Шри Радха-Винода-бихари-таттва-аштака.
Шри Радха-Винода-бихари-таттваштака
Почему тело Кришны стало золотистого цвета
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами
[размер: ануштубх]
1
радха-чинта-нивешена
йасйа кантир вилопита
шри-кришна-чаранам ванде
радхалингита-виграхам
Я поклоняюсь лотосным стопам Шри Кришны, который в разлуке со Шримати Радхикой (когда Она являет ман, ревнивый гнев) меняет Свой тёмный цвет тела на Её сияющий золотистый цвет. [Или: Я поклоняюсь лотосным стопам Шри Кришны, которого заключила в объятия Шримати Радхика (после того, как сменила гнев на милость)].
2
севйа-севака-самбхоге
двайор бхедах куто бхавет
випраламбхе ту сарвасйа
бхедах сада вивардхате
При встрече Шри Кришна (севья, или тот, кто принимает служение от севаки) и Шримати Радхика (севака, или та, кто всегда служит севье) не видят разницы между Собой. Это осознание проявляется в разлуке (випраламбхе) [Севья — это бхокта-бхагаван, или Тот, кто всегда наслаждается, а севака — это бхогья, или объект наслаждения. При встрече севья и севака не чувствуют различия (бхеды) между Собой. В это время Они неотличны друг от друга (абхеда). Но в разлуке Они сразу начинают ощущать это различие].
3
чил-лила-митхунам таттвам
бхедабхедам ачинтйакам
шакти-шактиматор аикйам
йугапад вартате сада
Силой Своей ачинтья-шакти Божественная Чета — шакти (энергия) и шактиман (повелитель энергии), который являет бесчисленные трансцендентные лилы, — навеки остаются отделёнными друг от друга, и в то же время Они едины [Пара-таттва не может существовать без шакти. Когда Шакти и Шактиман объединяются в одной сварупе (теле), проявляется Гаура-таттва. А когда Они разделяются на две сварупы, Кришна как лила-пурушоттама наслаждается лилами со Шримати Радхикой].
4
таттвам экам парам видйал
лилайа тад двидха стхитам
гаурах кришнах свайам хй этад
убхав убхайам апнутах
Высшая Истина едина, но при этом Она являет Свои лилы в двух образах: как Шьямасундара Кришна и Шри Гаурасундара. Это один и тот же Сваям Бхагаван (и Его на первый взгляд взаимоисключающие качества прекрасно сочетаются друг с другом благодаря Его ачинтья-шакти) [Слово варна (цвет тела) в пятом стихе и слово гуна (свойство) в шестом указывают на то, что шри гаура-таттва занимает такое же положение, что и шри кришна-таттва].
5
сарве варнах йатравиштах
гаура-кантир викашате
сарва-варнена хинас ту
кришна-варнах пракашате
Если смешать все цвета, проявится золотой цвет (гаура-канти) [Например, в свете солнца присутствуют все цвета, но мы видим только золотой]. А чёрный цвет (шьяма-канти) – это полное отсутствие цвета.
6
сагунам ниргунам таттвам
экам эвадвитийакам
сарва-нитйа-гунаир гаурах
кришнау расас ту ниргунаих
Проявляется ли Высшая Истина как сагуна (обладающая всеми божественными свойствами — гаура-канти) или ниргуна (свободная от материальных качеств — шьяма-канти), между данными проявлениями нет разницы. Шри Гаурасундара обладает всеми вечными божественными качествами, а Шри Кришна, олицетворение расы, полностью свободен от всего материального.
7
шри кришнам митхунам брахма
тйактва ту ниргунам хи тат
упасате мриша виджнах
йатха тушавагхатинах
Шри Кришна и Шри Гауранга суть Верховный Брахман (Пара-брахман). Те, кто отказывается служить Им и вместо этого поклоняется безличному Брахману, никогда не обретут истинного освобождения (вимукти). Это всё равно что пытаться получить рис, обмолачивая пустую шелуху. Единственной наградой им будет тяжёлый и бесполезный труд.
8
шри винода-вихари йо
радхайа милито йада
тадахам ванданам курйам
сарасвати-прасадатах
Я поклоняюсь Шри Винода-бихари и Шримати Радхике и по милости моего Гурудева, Шрилы Сарасвати Прабхупады, получаю Их даршан в часы Их встреч.
9
ити таттвашакам нитйам
йах патхет шраддхайанвитах
кришна-таттвам абхиджнайа
гаура-паде бхавен матих
Тот, кто ежедневно с глубокой верой повторяет эту аштаку, в совершенстве постигнет кришна-таттву и узрит в медитации лотосные стопы Шри Гаурасундары.
……………………………………………
Редакция: Ари Мардан д.