"Дурваса Муни гневается на Амбаришу Махараджа".
Дурваса Муни гневается на Амбаришу Махараджа
Пересказ истории из «Шримад-Бхагаватам»
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Из книги «Дурваса Муни и его ашрам»
Прошло детство Дурвасы. Он подрос. По указанию родителей, он перестал есть и пить, полностью отдавшись суровым аскезам. С помощью восьми методов йоги (яма, нияма, асана, пра- наяма, пратьяхара, дхъяна, дхарана, самадхи), Дурваса достиг многих мистических совершенств и прославился в мире как совершенный йог. Всё сказанное им непременно сбывалось. У него появилось множество учеников.
Дурваса Муни построил себе хижину на берегу Ямуны и поселился в ней. Иногда из необходимости или по своей доброй воле, он отправлялся в путешествие. Многие знаменитые мудрецы приходили к ашраму Дурвасы, желая встретиться с ним. Запрятанная в зарослях на берегу Ямуны, его тихая обитель излучала особое очарование. Вокруг паслись резвые олени, грациозно танцевали павлины, а на ветвях деревьев пели кукушки. Звери и птицы обитали в лесной кундже Дурвасы, не боясь людей. Речную гладь Ямуны покрывал ковёр благоухающих лотосов; до ашрама доносилось ласковое журчание её вод.
На противоположном берегу реки находился ашрам Амбариши Махараджа. Великий царь жил здесь, совершая садхана-бхаджан вдали от столицы своей империи и царского дворца. Однажды Амбариша следовал обету Двадаши, отказавшись от пищи и воды. Кроме того, он не спал в течение всей ночи и повторял имена Господа Хари. Утром следующего дня, исполнив ежедневные обязанности — омовение, произнесение гаятри-мантр, ар чана-пуджу, почитание вайшнавов, брахманов и гостей,— он решил прервать свой пост, приняв маха-прасад Бхагавана. Это необходимо было сделать в точно отведённое время,— в течение двух часов после восхода солнца. Уже оставалось не так много времени, чтобы Амбариша Махарадж мог исполнить задуманное, когда на пороге его дома появился Дурваса Риши. Увидев мудреца, царь несказанно обрадовался и обратился к святому с такими словами: «О великий мудрец! Мне необычайно повезло — в мой дом сегодня пришёл столь великий гость! Пожалуйста, милостиво прими прасад». Дурваса был непредсказуем, кто мог предположить, что у него на уме? Мудрец сказал: «Я ещё не завершил своих ежедневных обязанностей — не принял омовения и не повторил мантры гаятри. Сначала я отправлюсь на Ямуну, а затем, исполнив все необходимые ритуалы, вернусь, чтобы принять прасад».
Сказав это, Дурваса удалился на берег Ямуны. Время прерывания поста стремительно приближалось, но риши не возвращался. Амбариша Махарадж рассуждал о том, как ему теперь поступить. Если бы он прервал пост, не накормив перед этим гостя-брахмана, на его совести оказался бы грех непочтительного отношения к столь возвышенной душе. Амбариша Махарадж не мог нарушить правила этикета. Кроме того, если бы риши не был удовлетворён, он мог бы проклясть Амбаришу Махараджа. С другой стороны, царь не хотел нарушить предписания Двадаши, чтобы не повредить лиану преданности в своём сердце (бхакти-лату). Он стал советоваться со знающими брахманами, которые практиковали рядом, где находилось жилище Махараджа. Обсудив дилемму с брахманами-пандитами, которым были известны законы дхармы, он решил прервать пост, приняв одну каплю чаранамриты. В священных писаниях говорится, что люди, соблюдающие пост на еду и воду, могут прервать его следующим утром с помощью чаранамриты или других напитков. Однако тот, кто принимает твёрдую пищу, например фрукты, должен прерывать пост зёрнами, которые были предложены Бхагавану. Никогда не следует пренебрегать правилами преданного служения, иначе лиана бхакти будет уничтожена или повреждена.
Решив, что духовные правила являются приоритетными, Махарадж Амбариша вышел из поста с помощью чаранамриты. Сделав это, он, казалось бы, разрешил дилемму — пост Двадаши был прерван и не прерван одновременно. Чтобы защитить свою духовную жизнь, человек может пренебречь обязанностями мирской дхармы. Но как только это произошло, появился Дурваса Муни. С помощью своей мистической силы он понял, что Махарадж Амбариша прервал пост, и сердце его охватил гнев.
Пылая неистовой яростью, Дурваса прокричал: «О низкий атеист! Ты пригласил меня принять прасад в своём доме, но не дождавшись гостя, поел сам. Теперь я сурово накажу тебя!» Произнеся проклятие, грозный риши вырвал клок спутанных волос из своей головы и бросил его на землю. Огромная огненная демоница Критья проявилась из волос Дурвасы и бросилась на царя, готовая превратить его в пепел. Но Махарадж Амбариша остался стоять неподвижно, смиренно сложив ладони. Он был абсолютно бесстрашен благодаря своей исключительной преданности Бхагавану.
В это мгновение Бхагаван, чьё сердце всегда пребывает на стороне шуддха-бхакт, отправил сударшана-чакру на помощь Своему преданному. Оружие Господа в одно мгновение сожгло огненную ракшаси Критью, а затем грозно полетело к Дурвасе. Перепугавшись, тот бросился наутёк. Могущественный риши, пытаясь спастись от пламени диска Господа Вишну, обежал всю вселенную, все четырнадцать планетных систем, и в конце концов прибыл на Шива-локу, припав там к стопам Шанкары в надежде найти спасение. Всё это время сударшана-чакра неотвратимо преследовала его по пятам. Увидев риши, Шанкара сказал ему: «О Дурваса, ты очень странный человек. Ради чего ты стал спорить с Амбаришей? Разве ты не знаешь о его безграничной славе? Прости, Дурваса, я не в силах помочь тому, кто нанёс оскорбление преданному Господа Хари. Немедленно отправляйся к Бхагавану Вишну(1); это Его чакра и только Он может спасти тебя».
Дурваса, следуя совету Шанкары, стремглав бросился на Вишнулоку. Пав к стопам Бхагавана, Дурваса стал истово молиться: «Прабху! Пожалуйста, спаси меня! Моё положение безнадёжно. Никто кроме Тебя не защитит меня в этом мире. Я предался Тебе всей душой. Ты столь добр к тем, кто предан Тебе. Поэтому, пожалуйста, защити меня». Бхагаван Вишну отвечал: «О риши, Я не смогу защитить тех, кто враждебен к Моим преданным. Я живу в их сердцах, а они — в Моём сердце! Я не могу оставить Своих преданных, поскольку нахожусь в их власти. Только преданный, чьи стопы ты оскорбил, способен простить тебя. Я же — нет. Поэтому если ты желаешь спасения, возвращайся к Амбарише Махараджу и проси прощения у него».
Выслушав слова Бхагавана Вишну, Дурваса испытал глубокое отчаяние. Не видя иного выхода, он решил вернуться к Амбарише. Когда царь увидел Дурвасу, он, сложив ладони, смиренно и с почтением поприветствовал его. Однако риши упал к стопам Амбариши и сам стал умолять его о прощении и спасении своей жизни. Махарадж Амбариша вознёс молитвы сударшана-чакре и тем самым успокоил оружие Вишну. Видя небывалую славу и могущество преданных Всевышнего Господа, Дурваса, полный удивления, сказал: «О как я удачлив! Сегодня я узнал о величии преданных Бхагавана Анантадевы. О царь! Хотя я оскорбил тебя, ты, тем не менее, желал мне только блага. Разве есть что-либо невозможное в этом мире для тех садху, которые силой своей према-бхавы крепко держатся за лотосные стопы Бхакта-ватсалы(2), Бхагавана Шри Хари? Махатмы, которые служат лотосным стопам Тиртхапады Бхагавана(3), столь чисты, что способны отвергнуть всё, что существует в материальном мире, а их благоприятные наставления очищают сердца всех остальных. Поэтому преданные Вишну, обладающие высшим сокровищем, не стремятся ни к чему иному! О Амбариша Махарадж, ты был столь добр ко мне! Не принимая во внимание совершённого мной оскорбления, ты спас мою жизнь».
Пока Дурваса скитался по вселенной в страхе за себя, Амбариша Махарадж не брал в рот ни крошки. Он стоял неподвижно, ожидая возвращения Дурвасы. Увидев мудреца, в первую очередь он склонился к его стопам, а затем угостил его прасадом с большой любовью. Довольный предложенными яствами и приёмом, с большим смирением Дурваса сказал: «О царь, теперь и ты отведай пищи». Удовлетворённый и счастливый, Дурваса стал петь ставы, прославляющие Амбаришу Махараджа, а затем вернулся в свой ашрам.
С этого времени Махариши Дурваса стал равнодушен к брахма-гьяне(4) и к восьмиступенчатой практике йоги. Узнав о славе чистых преданных Бхагавана, он развил вкус к практике бхакти.
………………………………….…..
1) Дурваса посетил Прапанчика-Вайкунтху, обитель Вишну, которая находилась в области материальной Вселенной.
2) Бхакта-ватсала – «Тот, кто заботится и защищает своих преданных». Эпитет, используемый по отношению к гуру, садху и Бхагавану.
3) Тиртхапада – «Тот, чьи стопы являются местом паломничества».
4) Брахма-гьяна – знание об имперсональном аспекте Абсолютной Истины. Познакомиться с кратким перечнем видов гьяны, можно пройдя по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/11194-gyana.html
Перевод: А. Куницин
Редакция: С. Бойденко, Ари Мардан д.
Пояснения и ссылки: Ари Мардан д.