?

Шрила Мадхавендра Пури. Биография.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1591. Опубликовано: 28-10-2020, 07:40

Шрила Мадхавендра Пури

Биография святого вайшнава

 

В исторической перспективе мы видим как постепенно волна спонтанной любви начинает захлёстывать Мадхва-сампрадаю, где изначально преобладал акцент на благоговейном поклонении Господу - айшварья. Мадхва хотел проповедовать мадхурья-расу и другие высшие расы. Однажды он уже собирался рассказать людям о сладости мадхурьи, но Кришна пришёл к нему во сне и сказал: «Подожди! Время ещё не пришло. Ты должен проповедовать айшварья-бхакти». Почему Кришна не разрешил ему проповедовать славу мадхурья-расы? Дело в том, что люди в то время были слишком заражены влиянием атеистической майявады, и потому они должны были пройти этап благоговения и почтения перед Господом. Эта и была та миссия, которую принял на себя Шрила Мадхвачарья.

Мадхурья-раса пришла в нашу сампрадаю вместе с Мадхавендра Пури. Мнения о положении Мадхавендры Пури очень противоречивые. Некоторые таттва-вади не признают его принадлежность к Мадхва-сампрадае, поскольку они все «Тиртхи», а он – «Пури». Никто не знает, почему он принял титул «Пури». Некоторые говорят, что он принял его под влиянием Вишну Пури - знаменитого ученика Виджаядхваджи Тиртхи. Некоторые даже говорят, что Мадхавендра Пури был санньяси-майявади. Но те, кто хотя бы немного знает его, понимают, что это совершенно не соответствует истине. Важно понимать, что оценивать положение того или иного вайшнава нужно по его хари-катхе и типу поклонения. Также нужно понимать настроение его учеников, которое они наследуют от учителя.

Итак, Мадхавендра Пури был первым, кто ввёл поклонение в настроении мадхурья-расы. Именно ему принадлежит знаменитый стих:

 

сандхйа-вандана бхадрам асту бхавато бхох снана тубхйам намо

бхо девах питараш ча тарпана-видхау нахам кшамах кшамйатам

йатра квапи нишадйа йадава-кулоттам сасйа камса-двишах

смарам смарам агхам харами тад алам манйе ким анйена ме

 

«Прощайте мои молитвы! Прощайте мои ритуальные омовения три раза в день! Прощайте полубоги! Прощайте предки! Прощайте все! Прощайте, всего Вам хорошего! До тех пор, пока я могу помнить о славном отпрыске династии Яду, о Кришне, мне не страшен никакой грех».

Благодаря практике регламентированного преданного служения наше сердце тоже может очиститься от всех материальных желаний, и мы сможем постоянно помнить о Кришне, не беспокоясь о многочисленных правилах и предписаниях бхакти. К тому времени они войдут в привычку и мы сможем исполнять их постоянно, автоматически. В этом смысл раги. Мадхавендра Пури находился именно на этом уровне спонтанной привязанности к Кришне. Память его о Шри Кришне была столь интенсивной, что он путешествовал всегда в одиночестве. По строгим правилам санньясы это было не принято. Обычно санньяси должен всегда сопровождать помощник-брахмачари. Но Мадхавендра Пури боялся, что если он кого-то возьмёт с собой, то разговоры с ним могут отвлечь его от мыслей о Кришне.

Мадхавендра Пури является одним из самых известных духовных учителей в цепи ученической преемственности Гаудия-вайшнавизма.

 

вйасатиртха та’ра даса, лакшмипати вйаса-даса,

таха ха’те мадхавендра-пури

 мадхавендра-пури-вара-шишйа-вара шри-ишвара,

нитйананда, шри-адвайта вибху

ишвара-пурике дханйа, корилена шри-чайтанйа,

джагад-гуру гоура-махапрабху

 

«Преемником Вьяса Тиртхи стал Шри Лакшмипати Тиртха, от которого знание перешло к Шри Мадхавендре Пури. Два воплощения Господа - Шри Нитьянанда Прабху и Шри Адвайта Ачарья — стали учениками великого Шри Мадхавендры Пури. Самым выдающимся учеником-санньяси был Шри Ишвара Пури. Шри Чайтанья Махапрабху - духовный учитель всего мира - избрал Ишвару Пури Своим дикша-гуру, тем самым оказав ему великую милость» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати, «Шри Гуру-парампара», стихи 4-5).

В «Шри Чайтанья-бхагавате» Вриндавана даса Тхакура сказано: «Несомненно, Господь Гаурасундара постоянно пребывал в теле Мадхавендры Пури. Его преданность Всевышнему Господу нельзя было сравнить с чьей-либо ещё преданностью. По милости Господа Кришны трансцендентные качества Господа полностью проявились в Мадхавендре Пури».

Все ачарьи Гаудия-сампрадаи славили Шрилу Мадхавендру Пури как одного из самых возвышенных вайшнавов. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур писал о нём следующее: «Шри Мадхавендра Пури – прославленный вайшнав и выдающийся духовный учитель Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Если преданное служение Кришне сравнить с чудесным древом желаний, то Мадхавендру Пури можно сравнить с прекрасным плодом этого древа. До прихода Мадхавендры Пури в Шри Мадхва-сампрадае не было проявления преданности Богу, основанной на настроении возлюбленных. Среди учеников Мадхавендры Пури следует выделить таких вайшнавов как Шри Ишвара Пури, Шри Адвайта, Шри Парамананда Пури, Шри Брахмананда Пури, Шри Ранга Пури, Шри Пундарика Видьянидхи и Шри Рагхупати Упадхьяя.

Шрила Кавирадж Госвами склоняется к стопам Шри Мадхавендры Пури. Он молится ему такими словами:

 

йасмаи датум чорайан кшира-бхандам

гопинатхах кшира-чхора бхидхо бхут

шри-гопалах прадурасидх вашах сан

йат премна тан мадхавендрам ато `смин

 

«Я почтительно склоняюсь перед Мадхавендрой Пури, который получил горшок со сладким рисом, украденный Шри Гопинатхом. С тех пор то Божество называют Кшира-чора Гопинатхом. Шри Гопал, покорённый великой любовью Мадхавендры Пури, открыл Себя всем людям» [«Ч.-ч.», Мадхья, 4.1].

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.23-33 и 16.271 рассказывает о том, как Мадхавендра Пури пришёл во Вриндаван, сел под деревом на берегу Говинда-кунды и как Кришна явил ему Свой вечный облик. Господь воспользовался для этого предлогом – принёс ему крынку молока. Сделав санодия-брахмана своим учеником, а затем приняв обед, предложенный им, Мадхавендра Пури силой своего чистого характера утвердил принципы этикета для последователей дайва-варнашрамы и одновременно с этим отверг взгляды приверженцев адайва-варнашрамы.

Он гневно отругал и отверг Рамачандру Пури за оскорбление стоп гуру. В то же время, видя бескорыстную преданность Ишвары Пури, он обнял и благословил его, сказав при этом: «Обрети сокровище любви к Кришне» [«Ч.-ч.», Антья, 8.16-32].

«Чайтанья-чаритамрита» [Антья, 8.33-35] рассказывает о том, как Шрипад Мадхавендра Пури уходил из этого мира, погружённый в чувство трансцендентной разлуки с Господом, произнося следующий стих:

 

айи дина-дайардра натха хе

матхура-натха кадавалокйасе

хридайам твад-алокам катарам

дайита бхрамйати ким каромй ахам

 

«О мой Господь! О милосердный Господин! О владыка Матхуры! Когда же я снова увижу тебя? О Повелитель, в разлуке с Тобой сердце моё разбито. О мой Возлюбленный, что мне теперь делать?»» [Антья, 8.34] (Фрагменты комментария на «Чайтанья-бхагавату», Ади, 9.154).

До явления в этом мире Шри Чайтаньи многие люди, населяющие нашу планету, были лишены чувства чистой преданности по отношению к Всевышнему Господу. Но, по особой милости, Мадхавендра Пури постоянно пребывал в экстазе преданности. Все признаки духовного экстаза часто проявлялись у него. Он был так погружён в медитацию на Всевышнего Господа Кришну, что не осознавал, что делает. Идя по улице, он, бывало, неожиданно начинал грациозно танцевать и воспевать святое имя. Иногда от переполнявших его сильных экстатических чувств, Мадхавендра Пури впадал в духовный транс, длящийся по нескольку часов. Вриндаван дас Тхакур писал («Чайтанья-бхагавата», Ади, 9.155-156):

 

мадхавендра-пури према-майа-калевара

према-майа йата саба санге анучара

кришна-раса вину ара нахика ахара

мадхавендра-пури-дехе кришнера вихара

 

«Тело Мадхавендры Пури исполнено экстатической любви к Богу, и его последователи разделяют с ним это чувство. Он постоянно наслаждался чувством божественной любви к Господу Кришне, проявлявшему свои игры в его теле».

 Испытывая сильнейшую любовь в разлуке с Господом, он рыдал и слёзы струились по его щекам, подобно водам Ганги во время наводнения. Бывали случаи, когда он вдруг разражался взрывами громкого смеха или, опьянённый нектаром любви к Богу, переставал сознавать, что потерял свои одежды.

Шрила Мадхавендра Пури счастливо проводил свои дни, наслаждаясь возвышенными отношениями с Господом Кришной. Только лишь мысль о том, что большинство людей лишено преданности, удручала его. Он очень много думал о том как бы облегчить страдания людей и пришёл к заключению, что для этого должен явиться Сам Кришна. Тогда в обществе не было понимания смысла фестивалей, посвящённых играм Господа Кришны, и проведения прославляющих Господа киртанов, продолжающихся всю ночь. Понимание совершенной религиозной деятельности сводилось в основном к ночным бдениям и слушаниям песен о богине Мангала-Чанди. Многие просто желали увеличить своё богатство или число наследников и для этой цели они поклонялись демонам и духам, предлагая им плоть животных и вино.

Мадхавендре Пури причиняло страдание безбожие, царившее вокруг, и он постоянно искал тех, с кем можно было бы поговорить о Боге. Надеясь найти понимание у отрёкшихся от мира санньяси, он с сожалением понял, что единственным их желанием было слиться с Богом. Они стремились, в основном, к саюджья-мукти. Он был в отчаянии, не находя места, куда можно было бы обратиться, чтобы обсудить темы, связанные с играми Господа Кришны. Ученые брахманы, йоги, отшельники и санньяси не желали учить людей тому, как следует служить Всевышнему Господу. Видя всё это и чувствуя себя абсолютно одиноким, Шрила Мадхавендра Пури решил покинуть общество и отправиться жить в лесу. Он думал: "Почему я брожу среди людей в поисках хотя бы одного вайшнава? Как я могу найти их среди тех, кто не может оценить возвышенного преданного? Пусть лучше я отправлюсь один в лес и буду жить там. По крайней мере, мне не придётся общаться с теми, кто не разделяет моих взглядов".

Решив покинуть общество, по божественному плану, он неожиданно встретился с Шри Адвайтой Ачарьей. Несмотря на ужасное состояние того общества, Шри Адвайта Ачарья один продолжал проповедь преданного служения Господу Кришне. Встретившись с Ним, Мадхавендра Пури раздумал оставлять несчастных людей в полнейшем мраке невежества. Он пришёл в дом Адвайты Ачарьи, где они погрузились в безбрежный океан катхи об играх Господа Кришны.

Мадхавендра Пури встречался также с Шри Нитьянандой Прабху. Господь Нитьянанда очень любил этого вайшнава:

 

мадхава-пурире декхилена нитйананда

тата-кшане преме мурчха хаила ниспанда

нитйананде декхи’ матра шри-мадхава-пури

падила мурчхита хаи’ апана’ пасари’

 

 «Когда Нитьянанда увидел Мадхавендру Пури, Он погрузился в экстатическую любовь и упал на землю без чувств. Увидев Нитьянанду, Мадхавендра Пури забыл себя и тоже потерял сознание» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 9.158-159).

Шрила Мадхавендра Пури был таким возвышенным вайшнавом и так сильно любил Кришну, что терял сознание даже при виде тёмного облака, ибо оно напоминало ему о прекрасном облике Шьямасундара. Имя Господа Кришны сразу же погружало его в блаженство, и, громко смеясь, он проявлял различные признаки божественной любви. Увидев в Мадхавендре Пури все качества шуддха-вайшнава, Шри Адвайта Ачарья обрадовался тому, что наконец-то встретил подлинного вайшнава.

 О том, что Мадхавендра Пури встречался со Шри Нитьянандой Прабху, упоминается в «Чайтанья-бхагавате» (Ади, 9.154):

 

эи-мата нитйананда-прабхура бхрамана

даиве мадхавендра-саха хаила дарашана

 

«Во время своего путешествия Господь по воле провидения встретил Шри Мадхавендру Пури». Когда святой Мадхавендра видел Нитьянанду Прабху, оба они падали без чувств при встрече. Спутники Мадхавендры и Нитьянанды смотрели на это и плакали, изумляясь глубочайшим чувствам святых. Господь Чайтанья пребывал в сердцах Нитая и Мадхавендры Пури. Нитьянанда Прабху совершал паломничество по святым местам. Он обошёл много мест, но когда встретил Мадхавендру Пури, то сказал: «Я обошёл много святых мест, но сегодня я достиг цели Своего паломничества – стоп Мадхавендры. Увидев его прему, Я достиг совершенства жизни». Мадхавендре Пури посчастливилось путешествовать вместе с Господом Нитьянандой. Они были рады беседовать друг с другом о Кришне. Находясь вместе с вечным спутником Шримана Махапрабху, Мадхавендра Пури был несказанно рад. Несколько дней проведённых вместе пролетели для них как мгновение. Расставаться им не хотелось:

 

эи-мата мадхавендра нитйананда-прати

ахар-ниша болена, карена рати-мати

 

«День и ночь Шри Мадхавендра Пури своими словами и поступками проявлял любовь к Шри Нитьянанде» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 9.187).

Нитьянанда Прабху считал Мадхавендру Пури никем иным, как своим духовным учителем.

Однажды Шри Мадхавендра Пури отправился во Вриндаван. Когда он подошёл к холму Говардхан, то почти потерял рассудок. Он не знал день был или ночь, не мог определить где он находится, - так сильны были его духовные переживания. Иногда он стоял как вкопанный, а иногда падал на землю, как будто без сил. Он потерял чувство внешней реальности. Затем он отправился к озеру Говинда-кунда и совершил там омовение. Затем он сел отдохнуть под деревом. И тут к нему подошёл незнакомый мальчик-пастушок с кувшином молока и протянул его Мадхавендре Пури. Увидев красоту мальчика, Мадхавендра Пури был потрясён до глубины души, а когда мальчик заговорил, то позабыл о голоде и жажде. Мальчик сказал, что сейчас собирается пойти доить коров, но скоро вернётся и заберёт кувшин. Затем он неожиданно исчез, что несказанно изумило Мадхавендру Пури.

Когда он заснул, то во сне ему явился тот самый мальчик – он взял Мадхавендру Пури за руку и отвёл к одному кусту в джунглях: «Забери Меня отсюда, пожалуйста, тут я очень страдаю. Приведи людей из деревни и пусть они достанут Меня из этого куста. Поставь Меня на вершине этого холма, построй там храм и установи Меня в нём. Меня зовут Гопал. Это Я поднял холм Говардхан. Раньше я был установлен во Врадже, но во время набега мусульман Мой священнослужитель спрятал Меня здесь».

Сказав это, мальчик исчез. А Мадхавендра Пури, проснувшись, стал сокрушаться о том, что не смог узнать Самого Господа Кришну. На следующее утро он собрал местных жителей и провёл их к месту, которое указал Господь. Там они увидели покрытое грязью и травой Божество. Несмотря на то, что Оно было очень тяжёлым, Его подняли на вершину холма и установили на большом камне. Затем все отпраздновали это событие.

Прошло два года, и Мадхавендре Пури снова приснился Гопал. Во сне Гопал сетовал, что Ему очень жарко, ведь Он много лет лежал в джунглях и за это время очень нагрелся. Гопал попросил принести сандала из малайской провинции и натереть этой пастой Его тело, чтобы остудить. Мадхавендра Пури незамедлительно отправился на восток, в Бенгалию.

По пути он посетил деревню Ремуну, где находится храм Гопинатхи. Увидев красоту Божества, Мадхавендра Пури преисполнился счастьем, духовные переживания захлестнули его. Придя в себя, он подумал, что надо расспросить священнослужителя о том, какие подношения делают Божествам, чтобы готовить те же блюда Шри Гопалу. Священник подробно объяснил, что и как они готовят, и добавил, что по вечерам они готовят особый сладкий рис. Такой рис больше нигде не готовят. Мадхавендра Пури захотел попробовать этот рис, чтобы приготовить такой же для Своего Гопала. Но вечером ему негде было остановиться и ему пришлось отправиться спать на рыночную площадь, как обычному бездомному бродяге. Той же ночью священнику приснился Гопинатхаджи и повелел ему отнести Мадхавендре Пури горшочек со сладким рисом, который Гопинатх украл и прятал специально для него. Брахман действительно нашёл один горшочек на алтаре и отнёс его Мадхавендре Пури. С тех пор это Божество стало известно как Кширачора-Гопинатха - Божество, укравшее рис.

Затем Мадхавендра Пури отправился в Джаганнатха Пури и там получил разрешение от царя Ориссы взять с собой 82 фунта сандала и 8 унций камфары. Царь снарядил в помощь Мадхавендре Пури брахмана и слугу и снабдил деньгами на оплату всех расходов.

На обратном пути Мадхавендра Пури вновь посетил Ремуну и решил там переночевать. Во сне ему явился Гопал и сказал, что уже получил весь сандал и камфару. Теперь Он попросил смешать их и умащать ими ежедневно тело Господа Гопинатхи. Он говорил: «Между Моим телом и телом Гопинатхи нет различия, поэтому, когда ты умащиваешь тело Гопинатхи, то умащаешь и Моё тело - так температура Моего тела понизится». Мадхавендра Пури остался в Ремуне, пока не кончилась вся смесь сандала и камфары.

Мадхавендара Пури - один из великих санньяси пятнадцатого века и один из первых спутников Господа Чайтаньи, пришедших на Землю. Сам Махапрабху говорил о Мадхавендре Пури:

 

‘бхакти-расе мадхавендра ади-сутра-дхара’

гаурачандра иха кахийачхена баре бара

 

«Гауранга повторял снова и снова: Шри Мадхавендра Пури — олицетворение поклонения Господу в экстатической любви» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 9.160).

В числе его учеников были Адвайта Ачарья и Ишвара Пури (духовный учитель Господа Чайтаньи). До Мадхавендры Пури в Брахма-Мадхва-сампрадае не было служения Кришне в духе мадхурья-расы (расы супружеской любви) и поклонялись не Радха-Кришне, а только Шри Кришне. Поэтому наша парампара (цепь ученической преемственности бхакти-йоги) фактически начинается с Мадхавендры Пури.

Шрила Прабхупада говорил, что признаки экстатической любви (премы) могут проявиться только в том, кто принадлежит к парампаре Мадхавендры Пури. Во времена Господа Шри Чайтаньи нередки были случаи, когда один преданный спрашивал другого: «Я вижу в тебе признаки кришна-премы. Признавайся, какое отношение ты имеешь к Мадхавендре Пури?» Все знали, что достичь премы могут только его ученики или ученики его учеников. Господь Шри Чайтанья на такие вопросы отвечал: «Да, Мой духовный учитель, Ишвара Пури, был любимым учеником Мадхавендры Пури».

 

Компиляция ссылок: Ари Мардан д.

Редакция: Аударья д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев