"Испытание на честность".



Испытание на честность
Пересказ Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа
Один человек поддерживал свою семью тем, что в джунглях срубал сухие деревья, а затем их продавал. Однажды, увидев дерево на берегу реки, он начал его рубить. К несчастью, его топор выскользнул из рук и скатившись с пологого берега реки упал на дно водоёма. Дровосек с тяжестью на сердце начал размышлять: «Сегодня я попал в большую беду: мой топор потерян, и поскольку я не принесу дрова домой, которые я мог бы продать и выручить с этого деньги, я не смогу купить рис, дал и прочие продукты для моей семьи. Как я могу прийти домой с пустыми руками?» Думая об этом, он начал горько плакать.
Услышав его жалкий плач, полубог воды — Шри Варунадев, вышел из воды и спросил:
— Почему ты так горько плачешь?
— Я думал, если я срублю это большое дерево и продам дрова, то смогу обеспечить поддержание членов моей бедной семьи в течение многих дней. Я был охвачен жадностью, которая затмила мой разум, поэтому удача отвернулась от меня. В результате, топор, который являлся моим единственным богатством, выскользнул из моих рук и упал в глубокую реку. Я не могу достать свой топор, потому что эта река быстротечна и глубока. Теперь я даже боюсь возвращаться домой, так как знаю, что мои дети останутся голодными и будут плакать. Я не вижу никакого решения в моей беде».
Выслушав печальные слова дровосека, Варуна погрузился в воду. Спустя какое-то время он появился с золотым топором в одной руке и серебряным в другой. Он спросил дровосека:
— Является ли какой-то из топоров твоим?
— О, Дева, ни один из топоров не является моим. У меня даже еды в доме не хватает, что уж говорить о том, чтобы иметь топор из золота или серебра?!
Услышав его слова, Варунадев вновь вошёл в воду и вернулся с золотым и железным топором, принадлежащим дровосеку. Полубог воды вновь спросил несчастного дровосека, принадлежит ли какой-либо из топоров ему. Дровосек ответил:
— Железный топор был моим, но теперь, находясь в ваших руках, он отныне принадлежит вам. Если вы будете милостивы и отдадите топор мне на время, который прежде был моим, то я нарублю немного дров и продам их. Благодаря этому я смогу купить необходимые продукты для моей семьи.
Варунадев был очень доволен поведением дровосека, который хотя и нуждался в самом необходимом, но при этом остался правдивым. Безукоризненно следуя пути дхармы, дровосек отдал все три топора Варуне: золотой, серебряный, а также его собственный — железный топор. Увидев праведность этого человека, Варунадев сказал:
— Сегодня тебе не нужно рубить и продавать дрова, поскольку уже поздно. Иди к ювелиру, продай ему немного золота и серебра и на эти деньги купи для семьи необходимые продукты, такие, как рис, дал, соль и т.д., и затем принеси их поскорее домой. Также я хочу тебя попросить: никому не говори о том, что сегодня произошло, и кого ты видел.
Когда дровосек вернулся домой с большой сумкой еды, члены его семьи были очень рады это увидеть. Около двух месяцев он с лёгкостью поддерживал свою семью, просто продавая маленькие частички этих драгоценных топоров.
Обычно его жена ходила мыть кастрюли к пруду неподалёку от дома. Там она встречалась со своими соседками и вела с ними житейские разговоры. В один из дней жена соседа сказала ей:
— Мы видим, что твой муж больше не ходит рубить дрова в джунгли, но вся твоя семья по-прежнему хорошо живёт и питается. Также, мы заметили, что в последние дни вы покупаете много домашней утвари. Как вам это удаётся?
Хотя дровосек ясно сказал своей жене, что Варунадев велел никому не раскрывать тайну о том, как он получил драгоценные топоры, но она не смогла удержаться. Супруга дровосека разболтала секрет мужа жене соседа. Затем она попросила сохранить это в тайне, так как знала, что её муж очень разгневается, если услышит об этом от кого-либо.
Но жена соседа тоже не смогла удержаться и рассказала об этом необычном случае своему мужу, который тоже был дровосеком. Следующим утром сосед-дровосек проснулся рано и быстро отправился на ту же реку со своим топором. Там он начал разыгрывать ситуацию, будто с большим трудом пытается срубить сухое дерево, а затем намеренно уронил топор в реку. Затем он притворился, что громко плачет. Услышав его наигранный плач, Варунадев вышел из воды. Выслушав его, повелитель воды погрузился в пучину бурной реки, а затем явился из неё с серебряным и железным топором в руках. Он спросил дровосека:
— Какой топор принадлежит тебе?
Дровосек с радостью указал пальцем на серебряный топор.
Варуна вновь вошёл в воду и появился с железным и золотым топором в руках и вновь спросил дровосека:
— Принадлежит ли один из этих топоров тебе?
На что лицемерный дровосек ответил, что ему принадлежит золотой топор. Услышав эту ложь, Варунадев исчез в воде, взяв с собой золотой, серебряный топор, а также железный топор, принадлежавший дровосеку. Больше полубог воды не появлялся на поверхности реки.
Каков вывод этой истории? Первый дровосек был простым, правдивым и бесхитростным человеком. Он был искренним последователем пути дхармы. Благодаря этим качествам, он обрёл милость Варуны. Тот вернул дровосеку не только железный топор, но и подарил золотой и серебряный. Второй же дровосек был лжецом, лицемером и мошенником, не следовавшим дхарме. Хотя внешне он совершал те же действия, что и искренний дровосек, но из-за своего недостойного поведения, он был лишён не только милости Варунадева, но потерял даже своё собственное богатство – железный топор.
Нелицемерный человек постепенно полностью освобождается от желания достижения дхармы, артхи, камы и мокши, желая только одного – совершать чистое, исполненное любви и преданности, служение Верховному Господу. Такая личность, несомненно обретёт божественную милость Господа, и тогда его жизнь станет успешной. В чьём сердце живёт двуличие и желание обретения дхармы, артхи, камы и мокши, лишается истинной милости Всевышнего, хотя внешне он и занимается так называемым «преданным служением».
Такой человек, подобно чистым преданным, внешне может быть практиковать такие составляющие бхакти, как шравана и киртана, но при этом остаётся лишённым их истинного плода. Это означает, что глубина внутреннего смысла священных писаний и суть божественных наставлений, описанных гуру и вайшнавами, не проявятся в его сердце.
Более того, такой человек потеряет накопленное ранее им сукрити. В результате совершения шраваны и киртаны в оскорбительном умонастроении, он легко обретёт объекты материального наслаждения, и тем самым сделает свою жизнь ещё более несчастной, чем прежде.
………………………………………..………………
Перевод: Манохари д.д.
Редакция: Ананга Манджари д.д., Ари Мардан д.