?

Письма Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами, письмо 7.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 89. Опубликовано: 29-11-2022, 12:47

Письма Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами

Письмо 7

 

шри шри гуру-гаурангау джайатах

Шри Васудева Гаудия Матх

ПО Басугаон (Голпара) Ассам

6.12.1971г.

 

Снехаспадасу

Ма Ума! … Для сердца естественно волноваться, когда нет известий о дорогом человеке. … Пока мы находимся в теле, созданном из пяти элементов, нам всегда будут сопутствовать здоровье и болезни. Стремление улучшить здоровье воплощённой души, обитающей в теле, – единственное, что свидетельствует о разуме.

Йават джива нивасати дехе, кушалам тават приччхати гехе  – «До тех пор, пока душа пребывает в теле, люди интересуются его благополучием»(1), но живые существа, порабощённые майей, не могут знать или понимать, что означает благополучие души. Настоящими учёными и провидцами истины являются те, кто поглощён заботами о душе. Милосердный взор гуру и вайшнавов всегда устремлён на совершающих садхану. По их благословению всё невозможное становится возможным: хромые обретают способность взбираться на горы, а немые – говорить(2). Если человек всегда готов просто скромно участвовать в служении Шри Хари, гуру и вайшнавам и ежеминутно совершать бхаджан шри намы, тогда он очистится ото всех анартх. Именно благодаря ежедневному внимательному и честному воспеванию святого имени, регулярному изучению священных бхакти-шастр и слушанию хари-катхи при любой возможности, человек продвигается по пути преданности. Добросовестное совершение пуджи и арчаны очищает сознание и успокаивает беспокойный ум. Если же человек преисполняется гордыни за свои усилия, его не допустят близко к Абсолютной Истине. Вдобавок [к своим усилиям] необходимы милость гуру и вайшнавов. Когда объединяются усилия и милость, достигается совершенство. Это подтверждается дама-бандхана-лилой Шри Кришны [когда Яшода связала Кришну].

Садхака или садхика считаются достойными милости гуру и вайшнавов, если в его или её сердце проникает настроение смирения. Щедрость великих душ – истина, известная каждому. Двадцать шесть качеств святых являются яркими примерами этого. Хотя милосердие, щедрость, сострадание и уважение садху ко всем без ожидания ответного уважения являются образцом для людей этого мира, главное качество садху – это исключительная преданность Кришне (кришнаика шарана). Только тот, кто сам целиком и полностью полагается на милость Господа и является олицетворением шести ступеней предания (шат-шаранагати), может давать наставления о дхарме служения Господу и Его преданным. Только он называется Госвами. Такой истинный гуру видит во всех обитателях мира слуг Господа. Даже тех, к кому он благоволит и кто не находит прибежища ни в ком, кроме него, он считает богатством, предназначенным для служения Бхагавану. Он никого не делает своим учеником, так как желание самому стать учеником – единственное, что наполняет его сердце(3). Тот, кто [высокомерно] думает, что его ученики заслуживают наказания, – тщеславен. Он не достоин называться гуру(4). Истинный вайшнав и джагад-гуру обладает способностью быть твёрже молнии и мягче цветка (ваджрад апи катхорани, мридуни кусумад апи). Эта способность скрыта в его естественной тенденции уважать всех, не ожидая уважения к себе (амани-манада-дхарма), считая себя ничтожнее соломинки (тринад апи суничена). Получив милость такой великой души, даже те, кто лишён бхакти, кто грешен и безбожен, обретают высшее благо. Ваишнава чините наре девер шакати – «Даже полубоги не способны распознать вайшнава». Это я слышал из уст святых, гуру и вайшнавов.

Махаджаны-вайшнавы рассказали нам, как вести себя с теми, кто проявляет зависть к таким истинным гуру и вайшнавам: ваишнава-чаритра, сарвада павитра, джеи нинде химса кари; бхакативинода на самбхаше та’ре, тхаке сада мауна дхари – «У вайшнавов всегда чистый характер. Бхактивинода никогда не разговаривает с теми, кто злонамеренно их критикует. Вместо этого он всегда молчит(7)». Это именно то, что называется асат-санга тйага (отказом от плохого общения). Преданные принимают только то, что пронизано верой или настроением преданности, тогда как обычные люди уважают формальность или социальные тонкости. У слов «формальность» и «открытость» два совершенно противоположных значения. Людям этого мира нравится всё мирское, то, что они называют «цивилизацией», они насмехаются над священным, именуя его «дикарством». В наши дни под словом «простота» понимают глуповатость. Таким образом, существует кардинальная разница между материальным и духовным мирами. Если вы проанализируете стих йа ниша сарва-бхутанам из второй главы «Бхагавад-гиты» в этом ключе, то вы ясно поймёте этот момент(7). Бхакти – это настроение или язык сердца. Любое слово или фраза наполняются смыслом тогда, когда в них живёт бхакти. Без преданности поэтическое красноречие строфы или изысканная речь бессмысленны, как место, где вороны пожирают трупы. Бхакти-пушпа котха пай, бхакати чандана наи, ки дийе пуджибо ами – «Где найти цветы преданности? Нет даже сандалового дерева. Что же мне использовать для поклонения?» Эта [молитва] садхаки или садхики, жаждущих бхакти, является подношением преданности (аргхьей) лотосным стопам Господа. Знание языка и речь проявляются беспричинно по милости гуру и вайшнавов. Дхрува, встретив лицом к лицу лотосоокого Шри Хари, пожелал вознести Ему молитвы, поэтому Господь коснулся Своей раковиной, наполненной всем знанием Вед, щеки Дхрувы, который затем нашёл слова и начал неудержимым потоком возносить хвалу Шри Хари к удовольствию своего сердца. Вот почему великие вайшнавы пели так в конце своих сочинений: татхапи мукера бхагйа манера улласа, доша кшами’ мо-адхаме коро ниджа даса(8) – «Это прославление является великой удачей такого глупца, как я, и доставляет радость моему сердцу, поэтому, пожалуйста, прости мои недостатки и сделай этого несчастного своим слугой».

Более того: шри-гуру-чарана-падма, кевала бхакати-садма, вандо муи савадхана мате – «Лотосные стопы шри гуру – сокровищница чистой према-бхакти. Я поклоняюсь этим лотосным стопам с великим тщанием», и: гуру-ваишнава гуна гана, кариле дживера тарана – «Прославляя гуру и вайшнавов, живое существо освобождается от материального существования»(10). Для каждого естественно стремиться и желать воспевать такую славу, но не нужно совершать оскорблений, ибо это порок глупых и немых(11). Именно поэтому необходимо соблюдать осторожность. Однако гуру и вайшнавы не принимают близко к сердцу оскорбления, ошибки или недостатки простосердечных людей. В этом наша единственная надежда и уверенность (что всё, так или иначе, будет хорошо). Будучи всеведущими, Шри Хари, гуру и вайшнавы наполняют сердце садхаки или садхики вдохновением. Нет причин сомневаться в этом. Отдаться настроениям своего сердца с полной искренностью – вот, что такое полное предание и приверженность следованию по их стопам. Именно это делает жизнь поистине благословенной и приносит живому существу удовлетворение. Сами заверения гуру и вайшнавов возносят севаку или севику Господа на вершины садхана-бхаджана. Именно убеждённость в садхане пробуждает милость, и именно убеждённость в форме удачи возносится в небо судьбы живого существа. Только благодаря свету милости гуру и Кришны можно мельком увидеть их. Вот почему требуется терпение и стойкость.

Нитаиер чарана сатйа, тахара севака нитйа – «Стопы Нитая – вечная истина, и Его слуги – вечны»(12). Точно так же, отношения между гуру и учеником – вечная истина. Между преданным слугой и его хозяином можно увидеть следующие отношения:

сеи бхакта — дханйа, дже на чахе прабхур чарана

сеи прабху — дханйа, дже на чахе ниджа-джана

дурдаиве севака джади джайа анйа стхане

сеи прабху дханйа, таре чуле дхари’ ане(13)

 

Твой вечный доброжелатель,

Шри Бхактиведанта Вамана

…………………………………..

1)        Шри Шанкарачарья, «Бхаджа Говиндам», 6.

2)        Цитата из шлоки:

мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим

йат-крипа там ахам ванде шри-гурум дина-таранам

«По милости гуру немой может стать великим оратором, а хромой – перейти через горы. Кто хочет добиться успеха в жизни, пусть прислушается к словам Господа Брахмы и запомнит это наставление шастр».

3) В согласии с признаками, которые упоминает автор этого письма, он говорит об уттама-адхикари. Видя во всех дживах слуг Господа, он не проповедует. Хотя он не делает никого учеником, ради проповеди он спускается на уровень мадхьяма-адхикари и начинает инициировать. Слова «не делает никого своим учеником» означают, что он не считает своих учеников своей собственностью.

4) В действительности, духовный учитель имеет право наказывать своих учеников и даже обязан это делать. Об этом сказано в книге «Кришна» («Источник вечного наслаждения», глава 27): «О возлюбленный Господь! Ты – верховный отец, верховный наставник и верховный повелитель. Поэтому Ты обладаешь правом наказывать тех, кто сбивается с истинного пути. Отец всегда желает добра своим сыновьям, так же как духовный учитель желает добра ученикам, а глава государства – подданным. Поэтому они вправе наказывать своих подопечных». Также Господь Чайтанья, как гуру, следуя правилам, наказал Адвайту Ачарью за проповедь имперсонализма и Чхоту Харидаса за то, что он неподобающим образом собирал пожертвования. В таком случае, возникает противоречие с утверждением Шрилы Б.Ваманы Махараджа, где он говорит, что гуру никого не наказывает. Слова Ваманы Махараджа следует понимать так: гуру никого не наказывает по своему решению, несмотря на то, что он имеет право это делать. Он налагает наказание в согласии с волей Господа и только благодаря Его санкции. Зная и чувствуя волю Бхагавана, гуру, ради блага ученика и будучи отцом своих учеников, наказывает их. Если подопечные не принимают наказание, тогда их выдворяют за пределы страны, дома или ашрама. Духовные наказания, которые налагают святые – форма благословения и воспитания.

5) Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кальяна-калпатару», Кабе муи вайшнава чинибо, 6.

6) Это не означает, что Бхактивинода Тхакур молчит и не реагирует в ответ на критику вайшнавов. Он сохраняет молчание в присутствии оскорбителей, не желая с ними общаться. Писания не рекомендуют молчать в ответ на критику вайшнавов, наоборот, они рекомендуют защищать вайшнавов и не быть бездейственными. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» перечисляя виды бхакти, пишет о двадцатой анге следующее: гуру-кришна-бхакти-нинда-сахана-тйагах – «Не следует позволять, чтобы хулили шри гуру, Шри Кришну или преданных». Шрила Гурудев, будучи воспитанным наставлениями Шрилы Б.Ваманы Госвами пишет: «Хулить шри гурудева, Шри Бхагавана и преданных – очень оскорбительно. Точно так же оскорбительно слушать хулу в их адрес. Если человек способен надлежащим образом наказать хулителя, он должен сделать это. Если нет, он должен закрыть уши, покинуть это место и, не снимая одежды, совершить омовение».

7) «Бхагавад-гита», 2.69:

йа ниша сарва бхутанам тасйам джагарти самйами

йасйам джаграти бхутани са ниша пашйато мунех

«Просветлённое состояние спокойного мудреца – тёмная ночь для обычных джив, а дневная жизнь заблудших любителей наслаждений – ночь для владеющего собой муни».

8) Шри Девакинандан дас, Вайшнава-вандана, 10.

9) Шрила Нароттам дас Тхакур, «Према-бхакти-чандрика», 1.1.

10) Шрила Гопал-Говинда Маханта, Шрила Прабхупада-вандана, 18.

11) Мука, ​​или немой, совершает оскорбление, отказываясь прославлять вайшнавов, в то время как муркха, или глупец, прославляя их, стремится только тешить свою гордыню – тамо буддхи доше муи дамбха матра кори.

12) Шрила Нароттам дас Тхакур, «Прартхана», Нитьянанда-ништха, Песня 37, Нитай-пада-камала, 4.

13) «Благословен тот преданный, который никогда не покидает стоп своего Господа. Благословен Господь, который никогда не оставляет тех, кто принадлежит Ему. Если по несчастному стечению обстоятельств слуга сойдёт с пути, благословен Господь, который вытащит его назад за волосы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.46).

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения и ссылки: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Вамана Махарадж