«Гита-мала», часть 4. "Садхарани саманджаса", песня 24.
Садхарани саманджаса
Махабхава
«Гита-мала»
Часть 4
Рупануга-бхаджана-дарпана
Песня 24
Шрила Бхактивинода Тхакур
1
садхарани саманджаса стхайи лабхе бхаба даша
кубджа ара махиши прамана
эка браджа-деби-гане маха-бхаба сангхатане
рудха адхирудха су-бидхана
Наивысшие пределы, которых может достичь стхайи-бхава, зависят от категории возлюбленных Кришны. Кубджа из Матхуры и 16000 цариц Двараки — примеры бхав, известных, соответственно, как садхарани (неглубокая влюбленность девушки) и саманджаса (постоянная любовь к супругу). Однако лишь гопи Враджи могут достичь высоких состояний махабхавы, два вида которой известны как рудха (развитый) и адхирудха (развитый в высшей степени).
2
нимешасахйата тайа хрин-матхане кхинна прайа
калпа кхана саукхйе шанкакула
атмабадхи бисмарана кхана калпа бибечана
джоге ба биджоге саматула
Признаки рудхи: неспособность от разлуки терпеть даже моргание глаз, способность заставить трепетать сердца окружающих, восприятие кальпы, проведённой с Шри Кришной, как одного мгновения и одного мгновения разлуки с Кришной как целой кальпы, чувство огромной боли от беспокойства за счастье Кришны и забвение даже самого себя. Все эти экстатические анубхавы рудхи можно пережить как во время встречи, так и в разлуке.
3
адхирудха бхабе пунах дви-пракара бхеда шуна
модана мадана наме кхйата
бишлеша дашате пунах модана хойа мохана
дибйонмада тахе хойа джата
А теперь послушайте, пожалуйста, о двух видах адхирудха махабхавы. Это модана и мадана. В разлуке с Кришной модана на определённом этапе являет себя как мохана, вызывая трансцендентное безумие, называемое дивйонмада.
4
дибйонмада дви-пракара читра-джалподгхурна ара
читра-джалпа баху-бидха тайа
моханете шри-радхара маданакхйа даша сара
нитйа-лиламойи бхаба пайа
Дивйонмада также бывает двух видов: 1) читра-джалпа (гневная речь) и 2) удгхурна (взволнованность). После того, как Шри Радха вкушает состояние моханы, к Ней приходит ещё более важное состояние, называемое мадана. Это вершина экстаза, которая питает поток Её вечных игр.
5
садхарани дхумайита саманджаса сада дипта
рудхе татходдипта самартхайа
шуддипта шри-радха-према джена удджвалита хема
моданади бхабе сада тайа
Возлюбленные в состоянии садхарани (например, Кубджа) обладают тлеющей любовью, саманджаса (например, царицы Двараки) — подобной пламени, а самартха (как гопи Враджи) испытывают пламенный экстаз. Всех их превосходит према Шри Радхи, ярко сияющая подобно ослепительному чистому золоту, потому что лишь в Её настроении присутствуют величайшие виды экстаза, на вершине которых являют себя модана и мадана.
………………………………………
Перевод: Гаятри д.д.
Редакция: Ари Мардан д.