Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж.
Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, и «Шри Садджана Тошани» (том 31, Июль 1935г., эра Чайтаньи 445, №7).
Поведение преданных высочайшего уровня не подчиняется ни одному из правил поведения, принятых людьми для взаимодействия в материальном мире. Все события этого мира в руках провидения, всё под контролем. Человек в своём невежестве не может осознать тот факт, что ему не дано исправлять их. Человек постоянно страдает от бесконечных желаний и страхов. Но он удовлетворен, полагая, что у него нет иного защитника, кроме себя самого.
Пословица «Бог помогает тем, кто помогает себе сам» не означает, что у Господа нет прав и способностей вмешиваться в дела судьбы. На самом деле вся власть принадлежит Ему. Он единственный её обладатель. Не может быть двух хозяев. Поэтому в мире ничто не может произойти без инициативы Абсолюта. Кроме того, Бог является всеблагим. Поэтому как от Него может исходить что-то ещё, кроме безусловного блага? Человек ошибается, видя что-либо неправильное в устройстве этого мира.
Этическое чувство, безусловно, – неотъемлемая часть человеческой природы. Люди постоянно стремятся различать правильное и неправильное. Является ли этот инстинкт ненастоящим, иллюзорным? Даже если так, может ли подобная иллюзия быть отделена от Всеблагого Источника?
Шрила Гауракишора дас Бабаджи равно относился ко всему в этом мире. Долгое время он прятался в общественной уборной Навадвипы. У каждого искреннего искателя был свободный доступ к нему в любое время. Вайшнав не связан с бренностью. Но общался ли Бабаджи Махарадж со всяким, желающим его даршана, не беспокоясь о правильном и неправильном? Мотив Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи, который стоял за его поступками, был разным в разных ситуациях. Он был против профессиональных чтецов «Бхагаватам». Он скрывался в общественном туалете, чтобы избежать общения с безбожниками Навадвипы. Он предостерёг редактора этого журнала («Шри Садджана Тошани») относительно предосудительных практик и суждений сект, которые безнравственно вели себя, заявляя, что их поведение соответствует учению Шри Гаурасундары. Однако озорных уличных мальчишек, бросавших в него пыль, он принимал не отличными от Самого Шри Кришны. Как примирить такие противоречия в его поведении? В Навадвипе были люди, полагавшие, что подражая поведению Бабаджи Махараджа, они обретут благо. Некоторые из них действительно стали жить в общественных туалетах. Такое высокомерное подражание привело их к полной деградации.
Невозможно обрести милость чистого преданного, подвергая себя физическим ограничениям. К чистому преданному можно приблизиться лишь искренне предавшись ему. Но искренне предаться слуге Бога невозможно иначе, чем на духовном уровне служения. Только по особой милости Шри Кришны человек благословляется нравом, который, несомненно, поможет обрести расположение Его преданного.
Шрила Гауракишора дас Бабаджи неодобрительно относился к практике так называемых «самйоги», вайшнавов, проживающих в обществе женщин вне уз брака.
Он не позволял никому в качестве приветствия касаться его стоп. Жил в крошечной хижине, сооружённой из расщеплённых бамбуковых палок. Всегда пребывал в исключительном состоянии сокровенного служения Шри Кришне и не носил никакой одежды. Во время визита Махараджа Кашим Базара, Маниндры Чандры Нанди, он предложил тому поселиться рядом с ним, в такой же хижине и отказаться от всех земных владений ради служения Шри Кришне. Были свидетели, как он ел сырую землю, зерно и т.д., не испытывая при этом каких-либо неудобств. Его поведение являло одну из самых суровых аскез. Он поступал так вплоть до самого своего ухода.
Однажды он удивил Шрилу Бхактивиноду Тхакура: явился к нему, одетый как щеголеватый денди, с аккуратно подстриженной бородой. Он сообщил, что сменил одежду в знак протеста – некоторые люди в Кулии (Навадвипа) имели в корне ошибочное представление об одеждах парамахамсы.
Он часто бывал в Шри Майяпуре и Шрила Тхакур Бхактивинода испытывал к нему глубочайшую привязанность. Шрила Гауракишора дас Бабаджи пришёл в Навадвипу из Вриндавана, когда Тхакур Бхактивинода явил миру Шри Майяпур, трансцендентное место явления Шри Гаурасундары.
Редактор был направлен Шрилой Тхакуром Бхактивинодой искать милость Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи.
Чтобы постичь суть поведения чистых преданных высочайшего уровня, таких как Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж, и искренне и безусловно предаться им, нужно сначала получить милость Самого Господа Кришны.
Оскорбление стоп трансцендентного слуги Бога — предполагать, что тот подвержен материальным рождению и смерти. Не менее оскорбительно придерживаться мирского мнения, что его явление и уход сравнимы с рождением и смертью простого человека. Лишь по беспричинной милости чистого преданного возможно осознать его трансцендентную природу посредством познания духовной сути своего истинного «я». Мы получим доказательство этому, только постигнув свое собственное чистое «я». Мы совершенно не осознаём свою истинную сущность, пребывая в обусловленном состоянии, и не стремимся познать своё «я». Писания говорят нам, что познать природу садху невозможно, оставаясь в полном невежестве относительно своего истинного «я», самого для нас близкого.
Внешнее, казалось бы, бездеятельное поведение парамахамсы, которое демонстрировал Бабаджи Махарадж, не следует считать менее благословенным для мира, чем видимая проповедь через слово, которую иногда демонстрируют вечные слуги Шри Кришны, нисходя в материальный мир. Но по-настоящему понять и то, и другое нельзя без милости самого парамахамсы. Кажущееся бездействие парамахамсы — есть совершенство трансцендентной деятельности. Те, кто не имеет доступа к духовному уровню, не в состоянии это понять. Активная проповедь Шрилы Тхакура Бхактивиноды по распространению знания об учении Верховного Господа не отлична от практики преданности Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи.
Поэтому Шрила Тхакур Бхактивинода направил редактора этого журнала искать истинное знание об учении Верховного Господа у Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи, хотя внешне тот казался не знающим алфавита. Мы не получим никакого блага, если позволим кажущимся противоречиям образа жизни парамахамс, посланцев Бога и трансцендентных спасителей всех падших душ, сбить нас с пути. Единственное, что нам нужно — это стремиться со всем смирением осознать истинную значимость их проявления в этом мире и с верой принять утверждения Писаний о том, что садху всегда приходит ради спасения обусловленных душ, в особенности самых недостойных.
Нет иного смирения, кроме искреннего желания безоговорочно подчиниться слуге Верховного Господа. Все другие проявления смирения лицемерны, поскольку являются функцией обусловленного состояния, когда джива не ведает Истины. Пока мы не познаем Истину, разве мы можем избегать лицемерия в исполнении своих обязанностей? Правильное поведение в таких обстоятельствах явил Шрила Санатана Госвами Прабху. Он обратился к Верховному Господу, искренне вопрошая о том, как познать изначальную природу своего «я» и своих обязанностей.
Редактор был направлен Шрилой Бхактивинодой Тхакуром получить знание о высшей истине от Бабаджи Махараджа, который не читал шастрической литературы. Но Шрила Бхактивинода Тхакур осознавал, что Шрила Гауракишора дас Бабаджи — это ачарья самбандха-бхаджана, и он выполняет задачу Шрилы Санатаны Госвами, которая состоит в передачи осознания природы истинного «я» падшим.
Шастры провозглашают духовное единство святого учителя, являющегося посредником в нисхождении откровения по пути преемственности (парампаре), и шабда-брахмана. У понятия шабда-брахман есть три грани. В зависимости от того, как оно себя проявляет, оно может быть знанием о взаимоотношениях (самбандхой), деятельностью во взаимоотношениях (абхидеей) или любовью к стопам Абсолюта, Шри Кришны (прайоджаной).
Этот век отличается развитием научного знания и готовностью исследовать Истину всеми возможными способами, имеющимися в распоряжении. Реализация Шрилы Бхактивиноды Тхакура была такова, что редактор (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати) мог получить высшее знание Истины исключительно из рук Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи, внешне не обладавшего образованием в сфере методов научных исследований. Этот век, гордый своим научным знанием, по факту не способен оценить нечто не соответствующее его методам и убеждениям. Однако, если мы не готовы подчиниться парамахамсе на его собственных условиях, у нас, согласно шастрам, нет ни малейшего шанса освободиться от полного невежества, используя свои научные познания. Поведение носителя истинного знания никаким образом не должно соответствовать надеждам и убеждениям полнейших невежд. Мы не можем претендовать на то, что являемся достойными учениками Шрилы Тхакура Бхактивиноды, которого можем желать почитать из-за его научной эрудиции, пока не излечимся от своего учёного тщеславия посредством реализации знаний о трансцендентном, безусловно предавшись стопам Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи.
Цель журнала «The Harmonist» – милостью Шрилы Бабаджи Махараджа сделать доступным всему миру его учение о знании наших взаимоотношений с Абсолютом, насколько это допустит его милость. Никто из нас не сможет по-настоящему обрести благо из его учения, если мы добровольно не станем искать его милости. Он вечный слуга Шри Кришны. Его роль, как дарующего просветление, вечна. Он никогда не умрёт и не откажется быть доступным для смиренного искателя его милости. Пусть же трансцендентная личность Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи милостиво явит себя ущербному сознанию наших душ посредством бесед, вдохновлённых священным титхи его ухода! Гаура Хари Харибол!
………………………………………………………
Перевод на русский: Гаятри д.д., ноябрь 2024г.
Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур