?

Шри Ишан Тхакур, глава 25.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 112. Опубликовано: 31-01-2023, 06:07

Шри Ишан Тхакур

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Из Книги «Чайтанья. Его жизнь и спутники»

Глава 25

 

Ишан Тхакур считается одной из ветвей древа Шри Чайтаньи Махапрабху: «Шринатх Мишра, Шубхананда, Шри Рама, Ишан, Шринидхи, Шри Гопиканта, Бхагаван Мишра [были ветвями древа Чайтаньи]» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.110).

Ишан Тхакур(1) был слугой в доме Джаганнатхи Мишры. Только вечный спутник Верховного Господа может быть так удачлив, и лично служить Ему в Его собственном доме. Господь принимает служение от Своих близких спутников.

Когда родился Махапрабху, Ишан имел возможность брать Господа к себе на колени и с любовью держать Его. Он терпел все детские проказы маленького Нимая и исполнял все Его прихоти. Нимай даже на мгновение не мог куда-то пойти без Ишана: «Как мне постичь деяния Ишана Тхакура, которого Нимай с любовью звал „отцом“? Сын Шачи, Нимай Чханд, был самой его жизнью. И Нимай никуда не ходил без него. В детстве Нимай был очень непослушным, а Ишан старался исполнять Его разнообразные капризы» («Бхакти-ратнакара», 12.95-97).

Также у Ишана Тхакура была возможность служить Нитьянанде Прабху, «второму Я» Шри Чайтаньи Махапрабху. Перед тем, как Они оба садились покушать в доме Шачи, Ишан Тхакур приносил воду для омовения Их стоп. Господь умолял Cвою мать позволить пригласить Нитая и когда она, наконец, соглашалась, Сам отправлялся позвать его. «Ишан принёс Гауре и Нитаю воду для омовения стоп, а затем они сели поесть» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 8.59).

Будучи одним из вечных спутников Господа, Ишан Тхакур был полностью осведомлён о Его божественной природе. Он знал, что поклонение преданному более важно, чем поклонение даже Самому Господу! Поэтому он совершал разнообразное служение Шачи Деви, которая неотлична от Яшоды Деви, и таким образом, он был благословлен её любовью. Господь благословляет Своих преданных, также через милостивое отношение вайшнавов. Милость Господа следует за милостью преданного. Слава Ишана Тхакура описана в труде под названием «Вайшнава-вандана»:

вандиба ишана-даса кара-джра кари

шачи-тхакурани йаре каила вари

«Сложив молитвенно свои ладони, я склоняюсь перед Ишаной дасом, поскольку Шачи Тхакурани относилась к нему с большой любовью» («Бхакти-ратнакара», 12.94).

«Брахман сказал: „Смотрите, вот идёт Ишан. Что сказать, никто не может постичь его высокой квалификации... У него репутация человека, обладающего знанием всех истин о Господе, и он служил Шачи, исполняя все её поручения. Поскольку он совершал такое служение матери Господа, удача Ишана единственная во всех четырнадцати мирах. И хотя я своими глазами видел, с какой любовью она относилась к нему, я не могу найти слов, чтобы это описать“» («Бхакти-ратнакара», 12.90-93).

«Самый удачливый во всех четырнадцати мирах, Ишан постоянно служил матери Господа» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 8.74).

Когда Махапрабху принял санньясу и ушёл в Пури, на Ишана легла обязанность заботы о Его матери Шачи и жене Вишнуприи Деви. Также, он присматривал за домашним хозяйством.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур в своём комментарии к «Чайтанья-бхагавате» (Мадхья), к стиху 8.73, в котором говорится о том, как Ишан Тхакур убирал в доме и т.п., пишет следующее: «Ишан был слугой в доме Махапрабху. Он собирал весь рис, который повсюду разбрасывал Нитьянанда и поддерживал в доме должный порядок. Удача Ишана была безграничной. Он мог служить матери Господа в течение всей её жизни. Даже после того, как Господь принял санньясу, Ишан был занят служением матери и жене Господа, что показывает масштаб полученных им благословений. Поэтому его называют „самым благословенным“ и „самым удачливым среди самых благословенных“.

Ишан Тхакур прожил очень долгую жизнь. Он был жив даже после ухода Вишнуприи Деви и остальных преданных Махапрабху в Навадвипе. Таким образом, когда Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур и Рамачандра Кавирадж пришли в паломничество в Навадвипу, только Ишан мог показать им все места, где происходили игры Господа. В «Бхакти-ратнакаре» сказано, что когда Ишан показывал этим преданным святые места, там всё уже состарилось и обветшало. Это даёт представление о том, насколько пожилым он должен был быть. «Почти все покинули Навадвипу. Никого не осталось в ней, кроме слуги Господа, Ишана» («Бхакти-ратнакара», 11.721).

Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур и Рамачандра Кавирадж получили благословения Ишана Тхакура в Навадвипе. Ишан обнял их всех, когда они собрались уходить в Шри Кханду на встречу с Рагхунанданой Тхакуром. Добравшись до Шри Кханды, они получили весть о том, что Ишан оставил тело. «Я слышал от людей, что пока я был на пути сюда, ушёл Ишан» («Бхакти-ратнакара», 13.21).

После ухода Махапрабху и матери Шачи, Вишнуприи Деви и Ишану Тхакуру служил Вамшиваданананда Тхакур.

………………………………………………

1)                       Кроме упоминаемого тут Ишана Тхакура, существуют ещё несколько спутников Господа с таким же именем: слуга Шрилы Санатаны Госвами по имени Ишан; Преданный во Вриндаване с таким же именем, о нём упоминается в «Бхакти-ратнакаре», как об одном из тех преданных, которые сопровождали Шрилу Рупу Госвами в доме Виттхалешвары, они шли туда за даршаном Говардханадхари Гопала. Также говорится, что он получил благословения Шринивасы Ачарьи, Нароттама даса Тхакура и Шьямананды Прабху, отправлявшихся в путешествие в Бенгалию с книгами Госвами; в «Гаудия-вайшнава абхидхане» упоминается один Ишан Ачарья, который является во Врадже Мауна Манджари; автор «Адвайта-пракаши» – Ишан Нагара.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев