?

"Дурваса Муни гневается на Амбаришу Махараджа".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 127. Опубликовано: 29-11-2022, 12:43

Дурваса Муни гневается на Амбаришу Махараджа

Пересказ истории из «Шримад-Бхагаватам»

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Из книги «Дурваса Муни и его ашрам»

 

Прошло детство Дурвасы. Он подрос. По указанию родителей, он пе­рестал есть и пить, полностью отдавшись суровым аске­зам. С помощью восьми методов йоги (яма, нияма, асана, пра- наяма, пратьяхара, дхъяна, дхарана, самадхи), Дурваса достиг многих мистических совершенств и прославился в мире как со­вершенный йог. Всё сказанное им непременно сбывалось. У не­го появилось множество учеников.

Дурваса Муни построил себе хижину на берегу Ямуны и по­селился в ней. Иногда из необходимости или по своей доброй во­ле, он отправлялся в путешествие. Многие знаменитые мудрецы приходили к ашраму Дурвасы, желая встретиться с ним. Запря­танная в зарослях на берегу Ямуны, его тихая обитель излучала особое очарование. Вокруг паслись резвые олени, грациозно тан­цевали павлины, а на ветвях деревьев пели кукушки. Звери и птицы обитали в лесной кундже Дурвасы, не боясь людей. Реч­ную гладь Ямуны покрывал ковёр благоухающих лотосов; до аш­рама доносилось ласковое журчание её вод.

На противоположном берегу реки находился ашрам Амбариши Махара­джа. Великий царь жил здесь, совершая садхана-бхаджан вдали от столицы своей империи и царского дворца. Од­нажды Амбариша следовал обету Двадаши, отказавшись от пищи и воды. Кроме того, он не спал в течение всей ночи и повторял имена Господа Хари. Утром следующего дня, исполнив ежеднев­ные обязанности — омовение, произнесение гаятри-мантр, ар чана-пуджу, почитание вайшнавов, брахманов и гостей,— он ре­шил прервать свой пост, приняв маха-прасад Бхагавана. Это не­обходимо было сделать в точно отведённое время,— в течение двух часов после восхода солнца. Уже оставалось не так много времени, чтобы Амбариша Махарадж мог исполнить задуман­ное, когда на пороге его дома появился Дурваса Риши. Увидев мудреца, царь несказанно обрадовался и обратился к святому с такими словами: «О великий мудрец! Мне необычайно повез­ло — в мой дом сегодня пришёл столь великий гость! Пожалуй­ста, милостиво прими прасад». Дурваса был непредсказуем, кто мог предположить, что у него на уме? Мудрец сказал: «Я ещё не завершил своих ежедневных обязанностей — не принял омове­ния и не повторил мантры гаятри. Сначала я отправлюсь на Ямуну, а затем, исполнив все необходимые ритуалы, вернусь, что­бы принять прасад».

Сказав это, Дурваса удалился на берег Ямуны. Время прерыва­ния поста стремительно приближалось, но риши не возвращался. Амбариша Махарадж рассуждал о том, как ему теперь поступить. Если бы он прервал пост, не накормив перед этим гостя-брахмана, на его совести оказался бы грех непочтительного отно­шения к столь возвышенной душе. Амбариша Махарадж не мог нарушить правила этикета. Кроме того, если бы риши не был удовлетворён, он мог бы проклясть Амбаришу Махараджа. С дру­гой стороны, царь не хотел нарушить предписания Двадаши, что­бы не повредить лиану преданности в своём сердце (бхакти-лату). Он стал советоваться со знающими брахманами, которые практиковали рядом, где находилось жилище Махараджа. Обсудив дилемму с брахманами-пандитами, которым бы­ли известны законы дхармы, он решил прервать пост, приняв одну каплю чаранамриты. В священных писаниях говорится, что лю­ди, соблюдающие пост на еду и воду, могут прервать его следую­щим утром с помощью чаранамриты или других напитков. Од­нако тот, кто принимает твёрдую пищу, например фрукты, долж­ен прерывать пост зёрнами, которые были предложены Бхагавану. Никогда не следует пренебрегать правилами преданного слу­жения, иначе лиана бхакти будет уничтожена или повреждена.

Решив, что духовные правила являются приоритетными, Ма­харадж Амбариша вышел из поста с помощью чаранамриты. Сделав это, он, казалось бы, разрешил дилемму — пост Двадаши был прерван и не прерван одновременно. Чтобы защитить свою духовную жизнь, человек может пренебречь обязанностями мир­ской дхармы. Но как только это произошло, появился Дурваса Муни. С помощью своей мистической силы он понял, что Маха­радж Амбариша прервал пост, и сердце его охватил гнев.

Пы­лая неистовой яростью, Дурваса прокричал: «О низкий атеист! Ты пригласил меня принять прасад в своём доме, но не дож­давшись гостя, поел сам. Теперь я сурово накажу тебя!» Произ­неся проклятие, грозный риши вырвал клок спутанных волос из своей головы и бросил его на землю. Огромная огненная демоница Критья проявилась из волос Дурвасы и бросилась на царя, готовая превратить его в пепел. Но Махарадж Амбариша остал­ся стоять неподвижно, смиренно сложив ладони. Он был абсо­лютно бесстрашен благодаря своей исключительной преданности Бхагавану.

В это мгновение Бхагаван, чьё сердце всегда пребывает на сторо­не шуддха-бхакт, отправил сударшана-чакру на помощь Своему предан­ному. Оружие Господа в одно мгновение сожгло огненную ракшаси Критью, а затем грозно полетело к Дурвасе. Перепугавшись, тот бросил­ся наутёк. Могущественный риши, пытаясь спастись от пламени диска Господа Вишну, обежал всю вселенную, все четырнадцать планетных систем, и в конце концов прибыл на Шива-локу, при­пав там к стопам Шанкары в надежде найти спасение. Всё это время сударшана-чакра неотвратимо преследовала его по пятам. Увидев риши, Шанкара сказал ему: «О Дурваса, ты очень странный человек. Ради чего ты стал спорить с Амбаришей? Разве ты не знаешь о его безграничной славе? Прости, Дурваса, я не в силах помочь тому, кто нанёс оскорбление преданному Господа Хари. Немедленно отправляйся к Бхагавану Вишну(1); это Его чакра и только Он может спасти тебя».

Дурваса, следуя со­вету Шанкары, стремглав бросился на Вишнулоку. Пав к стопам Бхагавана, Дурваса стал истово молиться: «Прабху! Пожалуйста, спаси меня! Моё положение безнадёжно. Никто кроме Тебя не защитит меня в этом мире. Я предался Тебе всей душой. Ты столь добр к тем, кто предан Тебе. Поэтому, пожалуйста, за­щити меня». Бхагаван Вишну отвечал: «О риши, Я не смогу за­щитить тех, кто враждебен к Моим преданным. Я живу в их сердцах, а они — в Моём сердце! Я не могу оставить Своих пре­данных, поскольку нахожусь в их власти. Только преданный, чьи стопы ты оскорбил, способен простить тебя. Я же — нет. Поэто­му если ты желаешь спасения, возвращайся к Амбарише Махараджу и проси прощения у него».

Выслушав слова Бхагавана Виш­ну, Дурваса испытал глубокое отчаяние. Не видя иного выхода, он решил вернуться к Амбарише. Когда царь увидел Дурвасу, он, сложив ладони, смиренно и с почтением поприветст­вовал его. Однако риши упал к стопам Амбариши и сам стал умолять его о прощении и спасении своей жизни. Ма­харадж Амбариша вознёс молитвы сударшана-чакре и тем са­мым успокоил оружие Вишну. Видя небывалую славу и могущество предан­ных Всевышнего Господа, Дурваса, полный удивления, сказал: «О как я удач­лив! Сегодня я узнал о величии преданных Бхагавана Анантадевы. О царь! Хотя я оскорбил тебя, ты, тем не менее, желал мне только блага. Разве есть что-либо невозможное в этом мире для тех садху, которые силой своей према-бхавы крепко держатся за лотосные стопы Бхакта-ватсалы(2), Бхагавана Шри Хари? Махатмы, которые служат лотосным стопам Тиртхапады Бхагавана(3), столь чисты, что способны отвергнуть всё, что существует в материальном мире, а их благоприятные наставления очищают сердца всех остальных. По­этому преданные Вишну, обладающие высшим сокровищем, не стремятся ни к чему иному! О Амбариша Махарадж, ты был столь добр ко мне! Не принимая во внимание совершённого мной оскорбления, ты спас мою жизнь».

Пока Дурваса скитался по вселенной в страхе за себя, Амбариша Махарадж не брал в рот ни крошки. Он стоял непо­движно, ожидая возвращения Дурвасы. Увидев мудреца, в пер­вую очередь он склонился к его стопам, а затем угостил его прасадом с большой любовью. Довольный предложенными яствами и при­ёмом, с большим смирением Дурваса сказал: «О царь, теперь и ты отведай пищи». Удовлетворённый и счастливый, Дурваса стал петь ставы, прославляющие Амбаришу Махараджа, а затем вер­нулся в свой ашрам.

С этого времени Махариши Дурваса стал равнодушен к брахма-гьяне(4) и к восьмиступенчатой практике йоги. Узнав о славе чи­стых преданных Бхагавана, он развил вкус к практике бхакти.

………………………………….…..

1) Дурваса посетил Прапанчика-Вайкунтху, обитель Вишну, которая находилась в области материальной Вселенной.

2) Бхакта-ватсала – «Тот, кто заботится и защищает своих преданных». Эпитет, используемый по отношению к гуру, садху и Бхагавану.

3) Тиртхапада – «Тот, чьи стопы являются местом паломничества».

4) Брахма-гьяна – знание об имперсональном аспекте Абсолютной Истины. Познакомиться с кратким перечнем видов гьяны, можно пройдя по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/11194-gyana.html

 

Перевод: А. Куницин

Редакция: С. Бойденко, Ари Мардан д.

Пояснения и ссылки: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Истории