«Бхакти Чайтанья-чандрика».



«Бхакти Чайтанья-чандрика»
Критика книги «Бхакти Чайтанья-чандрика»
Шрила Бхактивинода Тхакур
«Саджана тошани», том 1, 1881 год
Статья под названием «Бхакти Чайтанья-чандрика» впервые была опубликована в «Саджана тошани», том 1 в 1881 году. Это обзор книги под названием «Бхакти Чайтанья-чандрика», написанной Чхиранджива Шармой. Шрила Бхактивинода Тхакур указывает на вопиющие недостатки в изложении жизни и учения Шри Чайтаньи. Автор книги фальсифицирует жизнь и учение Шри Чайтаньи посредством имперсональной философии.
Несколько дней назад к нам в руки попала книга под названием «Бхакти Чайтанья-чандрика». Хотя, по мнению некоторых авторов, не следует судить о качестве объекта лишь по названию, всё же человеческая природа такова, что как только человек читает название книги, то у него сразу возникает определённое настроение. Когда вы видите слово «бхакти» в названии книги, вы можете понять, насколько великое счастье испытывают преданные, связанные с бхакти. Поскольку к названию также добавлено священное имя Господа Чайтаньядевы, невозможно выразить словами, сколько блаженства мы испытали, как только увидели эту книгу. Едва мы услышали название «Бхакти Чайтанья-чандрика», как оно сразу привлекло наш взор и ум. После этого мы не могли заниматься ничем, кроме чтения этой книги. Если с самого начала испытываешь много радости и надежды от контакта с чем-либо, а после неожиданно вдруг возникает чувство враждебности по отношению к этому, тогда становится понятно, сколько этот объект может принести страданий!
Прочитав книгу от начала до конца, я увидел, что автор с усердием составлял историю жизни Махапрабху, однако из-за философской слепоты его книга не станет популярной среди вайшнавов. Лучше сразу принять горькое лекарство, чем смешивать его с приготовленной пищей.
Повествования о жизни Махапрабху дороги всем дживам и особенно вайшнавам. Эти рассказы являются истинным богатством их жизни. Однако эту книгу настолько неприятно читать из-за гьяна-мишра-бхакти (примеси гьяны к чистой бхакти), что читатель даже почувствует к ней полное отвращение, не говоря уже о том, чтобы влюбиться в неё. Книга не маленькая. Первый раздел содержит сто тридцать шесть страниц, а второй сто тридцать пять страниц. Мы прочитали её полностью.
Мы не будем тратить время на обсуждение биографии Махапрабху. Просто скажу, что если бы эта книга была написана подлинным вайшнавом, она не была бы такой сухой. Когда мы читали биографию Шри Чайтаньи, то испытывали чувство сожаления от того, что её не написал настоящий преданный. Как хорошо, когда кузнец занимается своим делом, а плотник своим. В связи с этим становится ясно, насколько может быть хороша металлическая конструкция, если за её изготовление берётся плотник. Йара карма таре садже, анйа локе латхи бадже («Работа человека соответствует его природе, заниматься чужим делом – всё равно что быть битым палками»). Слова индийского поэта, написавшего эти строки, верны. Чхиранджива Шарма видится юнцом, не обладающим знанием. Он не может понять тонкие различия, возникающие между гьяна-кхандой и бхакти-кхандой. По видимому, Чхиранджива считает себя принадлежащим к сампрадае гьяна-кханды. Вайшнавы простодушны, а сторонники гьяна-кханды изворотливы. Имея скрытые намерения, они становятся спиритуалистами, используя карма-кханду и бхакти-кханду. Они следуют правилам бхакти-садханы лишь для того, чтобы развиваться, следуя пути гьяна-кханды.
Описание биографии Махапрабху не было главным намерением автора. Его главным намерением при обсуждении философии Господа Чайтаньи было показать превосходство брахма-вады. Обсудив приложение к книге, вы сможете понять, что наше заключение верно. В нём даётся краткое изложение бхакти-таттвы, проповедуемой Махапрабху. Приложение тридцать третье раскрывает новую (надуманную) концепцию бхакти. Именно в нём выражается тайное намерение Чхиранджива Шармы. Шарма Махашая пишет: «Увидев возникновение новой формы бхакти с «Каишаби Брахмос», моя надежда и вера ожили». В этом предложении раскрывается его искренняя преданность*.
Он убеждён, что бхакти-таттва, которой учил Махапрабху, была неполной, и традиция почитания имперсонального Брахмана постепенно заполнит этот «пробел». Он раскрыл это во многих местах. Относительно современной модели почитания Брахмана он пишет, что ранее никто ещё не подчёркивал необходимость обилия премы в бхакти и анураги по отношению к тому, что не имеет формы. Он утверждает, что в действительности не существует никакого Божества, а воображение и глупая сентиментальность совершенно не уместны в подлинной духовности. На самом деле ему трудно понять божественное безумие (бхавы и расы), сопровождаемое обилием слёз. Прочитав приложение полностью, мы можем понять, что Чхиранджива Шарма является последователем современной модели поклонения имперсональному Брахману и истинным ниркара-вади (сторонником бесформенности).
Чтобы утвердить превосходство своего сектантского мнения, он сначала славил Махапрабху, а затем назвал Его философию неполной, заявив, что ниракара-таттва (истина об имперсональности Абсолюта) превосходит её. Изворотливость Чхиранджива Шармы легко понять. Его восхваление Шри Чайтаньи направлено лишь на то, чтобы сфабриковать задуманное. Из пояснений автора становится ясно, что склонность Господа Чайтаньи к бхакти превосходна, однако акт связи этой склонности с сакара-кришной (Кришной, имеющим облик) является крайне ошибочным, что харинама-санкиртана превосходна, однако лила-киртан Радхи-Кришны является грубой ошибкой сампрадаи. В результате его работы жемчужина бхакти была спасена якобы из трясины вайшнава-дхармы приверженцами бесформенности.
Такая точка зрения Чхиранджива Шармы является просто проявлением сектантской слепоты. Стремясь сохранить чистоту бхакти, предыдущие махатмы тщательнейшим образом берегли её от гьяна-кханды и черпали безграничное блаженство от расы чистого служения Всевышнему. На самом деле путём размышления они пришли к заключению, что бхакти по отношению к безличностному Брахману не существует. Подобно тому, как нелепо словосочетание «золотая чаша из камня» или «манго в джекфруте» – это бессмысленно, подобным образом «брахма-бхакти» или «ниракара-бхакти» – просто абсурд. Занятие неадекватной деятельностью в конечном итоге приведёт к насмешкам. Если чистое кришна-бхакти Чайтаньи притянуть к ниракара-бхакти, то такая мешанина не только не улучшит настрой души, но приведёт её к жалкой деградации.
Следуя пути обмана, автор утверждает, что Махапрабху некогда сказал, будто Он явится ещё два раза. Шарма Махашая намерен утвердить своего ачарью как аватару Шри Чайтаньи. Похоже, что читая книги сект неда и баулов, автор принял, согласно их словесному жонглированию, ещё двух аватар.
Шарма Махашая и ему подобные пытаются через обман поднять авторитет своего ачарьи. После ухода Махапрабху возникло множество групп еретиков, проповедующих множество новых идей от имени Шри Чайтаньи. Все они не нравились Махапрабху. Все неортодоксальные идеологии говорят о Нём во многих местах своих книг. Такие секты, как пракрити-садхана, кишори-бхаджана, атибади, карта-бхаджа, брахма-бхакти и так далее, существуют и по сей день. Все они эксплуатируют учение Чайтаньи в качестве поддержки своих концепций, скитаясь повсюду, они уродуют Его учение, а тех, кто стоял у истоков проповеди искажённой философии называют аватарами Чайтаньи.
На самом деле, среди всех этих сект наблюдается определённое количество последователей адвайта-вады, ниракара-вады и коррумпированных практик. Шарма Махашае не следовало бы писать подобного рода книгу и направлять кого-либо к безнравственным доктринам. Эта книга не дарует благих плодов, поскольку чистые вайшнавы очень хорошо помнят события прошлого. Многие подделки, такие как «Рага-вартма чандрика», «Шарантика», «Виварта-виласа», «Нигама калпатару» и так далее, были опубликованы от имени Чайтаньи. Любая книга, опубликованная с мнениями, которые противоположны учению Шри Чайтаньи, не будет положительно оценена истинными вайшнавами.
…………………………………………………
Примечание переводчика на английский:
«Каишаби Брахмос» имеет отношение к религиозному движению «Брахмо Самадж». «Каишаби Брахмос» является отколовшейся фракцией «Брахмо Самаджа». Его основателем был Кешаб Чандра Сен. Это произошло в 1866 году. «Брахмо Самадж» – это реформистское движение Бенгалии, основанное Рам Моханом Роем. Оно вобрало в себя имперсональные верования индусов, объединив их с христианскими идеалами.
Источник: https://bhaktivinodainstitute.org/bhakti-caitanya-candrika/
Перевод на английский язык: Свами Б.В. Гири.
Перевод на русский язык: Камала д.д., Камала-канта д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур