?

Гопал – свидетель.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 160. Опубликовано: 3-08-2021, 07:47

Гопал – свидетель

История Сакши-Гопала

Из «Шри Чайтанья-чаритамриты», Мадхья-лилы, 10-119

Перевод Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

 

Некогда два брахмана из Видьянагара, что в Южной Индии, отправились в долгое паломничество по святым местам. Сначала брахманы побывали в Гае, затем в Каши и Праяге. Наконец, к величайшему своему удовольствию, пришли они в Матхуру. Оказавшись в Матхуре, они стали обходить леса Вриндавана и холм Говардхан. Побывав во всех двенадцати ванах, лесах Вриндавана, они, в конце концов, оказались в самом Вриндаване.

В Панчакроши Вриндаване, на месте нынешнего храма Говинды, стоял огромный храм, в котором с пышностью поклонялись Гопалу. Омывшись в Кеши-гхате, Калия-гхате и других святых местах на берегу Ямуны, паломники посетили храм Гопала, где они и заночевали. Пленённые красотой Божества, испытывая огромное счастье, они пробыли там несколько дней.

Один брахман был стариком, а другой – юношей, помогавшим старику. Юный брахман всю дорогу помогал старому, и тот остался очень доволен его служением. Старик сказал юноше: «Ты столько сделал для меня. Ты помог мне посетить все эти святые места. Даже мой собственный сын не заботится так обо мне. Благодаря тебе в паломничестве я совсем не чувствовал усталости. Если я как следует не вознагражу тебя, то проявлю неблагодарность. Поэтому я обещаю выдать за тебя свою дочь».

Юный брахман ответил: «Господин мой, пожалуйста, послушайте меня. Вы говорите что-то немыслимое. В жизни такого не бывает. Вы родовиты, хорошо образованны и богаты. Я же не могу похвастаться ни знатным происхождением, ни хорошим образованием, ни богатством. Господин мой, я не самый подходящий жених для вашей дочери. Я служу вам лишь затем, чтобы доставить удовольствие Кришне. Господь Кришна очень доволен тем, кто служит брахманам, а, когда Господь доволен человеком, богатство его преданности Кришне растёт».

Старый брахман ответил: «Дорогой юноша, не сомневайся в моих словах. Я уже решил, что выдам за тебя свою дочь». Юный брахман возразил: «Но у вас ещё есть жена и сыновья, а также множество родственников и друзей. Без согласия друзей и родственников вы не сможете отдать мне в жёны свою дочь. Вспомните историю царевны Рукмини и её отца, Бхишмаки. Царь Бхишмака хотел отдать свою дочь, Рукмини, замуж за Кришну. Но старший сын Бхишмаки, Рукми, был против, и тот не смог осуществить своё намерение».

Старый брахман ответил: «Моя дочь принадлежит мне. Если я решил её кому-либо отдать, то кто мне может воспрепятствовать? Дорогой юноша, я отдам свою дочь тебе в жёны, не считаясь с мнением окружающих. Отбрось сомнения и прими моё предложение». Юный брахман сказал: «Если вы действительно решили отдать свою дочь мне в жёны, то подтвердите это перед Божеством Гопала».

Представ перед Гопалом, старый брахман сказал: «Дорогой Господь, пожалуйста, будь свидетелем того, что я пообещал отдать свою дочь в жёны этому юноше». Затем к Божеству обратился юный брахман: «Дорогой Господь, Ты мой свидетель. Если потребуется, я позову Тебя подтвердить это обещание». Затем оба брахмана пустились в обратный путь. По обыкновению, юноша заботился о старике, как если бы тот был его гуру [духовным учителем].

Вернувшись в Видьянагар, брахманы разошлись по домам. Вскоре старого брахмана охватило сильное беспокойство. Он думал так: «В святом месте я дал обещание брахману и непременно должен выполнить его. Теперь мне следует рассказать обо всём жене, сыновьям, другим родственникам и друзьям». Поэтому старый брахман созвал всех своих родственников и друзей и рассказал им обо всём, что пообещал перед Гопалом.

Когда родные и близкие старого брахмана услышали его историю, они стали громко возмущаться и просить, чтобы он больше не давал подобных обещаний. Они единодушно решили: «Выдав дочь за юношу из незнатной семьи, ты опозоришь весь свой род. Когда об этом узнают люди, ты сделаешься всеобщим посмешищем». Старик сказал: «Но как я могу взять обратно слово, данное в святом месте? Что бы ни случилось, я должен выдать свою дочь замуж за этого брахмана». Все родственники в один голос сказали: «Если ты отдашь свою дочь в жёны этому юноше, мы порвём с тобой отношения», – а жена и сыновья заявили: «Если ты сделаешь это, то мы примем яд и покончим с собой».

Старик возразил: «Если я не выдам дочь за того брахмана, он призовёт в свидетели Шри Гопаладжи и заберёт мою дочь силой. Тогда вся моя религиозность пойдёт прахом». Его сын ответил: «Может, Божество и слышало твои слова, но Оно далеко. Разве Божество может прийти сюда, чтобы свидетельствовать против тебя? Поэтому чего тебе бояться? Ты можешь прямо не отказываться от своих слов. Лгать не нужно. Просто скажи, что ты не помнишь такого обещания. Тебе достаточно сказать: «Я ничего не помню», – а остальное я возьму на себя. Вступив в спор с юным брахманом, я одержу над ним верх».

Эти слова очень раздосадовали старого брахмана. Чувствуя себя беспомощным, он полностью сосредоточился на лотосных стопах Гопала. Старый брахман молился: «Дорогой Господь Гопал, я принял прибежище у Твоих лотосных стоп. Поэтому, пожалуйста, не позволь мне преступить религиозные заповеди и вместе с тем спаси от смерти моих родственников».

На следующий день домой к старику, погружённому в тягостные размышления, пришёл юный брахман. Юноша почтительно поклонился старому брахману и, сложив ладони, очень смиренно сказал следующее. «Раньше вы обещали выдать за меня свою дочь, а теперь молчите. Что вы решили?»

Когда юный брахман обратился так к старику, тот не проронил ни слова. Тогда его сын, воспользовавшись ситуацией, выскочил и замахнулся на юношу палкой. Сын сказал: «Эй, падший нечестивец! Ты хочешь жениться на моей сестре, но это всё равно, что карлику пытаться достать с неба луну!»

Увидев палку в руках сына старого брахмана, юноша убежал, но на следующий день он собрал всю деревню. Жители деревни послали за старым брахманом. Когда он пришёл, юноша обратился к собравшимся со следующими словами. «Этот господин дал слово отдать мне в жёны свою дочь. Однако теперь он не хочет выполнять обещание. Пожалуйста, попросите его объяснить своё поведение».

Все собравшиеся тогда спросили старого брахмана: «Если ты пообещал выдать дочь за этого юношу, то почему ты не выполняешь своё обещание? Ты же дал слово чести». Старый брахман ответил: «Дорогие друзья, послушайте, что я вам скажу. Я не припомню такого обещания». Услышав это, сын старого брахмана решил прибегнуть к словесным увёрткам. Он нагло встал и обратился ко всем присутствующим: «В паломничестве по святым местам мой отец носил с собой крупную сумму денег. Увидев у него деньги, этот негодяй решил завладеть ими. Кроме него, с отцом никого не было. Этот нечестивец подмешал отцу в пищу дурман дхутуру, и у отца помутился рассудок. Он обобрал отца, а потом заявил, будто его деньги украли воры. А теперь он говорит, что мой отец обещал выдать за него свою дочь. Я обращаюсь ко всем почтенным людям, присутствующим здесь. Пожалуйста, рассудите, достоин ли этот нищий брахман стать мужем моей сестры».

Услышав эти слова, все собравшиеся засомневались. Они подумали, что жадность вполне может заставить человека нарушить законы религии. Но тут заговорил юный брахман: «Уважаемые, выслушайте меня. Пытаясь выиграть спор, этот человек лжёт. Довольный моим служением, пожилой брахман сам предложил мне руку своей дочери. Тогда я попросил его не делать этого и сказал: «О лучший из брахманов, я не достоин стать мужем вашей дочери. Вы учёны, богаты и принадлежите к аристократическому роду. А я беден, необразован, и не могу похвастаться знатным происхождением». Однако этот брахман стоял на своём. Снова и снова он просил меня принять его предложение, говоря: «Я отдаю тебе свою дочь. Пожалуйста, возьми её в жены». Тогда я ответил ему: «Послушайте, вы образованный брахман. Ваша жена, друзья и родственники никогда не дадут на это согласия. Господин мой, вам не удастся сдержать своё слово. Вы непременно нарушите своё обещание». Но этот брахман продолжал настаивать: «Я обещал отдать тебе свою дочь. Не сомневайся в моих словах. Это моя дочь, и я выдам её за тебя. Кто мне может запретить?» Тщательно всё обдумав, я попросил брахмана повторить своё обещание перед Божеством Гопала. Тогда этот господин сказал Божеству Гопалу: «Дорогой Гопал, пожалуйста, стань свидетелем моего обещания отдать свою дочь в жёны этому брахману». Затем и я, избрав Божество Гопала своим свидетелем, припал к Его лотосным стопам со следующей просьбой:  «Дорогой Господь, если впоследствии старый брахман откажется выдать за меня свою дочь, я призову Тебя в свидетели. Пожалуйста, как следует запомни это». Так я обратился за помощью в этом деле к величайшему из великих. Самого Верховного Господа я попросил быть моим свидетелем, ибо слово Бога, Верховной Личности, – закон для всех».

Пользуясь случаем, старый брахман сразу же подтвердил, что всё сказанное юношей – правда. Он сказал: «Если Сам Гопал придёт сюда засвидетельствовать моё обещание, то я не раздумывая отдам свою дочь замуж за этого брахмана». Сын старого брахмана тотчас согласился с ним, сказав: «Да, это правильное решение». Старый брахман думал: «Господь Кришна очень милостив и потому обязательно придёт и подтвердит мои слова», а сын-атеист думал: «Не может быть, чтобы Гопал пришёл и засвидетельствовал обещание отца». Так отец и сын достигли согласия.

Тогда юный брахман сказал: «Пожалуйста, запишите это обещание на бумаге, чтобы вы не смогли потом отказаться от своих слов». Обещание было записано чёрным по белому перед всеми присутствующими, которые, попросив юного и старого брахмана подписаться, выступили в роли посредников между ними. Затем юноша сказал: «Досточтимые граждане, пожалуйста, послушайте меня. Старый брахман, безусловно, правдив и свято блюдёт заповеди религии. Он не собирался нарушать своего обещания. Лишь опасение, что родственники покончат с собой, вынудило его отступить от истины. Чтобы помочь старому брахману сдержать своё слово, я силой его благочестия приведу сюда в качестве свидетеля Верховного Господа».

Услышав смелое заявление юноши, некоторые атеисты стали смеяться над ним, но кто-то сказал: «В конце концов, Бог милостив и вполне может прийти, если пожелает».

После собрания юный брахман отправился во Вриндаван. Придя туда, он, прежде всего, поклонился Божеству, а затем всё подробно Ему рассказал. Он сказал: «Мой Господь, Ты очень милостив и покровительствуешь брахманам. Поэтому, пожалуйста, смилуйся над нами, двумя брахманами, и не позволь нам нарушить заповеди религии. Дорогой Господь, стремясь получить в жёны дочь старого брахмана, я беспокоюсь не о собственном счастье, а только о том, что он может нарушить обещание, и это причиняет мне сильную боль». Юный брахман продолжал: «О всемилостивый Господь, Ты знаешь всё, поэтому я прошу Тебя выступить свидетелем. Ведь на того, кто знает правду, но умалчивает её, ложится пятно греха».

Господь Кришна ответил: «Дорогой брахман, возвращайся домой и созови весь народ. На этом собрании просто постарайся помнить обо Мне. Я непременно появлюсь там и спасу вашу репутацию, засвидетельствовав данное брахманом обещание».

Юный брахман возразил: «О Господь, даже если Ты появишься там в образе четырёхрукого Вишну, никто из этих людей всё равно не поверит Тебе на слово. Только если Ты придёшь туда в образе Гопала и произнесёшь свидетельство собственными устами, люди послушаются Тебя».

Господь Кришна сказал: «Я никогда не слышал, чтобы Божество ходило».
 Брахман ответил: «Это правда. Но тогда как Ты, будучи Божеством, говоришь со мной? Дорогой Господь, Ты – не статуя. Ты не кто иной, как сын Махараджи Нанды. И ради старого брахмана Ты можешь сделать то, чего не делал никогда».

Шри Гопаладжи улыбнулся и сказал: «Послушай, дорогой брахман. Я согласен идти, но только позади тебя. Господь продолжал: «Не оглядывайся и не пытайся увидеть Меня. Если же ты посмотришь на Меня, Я остановлюсь и больше не сойду с того места. Ты сможешь понять, что Я иду за тобой, по звону Моих ножных колокольчиков. Каждый день вари и предлагай Мне килограмм риса. Съев его, Я буду идти за тобой следом».

На следующий день брахман, испросив разрешения у Гопала, отправился в свою страну, и Гопал след в след пошёл за ним. Когда Гопал шёл за юным брахманом, колокольчики на ногах у Божества звенели. Брахман слушал этот звон и радовался. Каждый день он готовил и подносил Гопалу отборный рис.

Так и шёл юный брахман до тех пор, пока не достиг родных краёв. Когда его деревня была уже близко, он подумал так. «Теперь, когда я вернулся в свою деревню, я зайду домой и расскажу всем, что пришёл мой свидетель». Брахман рассудил, что люди не поверят в приход Божества Гопала, пока не увидят Его своими глазами. «Но даже если Гопал остановится здесь, – подумал он, – бояться всё равно нечего».

С этой мыслью юноша обернулся и увидел, что Гопал, Верховная Личность Бога, стоит и улыбается. Господь сказал брахману: «Теперь можешь идти домой. Я останусь здесь и не пойду дальше». Тогда юный брахман отправился в деревню и рассказал всем, что Гопал пришёл. Эта новость привела людей в изумление. Все жители деревни отправились посмотреть на Гопала-Свидетеля. Увидев, что Господь действительно стоит на том месте, они простёрлись перед Ним ниц. Пришедшие были очарованы красотой Гопала, а когда они узнали, что Он проделал весь путь пешком, то удивлению их не было конца. Тогда счастливый старик подошёл к Гопалу и упал перед Ним, словно палка.

Так Господь Гопал подтвердил перед всеми, что старый брахман действительно пообещал выдать свою дочь за юного брахмана.

После свадебного обряда Господь сказал обоим брахманам: «Жизнь за жизнью вы – Мои вечные слуги. Я очень доволен вашей правдивостью. Теперь вы можете просить у Меня что угодно». С огромным удовольствием оба брахмана попросили у Господа благословение. Брахманы сказали: «Пожалуйста, останься здесь, чтобы люди всего мира узнали, как милостив Ты к Своим слугам».

Господь Гопал согласился остаться там, и оба брахмана стали Ему служить. С тех пор, прослышав об этом случае, множество людей начало приходить из разных земель, чтобы увидеть Гопала. В конце концов, чудесную историю о приходе Гопала услышал правитель этой страны. Он тоже пришёл посмотреть на Гопала и получил от этого огромное удовольствие. Царь воздвиг храм, в котором началось ежедневное поклонение Гопалу. С тех пор Божество это прославилось под именем Сакши-Гопала [Гопала-Свидетеля].

Так Сакши-Гопал остался в Видьянагаре и долгое время принимал там поклонение.

…………………………………...............

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Истории