?

«Чайтанья: Его жизнь и спутники». Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 395. Опубликовано: 22-12-2019, 12:53

«Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Глава 33

Шри Прадьюмна Брахмачари или Шри Нрисимхананда

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

авешаш ча татха джнейо мишре прадйумна-санджнаке

«Авеша, проявление Господа, явило себя в Прадьюмна Мишре».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур цитировал стих, указанный выше, в связи с Прадьюмной Брахмачари, а не с орисским Прадьюмной Мишрой, о котором будет говориться позже, в 63 главе этой книги. «Гаудия-вайшнава абхидхана» тоже придерживается такого мнения. В ней Харидас дас называет Прадьюмну Брахмачари авешей Господа.

 

Авирбхава Господа

сакшат-даршана, ара йогйа-бхакта-дживе

авеша карайе кахан, кахан авирбхаве

«Господь освобождал падшие души тремя различными способами: где-то представал перед ними непосредственно в Своём теле, где-то входил в достойного преданного, а в других местах делал это посредством божественного прозрения. В основном Он даровал спасение, являя Своё тело обусловленным душам, но в этот раз Он вошёл в тело Накулы Брахмачари и явился Нрисимхананде Брахмачари. Природа Верховного Господа такова, Он заявляет: «Я освобожу людей во всём мире»» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2.4-6).

 

Имя Нрисимхананды

шри-нрисимха-упасака — прадйумна брахмачари
прабху танра нама каила `нрисимхананда' кари'

«Тринадцатой ветвью древа Чайтаньи Махапрабху был Прадьюмна Брахмачари. Поскольку он был погружён в служение Господу Нрисимхе, Махапрабху изменил его имя, назвав Нрисимханандой» («Чайтанья-чаритамрита», Ади 10.35, Антья 2.53).

шри прадьюмна брахмачари – нрисимхера даса

йахара шарире нрисимхера паракаша

киртана вихаре нарасимха нйасе рупе

джанийа рахила аси прабхупа самипе

«Прадьюмна Брахмачари считал себя слугой Нрисимхи, потому что Нрисимхадев лично проявился в его теле. Он оставался рядом с Махапрабху, сознавая, что Сам Нрисимха явил Себя в образе санньяси» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 3.186-187).

Шрила Вриндаван дас Тхакур пишет в «Чайтанья-бхагавате» о том, что Прадьюмна беседовал напрямую с Нрисимхадевом. В частности, об этом упоминается, когда идёт речь о том, как Прадьюмна присоединился к группе преданных во время ежегодного паломничества в Джаганнатха Пури.

салила прадйумна брахмачари махашайа

сакшат нрисимха йанра санге катха кайа

«Прадьюмна Брахмачари, который непосредственно беседовал с Господом Нрисимхой, пошёл вместе с этой группой преданных» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 8.12).

Все те, кто думают, что тело Господа создано материальной природой, – атеисты, сбитые с толку иллюзорной энергией Господа. Полагая, что эти истории выдуманные, из-за своего ложного чувства учёности они считают себя вправе критиковать. Любой, кому недостаёт веры в Верховного Господа, – несчастный нищий, обманутый якобы стоящими жизненными достижениями. Такой человек не приобретает ничего, кроме рождения и смерти – удела многих обусловленных душ.

 

Сила медитации Прадьюмны

После того, как Махапрабху принял в Катве санньясу, Он отправился во Вриндаван. Однако Нитьянанда Прабху хитростью заставил Его вернуться в Шантипур в дом Адвайты Ачарьи. После этого Господь направился в Пури в сопровождении Нитьянанды Прабху, Джагадананды Пандита, Мукунды Датты и Дамодары Пандита. Вскоре Он покинул Пури, чтобы совершить паломничество по Южной Индии. Вернувшись, Он планировал пойти во Вриндаван по маршруту вдоль Ганги через Бенгалию. Во время этого путешествия Он останавливался в доме брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Видья Вачаспати, в Видьянагаре. Там Он очистил Девананду Пандита и Чапала Гопала от совершённых ими оскорблений в деревне Кулия. Затем Он впервые встретился со Шри Рупой и Шри Санатаной Госвами в Рамакели.

Пока Махапрабху путешествовал, Прадьюмна Брахмачари медитировал на Него, представляя, как укладывает на дорогу, по которой идёт Господь, драгоценные кирпичи, чтобы сделать Его путь более приятным. Когда Господь достиг Канайр Натшалы, что примерно в двухстах милях к северу от Калькутты в округе Сантал Парагана штата Бихар, в пяти милях от города Раджмахал, медитация Прадьюмны внезапно прервалась. Он сразу же понял, что Господь в этот раз не пойдёт дальше Канайр Натшалы.

Говорят, что служение в уме, подобное медитации Нрисимхананды Брахмачари, выше служения с использованием фактических компонентов (внешних параферналий). Шрила Рупа Госвами в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.182) говорит об этом, приводя пример брахмана из Пратиштханпура, который обрёл возможность общения с Нараяной на Вайкунтхе благодаря служению в уме, манаса-севе.

 

Прадьюмна приводит Господа в Кумарахатту

Однажды любовь Нрисимхананды заставила Махапрабху придти в Кумарахатту и появиться в доме Шивананды Сены. Эту историю прекрасно рассказывает Кришнадас Кавирадж Госвами во второй главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

Однажды, когда Шриканта Сена, племянник Шивананды Сены, уходил из Пури, Махапрабху передал с ним весточку бенгальским преданным. Господь сказал, что в этом году им не нужно приходить в Пури, что Он Сам посетит Бенгалию в месяц Пауш. Когда Шриканта принёс такую новость, все преданные с ликованием стали ждать визита Господа. Однако когда месяц Пауш почти подошёл к концу, а Махапрабху всё ещё не появился, Шивананда Сена, Джагадананда Пандит и остальные, ждавшие Его с нетерпением, были очень расстроены.

В это время Нрисимхананда случайно оказался поблизости. Он спросил о причине всеобщего огорчения. Узнав, что они были удручены тем, что Господь не пришёл, он уверил преданных, что через три дня сможет привести сюда Махапрабху. Шивананда и Джагадананда знали о духовной силе Нрисимхананды и поэтому поверили ему.

Нрисимхананда сел и погрузился в медитацию на два дня. Затем он сказал Шивананде, что Махапрабху прибыл в Панихати и что к полудню следующего дня Он уже будет в Кумарахатте. Он попросил Шивананду Сену предоставить продукты, чтобы приготовить пир для Господа.

Начав ранним утром, Нрисимхананда приготовил множество блюд, которые разделил на три отдельные тарелки в качестве подношения для Джаганнатхи, Нрисимхадева и Махапрабху. Как только Нрисимхананда сел, медитируя на предложение пищи Господу, туда лично явился Махапрабху и съел все три подношения, ничего не оставив после Себя.

Хотя Нрисимхананда был безмерно рад увидеть Господа, принимающего его подношения, он сделал вид, что раздосадован. Он сказал, что поскольку Махапрабху по сути неотличен от Джаганнатхи, то Он мог съесть то, что преподнесено Ему. Но почему Он касается подношения, предназначенного Нрисимхе? «Нрисимхадеве сегодня придётся поститься», – сказал он. Действительно, Господь совершил эту игру, чтобы показать, что Он неотличен ни от Джаганнатхи, ни от Нрисимхадева.

Почтив прасад, Махапрабху отправился в Панихати. Нрисимхананда заплакал от горя. Тогда Шивананда спросил, что его тревожит. Нрисимхананда ответил, что Господь один съел все три подношения, оставив голодными Джаганнатху и Нрисимхадеву. Шивананда Сена испытывал некоторые сомнения, но исполнил просьбу и принёс необходимые продукты для второго подношения. Брахмачари ещё раз приготовил еду и предложил её Нрисимхадеву.

На следующий год, когда Шивананда Сена отправился в Пури вместе с бенгальскими преданными, все были немало удивлены, услышав рассказ Господа о том, как Он побывал в доме Шивананды в месяц Пауш и ел там вкусные блюда, приготовленные Нрисимханандой.

эка-дина сабхате прабху бата чалаила

нрисимханандера гуна кахите лагила

гата-варша пауше море караила бходжана

кабху нахи кхаи аичхе миштанна-вйанджана

шуни бхакта-гана манне ашчарйа манила

шиванандера мане табе пратйайа джанмила

«Однажды в присутствии всех преданных Господь стал восхвалять качества Нрисимхананды. Господь сказал: «В прошлом году, в месяце Пауша, Нрисимхананда угостил Меня разными сладостями и блюдами из овощей, да такими, каких Я прежде никогда не ел». Все преданные были немало удивлены, услышав это, а Шивананда убедился, что тот случай произошёл на самом деле» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2.76-78).

 

 

Предисловие к книге «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж

 

Наш божественный гуру, Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, вошедший в вечные игры Верховного Господа, основал образцовый монастырь, Чайтанья Матх в Маяпуре, в Навадвипе, а также его ветви – Гаудия Матхи, которые сейчас распространились по всему миру. Его дорогой спутник и преемник в цепи духовных учителей, Шримад Бхакти Дайита Мадхава Махарадж, лучший из Триданди монахов, основывал Чайтанья Гаудия Матхи, которые тоже распространились по всей Индии. Мадхава Махарадж уже присоединился к играм Господа, но оставил своего дорогого ученика и Триданди монаха, Шримад Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа, в качестве нынешнего президента и ачарьи Чайтанья Гаудия Матха.

Почтенный Тиртха Махарадж сам отредактировал эту подобную драгоценности книгу. Это первый из двух томов, рассказывающих о нектарных деяниях спутников Господа Гауранги и ачарьев традиции Гаудия-вайшнавов. Ранее Тиртха Махарадж написал комментарий о жизни преданного Дхрувы, а также руководство по Вриндавана-парикраме, краткое руководство по поклонению Божествам и двухтомную биографию своего гуру, Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа. Все эти книги опубликованы на бенгальском языке. Также Тиртха Махарадж является редактором ежемесячного журнала «Шри Чайтанья Вани», издания Чайтанья Гаудия Матха. И биография Мадхавы Махараджа, и биографии, которые вы найдёте в этой книге, впервые по частям публиковались именно в этом журнале.

Тиртха Махарадж демонстрирует превосходство разума над возможностями человека, поскольку в возрасте семидесяти лет он не только редактирует ежемесячный журнал и пишет книги, подобные этой. Он отвечает за управление огромной сети Чайтанья Гаудия Матхов, посредством которых проповедует послание Шри Чайтаньи по всей Индии, от Гималаев до мыса Коморин, преданным, говорящим на множестве языков.

Даже в преклонном возрасте он способен найти энергию и энтузиазм для выполнения задач, занимающих его тело, ум, речь и разум, и поэтому достигает невообразимых результатов в севе. Всё это является доказательством того, что Верховный Господь, гуру и шуддха-вайшнавы с любовью пролили на него свои бесконечные благословения, и что безграничные божественные силы по своей трансцендентной милости снизошли на него.

Мы молимся у лотосных стоп Верховного Господа, гуру и вайшнавов, чтобы он прожил ещё много лет, так же энергично и непоколебимо продолжая служить Кришне и Его преданным. Также мы всем сердцем молимся о том, чтобы сладостные биографии Мадхавы Махараджа и спутников Шри Чайтаньи Махапрабху подействовали как лечебный нектар и принесли преданным нескончаемую радость.

Господь Гаурасундара Махапрабху – самое щедрое воплощение. Он даровал этому миру уникальную любовь Враджа – настроение преданности Самому Себе. Это настроение никогда раньше не было даровано. Жизни святых, исполненные сладости любовного служения, наиболее дороги Гаурасундаре. Не изучив их историю и биографии, мы не сможем постичь природу преданного служения. Вкусив нектар повествований о жизни великих преданных, мы привлечёмся их состраданием и разовьём истинную любовь к их лотосным стопам. Господь очень добр к Своим преданным, и поэтому этот путь привлечёт Его внимание и любовь.

Писания говорят, что милость Господа следует за Его преданными. Сам Господь Кришна говорит в «Бхагаватам», что поклонение Его преданному для Него дороже, чем поклонение Ему Самому (мад-бхакта-пуджабхйадхика). Вриндаван дас перефразирует это утверждение в «Чайтанья-бхагавате»: «Поклонение Моему преданному даже более значимо, чем поклонение Мне, и это подтверждается Господом в Ведах и "Бхагаватам"».

Независимо от того, с какой пышностью проводится поклонение Кришне, Он не обратит на него ни малейшего внимания, если служением Его преданным при этом пренебрегают. Более того, Кришна отвергнет подобное поклонение из-за гордости совершающего его. Ни в коем случае нельзя поклоняться Господу, не следуя по стопам преданных. Так писания утверждают, что пуджу необходимо начинать с поклонения гуру – лучшему из преданных, наиболее дорогому для Кришны. Кришна говорит об этом Своему величайшему преданному и спутнику Уддхаве: «О Уддхава! Знай, что Я – ачарья. Никогда не проявляй неуважение к ачарье, считая его обычным человеком. Гуру – это совокупность всех богов». Сострадание Господа воплощено в образе гуру. Если пренебрегать учителем, поклонение Господу не имеет смысла.

Автор этой книги собрал огромное количество информации о жизни преданных из различных источников, и  обогатив её своим пониманием, сделал эту информацию более точной. Мне бы хотелось, чтобы эти биографии преданных Махапрабху зачитывались в дни их явления и ухода – это принесёт большую радость как слушающему, так и выступающему. Именно по этой причине мы молимся о широком распространении этой книги. Если она будет переведена на хинди и английский, то ей смогут пользоваться повсюду в мире.

В начале этой книги автор описал жизни Джаганнатхи Мишры, Мадхавендры Пури, Ишвары Пури, Адвайты Ачарьи, Шриваса Пандита, Чандрашехары Ачарьи, Пундарики Видьянидхи, Гададхары Пандита, Вакрешвары Пандита, Гададхары даса, Шивананды Сены, Парамананды Пури, Мурари Гупты и других. Каждая буква в этих описаниях пропитана нектаром преданности. Не вкушая непрестанно эти жизненные истории, мы не сможем войти в трансцендентное царство и не сможем продвинуться в преданности.

Жизни преданных полны любовного служения Господу, их следует постоянно обсуждать, поскольку такие обсуждения растопят наши каменные сердца. В нас пробудится истинное раскаяние за всё напрасно потерянное время (когда мы не занимались преданным служением), и тем самым наши умы будут подготовлены к тому, чтобы принять шуддха-бхакту.

Преданные Господа – океан милости. Они чувствуют горе от чужой боли, наделены поразительной силой прощения, их сердца полностью чисты и свободны от враждебности, ненависти и зависти. Когда они видят страдания людей, подобных мне, – нижайшей из всех душ, порабощённой иллюзией, забывшей о своей вечной сути, лишённой интереса к Кришне, – когда они видят подобное, то молятся лотосным стопам Кришны о спасении таких падших и проливают слёзы из сильного чувства сострадания. Лишь услышав их молитвы, Кришна бросает на нас Свой милостивый взгляд.

ваишнавера аведане кришна дойамойа

мо хено памара прати ха’бена садойа

«Милостивый Кришна, услышав молитвы вайшнавов, прольёт Свою милость на тех, кто, подобно мне, является самым падшим» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Кальяна-калпатару», «Кабе шри чайтанья море», 6).

Господь, океан сострадания, не может выносить сердечные слёзы тех, чьи жизни полностью посвящены Ему. В ответ на сильные мольбы своих преданных Господь быстро нисходит в этот мир. Милостью преданных живые существа обретают великую удачу обрести милость Господа, поэтому прежде всего следует принять прибежище у чистого преданного.

шуддха-бхаката-чарана-рену, бхаджана-анукула

бхаката-сева, парама-сиддхи, према-латикара мула

«Пыль с лотосных стоп чистых преданных благоприятствует поклонению Господу. Служение такому преданному – высшее совершенство и корень лианы любви к Кришне» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Шаранагати», «Шуддха-бхаката», 1).

В начале своего сборника бхаджанов «Шаранагати» Бхактивинода Тхакур пишет: «Господь Кришна Чайтанья из сострадания к людям этого мира снизошёл сюда вместе со Своими вечными спутниками и обителью. Для того, чтобы даровать самую редкую прему, Он учил процессу предания, который является самой жизнью преданности».

В каждый век в течение вечности Господь являет Себя в каждой из бесконечных вселенных. Это не нарушает вечные игры Господа. Таким образом, когда Верховный Господь, Лила-пурушоттама, сын Нанды и царь Враджа, является в Навадвипе как сын Джаганнатхи Мишры, все спутники Его игр во Врадже становятся спутниками Его игр как Гауры. Шри Нароттама дас Тхакур поёт: «Тот, кто был сыном царя Враджа, стал сыном Шачи, а Баларама стал Нитаем».

Кришнадас Кавирадж говорит в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 3.9-10):

`ваивасвата'-нама эи саптама манвантара

сатаиша чатур-йуга тахара антара 

аштавимша чатур-йуге двапарера шеше

враджера сахите хайа кришнера пракаше 

«После двадцати семи циклов по четыре юги седьмой Манвантары по имени Ваивасвата, в конце двадцать восьмой Двапара-юги, Господь Кришна приходит на землю вместе со всем Враджем».

Джива Госвами в своём комментарии к «Кришна-сандарбхе» даёт объяснение стихам из «Бхагаватам», начинающимся со слов "кришна-варнам твишакришнам" («Ш.-Б.», 11.5.32) и "асан варнас трайо хй асйа" («Ш.-Б.», 10.8.13). Он говорит: «Таким образом, тот же самый Кришна, который пришёл в конце Двапара-юги, явился в следующем за ней веке Кали как Гаура».

Исходя из этого очевидно, что Гауранга – особое воплощение Кришны. Это единственный способ избежать противоречий в стихах "Бхагаватам"». [В этих стихах говорится, что Кришна приходит в теле цвета, отличающегося от чёрного, и что Кришна приходит в каждый из четырёх веков в теле четырёх цветов (красном, чёрном, белом и золотом]. (тад эвам йад двапаре кришно’ватарати тад эва калау шригауро’пй аватаратити сварашйалабдхех шрикширшаварбхава-вишеша эвайам гаура итй айати, тадавйабхичарат).

Верховная Личность Бога Кришна являет деяния, для которых характерно Его великодушие (аударья) с преобладающей мадхурьей, а для игр Господа в Навадвипе, не отличимых от игр во Врадже, характерна мадхурья с преобладающим великодушием  (аударьей).

Как все качества Кришны проявлены в преданных Кришны, так и качества Гауры во всей их полноте проявляются в преданных Гауры. Поскольку Гаура является самым великодушным и самым щедрым воплощением, то эти качества для Его лилы основные, поэтому они присущи и всем участникам Его лилы. Естественно, что постоянное перечитывание описаний деяний таких преданных, посвятивших себя служению Гауре, смоет всю грязь и грехи из наших сердец, и мы освободимся от враждебности, ненависти и зависти. Тогда мы сможем с воодушевлением проповедовать послание Господа Чайтаньи в каждом уголке мира точно так же, как говорится о Гауре: «Сам следуя практике и принципам, Он обучал весь мир» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.20, Ади, 4.41). Если такое случится по милости всеблагого Господа, то во всём мире воцарится высший мир. Знамя победы святого имени вознесётся ввысь, в небесах будет звучать прославление имени Кришны, и сладостное святое имя, которое повторял Сам Господь Чайтанья, затопит мир любовью. Бхактивинода Тхакур пел: «Какая же сила в имени Кришны!»

Монах Бхакти Варидхи Паривраджак Махарадж, который особенно дорог мне, взял на себя ответственность за печать этой книги биографий. Он преданно трудился день и ночь, чтобы всё завершить. И даже если бы я мог воспевать его славу сотней языков, то не почувствовал бы удовлетворения. Он не только выпустил в свет эту книгу, но и без устали, с неослабевающим энтузиазмом трудился над выпуском всех публикаций нашего Матха. Видя это, все его гуру с любовью одарят его нескончаемыми благословениями. Мы всем сердцем молимся лотосным стопам Господа, чтобы его решимость служить Господу, гуру и всем шуддха-вайшнавам постоянно возрастала, и он получал их бесконечные благословения, пребывал в добром здравии и жил долго.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур часто называл печатный станок большим барабаном – брихат-мридангой, так как посредством книг и журналов, наполненных достоверным посланием чистой преданности, вся мировая проповедническая миссия могла иметь стабильный и далекоидущий эффект.

Поэтому игра на «большом барабане» – это основной элемент служения Махапрабху в проповеди его учения. Сам Махапрабху говорил: «Куда бы вы ни шли, раздавайте плоды любви всем, кого встречаете» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.36), «Те, кто родились в человеческом теле на земле Индии, Бхаратабхуми, должны достичь совершенства в жизни и затем делать добро другим» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.41), «Распространяй этот Мой приказ повсюду, куда направляешься: «Повторяйте имя Кришны, поклоняйтесь Кришне, изучайте наставления Кришны»» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 13.7-8), «Объясняй сознание Кришны любому, кого встретишь» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.128), «Во всех городах и деревнях по всему миру будет слышно воспевание Моих имён» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 4.126). Поскольку мы стараемся выполнять эти наставления Господа и проповедуем непрерывно и максимально широко, то «большая мриданга» оказывает нам огромную помощь.

Проповедь послания Чайтаньи Махапрабху через печать книг стала важной частью служения в Матхе, и это обеспечивают Паривраджак Махарадж и Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж. Они, несомненно, обрели любовь своих гуру и всех чистых преданных; и не только тех, кто был до них, но и тех, кто придёт после.

В заключение мы хотели бы искренне поблагодарить по возможности всех, кто своими финансовыми вложениями или волонтёрской работой помогал публикации этой книги и других книг и журналов Матха. Мы смиренно молим всех читателей этой книги любезно простить все ошибки, которые могли быть не замечены при корректуре.

 

Молящийся в пыли лотосных стоп чистых преданных,

слуга слуги шуддха-вайшнавов,

Шри Бхакти Прамод Пури. 

23 Бхадра 1399 (по бенгальскому календарю)

9 сентября 1992г.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев