?

Краткое жизнеописание.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 3014. Опубликовано: 12-11-2024, 04:13

Краткое жизнеописание

Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа

Рассказал Шрипад Дамодар Махарадж

(севак Ш.Б.В.Бхарати Махараджа и ученик Ш.Б.Валлабхи Тиртхи Махараджа)

Январь 2012 г., Джаганнатха Пури

 

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж родился в округе Сидха Бакул в западной Бенгалии. Его отца зовут  Ванамали дас Чакраварти. Он родился в брахманической семье 1 августа 1926 года,  в день Шаяна экадаши, когда начинается  чатурмасья. Это день, когда Господь засыпает в йога-нидре.

Родители назвали его Нароттам, и затем Парам-гурудев (Ш.Бхакти Дайита Мадхава Махарадж) во время посвящения дал ему имя Нароттам дас Брахмачари. Позднее, после принятия санньясы в 1962 году, он стал Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем. 

Ещё в юношестве он стал общаться с преданными из Гаудия Матха. Так как он был из семьи брахмана, в его сердце были определённые саттвические ограничения, своего рода узлы, брахманические комплексы. Он рассказывал, что от общения со Шрилой Бхакти Дайита Мадхава Махараджем узлы в его сердце постепенно распались. В «Бхагаватам» сказано: «Общение с чистыми преданными устраняет из сердца всё неблагоприятное, все сомнения в вашем уме рассеваются». Также очень легко уничтожается привязанность к семье и временным семейным традициям. Бхарати Махарадж рассказывал, что, когда он приходил в матх, и ему предлагали принять чаранамриту от вайшнавов, не родившихся в семье брахманов, он думал: «Как я могу принять такую чаранамриту? Я же из семьи брахманов». По этой причине он долгое время не принимал чаранамриту и прасад в матхе, но всё же регулярно приходил туда, поскольку в его семье было традиционным и естественным служение вайшнавам. В матхе он много общался со всеми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, со многими у него были очень близкие отношения и сердечное общение.

Во славу нашего Парам-гурудева Шрила Бхарати Махарадж рассказал один интересный случай, произошедший в Шьямананда Гаудия Матхе в Индрапуре. Однажды один нехороший человек забрал все драгоценности Божеств. Согласно вайшнавскому этикету есть обстоятельства, при которых вайшнав имеет право разгневаться. Праведный гнев не противоречит шастрам. И в этой ситуации наш Парам-гурудев имел полное право разозлиться на этого человека, но всегда, в любых обстоятельствах он оставался очень спокойным и умиротворённым. Это качество очень привлекло Шрилу Бхарати Махараджа. Одно из первых качеств бхавыкшантир, которое можно обнаружить у очень возвышенных преданных. После даршана Парам-гурудева Шрила Махарадж немедленно принял у него прибежище, получив харинаму и дикшу. Он обнаружил все признаки бхавы у Парам-гурудева.

Когда он приехал совершать враджа-мандалу-парикраму, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Кешава Госвами Махарадж рекомендовали ему стать хорошим слушателем. Они сказали: «Если ты хочешь узнать что-то о Шри Кришне, вначале ты должен развить в себе качества подлинного слушателя хари-катхи». Мы должны слушать хари-катху всё больше и больше и активно развивать в себе дух вайшнава-севы. Шрила Бхарати Махарадж серьёзно служил всем вайшнавам. Даже  самые дорогие ученики Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады говорили, что Нароттам дас Брахмачари обладает идеальным  характером, что он великая личность. Его признавали и им восхищались даже возвышенные ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. С самого детства он был очень спокойным и имел очень покладистый характер.

В матхе у него никто никогда не замечал материальных желаний. Все храмы Шри Чайтанья Гаудия Матха построены под его руководством, так как по образованию он инженер. Бхарати Махарадж никогда не тратил впустую ни одного кусочка материала, всё использовал для строительства.

Одно из его удивительных качеств состоит в том, что он сердцем чувствует каждого брахмачари в матхе, они являются как бы продолжением его собственного тела. Обычно мы чувствуем себя принадлежащими к какой-то организации, но его восприятие не такое. Воистину в его удивительной личности воплощена сама духовная организация! Наш Парам-гурудев основал Чайтанья Гаудия Матх на могучих плечах таких великих личностей, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, Шрила Бхакти Прасад Пури Махарадж, он сделал их столпами Матха. Шрила Бхарати Махарадж – это сам матх, всё, что предлагают ему, он использует совершенно верным и рациональным образом. И если мы со своей стороны предлагаем ему что-то, то это будет самым правильным. Он никогда не использует подношение для себя, всё, что к нему приходит, он отдает туда, где в этом есть нужда. Он чувствует себя счастливым, когда видит, что кто-то принимает от него подношения и дары, как будто бы сам пользуется этим. Всё так происходит, потому что он ощущает всех окружающих его преданных как часть себя самого. Очень большая любовь и забота о вайшнавах живёт в его прекрасном сердце, эти замечательные качества присущи ему с самого детства. У него очень сладкий и мягкий характер.

Шрила Бхарати Махарадж явился в довольно зажиточной семье, он оставил всё и присоединился к Гаудия Матху. С тех пор он не поддерживал с родственниками никаких связей. Ушёл – как отрезал. Они даже приходили к нему в матх и просили вернуться, но он решительно отказался. С тех пор он полностью посвятил себя шри гуру и вайшнавам.

  Больше всего он подчёркивает необходимость воспевания святых имён Кришны и говорит о значительности вайшнава-севы, именно это он и делает всю свою жизнь. Он везде и всегда служит всем вайшнавам.

Раньше он много путешествовал, однако сейчас, с возрастом, ему не удаётся делать это так же интенсивно. Но кто бы его ни приглашал к себе, он никогда не отказывает, даже если здоровье не позволяет ездить, он принимает приглашения.

Он никогда не ранит своим поведением, ни одного преданного (ниндади-шунйа). Он всегда видит всех слугами Всевышнего Господа. Если кому-то требуется содействие и руководство, он, без сомнения, всегда поможет. Если он видит, что кто-то старше и достоин уважения, то, в соответствии с уровнем этого преданного, всегда должным образом почитает его. Он никогда не занимается негативной критикой в чью-либо сторону, он просто занимается своим бхаджаном. Обычно если вы остаётесь с кем-то на долгое время, то обнаруживаете в человеке то, что вам не нравится, что не по душе. У Шрилы Бхарати Махараджа всё по-другому. Его можно видеть удовлетворённым в любой ситуации.

Однажды мы были в Панджабе. Мы жили там три дня очень жарким летом. Генератор не работал, поэтому не было электричества. В комнате Шрилы Махараджа было всё закрыто, вентилятор не функционировал, и при этом множество людей постоянно приходили в эту душную комнатку, чтобы получить его даршан. Я мог видеть, что ему очень тяжело, что он очень устал, но он сказал: «Это всё милость Кришны». Мне было невыносимо жарко и тяжело, но он стойко и терпеливо выносил это целых три дня.

Люди, которые раньше служили Шриле Махараджу, рассказывали мне, что если ему приносили прасад позже обеденного времени, он никогда ничего не говорил в упрёк, он всё принимал.

Однажды мы с ним поехали в Пуну, чтобы сделать ему очки. Я заставил его сидеть в магазине, где мы выбирали ему оправу. Хотелось подобрать такую, чтобы смотрелась хорошо. Он тут же разозлился и сказал: «Пойдём! Для меня любая сгодится. Так или иначе это тело однажды рассыплется. Зачем вы его собираетесь украшать?! Всё, что необходимо для тела, нужно использовать, но ничего для наслаждения».

В нём проявлены все качества истинного садху, объяснение которых содержится в «Шримад-Бхагаватам». У него совершенно нет врагов. Подобно Махараджу Юдхиштхире, который никого не считал своим врагом, несмотря на то, что многие думали о нём как о враге. Юдхиштхира Махарадж сражался в битве на Курукшетре, но при этом в «Махабхарате» сказано, что  у него не было никаких врагов, так как он никого не считал таковыми.

Шрила Бхарати Махарадж встает в 2:30, Нароттам Прабху (севак Шрилы Бхарати Махараджа) ещё какое-то время спит, а Махарадж просто сидит и повторяет маха-мантру. Всё время Шрила Махарадж повторяет святое имя Кришны, только когда кто-то приходит, он делает перерыв.

Он перевёл «Чайтанья-чаритамриту» Ади-лилу на хинди, и скоро будет готова Мадхья-лила. Шрила Бхарати Махарадж  выполняет это важное служение с огромным желанием, так как его дал Гурудев. Он хочет закончить эту севу, прославляющую Шри Чайтанью Махапрабху, до своего ухода из этого мира, таково его желание. Когда он не проповедует, он работает над этим служением по 8-9 часов в день. Нароттам Прабху иногда ругается на Шрилу Махараджа за то, что тот не беспокоится о своём здоровье, но Бхарати Махарадж отвечает ему: «Я могу уйти в любой момент, поэтому позволь мне закончить это важное служение». Порой так много людей приходит к Шриле Махараджу, но он всё равно продолжает работать над переводом «Чайтанья-чаритамриты». Два или три месяца он остаётся в Чандигархе ради севы вайшнава-шастрам, часто также во время карттики он погружается в это важное служение.

Есть ещё кое-что примечательное в характере Шрилы Бхарати Махараджа. Ему не нравится идти ни на какие компромиссы в сиддханте. Он очень серьёзный и очень заботиться о чистоте гаудия-сиддханты. Если ему не нравится  что-то в чьей-то речи или характере мысли, он тут же скажет об этом или поправит.

Он отдыхает очень мало, его доктор говорит ему отдыхать после обеда три или четыре часа, но он обычно  отдыхает час или полтора. Он ложится спать в 10 часов вечера, а встает в 2 или в 2:30 и после этого уже, как правило, не спит.

Ему нравится читать газеты. Наш Гурудев (Ш.Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж) тоже любит читать газеты. Мы подшучиваем между собой иногда в связи с этим: «Если даже брахман зайдёт и оповестит о своём присутствии, то Шрила Махарадж всё равно не обратит на него внимания, если занят чтением. Если Шрила Махарадж читает газеты, то можно всё что угодно вынести из комнаты, он всё равно не обратит на это никакого внимания» (преданные смеются).

Его невозможно боятся, к нему очень легко подойти. Он необычайно великая личность, он полон любви. Если вы не можете есть какую-то пищу, он позаботится о том, чтобы для вас приготовили то, что вы можете принять, но никогда не оставит никого голодным. Однажды я и ещё четверо брахмачари поехали на проповедь, у нас не было подтверждённых мест, поэтому мы вынужденно пристроились возле туалета на полу. Один из наших санньяси сильно разгневался на нас. Он сказал: «Всё, что вы принесли из бхоги, недостаточно, чтобы накормить всех». После обеда нам просто не дали прасада. Когда Шрила Бхарати Махарадж узнал об этом, он очень строго отчитал санньяси и сказал: «Ты стар, а эти четверо юны. Они едут не ради себя, а ради миссии Махапрабху, а ты – часть этой миссии. Ты должен заботиться об организации. Ты должен заботиться о них – поели они или нет. Ты для них как отец. Ты сам ешь, а хочешь, чтобы твои дети оставались голодными?! Что произойдёт, если ты не поешь один раз прасад, ты умрёшь?!» Он очень разозлился на этого санньяси. Тут же этот махарадж всё понял и пришёл к нам, чтобы дать прасад.

Шрила Бхарати Махарадж не хочет, чтобы кто-то оставался без милости Господа. Если прасада недостаточно, он отдаст из своей тарелки, но не позволит, чтобы кто-то оставался голодным. Всё, что у него есть, он всегда раздаёт. Если кто-то приносит ему сладости, он с готовностью раздает их другим. Если у него их много, он зовёт нас и говорит, чтобы мы ели все вместе. Когда мы принимаем маха-маха-прасад непосредственно возле его стоп, он чувствует себя очень счастливым. Он всегда заботится о брахмачари и о других преданных, которые приезжают издалека. Он очень смиренный.

Однажды, когда я делал ему вечером массаж, его стопы были у меня на коленях, и я растирал их. Я держал руку перед его стопой и, сравнивая цвет кожи, сказал ему: «Посмотрите, какая у меня тёмная рука». Тут же он сказал: «В чём польза от того, что у меня рука золотистого цвета. Махамайя на меня нападает, я уже почти падший». Он рассказал историю про брахмана, у которого была проказа. Господь Чайтанья Махапрабху излечил его. Брахман сказал, что лучше бы его тело осталось некрасивым, с ним легче сохранить своё сознание, чтобы майя не влияла.

Шрила Махарадж необычайно смиренен. Теперь нет никого, кто мог бы сказать против него, но раньше, если кто-то что-то говорил, он никогда не сопротивлялся, соглашаясь с собственными недостатками. Он просто следует пути, которые указали ему великие ученики и спутники Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

Иногда я вижу, что некоторые люди хотят доминировать над ним, а некоторые говорят что-то нехорошее о нём. Но он настолько чист, буквально как золото, что никакая нечистота не может коснуться его. Я так удачлив, что могу быть с ним и служить ему!

Если кто-то хочет быть со Шрилой Махараджем, он никогда никому не отказывает. Всё, что он получает, он использует в служении Гуру, вайшнавам и Бхагавану.

Даже если он говорит весь день, вы не найдете ни одного бесполезного слова. Всё только одна хари-катха. Мы можем давать хари-катху час, два или три, но остальное время будем говорить всякую чушь. Всё, что происходит, он связывает с хари-катхой и тут же начинает цитировать писания. Кроме хари-катхи, он не говорит ни единого слова, всегда цитирует шастры. В прошлом году его положили в больницу с желтухой. Болезнь была такой сильной, что он вёл себя как безумец, забывал своё имя, ничего не знал и не помнил. Однако даже в этой ситуации Шрила Махарадж давал хари-катху. Он забывал даже как его зовут, но при этом всегда давал хари-катху. Этим он доказал, что в конце жизни приходит именно то, о чём вы думали всю свою жизнь. С юного возраста он занимался служением вайшнавам, много лет проповедовал, и потому даже в болезненном состоянии продолжал это делать. Однажды Нароттам разозлился на Бхарати Махараджа из-за того, что Махараджу нужно было отдыхать, а он продолжал рассказывать хари-катху. Преданные уже расходились, и тут Шрила Махарадж сказал одному брахмачари: «Я так много хотел сказать тебе!» – и снова начал рассказывать хари-катху. Так он обхитрил Нароттама. В этом болезненном состоянии он продолжал говорить о Господе Джаганнатхе. Однажды во время болезни ему принесли бхогу, и он возмутился: «Почему вы не предложили это Господу Джаганнатхе?!» После того как бхогу предложили, ему стали давать прасад в этих же горшочках, но он отвечал: «Как я могу принять прасад из тарелки Господа?!» Его настроение полностью  пропитано служением Господу Джаганнатхе и подлинным вайшнавским смирением. Даже в болезни, когда он терял сознание, он помнил о Нём с огромной верой, как полагается истинному вайшнаву.

Наш Парам-гурудев сказал жить ему в Джаганнатха Пури и дал комнату в матхе. Когда построили новое здание, Шриле Бхарате Махараджу предложили  другую комнату, но он не захотел туда переезжать, так как  его Гурудев дал именно эту комнату.

Его сердце переполнено трансцендентными лилами Шри Кришны. Свой день Шрила Махарадж начинает с того, что вспоминает божественных учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Во время утреннего массажа он рассказывает Нароттаму об этих возвышенных личностях. Шрила Махарадж всегда вспоминает вайшнавов, находясь в настроении глубокого служения им.

Ещё одно замечательное качество Шрилы Бхарати Махараджа – отличная память. Если вы спросите его о какой-то дате, месте, времени, сколько людей было, в чём они были одеты, какие задавали вопросы, каковы были ответы, он расскажет все тонкости и детали. У него очень сильная память. Однажды я показал Шриле Бхарати Махараджу видео, на котором было записана инсталляция Божеств в одном из наших храмов. Шрила Бхарати Махарадж был очень счастлив увидеть это. Затем он сказал: «Теперь у вас есть вся аппаратура для записи, это хорошо, потому что у современных людей память очень слабая, никто не может запоминать хари-катху. В наше время ничего такого не было, даже денег на книги не было. Тогда печатали очень мало книг, но даже это мы не могли купить, поскольку не было средств. Теперь у вас есть много книг, и вы можете читать. Всё, что я сейчас говорю, я запомнил, слушая учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Я просто вновь и вновь вспоминал то, что они рассказывали, и медитировал на это. Всё, что вы услышали, вы должны повторять, повторять, повторять – именно это твёрдо отпечатается в памяти».

Он всегда вспоминает то, что было им услышано ранее, поэтому обладает сильной памятью. Он помнит все лилы, проходившие с возвышенными учениками Шрилы Прабхупады, каждое их слово, каждую деталь. Наш гурудев (Ш.Б.Валлабха Тиртха Махарадж) сказал о Шриле Бхарати Махарадже, что он – энциклопедия философии Гаудий. Нет ничего ему неизвестного. Если есть какой-то сложный вопрос, Шрила Бхарати Махарадж всегда даст ответ. Нет такого вопроса, на который бы он не нашёл ответа. Для него это очень легко, он просто сидит и говорит. Он очень целеустремлённый, и у него нет ни сомнений, ни каких-то побочных мыслей.

Он говорит: «Люди думают, что я большой пандит, учёный, но в действительности всё, что я получил – это просто милость возвышенных учеников Шрилы Прабхупады. Я никогда ничего не читал, так как денег на книги не было. Я просто совершал гуру- и вайшнава-севу, а также слушал их хари-катху. Только по милости вайшнавов мы можем получить всё».

……………………………………………………………………………..

Перевод: Снигдха д.д.

Набор текста: Мадхумати д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев