О Господь, Ты всегда полон знания, и, чтобы принести удачу всем живым существам, Ты появляешься в различных воплощениях, всецело трансцендентальных к материальному творению. Когда Ты появляешься в таких воплощениях, Ты доставляешь удовольствие благочестивым и религиозным преданным, но для непреданных Ты – разрушитель» (текст 29).

Гарга Муни, обращаясь к Нанде Бабе, сказал:

тасман нандатмаджо ’йам те  нарайана-само гунаих

шрийа киртйанубхавена  гопайасва самахитах

«О Нанда Махараджа, этот твой ребенок равен по качествам Нараяне. Своими трансцендентальными качествами, богатством, именем, славой и властью Он в точности подобен Нараяне» (10.8.19).

Думаю, что положение Господа Нараяны, комментировать не нужно, поскольку никто не опровергает Его положения как Бога.

Два райских жителя – Налакувара и Манигрива вознося молитвы Кришне, произнесли:

кришна кришна маха-йогимс  твам адйах пурушах парах

вйактавйактам идам вишвам  рупам те брахмана видух

грхйаманаис твам аграхйо  викараих пракртаир гунаих

ко нв ихархати виджнатум  прак сиддхам гуна-самвртах

«О Кришна, Кришна, Твоё мистическое величие непостижимо. Ты изначальный Господь, запредельный материальному творению. Знатоки Истины знают, что этот грубый и тонкий космос является Твоей формой.

О Господь, Ты существовал до сотворения материальной вселенной. Кто может Тебя постичь из смертных?» (10.10.29-32).

Творец вселенной Брахма молился Кришне:

наумидйа те `бхра-вапуше тадид-амбарайа

«Возношу славу Тебе! Ты единственный, кто достоин наивысшего поклонения. Ты подобен грозовой туче, а Твои одежды – молниям» (10.14.1).

Арджуна в «Бхагавад-гите», 10.12-13 говорит, изумляясь Кришне: 

парам брахма парам дхама   павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам   ади-девам аджам вибхум
ахус твам ришайах сарве   деваршир нарадас татха
асито девало вйасах   свайам чаива бравиши ме

«Ты - Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты - вечная, божественная, изначальная личность, нерожденный и величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса (знаменитые мудрецы, герои священных ведических произведений), подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом».

Господь Шива в «Гопала-сахасра-наме», 2-3 поёт:

дхарани-палако дханйах пундариках санатанах

го-патир бху-патих шаста прахарта вишвато мукхах

ади-карта маха-карта маха-калах пратапаван

джагадж-дживо джагад-дхата джагад-бхарта джагад-васух

«Гопал Кришна – покровитель всей вселенной. Он обладает всеми богатствами мира, прекрасен как лотос и исполнен вечности. Он защитник коров, супруг богини Земли, Высший правитель, Высший судья и всепроникающая Сверхдуша. Шри Гопал – изначальный Верховный Творец всего мироздания, вечное время, основа всей силы, жизнь вселенной, держатель и управитель всего мира».

В «Калки Пуране», 25.39:

севйах кришно севако` манйе тасйатма мурттайах

авидйо падхайо джнанад ваданти прабхавадайах

«Господь Кришна это тот, кому следует служить всем дживам. Истина заключается в том, что все души являются Его вечными слугами. Это явлено для тех, кто знает истину, но для тех, кто погряз в невежестве, это сокрыто».

Сам Шри Кришна говорит о Себе в «Гите», 7.6-7:

этад-йонини бхутани сарванитй упадхарайа

ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива

«В этих двух природах (материальной и духовной) имеют начало все проявленные существа. Знай же, что Я - начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа. Нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».

После прочтения этих слов, познав положение Кришны, мы можем легко обратиться к достойным представителям других истинных религий и спросить их, задав следующие вопросы: «Скажите пожалуйста: это правда, что Бог всегда последователен и никогда не нарушает Своих обетов? Это действительно так, что никто не может воспрепятствовать Ему, и Его решения совершенно безупречны? Это правда, что Бог участвует во всех фазах творения: создания, поддержания и разрушения? Он активное начало и Высшая Истина? Вы признаёте, что Он любит всех существ, как Своих детей и является источником всякой внутренней силы? Его наставления предназначены для всех мыслящих живых существ и даны на все времена? Это правда, что Он обладатель всего знания и всегда желает подлинной удачи всем Своим детям? Он проявляет Себя по-разному и Его бытие чисто и духовно? Он на самом деле радует верующих людей и исполнен силы, славы, красоты, богатства и отречения? Бог непостижимый и изначальный источник всего живого и неживого? Бог действительно достоин наивысшего поклонения и является конечным прибежищем для всех? Он вечен и является покровителем Земли? Правда, что Он повелевает временем?»

Будьте уверены, вы получите один ответ на все заданные вопросы – ДА! Таким образом, если все эти признаки наблюдаемы и описаны применительно по отношению к Аллаху, Христу и Кришне, то следует сделать вывод: речь идёт об одном и том же Верховном Существе, Боге. Если же считать, что Кришна является индусом, то логика приводит нас к выводу, что представители и почитатели всех подлинных религий Земли поклоняются, как это не забавно, индусу! Не выглядит ли подобное заключение смешным, оскорбительным и совершенно нелепым?

 

Редакция: Ума д.д.

Консультация по санскриту: Тривикрам д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы