Краткая биография.


Шри Вадираджа Тиртха
Краткая биография
Шри Вадираджа Тиртха (годы жизни 1480–1600), Харидас, как говорят, был шивалли брахманом из Тулу Наду, уроженцем деревни Хувинакере, недалеко от Кумбхаши в Кундапура-талук, округа Удупи в штате Карнатака. Его родителями были Рамачарья и Гаури.
Он считается вторым по величине святым в иерархии Мадхвы, уступая только Шримад Ананде Тиртхе (Шриле Мадхвачарье), хотя его гуру был Шри Вьяса Тиртха. Его считают воплощением Латавьи.
Он был не только великим поэтом, но и очень умело управлял Матхом в Удупи. Он внёс множество изменений в систему организации этого Матха, что показывает его высокое положение в иерархии Мадхвы.
Он стал санньяси Шри Вадираджей Тиртхой в возрасте 8 лет. До санньясы его имя было Бхувараха. Он поклонялся Господу Вишну в образе Хаягривы.
Именно Шри Вадираджа Тиртха изменил систему Парьяи в храме Удупи – период в два месяца он изменил на период в два года. Такое увеличение срока Парьяи позволило Свами путешествовать повсюду, распространяя послание традиции Мадхвы.
Шри Вадираджа Тиртха прожил 120 лет и пять раз совершил Парьяю Господа Кришны в Удупи.
Проживая в эпоху великих знатоков санскрита, Шри Вадираджа Тиртха, который сам был великим учёным, смог удовлетворить нужды менее образованных людей, принеся традицию Харидаса в массы, а именно, он перевёл многие важные труды на язык каннада. Он умел объяснить сложные понятия в форме простых стотр.
Доктор Б.Н.К. Шарма пишет о нём так: «Его труды знаменуют собой новый и необходимый этап в истории литературы Двайты. Они несут в себе дух новой эпохи, создавшей других популярных представителей мадхва-сиддханты – как на санскрите, так и на каннаде».
Вадираджа Тиртха ежедневно предлагал подношения Господу Хаягриве, держа их на своей голове. Как рассказывают, Господь Хаягрива (Властелин Вед, Господь с головой лошади), являл Себя в образе лошади и принимал прасад, опираясь коленями на плечи Вадираджа Тиртхи.
Недалеко от Сирси в Карнатаке в храме Содхе (Сонда Вадираджа Матх) находится его самадхи Вриндаван, “вадираджатиртхару бриндаван”, в окружении алтарей Марути, Гопала-Кришны и Рудры. В храме также есть священный пруд Дхавала-ганга, в котором омываются паломники, причём один из углов этого пруда закрыт для посещения. Считается, что Господь Бхутараджа поныне использует его для омовений. В храме есть традиция, согласно которой каждый преданный, посещающий храм, должен предложить кокос Бхутарадже.
…………………………………………………..
Перевод: Гаятри д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
(https://www.radha.name/digital-books/sastras-acharyas-and-swamis/acharyas/vadiraja-tirtha)