Калия Кришнадас.
Калия Кришнадас
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж
Сегодня день ухода Шри Калия Кришнадаса. Ниже приводится выдержка из бхава-анувады катхи Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа от 10 декабря 2012 года. Правка редактора: дополнительный текст заключён в квадратные скобки для облегчения понимания контекста.
Игры Бхагавана вечны
Вчера были особые тиробхава-титхи Шрилы Нарахари Саракары Тхакура. Во Вриндаване [кришна-лиле] он был Мадхумати, очень дорогой сакхи Шримати Радхарани, а сегодня тиробхава титхи Калия Кришнадаса, который является Лавангой-сакхи во Вриндаване. Лилы Бхагавана повторяются циклично иногда в одной вселенной, иногда в другой. По этой причине они вечны. Если бы каких-то из них не было прежде, но происходили бы в настоящем, являлись ли они вечными? Эти игры не видны нашему взору, но они являются в других вселенных.
Ради проповеди
Итак, та же личность из кришна-лилы явилась здесь [в гаура-лиле], однако он не действовал как сакха. Шрипад Калия Кришнадас явился в районе Бардхаман, между железнодорожной станцией Катва и Дайн-Хата в месте, известном как Акаи-Хата. Для проповеди он отправился в район Пабна и решил поселиться у реки Ичамати, недалеко от Бандараги. Он принадлежал к семье варендра-брахманов, но в Акаи-Хате не было ни одного брахмана из этого рода, поэтому он остался у реки Ичамати, и его династия также процветала [таким образом он начал линию преемственности варендра-брахманов]. Когда он покинул Акаи-Хату, другие тоже оставили это место. По сей день сохранились руины его дома и другие вещи. Там же находится пруд. Говорят, что в него упал нупур (ножной браслет) Нитьянанды Прабху, в то время как другие утверждают, что он принадлежал Шриле Рагхунандане Тхакуру, сыну Мукунды. Однажды Абхирам Тхакур пришёл в Шрикханду, и когда он предложил пранамы Шриле Рагхунандане Тхакуру и обнял его, его сердце переполнила према. Затем Шрила Рагхунандана Тхакур стал танцевать (удданда-нритья). Он подпрыгивал так высоко в воздух, что один из его ножных колокольчиков сорвался и улетел примерно на четыре мили [в место, называемое Акаи-Хата, недалеко от дома его ученика, Кришнадаса. Позже в честь этой лилы выкопали пруд, который получил название Нупура-кунда]. По этой причине этот водоём до сих пор называют Нупура-кундой.
Разные личности
Мой Парам-гурудев, нитья лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, в своей анубхашье (пояснении) к «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 7,39. написал, что этот Калия Кришнадас и тот Кала Кришнадас, который путешествовал со Шри Чайтаньей Махапрабху по Южной Индии, неся Его камандалу и одежду, – разные личности. Он прояснил это, чтобы не было путаницы. Так или иначе, сегодня его тиробхава-титхи.
Путь благоприятного
Как авирбхава-, так и тиробхава-титхи вайшнавов благоприятны для нас. Почему мы должны памятовать о них?
В («Шримад-Бхагаватам», 12.2.55) говорится:
ависмритих кришна-падаравиндайох
кшинотй абхадрани ча шам таноти
саттвасйа шуддхим параматма-бхактим
джнанам ча виджнана-вирага-йуктам
«Памятование лотосных стоп Господа Кришны уничтожает всё неблагоприятное и дарует высшее благо. Оно очищает сердце и награждает преданностью Высшей Душе, а также даёт знание, осознание и отречение».
Ависмритих кришна-падаравиндайох — памятование лотосных стоп Господа Кришны, кшиноти абхадрани — всё неблагоприятное ослабевает и становится ничтожным. Ча шам таноти — шам означает мангалам [удача], это дарует благо. Саттвасйа шуддхим — ум очищается. Таким образом, параматма-бхактим — мы обретаем бхакти к Высшей Душе, Бхагавану. Как это происходит? Джнанам ча виджнана-вирага-йукта — сначала приходит гьяна (знание об объекте), а затем вигьяна (осознание). Что дальше? Вирага-йуктам, «вирага» объясняется как «вишиште парама пуруше рага» [особая привязанность к Всевышнему]. Это чувство является положительной стороной, а негативная включает в себя отречение от низших объектов. Когда проявляется подобное отречение? Когда в сердце разовьётся привязанность к высшему, то очень легко будет отказаться от низшего.
Обучение на собственном примере
Чтобы обучить нас, вайшнавы показывают пример смирения:
камадинам кати на катидха палита дурнидешас
тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих
утсриджйаитан атха йаду-пате сампратам лабдха-буддхис
твам айатах шаранам абхайам мам нийункшватма-дасйе
«О мой Господь, бесконечны нежелательные похотливые желания. Хотя я оказал им так много служения, они не смилостивились надо мной. Я не стыдился служить им, и даже не желал оставить. О мой Господь, о глава династии Яду, недавно мой разум пробудился, и теперь я отрёкся от них. Благодаря трансцендентному разуму я отказываюсь подчиняться порочным приказам этих желаний, и сейчас я пришёл к Тебе, чтобы предаться Твоим дарующим бесстрашие лотосным стопам. Пожалуйста, займи меня в служении и спаси меня» («Бхакти-расамрита-синдху», 3.2.35; «Ч.-ч.», Мадхья, 22.16).
Камадинам кати на катидха — «камадинам» указывает на вожделение, гнев, жадность, иллюзию, безумие и зависть.
«Чувства велят мне идти разными неверными путям. Кажется, они никогда не дают хороших советов. Несмотря на то, что я так долго следовал их приказам, они не проявили ко мне милосердия. Они не покинули меня и не рассказали мне о моей удаче. Я такой бессовестный! Что говорить о спокойствии, я даже не приближался к нему! О Ядупати! Теперь, спасённый от них силой пробуждённого разума, я пришёл к Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, одари меня милостью и сделай слугой Твоих лотосных стоп».
Главный враг
Что Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит на эту тему? Он написал «Шри Манах-шикшу», состоящую из одиннадцати шлок, в седьмой шлоке говорится:
пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет
катхам садхух-према спришати шучир этан нану манах
сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам
йатха там нишкашйа тваритам иха там вешайати сах
[Почему склонность к обману всё ещё живёт в сердце, несмотря на отказ от всех материальных чувственных наслаждений? Этот стих был составлен для того, чтобы ответить на этот вопрос.]
«О ум, как может чистая божественная любовь появиться в моём сердце, пока там неистово танцует бесстыдная собакоедка – жажда почестей? Поэтому всегда помни и служи несравненно могущественным генералам армии Шри Кришны, возлюбленным преданным Господа. Они немедля изгонят эту неприкасаемую женщину и вольют чистую враджа-прему в твоё сердце».
Дхришта означает плохой характер или проститутку, а также чандалини (собакоедку). Она танцует в моём сердце. Поэтому катха садху-према — как садху-према может коснуться меня? Если даже обычные люди не посещают такие скверные места, зачем туда идти святым? Значит, у нас нет спасения? Неужели нет способа оставить это? Чтобы вырваться из этого порочного круга, – сада твам севасва — «всегда служи прабху-дайите». Слово «дайита» переводится как очень любимый. Самантам означает генералы (сенапати). Кто они? Вайшнавы! Служи им, потому что они освободят твое сердце от этой проститутки и очистят место для премы.
Стремление к богатству или к отношениям с женщинами может легко оставить сердце, однако пратиштха (стремление к славе) не может просто покинуть его, она не видна снаружи. В этом ключе мой Парам-гурудев сказал («Бхаджана», «Вайшнава ке», стих 11):
«канака-камини», «пратиштха-багхини»,
чадийаче джаре, сеи то’ вайшнава
«Истинным вайшнавом является тот, кто отказался от привычки становиться жертвой свирепой тигрицы богатства, прекрас и славы».
Личность, которую покинула тигрица пратиштха, может быть признан вайшнавом.
Только главнокомандующие могут справиться с этой задачей
Эту задачу могут выполнять только главнокомандующие. Даже в мирской жизни так же. В 1965 году, когда Пакистан напал на Индию, премьер-министром был Лал Бахадур Шастри. Тогда он выступил по радио с вдохновляющей речью. Лал Бахадур Шастри сказал: «Я хочу быть миролюбивым, но это не значит, что мы будем терпеть постоянные нападения. Если это произойдёт, мои главнокомандующие заставят врага замолчать мощным наступлением». Его слова произвели такое сильное впечатление, что главнокомандующие в течение двух дней прибыли в Лахор [столицу Пакистана в то время]. На тот момент я находился в Чандигархе. После этого столица Пакистана была перенесена из Лахора в Исламабад, так как Лахор расположен слишком близко к Индии. Точно так же главнокомандующие Бхагавана позаботятся обо всём.
Значимость вайшнавов
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» [Ади, 7.164] говорится: дуи сенапати каила бхакти прачарана. Кто эти двое главнокомандующих? Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами. Что они победили? Везде, где царило дурное поведение, они утвердили достойный этикет. Они вернули утраченные святые места, а также активно проповедовали славу святого имени и премы. Они установили служение шри виграхе [Божествам] и священным писаниям [шад-грантхам]. Такова значимость вайшнавов.
Высший дар
Вот почему вайшнава-сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж велел моему Парам-гурудеву, сведущему в астрологии, составить панджику [алманак] под названием «Навадвипа-панджика», в которую вошли бы все авирбхава- и тиробхава-титхи вайшнавов. Хотя Калькуттский университет предложил ему пост председателя, он не согласился. Шрила Прабхупада был настолько проницательным, что однажды победил другого астролога, и тот [от страха] просто обгадился. Парам-гурудев обычно сопровождал Шрилу Бхактивиноду Тхакура, когда тот встречался со Шрилой Бабаджи Махараджем в Навадвипе. Однажды Шрила Бабаджи Махарадж поручил Шриле Прабхупаде составить панджику. Благодаря этому вайшнавы имеют возможность памятовать об авирбхава- и тиробхава-титхах вайшнавов, что благоприятно для всех нас. Вот почему они одинаково важны [с точки зрения силы даровать благо].
Почему мы памятуем вайшнавов
Ещё одной причиной, по которой мы памятуем вайшнавов и молимся об их милости, являются слова Шрилы Рупы Госвами:
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
«Никто не может постичь трансцендентную природу имени, облика, качеств и игр Шри Кришны с помощью материальных осквернённых чувств. Только когда человек становится духовно зрелым через трансцендентное служение Господу, божественное имя, форма, качества и лилы Бхагавана открываются ему» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).
Слово «намади» используют для обозначения имени, облика, качества, игры, дхамы (святых мест) и вайшнавов. Если намади не познаются с помощью чувств осквернённых материей, то как мы сможем соприкоснуться с ними? Нашими глазами мы не в силах видеть, ушами — слышать, языком — почитать прасад, а нашей кожей осязать [другими словами, невозможно материальными чувствами постичь трансцендентное]. Должны ли мы считать себя неудачниками? Разве в этом стремлении памятовать вайшнавов нет необходимости или пользы? Какими средствами мы обладаем? В настоящее время наши чувства бхагонмукха [исполнены склонности к наслаждению]. Лишь позже они станут севонмукхе хи джихвадау, то есть очистятся благодаря севонмукхе [т.е. бхакти].
Язык самый неукротимый
Почему язык упоминается первым? Потому что среди всех чувств язык — самый неукротимый. У языка есть два побуждения – вачо-вега [желание говорить], джихва-вега [тенденция наслаждаться вкусами пищи], также сильное влияние на обусловленную душу оказывает удара-упастха-вегам [побуждение желудка и гениталий].
Удара-вега означает «языку было хорошо, поэтому я переел». Это проблема. Четыре или пять брахмачари ехали с нами на поезде в Пури. Один из них спросил меня: «Махарадж, могу ли я взять немного [еды]?» Я сказал: «Нет проблем, бери сколько хочешь, ограничений нет. Преданные дали нам очень много, более ста рупий, чтобы мы купили фрукты по дороге». Я сразу же отдал эту сумму Шьямананде Прабху, так как не собирал денег. Тот брахмачари купил гуаву на станции Аллахабада, и всё, что видел, он покупал и ел вволю. Когда мы добрались до Пури, у него случилось несварение желудка, поэтому в матхе он спросил меня: «Что мне теперь делать?» Я посоветовал ему посетить врача. Врач дал ему лекарство и запретил есть что-либо, наказав: «Не ешьте ничего, пока ваш кишечник не очистится». Тогда этот брахмачари сказал мне, что Шивананда угостил его вкусными дынями в Дели, и он объелся по дороге. Почему он переел? Потому что фрукты нравились его языку. Какое ещё есть побуждение у языка? Вачо-вега. Посредством языка человек произносит неприятные и резкие слова, а после этого вступает в противостояние с другими. Когда кто-то сражается с другими, часто причина именно в языке!
Средство обуздания языка
Какие ещё побуждения связаны с языком? Удара-упастха-вегам. Когда языку предлагается избыток вкусной пищи, это вызывает проблемы с желудком, и одновременно с этим у половых органов также возникают позывы к мочеиспусканию и испражнению. Вот почему говорится: джитам сарвам джите расе — «Победил язык – победишь всех». Если вы хотите обуздать язык, какое для этого рекомендуется средство? Воспевайте славу вайшнавов, и в конце концов, все эти побуждения исчезнут, к тому же, благодаря этому, вы сможете «подкупить» Бхагавана.
В «Шри Чайтанья-бхагавате» Шрила Вриндаван дас Тхакур говорил: дже ваишнава севиле, ачинтйа кришна пайа — «Служа лотосным стопам вайшнавов, можно достичь служения Кришне, который ачинтья (непостижимый), на которого я не могу даже медитировать или думать о Нём. Следовательно, нет ничего выше этого. Также упоминается, что слава Бхагавана исходит только из тех уст, которые прославляют вайшнавов, и никак иначе.
Вот к чему все эти доводы [о важности прославления вайшнавов]. Сегодня день ухода Калия Кришнадаса. Воспевая его славу или слушая его имя, мы освободимся из нашего прискорбного положения. Мы молимся ему, чтобы из нашего сердца исчезли все мешающие бхакти желания, и тогда мы смогли бы обрести благо.
........................................................
Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.
Источник:https://vigyana-bharati.ru/katkha/7943-kaliya-krishna-das.html#more-7943
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами